Этика ницше кратко: Этические взгляды Ницше

Содержание

Этические взгляды Ницше

Фридриха Вильгельма НИЦШЕ (1844 – 1900). Ф. Ницше

оксюморонический (противоречивый) моралист. Он утверждал мораль через

ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что

исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали

стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления

между людьми искренних отношений. Ницше понимал философию как

этику. Основные этические принципы и положения изложены в книгах

Ницше: «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и

зла», «К генеалогии морали», «Рождение трагедии из духа музыки», «Так

говорил Заратустра».

Этические взгляды Бенедикта Спинози.

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (1632-1677) – нидерландский философ-

материалист, критик библейского канона еврейского Ветхого завета.

Главную задачу своей философии Спиноза видел в разработке этической

теории, основывающейся на учении о вечной и бесконечной природе, или

субстанции, которая действует согласно собственным вечным законам.

Согласно философскому учению Спинозы человеческое тело и его душа –

единая, но двойственная сущность, глубина которой постигается мышлением.

Спиноза приблизил методы психологии к методам механики и физики, а разум

отождествил с волей и страстями (аффектами). Радость познания может

подавить все другие аффекты и привести человека к величайшей свободе.

Свобода для Спинозы – господство разума над чувствами, преодоление

чувственных аффектов страстью к познанию. Круг субъектов свободы у

него крайне ограничен – это отрешенные от жизненной практики мудрецы,

содержание жизни которых составляет «интеллектуальная любовь к Богу»,

т.е. страсть к познанию. Основные сочинения Спинозы: «Богословско-

политический трактат» (1670), «Этика» (1677).

5. Понятие профессиональной этики

5 Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы употребляем это понятие в значении некого «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий.

Что же на самом деле такое профессиональная этика? 

По одному из определений, профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

  • свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

  • в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

  • при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

  • в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

  • следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

  • нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

  • недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

2. Волюнтаристская этика Ф. Ницше. Этика: конспект лекций

2. Волюнтаристская этика Ф. Ницше

Пожалуй, Ф. Ницше являлся самым оригинальным из всех моралистов. Он утверждал мораль, критикуя и даже отрицая ее. Философ руководствовался при этом тем, что формы мора–ли, которые исторически сложились и доминировали в евро–пейском обществе, стали главными препятствиями на пути возвышения человеческой личности, а также в процессе уста–новления между людьми искренних отношений. Ф. Ницше вообще понимал философию как этику.

Источниками его этики можно поэтому считать не только труды, в названиях которых содержатся моральные термины («По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком челове–ческое», «К генеалогии морали»), но также все его основные произведения, самые программные, а именно: «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из духа музыки».

Ф. Ницше, произведения которого имеют почти мистиче–скую притягательность для людей с самыми различными взглядами и убеждениями, видимо, всегда будет оставаться фигурой очень странной, однозначно не понимаемой. Бытует особая проблема восприятия его идей разными исследовате–лями.

Необходимо отметить, что особенный, непривычный угол зрения, под которым Ф. Ницше рассматривал обычные, каза–лось бы, вещи, отразился и в уникальной стилистике его фи–лософских сочинений.

Причудливость, необычность стиля его трудов направляет читателя на иной ритм мышления, как бы запинающийся на не–прерывных парадоксах и противоречиях, тем самым невольно вызывая подозрение в каком-то розыгрыше. Зачастую просто невозможно закрепить за Ф. Ницше любую из позиций, на ко–торые он встает.

Трудно уловить с предельной определенностью и черты его собственного «лица», в целом утвердиться на какой-то устой–чивой почве, совсем не рискуя наскочить на очередную «про–вокацию», – все это расстраивает привычный, удобный фон мыслей и направляет на самостоятельное искание смысла вне принятой системы координат, на свой собственный страх и риск.

Переоценка ценностей, предлагаемая Ф. Ницше, напра–влена главным образом на высвобождение творческой энер–гии личности, которая сметает на пути утверждения своего «я» все стереотипы, устоявшиеся ранее, установки разума, а также запреты и общепринятые императивы.

Для того чтобы быть полноценным, «тотальным» челове–ком, в полной мере реализовавшим свою волю к жизни, необходимо, по мнению философа, «превратить мораль в про–блему», оказаться «по ту сторону добра и зла». Отрицание мо–рали Ф. Ницше не может на самом деле уничтожить мораль–ное сознание как таковое.

Сам он утверждает: «Мы должны освободиться от морали.. чтобы суметь морально жить». Таким образом, человек дол–жен ликвидировать традиционные, ориентированные религи–ей, навязываемые внешним миром нравственные ценности для полного «освобождения жизни».

Ф. Ницше отвергает придуманную ранее метафизику сво–бодной воли. Подчеркивает, что на самом деле речь идет о сильной или слабой воле, и пишет, что мораль – это «учение об отношениях власти, при которых возникает феномен „жизнь“».

Она – органичное свойство человека, мера его во–ли к власти. Нравственность, добродетель знатного человека, в частности, философа, аристократа, – это прямое выраже–ние и продолжение его силы.

Он сам добродетелен благодаря не каким-то надуманным нормам и самопринуждению, а самому естеству, в силу усло–вий жизни и своей натуры.

Нравственность, добродетель, таким образом, – это потреб–ность, защита, способ жизни человека. Если у человека раб–ская натура, то она тоже выражает его волю, так как эта воля очень слабая, то она не может найти выражение в поступке че–ловека и превращается в воображаемую месть, принимая фор–му морализации.

Сильным личностям, утверждает философ, не нужно пря–таться, уходить в область внутренних переживаний и мораль–ных фантазий, они смогут условия своего существования на–прямую осознать как должное. Сверхчеловек в понимании мыслителя – это цельная личность, с сильной и собранной волей, он открыто может утверждать себя в полной уверенно–сти, что он тем самым утверждает жизнь в ее самом высшем проявлении.

Но даже новая мораль, которую предлагает Ф. Ницше, мо–раль «сверхчеловека», который отвергает умертвляющий жизнь разум и избирает virtu (силу) самой высшей доброде–телью, не является для него приоритетной.

Провозглашая первенство эстетических ценностей над мо–ральными (так как искусство более всего соответствует включе–нию человека в живой, ничем не расчлененный поток жизни), Ф. Ницше в итоге определяет свою позицию как «эстетиче–ский имморализм».

Таким образом, намеченные А. Шопенгауэром и Ф. Ницше направления в этике (сомнение в нравственных «способно–стях» разума, ведущая роль индивидуального, субъективного в противопоставление общезначимому, сложившимся стерео–типам) предвосхищают этические искания ХХ века и во мно–гом обусловливают их новый, нетрадиционный облик.

В русле идей «философии жизни» оформляется самое, на–верное, влиятельное духовное течение столетия – экзистен–циализм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

5. Те же и Ницше

5. Те же и Ницше Говоря о влиянии на формалистов витализма Бергсона, нельзя не упомянуть еще один источник их картины мира – философию Фридриха Ницше. В беллетристической части «Моего временника» Эйхенбаума (1929), речь о котором еще впереди, то и дело проскальзывают мотивы

Забытое отечество: в поисках Елизабет Ницше

Забытое отечество: в поисках Елизабет Ницше Forgotten Fatherland: The Search for Elizabeth Nietzsche, by Ben Macintyre. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1992, 256 p. В 1989 году, сразу после падения Берлинской стены, когда сделались доступными архивы бывшей ГДР, Макинтайр отправился в Германию. Результат его архивных

Ницше

Ницше Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ. • Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. • Имейте мужество верить в самих себя. • Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. • Отчаянное дерзновение, жестокое

НИЦШЕ

НИЦШЕ Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ. Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Имейте мужество верить в самих себя. Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. Отчаянное дерзновение, жестокое отрицание,

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше (1844–1900) философ-волюнтарист … Человек, стремящийся к великому, смотрит на каждого встречающегося ему на пути либо как на средство, либо как на задержку и препятствие, либо как на временное ложе для отдыха. … Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не

Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844–1900)

Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844–1900) Немецкий мыслитель, родоначальник «философии жизни», один из наиболее влиятельных предшественников неклассической эстетики. Его зашифрованные и метафорические тексты не поддаются однозначному истолкованию. Все творчество Н. пронизано

1. Концепция происхождения культуры Ф.Ницше

1. Концепция происхождения культуры Ф.Ницше Фридриха Ницше (1844–1900) принято считать одним из главных представителей «философии жизни». Поэтому, рассматривая культуру, Ницше видит ее истоки в основах жизни, в самых глубинах бытия. Оригинальную культурфилософию Ницше

Генезис и генеалогия (Ницше)

Генезис и генеалогия (Ницше) В литературоведении структуры значения часто описываются при помощи исторических, а не семиологичес- ких или риторических терминов. Само по себе это довольно странно, поскольку историческая природа литературного дискурса вовсе не факт,

Риторика тропов (Ницше)

Риторика тропов (Ницше) Натянутой и неестественной показалась бы попытка сделать теорию риторики Ницше центром рассмотрения его отношения к литературе. Стоит ли считать необычную и незначительную, по всей очевидности, часть занятий Ницше подходом к решению сложного

Риторика убеждения (Ницше)

Риторика убеждения (Ницше) Вопрос об отношении философского и литературного дискурса увязан в творчестве Ницше с критикой главных понятий, лежащих в основании западной метафизики: понятий единого [hen], благого [agathon] и истинного [aletheia][121]. Тон и аргументы, ассоциируемые

2.1.3. Ницше об истории как круге «вечного возвращения» духа

2.1.3. Ницше об истории как круге «вечного возвращения» духа Следующую концепцию развития мировой культуры по циклам выдвинул Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) – немецкий филолог и философ. Он предложил оригинальную циклическую концепцию развития культуры мира по кругам

23.

 Волюнтаристская этика Ф. Ницше

23. Волюнтаристская этика Ф. Ницше Фридрих Ницше утверждал мораль, критикуя и даже отрицая ее. Философ руководствовался при этом тем, что формы морали стали главными препятствиями на пути возвышения человеческой личности.Переоценка ценностей, предлагаемая Ф. Ницше,

Большой мыслитель: Фридрих Ницше — Центр этики

Фридрих Ницше (1844—1900) — одна из самых противоречивых фигур современной философии.

Немецкий философ и культурный критик, хорошо известный своими воззваниями о Боге, истине, морали, власти, эстетике, личности и смысле существования, Ницше оказал непреходящее влияние на западную философию.

Используя творческий стиль письма, такой как афоризмы и эмоциональные эссе, доктрины Ницше, как известно, были незаконно присвоены теми, кто преследует свои собственные политические цели (например, Гитлер и альтернативные правые). Его считали ранним экзистенциалистом из-за того, что он настаивал на существование предшествующее сущность, и важность обращения к себе, а не к Богу, обществу, семье или друзьям, чтобы определить, какие ценности вы выбираете для жизни.  

Живите своей жизнью как художник

В первом крупном произведении Ницше, Рождение трагедии ( 1872), идея прожить жизнь творчески воплощена в его идее прожить жизнь как художник. Это предполагает соединение двух энергий: рациональной аполлонической и страстной дионисийской. (В греческой мифологии Аполлон — бог логики и рационального мышления, а Дионис — бог инстинктов и эмоций.)

Ницше беспокоил общество своего времени, а классические мыслители, такие как Сократ и Декарт — оба рационалисты — только подчеркивали аполлоническое, пренебрегая ролью дионисийского. Ницше считал важным уравновешивать нашу рациональность нашим чувственным и страстным жизненным опытом, и лучше всего этот баланс он видел в древнегреческих трагедиях.

Ницше настаивал на том, что греческая трагедия достигает величия за счет включения как аполлонической творческой энергии, отвечающей за диалог, так и дионисийской энергии, вдохновляющей музыку или хор. В пьесах они работают вместе, поскольку значение слов усиливается сопровождающей их мелодией. На примере греческих драматических произведений мы можем научиться у великого искусства видеть красоту в жизни.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой». – Ницше

Трагический зритель объединяется с другими в общем опыте человеческого бытия. Для Ницше безрадостна жизнь без эмоций, искусства и творческой энергии диониса. Баланс между Дионисом и Аполлоном допускает плюралистические и аутентичные способы выражения, которые являются как рациональными, так и творческими. Эстетические идеалы также появляются в его более поздних работах, таких как «Воля к власти » (1901), где Ницше пишет: «Искусство как ».0007 искупление человека действия … Искусство как искупление страдальца ».

Ницше отстаивал ряд ценностей или добродетелей, которые мы должны принять, а именно активные, жизнеутверждающие ценности, в отличие от отрицающих жизнь или пассивных и «рабских» ценностей, которые он ненавидел. Примером последнего он видел институционализацию христианства, которое, как он считал, служило укреплению власти немногих за счет большинства.

Считая идею карающего Бога, продвигаемую церковью его времени, человеческим изобретением, он заявил:

«Бог умер… И мы его убили».

Сверхчеловек или Ницше Сверхчеловек

Ницше подчеркивает индивидуалистическое развитие и построение себя, выраженное в понятии воли к власти. Утверждая, что мы должны стремиться к контролю над собой, Ницше рассматривает Сверхчеловека (да, Ницше был женоненавистником, но для наших целей мы можем расширить это понятие, включив в него женщин), или Übermensch , как вершину человеческого потенциала с точки зрения власти. и честность в широком смысле этого слова.

 

Сверхчеловек Ницше представлен как Заратустра, христоподобная фигура, произносящая антипроповедь на горе, персонаж, с которым Ницше отождествляет себя. В The Gay Science (1882) именно Супермен создает сильные стороны из своих слабостей и, таким образом, формирует свой характер — «великое и редкое искусство!»

Этот экзистенциалистский идеал — что каждый человек создает себя так, как ему нравится, — грозит рухнуть в крайний релятивизм или субъективизм. И все же, несмотря на то, что Сверхчеловек идет «по ту сторону добра и зла», Ницше — моралист с определенными взглядами на то, что предосудительно.

«Никто не может построить для вас мост, по которому именно вы должны пересечь поток жизни, никто, кроме вас самих». – Ницше

Один из способов проверить, является ли выбранное нами действие правильным, дан нам в доктрине Ницше о вечном возвращении. «Величайший вес» в «Веселая наука» рассказывает о демоне, который противостоит нам, предлагая нам переживать каждый момент нашей жизни, каждый выбор и его последствия вечно.

Нас спрашивают, будем ли мы праздновать это как подарок или проклинать бесконечные страдания, которые он приносит. Супермен воспользуется возможностью из-за их подлинности и того факта, что они сделали каждый выбор сознательно, желая взять на себя полную ответственность за свою жизнь.

Такой мысленный эксперимент предлагает чрезмерно амбициозное понимание свободы и свободы воли как положительной силы. Тем не менее, он ставит перед читателем интересную задачу при принятии решений. Знание о вечном возвращении коренным образом изменило бы наш образ жизни и повлияло бы на выбор, который мы делаем. Если относиться серьезно, то нельзя не попробуй действовать достоверно или вообще не действовать.

Всегда бунтующий подросток философии, Ницше продолжает давать нам паузу для долгих размышлений, побуждая нас жить подлинным образом и брать на себя непоколебимую ответственность за свою жизнь.

Утверждающая этика Ницше | Жизнь с Ницше: чему нас должен научить великий «имморалист»

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЖизнь с Ницше: чему нас должен научить великий «имморалист»19Философия th-CenturyКонтинентальная философияИстория западной философииOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЖизнь с Ницше: чему нас должен научить великий «имморалист»Философия XIX векаКонтинентальная философияИстория западной философииОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Соломон, Роберт К. , «Утверждающая этика Ницше», Жизнь с Ницше: чему должен научить нас великий «имморалист» (

New York

, 2004; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 января 2005 г.), https: //doi.org/10.1093/0195160142.003.0006, по состоянию на 2 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЖизнь с Ницше: чему нас должен научить великий «имморалист»Философия XIX векаКонтинентальная философияИстория западной философииОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЖизнь с Ницше: чему нас должен научить великий «имморалист»19Философия th-CenturyКонтинентальная философияИстория западной философииOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Ницше часто называют «великим разрушителем», суровым критиком, которому нечем заменить то, что он пытается разрушить (мораль, христианство). Другими словами, его считают «нигилистом». Я предполагаю, что это вовсе не так, а скорее утвердительный философ, который, подобно древним, считает жизнь хорошо высшей ценностью. Я предполагаю, что Ницше похож на Аристотеля во многих важных отношениях, особенно в его акценте на характере и добродетелях. Я обсуждаю различные значения морали (и, таким образом, различные значения нападок Ницше на мораль и упорства в том, что он «имморалист»).

Ключевые слова: Ницше, утвердительный философ, благополучие как высшая ценность, процветание, Аристотель, характер, добродетели, «аморализм» Ницше

Предмет

История западной философииКонтинентальная философия19-го века Философия

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *