Краткое содержание: «Белые ночи» — ReadRate
Повесть «Белые ночи» – вещь из раннего творчества Фёдора Михайловича Достоевского. Эту работу классик русской литературы относил к жанру сентиментального романа. В ней идёт речь об одиноком молодом человеке, пребывающем в мире собственных иллюзий. При этом он требует от реальности чего-то настоящего и живого.
Эта вещь Достоевского состоит из пяти глав. Первые четыре из них описывают петербургские ночи, а последняя – утро. В центре сюжета – герой-рассказчик, представившийся Мечтателем. Повесть «Белые ночи», краткое содержание которых вы прочитаете, – пересказ его истории.
В Петербурге у Мечтателя нет ни друзей, ни знакомых. Во время очередной прогулки по городу в одиночку молодой человек видит на берегу канала девушку. Та горько плачет. Ему хочется подойти и утешить её, но она убегает от него и попадается на глаза пьяному мужчине. Герой приходит ей на помощь, что вызывает у незнакомки доверие к нему.
Девушку зовут Настенька. Она живёт с бабушкой. У женщин снимает комнату юноша, который обещает жениться на девушке. Это произойдёт, как только он вернётся домой из дальней поездки. Новая знакомая Мечтателя говорит, что её возлюбленный уже в городе, но до сих пор не пришёл к ней. Вот почему Настенька и плакала на том месте, где её увидел герой-рассказчик.
Герой быстро влюбляется в девушку. Ей в свою очередь хочется забыть обманувшего её чувства молодого человека. Она начинает привязываться к Мечтателю. Герои даже успевают вместе помечтать о будущей жизни, однако пропавший жених неожиданно появляется на горизонте.
В краткое содержание повести «Белые ночи» не включены некоторые детали повествования. Они даны отдельно ниже, чтобы их было легче запомнить. Вот какие факты могут спросить на уроке литературы или в тесте:
- Действие разворачивается летом, когда в Петербурге белые ночи.
- Мечтатель живёт в городе уже 8 лет.
- Главный герой – простой служащий.
- На момент развития событий Настеньке 17 лет, а Мечтателю 26.
- Героиня год ждёт жениха из Москвы.
- За всю повесть девушка и герой-рассказчик встречаются 4 раза.
- Юноша обещает, что передаст жениху девушки письмо от неё через общих знакомых.
- Настенька просит Мечтателя не влюбляться в неё.
- Девушка письменно сообщает герою о своей скорой свадьбе с тем самым женихом.
Замкнутый и нелюдимый человек может быть мечтательным и романтичным. Одиночество, как и надежда, – верные спутники главного героя повести Достоевского. Мечтатель не злится на Настеньку, хоть она и разбивает вдребезги его сердце и планы на будущее счастье. Он даже испытывает некоторую благодарность за то, что этот недолгий светлый миг надежд и мечтаний был в его жизни.
Понравился материал? Вам также может пригодиться краткий пересказ «Дубровского» Пушкина.
Пересказ романа «Белые ночи» Достоевского Ф.М.
План пересказа
1. Знакомство с мечтателем.
2. Встреча мечтателя с незнакомкой (завязка).
3. Настенька рассказывает ему историю своей любви.
4. Мечтатель влюбляется в нее. Настенька уверяет, что тоже его любит (кульминация).
5. Возвращается молодой человек, в которого девушка была влюблена. Она уходит со своим любимым, оставив рассказчика (развязка).
Пересказ
Ночь первая
Повествование ведется от лица молодого человека, «мечтателя». Он небогат, живет в Петербурге уже восемь лет, снимает маленькую комнатку, где-то служит, но знакомств почти не имеет: «Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург». Он робок и существует в своем собственном мире, называя себя мечтателем. Молодой человек любит бродить по городу. Ему представляется, что каждый дом имеет свое лицо, с каждым он разговаривает, как с живым. Среди них у него были «любимцы, короткие приятели».
Однажды в начале лета, когда ему было как-то особенно грустно, он долго гулял и очутился, наконец, у заставы: «Вмиг мне стало весело, и я шагнул за шлагбаум, пошел мимо засеянных полей и лугов, не слышал усталости, но чувствовал, что какое-то бремя спадает с души моей. .. Точно я вдруг очутился в Италии — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах». Возвращаясь поздно вечером домой по набережной канала, он увидел девушку, облокотившуюся на перила и смотрящую в воду. Он услышал ее рыдания, но подойти не осмелился. Незнакомка пошла прочь, и тут ее стал преследовать какой-то не совсем трезвый господин. Видя испуг девушки, мечтатель прогнал мужчину и вызвался проводить ее. Она доверчиво согласилась.
По пути они познакомились и разговорились. Молодого человека отхватил восторг оттого, что он видел рядом с собой прекрасную девушку и разговаривал с нею. Он рассказывал о себе, о своих мечтах, о том, что никогда не был близко знаком ни с одной женщиной, но много раз был влюблен. На недоумение девушки он ответил, в кого был влюблен: «Да ни в кого, в идеал, в ту, которая приснится во сне. Я создаю в мечтах целые романы». Девушка, тронутая его откровенностью, согласилась встретиться с ним на следующий день: «с условием. .. не влюбляйтесь в меня. На дружбу я готова… а влюбиться нельзя, прошу вас!» Мечтатель «ходил всю ночь, не мог решиться воротиться домой: «Я был так счастлив…»
Ночь вторая
Встретившись с героем, девушка попросила его рассказать о себе: «Что вы за человек? Поскорее — начинайте же, рассказывайте свою историю». Но молодому человеку было не о чем рассказывать, у него «нет истории», он жил «один совершенно, — один, один вполне…» Девушка решила, что между ними есть нечто общее. Она поведала, что живет со старой слепой бабушкой, которая никуда ее не пускает. Однажды бабушка пришпилила булавкой ее платье к своему, чтобы внучка все время находилась рядом с ней: «вот уже два года пришпиленная». Девушка сказала, что ее зовут Настенькой. Герой не назвал своего имени, а представился ей как мечтатель, одинокий, нелюдимый отшельник, чудак, богатый «своею особенною жизнью», уносящийся в своих фантазиях Бог знает куда. Он так взволнованно рассказывал о себе, что и Настеньке передалось его волнение.
Настеньке семнадцать лет, она рано осталась сиротой: родители ее умерли, и ее воспитывала бабушка. У бабушки свой маленький домик. Первый этаж занимают они, а мезонин сдают жильцам. Один из постояльцев, молодой человек «приятной наружности», сблизился с Настей, давал ей читать свои книги, приглашал их с бабушкой в театр. Девушка видела, что ему просто жалко было ее, «а больше-то и ничего». Незаметно для себя она полюбила его.
Но год назад он вдруг сказал, что дела его в Петербурге закончены, и он должен ехать в Москву. Настенька долго думала, тосковала, «да, наконец, и решилась»: собрала в узелок свои вещи и поднялась к жильцу. Молодой человек по ее виду все понял, он тоже любил ее, но жениться сейчас не мог, так как был очень беден. Он поклялся, что ровно через год вернется и возьмет ее замуж. И вот он в Петербурге, но у Настеньки еще не появлялся.
Рассказчик предложил девушке свою помощь: он готов разыскать ее любимого, передать ему письмо. Оказалось, письмо уже было написано Настенькой. Она вручила его мечтателю и дала адрес.
Ночь третья
Мечтатель вспоминал об очередном свидании с Настенькой, о своих надеждах, о своей любви к ней. Он «думал, что и она…» Бывший постоялец не появился. Девушка «нахмурилась, заробела и струсила». «Потом она вдруг стала так нежна, так робка» с мечтателем, призналась, что благодарна ему, что он «самый лучший человек». Мечтатель почувствовал страшное одиночество, он понял, что Настенька все-таки любит другого… Он утешал ее тем, что возлюбленный, очевидно, не получил еще ее письма.
Ночь четвертая
Встретившись с мечтателем, Настенька нетерпеливо спрашивает, принес ли он письмо. Но ни письма, ни самого возлюбленного Настеньки не было. Она зарыдала: «Я его не знаю, я не люблю его больше, я его по.
Молодые люди решили, что они поженятся, а пока мечтатель переедет в дом бабушки и снимет мезонин: «Мы ходили оба как в чаду, тумане, как будто сами не знали, что с нами делается». Вдруг мимо прошел молодой человек. Настя внезапно остановилась, узнав его. Тот сделал несколько шагов: «Настенька! Настенька! Это ты!» — и девушка порхнула ему навстречу. Потом подбежала к мечтателю, обхватила его шею руками и крепко, горячо поцеловала. «Потом бросилась снова к нему и повлекла его за собою».
Утро
«Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь… голова у меня болела и кружилась…»
Матрена принесла мечтателю письмо. Оно было от Настеньки. Она писала: «О, простите, простите меня! Я обманула и вас и себя. Благодарю вас за эту любовь. Вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим… На будущей неделе я выхожу за него… он никогда не забывал обо мне… простите нас, помните и любите вашу Настеньку».
Глаза мечтателя застилали слезы: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела… все потускнело в глазах моих… Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало, хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
В «Белых ночах» Достоевского двое незнакомцев договариваются о маловероятной любви и утрате-Living News , Firstpost
- Дом
- Живые новости
- Истории из моей жизни: в «Белых ночах» Достоевского двое незнакомцев ведут переговоры о маловероятной любви и потере
«Белые ночи» Достоевского кажутся построенными из некоего сумеречного сонного света; это история, которая очень сильно движется в реальном мире, но, кажется, существует в какой-то лиминальной, сильно заряженной частной вселенной.

Нилум Саран Гур 09 ноября 2019 г. 09:22:15 IST
Белые ночи будто построены из некоего сумеречного сонного света, нечто среднее между ночью и днем.
Он занимает типичную для Достоевского местность, поверхностные конформности, прикрывающие самые устрашающие вихри конфликтующих душ.
Главный герой этой истории, которого не зовут, — робкий, нервный человек, болезненно застенчивый, навязчивый одиночка, который живет жизнью гиперактивных фантазий.
Есть давным-давно прочитанные истории, которые живут в закоулках разума, становясь вечной обстановкой нашей ментальной жизни, отказываясь исчезнуть даже по прошествии десятилетий. В этой колонке каждую вторую субботу месяца я буду делиться с вами одной такой историей, историей, питавшей мою внутреннюю жизнь и заслуживающей того, чтобы ее распаковали и проветрили в надежде, что она доставит вам такое же удовольствие и понимание, как это принесло мне.
***
Когда я впервые прочитал его много лет назад, я удивился, почему Достоевский назвал свой рассказ « белых ночей ». До тех пор, пока я не понял, что Санкт-Петербург Достоевского, расположенный на бескрайних северных окраинах России, переживал долгие освещенные ночи летом, когда Полярный круг день и ночь купается в своих бледных, холодных сумерках. Есть еще одна причина, почему это такое подходящее имя. История, кажется, построена в неком сумеречном свете сна, чем-то между ночью и днем, чем-то между сном и бодрствованием — история, которая очень сильно движется в реальном мире, но, кажется, существует в какой-то пограничной, сильно заряженной частной вселенной. Вот и вся подача Достоевского — от обыденных подробностей переживания огромное эпическое погружение в бездонную пропасть тоски, парящие восторженные душевные общения, товарищество, отчаяние, сострадание. Просто мужчина и женщина, практически незнакомые друг другу, рассказывающие друг другу историю своей жизни, сидящие на скамейке у набережной Невы ночь за ночью в один и тот же неопределенный час. В течение всех этих лет есть определенные строки из этой истории, за которые я цеплялся в своей памяти:
‘Теперь, что ты за человек? Поторопись, ответь мне, расскажи историю своей жизни».
«Мою историю?» ‘Моя история! Но кто тебе сказал, что у меня есть история? У меня нет истории…»
«Как же вы тогда жили, если у вас не было истории?» — перебила она меня со смехом.
Но начнем сначала. Главный герой этой истории, имя которого не называется, — робкий, нервный человек, болезненно застенчивый, навязчивый одиночка, который живет жизнью гиперактивных фантазий и описывает себя как навязчивого мечтателя, как будто мечтание — это призвание, призвание. Он ревностно защищает свою изоляцию до тех пор, пока она не станет выбором, а также проклятием, психологическим приговором, который он сам себе вынес, пока он не превратился в его судьбу. Человек, обреченный на одиночество. Перечня его странностей достаточно, чтобы позабавить мир. Когда он видит, как жители его города уезжают на лето в деревню, он впадает в уныние, убежденный, что все, все покидают его. Он воображает, что дома на улицах — его личные друзья, у них есть личности и голоса, которыми они с ним разговаривают. Ему кажется, что в разных уголках города есть особые оттенки света. Он находит общение с посетителями тревожным. Следовательно, у него почти нет друзей. Он никогда не разговаривал с женщиной, и ему очень хочется подойти к женщине и попросить ее сказать ему несколько добрых слов когда-нибудь в его жизни.
Федор Достоевский, Василий Перов. Wikimedia Commons
Такой мужчина встречает женщину — ну конечно. Обстоятельства их встречи достаточно банальны. Это в какой-то туманный час ночи. Она молода. Она стоит, прислонившись к перилам, глядя на реку. Приглушенный звук рыданий достигает его ушей. Потом она спешит прочь вдоль набережной. Он, оказывается, идет по тому же маршруту. Он любопытен, его влечет чувство товарищества, товарищества человеческих страданий. Он идет за ней. Она замечает и переходит дорогу. Когда она идет быстрее, ее догоняет хорошо одетый и явно пьяный мужчина и, кажется, собирается позволить себе вольность, когда наш главный герой набрасывается на него, угрожая палкой и обращая в бегство. Затем, взяв женщину за руку, он предлагает проводить ее до дома.
Вместо этого они нервно сидят на скамейке рядом с ее домом и ведут странный разговор. В этом разговоре есть что-то безудержное, безудержное, ибо обе души изолированные, жаждущие с кем-нибудь поговорить. Для них не имеет значения, что они чужие. Он рассказывает ей о своих странностях, своих безумных мечтах, своих опасениях. Они встречаются по договоренности на следующий вечер на том же месте, на той же скамейке. Она рассказывает ему, как ее бабушка держит ее взаперти, так что ей трудно когда-либо уйти. Затем она делится с ним причиной, по которой она одна в такой странный час ночи. Она ждет возвращения возлюбленного. Он жил в доме ее бабушки, воспитанный и воспитанный молодой человек, заметивший ее жалкое пустое существование, водивший ее и ее слепую бабушку в театр и чрезвычайно внимательный и чуткий в своих отношениях с ней, доводивший ее до безумно влюбиться в него. Когда пришло время ему уходить, она связала свое платье в узел и, поднявшись по лестнице в его комнату, молча вошла со своим узелком и села. Он понял, протестовал, что у него нет средств, чтобы содержать жену. Но она ясно дала понять, что не выйдет замуж ни за кого другого. В конце концов он заверил ее, что уезжает всего на год и вернется, когда будет в лучшем положении, чтобы жениться на ней. Они назначили встречу на этом месте ровно через год после его отъезда. Прошел год. Она выходит каждую ночь ждать на том самом месте, но его нет и она в глубоком горе.
Сердце нашего главного героя тает, переполненное сочувствием, но он уже влюбился в нее, несмотря на ее раннее предупреждение ему не делать этого. С течением времени, ночь за ночью, становится все более вероятным, что любовник никогда не появится. Он изо всех сил старается облегчить ее печаль, даже составляет письмо возлюбленной, заставляет ее написать его и лично отвозит в дом некоторых друзей, поддерживающих связь с возлюбленной. По мере того, как она погружается в депрессию, постепенно смирившись с ситуацией, ее эмоциональная зависимость от нашего главного героя возрастает. Любовь к нему теплится в ее сердце. Она с полным убеждением заявляет, что прежняя любовь была недостойным увлечением, что настоящая, зрелая любовь пришла теперь и вытеснила прежнее влечение, что в главном герое она нашла товарища, компаньона, идеального любовника. Он не может поверить в свою удачу. Он смиренно предлагает ей все, что у него есть, и она любезно принимает его любовь. Они плывут в оцепенении от восторга от того, что нашли желанную вторую половинку.
До тех пор, пока кто-нибудь не появится из тени, как не любовник, ответивший на письмо и готовый возобновить отношения, которые остались неразрешенными. В мгновение ока женщина перелетает к нему, понимая, что первоначальная привязанность была настоящей, а последующая — всего лишь утешительным призом для самой себя! Это не непостоянство, а, скорее, мучительная сложность двух относительных привязанностей, одна из которых неизбежно должна была преобладать над другой. Снова типичный достоевский рельеф: поверхностные конформности, прикрывающие самые страшные вихри столкнувшихся душ, любви, возвышения, утраты! Любовь ускользает. Превращается в очередную мечту для нашего главного героя. Как правило.
Эта история оставляет долгое похмелье. Испытайте это.
Дата обновления: 11 ноября 2019 г., 09:35:06 IST
также читать
Краткий обзор белых ночей — eNotes.com
Начать бесплатную пробную версию
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяПоследнее обновление: 14 декабря 2022 г., редакция eNotes. Количество слов: 933
В рассказе Федора Достоевского 1848 года «Белые ночи» рассказывается трагическая история одинокого, безымянного рассказчика, прокладывающего свой путь через унылую изолированную жизнь в Санкт-Петербурге. С подзаголовком «Сентиментальная история из дневника мечтателя» история разворачивается в пяти четко очерченных частях — четыре ночи и утро — чтобы объяснить природу жизни рассказчика и описать эмоционально бурную встречу с молодой женщиной по имени Настенька.
История начинается с того, что рассказчик обращается к читателю и размышляет о череде зимних ночей. В первом он объясняет зарождающееся чувство изоляции, охватившее его чувства; обычно в Санкт-Петербурге он чувствует себя непринужденно. Он хорошо знает городские улицы, дома и жителей: у него образовался длинный список невольных полупереписок с людьми, которых он никогда не встречал. Например, он описывает свою ежедневную встречу со стариком, перед которым рассказчик чувствует себя обязанным кланяться или снимать шляпу, но никогда этого не делает. В последнее время кажется, что город собирается на зиму, каждый знакомый житель собирает свои вещи, чтобы сбежать на летние виллы, и осознание того, что они собираются оставить его, печалит его.
Когда он бродит, напевая, он встречает плачущую женщину. Он поворачивается, чтобы утешить ее, но слова срываются с его языка; поскольку он стоит неуверенно, она замечает его присутствие и убегает. Однако ее бешеный полет приводит ее в объятия пожилого пьяницы. Прежде чем ситуация обостряется, рассказчик налетает и спасает ее. Предлагая руку, чтобы проводить ее домой, рассказчик начинает говорить о своих тревогах по отношению к женщинам и отсутствии у него человеческих связей. Он говорит о фантазиях, вызванных его гиперактивным, одиноким умом, и рассказывает ей о романтических представлениях, которые омрачают каждый его опыт. Она внимательно слушает и уверяет его, что большинство людей с интересом отнеслись бы к его горестям; когда они расстаются, она соглашается встретиться с ним следующей ночью, хотя и ускользает от секрета, который пока не может раскрыть.
На вторую ночь новообретенная спутница рассказчика представляется Настенькой и корит себя за загадочность и чрезмерно доверчивый характер; она просит рассказчика рассказать ей о себе и своей истории. Он возражает, не имея такой истории, чтобы рассказать. Она утверждает, что он должен, поскольку даже у нее, которая связана со своей слепой бабушкой, есть история. Рассказчик смягчается, рассказывая историю неловких встреч и неудачных социальных взаимодействий, оставляя его навсегда удрученным и озлобленным миром, к которому, как он ни пытался, он не может получить доступ или интегрировать. При наличии аудиенции слова льются неумолимым, неудержимым потоком, рассказывая все, что он хотел сказать, но не мог. Он описывает, как одиночество пробуждает воображение, позволяя ему забыть о реальном мире и погрузиться в утешение фантазии; Настенька выражает сожаление по поводу его страданий и предлагает им согласиться помочь каждому научиться жить счастливой жизнью.
Затем Настенька начинает рассказывать ему о своей жизни. Осиротевшая в юном возрасте, ее воспитывала и воспитывала бабушка, строгая женщина, чья слепота не помешала ей контролировать жизнь внучки. Действительно, она заставляет Настеньку сколоть их платья, чтобы она не вышла из дома и не вызвала проблем. Однако после того, как в их квартиру наверху переехал привлекательный молодой человек, Настенька быстро влюбилась; когда он уехал искать счастья в Москву, она умоляла его вспомнить о ней. Он пообещал вернуться через год и добиваться ее руки. Прошел год, а его нет. Рассказчик сочувствует ей и помогает составить письмо потерянной любви.
Они встречаются на третью ночь, но рассказчик впадает в меланхолию, оплакивая, что та, которую он любит, пообещала себя другой. Более того, он беспокоится, что ее доброта — всего лишь выражение ее собственного желания, чтобы ее слушали и о ней заботились. Во время их встречи она счастлива и полна надежд, и в своей радости непреднамеренно ранит рассказчика, похвалив его отсутствие любви к ней. Они задерживаются в своей эмоциональной турбулентности, сближаясь силой чувства друг к другу и к обещанному любовнику, который еще не появился.
Рассказчик приходит на следующую ночь и разбивает надежды Настеньки; она не получила ни слова от своего любовника, и он тоже. Когда она плачет, рассказчик больше не может сдерживаться и признается в любви. К его удивлению, Настенька не отвергает его; вместо этого она тщательно обдумывает его слова, прежде чем разразиться радостными возгласами. Они начинают планировать совместную жизнь, и он принимает предложение ее руки. Когда они поворачиваются, чтобы идти домой, появляется давно потерянный любовник, к которому она ожесточила свое сердце всего несколько минут назад; Настенька отрывается от рассказчика, и пара исчезает в темноте, оставляя его снова одного.
На следующее утро приходит письмо от Настеньки, в котором рассказывается о предстоящей свадьбе и умоляет о прощении. Читая, рассказчик переносится на пятнадцать лет вперед; он воображает себя, свой дом и свою служанку почти такими же, только измененными временем. Мрачный образ заставляет его пошатнуться, оторвавшись от мимолетного счастья, которое жизнь так безжалостно подарила ему. Однако он не может быть горьким; он желает Настеньке только радости, мысленно благодаря ее за ту маленькую минутку счастья, которую она произвела в нем. Однако он оплакивает ее краткость и задается вопросом, являются ли эти резкие, болезненные случаи блаженства всем, что человек может ожидать от жизни.
Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Белые ночи — Краткое изложение» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 12 апреля 2023 г.
Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.
- Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
- Если указаны две даты, дата публикации и появления
онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании.