Фамилии декабристов казненных: Казненные декабристы | История Российской империи

11 женщин – жен декабристов вместе с мужьями прошли тяжкий путь каторги и ссылки

Просмотров: 44 806

195 лет отделяет нас от  восстания декабристов. Оно провалилось, началось следствие, после которого члены тайных обществ были арестованы и посажены в крепость. 121 декабрист был приговорен к ссылке в Сибирь. Так началась сибирская эпоха, которая для большинства продолжалась несколько десятилетий.

Дом Трубецкой и Волконской в Благодатском руднике.

За декабристами велся особый надзор.

Каждый день они спускались в глубокую шахту, добывали руду и выносили на поверхность. Работа в кандалах, сильные сибирские морозы, плохое питание, отсутствие теплой одежды – все это не лучшим образом влияло на здоровье осужденных.

В ледяные глубины России вслед за государственными преступниками отправились их жены.

М.Н.Волконская

Мария Волконская (1805-1863)

Она была самой молодой из жен декабристов. Родилась в семье генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.

Получила домашнее образование, свободно говорила на французском и английском языках, играла на фортепиано, пела, обладала прекрасным голосом. С семьей Раевских дружил А.С. Пушкин, он посвятил Марии  стихотворения «Таврида»,  «Буря».

Князь Сергей Волконский был очарован обаянием девушки и стал ее мужем, когда ему было 37 лет, а Марии — 19.

В конце 1825 года она жила в имении родителей, ожидая ребенка, и не знала о событиях на Сенатской площади, не знала об участии супруга в тайном обществе. 2 января у них родился сын, а 7 января Волконский был арестован. Его арест, а также арест ее братьев Александра и Николая и дяди Василия Львовича Давыдова, от Марии долго скрывали.

Оправившись после родов, она поехала в Петербург, чтобы увидеться с мужем. После оглашения приговора декабристам приняла решение следовать за мужем. В 1825 году Марии Николаевне Волконской исполнилось 20 лет. Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского, красавица, воспетая Пушкиным, жена князя генерал-майора Волконского.

И вдруг крутой поворот судьбы.

С.Г.Волконский

Ее отговаривали все родные, отец дал согласие на развод с Волконским, но все было тщетно.

22 декабря княгиня Волконская выезжает к мужу в Сибирь. День и ночь мчалась кибитка, не останавливаемая на ночлег и на обед. Мария Николаевна довольствовалась куском хлеба и стаканчиком чая. И так почти два месяца. Вместе с Трубецкой она поселилась в крестьянском доме. Помещение было настолько тесным, что голова упиралась в стенку, а ноги приходилось поджимать. Встречи с мужем разрешались два раза в неделю, и Волконская, увидев своего Сергея в цепях, бросилась перед ним на колени и «раньше, чем мужа обнять, оковы к губам приложила…»

Она, как и Екатерина Трубецкая, помогала своему мужу, а также другим декабристам, чем только могла: готовила пищу, чинила белье, поддерживала связь с родственниками, писала письма. Их очень уважали местные жители, они создали вокруг себя атмосферу доброжелательности и уюта, их поведение отличалось отсутствием высокомерия.

Они помогали деньгами и одеждой даже беглым.

Все, что получали от родственников, распределялось поровну между всеми, они жили там одной семьей.

1828-1829 годы были для Марии годами потерь: умерли сын Николенька, отец и дочь Софья.

Комната Волконских в Петровском Заводе.

Когда осужденных перевели в Петровский Завод, женам разрешили поселиться вместе с мужьями в тюрьме. У каждого осужденного была своя комната, которую жены старались украсить по-домашнему.

А через некоторое время всем семейным декабристам разрешили поселиться вне тюрьмы, и их жизнь стала постепенно налаживаться.

У Волконских рождаются дети Михаил и Нелли.

В 1835 году Волконского освобождают от каторжных работ, и семья уезжает на поселение в село Урик, недалеко от Иркутска, а позже Мария с детьми переезжают в Иркутск. Через год получил разрешение и Волконский. Их дом становится первым салоном в городе, где проводятся музыкальные и литературные вечера.

В год коронования Александра II приходит известие об амнистии декабристов. Из 120 человек возвращаются только 15. В их числе семья Волконских. Их сыну Михаилу возвращают княжеский титул.

Но Мария уже тяжело болела, несмотря на лечение за границей, и в 1863 году она умерла. Сергей Волконский пережил ее на два года. Его похоронили согласно завещанию «в ногах у жены», в селе Воронки под Черниговом.

Е.И.Трубецкая

Екатерина Трубецкая (1800-1854)

Дочь французского эмигранта, члена главного управления училищ, управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел. Екатерина получила прекрасное образование, долго жила в Европе.

Семья была известной в Петербурге не только богатством, но и своим культурным уровнем: Лавали собрали большую художественную коллекцию, античные статуи, греческие вазы, фарфоровую посуду, домашнюю библиотеку. В их доме собирался весь петербургский свет во главе с императором Александром I, здесь читали новые произведения Грибоедов, Вяземский, Пушкин.

Екатерина была невысокой, полноватой и очень обаятельной с прекрасным голосом.

С.Г.Трубецкой

С Сергеем Трубецким познакомились в Париже. Трубецкой был на десять лет старше ее. Он был знатен, богат, умен, образован, прошел войну с Наполеоном, дослужился до полковника. Одно омрачало их брак – отсутствие детей.

Екатерина знала об участии мужа в тайном обществе, при ней открыто  велись разговоры о необходимости переустройства общества. Но для нее был неприемлем терроризм и насильственные действия, она говорила: «Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас и сложите головы свои на плахе».

Екатерина Трубецкая первой отправляется вслед за мужем-каторжником в путь. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна. В Иркутске губернатор запугивает ее, требует письменного отречения от всех прав, и Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками, и та соглашается.

Она первая из жен декабристов добилась  разрешения отправиться за мужем в ссылку. «Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя. Я все готова снести с тобою, не буду жалеть ни о чем, когда буду с тобой вместе. Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Мне, друг мой, все будет легко переносить с тобой вместе, что как бы худо нам ни было, от глубины души буду жребий свой благословлять, если буду я с тобою». (Из письма мужу в Петропавловскую крепость).

Ее будущее не страшило, она спокойно прощалась со всеми благами светскими, она готова была разделить судьбу мужа. Родители поддержали ее.

На следующий день после отправки Трубецкого на каторгу в Сибирь выехала и она.

Дом Трубецких в Иркутске.

В сентябре 1826 года она прибыла в Иркутск, но мужа с партией ссыльных уже отправили в Нерчинский рудник, о чем она не знала. Пять месяцев она была в Иркутске, туда же приехала и Мария Волконская. Только в феврале 1827 года состоялась встреча Екатерины и Сергея Трубецкого в Благодатском руднике. Через щель в тюремном заборе Трубецкая увидела своего князя в кандалах, худого, измученного, заросшего бородой, в оборванном тулупчике, и лишилась чувств.

Трубецкие поселились в покосившейся хибаре с дымящей печкой за 3 рубля 50 коп. Просыпаясь утром, они  с трудом поднимали головы, так как волосы примерзали к бревнам.

Первые месяцы в Благодатском руднике были самыми тяжелыми. Каково было выросшей в роскоши во дворце девушке самой топить печь, носить воду, стирать белье, готовить пищу, штопать одежду. Она отдала заключенным все свои теплые вещи, а сама ходила в истрепанных башмаках и обморозила ноги.

В сентябре 1827 года декабристов перевели в Читу, где условия значительно облегчились. Для жен декабристов выстроили целую улицу деревянных домиков и назвали ее Дамской, а в      1829 г. декабристам разрешили снять кандалы. В Чите у Трубецких появился первый ребенок — дочь Александра. Это было настоящим чудом после девяти лет бездетного брака. А затем дети стали появляться один за другим. В конце 1839 года по отбытии срока каторги Трубецкой вышел на поселение в маленькое бурятское село Оек.

Там князь познакомился с крестьянами и их бытом, начал заниматься сельским хозяйством, садоводством, охотой; вел дневник наблюдений за птицами и природными явлениями, участвовал в разработке золотоносных приисков. А Екатерина Ивановна обучала детей грамоте, языкам, музыке, пению.

В 1845 году Трубецким разрешили поселиться в Иркутске, где их дом стал известен всем обездоленным.

Екатерина Ивановна всегда оказывала помощь бедным крестьянам, не жалела пожертвований для церкви. Все окрестное население шло к ней за лекарствами, которые она получала из Петербурга и раздавала больным. До амнистии Трубецкая не дожила двух лет, она умерла в 1854 году от рака легких. На похороны пришел весь город – от бедноты до генерал-губернатора. Похоронили Екатерину в ограде Знаменского монастыря рядом с умершими детьми.

Князь очень переживал, перестал бывать в обществе, а после амнистии — не хотел уезжать из Иркутска, но его уговорили сделать это ради сына, которому было 13 лет и которому необходимо было дать хорошее образование. Перед отъездом он долго рыдал на могиле жены.

В декабре 2019 года на экраны вышел российский военно-исторический  художественный фильм «Союз спасения» (режиссер Андрей Кравчук), повествующий о восстании декабристов 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Эта кинокартина разбудила сердца и души людей, заставила зрителей вместе с героями переживать события того времени.

Нинель Белоусова, эксперт редакционных проектов, любитель декабризма и блогер тоже не смогла остаться в стороне и поделилась с читателями «Шахтинских известий» одной из своих публикаций о женах декабристов и подвиге этих благородных женщин, имена которых навсегда вошли в историю России.

Подготовлено по материалам сайтов: https://zhiznteatr.mirtesen.ru,  https://www.liveinternet.ru. Фото из личного архива Н.Белоусовой

Как декабристка!

Сегодня приходится слышать выражение «как жена декабриста». Что оно означает?

Светлана Федотенко, учитель русского языка и литературы лицея № 6:  

— В русском языке устоялось выражение «жена декабриста», или «декабристка». Сегодня мы называем так женщин, которые способны на самоотверженные поступки ради своих любимых. Чаще всего, конечно, на переезд в какое-нибудь далекое глухое место в связи с новым назначением супруга, например. В широком же смысле жена декабриста — верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его. Интересно, что современные словари фразеологизмов и крылатых выражений редко  включают это словосочетание в число анализируемых. Видимо, смысл его считается совершенно прозрачным.

Где похоронены казненные декабристы — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

190 лет назад, 13 июля (по новому стилю — 25 июля) 1826 года в Петропавловской крепости были казнены пять участников знаменитого восстания декабристов — Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Петр Каховский, Михаил Бестужёв-Рюмин и Сергей Муравьев-Апостол.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло вооруженное выступление с целью государственного переворота. Меньше чем за сутки оно было подавлено войсками, верными провозглашенному императором Николаю I. Согласно официальным данным, погиб 1271 человек, их них 150 — дети, а 79 — женщины. Причем многие жертвы случайно оказались на месте события.

Мы уже обсуждали восстание декабристов если не верить в официальную версию и даже вспоминали то, как декабристы занимались бизнесом в Сибири
.

Но кто знает, где находится могила пятерых казненных декабристов? Сейчас мы это и узнаем …

Марионетки и злодеи

После известных событий уже через три дня была учреждена Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева.

Большинство арестованных заговорщиков содержались в Петропавловской крепости, но некоторые попали в другие тюрьмы, например в Выборгский замок. На допросах они вели себя по-разному. За помощь следствию бунтовщикам обещали облегчить их участь. И некоторые этим воспользовались. Например, назначенный диктатором восстания князь Сергей Трубецкой, который так и не появился на Сенатской площади, был откровенен со следователями, давал показания и, в конце концов, избежал смертной казни. Сергея Петровича, лишенного всех чинов и дворянства, отправили на каторгу в Сибирь, куда за ним вскоре последовала жена Екатерина.

Долгое время упорствовал и не хотел давать никаких показаний Иван Якушкин. Однако в конце концов сделал подробное признание, которое позднее оценил, как «следствие ряда сделок с самим собою». Схожим образом повел себя и Михаил Лунин.

Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин не отказывались ни от своих убеждений, ни от своей роли в организации восстания. Но не желали выдавать других участников бунта. Кондратий Рылеев в письменных показаниях просил «пощадить молодых людей», которые, по его словам, были вовлечены в происходящее другими лицами. К слову, после казни Николай I распорядился оказывать из государственной казны материальную помощь семье Рылеева.

А вот Павел Пестель, наоборот, поначалу утверждал, что знать не знает ни о каком заговоре и ни о каких тайных обществах. Однако осознав, что следствию и так уже многое известно, начал давать показания. Император, лично общавшийся с главными фигурантами заговора, дал Пестелю выразительную характеристику: «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния».

Под царским присмотром

Надо сказать, что государь внимательно следил за ходом следствия, лично участвовал в допросах. Некоторые историки утверждают, что это доставляло Николаю I большое удовольствие. Хотя известны его высказывания о том, как было ему горько и обидно слушать признания в измене Отечеству от представителей русской элиты — офицеров, которые храбро сражались с Наполеоном. А участвовал в процессе царь для того, чтобы быть уверенным: материалы, которые принесут ему на утверждение, не подтасованы и не сфальсифицированы.

Доводилось также читать о жестоких методах допросов декабристов, о том, что к ним применялись физические меры воздействия. Арестованных действительно заковывали в кандалы. Но в то время это была обычная для всей Европы практика. Что же касается пыток, то они по отношению к декабристам не применялись.

30 мая (11 июня по новому стилю) 1826 года комиссия представила Николаю I доклад. Вскоре был учрежден Верховный уголовный суд. На его рассмотрение передали дела 579 подследственных. Из них виновными признали более 250 человек, причем наказание понес лишь 121. Вина остальных, по мнению судей, не была значительной.

Верховный уголовный суд вынес суровые приговоры. Пятерым — смертная казнь четвертованием, еще 31 — через отсечение головы. Однако Николай I существенно смягчил приговоры. Четвертование заменил повешением, а вместо отсечения головы отправил мятежников на каторгу. По свидетельству очевидцев, просвещенная Европа была тогда поражена милосердием и гуманизмом российского монарха. Ведь, как выяснилось в ходе следствия, в планы некоторых заговорщиков входила ликвидация всех членов императорской семьи, включая маленьких детей.

Концы в воду?

13 июля 1826 года Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол были повешены во дворе кронверка Петропавловской крепости. Об этой казни и по сей день ходит много легенд. Одна из них гласит, что Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев сорвались с петель, их вешали повторно. Однако в воспоминаниях, которые оставил руководивший процессом обер-полицмейстер Петербурга Борис Княжнин, об этом нет ни слова.

Княжнин описал не только казнь, но и процедуру захоронения трупов. Однако не указал конкретного места. Историки предполагают, что такое распоряжение обер-полицмейстер получил от самого императора, который опасался, что могила станет местом паломничества.

В первой половине XIX века считалось, что казненных похоронили на острове Голодай, который ныне так и называется — остров Декабристов. Кто-то даже знал точные координаты: есть косвенные свидетельства, что вдова Рылеева приходила на могилу мужа. Но затем место захоронения было загадочным образом забыто. И появились различные версии, которые живы до сих пор.

Первая — Петровский остров. Здесь, на территории судостроительной фирмы «Алмаз», есть памятный знак казненным декабристам. Гипотезу, что они могут быть похоронены на этом острове, выдвинул в годы перестройки писатель Андрей Чернов. Он опирался на предположение, высказанное Анной Ахматовой. Поэтесса в свою очередь ссылалась на Пушкина, который якобы описывал место захоронения в своих стихах. И оно очень похоже на Петровский остров.

После публикации статьи Чернова на острове начались раскопки, в которых участвовали солдаты, сотрудники объединения «Алмаз» и просто энтузиасты. Какие-то кости действительно нашли, но настолько истлевшие, что определить, кому они принадлежат, было невозможно. Тем не менее знак поставили.

Согласно второй версии, тела казненных завернули в мешки, которые затем зашили и сбросили с корабля в Финский залив. Откуда взялась такая версия, сказать трудно. Ее сторонники утверждают, что Николай I стремился полностью стереть память о декабристах и хотел, чтобы их могилу никогда не нашли. Но ни документов, ни свидетельств очевидцев, подтверждавших такую экзотическую расправу над мертвыми, не сохранилось.

Есть похожая гипотеза, что тела повешенных сразу же сбросили в Кронверкский проток. Хотя в этом случае через какое-то время останки бы всплыли, что, конечно, стало бы известно всему городу.

Остров «Голодай»

Например, декабристы Завалишин и Штейн-гель знали, что тела их погибших товарищей «…в следующую ночь тайно отвезли на остров Голодай, и там зарыли скрытно». Бестужев говорил: «Их схоронили на Голодав, за Смоленским кладбищем…» Другой современник, Щукин, утверждал то же самое: «… повешенных отвезли на остров Голодай и похоронили в одной яме в конце острова в пустынном месте за немецким кладбищем».

Справка:

До 1775 года остров носил имя Галладай, а затем на протяжении свыше 150 лет — Голодай.

Существует несколько версий происхождения названия. Прежде всего — иностранное происхождение слова (от швед, «ха-лауа» — «ива» или англ. holiday — «выходной день», «праздник»).
По другой, совсем неправдоподобной гипотезе, название острову в начале XVIII века дали голодавшие крестьяне — строители города, жившие здесь в землянках и бараках.

Вероятнее всего, имя острова произошло от фамилии английского врача Томаса Голлидея (Холлидея), владевшего здесь земельным участком. А название «Галладай» объясняется неточным произношением малоизвестной и малопонятной фамилии. Позже жители острова превратили непонятное название «Галладай» в близкое им «Голодай».


источник фото

Было множество других лиц, указывавших Голодай как место последнего упокоения декабристов. Наиболее достоверным из них является свидетельство анонимного помощника квартального надзирателя — участника похорон: «Знаешь ли ты Смоленское кладбище?.. Там есть немецкое кладбище, а за ним армянское. Тут есть такой переулочек налево. Вот мимо армянского кладбища и идти до конца переулка. Как выйдешь к взморью, тут и есть. Тут их всех и похоронили. Ночью их вывезли с конвоем, и тут мы шли… Там потом четыре месяца караул стоял».

И если уж простой народ шел толпами к месту погребения декабристов, то родственники казненных тем более. На дорогую ей могилу часто приходила вдова Рылеева. Об этом рассказывала Каменская, которая, будучи 8-летней девочкой, в 1826 году сопровождала ее туда: «Помню, что наши говорили при мне, что вдове Рылеева, по какой-то особой к ней милости, позволили взять тело мужа и самой похоронить его на Голодае, только с тем, чтобы она над местом, где его положат, не ставила креста и не делала никакой заметы, по которой можно было заподозрить, что тут похоронен кто-нибудь. И точно, на том месте, куда мы ходили, креста не было. Но не утерпела несчастная женщина, чтобы своими руками не натаскать на ту землю, под которой лежало ее земное счастье, грудку простых булыжников и не утыкать их простыми травами и полевыми цветами… Для постороннего взгляда эта груда камешков была совсем не заметна, но мы с нею видели ее издалека и прямо шли к ней».
Слухи о том, что тело казненного Кондратия Рылеева выдали его вдове для погребения, не имеют подтверждения. Наоборот, известно другое. Бибикова, сестра казненного декабриста Муравьева-Апостола, просила отдать ей труп брата, на что Николай I ответил решительным отказом. Вероятно, Каменская принимала за братскую могилу всех пятерых декабристов захоронение Рылеева.

Так, например, близкий друг Натальи Рылеевой, Миллер в 1827 году ходил на Голодай с дочерьми помолиться над прахом погибших. Художник Жемчужников часто гулял по Васильевскому острову вместе с живописцами Федотовым и Бейдеменом в конце 1840-х — начале 1850-х годов. Он рассказывал: «…вдали виднелось Смоленское кладбище в виде леса, за кладбищем был известный нам курган над телами казненных декабристов». Сведения о местонахождении могилы декабристов имеются в дневниках знакомого Пушкина Жандра. Он побывал возле их могилы вскоре после казни, летом 1826 года, и видел выставленный там воинский караул. Спутником Жандра, судя по всему, был Грибоедов.

В 1862 году, уже после объявленной амнистии всем декабристам, петербургский генерал-губернатор Суворов решил облагородить знаменитую могилу. Однако со временем это место стало заливаться водами Невы, а родственники казненной «пятерки» сами переселились в мир иной. Так последнее пристанище декабристов было забыто…


Здесь (вероятно) находится как предполагали общая могила пятерых казненных декабристов

Случайная находка

В июне 1917 года петроградские газеты взорвались заголовками: «Найдена могила казненных декабристов!». Поскольку недавно произошедшая в России Февральская революция представлялась продолжением дела декабристов, то сообщение об этой находке вызвало небывалый интерес в самых широких кругах общественности.

Еще в 1906 году городские власти приняли решение произвести застройку острова Голодай комплексом зданий под названием «Новый Петербург».

Владелец строительной компании итальянец Ричард Гуалино слышал, что декабристы были похоронены где-то на месте нынешней стройплощадки, и попытался найти могилу. Однако в 1911 году полиция узнала о деятельности итальянца и запретила ему производить раскопки. После Февральской революции 1917 года он уехал в Турин, оставив вместо себя управляющим инженера Гуревича, которого попросил продолжить поиски. С подобной просьбой к нему обратилось и вновь созданное в Петрограде Общество памяти декабристов.

1 июня 1917 года Гуревич сообщил секретарю общества профессору Святловскому, что во время рытья траншеи под водопровод позади гарнизонного флигеля найден чей-то гроб. На следующий день по просьбе профессора генерал Шварц для дальнейших раскопок выделил солдат 1-й автомобильной роты. В результате из земли было вырыто еще 4 гроба, которые лежали в общей могиле вместе с первым. Таким образом всего было найдено 5 человеческих скелетов, что соответствовало числу казненных декабристов.

В первом, наиболее сохранившемся гробу, был найден скелет, одетый в офицерскую форму времен Александра I. Гроб был богатый, обитый когда-то парчой, имел деревянные ножки в виде львиных лап. Остальные домовины были гораздо скромнее по изготовлению и сохранились хуже. Поэтому находившиеся в них кости представляли собой лишь фрагменты человеческих скелетов. Судя по остаткам одежды, трое из похороненных здесь людей были военными, а двое — гражданскими. Это полностью соответствовало истине — Пестель, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были военными, а Рылееви Каховский — гражданскими лицами. По предположению членов Общества памяти декабристов, наилучше сохранившийся скелет в военной форме принадлежал полковнику Пестелю.

Все найденные человеческие останки сложили в один, наиболее сохранившийся гроб, и поместили в покойницкую Смоленского кладбища для «передачи в Академию наук с целью изучения и последующего торжественного погребения».
Сразу же развернулась дискуссия, действительно ли найденные на Голодае останки принадлежат казненным декабристам. Мнения разделились. Одни приводили доводы, что число найденных скелетов соответствует числу повешенных бунтарей, форма одежды тоже подтверждает это, пуговицы на одном из мундиров изготовлены не ранее 1808 года, в гробах были обнаружены кожаные ремни, которыми обычно связывали руки осужденных перед казнью.

Другие петроградцы сильно сомневались. Из рассказов современников было известно, как казнили и хоронили декабристов. Перед экзекуцией с них сняли одежду и сожгли на костре, а потом переодели в саваны смертников. Уже поэтому они не могли быть похоронены в военной форме. Некоторые свидетели вообще утверждали, что их хоронили голыми, так как похоронная команда забрала эти саваны себе. По другим сведениям, трупы казненных были зарыты без гробов, а потом засыпаны негашеной известью, так что ни от формы, ни от самих скелетов ничего не могло сохраниться.

Наконец, найденные в гробах куски кожи, принимаемые за кожаные ремни — просто остатки сапог, от которых, кстати, сохранились еще и каблуки. А найденные в «могиле Пестеля» пуговицы соответствовали образцам времени правления как Александра I, так и Николая I. И вообще, число человеческих костей, найденных на Голодае, вряд ли могло принадлежать пятерым — их слишком мало.

А что же Пушкин?

Очередной интерес к могиле декабристов проявила Анна Ахматова. Исследуя творчество Пушкина, она пришла к выводу, что поэт искал могилу своих друзей, побывал на ней и даже оставил в некоторых своих произведениях своеобразный путеводитель к ней. Прежде всего, это была пушкинская работа «Уединенный домик на Васильевском», В стихотворении «Когда порой воспоминанье…» место погребения декабристов Пушкин якобы описывал так:

Открытый остров вижу там,
Печальный остров и берег дикий,
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт

В поэме «Медный всадник» на этот счет Анна Андреевна нашла такие строки:

Остров малый.
На взморье виден.
Иногда Причалит с неводом туда
Рыбак на лодке запоздалый
И бедный ужин свой варит. ..

Ахматова считала, что Пушкин отобразил в этих строках остров Голодай, где были тайно зарыты тела декабристов. Однако никакой сенсации открытие Ахматовой тогда не вызвало, тем более что ее выводы были оспорены историками Тарховым и Измайловым. По их мнению, Пушкин описывал какой-то другой остров, а не Голодай. И добавили, что под заранее составленную схему нетрудно подобрать цитаты из любых произведений поэта, лишь бы они подходили по смыслу.

Тем не менее, в 1985 году пушкинист Невелев пошел еще дальше. Александр Сергеевич на полях своих рукописей часто делал различные зарисовки. Так, на страницах черновой рукописи «Полтавы» он изобразил нескольких повешенных: сначала двоих висельников, затем виселицу с пятью повешенными, потом одного повешенного и, наконец, троих мертвецов на виселице. Невелев решил, что Пушкин здесь отобразил «историческую информацию о казни декабристов».

Исследователи Беляев и Цявловский дали на эти безосновательные предположения ответ: рисунки Пушкина — всего лишь иллюстрации к «Полтаве». Известно, что после Полтавской баталии ряд сторонников изменника Мазепы были прилюдно повешены, а вместо самого сбежавшего гетмана на виселицу вздернули его чучело.

Убежденный в своей правоте Невелев предположил, что среди множества других рисунков Пушкина наверняка имеется также изображение могилы декабристов.

Ленинградский поэт Чернов в 1987 году решил найти могилу казненных декабристов, руководствуясь указаниями Пушкина (вернее, Ахматовой и Невелева). В третьей «масонской тетради» поэта он обнаружил рисунок какого-то сломанного дерева под скалой и большого камня, лежавшего у его подножия. По мнению Чернова, это был тот самый камень, принесенный на могилу руками Натальи Рылеевой в 1826 году. Далее Чернов находит в рабочих тетрадях Пушкина и на страницах рукописи «Медного всадника» семь рисунков, на которых изображены какие-то скалы, кусты, обрывы, деревья, избушка рыбака. Ничего подобного на Голодае нет. Потому исследователь предположил, что место погребения дакабристоз находится на острове Гоноропуло, отделенного в прошлом от Голодая узкой протокой.

Поиски истины к столетнему юбилею

Очередной всплеск интереса к могиле декабристов возник в 1925 году в связи с предстоящим 100-летием их казни. Тогда поиски истины возглавила организация, занятая изучением истории партии и революционного движения в России.

Найденные в 1917 году на Голодае останки хранились в подвалах Зимнего дворца, в те годы ставшего Музеем революции. Исследования шли в двух направлениях. На месте находки пяти гробов было решено провести новые раскопки, а медицинским экспертам из Военно-медицинской академии, Вихрову и Сперанскому, поручили дать заключение по поводу самих скелетов. В качестве специалиста по военной форме был приглашен эксперт из Главнауки Габаев.

Первой сенсационной подробностью поисков 1925 года стало известие о шестом гробе, найденном тогда же, восемь лет назад, рядом с пятью предполагаемыми домовинами декабристов.

В том же месте на острове Голодай было заложено четыре раскопа. В первом из них рабочие наткнулись на полуистлевший человеческий скелет, похороненный без гроба. Углубившись еще, землекопы обнаружили трухлявый гроб с еще одним скелетом без признаков какой-либо одежды. Во втором, третьем и четвертом раскопах было найдено по одному полуразвалившемуся гробу с фрагментами человеческих костей. Стало ясно — здесь было кладбище, и находка пяти гробов (по числу казненных декабристов) в 1917 году чистая случайность.

Медицинская экспертиза скелетов дала свои сенсационные результаты. Оказалось, что они принадлежали не пяти, а всего лишь четырем людям: троим взрослым и одному подростку в возрасте 12-15 лет! Историческая экспертиза найденного в одном из гробов мундира показала, что он принадлежал офицеру лейб-гвардии Финляндского полка образца 1829-1855 годов.

Комиссия Истпарта пришла к выводу, что найденные на Голодае останки «не могут принадлежать казненным декабристам». Тем не менее, учитывая, что остров Голодай, по всем свидетельствам, является местом, где они все же были похоронены, власти решили соорудить на одной из площадей памятник, что и было сделано в 1939 году, а сам остров переименовали в остров Декабристов.

Так закончилась эпопея по поиску могилы декабристов в 1917 и 1925 годах.

Но если все перечисленные версии — ошибочные, то какая же верная? Напротив острова Декабристов, на берегу реки Смоленки, находится православное Смоленское кладбище — одно из старейших в Петербурге. Здесь похоронены многие известные люди. В XIX веке к нему примыкали два участка: для самоубийц и домашних животных. Большинство серьезных исследователей склоняются к мнению, что, скорее всего, останки казненных декабристов лежат как раз на одном из этих участков.

Однако найти их сейчас — задача практически неосуществимая…

[источники]источники
http://zagadki-istorii-talk.ru/viewtopic.php?f=25&t=172 — Давид ГЕНКИН
http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2640 — В.Окман
https://otvet.mail.ru/question/13019326
http://dm-erofeev.com/kak-iskali-i-nashli-mogilu-dekabristov.html

Давайте еще выясним, где похоронен Моцарт и где похоронен Ричард III. Вот еще Могила для 1177 моряков и знаменитая Гробница персидских королей

Tags: Загадка, История, Россия

Project MUSE — Декабрист Павел Пестель: Первый республиканец России Патрикс>О’Мира (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

534 SEER, 83, 3, 2005 остров содержит большое количество черно-белых фотографий, дополняющих этот хорошо подготовленный том.

Книга Робсона представляет собой многогранную историю островов, касающуюся не только духовной жизни монастыря, но и монашеской политики (которая в конце XIX века казалась такой же персонифицированной, мелочной и мстительной, как и политика большинства светских учреждений). хотя он обращается с ними несколько эвфемистически (соответствующие отрывки проиндексированы как «Мальчики на Соловках»). Ярко описаны экономические предприятия монастыря, особенно важнейшая деятельность по добыче соли в период раннего Нового времени и паломнический туризм в девятнадцатом веке. Из подзаголовка книги следует, что автор намерен представить историю Соловков как микрокосм истории России в целом, но эта, по общему признанию, амбициозная цель достигается лишь частично. По большей части Робсон приводит лишь достаточные справочные сведения, чтобы объяснить, например, почему англичане обстреляли Соловки в 1854 г. или почему монастырь был распущен в 19 г.2И. Любопытным исключением является четвертая глава, в которой содержится зловещий общий отчет о царствовании Ивана Грозного, включенный, по-видимому, только потому, что Филипп Колычев был игуменом Соловецким до того, как был назначен Иваном митрополитом Московским.
Робсон заявляет в предисловии, что книга предназначена в первую очередь для «широкого читателя» и лишь во вторую очередь для «знатоков русской истории» (стр. xi). Ясный и прямолинейный авторский подход к повествованию, безусловно, сделает книгу доступной для неспециалистов, но и профессиональные историки найдут в этой привлекательной работе много интересного. Центр российских и восточноевропейских исследований МОРИН ПЕРРИ Университет Бирмингема О’Мира, Патрик. Декабрист Павел Пестель: первый в России республиканец. Palgrave Macmillian, Basingstoke and New York, 2003. xi + 234 стр. Примечания. Библиография.Указатель. ?50?00? ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ПЕСТЕЛЬ был выдающимся и наиболее радикальным мыслителем среди русских дворян, поднявшим в декабре 1825 г. важное, но неудачное «декабристское» восстание против русского самодержавия; вместе с четырьмя другими ведущими заговорщиками он был повешен в возрасте тридцати трех лет. Полного или биографического исследования на английском языке нет. Используя некоторые новые архивные материалы, а также множество первичных и вторичных декабристских материалов, доступных в печати, ведущий специалист по декабристам на Британских островах Патрик О’Мира дает четкий, сфокусированный и четко написанный отчет о жизни и мыслях Пестеля: прекрасная квинтэссенция.
его происхождения, меняющиеся идеи, а также сильные стороны, недостатки и противоречия его характера. Пестеле выступает как сложный характер и исключительно сильный и широкий ум, который вплел идеи своих европейских источников в русские представления о невиданной смелости, радикализме и республиканском авторитаризме, включая цареубийство. Их, однако, он не смог тогда навязать своим товарищам по заговору, многие из которых опасались его экстремизма и слишком явной воли к власти. В 1825 г. эта настойчивая неудача способствовала интеллектуальному и личному кризису, охлаждению революционной приверженности и возвращению его детства к лютеранской религии, которая, тем не менее, пришла слишком поздно, чтобы предотвратить неудачное восстание арестовавшего его арестанта. В ходе последовавшего официального расследования он вскоре полностью сотрудничал с властями и выразил бесконечное раскаяние. О’Мира предполагает, что Пестель так и не осознал в полной мере спорного воздействия или практической масштабности своих идей, и заключает, возможно несколько неожиданно, что «соотношение вероятностей должно быть таким, что Пестель был виновен больше в риторической браваде, чем в действительных намерениях» (стр.
I89).). Весьма положительной чертой книги является выяснение семейных отношений Пестеля, как с его родителями, так и с братьями и сестрами — один брат, Владимир Иванович, был очень близок к Николаю I и получил повышение на следующий день после расстрела Павла: в отличие от большевиков, которые так праздновали декабристы, Николай I не криминализировал целые семьи. Несмотря на ясность произведения и во многом элегантное изложение, оно вызывает некоторые оговорки. О’Мира обращается к историографии декабристов и Пестеля лишь вскользь: их беатификация радикалами XIX века и советскими историками XX века и ее влияние на канон не оцениваются. Он, безусловно, прав, утверждая, что авторитарное республиканское видение Пестеля в корне вышло за рамки того, что было приемлемо для большинства заговорщиков, но заключительное обсуждение цареубийства (стр. I89)-94), помимо упущения из виду казни (и четвертования) Пугачева в 1775 г., представляется проблематичным. Свержение и убийство князей не было редкостью в России раннего Нового времени.
Екатерина II была замешана в двух цареубийствах, а Александр I (хотя и невольно, и как действительно отмечает О’Мира) в другом. Было ли это убийство императора или глубокая структурная смена общества и режима, которая была «за пределами понимания большинства соратников Пестеля» (стр. I93)? Это было…

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство пользования нашим веб-сайтом. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

Ономастика российских лидеров (История фамилий)


[Примечание: эта статья первоначально была опубликована в Johnson’s Russia List , 5 мая 2008 г.

  Ономастика руководителей России

                                   (В честь Новый «медведь-президент»)

            Мы можем многое узнать о русском языке реалии, взглянув на русские фамилии. Моя информация для этого статья взята, во многом, из замечательной книги Бориса Унбегауна, русский Фамилии (издательство Оксфордского университета, 1972). Все ссылки на страницы ниже взяты из русский перевод, Русские семьи , под редакцией Б.А. Успенский и перевод Л.В. Куркина, В.П. Нерознак и Э. Р. Сквайрс [сквайры?] (М.: Прогресс, 1989).

            Фамилии появились в истории человечества поздно миру в целом. Их не существовало до пятнадцатого или шестнадцатого век. Россия не исключение. На самом деле само слово «фамилия» в русском языке, familija , был заимствован только с Запада. в семнадцатом веке и у многих русских крестьян фамилий не было вплоть до дня освобождения крепостных в 1861 году. Как и следовало ожидать, высшая аристократия была первым социальным классом, принявшим фамилию. Они основывались, по большей части, на топонимах (топонимах). Другими словами, князь, владения которого охватывали Вяземскую область, стал князем Вяземским (наиболее из этих самых ранних фамилий имеют окончания типа прилагательного на -ский или –ской). Среди других имен в этой категории Оболенский, Волконский, Трубецкой, Мещерский, Курбский (Унбегаун интро, стр. 20). По сей день русские признать эти имена как указывающие на происхождение человека на самом высоком уровне уровни аристократии в досоветской России. Примечательно, что два членов декабристов, которые в 1825 г. предприняли неудачную попытку свергнуть правительство и провести либеральные реформы, вдохновленные Западом, были князь Евгений Оболенский и князь С.П. Трубецкой.

            мире русские фамилии произошли, в значительной степени, от (1) отчеств (имена отцов, как Джонсон или Джексон на английском языке, образованные путем добавления окончание на данное [крестильное] имя) (2) названия профессий или профессий ( Smith, Cooper или Baker на английском языке) (3) топонимы (см. выше) или (4) прозвища. Хотя это не всегда работает, существует своего рода грубая градация классов вовлеченный. На высшем уровне (очень небольшая категория) находятся аристократы с только что упомянутые княжеские –skij/skoj имена (есть еще одна большая категория фамилий –skij/skoj, которые не княжеского происхождения – они в основном нерусского происхождения: поляк, белорус, украинец, еврей). Далее идут те чьи имена образованы суффиксами отчества (-ов, -ев или несколько реже встречается –in). Эти имена составляют самую распространенную категорию сегодняшний день. После этого идут менее престижные имена низшего класса, происходящие от в трейдах или никнеймах. Однако на протяжении столетий эти два последних категории также часто принимали стандартные окончания отчества. За например, Ткач («ткач») или Рыбак («рыбак») стал Ткачев и Рыбаков , а Медведь («медведь», прозвище неуклюжего, дюжего типа) превратилось в Медведев (имя, с которым недавно столкнулась Хиллари Клинтон). произношение).

            Теперь мы можем взглянуть на фамилии некоторых виднейших российских политических деятелей двадцатого и двадцать первого веков, установить их происхождение и посмотреть, любые выводы очевидны.

(1) Ленин. По Унбегауну (с. 83-84), это имя попадает в разряд «фамилий образованы от данных (при крещении) имен». Здесь уместно имя Александр , от которого происходят, среди прочего, фамилии Александров, Аленин и Ленин . Но в случае с человеком, когда-то известным как «Великий Ильич», ни один из эта информация актуальна, так как для него Ленин — псевдоним; Настоящее имя Ленина было Ульянов («Юлиансон»), что вписывается в общую категорию отчества («фамилии, образованные от имен при крещении» — с. 45). Что касается Ленин , явно вдохновленный классикой писатели, которые называли своих персонажей в честь рек ( Онегин Пушкина и Печорин Лермонтова), он назвал себя в честь реки Лена в Сибири. имя Ильич , это не фамилия, поэтому мы не будет вникать в это здесь.

(2) Сталин. Здесь у нас есть другой псевдоним, что означает «Человек из стали». Его настоящая фамилия Джугашвили была грузинским именем Осетинское происхождение. Произошло от слова джуха , означает «мусор», «отбросы» или «отбросы» (стр. 186): «Человек-отбросы» или «Человек-отбросы».

(3) Хрущев («Maybeetleman») происходит от название насекомого, майского жука, или хрущ (стр. 24). Он вписывается в категорию «фамилии, образованные от прозвищ», в подкатегорию включая названия животных и еще одну подкатегорию, «фамилии, происходящие от названия насекомых». Две очень распространенные фамилии из этой подкатегории (стр. 151) — Жуков («Битлмен») и Комаров («Москитомен»). Мы можем сделать паузу здесь, чтобы задаться вопросом, что сделал один из предков премьера Хрущева, чтобы заслужить по прозвищу майский жук. Или лучше вопрос: что сделал майский жук сделать, чтобы предположить сходство с человеческим поведением? При опылении цветы, он, например, снимал ботинок и стучал им по лепесткам?

(4) Брежнев (стр. 224). Это имя украинского происхождения и, видимо, оно тоже есть в категория никнейма — от бережный («осторожный», «заботливый»).

(5) Горбачев (стр. 129, 224). Другое прозвище, от горбач («горбатый»).

(6) Ельцин. Это имя не указано в книге Унбегауна, но похожее имя Ельцов (с. 151) происходит от «рыба семейство карповых» (другое прозвище фамилии).

(7) Путин. Тоже не в списке. Логически кажется, что оно происходит от put’ («путь», «путь», «дорога»), и, возможно, первоначально оно было прозвище: «Странник» или «Странник» (см. в конце этой статьи другой взять имя Путина).

(8) Медведев («Человек-медведь» — с. 146, 150). Очевидно, еще одна фамилия, производная от прозвища. Должно быть, повсюду было много неуклюжих, лохматых мужиков по прозвищу «медведь». Россия в прошлом, т.к. Медведев — распространенное имя в современной России. Унбегаун упоминает два других Русские «медвежьи имена» Медведников или Медвежников (с. 93), которые можно проследить вернуться к «охотнику на медведя» или «торговцу медвежьими шкурами».

Исходное слово, медведь без добавления окончания отчества, до сих пор используется как фамилия в России (стр. 19, 29, 30, 161). Эти голые (без каламбура) прозвища в качестве фамилий (в отличие от английском и других славянских языках), так же как и торговые наименования без окончаний ( Ткач , ‘Weaver’), встречаются сравнительно редко. Cегодня. См. также Z huk («Жук») и Сокол («Сокол»).

            Русским как-то не по себе с прямыми прозвищами без суффиксов в качестве фамилий; одна вещь, которая делает для путаницей является проблема различения таких фамилий в разговоре от фактическое название животного или торговли. Вы не можете сказать, например, «Мы были там у Медведей», если вы имеете в виду фамилию Медведей, потому что это звучит точно так же, как «Мы ​​были там с медведями» (стр. 29-30). Для россиян прозвище без суффикса в качестве фамилии также часто звучит несколько «низкоклассно», вероятно, потому, что крестьяне были последним социальным классом, получившим фамилии, и, возможно, те крестьяне, у которых осталась только кличка (за их фамилия) были самыми бедными и наименее престижными людьми во всем обществе.

            Унбегаун приводит пример (стр. 346), указывающий на что название Медведев было больше престижнее, чем Медведь». В 1689 г.в известный православный церковный деятель, ученый и литератор Сильвестр Медведев (1641-1691), замешанный в политическом заговоре, был лишен сана и переименован в Сеньку Медведя. Таким образом, часть его наказания и позора была связана с преобразовав свою фамилию в прозвище, что созвучно его пониженному социальный статус. В конце концов, он был казнен.[iii]

            Самое примечательное в приведенная выше информация заключается в том, что у последних российских лидеров есть имена, производные от родом из прозвищ. Это доказывает, что их предки были простыми людьми, не представители дворянства (дворянства) или аристократии. Можно (опасно) предположить, что страна вполне могла быть направлена ​​на западный, демократический путь, если бы у власти были правители с высококлассными именами. После всего, в девятнадцатом и начале двадцатого веков два/три процента Русские дворяне были одними из самых прогрессивных и либеральный. Русские народного происхождения тянут с собой по жизни огромный груз психического багажа, который в своей основе недемократичен и непрогрессивен – вонючий в фатализме, суеверии и иррациональности. Антидемократические тенденции не «в крови» или «в генотипе», как любят повторять русские, но они присутствуют в застывших стереотипах культурных нравов.

Народные нравы вымирают очень медленно; они передаются из поколения в поколение. Если вас зовут Медведев (или даже Медведь), это вас не останавливает. от получения хорошего образования. Вы можете слушать западную рок-музыку и быть увлечён интернетом, но у вас остаётся (по крайней мере подсознательно) всё обломки ваших предков, Медведевых, накопились в вашей психике. Не могли бы вы преодолеть это? Может быть. Будут ли Мещерские и Оболенские (и разные другие люди с «княжескими» фамилиями — Голицыны, Шереметевы, Воронцовы или Елагиных) имели больше шансов сбросить иго «крестьянско-азиатского» Русский менталитет и переход на более прогрессивные пути? Может быть. Но потом опять же, это мышление является таким могучим источником русского мракобесия, что даже самые образованные люди и люди с самыми «высококлассными» именами часто получают сами погрузились в него. Я знал многих россиян с кандидатом ученых степеней (примерный эквивалент докторской степени), и большинство из этих людей верят в «Сглаз.»

Еще одна печальная правда: Екатерина Великая (происхождение которой было далеко от крестьянская россия) заводила с великими мыслителями французского Просвещения, но она не направила Россию на пути, по которому пошли западные демократии. Последний пример: я никогда не встречал Голицыным или Оболенским со степенью кандидата наук, но я встречал (в США эмиграции) семья Трубецких, способ мышления и поведения которых мог служить образцом для перестройки реакционного российского менталитета и преодоление тысячелетнего бремени стереотипного мышления. Если бы только мы мог бы убедить этих Трубецких вернуться в Россию и заняться пропагандой их отношение к русским массам и новым олигархам и правящей элите! Когда я предложил это патриарху семьи и спросил его, почему он не желая репатриироваться, он ответил одним словом: ментальность («менталитет»). «Что именно вы имеете в виду под что?» — спросил я, и он снова ответил тем же словом, слегка постукивая его кулак по столу: ментальность .

В заключение упомянем еще один (редкий) тип русской фамилии. (см. стр. 182). В восемнадцатом веке некоторые русские аристократы начали называя своих внебрачных детей, опуская начальные слоги их имена и создание новых усеченных имен. Среди наиболее известных из них (1) Пнин — фамилия писателя И.П. Пнин (1775-1805), внебрачный сын князя Репнина (впоследствии Владимир Набоков использовал имя неуклюжего старого профессора-эмигранта в своем одноименном романе) (2) Бецкой —фамилия известного политического деятель и просветитель при Екатерине Великой, И. И. Бецкой (1704-1795), внебрачный сын князя Трубецкого.

Эта практика недавно вдохновила творческого (и непочтительного) русского блогер, чтобы придумать идеи о происхождении других фамилий. В соответствии этому блогеру (не будем раскрывать здесь его никнейм — у него, наверное, проблемы достаточно уже), Ленин был внебрачным сыном некоего Аленина, свинопас, живший в деревне под Симбирском. Сам этот Аленин, по некоторым с искаженной логикой, был, якобы, внебрачным сыном вымышленного персонажа Пушкина, Граф Нулин (Граф Зильх). Что касается Сталина (Джугашвили), то он происходил (нелегитимно, конечно) от некоего графа Дермосталина, которого Петр Великий привез в Россия из Грузии. После начав карьеру сборщика потрохов, этот Джугашвили выступал в карликовой свиты царя, и впоследствии был награжден новым именем, поместье и дворянский титул («граф Крапсталин»).

Наконец, Владимир Путин, по словам этого анонимного интернет-шутника (и поэтому русский интернет скоро будет подвергнут цензуре или закрыт), внебрачный сын Григория Распутина, который не умер ведь в 1916 году, а прополз вышел из-подо льда Невы в Санкт-Петербурге, почистил себя ушел и отправился пешком обратно в родную деревню в Сибири, где дожил до девяноста, породив шестнадцать детей, тринадцатый из которых был Вовочка Путин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *