Фамусов в «Горе от ума», характеристика личности, биография, взгляды, отношение в браку
Меню статьи:
- Биография и особенности жизнедеятельности
- Род деятельности
- Характеристика личности
- Конфликт с Александром Чацким
- Отношение к браку
- Отношение к науке и культуре
Образы аристократов всегда становятся предметом любопытства читателей. Всегда интересно узнать подробности жизни и службы представителей высшего общества. Конечно, невозможно всех померить одной меркой – все люди разные и представители высшего общества в том числе. Одни из них полны позитивного стремления, желания сделать мир лучше для всех, а не только для себя лично, другие алчно жаждут испытать на себе все прелести роскоши, их мало волнует, какой ценой им достаются богатства и блага высшего света. Они не видят ничего дурного в том, что ради их роскоши кто-то был бесчестно обделен.
К персонажам второго класса относится один из главных героев пьесы Грибоедова Павел Афанасьевич Фамусов.
Павел Афанасьевич Фамусов аристократ по происхождению. На момент повествования он человек солидного возраста. О детстве и юности героя Грибоедов ничего не рассказывает читателю. В поле внимания оказывается не процесс становления его принципов и характера, а уже сформировавшаяся личность.
Несмотря на немолодой возраст, Фамусов еще полон энергии «бодр и свеж, и дожил до седин». В свое время Павел Афанасьевич женился, но его жена вскоре умерла, оставив ему дочь Соню. Фамусов не остался вдовцом и, спустя некоторое время, женился повторно. В доме появилась «мадам Розье вторая мать». От второго брака у Павла Афанасьевича детей нет, однако, в доме Фамусовых Соня не была единственным ребенком. После смерти своего друга Фамусов взял на воспитание себе в семью сына – Александра Чацкого. Повзрослев, Александр начинает свою отдельную жизнь от Фамусова. После трехлетней поездки заграницу воспитанник возвращается на Родину и наносит визит Павлу Афанасьевичу и его дочери Соне.
Род деятельности
Павел Афанасьевич Фамусов живет и работает в Москве «управляющим в казенном месте». Рабочее место Фамусова крайне выгодно, он усердно устраивает на свободное должности в государственном учреждении своих родственников: «При мне служащие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки».
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Чацкого и Онегина, которые являются героями произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, – в таблице.
На этом действия Павла Афанасьевича не заканчивается, он всегда стремиться представить к награде своих родственников: «Ну как не порадеть родному человечку».
Характеристика личности
Несмотря на свой возраст, Фамусова еще не оставил любовный пыл. Он никогда не пренебрегает возможностью приударить за служанкой Лизой – «жмется к ней и заигрывает».
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
По отношению к другим слугам он не столь любвеобилен. Они часто становятся предметом его недовольства и брани. Фамусов всегда найдет к чему придраться и не стесняется упрекнуть слуг в самой неприглядной форме: «В швейцары произвел ленивую тетерю».
Состояние брюзгливости и недовольства естественное для Павла Афанасьевича. Он крайне негативно настроен по отношению к любым новшествам и к науке в целом: «в чтеньи прок-от не велик».
Следующим его негативным качеством является привязанность к чинам – для него крайне важно продвижение по карьерной лестнице и получение наград за хорошую службу, однако, при этом повышения и награды он намерен получать не упорным трудом, а с помощью взяток и подкупов. Фамусов очень зависимый от общественного мнения, ему важно, чтобы люди о нем отзывались хорошо, поэтому он готов вывернуться наизнанку, лишь бы угодить всем.
Пожалуй, единственным положительным качеством Фамусова является его целеустремленность. Что правда, достигать цели Фамусов может любым путем, в том числе и самым что ни на есть подлым.
Павел Афанасьевич не видит ничего плохого в подлизывании и угождении. Он считает, что это один из тех моментов, с помощью которых можно добиться блага в жизни.
Конфликт с Александром Чацким
Активно свою гражданскую позицию и нравственную сторону обличает Павел Афанасьевич во время спора с Александром Чацким. Конфликт этих персонажей был предсказуем. Эти герои являются представителями разных поколений, поэтому конфликт «старых» и «новых» принципов закономерен. К этому факту еще добавляется особенности воспитания и образования.
Активное развитие назревавший конфликт получил во втором действии. Александр приезжает в дом Фамусова, чтобы проведать единственных близких ему людей. Фамусова Чацкий застает одного, он расспрашивает его о Соне.
В ходе разговора Павел Афанасьевич начинает негативно отзываться о молодежи, критиковать современные принципы, чем задевает Александра. Чацкий поддерживает дискуссию и пытается убедить Фамусова в обратном, но диалога не получается – Павел Афанасьевич не пытается разобраться в аргументах Чацкого и упрямо стоит на своем.
Предметом обсуждения становится необходимость службы и чинов в жизни человека. Зарождающаяся дискуссия перерастает в спор.
Ни Фамусов, ни Чацкий не желают уступить оппоненту, поэтому положительные результаты спора отсутствуют, истина так и не была найдена. Фамусов придерживается мнения о недопустимости внедрения новых элементов. Он считает, что необходимо придерживаться старых порядков. Чацкий же, наоборот, убежден, что реформирование – необходимая мера.
В глазах Павла Афанасьевича Чацкий выступает разрушителем покоя и старого мира, поэтому Фамусов никаким образом не желает прислушаться и проанализировать позицию своего воспитанника.
Отношение к браку
Мы не знаем о том, чем руководствовался Павел Афанасьевич, когда выбирал себе жену, но, критерии, выдвигаемые к будущему зятю, хорошо известны. Причиной такого обличения стала привязанность и нежное чувство Александра Чацкого по отношению к дочери Фамусова – Соне. Александр питает надежду на брак с девушкой, но Павел Афанасьевич категоричен – Чацкий никаким образом не подходит на роль зятя. «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами», но его воспитанник совсем не такой – он отказался от военной службы и не торопиться приступить к гражданской. Такое положение вещей не устаивает Фамусова, обеспеченность и неплохой доход от родового поместья Чацких он не рассматривает как вариант обеспечения.
Отношение к науке и культуре
У Павла Афанасьевича специфическое отношение к деятелям культуры и науки. Такое положение вещей не уникально Фамусовское, устами Павла Афанасьевича глаголет общепринятое отношение в аристократическом обществе.
Высшее общество с восторгом готово обсуждать театральные постановки, научные исследования, теории и гипотезы, но при этом крайне негативно относиться к людям, готовым посвятить свою жизнь этим видам деятельности. Фамусов ярко противостоит Чацкому, но на упрек о двоякости позиции аристократии, не может ничего возразить.
Подведем итог: Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, но его поступки не соответствуют благородному имени аристократа – коварство, расчет, подкупы, заангжированность делают его крайне непривлекательным человеком с точки зрения морали и гуманности, но в глазах высшего общества его качества не вызывают недоумения и отвращения. Александр Чацкий не понимает, как можно не понимать таких очевидных вещей, он пытается донести свою мысль Павлу Афанасьевичу, но положительного результата добиться у него не получается – Фамусов не только не меняет свое мнение, но и даже не пытается разобраться в нюансах беседы – для него существует только его мнение.
Фамусов в “Горе от ума” Сочинение
В произведении “Горе от ума” Автор знакомит читателя с яркими персонажами, которые затягивают читателя в повествование. Также читатель здесь знакомиться с главным героем повести с Фамусовым, этот человек старшего поколения, который владеет собственным положением в обществе, и сильно дорожит репутацией. Господин Фамусов человек, который часто думает и переживает, что думают окружающие о мужчине. Этот человек отвергает новое. Фамусов по натуре консерватор, старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение собственную дочь, как бы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении видно, что главный герой не святой, ведь мужчина часто любит флиртовать со служанкой Лизой. Фамусову безразличны обсуждения и сплетни в сторону собственной личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто быть может герою полезен. Идеалом для Павла Фамусова это родной дядя – Максим Петрович, которому племянник сильно стремится подражать.
Также читатель увидеть может, что Фамусов это тот человек, который закрыт в собственном коконе стабильности и не хочет что, то менять, не любит нового и даже страшиться нового. Герой переживает, что это новое, забрать может старую жизнь, к которой Фамусов так привык и не хочет терять. Частично Фамусова понять можно, ведь этот человек поколения иного и то, что для нового поколения считается нормальным, для Фамусова это дикость. Глупо осуждать героя за это, ведь так будет вовек. Грибоедов показывает читателю такой образ, для того чтобы показать борьбу старого с новым. Ведь не хотение старого мира отходить на второй план, и это связано с тем что Фамусов боится потерять власть.
Видно что Грибоедов создала героя олицетворением консерватизма, человека которого не желает впустить в этот мир что, то новое способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять старую личную жизнь, ведь старой жизни привык герой. В девятнадцатом веке в России произошло события, о которых читатели узнать могут из произведений русских классиков. Некоторые русские классики описывали многообразные события, которые повлияли на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.
Другие произведения Грибоедова назвать можно произведениями, которые провоцируют людей на новые изменения, а возможно и на сопротивление. Произведения этого автора часто подвергались к цензуре, и было такое что те произведения не допускали к печати. Таким произведением стало также провокационная комедия “Горе от ума”.
Автор: Виктория Давыдова
Характеристика героя Фамусов, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Фамусов. Характеристика героев горе от ума Что собой представляет личность фамусова
Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.
Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.
Описание внешности и характера Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
- жмется;
- заигрывает;
- балуется;
- меняет мимику.
Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:
- суетливый;
- прыткий;
- неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.
Положительные черты
Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.
Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына.
Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.
Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.
Отрицательные качества личности
Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.
Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.
Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.
Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.
Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.
Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.
Образцы жизни и идейные принципы
Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.
Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.
Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.
Речевые особенности героя
Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
- «мочи нет»;
- «уморить»;
- «прозябли»;
- «невзначай»;
- «бить баклуши».
Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя.
Пьеса «Горе от ума», написанная пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, а её появление на сцене заставило себя долго ждать. Грибоедовская комедия не избежала нелегких взаимоотношений с цензурой, поскольку на то время пьеса несла в себе достаточно острый характер и смелое содержание.
В комедии автор затрагивает насущные проблемы социума, которые назрели ещё к началу XIX века. Однако нравственный, основополагающий конфликт, который определяется взаимосвязью с назревшим расколом слоя общества дворян, соотнесён к проблеме восприятия друг друга среди старых и новых взглядов на общественный устрой.
В грибоедовской пьесе выявлены такие феномены как «век нынешний» и «век минувший». Между ними и возникает недопонимание, разрешить которое невозможно. Фамусов Павел Афанасьевич — первостепенный проповедник «века минувшего», выступающий его главным защитником.
Характеристика героя
Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» — Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы — главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов — более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя — Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.
(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени )
Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца.
У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель — обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.
Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.
Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.
Образ героя в произведении
В комедийной пьесе Павел Афанасьевич Фамусов играет роль подлинного противника просветительской деятельности, выступает против всяческих нововведений, поскольку, по его мнению, это влечёт за собой угрозу его спокойной и благополучной жизни.
Распущенное поведение взрослой дочери Софьи он мотивирует постоянным чтением книг. Однако чтение — не единственная причина, способствующая такому поведению.
Фамусов с уверенностью утверждает, что и зарубежные преподаватели, и интерес к изучению искусств — все это лишь навредит дворянским детям, получение образования им вовсе не нужно, так как семейная жизнь не вынуждает и не предполагает его наличие.
Самым лучшим примером своей дочери Фамусов считает её же отца, как бы тщеславно это ни звучало.
Изображению Павла Фамусова и его обществу Грибоедов старался придать максимально застарелых помещичьих взглядов и мнений, их несостоятельности, а также подчеркнуть закоренелые привычки, которые так глубоко осели в их сознании.
Именно в таком ключе поставлена роль Фамусова на страницах пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни «фама» звучит как «молва», а «фамосус» на латыни значит «знаменитый». Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел Афанасьевич Фамусов вращается среди важных, почтенных московских персон и крупных чиновников, часто принимая их у себя в доме.
Фамусов — человек, для которого суждения молвы и общества важнее собственного мнения. В финале пьесы Фамусов не спешит поддержать свою разочарованную в любви дочь. Павла Афанасьевича больше всего на свете волнует мнение княгини Марьи Алексевны о событиях в его собственном доме.
Образ Фамусова достаточно реалистичен и красноречив. Перед читателем Павел Афанасьевич предстает и заботливым строгим отцом, и важным чиновником, и барином, свято чтящим вековые традиции. Он незлобив, остроумен, всегда радушно принимает своих гостей, покровительствует своим родственникам и знакомым. Как и всякий человек, бывает вспыльчив и ворчлив. Ничто человеческое ему не чуждо, ни добродетели, ни пороки. Он всячески заискивает перед теми, кто выше его рангом, льстит тем, от кого зависим. Как нелепо и смешно выглядит Фамусов, оказывая у себя дома чрезмерное внимание тупому солдафону Скалозубу, нахватавшему с помощью лести наград и отличий! Совсем другим тоном Павел Афанасьевич обращается к прислуге, называя их ослами и не церемонится с выбором слов и выражений. Общаясь с Молчалиным, он ни на минуту не дает тому забыть, что приютил его у себя в доме, облагодетельствовав его службой. Фамусов постоянно обращается к Молчалину на «ты», демонстрируя снисходительно-покровительственный тон начальника-благодетеля. Учитывая высокородное происхождение Чацкого, Фамусов общается с ним на равных. С дочерью Софьей Павел Афанасьевич общается как всякий любящий отец, то пожурит ее, то приласкает, то преподаст урок неопытной девушке.
Речь Фамусова — яркое выражение его своеобразной натуры. Павел Афанасьевич общается с окружающими как типичный московский барин. Он часто использует слова, присущие простонародью: мочи нет, уморить, неужто, прозябли, отдушничек, бить баклуши, невзначай. Такая исконно русская речь Павла Афанасьевича свидетельствует о том, что он — русский барин и хорошо знает традиции своего народа. В своей речи Фамусов иногда использует и слова иностранного происхождения, называя Чацкого карбонарием. Рассказывая Чацкому о царском приеме, он использует иностранное слово куртаг, обозначающее приемный день в царском дворе. Невзирая на относительно богатый словарный запас, Фамусов не использует научных терминов, что свидетельствует о его ограниченности. В его лексиконе отсутствуют и слова, передающие глубокие душевные переживания, так как Павел Афанасьевич по большому счету — обыватель, которого не очень волнуют житейские проблемы. Он доволен тем, что имеет и лишен высоких стремлений и побуждений. Его ограниченность особенно ярко проявляется, когда его гости рассуждают о вреде учения и книг. Фамусов поддерживает их и предлагает сжечь все книги, от которых, по его мнению, исходит все зло. Фамусов пребывает в глубокой уверенности в том, что крепостное право непоколебимо и единственно правильное. Он восхищается былыми временами и старыми порядками, яростно отвергая все новое и непонятное.
В известном произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов ярко и реалистично показал Фамусова как типичного представителя русского дворянства начала XIX века и яростного защитника реакционного самодержавного строя, олицетворяющего косную и отсталую Россию того периода.
Меню статьи:
В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.
Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.
Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.
Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.
Семейная жизнь Фамусова
В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.
Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.
Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.
Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.
Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.
Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.
Государственная служба Фамусова
С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.
Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».
Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.
Личностные качества и привычки Фамусова
В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.
Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.
«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение.
При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.
Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».
Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.
Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.
Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.
Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.
К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.
Конфликт Чацкого и Фамусова
Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».
Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…
Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.
Чацкий же олицетворяет развитие духовных и умственных способностей человека. Он искренне верит в силу образования и осознает истинное значение науки и культуры.
Фамусов же отвергает положительное влияние науки и образования, а род деятельности, связанный с наукой или искусством, Павлу Афанасьевичу кажется позорным и неприемлемым для аристократа.
Таким образом, Павел Афанасьевич Фамусов наделен непривлекательными, чертами характера, он алчный и жадный человек, для него весомым показателем значимости человека является его богатство и чин. Он необразованный и поэтому ограниченный человек, ему сложно оценить значимость нематериальных ценностей.
Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах «век нынешний» и «век минувший».
Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» — главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.
Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания
Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.
Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.
Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.
Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.
Фамусов и общественное мнение
Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением «подслужиться», чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.
Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди — мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба — он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе «золотой мешок», да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.
Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума», становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно — перемены неизбежны.
В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова . Вас также может заинтересовать
Взгляды общества Фамуса в горе от ума. Общество Фамуса, изображенное А. с. Грибоедов
Где, скажите нам отцы отечества,
Что взять в качестве образцов?
Чацкий
В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил «. ..и картину нравов, и галерею живых типов» представителей московского дворянства двадцатых годов девятнадцатого века. Эта группа знати составляет общество Famus. Знакомые и друзья Фамусова, особенно люди старшего поколения, являются сторонниками самодержавно-крепостнического строя России. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда власть помещиков-дворян была особенно сильна. С благоговением вспоминает Фамусов это время. Идеалом человека, добившегося для него всех благ, является дворянин Максим Петрович, который «не то на серебре — // Я на золоте ел; // к вашим услугам сто человек; // Все в ордерах; ехал вечно в поезде…»
Общество Фамус твердо стоит на страже своих благородных интересов. Здесь человека ценят по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:
Вот, например, испокон веку занимаемся,
Чем честь отца и сына;
Будь беден, да если достанется
Душ тысячи два племени,
Вот и жених.
Так говорит Фамусов, но того же мнения и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камерный юнкер и не богат, она перестает им интересоваться, потому что такой зять ей не нужен.
В аристократической Москве крепостных за людей не считают и с ними жестоко расправляются. Чацкий вспоминает, как один помещик променял своих верных слуг на трех борзых, которые не раз спасали ему жизнь.
Хлестова приходит к Фамусову на вечер в сопровождении «черноволосой девицы» и собаки и просит Софью:
Скажи им, чтобы кормили уже, мой друг,
Подачку с обеда получили!
Цель жизни Фамусова и его окружения – богатство и блестящая карьера. Служба в понимании представителей светского общества – это возможность «послужить», источник почестей и доходов. Фамусовы заботятся не об интересах государства, а о личной выгоде. Полковник Скалозуб, например, констатирует:
Да, для получения рангов есть много каналов;
О них, как истинный философ, сужу:
Просто хочу быть генералом.
Вполне успешен в карьере, откровенно объясняя свое продвижение не личными качествами, а тем, что обстоятельства благоприятствуют ему:
Я вполне доволен своими товарищами,
Вакансии как раз открыты:
Тогда старшие будут выключены другими,
Другие, видите ли, убиты.
Карьеризм, низкопоклонство перед начальством, подхалимство — все черты характера чиновничьего мира того времени особенно ярко раскрываются в образе Молчалина: «Вот он на цыпочках, а не богат на слова». Молчалин — личный секретарь Фамусова. Он на службе всего три года, но уже успел получить три награды, стать нужным Фамусову человеком и покорить сердце Софьи:
Он, наконец: концессионер, скромный, тихий,
Ни тени беспокойство на твоем лице
И нет в душе моей злодеяний…
Чацкий, хорошо знакомый с типом такого чиновника, пророчит Молчалину возможность блестящей карьеры:
И все-таки он достигнет известных ступеней, Ведь теперь любят немых.
У Молчалина есть все данные, чтобы стать важным чиновником: умение «служить», отсутствие моральных убеждений и два «таланта» — «умеренность и аккуратность». Консервативные дворяне боятся всего нового, прогрессивного, что может угрожать их благополучию и привилегированному положению. А поскольку источник этой «свободы», революционных идей они видят в образовании, то противопоставляются наукам, учебным заведениям, образованию вообще. Фамусов учит:
Ученье — чума, учение — причина
То, что сейчас больше, чем когда-либо,
Сумасшедшие развелись люди, и поступки, и мнения.
Скалозуб вторит Фамусову:
Обрадую: общая молва,
Что есть проект о лицеях, школах, гимназиях;
Там будут учить только по-нашему: раз, два;
А книги будут храниться так: для больших случаев.
Против образования, «пансионов, школ, лицеев», пединститута, где «практикуют в расколах и неверии // Профессора», выступают и Хлестова, и княгиня Тугоуховская. Воспитание, которое они получают в дворянских семьях, делает этих людей чуждыми своему народу. У них с детства было убеждение, «что без немцев нам спасения нет», внушали «этот нечистый дух // Пустое, рабское, слепое подражание» всему иностранному. Так могут ли эти люди быть «отцами отечества», которых можно было бы брать за образец высокой нравственности, духовности, беззаветного служения Родине?
Они нашли защиту от суда в друзьях, в родстве,
Великолепные строительные палаты…
Конечно нет. С гневом и негодованием Чацкий говорит:
Вот кто дожил до седых волос!
Вот кого мы должны уважать в пустыне!
Вот наши строгие ценители и ценители!
А. С. Пушкин писал: «Я не осуждаю ни замысла, ни просьбы, ни уместности комедии Грибоедова. Его цель – характеры и острая картина нравов. Значение комедии состоит в том, что она резко высмеивает и беспощадно обличает мир Фама с его безнравственностью, роскошными увеселениями и нищетой крепостных слуг. Светские интриги, сплетни, клевета — все это подпадает под беспощадную критику Чацкого. Это праздное существование, лишенное всякого социального смысла, не должно иметь будущего.
написан между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича, богатого, знатного господина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью дать подачку для ее черноволосой девочки и собаки с обеда. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»
Главное для общества Фамуса — богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалива Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу. ..», «Сергей Сергеич, милый, шляпу опусти, шпагу сними». ..».
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что нынче, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.
«Это отразилось в группе из двадцати лиц. . .
вся бывшая Москва. . .
И. А. Гончаров
Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своего значения и в наше время.
А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативные массы дворянства. Эта группа знати составляет общество Famus.
Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорога эпоха Екатерины II, когда власть дворян-помещиков была особенно сильна. В знаменитой «оде холопству» Фамусов восхищается дворянином Максимом Петровичем, который «не только на серебре питался, но и на золоте». Он добился чести, славы, накопленного богатства, проявляя низкопоклонство, низкопоклонство. Именно это Фамусов приписывает ему и считает образцом для подражания.
Представители фамусовского общества живут прошлым, их «суждения черпаются из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чину, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: . . мы говорили с незапамятных времен, что честь принадлежит отцу и сыну». Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их людьми, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущен помещиком, променявшим своих верных слуг, не раз спасавших «и честь его, и жизнь его», на «трех борзых». А знатная дама Хлестова, пришедшая на бал, «от скуки взяла черноволосую девицу и собаку». Она не делает между ними никакой разницы и просит Софью: «Скажи, чтобы накормили их, дружок, с обеда спустилась подачка».
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу небрежно: «У меня обычай такой: расписался, да с плеч». Он сохраняет теплое место для своих родственников и способствует их продвижению по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, только «лишь бы в генералы попал».
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, низкопоклонство — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «отсутствию слов» «получил три награды».0014 Следует отметить, что Фамусов и его гости — ярые враги просвещения, так как считают, что все зло исходит от него. Фамусов говорит:
Учение — чума, учение — причина.
Что сейчас больше, чем когда-либо,
Безумно развелись люди, и дела, и мнения. . .
Такого же мнения Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, что угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником «безумных дел и мнений». .
Если вы ищете, где найти или скачать Общество Фамуса в комедии «Горе от ума», то вы точно попали по адресу!
Похожие произведения
Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в начале 20 века. В то время страной правили дворяне вроде Фамусова и его окружения, но среди дворян стали появляться прогрессивные люди вроде Чацкого. Так столкнулись два века — «настоящий век» и «прошлый век». Представляет «Прошлый век», в который входят: P.A.
Фамусов, в доме, где происходит действие, Тугоуховский, Хлестова, Горичи, Скалозуб и другие знакомые Фамусова. В среде считается нормальным торговать крепостными. Так «благородные негодяи Нестора» выменяли своих верных слуг на трех борзых, несмотря на то, что крепостные верой и правдой служили ему, а иногда и спасали ему жизнь. В фамусовском обществе крепостные приравнены к животным, достаточно вспомнить слова старухи Хлестовой: «Велите, чтобы накормили… с обеда подачку получили». может послать своих слуг «на слободы» за то, что они не уследили за Софьей, которая ночью встречалась, как думает Фамусов, с Чацким.
Графиня-внучка, уходя, сказала графине-бабушке «»Ну, бал! Ну Фамусов! Умейте звать гостей! Какие-то уроды с того света!» — и как хорошо она объединилась с «уродами» против Чацкого. В их обществе нет искренности, Софья обманывает отца, Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку, Молчалин всех обманывает, скрывая свое истинное лицо маской.отношения давно утратили искренность и теплоту.
Все они кланяются тем,кто побогаче и может их продвинуть.В свою очередь требуют такого же отношения к себе от тех,кто ниже по рангу.Фамус общество отличается равнодушием к службе.Они практически не выполняют никаких официальных обязанностей.Да и где найти время для работы,ведь они только сплетничают,развлекаются на балах,ходят на званые обеды и обеды.
По настоянию Молчалина Фамусов подписывает какие-то бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». — Мой обычай такой: расписался, да с плеч, — сказал Фамусов. У него на службе только родственники, за исключением Молчалина.
В их среде, чтобы заслужить звание, надо не делу служить, а «служить», как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю, важного человека, служившего при императрице Екатерине, о котором он говорит: «Когда надо служить, а он нагнулся». Так что этот дядя стал на время шутом, чтобы позабавить императрицу. Все они враждебно относятся к людям, которые занимаются наукой и творчеством. Все они уверены, что книги — это зло: «Если ты остановишь зло: убери все книги и сожги их». Фамусов считает, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что сегодня, более чем когда-либо, развелись сумасшедшие люди, и дела, и мнения». Княгиня Тугоуховская вспоминает о своем племяннике, князе Федоре, который «не хочет знать чинов».
А все потому, что «он химик, он ботаник». В доме Фамусова «дверь открыта для приглашенных и незваных, особенно от иностранцев». Общество Фамуса во всем и всюду слепо подражает иностранцам, особенно французам. Чацкий вспоминает, что «француз из Бордо» не нашел в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Этот «француз» чувствует себя в России как дома, потому что здесь он важная персона и его все приветствуют, кем бы он ни был во Франции. Принято считать, что если человек вставляет в свою речь французские слова, фразы, то он считается воспитанным.
Гончаров в своей статье «Миллион мук» писал о «Горе от ума» — что в нем «все живет своей нетленной жизнью, переживет еще много эпох и все не потеряет своей жизненной силы». Полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живые, что дожили до наших времен. Мне кажется, в этом секрет бессмертия комедии А.С.
Грибоедов. Ведь наши Фамусовы, молчаливые, иглобрюхи до сих пор заставляют нашего современного Чацкого горевать от ума.
Общество в горе от ума. Общество Фамуса и Чацкий.

«В группе двадцати ликов отразилось…
вся старая Москва…»
И.А. Гончаров
Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своего значения и в наше время.
А. С. Грибоедов дает широкую картину жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводя социальную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативные массы дворянства. Эта группа знати составляет общество Famus.
Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-феодального строя. Им дорога эпоха Екатерины II, когда власть дворян-помещиков была особенно сильна. В знаменитой «оде холопству» Фамусов восхищается дворянином Максимом Петровичем, который «не только на серебре питался, но и на золоте». Он добился чести, славы, накопленного богатства, проявляя низкопоклонство, низкопоклонство. Именно это Фамусов приписывает ему и считает образцом для подражания.
Прошлым живут представители общества «Фамус», их «суждения черпаются из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чину, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: «…мы уже давно говорим, что честь принадлежит отцу и сыну». Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их людьми, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущен помещиком, променявшим своих верных слуг, не раз спасавших «и честь его, и жизнь его», на «трех борзых». А знатная дама Хлестова, пришедшая на бал, «от скуки взяла черноволосую девицу и собаку». Она не делает между ними никакой разницы и просит Софью: «Скажи, чтобы накормили их, дружок, с обеда спустилась подачка».
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу небрежно: «У меня обычай такой: расписался, да с плеч». Он сохраняет теплое место для своих родственников и способствует их продвижению по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, только «лишь бы в генералы попал».
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, низкопоклонство — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «отсутствию слов» «получил три награды».
Следует отметить, что Фамусов и его гости — ярые враги просвещения, так как считают, что все зло исходит от него. Фамусов говорит:
Учение — чума, учение — причина.
Что теперь больше, чем когда-либо,
Сумасшедшие разведенные люди, и дела, и мнения…
Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-землевладельцев, изображенное А.С. Грибоедов боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником «безумных дел и мнений».
ОБЩЕСТВО ФАМУС В КАРТИНЕ А. С. ГРИБОЕДОВА
Комедия «Горе от ума» написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!».
Главное для общества Фамус
богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамус отличает и равнодушие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..”.
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что нынче, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и про-
Агрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.
После заграничных походов русской армии в 1812-1813 годах в Россию стали проникать и укореняться идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
В результате произошла заметная поляризация взглядов, вокруг власти сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумством. Именно эти люди, представители «прошлого века», составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из главных героев — П. А. Фамусов. В нем наиболее ярко отражаются основные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед чужеземцами, служение лицам, а не делу, готовность служить ради сиюминутной выгоды, несамостоятельность, отношение к служению как к средству. обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает и как заботливый отец, желающий дочери только добра, но добра в его понимании:
Ему нужен зять со званиями и звездами.
Но все-таки главная черта общества Фамусовых, молчаливого и порочного, столь точно отраженного в комедии, состоит в том, что почти все его представители являются убежденными феодалами: и Хлестова, являющаяся новой фанарапкой; и Фамусов, готовый быть сосланным в Сибирь за малейшую провинность или в порыве гнева:
на ваше поселение,
и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого «А судьи кто?». Писатель не может спокойно относиться к таким извращенным формам крепостничества и осуждает их устами главного героя.
Следующей чертой, характерной для старого мира, является необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее возмущение:
Если зло остановить:
Уберите все книги, но сожгите их.
Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, они нанимают учителей для детей только из-за следования моде; будь на то их воля, не было бы ни книг, ни гимназий. Мир Фамусовых близок по духу тому «чахоточному» «врагу книг» из ученого комитета, над которым издевается Чацкий, и в то же время не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он «начал читать книги в деревня!»
Представители «прошлого века» тоже осуждают литературу, считая ее ненужной и бесполезной:
Ей не спится от французских книг,
А мне больно спать от русских.
Тем не менее влияние литературы на общественное мнение всем дорого. Особенно это видно в цензорских ремарках Загорецкого:
Вечное издевательство над львами! над орлами!
Что ни говори:
Хоть звери, но все же короли.
Но наряду с этими резкими негативными чертами у представителей «ушедшего века» есть еще частичка человечества, хоть и маленькая: Хлестов, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:
И Мне жаль Чацкого.
По-христиански он достоин жалости.
И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его опять игнорируют — затрагивается больная точка фамусовского общества, и при этом одна из главных черт — преклонение перед всем чуждым, пренебрежительное отношение к русской культуре и особенно к родному языку («Мадам! Ха! ха! ха! ха! Ужас!!»). Для Фамусова все это не близкий ему образ жизни, а следование моде. Именно потому, что не хотят отставать от жизни, такие люди нанимают учителей для обучения своих детей, неохотно им платят, вот тогда-то и появляется ненависть к воспитанию в любой форме — и к гимназическим, и к лицейским, чтобы не противоречить моде и не прослыть за этого бунтаря, они не осуждают домашнее обучение.
Что характерно, образование не предполагает применения знаний в будущем — при решении служебных вопросов все больше руководствуются устоявшимися традициями:
Ну как не угодить собственному человечку.
Мой обычай таков:
Подписано, так что с плеч.
Здесь все основано на корысти, которой подвластны даже чувства: Молчалин «любит» Софью «по положению». В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом Фамусов говорит о Максиме Петровиче, восхищаясь его самоуничижением! Кроме того, этот стеб уже входит в привычку, становится образом жизни — яркий пример — «аферист, проходимец Антон Антонович Загорецкий». В своем стремлении угодить всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминающем великосветского мошенника) — он переходит границы и превращается в утрированный образ.
Примером службы другого рода — тупого, бездумного мученичества — является С.С. Скалозуб — он все измеряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, в которых так нуждалась тогдашняя система — безынициативность (что, впрочем, свойственно всем представителям фамусовского общества), глупость и ограниченность, а значит, имеет перспективы роста.
Другой не менее колоритный представитель «прошлого века» — Репетилов, «репетитор чужих мыслей, член Тайного Союза» и вообще закоренелый либерал. В данном случае дается образ-пародия всего этого великосветского общества, где каждый мнит себя гением слова, вроде Ипполита Маркелича Удуштева, где существуют тайные общества «по четвергам». Не может все это вызвать улыбку, а улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Помимо этих персонажей, в спектакле присутствует большое количество закулисных персонажей, помогающих полнее раскрыть ту или иную особенность фамусовой Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как справедливо заметил Гончаров, весь этот дух московских гостиных Грибоедов перенес в комедию, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. Действительно, «Горе от ума» показывает весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичной знати начала XIX века.
Общество Фамуса в комедии «Горе от ума»
Идеологическое и тематическое содержание комедии раскрывается в ее образах и в развитии действия.
Большое количество действующих лиц, представляющих Московское дворянское общество, дополнены так называемыми закулисными образами, т.е. ( Данный материал поможет грамотно написать на тему Общества Фамуса в комедии Горе от ума. не дает понять весь смысл произведения, поэтому данный материал будет полезен для глубокого понимания творчества писателей и поэтов, а также их романов, рассказов, рассказов, пьес, стихов.) д. такие персонажи, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем из рассказов персонажей. Так, в общество «Фамус» входят такие несценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор благородных негодяев», помещик — балетоман, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову расширить рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, дающее широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX в.века, достоверно воспроизводя ту социальную борьбу, которая с большой силой развернулась в то время по всей России, а не только в Москве. , между двумя лагерями: передовым, декабристски настроенным народом и феодалами, оплот древности.
Остановимся сначала на защитниках старины, на консервативных дворянских массах. Эта группа знати составляет общество Famus. Как характеризует его Грибоедов?
1. Люди фамусовского кружка, особенно старшего поколения, убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя, закоренелые реакционные крепостники. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда власть дворян-помещиков была особенно сильна. С благоговением вспоминает Фамусов двор царицы. Говоря о дворянине Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет екатерининскому двору новый придворный круг:
Тогда не то, что сейчас:
При Императрице служил Екатерине.
А в те времена все важно! сорок фунтов…
Лук тупо не кивать.
Дворянин в случае тем более,
Не такой, как другие, и пил и ел иначе.
Тот же Фамусов несколько позже говорит о недовольстве стариков новым временем, политикой молодого царя, которая кажется им либеральной.
А как насчет наших стариков? — Как возьмут энтузиазм, Засудятся о делах, что слово — приговор, — Ведь столбы все, никому в усы не дуют, А о правительстве иногда говорят так, что если кто подслушал их… беда! Не то, чтобы вводились новинки — никогда, Боже упаси! .. Нет…
Как раз той новизны, которой боятся эти «прямые отставные канцлеры в своем уме», враги вольной жизни, «черпающие свои суждения из забытых газет времен Очакова и завоевания Крым». В начале царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старикам вольнодумцами, они в знак протеста оставили службу. Так поступил и знаменитый адмирал Шишков, который вернулся к государственной деятельности лишь тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Особенно много таких Шишковых было в Москве. Они устанавливают вершину жизни здесь; Фамусов убежден, что «без них дело не пойдет», они будут определять политику.
2. Общество Фамус строго охраняет свои благородные интересы. Здесь человека ценят только его происхождением и богатством, а не личными качествами:
Вот, например, испокон веков занимаемся,
Что такое честь отца и сына; Будь беден, да, если наберешься
Душ тысячи двух племен,
Тот и жених.
Другой, хоть побыстрее, надулся со всем развязностью,
Позвольте себе быть мудрецом
И в семью не примут, не смотрите на нас,
Ведь только здесь ценят благородство.
Говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестает им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлестова обиженно заявляет: «Я не знаю чужих имений!»
3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, променявшего своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, на трех борзых. Хлестова приходит к Фамусову на вечер в сопровождении «черноволосой девицы» и собаки и просит Софью: «Скажи им, чтобы они уже покормили, друг мой, они получили подачку с обеда». Разозлившись на своих слуг, Фамусов кричит дворнику Фильке: «За работу! поселить тебя!»
4. Цель жизни для Фамусова и его гостей – карьера, почести, богатство. Максим Петрович, дворянин екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора — вот образцы для подражания. Фамусов заботится о Скалозубе, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что он «и мешок золотой, и в генералы стремится». Служба в обществе Фамуса понимается лишь как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Делами по существу они не занимаются, Фамусов только подписывает бумаги, которые ему представляет его «деловой» секретарь. Он сам это признает:
А у меня что то не так.
Мой обычай таков: Подпись, так что с плеч.
Занимая важную должность «управляющего в казенном месте» (вероятно, заведующего архивом), Фамусов ставит на его место своих родственников:
При мне очень редко прислуга чужая:
Все больше и больше сестер, невесток детей. . .
Как вы начнете знакомить с крещением ли, в город,
Ну как не порадовать собственного человечка!
Протекционизм, кумовство — обычное явление в мире Фамусовых. Фамусовы заботятся не об интересах государства, а о своей личной выгоде. Так обстоит дело на госслужбе, но то же самое мы видим и среди военных. Полковник, как бы вторя Фамусову, заявляет:
Да, чтобы получить звания, каналов много;
О них как истинный философ сужу:
; Я просто хочу быть генералом.
Карьеру делает вполне успешно, откровенно говоря, объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства благоприятствуют ему:
Я вполне доволен своими товарищами,
Вакансии только открыты:
Потом старших выключат другие,
Другие, видать, убиты.
5. Карьеризм, пресмыкательство, низкопоклонство перед начальством, бессловесность — все специфические черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрываются в образе Молчалина.
Начав службу в Твери, Молчалин, не то мелким дворянином, не то разночинцем, благодаря протекции Фамусова был переведен в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он состоит на службе у Фамусова, а уже успел «получить три награды», стать нужным Фамусову человеком, войти в его дом. Вот почему Чацкий, хорошо знакомый с типом такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
И все же он достигнет известных степеней, | | Ведь сегодня любят немых.
Такие умные секретари в тот «век смирения и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких должностей на службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:
Его секретари все хамы, все продажные,
Люди, пишущие твари,
Все вышли узнать, все теперь важны.
Молчалин обладает всеми данными, чтобы стать впоследствии важным чиновником: умение обслуживать влиятельных людей, полная распущенность в средствах для достижения своей цели, отсутствие каких-либо моральных правил и вдобавок ко всему этому два «таланта» — «умеренность и аккуратность».
6. Консервативное общество фамусовцев-холопов, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе с идеями и взглядами Чацкого, который кажется им вольнодумцем, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «свободы», революционных идей они все видят в просвещении, ТО они единым фронтом противостоят наукам, образовательным учреждениям, образованию вообще. Фамусов учит:
Учёба — вот чума, учеба — вот причина, Что сейчас больше, чем когда-либо, Безумно развелись люди, и поступки, и мнения.
Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:
Если зло остановить:
Уберите все книги и сожгите их.
Эхо Фамусова.
Фугу:
Обрадую: общая молва,
Что есть проект о лицеях, школах, гимназиях —
Там будут только учить по-нашему: раз, два,
А книги будут храниться так: для больших случаев.
Против очагов образования — «интернатов, школ, лицеев», пединститута, где «профессора упражняются в расколах и недоверии», высказываются и Хлестова, и княгиня Тугоуховская.
7. Воспитание, которое получают представители общества Фамуса, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущен системой образования, сложившейся в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручали иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне оторвались от всего русского, в их речи преобладала «смесь французского и нижегородского языков», с детства внушалось убеждение, «что нет нам спасения без немцев», «эта нечистая дух пустого, рабского, слепого подражания» внушался всему чужому. «Француз из Бордо», приехав в Россию, «не встретил ни звука русского, ни русского лица».
Таково общество Фамуса, которое с таким художественным мастерством изобразил Грибоедов в своей комедии и в котором типичны черты всей массы дворянских крепостных тогдашнего времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, дружно противостоит передовому народу, представителем которого является Чацкий.)
Это общество изображено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. У каждого из них действительно нарисовано живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.
В статье «О пьесах» Горький писал: «Персонажи пьес создаются исключительно и только их речами, т. е. языком чисто разговорным, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в образе ее артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтобы речь каждой фигуры была строго оригинальной, предельно выразительной. …Возьмем для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и др. — каждая из этих фигур создана малым количеством слов, и каждая из них дает совершенно точное представление о своем классе, своей эпохе.
Посмотрим, как зарисовывает Грибоедов отдельных героев своей комедии.
Если домашнее задание по теме: » Общество Фамуса в комедии «Горе от ума» — художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказался для вас полезным, будем признательны, если вы разместите ссылку на это сообщение у себя на странице в социальной сети.
 
(!ЯЗЫК:Хотя бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано более 2 веков назад, то, что описал великий русский драматург, актуально и сегодня, в наше время.
Хотя и Чацкий, и Фамусов — герои того времени, начала 19 века, отголоски этих персонажей можно найти и в наших социальных аспектах жизни общества.
Как известно, в истории России народ всегда волновала проблема самодержавия, поэтому вопрос о том, кто достоин власти, народ или монарх, всегда был актуален. Особенно болезненный отпечаток в нашем обществе оставило крепостное право, которое мешало народу двигаться вперед. Грибоедов в своей комедии описывает именно те явления общества: борьбу людей, согласных с декабристами, и борьбу с консервативно настроенным дворянством.
И зачем было дворянству что-то менять в своей жизни, когда привилегированная масса людей имела почти все, что только может пожелать человек, живший в 19 веке: это и свое хозяйство, и крестьяне, и прислуга, и другие роскоши жизни.
Если рассматривать характер Фамусова, вызывающий самые негативные и негативные чувства, то этот человек очень лицемерный персонаж, который ведет себя в обществе двояко.
Например, Фамусов говорит, что чтит Бога и подает достойный пример «монашеского» поведения, а между тем не может обойтись без зоркого присмотра за своей юной служанкой Лизой.
Фамусов зависел от других людей, выше по рангу, поэтому их мнение было главной движущей силой в его жизни. Он как-то даже сказал Чацкому, что надо брать пример с тех, кто волею судеб стал богатым барином:
Учились бы, глядя на старших:
Мы, например, или умерший дядя,
Максим Петрович: он не на серебре,
я на золоте ел; сто человек к вашим услугам;
Все в порядке; он вечно ехал в поезде;
Век при дворе, да при каком дворе!
Фамусов не живет, а существует. Оно выполняет все функции, которые тогда выполняло дворянское общество. Весь смысл жизни богатых людей заключался в вечном разгуле или нарочитом аристократизме. государственная служба, которую несло большинство дворян, не делала их патриотическими и эрудированными людьми: например, работа для Фамусова была просто галочкой, мол, он дворянин, и ему положено быть.
Служебные обязанности этот герой выполнял, потому что «надо» без доли энтузиазма. Поэтому, благодаря этому благородному обществу, в России не было прогресса, а Европа нас настигла моментально.
Чацкий — лишний человек в этом обществе, но, как борец с системой, он бессилен, ибо, как говорится, «один в поле — не воин».
Но, конечно, нельзя брать все дворянство под одну гребенку с Фамусовыми, Кирсановыми, Маниловыми и другими персонажами, описанными великими литературными деятелями. Например, Грибоедов сам был дворянином, но его социальный статус не мешал ему поднимать важные вопросы и высмеивать людей подобного ранга.