Философия г гегеля – Тема 17. Философия Гегеля

Философия г.В.Ф. Гегеля

Высшим достижением немецкого классического идеализма является философия Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), получившая название системы абсолютного идеализма. Она изложена в следующих важнейших произведениях: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика» и др.

Основные принципы своей идеалистической системы и диалектического метода Гегель изложил в развернутой форме сначала в «Феноменологии духа». Ее предметом было описание поступательного шествия сознания от низшей ее формы, т.е. чувственной достоверности, до абсолютного знания. Результатом этого шествия оказывается, по Гегелю, понятие науки, которая должна быть изложена как система.

На основе анализа «являющегося», «феноменологического знания» Гегель приходит к выводу, что основой мира является

абсолютная идея. Ее развитие происходит по принципу триады – тезис, антитезис и синтез.

В основу своей философской системы Гегель положил принцип тождества бытия и мышления, тождество это образует, по его мнению, субстанциальную основу мира. При этом мышление понимается не только как субъективная, человеческая деятельность, но и как независимая от человека объективная сущность, первооснова всего сущего. Объективно существующее мышление, называемое Гегелем абсолютной идеей, в ходе своего развития проходит ряд стадий, отчуждаясь в природу, а затем достигая высшей ступени развития — «абсолютного духа», т.е. человечества, человеческой истории.

Центральное место в философии Гегеля занимает логика, предметом которой является абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Логика включает учение о бытии, сущности и понятии. Логика начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия: чистое бытие, ничто, становление и т.д. В учении о сущности рассматривается проблема противоречия и связанные с нею категории. Понятие, согласно Гегелю, есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное, конкретные предметы и явления. Так, истинным бытием обладает понятие «плод», а не конкретные явления — яблоки, груши, миндаль.

Философия природы посвящена инобытию идеи или природы. Поскольку в природе идея существует как отчужденная, то развитие есть становление этой идеи. Идею развития Гегель применяет только к явлениям духовного порядка. Движение идеи в природе идет от абстрактного к конкретному. В соответствии с этим «философия природы» распадается на три раздела: механику, физику и органику.

Поскольку природа является чужой средой для идеи, то последняя стремится снова возвратиться в адекватную ей стихию. Отсюда завершающей частью гегелевской системы является

философия духа, в которой выделяются три раздела: учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Объективный дух, согласно Гегелю, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь, нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство. Новой стадией развития объективного духа является всемирная история.

Абсолютный дух проходит в своем развитии три ступени: искусство, религию и философию. Эти формы самосознания духа являются завершением развития абсолютной идеи. В философии идея познает саму себя, соединяя конец абсолютной идеи с ее началом. Таким образом, в философской системе Гегеля раскрывается сложный путь развития абсолютной идеи.

Философское учение Гегеля, изображающее деятельное самопознание абсолютного духа, оказалось самой грандиозной идеалистической системой, какую знала мировая философия. Вместе с тем она страдала внутренней противоречивостью, которая заключается в соединении противоположных сторон — революционного метода и консервативной системы.

Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного, абсолютного, все согласно ему подвержено непрерывному процессу возникновения и уничтожения, бесконечному восхождению от низшего к высшему. Однако над этим методом довлеет система, которая по установившейся традиции должна была завершиться абсолютной истиной. Объявив свою философию абсолютной истиной, Гегель положил конец процессу развития в области познания и истории.

Когда Гегель говорил о предшествующих ему философских системах, то он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание развивается, постоянно обогащается. Свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая ее как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового духа.

54

studfiles.net

Философия Г. Гегеля. Система и метод.


Стр 1 из 2Следующая ⇒

Философия Г. Гегеля. Система и метод.

Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Система философии Гегеля состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в «Науке логики» — Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Учение о природе изложено им во второй части системы — в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.

Гегелевская теория общественной жизни составляет третью часть его системы — «Философию духа». Здесь «абсолютная идея» становится по Гегелю «абсолютным духом».

Философская система делится Гегелем на три части:

· логика

· философия природы

· философия духа

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Творческой силой Гегель признает лишь мысль, дух, идеальное. Он утверждал в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух».

«Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель — в самопознании.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

Движение «абсолютной идеи», а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития «абсолютной идеи», где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля. Восходящее движение «абсолютной идеи» прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

Метод философии Гегеля – диалектика.

Диалектика(искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

Основные законы диалектики:

· ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения.

· ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное — разумно, все разумное — действительно».

Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму — оптимистическая философия.

 

Сущность и происхождение сознания

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Сознание есть высшая форма психических отражений.
Источники сознания:
внешний предметный и духовный мир;
социо-культурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права, способы познавательной деятельности;

духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний;
макроструктурная природная система из множества нейронов, связей;
космическое информационно-смысловое поле, квантово-механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа — механизм захвата энергии.

Активность сознания проявляется в том, что оно:
1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность — в этом заключается смысл сознания.
Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).
Сознание ни сводимо, ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.
Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин
— теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическаяконцепция происхождения человека в акте божественного творения.
Материалистическая теория происхождения человека — эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин) — важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного — home sapiens.

 

Виды истин

Абсолютная истина

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название «абсолютная истина», отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что «всякая истина относительна», которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Относительная истина

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

 

Философия Г. Гегеля. Система и метод.

Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Система философии Гегеля состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в «Науке логики» — Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Учение о природе изложено им во второй части системы — в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.

Гегелевская теория общественной жизни составляет третью часть его системы — «Философию духа». Здесь «абсолютная идея» становится по Гегелю «абсолютным духом».

Философская система делится Гегелем на три части:

· логика

· философия природы

· философия духа

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Творческой силой Гегель признает лишь мысль, дух, идеальное. Он утверждал в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух».

«Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель — в самопознании.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

Движение «абсолютной идеи», а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития «абсолютной идеи», где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля. Восходящее движение «абсолютной идеи» прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

Метод философии Гегеля – диалектика.

Диалектика(искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

Основные законы диалектики:

· ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения.

· ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное — разумно, все разумное — действительно».

Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму — оптимистическая философия.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Философия Георга Гегеля

Содержание
1. Введение
2. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г.Гегеля
3. Диалектика Гегеля
4. Соотношение между методом и системой философии Гегеля
5. Заключение
6. Список литературы

Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в г. Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. Полу¬чил высшее образование по специальности теология и филосо¬фия. Около семи лет трудился в качестве домашнего учителя. После зашиты диссертации стал преподавателем университета. Преподавал в ряде университетов Германии, в том числе в Берлинском. Приобрел славу крупнейшего философа страны. Его философия пользовалась популярностью не только в Гер¬мании, но и в других странах Европы.
Оценивая свой вклад в развитие философии, Гегель писал, что его цель состояла в превращении философии «из любви к знанию в действительное научное знание, в научную систему». С этой целью он предпринял попытку обобщить всю историю западной философии, синтезировать рационалистическую гре¬ческую и религиозную средневековую философию. В своем учении Гегель проводил мысль о том, что философия тождест¬венна религии, у них общее содержание, потребности и инте¬ресы. Он выдвинул мысль о том, что вера — это тоже знание, только в своеобразной форме.
По своей обобщающей, синтезирующей силе гегелевская философия может сравниться только с учением Аристотеля, которое завершило развитие греческой философии.
Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логика. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».

1.Принцип тождества мышления и бытия в философии Гегеля

«Тождество» мышления и бытия Гегеля означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как творец бытия.
Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализа¬ции возможностей некоего мирового разума, ду-ха. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, иде¬альное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, — лишь ее блед¬ное отражение, следствие и результат ее активности.
Уже в первой своей работе «Жизнь Иисуса» Гегель изобра¬зил Бога как проповедника нравственности, опирающегося, прежде всего на разум. Чистый, не знающий пределов разум, по мысли Гегеля, и есть само божество. «Идея в высшем ее значении, Бог, есть истинно истинное». Уже в первых работах Гегеля обнаружилась центральная мысль всей его философской системы: абсолютизация идеального, отождествление категорий мышления и Бога.
Конечно, Бог, о котором идет речь в философии Гегеля, не вполне соответствует официальной религиозной догматике, не совсем традиционен. Гегелевские представления о Боге очень близки к пантеизму, основы которого были заложены еще Дж. Бруно и Б. Спинозой. Как и для этих философов, Бог для Гегеля — общая субстанция, растворенная во всем. Но для Ге¬геля лишь в сфере идеального, в форме мышления Бог высту¬пает в наиболее чистом виде. Именно поэтому философия и религия близки, имеют один и тот же предмет — абсолют, чис¬тую идею, Бога.
Гегель вошел в историю философии в качестве создателя самой обширной философской системы. Наиболее полное и целостное изложение ее содержится в его фундаментальной работе «Энциклопедия философских наук» (1817), которую в последующих изданиях называли «Система философии», что более точно отражает замысел автора.
Гегель подразделяет «Энциклопедию» на три части: логику, философию природы и философию духа. Этот порядок следо¬вания частей «Энциклопедии» в точности соответствует логиче¬ской последовательности проблем, рассматриваемых в фило¬софской системе Гегеля.
В этой и ряде других работ Гегель представил развитие при¬роды, общества и культуры как единый, целостный процесс. Основу его составляет развитие абсолютной идеи, высшей суб¬станции, божественной силы.
Вот еще на одном конкретном примере рассмотрим тождество мышления Гегеля. Возьмем одну из ранних работ Гегеля – «Феноменологию духа» (1807), которую принято считать ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя. Содержание этой книги составляет своеобразно понятая история познания. Но история не в привычном смысле слова, а в гегелевском, то есть некая схема логического развития познания от самой низшей его формы – чувственной достоверности до предельно возможной – «абсолютного знания». Не забудем, что по Гегелю, есть проявление или воплощение мирового духа. Только на первых парах оно (сознание) об этом не догадывается и поэтому смотрит на вещи как на чуждую ему телесность, то есть нечто такое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свое внимание на себя, становясь объектом познания себя самого, «самосознанием». Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным, практически действующим, творящим. Именно это помогает ему постичь свою всеобщность, увидеть в себе всю полноту реальности и перебраться на следующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство и даже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии:

• Логика — безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

• Природа — понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;

• Дух — история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума — в самопознании.

Таким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. В целом, конструкция получилась хотя и цельной, завершенной, но довольно громоздкой, неудобной и не очень-то внятной: какой-то «дух», как в сказках, мистическим образом сама себя (и других) творящая, да еще и стремящаяся к познанию своего творения «абсолютная идея» и т.п. Попробуем отыскать в этой причудливой гегелевской терминологии какой-либо приемлемый смысл.
Если слегка поразмышлять над устройством мироздания в целом, то легко заметить, что мир, в котором мы живем, достаточно упорядочен, организован, по-своему целесообразен и логичен, т.е. разумен. Все составные части его как-то очень ладно пригнаны друг к другу, в явлениях любой природы обнаруживается необходимость, устойчивость, повторяемость, иначе — закономерность. Иными словами, в мире господствует некий естественный порядок и организованность, целесообразность, которые человечество пытается по мере сил понять и выразить в научных законах и целых теориях («…он [человек]…снимает с окружающего мира покров его живой, цветущей действительности и разлагает его в абстракции».) При этом любая теория ввиду принципиально неустранимой ограниченности человеческих сил и возможностей всегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна. Но миру-то нет никакого дела до наших ограниченных возможностей, он должен существовать и, очевидно, существует во всей абсолютной полноте своих законов, организации и порядка. Следовательно, налицо некий абсолют, явно превосходящий по своим параметрам все мыслимые резервы человеческих возможностей. Каков же философский статус этого абсолюта: к материальным или идеальным объектам его можно отнести? У Гегеля «родство» абсолютного начала реальности и человеческого сознания никаких сомнений не вызывало. Он считал, что характер реальности, составляющей основу нашего мира — духовный, т.е. сродни мышлению, разуму, абстракции.

2. Диалектика Гегеля

Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения» — этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. (под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей,т.е. становление и разрешение противоречий).

Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия».
Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Составляющая первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде — тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа — праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

«Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи — это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

Начинается, к примеру, логика Гегеля с категории «чистого бытия» — самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, оно существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории — «ничто» (ведь и ее мы практически никак не можем содержательно охарактеризовать). «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще».

Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», т.е. «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (т.е. некие пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

3.Соотношение между методом и системой философии Гегеля
Особую стройность, последовательность гегелевской систе¬ме придает присущий ей диалектический метод, т.е. подход ко всем явлениям — абсолютной идее, природе, обществу, культу¬ре, философии — с точки зрения их истории, возникновения и развития. Гегелевский метод называют иногда методом исто¬ризма, так как все вещи и явления рассматриваются с точки зрения их прошлого, настоящего и будущего.
Идея развития, как и идея единства мира, также не нова. Ее выдвинул еще Гераклит, поддерживали Демокрит, Платон и Аристотель. Однако и здесь Гегель внес весомый вклад, наполнив идею развития глубоким содержанием. Он сформулировал ряд законов процесса движения, изменения и развития. Глав¬ный из них, который иногда называют ядром диалектики, от¬вечает на вопрос об источнике, причине развития. Гегель ус-мотрел его не вне, а в самих вещах, в присущих им противопо¬ложностях. Противоречия служат как бы «мотором», импульсом развития и духа, и природы.
Система и метод Гегеля едины: философский метод Гегеля проявляется через его философскую систему, а главным основанием последней является диалектический метод Гегеля.
В философии Гегеля историческая линия развития рацио-налистической философии, начатая Р. Декартом и продолжен¬ная И. Кантом, достигла своей вершины. Гегелевская филосо¬фия — это апофеоз разуму. Но вместе с тем эта линия позво¬лила обнаружить и коренные недостатки, слабости данного фи¬лософского направления.
Первым недостатком является преувеличение, абсолютиза¬ция разума, познания, мышления, панлогизм, который сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям, понятиям, идеям, законам. Для гегелевского миропонимания характерно представление о неумолимости действия этих логи¬чески выведенных законов, которые способны командовать миром, подобно лихому генералу. «Я считаю, что мировой дух скомандовал времени: «Вперед!». Этой команде противятся, но целое движется, неодолимо и неприметно для глаз, все преодо¬левая и сметая на своем пути. Бесчисленные легковооруженные отряды бьются где-то на флангах, выступая «за» и «против», большая их часть вообще не подозревает, в чем дело, и только получает удары по голове как бы незримой дланью. И ничто не поможет им: ни пусканье пыли в глаза, ни хитроумные выход¬ки и выкрутасы. Фантастический колосс, именуемый абсолют¬ным разумом, ясно видит намеченную великую цель и желез¬ной поступью командора движется к ней, сметая все на своем и». Итак, по Гегелю, разум всесилен. Проблема пределов, аниц человеческого разума, столь глубоко и всесторонне ис-едованная великим предшественником Гегеля Кантом, была проигнорирована.
Другой недостаток гегелевской философии состоит в проявившемся в ней пренебрежении к реальному миру, который казался у Гегеля лишь вторичной формой бытия абсолютной идеи. Тем более в его системе не нашлось места для отдельно¬го, маленького человека, поскольку абсолютный дух реализовывал себя лишь через великих людей, таких, как Наполеон, которого Гегель и называл «мировым духом на коне». Неудиви¬тельно, что проблему соотношения личности и государства Ге¬гель решал безоговорочно в пользу государства, представляв¬шего, по его мнению, высшее выражение нравственной идеи. «Государство… есть абсолютная, неподвижная самоцель… И эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единич¬ным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства». Характерно, что венцом в развитии идеи государства является, по Гегелю, прусская монархия. Та-ким образом, в отличие от И. Канта, для которого высшей ценностью была человеческая свобода, а человек — самоцелью, у Гегеля он оказался всего лишь средством.

Заключение
Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что ему принадлежит одно из самых почетных мест в рядах гениев. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.
Философия Гегеля — это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

Список использованной литературы

1. Библер В.С. /Что есть философия? // Вопросы философии. 1995
2. Основы философских знаний. / Э.В.Островский /1998
3. Философия./под ред. В.Н.Лавриненко. 1998
4. История философии ./И.И Богута./1991
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. 2003.
6. Философия: Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, 2001.

Похожие материалы


alfa2omega.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *