Философ локк джон: Философия Джона Локка – кратко

Философия Джона Локка – кратко

Локк (Locke) Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне, в графстве Соммерсетшир. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет. Господствовавшая здесь схоластическая философия не привлекала к себе юного питомца, и он с особенным рвением предался изучению естествознания и медицины, в которой пользовался впоследствии большой известностью. В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции. В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери. Оттуда он возвратился в 1688 г. с Вильгельмом Оранским. Умер Локк 28 октября 1704 г. Важнейшие сочинения Джона Локка: «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.), «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.), три письма о религиозной терпимости, книга «Разумность христианства», «Несколько мыслей о воспитании», сочинение о деньгах и другие.

Портрет Джона Локка. Художник Г. Кнеллер, 1697

 

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод. По его теории врожденных понятий нет у человека; все они приобретаются опытом. Опыт бывает: 1) внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств, и 2) внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи. Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний.

Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые. Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их. Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей. Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается: «Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной». Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского. Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности, В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

Читайте также статьи Политические взгляды и учение Локка, Философия Декарта – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля – кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Ницше – кратко.

В книге «О разумности христианства» Джон Локк доказывает необходимость признания существования Бога и божественного откровения, потому что оно без труда дает людям такие истины, которые они или вовсе не открыли бы, или открыли бы с большим трудом. В письмах о религиозной терпимости он проповедует необходимость её, ибо она должна быть принципом всякой истинной религии, а особенно христианства, основанного на любви к ближнему.

В сочинении «Мысли о воспитании», давшем сильный толчок педагогическому движению XVIII века в Германии, Франции и Швейцарии, Джон Локк, в противоположность тогдашним схоластам, системе обучения, доказывает необходимость физического воспитания наравне с воспитанием духовным. В последнем он отдает преимущество воспитанию нравственному, т. е. воспитанию в человеке хороших наклонностей, чувства чести, твердого характера и т. п. Воспитание ума науками также необходимо, но у Локка стоит на втором плане. Локк дает целую систему правил физического воспитания и программу научного образования. Это сочинение не утратило значения и до сих пор.

Сочинение о деньгах появилось по поводу современных Локку событий. Страна обеднела, ценность монеты упала, повсюду ходила только обрезанная монета, Локк советует принимать ее только на вес, понизить проценты, и таким образом ценность денег повысится. Тут же высказывается много интересных и для нашего времени мыслей о капитале, заработной плате, податях, призрении нищих и т. п.

 

Локк Джон. Большая российская энциклопедия

Локк Джон (John Locke) (29.8.1632, Рингтон – 28.10.1704, Хай-Лейвер), английский философ и политический мыслитель. Воспитывался в пуританской семье юриста. Учился в Вестминстерской школе (1646–1652), в колледже Крайст-черч Оксфордского университета (1652–1656), где затем преподавал греческий язык, риторику и моральную философию. Одновременно занимался естествознанием, помогал Р. Бойлю в его химических экспериментах, проводил метеорологические наблюдения и изучал медицину. В 1668 г. избран членом Лондонского королевского общества. В 1667 г. Локк оставил колледж, став компаньоном и домашним врачом лорда Антони Эшли Купера (будущего первого графа Шефтсбери), одного из лидеров оппозиции режиму Реставрации. Когда Антони Эшли после неудавшегося антиправительственного заговора бежал в Голландию, Локк также был вынужден эмигрировать (1683). В Голландии, где Локк сблизился с кругом принца Вильгельма Оранского, он закончил работу над своим главным философским сочинением «Опыт о человеческом разумении» («An essay concerning human understanding», 1690, русский перевод 1898, 1985), издал анонимно «Послание о веротерпимости» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), подготовил фундаментальный труд по политической философии «Два трактата о правлении» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опыте о человеческом разумении», над которым Локк работал около 20 лет, он изложил систему эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать неосновательность допущения в познании каких-либо умозрительных предпосылок и вместе с тем невозможность метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. В связи с этим Локк противопоставил свою концепцию воззрениям картезианства, кембриджских платоников и университетской схоластической философии. По Локку, не существует никаких врождённых идей и принципов – ни теоретических, ни практических, включая идею Бога. Всё человеческое знание проистекает из чувственного опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, чувственные образы, возбуждаемые в уме различными качествами вещей – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством присущей уму способности соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и общие идеи. Есть идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно, если идеи и их соединения или обозначающие их знаки сообразны обозначаемым ими объектам. Знание бывает интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существования единичных вещей).

В «Опыте…» рассматриваются основания и степени вероятного знания, а также природа и основания веры, или мнения, при этом эпистемология Локка зачастую обретает черты психологии сознания.

«Посланию о веротерпимости» предшествовали оставшиеся в рукописях «Опыт о веротерпимости» и «Защита нонконформизма». В «Послании…» Локк высказал взгляд на свободу совести как на неотъемлемое право каждого человека. Право выбора и исповедания религии соответствует интересам и свободе людей и поэтому должно быть признано государством, юрисдикция которого простирается только на их гражданские права. Свобода совести отвечает и интересам истинной Церкви, которая в своей деятельности не может руководствоваться насилием. Однако веротерпимость не может распространяться на тех, кто вступает в противоречие с законами государства и моральными нормами общества, кто сам нетерпим в вопросах религии или использует её для получения привилегий и кто вообще отрицает существование Бога. «Послание…» содержало требование предоставления религиозным общинам равных прав и отделения церкви от государства.

В «Двух трактатах о правлении» впервые изложена политическая доктрина либерализма. Первый трактат содержит опровержение взглядов роялиста Р. Филмера: его патриархально-абсолютистской концепции происхождения власти от верховной власти Адама, полученной им от Бога; второй – теорию происхождения государственной власти из общественного договора. Люди, вначале жившие в естественном состоянии, по соглашению объединились в некоторое политическое целое – государство – для защиты своих неотчуждаемых естественных прав, данных им законом природы, – прав на жизнь, личную свободу и собственность. В естественном состоянии люди свободны и равны и все природные блага принадлежат им в равной мере. Но то, к чему человек приложил свой труд, выходит из всеобщего достояния и становится его частной собственностью. Высшая законодательная власть в государстве устанавливается народом; она издаёт законы, направленные на сохранение общества в целом, на обеспечение блага его членов и защиту каждого от произвола и насилия со стороны других.

Исполнительная власть претворяет законы в жизнь и следит за их исполнением. Федеративная же власть осуществляет внешние сношения, решает вопросы войны и мира, участия в международных коалициях и союзах. Локк определяет взаимоотношения этих ветвей власти в государстве, случаи возможной узурпации власти, превращения её в тиранию, а также условия распада системы правления. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, ибо именно закон охраняет их права и свободы. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственную власть, нарушившую общественный договор.

Локк возвратился на родину в 1689 г. после «Славной революции» и активно включился в работу администрации нового английского короля Вильгельма III. Продолжая защищать свои взгляды на религию и Церковь от критиков, Локк опубликовал второе (1690) и третье (1692) послания о веротерпимости (четвёртое осталось незаконченным), в 1695 г. издал трактат «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В христианстве, освобождённом от позднейших наслоений, он видит самое разумное нравственное учение. Делая акцент на единстве Бога, Локк неявно опускал некоторые догматы, прежде всего догмат Троичности. Это неортодоксальное сочинение положило начало двум новым течениям религиозной мысли: латитудинаризму – широкой веротерпимости, которая на некоторое время возобладала в Англиканской церкви, и английскому деизму.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней содержались рекомендации, как вырастить из ребёнка здорового телом и духом благовоспитанного джентльмена, полезного для своей страны гражданина. Локк отдавал приоритет физическому и нравственному воспитанию перед образованием: ребёнку следует давать лишь те знания, которые будут полезны ему в последующей жизни и деятельности. При этом воспитание и образование должны быть строго индивидуальны и учитывать естественные склонности и способности детей.

Локка занимали также проблемы экономики и финансов. Он опубликовал соображения о пути преодоления инфляции, участвовал в проведении денежной реформы и в учреждении Банка Англии. Последний государственный пост, который он занимал, – уполномоченного по делам торговли и колоний. Болезнь лёгких побудила его оставить Лондон и последние годы жизни провести в сельской местности (в местечке Отс), в усадьбе своих друзей – супругов Машем.

Идеи Локка положили начало идеологии Просвещения, их влияние испытали многие мыслители самой разной философской ориентации. В Великобритании – Э. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Дж. Толанд, А. Коллинз, Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. Беркли и Д. Юм; во Франции – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Э. Б. де Кондильяк, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций и Д. Дидро; в Северной Америке – С. Джонсон и Дж. Эдвардс. Политическая философия Локка получила развитие у Ш. Л. Монтескьё и была воспринята идеологами Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг. – Б. Франклином, С.

Адамсом и Т. Джефферсоном.

Субботин Александр Леонидович

Джон Локк — Энциклопедия Нового Света толерантность. Его политические сочинения обеспечивают ключевую философскую защиту современных демократических институтов. Как философ он был одним из первых сторонников эмпиризма. Локк также внес вклад в области теологии, образования и экономики.

Хотя Томас Гоббс и особенно Фрэнсис Бэкон были пионерами эмпирического метода до него, Джон Локк считается первым из трех основных британских эмпириков наряду с Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом. Локк известен своим отказом от теории врожденных идей в пользу акцента на роли чувственного восприятия и связанным с этой позицией выражением « tabula rasa ».

Локк был важным политическим мыслителем, чьи Второму трактату о правительстве приписывают влияние на составление Томасом Джефферсоном проекта Декларации независимости. Он также оказал влияние на других главных героев американской революции, включая Бенджамина Франклина и Александра Гамильтона.

Акцент Локка на роли личности и его сомнения в божественной роли монархии и по сей день служат ключевыми опорами современной демократии.

Локк был набожным человеком. Он защищал веру, основанную на разуме, а не на авторитете Священных Писаний. С другой стороны, умеренно агностическая природа его эмпиризма открыла другим возможность подвергнуть сомнению и оспорить любую возможность достижения уверенности в вопросах веры. В этом смысле его методы можно сравнить с методами континентального рационалиста Декарта, который, как и Локк, защищал христианские верования, но с помощью методов, которые привели к тому, что некоторые из его протеже отвергли эту веру, используя те самые инструменты (разума в случае Декарта), которые он предоставил их.

Локк сыграл ключевую роль в появлении британской «джентльменской религии», которая ставила разум выше сердца и с презрением относилась к тому, что она называла «религиозным энтузиазмом». Он считал, что неконтролируемые религиозные эмоции способствуют дорогостоящим христианским оплошностям, таким как несправедливая цензура Галилея; поэтому он считал, что разум и наблюдение должны управлять жизнью христианина. Однако более поздние критики религии разума искали сильную религию, которая могла бы завоевать души грешников и вдохновить движения против несправедливости; с этой целью любовь и сострадание, а не разум, лучше служат определяющими христианскими мерами истины и добра.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Мысль Локка
  • 3 письма
    • 3.1 Письмо о терпимости
    • 3.2 Эссе о человеческом понимании
      • 3.2.1 Идеи
      • 3.2.2 Язык
      • 3.2.3 Знания
      • 3.2.4 Реакция, реакция и влияние
    • 3.3 Два правительственных трактата
      • 3.3.1 Свойство
  • 4 Библейская критика
  • 5 Влияние
  • 6 Эпитафия Локка
  • 7 Основные работы
    • 7.1 Неопубликованные или посмертные рукописи
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Общие источники по философии
  • 10 кредитов

Локк заслуживает похвалы за его усилия сохранить объективность в своих философских и политических исследованиях и за его готовность высказаться против политической несправедливости его дней.

Биография

Джон Локк родился в Рингтоне, Сомерсет, примерно в десяти милях от Бристоля, Англия, в 1632 году. Его отец, юрист, служил капитаном кавалерии в парламенте во время гражданской войны в Англии. В 1647 году Локка отправили в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. После завершения учебы там он поступил в колледж Крайст-Черч в Оксфорде. Деканом колледжа в то время был Джон Оуэн, вице-канцлер университета и тоже пуританин. Хотя он был способным учеником, Локка раздражала учебная программа бакалавриата того времени. Он нашел чтение современных философов, таких как Рене Декарт, более интересным, чем классический материал, преподаваемый в университете.

Локк получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра в 1658 году. Хотя он так и не стал врачом, Локк получил степень бакалавра медицины в 1674 году. Во время своего пребывания в Оксфорде он много изучал медицину, работая с такими известными виртуозами, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Гук и Ричард Лоуэр. В 1666 году он встретил Энтони Эшли Купера, первого графа Шефтсбери, который приехал в Оксфорд в поисках лечения от инфекции печени. Купер был впечатлен Локком и убедил его стать частью его свиты.

Локк искал карьеру и в 1667 году переехал в дом Шефтсбери в Эксетер-Хаусе в Лондоне, якобы в качестве домашнего врача. В Лондоне Локк возобновил свои медицинские исследования под руководством Томаса Сиденхема. Сиденхэм оказал большое влияние на натурфилософское мышление Локка — влияние, которое глубоко нашло отклик в написании Локком «: эссе о человеческом понимании».

Медицинские познания Локка вскоре подверглись испытанию, так как инфекция печени Шефтсбери стала опасной для жизни. Локк координировал советы нескольких врачей и, вероятно, сыграл важную роль в том, чтобы убедить Шефтсбери пройти операцию (тогда сама по себе опасную для жизни) по удалению кисты. Шефтсбери выжил и процветал, благодаря Локку, спасшему ему жизнь.

Именно в доме Шефтсбери в 1671 году произошла встреча, описанная в Послании к читателю Эссе , , которое стало началом того, что позже станет Эссе . С этого периода сохранились два сохранившихся черновика.

Шефтсбери как основатель движения вигов оказал большое влияние на политические идеи Локка. Локк стал заниматься политикой, когда Шефтсбери стал лордом-канцлером в 1672 году. После падения Шефтсбери в 1675 году Локк провел некоторое время, путешествуя по Франции. Он вернулся в Англию в 1679 г.когда политическая судьба Шефтсбери ненадолго изменилась к лучшему. Примерно в это же время, скорее всего, по наущению Шефтсбери, Локк составил основную часть «Двух трактатов о правительстве».

Локк бежал в Нидерланды в 1683 году, находясь под сильным подозрением в причастности к заговору Ржаного дома (хотя мало доказательств того, что он был непосредственно вовлечен в схему). В Нидерландах у Локка было время вернуться к своему творчеству, потратив много времени на переработку Эссе и составление Письма о толерантности. Локк вернулся домой только после Славной революции. Основная часть публикаций Локка произошла после его возвращения в Англию: Эссе , , Два трактата и Письмо о терпимости , все они появились в быстрой последовательности после его возвращения из ссылки.

Он умер в 1704 году после длительного ухудшения здоровья и похоронен на кладбище деревни Хай-Лейвер, к востоку от Харлоу в Эссексе, где он жил в доме сэра Фрэнсиса Машама с 169 года.1. Локк никогда не был женат и не имел детей.

События, произошедшие при жизни Локка, включают Английскую Реставрацию, Великую чуму и Великий лондонский пожар. Он не совсем видел Акт об унии 1707 года, хотя должности короля Англии и короля Шотландии какое-то время занимало одно и то же лицо. Конституционная монархия и парламентская демократия во времена Локка находились в зачаточном состоянии.

Мысль Локка

Локк вслед за Декартом отошел от остатков средневековой схоластики, но отверг рационализм Декарта в пользу эмпирического метода. С появлением Локка оппозиция между континентальным рационализмом и британским эмпиризмом укрепилась, оба направления мысли стремились заменить средневековое сознание своим собственным способом, основанным на автономии человеческого разума. Эпистемология Локка, настаивающая на роли опыта, находится в прямом отношении к его позиции против злоупотребления властью в вопросах религиозной свободы и политического правления.

Система мышления Локка в целом не лишена несоответствий. В отличие от таких философов, как Беркли, Юм или Кант, его целью не было довести одну точную идею или метод до крайних выводов. Его главная цель состояла в том, чтобы объяснить реальность, оставаясь как можно ближе к здравому смыслу, и он всегда был готов признать, что в его предварительных объяснениях были ограничения и недостатки. В этом смысле можно сказать, что его эмпиризм также содержал изрядную дозу здорового прагматизма.

Письма

Влияние пуританского воспитания Локка и его политической принадлежности к вигам выразилось в его опубликованных произведениях. Хотя Локк широко известен как оказавший большое влияние на современные представления о политической свободе, он не всегда выражал идеи, соответствующие современным представлениям.

Первой крупной опубликованной работой Локка было « Письмо о терпимости». Религиозная терпимость в Великобритании была предметом большого интереса Локка; перед смертью он написал несколько последующих эссе в его защиту. Воспитание Локка среди протестантов-нонконформистов сделало его чувствительным к различным теологическим точкам зрения. Однако он отшатывался от того, что он считал вызывающим разногласия характером некоторых нонконформистских сект. Локк стал решительным сторонником англиканской церкви. Локк считал, что, приняв широкую теологическую позицию, национальная церковь может служить инструментом социальной гармонии.

Локк наиболее известен двумя работами: Эссе о человеческом понимании и Два трактата о правительстве. Эссе было начато в 1671 году и, как описал сам Локк, писалось урывками в течение следующих 18 лет. Окончательно он был опубликован в декабре 1689 года. Хотя точные даты составления «Двух трактатов » являются предметом споров, ясно, что основная часть написания приходится на период с 1679 года.-1682. Таким образом, это был скорее комментарий к кризису исключения, чем оправдание Славной революции 1688 года, хотя никто не сомневается, что Локк существенно переработал его, чтобы служить этой последней цели.

Письмо о веротерпимости

Взгляды Локка на религиозную терпимость подразумевают разделение церкви и государства, роль государства ограничивается гарантией того, что определенные религиозные практики или взгляды не нарушают гражданский мир, выбор веры остается за верующими . Позиция Локка связана со скептицизмом в отношении нашей способности распознавать абсолютную истину любой доктрины.

Первоначально Локк опубликовал Письмо анонимно на латыни в Амстердаме, хотя почти сразу же оно было переведено на английский язык. Он отличает церковь от гражданского правительства целями, которые каждая из них преследует, и средствами, наиболее подходящими для этих целей. Правительство существует ради мира и должно применять силу для его достижения; церковь является добровольным сообществом для спасения душ и поэтому должна использовать убеждение. Индивидуумы не могут лишить себя контроля над своими душами и, следовательно, не могут сделать правительство ответственным за их спасение; сила не может произвести изменений, необходимых для спасения; а даже если бы и мог, нет уверенности в том, что религия, совершающая угнетение, является истинной религией. В результате, даже если бы правительство склонялось к поддержке той или иной церкви, оно не могло бы сделать это без нарушения гражданского спокойствия.

Однако правительство может регулировать религию по политическим причинам (например, запретить публичный убой всех животных по состоянию здоровья, даже если это препятствует определенным религиозным обрядам). Религиозные секты, которые отказываются принять доктрину Локка о терпимости по необходимости, стремятся к смене правительства и поэтому могут быть подавлены как революционные. Поскольку нет причин выполнять обещания без страха перед Богом, и поскольку гражданский мир требует, чтобы люди выполняли свои обещания, правительство может быть заинтересовано в продвижении той или иной формы религии.

Очерк человеческого понимания

Знаете ли вы?

Джон Локк считал, что люди начинают жизнь «с нуля», имея при рождении разум как «tabula rasa» или чистый лист, который затем наполняется знаниями посредством опыта.

Эссе о человеческом понимании . В ней Локк критикует философию врожденных идей и строит теорию разума и знания, отдающую приоритет чувствам и опыту. Он описывает ум при рождении как чистый лист (tabula rasa), который позднее заполняется опытом. Эссе было одним из основных источников эмпиризма в современной философии и оказало влияние на таких философов, как Дэвид Юм и Иммануил Кант.

То, как Локк излагает свою цель в «Послании», предшествующем эссе, сильно напоминает собственную цель Канта или, скорее, является предвосхищением начинания Канта в первой «Критике». Локк говорит о пределах человеческого понимания и об опасности попыток выйти за пределы наших естественных способностей, позволяя нашим мыслям «блуждать в тех глубинах, где они не могут найти надежной опоры», что в результате приводит к «совершенному скептицизму». что стало фактически позицией Юма. Что отличает Локка от Канта, так это отсутствие критического элемента — фактора, призванного дать четкий критерий легитимного знания, основанного на функциях нашего сознания. Локк — эмпирик в том смысле, что его отправная точка лежит в восприятии чувственных объектов, а не в функции нашего разума. Тем не менее, даже Локк признавал, что наш разум обладает некоторой способностью обрабатывать идеи, формирующие объекты нашего понимания.

Локк писал Эссе в течение примерно 18 лет. В «Послании к читателю» Локк пишет, что зародыш эссе возник из беседы с друзьями. В тот момент, когда этот дискурс казался застрявшим, Локк заметил, что он не может продолжаться без тщательного изучения «наших собственных способностей и … с какими объектами наше понимание было или не было приспособлено для работы». Этот разговор произошел около 1671 г., и в том же году Локк сформулировал два проекта Эссе . Он продолжал работать над ним почти два десятилетия, уточняя и расширяя свою основную позицию. Хотя книга датирована 1690 годом, на самом деле она впервые появилась в 1689 году (Философская энциклопедия, 489).

Идеи

Главный тезис Локка состоит в том, что разум новорожденного — это чистый лист и что все идеи развиваются из опыта. Книга I Эссе посвящена нападкам на учение о врожденных идеях. Локк допускал, что некоторые идеи возникают в уме с раннего возраста, но утверждал, что такие идеи порождаются чувствами, начиная с рождения: например, различия между цветами или вкусами. Если у нас есть универсальное понимание такого понятия, как сладость, то это не потому, что это врожденная идея, а потому, что мы все сталкиваемся со сладким вкусом в раннем возрасте.

Книга II Эссе излагает теорию идей Локка, включая его различие между пассивно приобретенными простыми идеями, такими, как «красный», «сладкий», «круглый» и т. д., и активно построенными сложными идеями. , такие как числа, причины и следствия, абстрактные идеи, идеи субстанций, идентичность и разнообразие. Локк также проводит различие между действительно существующими первичными качествами тел, такими как форма, движение и расположение мельчайших частиц, и «вторичными качествами», которые представляют собой «способности вызывать в нас различные ощущения» (9). 0009 Эссе, II. viii.10), такие как «красный» и «сладкий». Эти «вторичные качества», утверждает Локк, зависят от «первичных качеств». Эта часть мысли Локка подверглась резкой и знаменитой критике со стороны Беркли, который утверждал, что нет никаких оснований для различия между первичными и вторичными качествами и для утверждения, что первичные качества более «реальны», чем вторичные. Слабое место мысли Локка состоит в том, что, по его собственным словам, субстратом этих первичных качеств, субстанцией, является «не знаю что». Иными словами, Локк убежден, что должно существовать нечто (субстанция), являющееся основанием объективного существования и несущее в себе первичные качества, но не может дать ее дальнейшего определения на основе своего эмпирического метода.

В том же духе Локк также утверждал, что у людей нет врожденных принципов. Локк утверждал, что врожденные принципы будут опираться на врожденные идеи, которых не существует. Например, у нас не может быть врожденного чувства, что Богу следует поклоняться, когда мы не можем даже прийти к единому мнению о концепции Бога или о том, существует ли Бог вообще ( Essay, I. iii). Здесь становится очевидной тесная связь между эпистемологией Локка и его моральными и социальными взглядами. Одним из фундаментальных аргументов Локка против врожденных идей является тот факт, что не существует истин, которые подтверждают все люди. Он находит время, чтобы возразить против ряда утверждений, которые рационалисты предлагают в качестве общепризнанных истин, например, принципа тождества, указывая на то, что, по крайней мере, дети и идиоты часто не знают об этих утверждениях.

В то время как Книга I предназначена для того, чтобы отвергнуть доктрину о врожденных идеях, предложенную Декартом и рационалистами, Книга II объясняет, что каждая идея выводится из опыта либо ощущением — прямой сенсорной информацией — либо отражением — умственной конструкцией.

В главе 27 Книги II Локк обсуждает личность и идею человека. То, что он говорит здесь, сформировало наши мысли и с тех пор вызывает споры. Книга III посвящена языку, а Книга IV — знаниям, включая интуицию, математику, моральную философию, натурфилософию («науку»), веру и мнение.

Язык

Завершение Книги II предполагает, что Локк обнаружил тесную связь между словами и идеями, что побудило его включить книгу о языке, прежде чем перейти к обсуждению знаний. Книга III посвящена определениям, именам, а также несовершенствам и злоупотреблениям вербального общения. Для большинства ученых это содержание менее последовательно и важно, чем окружающий материал ( Encyclopedia of Philosophy , 496).

Знание

Книга IV посвящена обсуждению знаний, включая интуицию, математику, моральную философию, натурфилософию («науку»), веру и мнение.

Реакция, отклик и влияние

Подобно критике картезианского рационализма, эмпирическая точка зрения Локка, в свою очередь, подверглась резкой критике со стороны рационалистов, а именно в лице Готфрида Лейбница. В 1704 году Лейбниц написал рационалистический ответ на работу Локка в форме опровержения по главам, Nouveaux essais sur l’entendement humain («Новые очерки человеческого понимания»). В то же время работа Локка заложила важнейшую основу для работы будущих эмпириков, таких как Дэвид Юм.

Два трактата о правительстве

Два трактата, опубликованные как одна книга, неодинаковы по размеру и влиянию. В Первом трактате Локк нападает на сэра Роберта Филмера, который защищал своеобразную теорию божественного права королей. Довольно странно, что Филмер вывел абсолютное право королей из царской власти, данной Богом Адаму. В библейском опровержении пункт за пунктом, дополненном еврейскими цитатами, Локк легко высмеивает позицию Филмера и его вывод о том, что британский король своего времени получил особую привилегию править другими людьми, потому что он произошел от Адама. Опровержение Локка юмористическое и забавное, но в процессе он делает важные заявления о браке и семейной жизни. Его главная мысль состоит в том, чтобы подчеркнуть ограниченность отцовской власти. По сути, мужчины и женщины рождаются равными и свободными, а родительская функция заключается в том, чтобы заботиться о детях, пока они еще незрелы. Признавая необходимость брака и семьи, Локк, таким образом, представляет довольно минималистский взгляд на эти институты в сочетании с упором на индивидуальную свободу и ответственность.

Второй трактат , или Истинный конец гражданского правления, — одна из двух самых влиятельных работ Локка. Он стремится оправдать Славную революцию, развивая теорию законного правительства и утверждая, что народ может свергнуть режим, который нарушает эту теорию; Локк предоставляет своим читателям понять, что Яков II Английский сделал это. Поэтому он наиболее известен как популяризатор естественных прав и права на революцию.

Локк полагает естественное состояние в качестве надлежащей отправной точки для изучения политики, что согласуется с его мнением о том, что наше происхождение от общего предка, Адама, не имеет большого значения. У людей есть права, но также и обязанности, которые определяются с точки зрения защиты своих собственных прав и уважения прав других. Благодаря закону природы, который Локк называет «разумом», мы можем понять, почему мы должны уважать естественные права других (включая право на собственность, ради которой человек трудился). На практике законом природы можно пренебречь — и поэтому необходимо правительство. Однако, в отличие от Гоббса, Локк не рассматривает естественное состояние как постоянное состояние войны всех против всех, а скорее ситуацию, когда обычно соблюдается Золотое правило взаимности. Гражданское правительство может быть создано только с согласия управляемых, ведущих к содружеству законов. Поскольку закон иногда не в состоянии обеспечить безопасность и рост общества, человек может согласиться на определенные внеправовые блага (прерогатива). Таким образом, всякое правительство представляет собой фидуциарное доверие: когда это доверие предается, правительство распадается. Правительство предает свое доверие, когда нарушаются законы или когда злоупотребляют доверием прерогативы. Как только правительство распущено, люди вольны создать новое и противостоять тем, кто претендует на власть при старом, т. е. восстать.

Собственность

Локк предложил трудовую теорию собственности, основанную на идее естественного права (см. Фому Аквинского). Смешивая предмет со своим трудом, человек затем владеет этим предметом. Однако труд также устанавливал границы частной собственности, потому что, согласно идее труда, человек мог владеть только тем, чем можно было наслаждаться и пользоваться. В соответствии с этими границами экономика должна работать эффективно, потому что собственность не будет растрачена, испорчена или накоплена. Ученые считают, что позже Карл Маркс адаптировал теорию собственности Локка в своей философии.

Библейская критика

В более поздние годы Локк опубликовал Разумность христианства (1695) и, еще позже, Парафразы и примечания к посланиям Павла (опубликовано посмертно, 1705-1707). Хотя Локка, конечно, не помнят как библеиста, он уже продемонстрировал свою значительную эрудицию в более ранних работах, таких как Первый трактат о правительстве. Позиция Локка заключалась в том, что разумная христианская вера и нравственность могут быть естественным образом выведены из Писания на основе содержащихся в нем простых принципов. Он также был пионером библейской критики, пытаясь реконструировать первоначальные учения Иисуса, и, в частности, обратил внимание на проблему «мессианской тайны» (т. е. причины, по которой Иисус не раскрыл свою личность открыто).

Влияние

В целом Локк оказал глубокое влияние на последующую философию и политику. Он повлиял на континентальное Просвещение, особенно во Франции, через таких мыслителей, как Монтескье и Вольтер. По возвращении из ссылки в Лондон последний популяризировал идеи Локка о свободе и независимости духа, смешанные с умеренным скептицизмом в вопросах теоретического исследования. Однако по сравнению с французскими философами Локк был удивительно умеренным, и в его мысли не было антирелигиозного элемента.

Самое главное, пожалуй, то, что представления Локка о «правительстве с согласия управляемых» и естественных правах людей — жизни, свободе, здоровье и собственности — оказали огромное влияние на развитие политической философии. Идеи Локка о свободе и общественном договоре повлияли на письменные работы Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона и других отцов-основателей Соединенных Штатов. Его идеи помогли лечь в основу концепций, используемых в американском законодательстве и правительстве, что позволило колонистам оправдать революцию. В частности, Декларация независимости опиралась на многие политические идеи восемнадцатого века, заимствованные из работ Локка.

Таким образом, оценка Локка была связана с оценкой Соединенных Штатов и либерализма в целом. Недоброжелатели отмечают, что он был крупным инвестором в английскую работорговлю, а также его участие в разработке Фундаментальной конституции Каролины в то время как секретарь Шефтсбери, которая установила феодальную аристократию и дала хозяину абсолютную власть над своими рабами. Однако большинство ученых отвергают эту критику, ставя под сомнение степень его влияния на Фундаментальная конституция и интерпретации его недоброжелателями его работы в целом.

Эпистемология и философия сознания Локка также оказали значительное влияние в период Просвещения и позже.

Эпитафия Локка

(перевод с латыни)

«Стой, путник! Рядом с этим местом лежит Джон Локк. Если спросить, что это был за человек, он ответит, что жил довольствуясь своим небольшим состоянием. Воспитанный ученым, он сделал свою ученость подчиненной только делу Об этом ты узнаешь из его сочинений, которые покажут тебе все остальное о нем с большей правдой, чем сомнительные похвалы эпитафии. Действительно, его добродетели, если они и были, были слишком малы, чтобы он мог представить их как себе в похвалу или в пример тебе.. Пусть его пороки будут похоронены вместе. Что касается примера нравов, если ты ищешь его, то он есть у тебя в Евангелиях; смертность, конечно, (и да будет тебе польза), она у тебя есть здесь и повсюду».

Основные работы

  • (1689) Письмо о веротерпимости
  • (1690) Второе письмо о терпимости
  • (1692) Третье письмо о терпимости
  • (1689) Два трактата о правительстве
  • (1689) Эссе о человеческом понимании
  • (1693) Некоторые мысли об образовании
  • (1695) Разумность христианства, изложенная в Писании
  • (1695) Оправдание разумности христианства

Неопубликованные или посмертные рукописи

  • (1660) Первый трактат о правительстве (или Английский трактат 6 ) 0
  • (c. 1662) Второй трактат о правительстве (или Латинский трактат )
  • (1664) Очерки законов природы
  • (1667) Эссе о терпимости
  • (1706) О поведении взаимопонимания
  • (1707) Парафраз и примечания к Посланиям Св. Павла

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Бейлин, Бернард. Идеологические истоки американской революции. Кембридж, Массачусетс: Belknapp/Harvard University Press, 1967. Увеличенное издание, 1992. ISBN 0674443020
  • Данн, Джон. Локк. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 19.84. ISBN 0192875604
  • Данн, Джон. Политическая мысль Джона Локка: исторический отчет о аргументах двух трактатов о правительстве. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1969. Переиздание, 1982. ISBN 0521271398
  • Холл, Роланд (ред.). Locke Studies ежегодный журнал исследований Джона Локка (по подписке). Проверено 30 августа 2008 г.
  • .
  • Йолтон, Джон В. (ред.). Джон Локк: проблемы и перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1969. ISBN 0521073499

Внешние ссылки

Все ссылки получены 3 августа 2022 г.

  • Бесплатные полнотекстовые произведения Джона Локка
  • Ресурсы Джона Локка
  • Статья в Стэнфордской энциклопедии философии

Общие источники по философии

  • Стэнфордская энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Джон Локк история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Джона Локка»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Кем был Джон Локк?

Джон Локк был ведущим философом и политическим теоретиком. Его идеи помогли заложить основу как Просвещения, так и зарождения либерализма в 17 веке. Локку приписывают то, что он привлек взгляд ученого к области философии, используя эмпирические данные для поддержки своих идей. Он наиболее известен своим «Эссе о человеческом понимании», в котором он рассматривал разум как tabula rasa, или чистый лист, где сенсорный опыт определяет, как человек смотрит на мир. новые взгляды на богатство и деньги: «Все богатство есть продукт труда», — писал он.

Локк много писал о финансах и экономической политике. В его эссе 1691 года «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег» утверждалось, что правительства не должны регулировать процентные ставки. Он считал, что труд является ключевым источником создания богатства, а собственность — естественным правом, возникающим в результате работы. Локк уравновешивал как капиталистические, так и социалистические идеи в своей работе и выдвигал точку зрения спроса и предложения на стоимость денег.

Key Takeaways

  • Джон Локк был английским философом и политическим теоретиком 17-го века, чьи идеи помогли заложить основу эпохи Просвещения.
  • Локк учился в Оксфорде и занимался медициной в качестве члена Королевского общества в Лондоне.
  • Лорд Эшли, первый граф Шефтсбери, был одним из основных покровителей Локка, назначив его на ключевые посты в правительстве, что повлияло на его теории политики и экономики.
  • Локк много писал о финансах и экономической политике, уравновешивая в своих работах как капиталистические, так и социалистические идеи.

Инвестопедия / Джули Бэнг

Ранняя жизнь и образование

Локк родился в Англии 29 августа 1632 года. Его отец Джон, поверенный, и мать Агнес крестили его утром в день рождения и воспитали как пуританина. Отец Локка был выдающимся военным капитаном правительства во время Гражданской войны в Англии. Его служба в конечном итоге принесла пользу Локку, который поступил в легендарную лондонскую Вестминстерскую школу благодаря связям своего отца в парламенте. Находясь там, потрясающий интеллект Локка принес ему звание Королевского ученого.

В 1652 году, в возрасте 20 лет, Локк поступил в колледж Крайст-Черч Оксфордского университета на бакалавриат. Он закончил четыре года спустя, взял два года отпуска и вернулся в университет, чтобы получить степень магистра. Локк продолжил заниматься медициной в качестве члена Королевского общества в Лондоне. Благодаря своим медицинским исследованиям Локк познакомился со знаменитым лордом Эшли, первым графом Шефтсбери, основателем партии вигов. Со временем лорд Эшли оказался одним из крупнейших покровителей Локка, сначала назначив его своим личным врачом, а затем назначив на ключевые политические посты. Помимо того, что лорд Эшли был покровителем, он также оказал огромное влияние на теории Локка о политике, экономике и отношениях правительства с его народом. Фактически, в 1682 году они оба были ненадолго отправлены в изгнание вместе после того, как лорд Эшли проиграл политическую битву с человеком, который в конечном итоге стал королем Яковом II.

Выдающиеся достижения

Должности Локка в правительстве при лорде Эшли, включая должность секретаря Совета по торговле и плантациям, помогли сформировать взгляды философа на экономическую политику. Хотя Локк наиболее известен своими работами о естественных правах человека, общественном договоре и приобретении знаний, его экономические труды имели не меньшее влияние. Локк, например, боролся против снижения процентных ставок, утверждая, что искусственное сокращение денежной массы может привести к коллапсу в торговле.

В своей знаменитой работе «Два трактата о правительстве» Локк развил традиционную трудовую теорию философии стоимости, согласно которой количество труда, затрачиваемого на производство товара, определяет его стоимость. В той же книге Локк утверждает, что все, что производит рабочий, справедливо и по праву принадлежит этому рабочему, теория, которая противоречила взглядам других выдающихся философов того времени, в первую очередь Томаса Гоббса. Однако он пошел еще дальше, разработав трудовую теорию собственности, которая утверждала, что собственность на собственность, под которой он имел в виду материальные блага, создается действиями труда. Он классно написал, что у человека есть три естественных права: жизнь, свобода и собственность.

Но Локк никоим образом не был социалистом. Несмотря на то, что он решительно поддерживал права труда, он не выступал против права человека разбогатеть. Исследователи философа отмечают, что Локк примирил эти две, казалось бы, несовместимые позиции, утверждая, что введение денег в общество создало «справедливое неравное распределение богатства». Поскольку у денег всегда есть применение — в отличие, например, от товаров, которые портятся, — люди могут накапливать больше, чем им нужно, не нарушая законов природы. Более того, когда люди соглашались использовать деньги как форму обмена, они неявно соглашались на определенный уровень неравенства. Или, как писал Локк, «таким образом пришли к употреблению деньги, некая долговечная вещь, которую люди могли хранить, не портя, и которую по взаимному согласию люди брали в обмен на действительно полезные, но скоропортящиеся средства для жизни».

В работах Локка на протяжении всей его карьеры содержались, среди прочего, взгляды на ценность денег, теорию спроса и предложения и важность сбалансированной торговли для страны. Помимо своих работ, философ, ставший государственным деятелем, также сыграл важную роль, помогая Англии сбалансировать свои золотые и серебряные ресурсы, чтобы избежать валютного кризиса в середине 1690-х годов.

Преступления

Из-за его тесных связей с лордом Эшли Локка подозревали в причастности к знаменитому заговору Ржаного дома, предполагаемому заговору, организованному партией вигов лорда Эшли с целью убийства короля Карла II. Хотя он никогда не был официально обвинен или связан с заговором, Локк бежал в Нидерланды в 1683 году и оставался там в течение пяти лет, прежде чем вернуться в Англию.

Смерть

Локк умер 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет.

Как Джон Локк повлиял на экономику?

Основной вклад Локка в экономику можно найти в его взглядах на отношения между трудом и собственностью, а также на создание денег и их влияние на накопление богатства и неравенство. Его работы по этим двум темам помогли проинформировать не только капитализм, но и социализм.

Что такое теория денег Локка?

Как свидетельствуют его работы о процентных ставках и его роли в английском валютном кризисе, Локк выступал против искусственного обесценивания денег. Он считал, что спрос на деньги постоянен и что их стоимость напрямую зависит от того, сколько денег имеется в наличии. Локк также считал, что по мере того, как деньги будут доминировать в экономических системах, это приведет к усилению неравенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *