Беркли, Джордж
Джордж Беркли (1685-1753) — английский философ, представитель субъективного идеализма. Утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления, а бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли стало одним из источников прагматизма и неопозитивизма.
Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
+ + +
…Идеалистическое направление в развитии локковского сенсуализма представлено именами Беркли и Юма. Джордж Беркли (1685—1753) поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Свое опровержение материализма он строит, опираясь на ту же сенсуалистическую теорию, что и английская материалистическая школа. Взяв за исходный пункт учение Локка об ощущениях, Беркли делает крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 500.
+ + +
Другие биографические материалы:
Асмус В.Ф. Представитель субъективного идеализма (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 3. Бари – Браслет. – М., Советская энциклопедия. – 1970).
Фролов И.Т. Существование вещей состоит в их воспринимаемости (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Английский философ, теолог, математик, физиолог (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Кондаков И.М. За частными свойствами вещей лежит некий общий для них субстрат ( Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).
Грицанов А.А. Британский теолог и философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Блинников Л.В. Представитель английского эмпиризма (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).
Дмитриев Т.А. Англоирландский философ и ученый (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д).
Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Философское учение Беркли — это учение чистого спиритуализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013)
Баландин Р.К. Если допустить, что мир состоит из материи, то красоту и пропорциональность ему придает ум (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Клюнский епископ в Ирландии (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).
Пытался отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Англо-ирландский философ (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).
Далее читайте:
Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания. (Статья Т. А. Дмитриева о произведении Беркли).
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М. Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.
А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.
Сочинения:
The Works, ed. by A. A. Luce and т.е. Jessop, v. 1—9. L., 1948-1957;
В рус. пер.-Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905;
Опыт новой теории зрения, Каз., 1912;
Три разговора…, М., 1937.
Беркли Дж. Сочинения. М., 1978
Соч. M., 1978;
Алкифрон. Работы разных лет. СПб., 1996.
Литература:
Смирнов А. И. Философия Беркли. Исторический и критический очерк. Варшава, 1873;
Блонский П. П. Учение Беркли о реальности. К., 1907;
Блонский П. П. Исторический контекст философии Беркли. — В сб.: Георгию Ивановичу Челпанову к 60-летию со дня рождения. М., 1916, с. 79—100;
Багрецов Л. М. Несколько слов по поводу происхождения идеалистической системы Беркли. Харьков, 1908;
Эрн В. Ф. Беркли как родоначальник современного имманентизма. — «Вопросы философии и психологии», 1910, кн. 103, с. 413—436;
Богомолов А. С. Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли. М., 1959;
Быховский Б. Э. Беркли. М, 1970;
Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.
L u с е A. A., Berkeley’s immaterialism, L., 1945;
War nock G. J., Berkeley. L., 1953;
R i t с h i e A. D., G. Berkeley, [Manch., 1967].
Jessop Т. Е. A Bibliography of George Berkeley. Oxf., 1934;
Luce A. A. Berkeley and Malebranche. L, 1934;
Idem. The Life of George Berkeley, Bishop of Cloyne. L., 1949;
Wild J. George Berkeley. L., 1936;
Warnock G.J. Berkeley, L.-Balt., 1953;
Wisdom J. The Unconscious Origin of Berkeleys Philosophy. L., 1953;
Johnston G. A. The Development of Berkeley’s Philosophy. N.Y., 1965;
Arc!ley G. Berkeley’s Renovation of Philosophy. The Hague, 1968;
Olscamp P. J. The Moral Philosophy of George Berkeley. Den Haag, 1970;
Park D. A Critical Study of Berkeley’s Theory of Concepts. The Hague, 1972;
Pitcher G. Berkeley. Boston, 1977.
Философия Джорджа Беркли: основные идеи, учение кратко
Эпоха Просвещения в истории мировой культуры занимает почти весь XVIII в. В этом веке философия обрела небывалую популярность и получила распространение во многих странах — от Северной Америки до России. По своему содержанию философия XVIII в. целиком зависела от метафизики предшествующего столетия. Британская мысль продолжала двигаться в русле классического эмпиризма. Французские философы остроумно сочетали эмпиризм и метафизику. Немецкие мыслители опирались преимущественно на метафизические положения Декарта, Спинозы и Лейбница.
Российские просветители следовали во многом за своими западноевропейскими современниками. Но, не смотря на значительное различие мировоззренческих установок и выводов, всех философов того времени объединяла общая форма мышления — т. н. здравый смысл. Это обычное рассудочное мышление, обращенное на самые разные предметы, стало основой формирования своеобразной культуры эпохи Просвещения. Как когда-то софисты, мыслители этой эпохи первыми отважились самостоятельно рассуждать обо всех явлениях действительности и выставили как всеобщее требование слова Горация: Sapere aude (лат.) — «решись быть мудрым», т.е. имей мужество жить своим умом.
С точки зрения здравого смысла просветителями были подвергнуты рассмотрению и публичной критике разного рода суеверия и предрассудки, укоренившиеся в сознании людей. И хотя философия не была продвинута ими далеко вперед, благодаря широкому распространению философских и научных знаний пробил час совершеннолетия образованного человечества. Оно перестало нуждаться в опекунах не только в обыденной жизни, но и в решении основных моральных, политических, эстетических и религиозных проблем. Таким образом, деятельность просветителей идейно подготовила важнейшее историческое событие XVIII столетия — Великую французскую революцию.
На британской почве первым значительным мыслителем этого века стал Джордж Беркли (1685-1753). Он исходил из точки зрения Локка, соглашаясь с ним в том, что единственным источником всех наших знаний является опыт, т.е. наше восприятие и наблюдение. Однако, в отличие от Локка, который считал идеи протяженности, формы, движения, покоя и величины первичными, т.е. принадлежащими самим вещам, а идеи цвета, запаха, вкуса, звука и т.п. вторичными, возникающими из восприятия вещей человеком, Беркли утверждал, что все идеи нашего ума непосредственно принадлежат нам самим и не существуют вне воспринимающих их субъектов.
Согласно Беркли, несмотря на то, что почти все люди признают, что дома, горы, реки и другие протяженные вещи существуют сами по себе, независимо от их сознания и вызывают у них ощущения, каждый, кто отважится исследовать этот предрассудок, убедится в его ложности. Ведь все эти предметы, указывает он, мы воспринимаем посредством чувств, а отдельные ощущения и тем более их комплексы, которые люди называют вещами, не могут существовать без того, чтобы их кто-нибудь воспринимал. Но если воспринимаемый объект и его восприятие тождественны, то все воспринимаемое как таковое существует исключительно в воспринимающем субъекте. «Esse — percipi», — формулирует Беркли основное положение своего учения: для вещей существовать — значит быть воспринимаемыми (лат.).
Невозможно, чтобы протяженные вещи существовали вне духа, т.е. воспринимающего их мыслящего субъекта.
На этом основании Беркли утверждает, что материи, т.е. протяженной и немыслящей субстанции вещей не существует. Представление о материи , заявляет он, содержит в себе явное противоречие. Как инертная, лишенная активности субстанция она не может источником движения вещей. Поскольку же материя не чувствует и не мыслит, она не может быть причиной каких бы то ни было идей, даже таких простых, как ощущения. Согласно Беркли, человеческое познание было чрезвычайно запутано гипотезой о двойном существовании чувственных объектов – в сознании и вне его, в материальном мире. Их второе, якобы материальное существование не только излишне, но и не может быть доказано исходя из того, что мы чувствуем.
Ведь те, кто признают существование материи, в своем чувственном опыте имеют дело только со многими единичными вещами. На каком же основании они утверждают, что есть единая, не воспринимаемая чувствами материальная субстанция, выступающая первоначалом этих вещей, их необходимых отношений и даже наших идей?
Но если материи нет, то кто воспринимает протяженные вещи тогда, когда их не воспринимает ни одна человеческая душа? Для объяснения этого Беркли прибегает к Богу, которого он трактует как единый всемогущий дух, который своей вечной деятельностью производит все то, что воспринимается нами как реальные вещи. Однако доказать, что та природа, которая оказывает на нас воздействие извне, есть именно дух, а не материя или что-то третье, Беркли не считает возможным.
В конечном счете, считает он, определение этой природы — дело веры. Беркли только убежден, что его идеализм, соединяющий эмпиризм и метафизику, позволяет избежать тех философских, физических, математических и моральных противоречий, в которых запутываются те, кто верит в материю как независимую от духа реальность.
Джордж Беркли | Биография, философия и факты
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 12 марта 1685 г. Ирландия
- Умер:
- 14 января 1753 г. (67 лет)
- Предметы изучения:
- зрение восприятие чувственные данные теизм
Просмотреть все связанные материалы →
Джордж Беркли , (родился 12 марта 1685 года, недалеко от замка Дайзерт, недалеко от Томастауна?, графство Килкенни, Ирландия — умер 14 января 1753 года, Оксфорд, Англия), англо-ирландский англиканский епископ, философ ученый, наиболее известный своей эмпирической и идеалистической философией, согласно которой реальность состоит только из разумов и их идей; все, кроме духовного, существует лишь постольку, поскольку оно воспринимается чувствами.
Беркли был старшим сыном Уильяма Беркли, описанного как «джентльмен» в заявке Джорджа на зачисление и как офицер, драгунский корнет, в записи младшего брата.
Выросший в замке Дайсерт, Беркли поступил в колледж Килкенни в 169 г.6 и Тринити-колледж в Дублине в 1700 году, который он окончил со степенью бакалавра гуманитарных наук. степень в 1704 году. В ожидании вакансии в стипендии он критически изучил время, видение и гипотезу об отсутствии материальной субстанции. Основное влияние на его мышление оказали эмпиризм, представленный английским философом Джоном Локком, и континентальный скептицизм, представленный Пьером Бейлем. Его первая публикация, Arithmetica и Miscellanea Mathematica (опубликованы вместе в 1707 г.), вероятно, была диссертацией на получение стипендии.Избранный членом Тринити-колледжа в 1707 году, Беркли начал «изучать и пересматривать» свои «первые рассуждения» в своих контрольных тетрадях. Пересмотр был радикальным, а его результаты революционными. Его старый принцип был в значительной степени вытеснен его новым принципом; т. е. его первоначальная линия аргументации в пользу имматериализма, основанная на субъективности цвета, вкуса и других чувственных качеств, была заменена простым, глубоким анализом значения «быть» или «существовать».
В так называемом «основном аргументе» Беркли обратил внимание на ситуацию, которая возникает, когда человек что-то воспринимает или воображает. Он утверждал, что, когда человек воображает деревья или книги «и нет тела, способного их воспринимать», он не в состоянии оценить ситуацию в целом: он «упускает» воспринимающего, поскольку воображаемые деревья или книги обязательно представляются воспринимаемыми. Ситуация для него есть двучленное отношение воспринимающего и воспринимаемого; нет третьего термина, «идеи» объекта, встающего между воспринимающим и воспринимаемым. В другом месте он утверждал, что, поскольку «все чувственные объекты» являются вещами, «мы воспринимаем чувствами», и поскольку ничего не воспринимается «кроме наших собственных идей», отсюда следует, что все чувственные объекты являются идеями.
Викторина «Британника»
Философия 101
Доработка была постепенным развитием. Вначале Беркли считал, что не существует ничего, кроме «сознательных вещей». «Если подумать», он был уверен в существовании тел и интуитивно знал «существование других вещей, кроме нас самих». Его выражения «в уме» и «без ума» следует понимать соответственно. Как он писал в своей записной книжке, теплота и цвет (которые философы классифицировали как вторичные качества из-за их предполагаемой субъективности) «настолько же лишены разума», как фигура и движение (классифицированные как первичные качества) или как время. Ибо как первичные, так и вторичные качества находятся в уме таким образом, чтобы быть в вещи, и находятся в вещи таким образом, чтобы быть в уме. Ум не становится красным, синим или расширенным, когда в нем присутствуют эти качества; они не являются модусами или атрибутами ума. Цвет и протяженность для Беркли не являются ментальными качествами: цвет можно увидеть, а протяженность можно потрогать; это «чувственные идеи» или чувственные данные, непосредственные объекты воспринимающего ума.
Беркли принимал возможное восприятие так же, как и фактическое восприятие; т. е. он признал существование того, что человек в действительности не воспринимает, но мог бы воспринять, если бы он предпринял соответствующие шаги. Противоположного взгляда придерживались некоторые философы, в том числе и материалисты, которые, по словам Беркли, «в силу своих собственных принципов вынуждены» принять его. Они вынуждены признать, что объекты, которые действительно видят и к которым прикасаются, имеют лишь прерывистое существование, что они возникают, когда воспринимаются, и исчезают, когда больше не воспринимаются. Беркли относился к этим взглядам с уважением: он отрицал их абсурдность. Но он их не придерживался и прямо отрицал, что они вытекают из его принципов. По сути, он сказал своим читателям: «Вы можете считать, если хотите, что объекты чувств существуют только «внутри и снаружи», что они создаются и уничтожаются при каждом повороте человеческого внимания; но не отец эти взгляды на меня. Я их не держу». В своей записной книжке он написал: «Существование есть percipi или percipere. Лошадь в конюшне, Книги по-прежнему в кабинете. Лошадь и книги, когда они действительно не воспринимаются кем-либо, все еще существуют, все еще воспринимаемы, «все еще в отношении к восприятию». Другу-нефилософу Беркли писал: «Я не сомневаюсь в существовании чего-либо, что мы воспринимаем нашими чувствами».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Имматериализм Беркли открыт для «грубого неправильного толкования», как он сказал в своем предисловии; правильно понял, это здравый смысл. Подобно большинству людей, он принимал и строил на «двух головах», «двух видах совершенно различных и разнородных»: (1) активный разум или дух, воспринимающий, мыслящий и желающий, и (2) пассивные объекты разума, а именно чувственные идеи. (чувственные данные) или воображаемые идеи.
Философия Джорджа Беркли – Теория литературы и критика
Философия Джорджа Беркли – Теория литературы и критикаАвтор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( 0 )
Самым прочным философским наследием Джорджа Беркли (1685–1753 гг. н. э.) являются его имматериализм — отрицание существования материи — и его идеализм, положительное учение о том, что реальность состоит из духов и их идей. Это то, чего хотел бы Беркли; он ясно видел тезис о том, что esse est percipi aut percipere (быть — значит быть воспринятым или воспринимать) как центральное философское озарение, которое произведет революцию в философии. Однако он был бы встревожен, если не удивлен, увидев, в какой степени его идеалистическая система до сих пор считается неприемлемо контринтуитивной. Беркли еще при жизни часто считали скептически настроенным поставщиком парадоксов. Ничто не могло быть дальше от его намерений; Беркли считал свой идеализм совместимым со здравым смыслом и, что более важно, оружием против скептицизма и атеизма. Чтобы понять значение имматериализма/идеализма для Беркли, необходимо заполнить больше его исторического контекста.
Беркли родился в 1685 году недалеко от Килкенни, Ирландия. После нескольких лет обучения в Килкенни-колледже он поступил в Тринити-колледж в Дублине в возрасте 15 лет. Он стал членом Тринити-колледжа в 1707 году (через три года после его окончания) и вскоре после этого был рукоположен в англиканской церкви. В Тринити, где учебная программа была особенно современной, Беркли столкнулся с новой наукой и философией конца семнадцатого века, которые характеризовались враждебностью к аристотелизму. Беркли, однако, никогда не удовлетворялся надолго никакими полученными мнениями, какими бы современными они ни были; он немедленно начал применять свои острые критические способности к работам Декарта, Локка, Мальбранша, Ньютона, Гоббса и других. Самоописание Беркли здесь показательно:
одно знаю, я ни в чем не виноват. Я не прикрепляю свою веру к рукаву какого-либо великого человека. Я действую не из предрассудков и предубеждений. Я не придерживаюсь какого-либо мнения, потому что оно старое, общепринятое, модное или на изучение и взращивание которого я потратил много времени. ( Философские комментарии, статья 465)
Философские записные книжки Беркли, которые он начал в 1707 году и не собирался публиковать, часто называют Философские комментарии из-за того, что многие записи содержат его ответы на другие философские тексты. «Комментарии » содержат богатую документацию о философской эволюции Беркли, позволяя читателю проследить возникновение его имматериалистической философии из критического отклика, что наиболее важно, на Локка, Декарта и картезианцев.
Беркли считал, что Локк и картезианцы разделяют приверженность общей картине (с особыми оговорками в каждом случае), которую мы могли бы назвать репрезентативным механистическим материализмом. Согласно этой точке зрения, в мире есть два вида существ: духовные существа (умы) и материальные существа (тела). Материальные существа независимы от разума и мыслится механистически, как состоящие из субмикроскопических частиц, полностью описываемых с точки зрения строго ограниченного числа (первичных) качеств: размера, формы, движения/покоя и, возможно, плотности. Другие кажущиеся (вторичные) качества (цвет, вкус, звук) не являются внутренними качествами самих тел, а объясняются с точки зрения эффектов, которые тела оказывают на воспринимающих. В восприятии непосредственным объектом осознания является идея, объект, зависящий от ума. Однако чувственная идея представляет для нас независимый от разума материальный объект, что позволяет нам (опосредованно) воспринимать материальный объект, вызвавший эту идею.
Беркли считал представительный механистический материализм пагубным в том смысле, что он ведет к атеизму и сразу ведет к скептицизму. В своей приверженности материи он допускал существование чего-то независимого от разума, а также чего-то, что можно было бы считать независимым от Бога, тем самым закладывая основу для отрицания существования христианского Бога. Хотя, конечно, Бог играет важную роль в философии Декарта, Мальбранша и Локка, Беркли, несомненно, считал, что видел последствия материализма у Гоббса и Спинозы, «отъявленных неверных» XVII века. Склонность к скептицизму, возможно, более убедительна для современного читателя: различие первичных и вторичных качеств подразумевает, что наши чувства систематически вводят нас в заблуждение; мы ошибочно думаем, что яблоко красное именно таким, каким оно нам кажется, тогда как краснота в яблоке — это просто сила, полученная из особого расположения неокрашенных частиц, которое позволяет яблоку вызывать у нас представление о красном цвете. Еще более серьезно то, что репрезентационизм, по-видимому, открывает возможность еще более серьезного обмана; если у нас есть только непосредственный доступ к идеям, то какие у нас есть основания предполагать, что они вообще репрезентируют реальность? Беркли видел поразительно простое решение этих трудностей: отказаться от материи и построить метафизическую систему из духов (разумов) и их идей:
материя или абсолютное существование телесных объектов , как было показано, есть то, во что самые заклятые и пагубные враги всякого знания, будь то человеческое или божественное, когда-либо вкладывали свою главную силу и уверенность. И, конечно, если, отделяя реальное существование немыслящих вещей от их восприятия и допуская их собственное существование из умов духов, в природе не объясняется ничего; но, напротив, возникает великое множество необъяснимых затруднений: если предположение о материи едва ли ненадежно, поскольку не основывается даже на одной-единственной причине: . . . если с удалением этого материя не будет сопровождаться ни малейшими дурными последствиями, если она даже не будет упущена в мире, но также и все, более того, гораздо легче мыслится без нее: если, наконец, и скептики, и атеисты навсегда замолкают, предполагая только духи и идеи, и эта схема вещей совершенно согласуется как с разумом , так и с религией : мне кажется, мы можем ожидать, что ее следует признать и твердо принять. ( Принципы , раздел 133)
Беркли дал первое представление о своей зрелой метафизике в своей первой важной опубликованной работе «Эссе о новой теории зрения» . Совершенно очевидно, что Беркли предназначал эту работу для решения продолжающихся дебатов по вопросу о том, как расстояние воспринимается зрением, и действительно Новая Теория стала влиятельной работой в психологии зрения. Однако Беркли также стремился сделать вывод, имеющий прямое отношение к его идеализму: объекты зрения и осязания неоднородны. Беркли утверждает, что то, что мы видим, является чем-то идеальным, зависимым от разума, совершенно отличным от того, к чему мы прикасаемся (9).0031 Новая теория , разделы 43–50). Интересно, что он оставляет на месте предположение, что объекты осязания являются независимыми от разума материальными объектами; в другом месте он говорит нам, что опровергать эту «вульгарную ошибку» в работе о видении ( Принципы , раздел 44) не входило в его задачи.
Однако к 1710 году Беркли был готов предложить и защитить свою полную идеалистическую систему. В «Трактате о принципах человеческого знания» (1710) и «Трех диалогах между Гиласом и Филоном» (1713) Беркли излагает свои двусторонние доводы в пользу идеализма. С одной стороны, он ведет негативную кампанию, призванную продемонстрировать непоследовательность материализма; с другой стороны, он стремится положительно показать работоспособность своей идеалистической системы. Как положительные, так и отрицательные программы, хотя и не являются в конечном итоге окончательными, убедительны и продолжают вознаграждать подробное философское исследование.
Основная часть «Принципов» открывается поразительно простым «опровержением» материализма, которое принимает следующую форму (см. Принципы , раздел 4):
- Мы воспринимаем обычные физические объекты.
- Мы воспринимаем только идеи/ощущения.
- Следовательно, обычные объекты — это идеи/ощущения.
Конечно, репрезентативный механистический материалист ответил бы на этот аргумент, введя различие между опосредованным и непосредственным восприятием, отметив, что, по его мнению, обычные предметы воспринимаются опосредованно, а мы непосредственно воспринимаем только идеи, избегая таким образом вывода. По сути, Беркли посвящает большую часть остальных Принципы к резкой критике того вида репрезентативизма, который допускает такой ответ. Самое главное, он утверждает, что, поскольку идея может быть похожа только на другую идею, мы не можем предполагать, что идеи представляют материальные объекты по сходству. Не может быть оправдан и тезис о том, что идеи представляют материальные объекты в силу того, что они вызываются ими, поскольку «они [материалисты] признают себя неспособными понять, каким образом тело может воздействовать на дух или как возможно, чтобы оно запечатлевало какую-либо идею». в уме» ( Принципы , раздел 19).
Кроме того, Беркли посвящает введение к Принципам влиятельной атаке на абстрактные идеи Локка, утверждая, что абстрактные, общие идеи не могут быть сформированы так, как иногда кажется Локку, путем отбрасывания частных черт идей частностей, оставляя внутренне общую идею. Скорее, с точки зрения Беркли, в качестве общих идей нам служат просто обычные идеи частностей, используемые в общем смысле. Беркли видел в своем антиабстракционизме подпитку своих нападок на материализм, поскольку он считал, что мы не можем абстрагировать идеи формы от идей цвета так, как этого, по-видимому, требует материалистическое различие между первичным и вторичным качеством, и мы не можем «различить [т.е. абстрактно] существование чувственных объектов из их воспринимаемости, чтобы представить их существующими невоспринимаемыми» (9).0031 Принципы , раздел 5).
Позитивная программа Беркли по большей части связана с тем, чтобы показать, что, несмотря на отсутствие материи, по его мнению, «есть реальность, есть вещи, есть rerum Natura» ( Philosophical Commentaries , статья 305). Реальность Беркли состоит из духов и их идей. Физические вещи, или тела, представляют собой скопление идей. Порядок природы состоит в регулярности наших представлений и гарантируется благостью Бога (самого духа), который вызывает наши чувственные представления. Таким образом, ученый (или естествоиспытатель во времена Беркли) изучает порядок идей, грамматику природы. Различие между реальными вещами и воображаемыми ( химеры ) могут быть сделаны с точки зрения яркости и упорядоченности идей, составляющих реальные вещи. Система Беркли сильно зависит от Бога в своей работоспособности, но стоит отметить, что Беркли и его современники считали бы это достоинством теории, а не недостатком. Идеализм демонстрирует нашу зависимость как конечного разума от бесконечного разума и прекрасно согласуется с часто цитируемой библейской фразой: «Им мы живем, и движемся, и существуем».
Несмотря на резкую критическую реакцию Беркли на Локка и картезианцев, его самый глубокий интеллектуальный долг явно перед ними. В частности, акцент Беркли на центральной роли чувственного опыта в приобретении знаний в значительной степени сформирован Локком и привел к тому, что его объединили с Локком и Юмом под рубрикой «британский эмпиризм». Эта классификация, однако, не должна затмевать значительного влияния Декарта и особенно Мальбранша на его мысль.
Беркли был встревожен тем, как восприняли его имматериалистическую философию, и фактически написал «Диалоги» в попытке привлечь более широкую аудиторию для своих взглядов. Разочарование, однако, не помешало ему продолжить философскую работу. В 1720 году, завершая четырехлетнее путешествие по Европе в качестве наставника молодого человека Джорджа Эша, Беркли написал De Motu трактат о философских основах механики. В этом эссе он критикует динамические (основанные на силе) физические теории своего времени, особенно теории Лейбница и Ньютона, а также развивает и совершенствует свою философию науки. При этом он выделяет некоторые философские источники сопротивления ньютонианству и предлагает интригующее решение: инструментальную интерпретацию теории Ньютона как превосходного вычислительного устройства, использование которого не должно считаться обязывающим нас к существованию сил.
После своего континентального путешествия Беркли вернулся в Ирландию и возобновил свою работу в Тринити до 1724 года, когда он был назначен деканом Дерри. В это время Беркли начал разрабатывать свой план основания колледжа на Бермудских островах. Он был убежден, что Европа находится в моральном и духовном упадке и что Новый Свет дает надежду на новый золотой век. Получив хартию и обещания финансирования от британского парламента, Беркли в 1728 году отправился в Америку со своей новой невестой Анной Форстер. Они провели три года в Ньюпорте, штат Род-Айленд, в ожидании обещанных денег, но политическая поддержка Беркли рухнула, и они были вынуждены отказаться от проекта и вернуться в Великобританию в 1731 году. Находясь в Америке, Беркли сочинил Alciphron , произведение христианской апологетики, направленное против «вольнодумцев», которых он считал врагами установившегося англиканства. Alciphron , однако, также в значительной степени является философской работой и является важным источником взглядов Беркли на язык, которые включают интересную критику семантического тезиса Локка о том, что каждое значимое слово должно обозначать идею. Беркли утверждает здесь, что цели языка включают руководство действием, что это может быть достигнуто без того, чтобы каждое слово предлагало идею, и что язык, который успешно руководит действием, тем самым имеет смысл.
Вскоре после возвращения в Лондон Беркли составил Теория зрения, подтвержденная и объясненная , защиту его более ранней работы о зрении от опубликованной атаки, и Аналитик , острую и влиятельную критику основ исчисления Ньютона. . В 1734 году он стал епископом Клойна и таким образом вернулся в Ирландию. Именно здесь Беркли написал свой последний, самый странный и самый продаваемый (при его жизни) философский труд. Siris (1744) преследует троякую цель: установить достоинства дегтярной воды (жидкость, приготовленная путем выдерживания сосновой смолы в воде) в качестве медицинской панацеи, предоставить научную основу, подтверждающую эффективность дегтярной воды, и ведите ум читателя постепенными шагами к созерцанию Бога. Хотя Беркли сохраняет основы своего идеализма в Сирис , неоплатонические влияния производят произведение совершенно другого тона, чем Принципы и диалоги . Тем не менее, Siris остается важнейшим источником для понимания отношения Беркли к натурфилософии того времени.
Беркли умер в 1753 году, вскоре после переезда в Оксфорд, чтобы следить за образованием своего сына Джорджа, одного из трех из семи его детей, переживших детство. Несмотря на в основном непонимающую реакцию современников на его метафизические взгляды, его влияние на Юма и Канта было значительным, его критика его предшественников продолжает формировать наше понимание их, а его идеализм занимает одно из устойчивых мест на карте западного мира. философия.
Дальнейшее чтение
Философия Баруха Спинозы
Атертон, Маргарет: революция Беркли в видении (Итака, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1990).
Берман, Дэвид: Джордж Беркли: идеализм и человек (Оксфорд: Clarendon Press, 1994).
Джессеф, Дуглас М.: Философия математики Беркли (Чикаго: University of Chicago Press, 1993).
Питчер, Джордж: Беркли (Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1977).
Типтон, IC: Беркли: Философия имматериализма (Лондон: Метуэн, 1974).
Урмсон, Дж. О.: Беркли (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1982).
Винклер, Кеннет П.: Беркли: интерпретация (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1989).
Библиография
Сочинения
Философские комментарии (1707–1708 гг.), in Philosophical Works, ed. Майкл Эйерс (Лондон: Дент, 1975).
Очерк новой теории зрения (Дублин, 1709 г.), в Philosophical Works, изд. Майкл Эйерс (Лондон: Дент, 1975).
Трактат о принципах человеческого знания (Дублин, 1710 г.), в Philosophical Works, изд. Майкл Эйерс (Лондон: Дент, 19 лет)75).
Три диалога между Гиласом и Филоном (Лондон, 1713 г.), в Philosophical Works, изд. Майкл Эйерс (Лондон: Дент, 1975). Де Моту (Лондон, 1721 г.), в «Де Моту» и «Аналитик»: современное издание с введениями и комментариями, пер. и изд. Дуглас М. Джессиф (Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1992).
Alciphron: or Minute Philosopher (Лондон, 1732 г.), в «Сочинениях Джорджа Беркли, епископа Клойна», том 3, изд. А. А. Люс и Т. Э. Джессоп (Лондон: Томас Нельсон и сыновья, 1948–57).
Аналитик (Дублин и Лондон, 1734 г.), в «Де Моту» и «Аналитик»: современное издание с введениями и комментариями, пер. и изд. Дуглас М. Джессиф (Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1992).
Сирис: цепь философских размышлений и исследований относительно достоинств дегтярной воды (Дублин и Лондон, 1744 г.), в трудах Джорджа Беркли, епископа Клойна, том 5, изд. А. А. Люс и Т. Э. Джессоп (Лондон: Томас Нельсон и сыновья, 1948–57).
Таких:
Нравится Загрузка…
‹ Философия Карла Маркса
Философия Аристотеля ›
Категории: Литературная критика, Теория литературы, Философия Идеалистический имматериализм Беркли, esse est percipi aut percipere, Джордж Беркли, философия Джорджа Беркли, идеи Джорджа Беркли, теории Джорджа Беркли, имматериализм, литературная критика, литературная теория, философские комментарии, Сирис, субъективный идеализм, философия Джорджа Беркли, три диалога между Гилас и Филонус, быть значит быть воспринятым или воспринимать, Трактат о принципах человеческого знания
Статистика блога
- 19,230,863 Просмотры