Философ ф бэкон: Философия Френсиса Бэкона: основные идеи, учение кратко

Философия Френсиса Бэкона: основные идеи, учение кратко

С развернутой программой обоснования метода эмпирических наук и их практического использования на благо человека выступил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Он выдвинул идею энциклопедии, в которой все человеческие познания были бы упорядочены сообразно способностям души человека. История выступила бы в ней как дело памяти, поэзия — как плод воображения, а философия — как продукт рассудка. Ф.Бэкон по своему разделил философию на первую и вторую. Второй философией он назвал «натуральную философию», или экспериментальную науку, включающую в себя физику, механику, математику и магию.

Первая философия должна заняться разработкой надежного метода натуральной философии и, обобщая результаты эмпирических наук, сформулировать универсальные принципы познания и деятельности.

Бэкон решительно разрывает с античной наукой, представленной именами Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Евклида и Птоломея. По его мнению, эта наука была детской, не выросшей из пеленок, ибо ее положения не были как следует обоснованы вследствие произвольного скачка мышления от немногих частных случаев к самым общим выводам, из которых затем по правилам формальной логики древние пытались вывести все особенное содержание знания. Действительно, именно так поступала вся античная наука и средневековая схоластика, опиравшаяся исключительно на силлогистику Аристотеля.

Бэкон называет греческий способ мышления ложной индукцией и противопоставляет ей такой индуктивный метод, который, постоянно сверяясь с природой, ведет от от ощущений к наиболее общим принципам через т.н. «средние аксиомы», устанавливаемые экспериментальным путем. Этот метод и есть знаменитый бэконовский «новый органон», т.е. новый метод познания, призванный заменить аристотелевскую силлогистику, которая вместо реальных плодов принесла человечеству лишь шипы да колючки схоластических споров.

Поскольку, по Бэкону, в природе нет ничего действительного, кроме единичных тел, он убежден, что источник познания есть опыт, т.е. сама природа, а мышление человека служит лишь средством, позволяющим ему получить необходимый результат. Уверенность в этом делает Бэкона родоначальником эмпиризма Нового времени.

С его эмпирической точки зрения, изложенной в работе «Новый органон», человек есть «слуга и истолкователь природы, который действует и понимает ровно настолько, насколько постиг ее порядок делом или размышлением, а сверх этого он ничего не знает и ничего не может». Важно здесь то, что, по Бэкону, человек ничего не может знать, кроме природы. В этом сказывается главный недостаток всех эмпириков, начиная с Бэкона: будучи уверены, что они держатся лишь опыта, т.е. природы (характерное для эмпириков отождествление), но не обходясь все же без мышления (поскольку индукция — определенная форма умозаключения, т.е.мышления), они мыслят стихийно — не зная и, главное, не желая знать, как они мыслят. Они полагают, что стихийное мышление — это единственно возможный и даже единственно научный способ мышления. Лозунг Ньютона «Физика, берегись метафизики!» поэтому означает: физика берегись сознательного мышления!

Вход в царство человека, основанное на опытных науках, преграждают, согласно Бэкону, разного рода «идолы» — иллюзии и ложные понятия. К их числу прежде всего принадлежат «идолы рода», укорененные в родовой природе человека и уподобляющие человеческое мышление кривому зеркалу, которое отражает вещи в превратном виде. «Идолы пещеры» представляют собой заблуждения отдельного человека, связанные с особенностями его воспитания, привычек и склонностей. Они образуют как бы пещеру, куда свет природы проникает ослабленным и с трудом. «Идолы рынка» входят в души людей из-за их общения с помощью языка.

Слова и имена, чьи общепринятые значения устанавливаются сообразно взглядам толпы, подобно стертым монетам, исключающим эквивалентный обмен, препятствуют внятному сообщению и правильному восприятию мыслей. Наконец, «идолы театра» порождены создателями философских и научных учений, каждое из которых, подобно комедии, изображающей некоторый искусственный мир, уводит своих поклонников от реальной природы в царство выдумок и аксиом, принимаемых на веру. Опора на опыт была исторически еще и борьбой против авторитета и традиций — борьбой за свободу научного познания (и в этом — несомненная заслуга Бэкона перед человечеством).

Все эти идолы должны быть разоблачены и отброшены. Лучшее средство борьбы с ними Бэкон видит в индуктивном методе, дающем ключ к правильному пониманию природы.

Главная задача наук, следующих новому методу, состоит в увеличении наших возможностей изменять вещи, созданные природой, в соответствии с человеческими потребностями (цель познания для эмпирика, таким образом, исключительно практическая: теория — средство достижения благополучия). Достигается это путем познания законов природы, выступающих формальными причинами вещей.

Поиск форм вещей, или законов природы начинается с наблюдения возможно более широкого круга явлений с целью выделения в них общего и исключения различного. Полученные путем абстракции гипотезы, т.е. предположения о причинах явлений проверяются затем массой экспериментов, которые шаг за шагом должны отсечь все случайное в наблюдениях и вынудить природу выдать свою тайну.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте», — считает Бэкон.

Завершает проверку «experimentum crucis» (лат.) — перекрестный эксперимент. С его помощью выделяется одна из нескольких причин, обусловливающих формирование исследуемого явления природы как неразрывно связанную с ним. Она и есть закон природы.

Поскольку явления природы подчиняются ее законам, человек, познав законы, может стать господином природы и использовать ее в своих интересах (замечательное превращение слуги в господина!).

«Природа побеждается только подчинением ей», — провозглашает Бэкон девиз своего учения.

Знание и сила человека совпадают, ибо его деятельность затрудняет только незнание причин.

1. Ф. Бэкон. Философия

1. Ф. Бэкон. Философия

ВикиЧтение

Философия
Спиркин Александр Георгиевич

Содержание

1. Ф. Бэкон

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон[94] (1561–1626).

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание — сила». В науке «речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей»[95]. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания. В своем трактате «Новый органон» Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой науки методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков».

«Призраки рода» — это, ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был». Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности.

Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону, наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию.

Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом. В своем труде «Великое восстановление наук» Бэкон писал: «Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины»[96]. Если мы вспомним, как мало собственно научных истин было известно во времена Бэкона, то мы еще больше удивимся поразительной проницательности его ума. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим, что он не сознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. Подобно тому как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.

Мы имели целью только дать понятие о мировоззрении Бэкона, прежде всего о его методе, и ограничились указанием оснований, на которых покоится его заслуженная слава основоположника методологии опытного научного исследования.

Бэкон[366]

Бэкон[366] Опыты или наставления нравственные и политические[367]О человеческой природеПрирода в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена. Принуждение заставляет природу жестоко мстить за себя, поучения несколько смиряют ее порывы, но только

РОДЖЕР БЭКОН ИЗБРАННОЕ

РОДЖЕР БЭКОН ИЗБРАННОЕ DOCTORIS MIRABILIS ROGERI BACON ORDINIS FRATRUM MINORUM LOCI ELECTI Moscoviae MMV Страница из манускрипта Роджера Бэкона «Opus minus» (XIII в.), содержащая схему строения

Фрэнсис Бэкон.

Познание и опыт

Фрэнсис Бэкон. Познание и опыт Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала

c) Рожер Бэкон

c) Рожер Бэкон Рожер Бэкон работал главным образом в области физики, но его работы остались без влияния; он изобрел порох, зеркало, телескопы; умер в 1294

A. Франциск Бэкон

A. Франциск Бэкон Уже до Бэкона забросили потустороннее содержание, потерявшее благодаря своей форме ту свою заслугу, что оно является истинным, ничего не представлявшее собою для самосознания, для уверенности в своей собственной достоверности, для своей

2.

Фрэнсис Бэкон

2. Фрэнсис Бэкон С обоснованием новых философско-правовых идей в области теории закона выступил Фрэнсис Бэкон (1561—1626).Отвергая схоластику и спекулятивный априоризм, он защищал и развивал эмпирический метод исследования природы (включая сюда и «природу человека»).В

Ф. Бэкон

Ф. Бэкон У Фр. Бэкона связь с его философией выявляется при характеристике искусства, в частности, поэзии, как познания. «Мы с самого начала, – пишет он, – назвали поэзию одним из основных видов знаний…»[266]. Для Бэкона, философа Возрождения и в еще большей степени

5. Р. Бэкон

5. Р. Бэкон Необходимо, хотя бы совсем кратко, рассказать о существенном вкладе Роджера Бэкона (1214–1292) в развитие естествознания и философии позднего средневековья. Исходные принципы его философии состоят в том, чтобы прежде всего преодолеть преграды в сознании людей. По

Маг, а значит — философ, Фрэнсис Бэкон

Маг, а значит — философ, Фрэнсис Бэкон На Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), знаменитого англичанина, часто указывают как на одного из отцов науки. Благодаря ему эксперимент как научный метод получил интенсивное развитие. Я обратила внимание на то, что основные труды Фрэнсиса

IX. Бэкон и античность

IX. Бэкон и античность Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации. В разные времена и в разных общественных и идейных условиях он принимал различные формы, сосредоточивался то на одних, то на других источниках, воплощался в различном их

Глава VII. ФРЭНСИС БЭКОН

Глава VII. ФРЭНСИС БЭКОН Фрэнсис Бэкон (1561—1626), хотя его философия во многих отношениях и неудовлетворительна, имеет неувядаемое значение как основатель современного индуктивного метода и зачинатель логической систематизации процесса научной деятельности. Он был сыном

Познание и опыт. Фрэнсис Бэкон

Познание и опыт. Фрэнсис Бэкон Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала

ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626)

ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626) Английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. Основатель опытной науки Нового времени. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил

Лондон | История, карты, население, площадь и факты

Популярные вопросы

Что такое Лондон?

Лондон — столица Соединенного Королевства. Это крупнейший мегаполис Великобритании, ее экономический, транспортный и культурный центр. Лондон также является одним из старейших великих городов мира, его история насчитывает почти два тысячелетия.

Когда был основан Лондон?

Основание Лондона можно проследить до 43 г. н.э., когда римские войска начали оккупацию Британии при императоре Клавдии. В точке к северу от болотистой долины реки Темзы, где располагались два невысоких холма, они основали поселение, которое назвали Лондиниум. Первое определенное упоминание о Лондоне встречается в 60 г. н.э. римским историком Тацитом.

Лондон бомбили во время Второй мировой войны?

Во время Второй мировой войны Лондон подвергался интенсивным воздушным бомбардировкам со стороны нацистских войск во время Блица, кампании с сентября 1940 по май 1941 года, которая опустошила город. По оценкам, 43 000 лондонцев погибли, еще 50 000 получили ранения. Было разрушено более 70 000 зданий, многие другие были повреждены. Однако Блиц не смог сломить Британию, и нацистская Германия отказалась от атак.

Чем известен Лондон?

Лондон — один из самых космополитичных городов мира. Это крупнейший мегаполис Соединенного Королевства, а также экономический, транспортный и культурный центр страны. В дополнение к своей истории, искусству и политике, Лондон является популярным туристическим направлением благодаря множеству музеев, магазинов, ресторанов и спортивных команд.

Где находится Лондон?

Лондон расположен на юго-востоке Англии по обеим сторонам реки Темзы примерно в 50 милях (80 км) вверх по течению от ее устья в Северном море.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Лондон , город, столица Соединенного Королевства. Это один из старейших великих городов мира, история которого насчитывает почти два тысячелетия, и один из самых космополитичных. Безусловно, крупнейший мегаполис Великобритании, а также экономический, транспортный и культурный центр страны.

Лондон расположен на юго-востоке Англии, на берегу Темзы примерно в 50 милях (80 км) вверх по течению от ее устья в Северном море. На спутниковых фотографиях видно, что мегаполис компактно расположен в Зеленом поясе открытой местности, вокруг которого проходит его главная кольцевая автомагистраль (автомагистраль M25) в радиусе около 20 миль (30 км) от центра города. Рост застроенной территории был остановлен строгим контролем за градостроительством в середине 19 века.50-е годы. Его физические границы более или менее соответствуют административным и статистическим границам, отделяющим столичное графство Большой Лондон от «родных графств» Кент, Суррей и Беркшир (по часовой стрелке) к югу от реки, а также Бакингемшир, Хартфордшир и Эссекс на севере. Исторические графства Кент, Хартфордшир и Эссекс выходят за пределы нынешних административных округов с теми же названиями и включают существенные части столичного графства Большой Лондон, которое было образовано в 1965. Большая часть Большого Лондона к югу от Темзы принадлежит историческому графству Суррей, а большая часть Большого Лондона к северу от Темзы исторически принадлежит графству Миддлсекс.

Площадь Большого Лондона, 607 квадратных миль (1572 квадратных км). Поп. (2001) Большой Лондон, 7 172 091; (предварительный просмотр 2011 г.) Большой Лондон, 8 173 941 человек.

Сэр Фрэнсис Бэкон — философ и государственный деятель, изменивший мир

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне, Англия. Сын сэра Николаса Бэкона и леди Энн Кук Бэкон, он получил образование в Тринити-колледже в Кембридже.

После окончания колледжа Бэкон занялся юриспруденцией и политикой. Он занимал должности генерального прокурора и лорда-канцлера Англии.

Ранние годы

Отец сэра Фрэнсиса Бэкона, сэр Николас Бэкон, был государственным деятелем и хранителем Большой печати Англии. Его мать, леди Энн Кук Бэкон, была известным ученым и дочерью сэра Энтони Кука, наставника короля Эдуарда VI.

В детстве Фрэнсис Бэкон получил домашнее образование у частных репетиторов. Позже он поступил в Тринити-колледж в Кембридже, где изучал математику и философию.

Политическая карьера

В 1589 году Бэкон был избран в Палату общин как член консервативной партии. Он служил генеральным прокурором при королеве Елизавете I и помогал преследовать графа Эссекса за измену.

После казни Эссекса в 1601 году Бэкон был назначен лордом-хранителем Большой печати, а в 1603 году стал лордом-канцлером Англии.

У Бэкона также было давнее соперничество с английским юристом сэром Эдвардом Коуком.

Религиозные верования

Бэкон был убежденным протестантом и верил в отделение церкви от государства. Он выступал против идеи королевского вмешательства в религиозные дела и поддерживал право людей на свободу совести.

Научная работа

Бэкон наиболее известен своей работой над научным методом. Он считал, что научный метод следует использовать для понимания природы и улучшения мира природы.

Его работы, такие как «Развитие науки» и «Новый органон», оказали большое влияние во время научной революции.

Опубликованная в 1605 году книга «Развитие обучения» — самая известная работа Бэкона о научном методе.

В этой книге Бэкон утверждает, что знания следует разделить на две категории: первая — это «знания, которым можно научиться из книг», а вторая — «знания, которым можно научиться только на опыте»

В 1612 году Франциск Бэкон и Галилео Галилей оказались вовлечены в жаркие споры о природе движения. Бэкон утверждал, что движение было относительно наблюдателя, в то время как Галилей утверждал, что движение было абсолютным.

Северная Америка

В 1610 году Бэкон получил королевскую хартию на создание компании Вирджиния. Компания отвечала за создание первых английских колоний в Северной Америке в Вирджинии, Каролине и Нью-Фаундленде.

Последующие годы и противоречия

Карьера Бэкона не обошлась без противоречий. Его часто критиковали за тесные связи с монархией и консервативные взгляды. В 1621 году Бэкон был обвинен в получении взяток на посту лорда-канцлера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *