Этика платона кратко: 29. Этика Платона.

29. Этика Платона.

Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души.

Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия.

А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями.

Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.

Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.

Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось очень непривлекательным не столько из—за духа интеллектуального аристократизма, сколько из—за ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья.

Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

Никогда не был ни чистым идеалистом, ни чистым материалистом.

Величайший древне-греческий мыслитель

384донэ-322г до н э

Основывает школу «ликей». Перепотетика — «прогуливающийся философ», размышления во время прогулки по саду. Перепотетическая философия.

Создание учения о материи: Аристотель признавал существование материального мира, считал, что природа — совокупность вещей, имеющих материальный субстрат и находится в постоянном движении. Материальный мир всегда существовал и будет существовать. Для своего объяснения этот мир не нуждается в вымышленном платоновском мире идей. Познание истины, это в первую очередь есть Познание природных явлений.

Ощущения,представления, понятия — производно от реальных вещей. Аристотель создает учение о причинах этого мира, выделяя 4 вида причин возникновения всего и вся:

1) материя, материальная причина

Материя — это последний субстрат каждой вещи; обозначает материал,входящий в состав вещи : например медь для статуи, серебро для чаши и тд

2) формальная причина, форма

Каждая вещь – оформленная материя. Это означает, что форма составляет суть бытия. Аристотель отрывает форму от материи. Идеалистическая мысль. Материя заключает в себе лишь возможность развития. Она нуждается в оформлении. Именно благодаря воздействию формы она (материя) актуализируется, т е превращается в действительность. Материя требует формы для того,чтобы сделаться предметом.

3) производящая причина

Определяется как «то, что делает», как источник, откуда берет Первое начало развитие , изменение. Например : человек, давший совет — есть причина, то, что делает — есть причина того,что делается. То ,что изменяет, есть причина того, что изменяется.

4) конечная причина ; энтилехия (цель, целесообразность)

Это то, ради чего происходят все природные явления. Каждое явление содержит в себе изначально внутреннюю цель своего развития.

Ошибка его в том, что природные явления истолковывались со взаимосвязью с действиями человека.

Этика Платона / Очерк истории греческой философии


  • Предыдущая статья
  • Содержание
  • Следующая статья

Этика Платона получила своё научное содержание и свой идеальный характер через связь, в которую вошли этические принципы его учителя с его собственной метафизикой и антропологией. Так как душа по своей истинной сущности принадлежит к сверхчувственному миру и так как только в последнем можно найти подлинное и устойчивое бытие, то обладание добром или блаженство, которое есть высшая цель человеческой жизни, может быть достигнуто только через подъятие в этот высший мир. Напротив, тело и чувственность суть могила и темница души; душа получила свои неразумные части лишь через соединение с телом, и тело есть источник всех вожделений и всех нарушений духовной деятельности.

Поэтому истинное назначение человека состоит в бегстве из земного бытия, и это бегство, согласно «Теэтету», состоит в том, чтобы через добродетель и знание уподобиться божеству, — или в том философском умирании, к которому «Федон» сводит жизнь философа. Но поскольку, с другой стороны, видимое есть все же отражение незримого, возникает задача использовать чувственное явление как вспомогательное средство для созерцания идей и внести это созерцание в чувственный мир.

Из этой точки зрения Платон исходит в своём учении об эросе и в исследовании Филеба о высшем благе. Находя самую ценную часть высшего блага в разуме и знании, он все же считает нужным включить в его понятие не только опытное знание, правильное представление и искусство, но даже и удовольствие, поскольку оно совместимо с духовным здоровьем; и с другой стороны, в отношении страдания он требует также не бесчувственности, а властвования над чувством и укрощения его. Но если в этих положениях и признается значение внешних условий для человека, то все же существенным условием человеческого счастья является по Платону его духовное и нравственное состояние, его добродетель; и последняя является условием счастья не только потому, что ей обеспечена награда как в здешнем, так и в загробном мире; нет, даже если бы боги и люди относились к праведному так, как того заслуживает неправедный, и к неправедному, как того заслуживает праведный, то все же праведный был бы счастливее неправедного: творить несправедливое хуже, чем терпеть несправедливость, и быть наказанным за свои проступки желательнее, чем оставаться безнаказанным и, следовательно, не исправляться.

Ибо, в качестве красоты и здоровья души, добродетель непосредственно есть и блаженство; она несёт в себе самой свою награду, точно так же, как порок несёт в себе свою кару; она есть властвование божественного начала в человеке над животным и в качестве такового она одна только может делать нас свободными и богатыми, доставлять нам длительное удовлетворение и душевное спокойствие.

В самом своём учении о добродетели Платон вначале тесно примыкает к Сократу; он совершенно не признает истинной добродетелью обычную добродетель, так как она не основана на знании; со своей стороны, он сводит все добродетели на знание и вместе с их единством утверждает их доступность обучению. Таково его учение в «Лахете», «Хармиде» и «Протагоре». Но уже в «Меноне» он признает, что, наряду со знанием, к добродетели может подвигать и истинное представление, а в «Государстве» он находит, что эта несовершенная добродетель, основанная только на привычке и правильных представлениях, есть необходимая предварительная ступень для высшей добродетели, основанной на научном познании.

Вместе с тем он не только признает теперь, что отдельные склонности, спокойный и пылкий темперамент, чувственность, сила воли и способность мышления неравномерно распределены среди отдельных лиц и целых народов, но его психология даёт ему также возможность согласовать с единством добродетели множество добродетелей, отводя каждой из основных добродетелей определённое место в душе. Этих основных добродетелей он насчитывает четыре: он первый пытался дать их логическое выведение и, по-видимому, первый точно установил их число.

В правильном устройстве разума состоит мудрость; в том, что аффективная часть души поддерживает, вопреки удовольствию и страданию, решение разума о том, чего следует и чего не следует бояться, — состоит мужество; в согласованности всех частей души в том, кто из них должен повелевать и кто — повиноваться, — состоит самообладание; в этом отношении, как целом, — в том, что каждая часть души выполняет свою задачу и не выходит за её пределы, состоит справедливость. Платон не пытался развить эту схему в детальную систему учения о добродетели; в своих случайных замечаниях о нравственных действиях и обязанностях он только выражает этику своего народа в самой благородной её форме; правда, в некоторых отдельных положениях, например в запрещении причинять зло врагам, он возвышается над обычной моралью, но в других отношениях, например в понимании брака, в пренебрежении к ремеслу, в признании рабства, он не выходит за её пределы.

Убеждения Платона об этике — синоним

ЭРИК ЭРБОЗО
25 ИЮНЯ 2018
КЛАСС

Платон, пожалуй, самый влиятельный философ всех времен и широко известен как первый по-настоящему систематический мыслитель в западной интеллектуальной культуре. Не кто иной, как уважаемый британский математик и философ Альфред Норт Уайтхед, однажды пошутил, что «наиболее надежной общей характеристикой европейской философской традиции является то, что она состоит из ряда сносок к Платону». Хотя это, очевидно, небольшое преувеличение, тем не менее верно, что Платон является создателем нескольких высоко оцененных идей в западной философии, включая наиболее почитаемую ветвь этической философской мысли: этику добродетели.

Изучить эту статью

  • Добродетель Этика
  • Эвдемония и Арета
  • Что такое Арета?
  • Эволюция взглядов Платона

1 Добродетель Этика

Современные философы до сих пор расходятся во мнениях относительно того, что именно означает термин «этика». Многие такие философы сегодня считают этический язык не чем иным, как моральной фикцией. Тем не менее, общий консенсус в этой области расходится между тремя основными ветвями: консеквенциализмом, деонтологизмом и этикой добродетели. Первые две идеи относительно недавние, но этика добродетели существует со времен Платона. Этика добродетели фокусируется на идее о том, что то, что мы называем добром, не зависит ни от действий, которые мы предпринимаем (деонтологизм), ни от результатов этих действий (консеквенциализм), а вместо этого фокусируется на личности, которой мы являемся. Для такого специалиста по этике добродетели, как Платон, действия хороши лишь в той мере, в какой их совершают добродетельные люди. Когда Платон говорит о том, что хорошо, он всегда имеет в виду, что мы должны думать об идеальном хорошем человеке. Таким образом, Платон полностью согласился бы с основной идеей «Что бы сделал Иисус?» движение, поскольку основное внимание уделяется тому, что такое хороший человек, а не тому, что такое хорошие действия или хорошие последствия.

2 Эвдемония и Арета

Для Платона этика сводится к двум основным вещам: эвдемония и арете. Эвдемония, или «благополучие», — это добродетель, к которой, как учит Платон, мы все должны стремиться. Идеальный человек — это человек, обладающий эвдемонией, а область этики — это в основном просто описание того, каким на самом деле должен быть такой идеальный человек. Однако для достижения эвдемонии требуется нечто дополнительное, что Платон называет arete, или превосходством. Обладание arete — это способ достичь состояния эвдемонии. Человек с аретой — это человек, обладающий чертами характера, которые ведут к эвдемониальной жизни. Если уделить достаточно времени, набор добродетелей поможет каждому стать эвдемонистом. Большинство сочинений Платона об этике сосредоточено на том, что такое arete, с идеей, что если кто-то сможет это понять, то вскоре после этого последует эвдемония.

3 Что такое Арете?

Самые ранние идеи Платона об arete вращаются вокруг вопроса, будет ли каждая положительная черта характера, которую мы можем назвать, частью arete. Например, является ли мужество частью ареты? Несомненно, утверждает Платон, поскольку мы вряд ли назовем жизнь трусливого человека эвдемонийной. Впрочем, может быть, мужество есть только следствие эвдемонической жизни, а не причина. Подобные вопросы мучают раннего Платона, но к среднему периоду он, похоже, решил, что arete — это не более чем просто чистое знание. Знание всех вещей важно, но нет ничего более важного, чем знание самого знания, которое Платон считает высшей добродетелью и необходимым компонентом для любого человека для достижения эвдемонии. Возможно, это шокирует современных читателей, но Платон также включает несколько других пунктов в качестве необходимых условий для эвдемонии, включая удачу и богатство.

4 Эволюция взглядов Платона

Хотя Платон никогда не отклонялся от своей концепции этики добродетели на протяжении всей своей жизни, к тому времени, когда он полностью созрел в своих взглядах, он, по-видимому, довольно ясно прояснил, что такое arete и eudaimonia. К концу своей карьеры Платон решает, что истинная эвдемония на самом деле не достижима на Земле, как он думал раньше. Ранний Платон действует так, как будто стремление к arete — это реальная цель; еще позже Платон задается вопросом, возможна ли вообще arete без предварительного знания вселенной в целом. Для этого старшего Платона человек не может даже знать, что такое arete на самом деле, не зная формы самого добра, и поэтому величайшее благо приходит от знания меры собственного знания.

Список литературы

  • 1 Стэнфордская энциклопедия философии: этика Платона: Обзор
  • 2 Словарь цитат: Платон
  • 3 Стэнфордские энциклики. : Virtue Ethics
  • 5 Stanford Encyclopedia of Philosophy: Metaethics

Об авторе

Эрик Хербосо — некоммерческий эксперт по социальным сетям, статьи которого публикуются в национальных печатных журналах и в блогосфере с 2003 года. Он регулярно проводит лекции и семинары. на национальных съездах некоммерческих организаций, помогая благотворительным организациям оптимизировать свою деятельность с помощью социальных сетей. В настоящее время он работает над получением степени в области прикладной этики в Стэнфорде.

Статьи по теме

Философия и этика Платона. Есть интересная история, которая… | by Navya Riju

Есть интересная история, в которой жизнь сравнивается с цепями в пещере . Речь идет о трех заключенных и, конечно же, пещере.

Трое заключенных проводят свою жизнь в пещере, где они могут видеть только перед собой, а позади них полыхает огонь. Между ними и огнем находится невысокая стена, за которой мужчины несут над головой разные статуи, и огонь отбрасывает тени от этих статуй на заднюю часть пещеры. Поскольку тени — это все, что они когда-либо видят, заключенные предполагают, что тени — это сами объекты.

Затем одного заключенного освобождают от кандалов и выпускают на улицу. Со временем он понимает, что такое реальность, и может видеть сами объекты, а не их отражения. Затем того же заключенного затаскивают обратно в пещеру, и он взволнованно пытается объяснить остальным, что он видел. Однако другие настолько уверены в том, что знают, что не верят ему.

Это классная история, но что она вообще означает? Как пещера = жизнь?

История ➡️ Аллегория Пещеры

Платон использовал эту известную аналогию, Аллегорию пещеры, чтобы объяснить, почему люди настолько невежественны, а когда кто-то пытается их просветить, они отвергают их.

Это также связано с Теорией Форм Платона, что физический мир, который мы знаем, является лишь тенью реального мира, поэтому мы должны анализировать и понимать то, чего мы не знаем, и не должны оставаться в неведении.

Платон: известный философ

👉 Платона и Сократа часто ассоциируют вместе — Сократ был учителем Платона. Его философия действительно интересна, посмотрите статью, которую я написал о нем здесь!

«Человеческое поведение проистекает из трех основных источников: желания, эмоций и знаний».

Этика добродетели гласит, что рассуждения о том, что является моральным, определяются человеком, а не правилами или последствиями. ВЫ решаете, что морально и правильно, а не тем, что произойдет.

Платон считал, что душа человека делится на три части.

  1. Разум: наша мыслительная способность судить
  2. Дух: наша эмоциональная способность сопереживать
  3. Аппетит : наши желания

Согласно Платону, мы должны сбалансировать эти три части нашей души, чтобы принимать правильные решения и нравственный выбор. Если мы позволяем кому-то слишком сильно контролировать наш разум, это плохо для нас и приводит к неправильным решениям.

Все сочинения Платона написаны в форме диалогов, и персонаж Сократа появляется во всех, кроме одного из них. Его 36 диалогов обычно делятся на ранние, средние и поздние.

  • Самые ранние из его диалогов углубляются в сократовский метод разложения и анализа идей — первые принципы мышления.
  • В средних диалогах Платон выделяет свои индивидуальные идеи и убеждения, вытекающие из сократовской формы.
  • Его поздние диалоги — это больше исследования разных тем.

→ Например, «Тимей» смотрит на крест космологии и геометрии, в котором трехмерные формы, такие как кубы, пирамиды, являются «платоновыми телами», из которых состоит вся вселенная.

Платон посвятил всю свою жизнь одной цели: помочь людям достичь состояния, называемого эвдемония (исполнение)

Как достичь этого состояния?

Чтобы достичь этого состояния, Платон побуждал больше думать. 🧠

👉 Это означает, что вам нужно больше времени, чтобы логически подумать о своей жизни и о том, как эффективно ее вести. Большую часть времени мы просто соглашаемся с популярными мнениями, и они могут привести вас на неправильный путь. Зная себя хорошо, чувства не играют такой огромной роли в принятии решений.

  • Платон был философом и учеником Сократа
  • Он часто подчеркивал ценность знания себя и понимания того, как вы принимаете решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *