Евгений Онегин — краткое содержание романа Пушкина (сюжет произведения)
Лучшие сочинения и пересказы
- Краткое содержание
- Пушкин
- Евгений Онегин
Завсегдатай балов и увеселительных собраний, Евгений Онегин вынужден ехать в деревню к умирающему дяде и оказывается владельцев богатого состояния.
Вспоминая свою жизнь, он и представить не желал другой картины, но теперь городской житель занят заботами о благоустройстве своих земель и поселяется в деревне, где ему скучно почти так же, как и в Петербурге.
В это время из-за границы в своё поместье, что соседствует с усадьбой Онегина, приезжает Владимир Ленский. Так же хорошо образованный и воспитанный молодой человек.
Соседи вынуждены подружиться, чтобы не сойти с ума от хандры, хотя не имеют никаких сходств между собой. Они скорее антагонисты, чем соратники.
Ленский рассказывает о своей давней любви к одной из сестёр Лариных, и Евгений воодушевляется этими рассказами, но лишь, чтобы не умереть от тоски.
Молодые люди отправляются в гости в усадьбу Лариных. Барышни оказались на выданье без отцовского попечительства, который сошел в могилу.
Онегин не разделил предпочтения товарища. Ольга показалась ему совершенно неинтересной. А вот Татьяна, младшая из сестёр, вызвала в Евгении некоторое подобие заинтересованности.
Сама же Татьяна была попросту восхищена очаровательным Евгением так, что вскоре появились слухи об их свадьбе.
От невозможности держать чувства в себе, она пишет избраннику письмо, в котором раскрывает душу и отдаётся на его волю.
Её отношение и простота трогают Онегина. Не желая утопать в болоте семейного счастья, Онегин даёт немилосердную отповедь, которая ранит бедную девицу до глубины души.
Проходит лето, осень, наступает зима. Евгений проводит жизнь, наслаждаясь тишиной и покоем, словно бы и забывая прежние балы. Татьяна, очарованная зимними красотами, оживает после отказа Онегина.
В день именин Онегин всё же появляется в имении Лариных, но он так недоволен вниманием Татьяны, что срывает своё возмущение на друге, пригласившем его сюда. Он беспрерывно оказывает знаки внимания Ольге. Танцует с ней без остановок и делает комплименты. Ленский оскорблён и вызывает Онегина на дуэль.
Ни один из молодых людей не посвящают сестёр о предстоящем событии. Оба мужчины готовятся к дуэли. Ленский пишет прощальные стихи.
На поединке Онегин убивает Ленского. Вскоре он уезжает в Петербург.
После долгого траура Ольга венчается с молодым уланом и уезжает. Татьяна остаётся одна. Её печать и любовь не дают покоя её матери, и она везёт девушку в Москву, ещё через два года они оказываются в Петербурге.
Именно там одинокий и молчаливый Онегин на одном из светских раутов встречает даму, в сопровождении важного генерала. И ждёт новой встречи с ней с замиранием и жаждой.
Но теперь на пылкие признания Онегина Татьяна отвечает безжалостной отповедью. Её долг выше детской привязанности.
Также читают:
← Борис Годунов ← Кирджали↑ ПушкинАрап Петра Великого → Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях →
Рассказ Евгений Онегин (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Огневушка поскакушка — краткое содержание сказки Бажова
В тёмном лесу сидели как-то люди вокруг костра. Старатели. Взрослых четыре человека, среди них Ефим – старый уже дед, да был ещё мужик, а с ним его сынок, Федюнька.
- Рип ван Винкль — краткое содержание новеллы Ирвинга
Действие происходит в восемнадцатом веке. Главный герой произведения простой фермер, которого зовут Рип ван Винкль. В понимании Вашингтона Ирвинга, герой является еще тем лентяем и любящим отдыхать человеком
- Ангел-хранитель — краткое содержание рассказа Астафьева
Героем рассказа является мальчик Витя, слабый, болезненный ребёнок. Он живёт в селе вместе с дедушкой, бабушкой, её сыном Кольчей-младшим, после с ними начинает жить ещё один бабушкин внук, Алёша
- Краткое содержание книги Чистый Дор Коваль
Мужик шёл по просёлочной дорожке в сторону близлежащей деревушки и нашёл в земле топор. Он поднял топор и пошёл дальше.
Пушкин. Пересказы
- Арап Петра Великого
- Барышня-крестьянка
- Бахчисарайский фонтан
- Борис Годунов
- Выстрел
- Гаврилиада
- Граф Нулин
- Домик в Коломне
- Дубровский
- Евгений Онегин
- История Пугачёва
- Кавказский пленник
- Капитанская дочка
- Кирджали
- Ларины в произведения Евгений Онегин
- Моцарт и Сальери
- Песнь о Вещем Олеге
- Пир во время чумы
- Русалка
- Руслан и Людмила
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о медведихе
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
- Сказка о попе и его работнике Балде
- Сказка о царе Салтане
- Станционный смотритель
- У Лукоморья дуб зелёный
- Цыганы
Петр Ильич Чайковский.
Евгений ОнегинЛарина, помещица | меццо‑сопрано | ||
Татьяна Ольга | } | ее дочери | сопрано контральто |
Филиппьевна, няня Евгений Онегин Ленский Князь Гремин Ротный Зарецкий Трике, француз Гильо, камердинер Онегина | меццо‑сопрано баритон тенор бас бас бас тенор без речей | ||
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры.
Действие происходит в деревне и в Петербурге в 1820-х годах.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».
В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17 (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в 1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884) и стала одним из самых популярных произведений.
СЮЖЕТ
Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей — Татьяны и Ольги — вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни. Это крестьяне пришли поздравить барыню и принесли с собой разукрашенный цветами и лентами сноп — символ законченной жатвы. Песни крестьян привлекают внимание девушек — задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к Лариным приезжают их сосед Владимир Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный юноша-поэт, и его друг Онегин, светский молодой человек, недавно прибывший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.
Комната Татьяны. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Но и это не рассеивает волнения Татьяны. Поглощенная новым, неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви.
В тенистом саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. С трепетом она ожидает ответа на свое признание. Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает его нравоучения.
В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Француз Трике, окруженный барышнями, провозглашает написанный им в честь именинницы поздравительный дифирамб.
Провинциальный бал с пересудами и сплетнями обывателей наводит на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга, кокетством и легкомыслием невесты. Во время мазурки вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов. Присутствующие безуспешно пытаются примирить друзей.Зимним утром у мельницы назначена дуэль. Задолго до рассвета сюда прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Что готовит ему грядущий день? Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, они вспоминают былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.
В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну.
У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не воротить; взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить ее. Девические иллюзии больше не властны над нею. Онегин остается один.
МУЗЫКА
«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты.
Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.
В первом акте три картины. Первая многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль зы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут безмятежным элегическим настроением. К голосам девушек присоединяется диалог Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной и резвой Ольги. В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» возникает облик пылкого, романтического юноши.
В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.
В центре третьей картины — ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек; сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.
Второй акт открывается увлекательным вальсом. Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев звучит на фоне мазурки. Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются Онегин, Татьяна, Ольга и Ларина, а затем и взволнованный хор гостей.
В начале пятой картины (вторая картина второго акта) звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий; она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.
Картина шестая (третий акт) начинается торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным, мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.
В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.
Блог Seattle Opera: В центре внимания: ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
В центре внимания: ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Короткая история
Уставший от жизни хам убивает своего лучшего друга и упускает свой единственный шанс на настоящую любовь.
Кто есть кто?
Евгений Онегин молод, умен, красив, богат, хорошо образован и вконец заскучал от своей бессмысленной жизни.
Татьяна — наивная девушка, книжная и романтичная, которая становится утонченной дамой изысканной грации и грусти.
Ленский , друг Онегина, молодой вспыльчивый и будущий поэт-романтик.
Ольга , сестра Татьяны и невеста Ленского, легкомысленная кокетка.
Князь Гремин — отставной генерал армии, женившийся на Татьяне.
Из знаменитого романа в стихах Александра Пушкина, одного из величайших русских писателей. Длинное повествовательное стихотворение Пушкина, также называемое « Евгений Онегин », до сих пор часто задают в русских школах. Это один из тех великих шедевров, которые теперь принадлежат всему миру: одновременно плотно построенный и рассеянный, одновременно эмоционально мучительный и возмутительно умный. Во времена Чайковского русские, ходившие в оперу, не только знали историю, но и могли цитировать любимые строки из стихотворения (так, как многие из нас узнают любимые строки из Шекспира). Таким образом, опера не тратит много времени на экспозицию: она предполагает, что вы уже знакомы с персонажами, и сразу переходит к тем сценам, где они настолько переполнены эмоциями, что им имеет смысл выразить себя в музыке. .
Чайковский уже сочинил несколько опер, когда посетил мировую премьеру монументального цикла Вагнера « Кольцо » в Германии в 1876 году. Он вернулся в Россию, желая написать оперу интимную и реалистичную, написанную в человеческом масштабе. Кто-то предложил стихотворение Пушкина, рассказ, который затронул композитора до глубины души. Чайковский, гей (и замкнутый, благодаря гомофобной культуре, в которой он жил), отождествлял себя как с дико страстной, невозможной любовью Татьяны, так и с холодностью Онегина к ней и его несчастной судьбой.
Что еще узнать?
Наши друзья из Публичной библиотеки Сиэтла составили список записей, книг и партитур, связанных с Евгением Онегиным, для дальнейшего изучения.
Посмотреть их список ресурсов
Евгений Онегин — лишь одна из многих опер, вдохновленных стихами, пьесами и прозой. Другая всемирно известная опера Чайковского, «Пиковая дама », взята из другой пушкинской повести, как и другие великие русские оперы, в том числе Борис Годунов (по Мусоргскому) и Золотой петушок (по Римскому-Корсакову). Пушкин придумал сюжет « Кармен » Бизе и первым предположил, что Моцарт был убит Антонио Сальери.
Евгений Онегин Роман Александра Пушкина, Чтение для удовольствия ARJ2 Review by Bobby Matherne
[страница 21 ГЛАВА I XXIX ]
В дни беззаботных стремлений,
бальный зал свел меня с ума:
самое безопасное место для деклараций,
и куда наверняка заметки спешат.
Вы, мужья, глубоко уважаю вас!
Я к вашим услугам, чтобы защитить вас;
теперь обратите внимание, умоляю,
и примите должное предупреждение из моей речи.
И вас, мамы, прошу посетить,
и смотри на своих дочерей еще ближе,
да, сфокусируй на них свой лорнет,
или другой. . . иначе, не дай бог!
Я только так пишу, знаешь ли,
, так как я перестал грешить много лет назад.
Для сравнения предлагаю вам короткий четверостишие Хоффенштейна:
Сейчас я буду срывать моменты
Только глупость плачет, чтобы упустить один;
Пусть позже чело любовника
Морщина при мысли об этом!
Пушкин даже посвящает строфу, в которой он отделяет себя как поэта от Онегина, своего персонажа в романе, и пока он это делает, наносит упреждающий удар любому критику, который утверждает, что он пишет только о себе.
[страница 33 ГЛАВА I LVI ]
О цветы, и любовь, и деревенский досуг,
О поля, клялся я сердцем вам.
Я регулярно получаю удовольствие
в показе, как отличить друг от друга
мне и Евгению, чтобы читатель
издевательской очереди, а то заводчик
рассчитанной клеветы следует,
подглядывал за моими чертами, как мог,
вернул клевету на стол
, который, как гордый Байрон, я умею рисовать
автопортреты только кроме того
обвинение в том, что поэты неспособны
петь о других должно подразумевать
единственная тема поэта — «я».
К концу первой главы Татьяна еще не появилась, а Пушкин просматривает свое произведение до сих пор и критикует, но ни на йоту отказывается что-либо изменить, и саркастически называет вознаграждение писателя не более чем «непонимание, шум и вина».
[страница 35 ГЛАВА I LX ]
Я начертил план и проекцию,
Имя героя также определено.
Тем временем вступительная часть моего романа
закончен, и я его просмотрел
тщательно; в моей фантастике
слишком много противоречий,
но я отказываюсь рубить или менять.
Я устрою дань цензору;
Я накормлю журналистов на ужин
плода моего труда и моих чернил. . .
Так что теперь к краю Невы,
ты новорожденный работаешь и как победитель
заработай для меня награды славы
непонимание, шум и вина!
Наконец, в двадцать четвертом сонете главы 2 появляется героиня романа, представленная так: — Татьяна ее звали… /Я владею, самовольно, может быть, все-таки;/ но ты в первый раз узнаешь это, / роман, украшенный таким названием.» Пушкин пишет так, как будто он уже знал, что его роман станет знаменитым и его героиня стала хитом вместе с ним.
Вот его первые слова описания, которыми он строит основу для загадки Татьяны, сравнивая ее сначала с Ольгой, ее сестрой.
[страница 48 ГЛАВА 2 XXV ]
Так ее звали Татьяной. Действительно
ей не хватало красоты сестры, не хватало
розовый цветок, который так недавно светился
, чтобы бросаться в глаза и привлекать.
Робкий как дикарь, молчаливый, слезливый,
дикий, как лесной олень, и пугливый,
У Татьяны был перевёртыш
в собственном доме. Она никогда не брала
целовать или ласкать отца
или мать; и во всей пьесе
детей, хоть и юных, как они,
она никогда не присоединялась и не пропускала, а скорее
в тишине весь день она останется
устроился рядом с оконным стеклом.
Какой поэт стихов не хотел бы, чтобы кто-то в будущем указал на его фотографию и сказал: « Он был поэтом Набоков мог бы быть великим писателем, но если бы он перевел этот пушкинский роман на буквальный, дословный проза, как понять читателю все замечания, которые Пушкин вкладывает о себе как о поэте? Возьми это следующая строфа, закрывающая главу 2
[стр. 56 ГЛАВА 2 XL ]
И чье-то сердце почувствует трепет,
, может быть, удача спасет
от утопления в реке Лета
эта строфа, над которой я трудился;
возможно для лестной надежды задержится
какой-нибудь будущий болван покажет пальцем
у моего знаменитого портрета и скажет:
он был в свое время поэтом.
Благодарю безоговорочно,
преданный мирных Муз,
чья память сохранит для меня
мимолетные работы моего творенья,
чья добрая рука потреплет
лавр в короне старика!
Следующий сонет можно было бы назвать «Плач за вино» или «Тост за бордо». Пушкин казался сытым с инеем бутылок с пузырящейся пеной шампанского, и воспевает вино, которое никогда не кажется чтобы не перевозбудить и не утомить его палитру.
[стр. 100 ГЛАВА 4 XLVI ]
Но шипящая пена злобна,
коварный удар мне внутрь,
и теперь это Бордо рассудительный
, который я предпочитаю приливу шампанского;
к винтажу Аи в сиквеле
Я больше не нахожу себе равных;
ибо, по-хозяйски, это гениально, напрасно,
живой, капризный и бессмысленный. . .
Но в беде или неудовольствии,
Бордо, ты как верный друг,
верный спутник до конца,
готов разделить наш тихий досуг
с вашими добрыми услугами, и так
долгой жизни нашему дорогому другу Бордо!
В Новом Орлеане есть улицы, названные в честь всех муз: Каллиопы, Мельпомены, Терпсихоры, Талии, Эрато и т. д. Мало кто из туземцев знает, что Эрато — Муза Поэзии, Мельпомена Трагедии, Терпсихора Танца, Талия комедии и муза этого романа: Каллиопа, муза эпической поэзии, но, вероятно, во времена Пушкина в начале 19-го века, большинство его предполагаемых читателей знали и не нуждались в объяснении связи Музы с указанием их места упоминания в следующем сонете:
[стр. 170, ГЛАВА 7 L ]
Но где, посреди трагических бурь, что ее разрывают,
Мельпомена долго и громко плачет,
и размахивает своим блестящим великолепием
перед холодной равнодушной толпой,
и где Талия нежно дремлет,
игнорирует дружеские аплодисменты одобрения,
и где Терпсихора одна
движет юным наблюдателем (как было известно
свершится давно, дорогие читатели,
в наши первые века), ниоткуда
очки искали ее лицо,
лорнета завистливых фэшн-лидеров,
или очки всезнайки
в ящиках или рядами киосков.
Этот сонет воспевает Татьяну дифирамбы и заканчивается шутливым гоффенштейновским куплетом, слишком восхитительно скучать по обмену с вами, дорогой читатель:
[стр. 171, ГЛАВА 7 ЛИИ ]
В ночи много сверкающих звезд,
Красавиц в Москве и в избытке;
но ярче небесной подстилки,
луна в лазури воздуха.
И все же та богиня, которую я никогда не
назойлив с моей лирой, когда бы
как величественная луна, она едет
среди девиц и жен,
как гордо, как божественно сияет,
она топчет нашу землю, и как ее грудь
в сладострастной истоме одет,
как чувственно мечтают ее глаза!
Довольно, говорю вам, этого достаточно
вы отдали должное безумию.
Когда Онегин возвращается через много лет и находит молодую деву Татьяну, выросшую в величавую женщину, он расстроен, обнаружив, что она вышла замуж в его отсутствие. В сонете XXI главы 8 Пушкин пишет о что у него болит, называя любовь помешательством юности. «Что с ним? Он в каком-то странном оцепенении! по тайным путям в таком ленивом, таком упрямом? досада? тщеславие? небеса выше, это не может быть юность смута любви?»
Нельзя часами читать Пушкина без того, чтобы Муза Эрато не порхала и не флиртула с пером. Это единственное оправдание, которое я могу предложить, чтобы написать эти два четверостишия, чтобы попрощаться с Пушкиным:
В завершение, это уместно, что я заканчиваю
с поэтической данью уважения нашему другу.
Видишь ли, дорогой читатель, мы с тобой должны прощаться,
но пусть не говорят, что мы не пробовалиВнимательно прочитать эти сонеты Пушкина
мельком увидел Таню, которую мог видеть только он.
Но я должен дать слово мастеру
, чтобы попрощаться с вами и со мной сегодня.
[страница 200 ГЛАВА 8, XLIX ]
Читатель, я желаю, чтобы, как мы расстались
кем бы ты ни был, друг,
враг наше настроение должно быть сердечным.