Ф тютчева портрет: Портреты Ф.И.Тютчева

Портреты Ф.И.Тютчева

Литература для школьников

 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
JPG»> Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
JPG»>

Иллюстрации к теме
«Жизнь и творчество
Ф.И.Тютчева»

 

Гиппиус В. В.
Ф. И. Тютчев
(От Пушкина до Блока)

 

Тютчев Ф. И.
Стихотворения

 

Лирика Ф. И. Тютчева
(уроки литературы в 10 классе)

 
 
 
 
 

Тютчев Ф. И.
на сайте
«К уроку литературы»

Федор Иванович Тютчев
(1803 — 1873)

Портреты

 

Тютчев Ф. И. Фотография С.Л.Левицкого. Петербург. 1856.
Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева.

 

Ф.И.Тютчев. Фотография Г.И.Деньера. Петербург, 1864, май (до 10-го).

 

Ф.И.Тютчев. Петербург. 1867.
Фотография С. Левицкого. Отпечаток, сделанный самим фотографом
в 1886 г. с оригинального негатива.
Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем:
В 6 т. Т. 6: Письма 1860—1873. — М.: Издат. центр «Классика», 2004.

 

Ф.И.Тютчев. Портрет работы С.Ф.Александровского, 1876.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
JPG»>

Жизнь и творчество
Ф. И. Тютчева

 

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 

Литература для школьников

 

Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева

В собрании мурановского музея хранятся восемнадцать дагеротипов, по праву включенных в категорию особо ценных экспонатов из-за их чрезвычайной редкости, хорошей сохранности, достойного художественного уровня и, что самое важное, из-за исключительного историко-мемориального содержания.

Авторами семи дагеротипов являются братья Г. и И. Венингеры, К. Даутендей и К. П. Мазер, остальные — неизвестных мастеров. Шестнадцать из восемнадцати дагеротипов принадлежали семье Тютчевых, потомков поэта, последних владельцев мурановской усадьбы.

Два дагеротипа поступили в собрание уже в музейное время (они единственные из собрания с подписанными датами, остальные дагеротипы датировались в процессе исследовательской работы). На них изображены лица из родственного окружения Е.А. Боратынского. Двойной портрет И. А. Боратынского, брата поэта, и его жены Анны Давыдовны (урожд. Абамелек), выполненный в 1854, г., был куплен в 1928 г. у В. Н. Обуховой, дальней родственницы Боратынских (они вместе со знаменитой певицей Н. А. Обуховой — потомки двоюродной сестры поэта, в замужестве Обуховой). Автор дагеротипа неизвестен, но явно принадлежит к хорошей художественной школе, о чём свидетельствует грамотно скомпонованное и безупречно выполненное изображение. Второй дагеротип, с портретом своей бабушки, подарила музею графиня А. М. Баранова (урожд. Боратынская) внучатая племянница поэта. На нём изображена С. М. Боратынская (урожд. Салтыкова, в первом браке баронесса Дельвиг) — жена С. А. Боратынского, брата поэта. Дагеротип датирован: на обороте окантовки надпись, выполненная неизвестной рукой: «март 1852 г.

». Дар был осуществлён в 1933 г. и, конечно, дарительница была записана в книге поступлений без титула.

Автор дагеротипа считался неизвестным, но есть косвенные доказательства, что им является К. П. Мазер, который с 1851 по 1854 г.г. имел ателье в Москве, и наш дагеротип попадает в эти временные рамки. Оформление дагеротипов этого автора однотипно: как правило это чёрное паспарту с прямоугольным вырезом с закруглёнными углами и плавно изогнутой внутрь линией сторон, по внутреннему краю три золотистые линии; по периметру стекла — тиснёный золотистый кант. Кроме того у Мазера снимаются лица из дружеского круга С. М. Боратынской. Например, в собрании литературного музея ИРЛИ имеется дагеротип близкой подруги Софьи Михайловны А. Н. Карелиной, где она снята со своей дочерью Елизаветой Григорьевной (то есть прабабка и бабка А. Блока). Они были дружны, их обширная переписка дошла до нашего времени и некоторые сведения из их писем вошли в летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского.

Также в собрании ГИМа есть три дагеротипа Мазера с портретами членов семьи Кривцовых — соседей и друзей Боратынских по тамбовскому имению Мара. Как правило, знакомые рекомендовали понравившегося мастера друг другу. Так что наш дагеротип вполне может быть приписан К. П. Мазеру.


Возникает вопрос: почему же в собрании немного дагеротипов (как, впрочем, и других вещей), связанных с Боратынским, хотя музей располагается в доме, построенном для него, и тесно связан с именем поэта? Объясняется это особенностями судьбы. В своём новом усадебном доме Боратынские прожили только год, а затем уехали в заграничное путешествие, во время которого в 1844 г. поэт внезапно скончался в Неаполе. После его смерти между сёстрами А. Боратынской и С. Путятой был осуществлён раздел имущества, по которому Мураново досталось Софье. Вдова поэта получила богатые казанские имения, куда перевезла почти всё, что было связано с её мужем. Уже в музейное время некоторые вещи поэта и его семьи приобретались или были получены в дар от потомков, в том числе два дагеротипа, о которых и шла речь выше.

После Боратынских хозяевами Муранова стали их родственники Путята. От этой семьи сохранился единственный дагеротип, изготовленный в ателье И. Венингера в Санкт-Петербурге, но удивительный по непосредственности и очаровательности персонажей. Это три маленькие дочери Н. В. и С. Л. Путят: Анастасия, Ольга и Екатерина. В соответствии с возрастом девочек—старшая Анастасия примерно восьми лет, Ольга—шести, младшая Екатерина—четырех—датировать съёмку следует 1846 г. (даты рождения девочек соответственно: 1838,1840,1842 гг.).

Можно представить, как тщательно готовили детей к съёмке: одели в нарядные платья, уговаривали сидеть смирно, не шевелясь. Старшая и младшая сёстры выдержали немалую временную паузу, необходимую для получения изображения, а Ольге это не удалось, она шевельнулась, и её головка немного смазана. Именно эта непоседа станет наследницей мурановского имения (её сестры рано уйдут из жизни), в 1869 г. выйдет замуж за И. Ф. Тютчева, сына поэта, почётного мирового судью, члена Государственного совета.

Она доживёт до открытия музея в 1920 г., и именно её сын Н. И. Тютчев станет его основателем и первым директором.

Итак, с 1869 г. начинается «тютчевский» период в мурановской усадьбе. Сюда стекаются мемории рода: архив, фамильные портреты, документы, рукописи, мебель, предметы быта, изделия прикладного искусства и т. д. Но особую ценность имеют вещи, связанные с Ф. И. Тютчевым. После смерти поэта в 1873 г. его вдова Э. Ф. Тютчева решила, что наследником должен стать сын Иван.

Насыщенность усадебного дома предметами материальной культуры помогла сформировать богатое собрание, на базе которого была создана знаменитая экспозиция мурановского музея. Среди мемориальных вещей заметное место и по сей день занимают дагеротипы, из них 8 принадлежали собственно Ф. И. Тютчеву. Это портреты его детей: Екатерины — от первого брака; Марии и Ивана — от второго брака; два дагеротипа с выполненного в 1840 г. живописного портрета второй жены поэта Эрнестины Фёдоровны (урожд. баронессы Пфеффель) работы художника Ф. Дюрка. Оригинал портрета находится в собрании музея. Парные изображения родителей поэта И. Н. и Е. Л. Тютчевых, заключённые в одну рамку. Они висели в кабинете поэта в Санкт-Петербурге. Украшением коллекции является групповой портрет семьи тётушки поэта по материнской линии Т. Л. Миллер (урожд. Толстая), с мужем Фёдором Ивановичем и сыном Владимиром.

Долгое время в семье Тютчевых портрет красивой молодой женщины считался портретом первой жены поэта Элеоноры Фёдоровны (урожд. графини Ботмер). Однако Элеонора умерла в 1838 г., когда дагеротипия находилась ещё только в процессе разработки. Оказалось, что это изображение младшей сестры Элеоноры, красавицы Клотильды — предмета увлечения и адресата стихотворений Г. Гейне. Клотильда жила в семье Тютчевых в мюнхенский период их жизни и принимала деятельное участие в воспитании дочерей поэта— Элеоноры-Анны, Дарьи и Екатерины.

Дагеротип с портретом А. О. Россета, который входил не в родственный, а в светский круг знакомых семьи Тютчевых, вероятно, был подарен самим изображённым или его сестрой, знаменитой «калужской губернаторшей», красавицей и умницей А. О. Смирновой-Россет, с которыми поэт и его дочь Анна часто общались. Ещё одна вещь в собрании связана с лицами из дружеского окружения. Но это не дагеротип, а фотография с несохранившегося дагеротипа. На ней изображён пожилой мужчина с подростком. Со слов Кирилла Васильевича мы знаем, что для изготовления фотокопии дагеротип освободили от стекла, сделали снимок, и изображение на дагеротипе стало блекнуть, через несколько минут оно исчезло полностью. Осталась фотография, которую мы включаем в каталог дагеротипов за номером «19».

Самые востребованные и ценные дагеротипы — это два портрета самого Ф. И. Тютчева. Один из них был выполнен в Мюнхене между 1841 и 1844 гг. (время появления первого ателье в Мюнхене и год отъезда Тютчевых из Мюнхена в Россию). Но в 1844 г. Тютчев около двух месяцев (май — июнь) был в Париже — родине дагеротипии. Возможно, его портрет был выполнен там. Это самый ранний дагеротип коллекции. Второй, на котором поэт запечатлён с газетой в руке, скорее всего выполнен в конце 1840-х гг. Он неподписной, но рисованный задник с полками для книг и дверью появляется на дагеротипах ателье К. Даутендея в Санкт-Петербурге (см. групповой портрет членов-уч-редителей Петербургского архелогическо-нумизматического общества, ГИМ 68848).

После того как эта пластина была раскантована, на обороте открылась надпись: «1875. Возобновлено». Значит ли это, что с нашего дагеротипа сделали копию, или же это копия с упомянутого оригинала, с которого в 1875 г., после смерти поэта сделали повторение? Думается, что первая версия более правдоподобна, так как сделанный в это же время портрет дочери поэта Марии примерно в восьмилетием возрасте, стоящей у того же кресла, на котором изображён отец, и по качеству исполнения и по оформлению (одинаковые коричневые кожаные рамки) очень похожи. Датировка тютчевского портрета осуществлена по возрасту изображённой девочки.

Кроме мурановских дагеротипов существует ещё один с портретом поэта, хранящийся в Пушкинском доме (ИРЛИ) в Санкт-Петербурге. В1928 г. он был передан в дар от Е. и Н. Тютчевых, внучек поэта и Е. А. Денисьевой. Скорее всего, он принадлежал Елене Александровне — последней роковой любви Ф. И. Тютчева, адресату стихотворений «денисьевского цикла».

В Российской государственной библиотеке (бывшей «ленинке») есть фотография с несохранившегося дагеротипа с изображением Ф. И. Тютчева. Таким образом, поэт позировал для дагеротипной съёмки, как минимум, четыре раза.

Увы, мы не имеем ни одного дагеротипа, запечатлевшего Е. А. Боратынского, хотя поэт умер в 1844 г., когда ателье уже существовали. Его прижизненные портреты вполне могли быть сняты, чему имеются косвенные подтверждения. В 1915 г. поэт Всеволод Иванов пишет сонет «Перед портретом Боратынского». Этот философско-поэтический шедевр возник от впечатления портрета Боратынского, несомненно, представленного в виде дагеротипа. Символисты предельно точны в деталях, а здесь автор говорит о «волшебном стекле» — что это, как не дагеротип с его таинственными переливами изображения? Хотя он до нас не дошёл, но, хочется верить, несомненно, существовал!

Государственный музей Федора Тютчева Мураново.

Главный поместье


Столы письменные Е.А.Боратынского (слева) и Ф.И.Тютчева (справа).


Боратынский Е.А.
Автор: неизвестный художник. 1830-е годы.


Портрет семьи Тютчевых и Пфеффелей.


Дочери Ф.И.Тютчева от первого брака.
Автор А.Саломея. 1843.


Шкаф

I В этой комнате, приглушенно и слабо освещенной (потому что ее окна выходят на север), работал Евгений Боратынский.
I н 1874 г. в Мураново привезли интерьер кабинета Тютчева в Петербурге. С тех пор комната называется «Кабинет двух поэтов». Здесь хранятся личные вещи Боратынских и Тютчевых и другие семейные реликвии.
B бюро оратынского изготовлено по его собственным чертежам. На комоде его бумажник, промокашка, пресс и другие мелочи, принадлежавшие ему.
I В комнате есть несколько портретов Боратынского. На одном из них он изображен с элегической мыслью на лице, что было типичной чертой романтика. Эта картина углем имеет большую ценность, потому что сегодня у нас очень мало портретов Боратынского.
я В кабинете есть также несколько портретов тестя Боратынского, Л.Н. Энгельгардта, его невестки Софьи и фотография уничтоженного портрета Анны Львовны, жены поэта. Гравюра Н. Уткина, копирующая знаменитый портрет Пушкина работы Кипренского, также принадлежала Боратынскому. В начале 1828 г. он писал Пушкину: «Ваш портрет в «Северных цветах» действительно достоверен и прекрасно выгравирован. Дельвиг дал мне копию. Сейчас она в моем кабинете». 0017 O Интересны и экспонаты, связанные с Боратынским. Например, один из них — последний сборник стихов поэта «Сумерки», частично подготовленный в Мураново и изданный в 1842 году. Два итальянских пейзажа Корроди были куплены Боратынским специально для дома в Мураново, когда он был за границей. .
C потерять бюро Боратынского стоит бюро Тютчева. На бюро есть чернильница, нож для бумаги, колокольчик, кожаная промокашка и перо, которым поэт сделал последнюю запись. Есть также несколько свечей, которые (по семейной легенде) были потушены в день смерти Тютчева.
I В Кабинете также есть портреты Тютчева, изображающие его в годы учебы в университете, в мюнхенский период и в Санкт-Петербург.
Широко известен также внушительный портрет н, скопированный с фотографии С. Левицкого (1867 г.). Она неоднократно помещалась в изданиях поэта.
I В Кабинете также есть несколько портретов русских и немецких родственников поэта. Не представляющие большой ценности в художественных представлениях, они представляют собой важный биографический материал.
T Портреты дедушки и бабушки Тютчева интересны как произведения «наивного» искусства. Вероятно, они написаны неизвестным крепостным живописцем конца XVIII века. Портрет матери поэта работы неизвестного художника (1860-е гг.) считается одной из лучших картин мурановского собрания.
Портрет Эрнестины Тютчевой, жены поэта, которая была, как писал Аксаков, «женщиной удивительной красоты и ума», легко привлекает внимание. Портрет написан немецким художником Ф. Дюрке в 1840 г. Другой немецкий художник Ф. Лойбах является автором портрета брата Эрнестины К. Пфеффеля, баварского публициста и друга Тютчева.
T Портрет масляными красками Елены Ботмер, первой жены Тютчева, написанный неизвестным художником 1820-х годов, выражает всю прелесть красивой и любящей женщины, имевшей большое значение в жизни Тютчева.
T Портреты дочерей Тютчева: Анны, Дарьи и Екатерины, написанные А. Саломеей, выражают свежесть и чистоту детских лиц, в то время как в портретах 1850-1860-х годов девочки показаны уже сформировавшимися личностями, каждая из них с ее собственным уникальным образом мышления.


Акварельные портреты в эпоху Пушкина

Помимо кириллической кривой и печатной страницы, если у Золотого века русской поэзии есть визуальное воплощение, то это могут быть произведения Петра Федоровича Соколова. С начала 1810-х годов и до самой своей смерти в конце 1840-х годов Соколов рисовал акварелью портреты светских деятелей, населявших элитарную культурную среду Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Это была пушкинская эпоха, когда военный персонал и фрейлины общались со все более запутавшейся бандой дворян-землевладельцев. В промежутках между принудительными или добровольными ссылками Александр Пушкин ненадолго блистал в самом сердце салонной культуры в том, что было в то время столицей империи.

Сочетая французские лады с обычаями и критикой родной земли, Пушкин и его коллеги Константин Батюшков и князь Петр Вяземский закладывали основу русской литературы. Благодаря легкому прикосновению и оригинальному выбору материалов, новаторскому в контексте русского искусства, Соколов, кажется, дышит тем же воздухом и разделяет тот же темперамент, что и эти поэты Золотого века.

Портрет Петра Федоровича Соколова работы Василия Тропинина (1833). Масло на холсте. 63 х 50 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *

Петр Федорович Соколов родился в Москве в 1787 году. С 1800 по 1809 год обучался исторической живописи в Императорской Академии художеств у Василия Шебуева и Алексея Егорова. Он получил серебряные медали в 1807 и 1808 годах, а затем получил небольшое золото в 1809 году за Андромаху, оплакивающую убитого Гектора 9.0119 . Нарисованный из «Илиады » Гомера, этот сюжет прославился французским художником Жаком-Луи Давидом в 1783 году, когда Андромаха, оплакивающая Гектора , привела к его избранию в Королевскую академию.

Андромаха, оплакивающая убитого Гектора, работы Петра Федоровича Соколова (1809 г. ). Масло на холсте. 106 см х 142 см. Третьяковская галерея, Москва
Андромаха, оплакивающая Гектора, Жак-Луи Давид (1783 г.). Масло на холсте. 275 см х 203 см. Лувр, Париж

Окончив Академию в 1809 году, Соколов остался в Академии в погоне за крупным золотом, за которым висела стипендия за период обучения за границей. Соколов хотел поехать в Италию. Ему была вручена программа о благословении Дмитрия Донского Сергием Радонежским перед Куликовской битвой 1380 года. Заветный момент русской истории, победа Дмитрия и Руси над монгольским полководцем Мамаем привела к возникновению Московского государства, но Поход Соколова закончился неудачей. Он покинул Академию с небольшой пенсией в 1810 году, вскоре отказавшись от исторических тропов для портретной живописи карандашом и акварелью.

После учебы в Академии Соколов начал преподавать и начал завоевывать репутацию своими карандашными рисунками. Зарисовывая портреты своих друзей и знакомых, его четкие линии и живые штрихи приносили ему все большее количество заказов от аристократии. К концу 1810-х годов он начал увлекаться акварелью, первоначально дополняя свои карандашные рисунки легкими мазками.

По мере развития своей техники Соколов старательно избегал использования свинцовых белил, одного из основных пигментов классической европейской живописи. Вместо этого он покрасил в прозрачный цвет. Выбирая из тонкой палитры, его работы отличались тонким нанесением краски с пастельными тонами в бликах. Он использовал графитный карандаш для набросков своих композиций, усиливая линии и подчеркивая цвета после того, как закончил с красками. Многие из его зрелых работ подписаны графитом.

В 1821 году Соколов был приглашен в Аничков дворец по рекомендации графа Петра Апраксина. В императорском дворце, деликатно балансирующем между Невским проспектом и берегами Фонтанки, его задачей был портрет трехлетнего Александра Николаевича Романова. Сын будущего Николая I, мальчик сам взойдёт на престол как Александр II, великий император-реформатор России. Престижная комиссия вызвала шквал интереса со стороны двора, фактически закрепив за Соколовым репутацию.

В течение следующих двух десятилетий Соколов рисовал всю широту российского высшего класса. От поэтов, музыкантов и коллег-художников до государственных чиновников и высокопоставленных аристократов, он был фаворитом среди придворных дам, изображал иностранных принцев и сановников, ему удавалось освещать патриотов 1812 года, а также завершить серию о революционерах-декабристах. .

К 1840-м годам Соколов начал использовать более глубокие цветовые блоки. В 1842 году он отправился в Париж в надежде облегчить нездоровье, написав портреты выдающихся парижских русских. Вскоре он вернулся со своей семьей в Россию и к 1846 году поселился в Москве. Затем в 1848 году во время длительного пребывания в Харькове Соколов умер, заразившись холерой. За свою жизнь он написал более 500 портретов.

Акварельная живопись стала популярной в конце девятнадцатого века. К началу 1900-х критик и меценат Сергей Дягилев мог сетовать на то, что Петербург стал «городом художественных сплетен, академических профессоров и пятничных занятий акварелью». По его мнению, художественная жизнь стала достоянием Москвы. Однако

работы Соколова остались призовыми. Они были настолько популярны, что его каталог стал разбавляться подделками, ситуация усугублялась тем, что Соколов часто делал копии своих работ, повторяя свои картины с небольшими вариациями и рассылая результаты в подарок друзьям и родственникам.

Сегодня многие из этих подделок были идентифицированы благодаря различиям в технике и качестве бумаги. Крупнейшие коллекции искусства Соколова находятся в Государственном Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее в Москве, многие его работы остаются в руках частных коллекционеров. В 2003 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла крупная выставка, объединившая более 200 его произведений, заимствованных из частных коллекций и впервые охватывающая масштабы его творчества.

* * *

К концу восемнадцатого века ведущим портретистом в России был Владимир Боровиковский. Родившийся в 1757 году в Миргороде на территории современной Украины, он пользовался благосклонностью Екатерины Великой, нарисовав ее портрет вместе с различными дворянскими и военными фигурами.

Ближе к Соколову по возрасту Орест Кипренский учился в Императорской Академии художеств с 1788 года, когда ему было всего шесть лет. В 1805 году он получил большую золотую медаль за картину Дмитрия Донского после Куликовской битвы, после чего путешествовал по Европе. Кипренский написал многих ведущих литературных деятелей того времени, в том числе поэтов Василия Жуковского и Константина Батюшкова, но он по-прежнему известен своим культовым портретом Пушкина 1827 года.

Екатерина II в Царском Селе, Владимир Боровиковский (1794). Масло на холсте. 94,5 см х 66 см. Третьяковская галерея, Москва
Портрет Александра Пушкина работы Ореста Кипренского (1827). Масло на холсте. 63 см х 54 см. Третьяковская галерея, Москва

Василий Тропинин учился в Императорской академии вольнослушателем. Рожденный в крепостной семье, он обрел свободу в 1823 году в преклонном возрасте сорока семи лет. Тем не менее за свою жизнь он написал более 3000 работ, многие из которых были портретами. А Карл Брюллов учился в Императорской Академии сразу после Соколова между 1809 годамии 1821 г., с его самым известным произведением «Последний день Помпеи », получившим высокую оценку как Пушкина, так и Николая Гоголя.

Последний день Помпеи, Карл Брюллов (1833). Масло на холсте. 456,5 см х 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Женщина у окна, Василий Тропинин (1841). Масло на холсте. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Боровиковский, Кипренский, Тропинин и Брюллов создали значительные произведения искусства в области портретной живописи. После продолжительных периодов пребывания в Италии Кипренский и Брюллов, как и Тропинин на родине, возглавили наступление, когда русская живопись превратилась из неоклассицизма в форму романтизма. Что касается Брюллова, зарекомендовавшего себя как портретист и жанрист в Риме, то в дальнейшей жизни он все больше ориентировался на исторические композиции.

Тем не менее, все они написаны маслом и выполнены в традиционных формах. Соколов был выдающимся художником той эпохи благодаря своему уникальному и новаторскому использованию акварели. Он установил среду в русском искусстве, вдохновив Брюллова и проложив путь к успеху Вольдемара Гау, который при Николае I получил звание придворного живописца.

Редко используя среду, отсутствие свинцовых белил и завитков графита придавало многим его картинам качество эскиза. Отличаясь ловкой линией, легкой манерой письма и нежными полутонами, Соколов как бы запечатлевает свои сюжеты в момент перед полетом. При всем пристальном внимании к деталям одежды его портреты кажутся спонтанными и жизненными. Он работал быстро в течение небольшого количества сеансов, и многие из его испытуемых возвращались к нему раз за разом, наполняя свою жизнь дискретными комментариями его палитры.

* * *

Портрет Екатерины Бакуниной работы Петра Федоровича Соколова (1816 г.). Карандаш на бумаге. 25 х 19,5 см. Музей Тропинина, Москва
Портрет Александра Тургенева работы Петра Федоровича Соколова (1816 г.). Бумага, карандаш, пастель, тушь
Портрет великой княгини Александры Федоровны работы Петра Федоровича Соколова (1821 г.). Акварель и графит на карте
Портрет Е. К. Воронцовой работы Петра Федоровича Соколова (1823). Акварель на бумаге
Портрет Юлии Соколовой работы Петра Федоровича Соколова (1827 г.). Акварель на бумаге
Александр II в детстве, картина Петра Федоровича Соколова (1828 г.). Акварель на бумаге
Портрет князя Петра Вяземского работы Петра Федоровича Соколова (1830-е гг.). Акварель на бумаге
Портрет Льва Соллогуба работы Петра Федоровича Соколова (1830-е гг.). Акварель на бумаге
Неизвестный портрет работы Петра Федоровича Соколова (1830-е гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *