3.4. Философия эпохи эллинизма (эпикуреизм, скептицизму кинизм и стоицизм) . Философия
С начала III в. до н. э. в античной философии параллельно существуют несколько школ: последователи Платона (академики) и последователи Аристотеля (перипатетики), а так же эпикурейцы, скептики, киники, стоики, киренаики и др.
Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341–270 гг. до н. э.) был, отчасти, эклектиком, но все звенья его учения были логически соединены в единую концептуальную цепь. В своей философии Эпикур объединяет учение милетцев о сущностях, гераклитово представление о вечном меняющемся мире, идеи пифагорейцев о политической мере (критерии) бытия, сенсуализм Аристотеля и атомизм Демокрита. Основной задачей философии Эпикур считал создание учения о правилах поведения, приводящих человека к счастью. Критерий счастья – мера удовольствия. Удовольствия подразделяются на три вида: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни не необходимые; не необходимые для жизни и не природные. Следует стремиться к первым, избегая остальных. Путь к счастью лежит через занятия философией. Эпикур призывает не откладывать эти занятия в юности и не уставать от них в старости: ведь «никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души»[11]. Конечной целью жизни мудрец считал устранение страдания и внутреннего беспокойства –
Натурфилософские взгляды Эпикура неотделимы от его этики. Человек свободен в рамках предложенных ему обстоятельств подобно тому, как свободны неделимые частицы, из которых состоят все вещи. Не обладая большой тяжестью, каждый при этом движется по своему собственному криволинейному пути. Идея о самодвижении атомов в природе, из которой вытекает идея свободы выбора человека, представляет собой неординарное дополнение атомистики Демокрита.
Школа скептиков, основанная Пирроном (365–275 гг. до н. э.), главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения, от безоговорочного предпочтения одного из двух равносильных или противоречащих друг другу суждений. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: «Из чего состоят вещи?», «Как мы должны к ним относится?», «Какую пользу мы получим из этого отношения?». Ответить на первый вопрос возможным не представляется, поскольку всякому утверждению может быть всегда противопоставлено противоположное. Из дилеммы вытекает ответ на второй вопрос: следует воздерживаться от однозначных оценок и суждений. Этот вывод, в свою очередь, определяет ответ на третий вопрос: пользой от воздержанности в суждениях будет безмятежное состояние души. Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно не познаваемы; он отрицал объективное существование добра и зла, не верил в возможность рационального обоснования моральных норм. В вопросах этики школа скептицизма акцентирует вопрос достижения «атараксии» – состояния невозмутимости.
Одна из наиболее известных в античном мире эпохи эллинизма философских школ – киники. Киническая философия в лице своего основателя Антисфена (ок. 450–360 гг. до н. э.) провозгласила тезис о необходимости полной автономии человека (он не должен ни от кого и ни от чего зависеть). Среди киников наиболее известен Диоген из Синопа (ум. ок. 330–320 гг. до н. э.). Завернувшись в лохмотья и переселившись в бочку, Диоген провозгласил себя «гражданином мира»: философ полагал, что человек должен жить в обществе, следуя только своим законам, т. е. не имея общины, дома, отечества. Нравственная позиция кинизма: «без общины, без дома, без отечества» – это, по сути, сознательный выбор асоциального статуса. Именно к кинизму восходит идея «гражданина мира» – парадигма космополитизма. Для кинизма характерен антигедонизм (гедонизм – учение, которое во главу угла ставит удовольствие) и отказ от социальной укорененности. Это объясняет идеал предельного бытового аскетизма киников вплоть до бездомного нищенства, поэтому часто термин киники истолковывают от греческого kinikos – собачий, как собачью жизнь или собачью философию.
Латиняне же называли киников циниками.Школа стоиков, тесно связанная своими идеями с философией киников, была основана Зеноном из Китиона (336–264 гг. до н. э.), которого иногда путают с Зеноном Элейским, автором уже приведенных выше апорий. При создании своей философской системы Зенон использовал идеи Гераклита, Аристотеля, этические взгляды кинической философии. Стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В связи с этим человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств. Живя в соответствии с законами общества, человек достигает внутреннего равновесия (апатии), а путь ее достижения – следование судьбе и долгу. В целом, в отличие от эпикурейской, этика стоиков является этикой долга. Идеи эпикуреизма, скептицизма, стоицизма впоследствии стали неотъемлемой частью западного менталитета.
Религиозно-мистический характер эллинистической философии проявился в учениях неоплатоников и неопифагорейцев. Неоплатонизм сформировался в Римской империи в середине III в. н. э. как противоположность христианству, но впоследствии христианство немало восприняло от философии неоплатонизма. Неоплатонизм представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, пифагореизма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии. Наиболее известными представителями неоплатонизма были Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл. Основное философское содержание неоплатонизма составляет разработка диалектики платоновской триады: Единое – Ум – Душа.
Существующее устроено иерархически: Единое – Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому – Благу. Единое существует посредством Ума. Ум есть первообраз всех вещей. Эманация Ума, в свою очередь, приводит к Мировой Душе (Псюхе), которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа, образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос. Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека – преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества, стремиться к слиянию с Единым. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу, от материи. Зло – не сущее, оно никак не связано с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального от Души через Ум к Единому. Этой лестнице соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз. Экстаз включает в себя все богатство мысленного и чувственного. Неоплатоники всюду видели гармонию и красоту, за которые отвечает Единое – Благо. Даже хаос гармоничен. Люди – актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме. Формальным завершением развития античной философии считается указ императора Юстиниана (529 г.), по которому запрещались все языческие философские школы и, в частности, фактически прекращалась деятельность школы неоплатоников.
Специфические черты античной философии.
1. Древнегреческая философия возникает на базе критического переосмысления, рефлексии, мифологического мировоззрения и обыденного («здравый смысл») сознания.
2. Древнегреческая философия зародилась не как область специальных исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими, естественнонаучными, социально-политическими. Только в эллинистическую эпоху некоторые науки обособляются в специальные области исследования. Ранний греческий философ – это одновременно и математик, и астроном, и физик.
3. Если восточная философия тяготела к этико-психологическому (Индия) или этико-политическому (Китай) направлению, к поучениям и наставлениям праведной жизни, то античная мысль у своих истоков была направлена к рационально осмысленному (Логос) объяснению мироздания.
4. Древнегреческая философия связана с активным оформлением понятийного аппарата (категории – язык философии): от чувственно-наглядных образов к словесно оформленным понятиям, к высокому уровню абстракции.
5. Античная философия основана на принципе космоцентризма. Космос для древнего грека – это эталон всякого порядка, гармонии, истины, красоты и смысла. Он противостоит хаосу, бессмыслице. Все существует в Космосе, и кроме него ничего нет. Космос зависит только от самого себя. Основное представление о мире сводится к тому, что это театральная сцена, а люди-актеры, которые появляются на этой сцене-жизни, играют свою роль и уходят. Они приходят с неба и уходят туда же, растворяясь, как капли в море. А Земля – это сцена, где люди исполняют свою роль. Пьесу-жизнь (трагедию или комедию) сочиняет Космос. Философу достаточно знать только одно: он актер и больше ничего. Актер безличностей, он – действующее лицо, маска. Античный человек космологичен, внеличностен.
6. Кроме Космоса ничего нет, поэтому все обычаи, законы и закономерности существуют в недрах Космоса и представляют результат абсолютной необходимости – «ананке». Таким образом, античная культура и в большинстве своем философия, развиваются под знаком фатализма и героизма. Упадок античного общества и зарождение социальных институтов средневекового общества заключается в переориентации античного мышления с рационально-природного мировосприятия («Космос» и рациональный «Логос») на иррационально-сверхприродное мировосприятие (Бог, который вне природы, и вера, которая вне рационального).
7. Античная философия – это первая исторически известная в Европе форма диалектической философии (табл. 3.2). Основа античного философствования – искусство доказательства путем споров с собеседником, путем столкновения противоречивых доводов. Греческий способ мышления сочетает высокий уровень теоретичности с логико-математической строгостью доказательств.
Таблица 3.2
Основные этапы развития античной философии
Окончание табл. 3.2
Вопросы для самоконтроля
1. Как понимали первоначало представители Милетской школы и Гераклит?
2. Каковы характеристики бытия и небытия по Пармениду?
3. Объясните, что стремился доказать Зенон своими апориями?
4. В чем сущность праэволюционной теории Эмпедокла?
5. Как применял Сократ метод майевтики в открытии истины?
6. Как Платон характеризует мир идей и мир становления?
7. Почему на ваш взгляд, Аристотель критиковал своего учителя Платона за несостоятельность теории идей?
8. Как Аристотель понимает основные причины бытия? (Поясните на примере.)
9. Какие идеи можно назвать общими для философии эпохи эллинизма?
10. Почему, на ваш взгляд, выражения «эпикуреец» и «стоик» стали метафорическими в современной культуре?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники — Студопедия
Поделись
Киники. Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген.
Философия эпикуреизма. Школа эпикуреизма возникла от имени её основателя –Эпикура. Высшим благом Эпикур признавал удовольствие, которое он понимал как отсутствие страдания. Удовольствие должно быть подчинено благоразумию. Умение сочетать разумное и приятное даётся человеку не легко, поэтому душевное равновесие или спокойствие души (атараксия) достигается в ходе долгого обучения. Человек должен быть свободен от страха перед природой и смертью, избегать отрицательных страстей и ненависти.
Философия стоицизма. Школа стоиков была основана Зеноном Китионским. Он проводил собрания школы в греческом городе Стоя, откуда и произошло название «стоицизм». Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Все равны перед природой, поэтому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. В учении стоиков развит момент смирения с судьбой. Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится в его власти.
Философия скептицизма. Скептики отвергали само познание как таковое. Если воздержаться от всяких суждений о вещах, то можно достичь устойчивого и невозмутимого покоя. В этом они видели высшую ступень блаженства.Доводы против правильности как чувственного восприятия, так и разумного познания, скептики объединили в десять тезисов. В первом тезисе подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных. Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения. Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие. В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Седьмой тезис указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи. Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между вещами является относительным. Девятый тезис отражает тот факт, что «привычные и непривычные вещи» вызывают различные чувства. Десятый тезис поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.
Философия неоплатонизма. Неоплатонизм в определенной мере проявляется в отказе от рационализма предшествующего философского мышления. Представителем неоплатонизма является Плотин. Он считал, что основой всего существующего является сверхчувственный божественный принцип, который является непознаваемым. Все остальное, что существует в мире, производно от этого истинного бытия. Природа сотворена так, что через материю проникает божественный принцип. Плотин создает градацию существования. На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее — божественная душа, а ниже всего — природа.
Душа является определенным переходом от божественного к материальному. Душа — это нечто чуждое материальному и телесному. Данное понимание души отличается от понимания эпикурейцев, греческих и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически. Она является частью общей души. Телесное должно быть преодолено. В этом состоит смысл учения об этике. Принцип добра соединен с божественным разумом или душой. Зло связано с материальным чувственным миром. Истинным познанием является познание божественного принципа, который не может быть познан чувственным или рациональным путем.
Циники, скептики, эпикурейцы, стоицизм – философские труды
Эллинистический мир
Историю грекоязычного мира в древности можно разделить на три периода: конец Филиппа и Александра; господство македонян, последний остаток которого был уничтожен римской аннексией Египта после смерти Клеопатры; и, наконец, Римская империя. Второй из этих периодов известен как эллинистический век. В науке и математике работа, проделанная в этот период, является лучшей из когда-либо достигнутых греками. В философии он включает в себя основание эпикурейской и стоической школ, а также скептицизма как определенно сформулированного учения.
Циники и скептики
Отношение интеллектуально выдающихся людей к современному обществу в разные эпохи было очень разным. В некоторые счастливые эпохи они в целом находились в гармонии со своим окружением, предлагая, без сомнения, такие реформы, которые казались им необходимыми, но вполне уверенные в том, что их предложения будут встречены с одобрением, и не питая отвращения к тому миру, в котором они оказались даже если он останется нереформированным. В других случаях они были революционными, считая, что необходимы радикальные изменения, но ожидая, что отчасти в результате их пропаганды эти изменения будут осуществлены в ближайшем будущем. В других же случаях они отчаивались в мире и чувствовали, что, хотя они сами знают, что нужно, нет никакой надежды на то, что это будет осуществлено. Это настроение легко погружается в более глубокое отчаяние, которое считает жизнь на земле по существу плохой и надеется на хорошее только в будущей жизни или в каком-то мистическом преображении. В некоторые эпохи все эти взгляды были приняты разными людьми, жившими в одно и то же время. Но в большинстве периодов среди великих писателей преобладал тон.
Психологическая подготовка к потусторонности христианства начинается в эллинистический период и связана с закатом Города-государства. Вплоть до Аристотеля греческие философы, хотя и могли жаловаться на то или иное, в основном не были космически отчаявшимися и не чувствовали себя политически бессильными.
Иногда они могли принадлежать к проигравшей стороне, но если так, то их поражение было связано с вероятностью конфликтов. Даже те, кто, подобно Платону, в определенных настроениях осуждал мир видимости и искал спасения в мистицизме, имели практические планы превратить правящие классы в святых и мудрецов. Когда политическая власть перешла в руки македонцев, греческие философы, что было естественно, отвернулись от политики и больше посвятили себя проблеме личной добродетели или спасения. Они больше не спрашивали: как люди могут создать хорошее государство? Вместо этого они спрашивали: как люди могут быть добродетельными в нечестивом мире или счастливыми в мире страданий? За исключением ограниченного периода римского периода стоицизма, взгляды тех, кто серьезно думал и чувствовал, становились все более субъективными и индивидуалистическими, пока, по крайней мере, христианство не развило евангелие индивидуального спасения, которое вдохновило миссионерское рвение и создало Церковь.
Примерно во времена Александра были основаны четыре школы философии: Стоики, эпикурейцы, киники, скептики . Первая из этих школ происходит через своего основателя Диогена от Антисфена , ученика Сократа . Антисфен был выдающейся личностью. До самой смерти Сократа он жил в аристократическом кругу своих собратьев по дисциплине. Но что-то — то ли поражение Афин, то ли смерть Сократа, то ли отвращение к философским спорам — заставило его, уже в юности, презирать то, что он прежде ценил. У него не было бы ничего, кроме простого добра. Он общался с рабочими и одевался как один из них. Он начал проповедовать под открытым небом в стиле, понятном необразованным людям. Всякую утонченную философию он считал бесполезной; то, что может быть известно, может быть известно простому человеку. Он верил в «возвращение к природе» и очень далеко зашел в этой вере. Не должно было быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака, ни установленной религии. Его последователи осуждали рабство. Он не был точным аскетом, но он отчаялся в роскоши и всякой погоне за искусственными чувственными удовольствиями: «Я предпочел бы сойти с ума, чем радоваться», — сказал он.
Слава Антисфена была превзойдена славой его ученика Диогена , который решил жить как собака, и поэтому был назван «циником», что означает «собачий». Он отверг все условности — будь то религия, манеры, одежда, жилище, еда. Он жил, как индийский факир, попрошайничеством. Он провозгласил свое братство не только со всем человеческим родом, но и с животными. Он был человеком, о котором собирались истории даже при его жизни. Всем известно, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он какой-нибудь милости; «Только стойте подальше от моего света», — ответил он. Он искал добродетель и нравственную свободу в освобождении от желания: будь равнодушным к благам, которые должна даровать судьба, и ты освободишься от страха. В этом отношении его учение подхватили стоики, но они не последовали за ним, отвергая блага цивилизации.
Скептицизм, как школьное учение, был впервые провозглашен Пирроном , который был в армии Александра и вел поход с ним до самой Индии. В его учении не было много нового, кроме некоторой систематизации и формализации прежних сомнений. Говорят, что он утверждал, что никогда не может быть никаких рациональных оснований для предпочтения одного образа действий другому. На практике это означало, что человек подчинялся обычаям любой страны, в которой жил. Скептицизм, естественно, привлекал многие нефилософские умы. Это было утешением для ленивого человека, поскольку показывало, что невежды столь же мудры, как и известные ученые люди. Зачем беспокоиться о будущем? Это совершенно неопределенно. Вы также можете наслаждаться подарком. По этим причинам скептицизм пользовался значительным успехом в народе.
Следует отметить, что скептицизм как философия есть не просто сомнение, а то, что можно назвать догматическим сомнением. Люди науки говорят: «Я думаю, что это то-то и то-то, но я не уверен». Человек интеллектуального любопытства говорит: «Я не знаю, как это, но я надеюсь узнать». Философский скептик говорит: «Никто не знает и никогда не сможет знать». Именно этот элемент догматизма делает систему уязвимой. Ученик Пиррона Тимон , однако, выдвинул некоторые интеллектуальные аргументы, на которые с точки зрения греческой логики было очень трудно ответить. Единственная логика, которую признавали греки, была дедуктивной, и всякая дедукция должна была исходить из общих принципов, считавшихся самоочевидными. Тимон отрицал возможность обнаружения таких принципов. Следовательно, все придется доказывать с помощью чего-то другого, и всякая аргументация будет либо круговой, либо бесконечной цепью, свисающей из ничего.
Эпикурейцы
Эпикур всю жизнь страдал от слабого здоровья, но научился стойко переносить его. Именно он первым заявил, что человек может быть счастлив на дыбе. В письме, написанном в день его смерти, покажите, что он имел какое-то право на это мнение: «В этот поистине счастливый день моей жизни, так как я нахожусь при смерти, я пишу вам это. Болезни моего мочевого пузыря и желудка идут своим чередом, не упуская ничего из своей обычной тяжести: но против всего этого радость в моем сердце при воспоминании о моих беседах с вами».
Эпикур считал удовольствие благом и с замечательным упорством придерживался всех следствий этого взгляда. «Удовольствие, — сказал он, — есть начало и конец блаженной жизни». «Я не знаю, как я могу помыслить добро, если я откажусь от вкусовых удовольствий и откажусь от наслаждений любви, слуха и зрения». Сексуальная любовь, как одно из самых «динамичных» удовольствий, естественно попадает под запрет. Это «никогда не приносило человеку пользы, и ему повезло, если оно не причиняло ему вреда». Брак и дети отвлекают от более серьезных занятий.
Стоицизм
Стоицизм менее греческий, чем любая школа философии. Ранние стоики были в основном сирийцами, более поздние — в основном римлянами. Стоицизм, в отличие от более ранних чисто греческих философов, эмоционально узок и в известном смысле фанатичен. Стоицизм имел более долгую историю и меньше постоянства в доктрине. Учение его основателя Зенона в начале третьего века до нашей эры никоим образом не было идентично учению Марка Аврелия во второй половине второго века нашей эры. Сократ был главным святым стоиков на протяжении всей их истории; его отношение во время суда, его отказ бежать, его спокойствие перед лицом смерти и его утверждение, что виновный в несправедливости наносит себе больше вреда, чем его жертва, — все это идеально соответствовало стоическому учению. Так же как и его равнодушие к жаре и холоду, его простота в еде и одежде и его полная независимость от всех телесных удобств.
Основные доктрины, которым школа оставалась неизменной, связаны с космическим детерминизмом и человеческой свободой. Зенон считал, что не существует такой вещи, как случайность, и что ход природы жестко определяется естественными законами. Все имеет цель, связанную с людьми. Некоторых животных хорошо есть, некоторые позволяют испытать мужество; даже постельные клопы полезны, так как они помогают нам проснуться утром и не лежать в постели слишком долго.
В жизни отдельного человека добродетель есть единственное благо; такие вещи, как здоровье, счастье, имущество, не имеют значения. Так как добродетель заключается в воле, то все действительно хорошее или дурное в жизни человека зависит только от него самого. Он может стать бедным, но что из этого? Он все еще может быть добродетельным. Его могут приговорить к смерти, но он может умереть благородно, как Сократ. Другие люди имеют власть только над внешними; добродетель, которая одна является истинно доброй, полностью принадлежит индивидууму. Поэтому каждый человек имеет совершенную свободу, если он освободится от мирских желаний. Такие желания преобладают только благодаря ложным суждениям; мудрец, чьи суждения верны, является хозяином своей судьбы во всем, что он ценит, поскольку никакая внешняя сила не может лишить его добродетели. С этим связана определенная холодность в стоической концепции добродетели. Осуждаются не только дурные страсти, но все страсти. Мудрец не испытывает сочувствия: когда его жена или дети умирают, он размышляет о том, что это событие не является препятствием для его собственной добродетели, и поэтому он не страдает. Дружба — это очень хорошо, но ее нельзя доводить до того, что несчастья вашего друга могут разрушить ваше святое спокойствие.
Источник: Бертран Рассел. История западной философии. 1945
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эпикурейцы и стоики
Эпикурейцы и стоикиДревние греки, часть третья:
Эпикурейцы и стоики
Доктор К. Джордж Бори
Цинизм
После Платона и Аристотеля заботы философов переместились все дальше и дальше от метафизики, эпистемологии и всего напоминающий современную науку, к проблеме, которая всегда волновала у древних греков самое — этика. Что значит быть добродетельным, иметь характер, жить хорошей жизнью, иметь «арете» (благородство)?
Антисфен (445-365) был сыном афинянина гражданин и фракиец рабыня. Открыв собственную школу, он узнал что Сократ был мудрее его. Он подошел, студенты и все, к учиться от мастера.
Антисфен — основатель цинизма . Циник приходит из греческое слово, обозначающее собаку, первоначально потому, что Антисфен учил в Гимназия киносаргов («Белая собака»), созданная для бедноты Афины.
Цинизм означает жить простой жизнью, чтобы душа могла быть освобожденным. Это тип философии «назад к природе», аля св. Франциска Ассизского или индуистских аскетов. Путем устранения своего потребности и имущество, можно лучше сосредоточиться на жизни философии.
Цинизм делает добродетель единственным благом, единственным истинным счастьем. Вы не можете контролировать мир и жизненные взлеты и падения, поэтому контролируйте самим собой! Сдерживайте свои желания! стать независимым от Мир! «Я скорее сойду с ума, чем испытаю удовольствие!» сказал Антисфен. Отвергая цивилизацию, циники стремились уйти от общества, даже жить в пустыне. При этом они могут иметь оказал влияние на ранних иудейских и христианских монахов.
Цинизм не был полностью отрицательным (из сегодняшних значений точки зрения): Они всячески поощряли индивидуализм, считали что все люди были братьями, были против войны и рабства и верили в свободной речи. Они также верили в законность самоубийства и, как ни странно, свободная любовь!
Самым известным из циников был Диоген (412-323),
ученик Антисфена. Он считал себя гражданином мира
(«космополит»), но какое-то время жил в выброшенном глиняном кувшине.
Есть известная история о том, что Александр Македонский нашел его.
спать на солнце и объявлять: «Я Александр Македонский
король!» Диоген ответил: «Я собака Диоген!» Александр
спросил, может ли он что-нибудь для него сделать. Диоген просто
попросил его уйти от солнца.
Гедонизм
Аристип (435-355) был также ученик Сократа. Родом из Кирены на северном побережье Африки, он вернулся туда найти его собственную школу, где преподавал философию гедонизма (от греч. слово удовольствие). Гедонизм является очень просто: что бы мы ни делали, мы делаем, чтобы получить удовольствие или избежать боль. Удовольствие есть единственное благо, и достижение удовольствия единственная добродетель. Нравственность — это только вопрос культуры и обычаев. и законы, то, что мы теперь называем этическим релятивизмом. Дальше, наука, искусство, цивилизация вообще хороши лишь постольку, поскольку они полезны для получения удовольствия.
Обратите внимание, однако, что Аристипп также учил, что некоторые удовольствия выше других, и что мы не должны быть рабами ни у кого из их. Он был одинаково весел и в хорошие времена, и в бедности, и презирал бесполезную демонстрацию богатства.
Он и его ученики жили как часть школы-коммуны, где все практиковали то, что проповедовали, включая свободную любовь, более 2000 годы перед Вудстоком! Женщины были полными равными мужчинам, и не только гипотетически: Его дочь Арета сменила его руководство школой и коммуной. Она сама написала 40 книг. и был удостоен города Кирены титулом «Свет Эллада.*”
Скептицизм
Скептицизм сегодня обычно считается положительным моментом — не принять что-либо на веру могло бы быть девизом для многих известных философы! Однако по своему происхождению он был немного более крайний. Пиррон из Элиды (365-275) обычно зачисляется с основанием «школы» скептицизма. Считается, что он ездил в Индию и учился у «гимнософистов» (обнаженных любителей мудрости), которым могло быть любое количество индийских сект. Из там он вернул идею о том, что ничто не может быть известно для определенный. Чувства легко обмануть, и разум тоже следует легко наши желания.
Если мы никогда ничего не можем знать наверняка, то мы можем приостановить наши суждения, перестать спорить о том, что никогда не будет решено, и постарайтесь найти немного мира и спокойствия в жизни. Что спокойствие он назвал атараксия . Обратите внимание, что, хотя мы ничего не можем знать наверняка, мы можем знать многие вещи достаточно хорошо, чтобы пройти. Солнце может или не может подняться завтра — но велики шансы, что так оно и будет, и какая польза от этого волноваться хотя бы об этом!
Аналогичным образом, если никакая система в конечном счете не поддерживается, ради
мир, просто примите любую систему, которая преобладает у вас на шее. лес. Пиррон прожил свою жизнь, поклоняясь богам Элиды,
хотя он бы
конечно, никогда не признают, что у них была большая вероятность
реальность
как и любые другие боги, или вообще не боги! Есть много вещей,
скептик
может принять для удобства, даже если не будет окончательного доказательства.
Хотя на первый взгляд это звучит положительно, один из моих учеников,
Энни Лам сказала так:
Согласно рассуждениям Пиррона, рабство все еще существуют сегодня, потому что чернокожие американцы должны принять свою роль в жизнь в качестве движимого имущества, чтобы сохранить мир в обществе. Самый общества организуются в иерархические системы, таким образом, те группы лиц, которые обычно находятся ниже по иерархии испытывают угнетение, а в некоторых крайних случаях могут быть дегуманизированы и огрубевший. Я согласен с идеей, что ничто не может быть известно для определенный; однако именно по этой причине я верю аргументам и должны происходить дебаты, а не разочаровываться, как пропагандируется Пиррон. Только при свободном и уважительном обмене идеями люди могут развивать свои личные ценности и убеждения в образованная манера. Я думаю, что если мы пожертвуем этим обменом, чтобы приобрести атараксию, мы также жертвуем своей способностью развивать подлинную себя, потому что саморефлексия — суждение о себе и других — не поощряется.
Позже скептики стали преобладать среди исследователей Платона. Академия. В частности, Карнеад из Кирены (ок. 214–129), был известен тем, что однажды отстаивал одну сторону проблемы. а другой на следующий день. Он сказал: «Абсолютно нет критерий истины. Для разума, чувств, идеи или что бы то ни было другое может быть обманчиво».
Стоицизм
«Только образованные свободны.» — Эпиктет
Основатель стоицизма — Зенон Citium (333-262) в Кипр. Зенон мог быть финикийцем или частично финикийцем. Он был ученик циников, но также находился под влиянием Сократа. Его философия была похожа на философию Антисфена, но сдерживалась причина. По сути, он верил в добродетель, и что добродетель был вопрос подчинения воле Божией. Как обычно для греков, которые постулируя единого бога, Зенон не проводил строгого различия между Богом и природа. Так что другой способ выразить это — жить в соответствии с природа («дзен ката физин»).
Школа получила свое название от Расписного крыльца (stoa poikile) в Афины, где учился Зенон. Прогуливаясь вверх и вниз по открытым коридорам, он читал своим студентам лекции о ценности апатии , отсутствии страсти, что-то не слишком отличающееся от буддийского представления о непривязанность. Под страстью Зенон имел в виду неконтролируемую эмоцию или физическое желание. Только взяв это Отношение, по его мнению, могли бы мы развить мудрость и способность ее применять.
«Пусть никто не сломит твою волю!» он сказал. Человек покоряет мир по побеждая себя. Начните с развития безразличия к боли и удовольствие, через медитацию. Мудрость возникает, когда разум контролирует страсти; Зло происходит, когда нами овладевают страсти.
Другим аспектом стоицизма является его вера в развитие всеобщее государство, в котором все люди были братьями. стоики считали в определенных «естественные права», понятие, которое мы не увидим до 18-го века. век. Они также верили в право на самоубийство — важную часть из Римская культурная традиция.
Лучшее представление стоицизма принадлежит греческому рабу Эпиктет (50-138 гг. н.э.), писавший в римскую эпоху. Существует также маленькая книга, Медитации , римского императора Маркус Аврелий (121-180 гг. н.э.).
Эпикуреизм
«Богов не надо бояться; смерть нельзя почувствовать; хорошее может быть выиграл; все, чего мы боимся, можно победить». — Эпикур
Эпикур (341-270) родился на острове Самос в Ионии. В 19 лет он отправился в Афины, чтобы учиться в Академия. Хотя казалось, что ему больше нравилась философия Демокрита. В школе он Основанный был особенно эгалитарным, принимая женщин и рабов. Говорят, что Эпикур написал 300 книг. К сожалению, только фрагменты выживать.
Эпикур не терпел религию, которую он считал форма невежества. Он особенно стремился помочь людям потерять их страх перед богами. Однако он также сказал, что боги существовал, хотя жили они где-то далеко в космосе и имели мало или ничего такого делать с людьми на земле. Видишь ли, атеизм был еще вне закона. в Афины!
Один из самых постоянных вопросов, касающихся веры в Бога, — проблема зла. Аргумент Эпикура остается в силе:
Бог хочет предотвратить зло, но не может? Затем он не всесилен.Эпикур чувствовал, что бесполезно спорить о метафизике, что не было такой вещи, как душа, живущая после смерти, к которой мы пришли наш нынешнее состояние посредством эволюции, и что мы обладаем качеством свободно будут.
Он может, но не хочет? Тогда он злопамятен.
Способен ли и хочет ли он? Тогда откуда приходит зло?
Он не может и не хочет? Тогда зачем называть его Богом?
Мы видим здесь почти «современный» материализм и эмпиризм: Все вещи, включая разум, состоят из атомов и подчиняются законам природы. законы. Все знания исходят из чувств. Мысли и воспоминания не что иное, как слабые ощущения…
Добродетель для Эпикура была средством для достижения цели. Этот конец счастье. Хорошо получать удовольствие и избегать боли, но одно необходимо применять разум к жизни. Иногда боль необходима в чтобы обрести счастье. В других случаях удовольствие приводит к большему страдания, чем оно того стоит.
И есть уровни боли и удовольствия, меньшие и большие
счастья. Дружба, например, оценивается одним из самых высоких
удовольствия. «А
мудрец любит своих друзей, как самого себя, — сказал он, — и лучше
к
отдавать, чем получать». И «Нельзя жить приятно
не живя благоразумно, достойно и справедливо; ни жить благоразумно,
честно и справедливо, не живя приятно». он напоминает мне
Бенджамина Франклина!
Общество считается необходимым: оно защищает человека от несправедливости. Он предвосхищает утилитаризм, предполагая, что общество должно быть устроено таким образом, чтобы обеспечить наибольшее счастье наибольшее число.
Но высшее счастье — это покой, и он заимствует у Пиррона слово спокойствие — атараксия . Его девизом было «токарный станок biosas» — живите ненавязчиво. Его можно считать первым истинный гуманист, о чем свидетельствует эта цитата: «Философия есть деятельность который использует рассуждения и строгие аргументы для продвижения человеческого расцвет»
Лучшее изложение эпикуреизма — эпическая поэма О природе из Вещи Романа Лукреция (95-52).
Обратите внимание на практическое сходство между стоицизмом и эпикуреизмом. несмотря на их теоретические различия! Оба были популярны в римская эпоха, стоицизм в ранние, более энергичные годы Рима и продолжающийся среди классифицировать и файл римского гражданства, и эпикуреизм (даже гедонизм) за закрыто двери, особенно на высших уровнях империи.