Этапы византийской государственности: История Византийской империи. Основные события на historbook.ru

65.Основные этапы и специфика развития государственности в Византии.

Византийское государство оформилось в результате отделения Восточной части Римской империи в 395 г. и просуществовало до разгрома ее столицы Константинополя в 1453 г. турками.

Периодизация:

1.Период разложения рабовладельческого строя, зарождения элементов раннефеодальных отношений (IV — середина VII вв.). Централизованная монархия с несколько ограниченной властью императора.

2.Период формирования феодальных порядков (конец VII — XIII вв.). Неограниченная монархия с абсолютной властью императора.

3.Период углубления политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии (конец XIII — XV вв.).

4.Период ослабления государства и его фактического распада в 1204 г., а потом и гибели в 1453 г.

Византийское право характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельностью, а также способной приспосабливаться к меняющимся политическим и социально-экономическим условиям.

Традиционно сильная императорская власть, римское правовое наследие, православная церковь.

66.Основные черты государственного и общественного строя в Византии.

Во главе государства стоял император. Он обладал всей полнотой власти, был верховным покровителем и защитником христианской церкви. Но имелся ряд ограничений — власть ненаследственная, император избирался сенатом, народом Константинополя (был организован в городские партии — димы) и армией (ее роль в избрании падала). Также власть императора сдерживал особый государственный орган — константинопольский сенат.

Сенат(совещательного органа по вопросам войны и мира под председательством эпарха — градоначальника столицы) и Гос. Совет, работавший под председательством квестора, ведавшего текущими административными вопросами и осуществлявшего судебные функции.

префект (эпарх) столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев

(Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов — лагофеты. Канцелярии именовались секретами. Местное управление организовывалось соответственно в префектурах, диоцезах, провинциях и общинах. Имелись также наместники (экзархи) в Италии (Равенна) и Африке (Карфаген).

Все должности подразделялись на несколько разрядов. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

Налоги с населения составляли основную статью пополнения государственной казны помимо военной добычи и торговых сборов. Регулярно каждые 15 лет устраивали проверки имущественного положения налогоплательщиков и соответственно меняли размеры налогов. Крупные землевладельцы и военная знать (динаты — сильные) со временем добиваются прикрепления крестьян к земле и превращения их в разновидность феодально зависимых людей — париков.

67.Источники, особенности и памятники права Византии.

Правовая система Византии сложилась на основе римского права, с учетом развивающихся феодальных отношений. В середине 6 века в правление императора Юстиниана была проведена реформа римского права. Был создан «Свод гражданского права» состоящий из 4 частей.

  1. Кодекс Юстиниана – переработанные нормы действующего римского права отраженные в императорских конституциях.

  2. Дигесты или Пандекты – сборник высказываний юристов по вопросам цивильного, преторского права и комментарии из юридической практики.

  3. Институции – краткое руководство по юриспруденции, систематический свод римско-византийских законов.

  4. Новеллы — новые законы, изданные Юстинианом и устраняющие некоторые пробелы права («50 решений» сборник)

Затем перерабатывались и издавались новые редакции сборников законов – «Эклога»,

«Земельный закон», «Прохиреон», «Шестикнижье» и т.д.

В 726 г по указанию императора Льва Исаврийского была издана Эклога (избранные законы) – важный этап в развитии Византийского права.

Вследствие сжатости Эклоги были разработаны и изданы – 4 приложения – Земледельческий, Морской, Военный и Моисеевый закон.

Наиболее важным является Земледельческий закон – правовые нормы направленные на урегулирование конфликтов возникавших в рамках сельских общин.

Василий 1 в 879 г переработав свод законов Юстиниана и издал Прохирон – более подробно излагается договор товарищества, устанавливается запрет на проценты, вводится предбрачный дар.

Сыновья Василия 1 884-886 гг – издали доработанный документ Эпанагога

– нововведения в области публичного права, взаимоотношений государства и церкви.

При императоре Льве Мудром произошел подъем юридической науки и в результате было завершена кодификация «Василики» («Базилики»). – сосотоит и 60 книг, титулов и фрагментов. Более переработанный материал законодательства Юстиниана.

После Василик источником права стали – императорские акты и указы – новеллы, хрисовулы (императорские грамоты).

Этапы Византийской государственности — Студопедия

Поделись  

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодаль-ных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть В Византии достигает наивысшего уровня.

Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

27. Общественный строй. Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе его развития. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.

) содействовали политической стабильности Византии и сдерживали процесс распада рабовладельческого строя.

Господствующий класс Византии IV—VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы — Константинополя.

Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв. свободного крестьянства — важная особенность общественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использо-валась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян — колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и «приписных». Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в за.’ висимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение «приписных» колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и «приписные» колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий византийских колонов резко ухудшается в VI в.

Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения в ходе острейшего политического и социального кризиса конца VI — первой половины VII в. Арабское нашествие, вторжение варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения и огромная распространенность неограниченной частной собственности на землю и в последующие века серьезно замедляли формирование новой феодальной собственности и, кроме того, развитие эксплуатации византийского крестьянства.

Только к Х в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения — условные земельные пожалования в виде иронии, ариф-моса — утверждаются еще позже, в XI—XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт — прения, расцвет которого приходится На XII—XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Все эти силб1 долгое время не были консолидированы и не складывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI—XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

И во втором периоде развития Византийского государства сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. В Византии формирование класса феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидящие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон — поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.

С XI—XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII—XIV вв.

Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занимали рабы. Длительное сохранение рабовладения составляло характерную черту общественного строя Византии. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве византийской знати. Слуги — рабы константинопольских вельмож исчислялись сотнями. В Х—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается, они, например, получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI—XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.



Византийская государственность – Император, Сенат и народ Рима – Древний и средневековый мир

Автор раздела: Александр Йованович, Университет долины Фрейзер

  • Объясните взаимосвязь между людьми, элитами и императорами в управлении средневековой христианской Римской империей (известной как Византия)
  • Определите черты императорского правления и гражданского управления, которые уникальны для Византийской империи
  • Определите роль жителей Константинополя в имперских выборах и других делах.
  • Распознать изменения в практике управления империей
  • Объясните, как эти управленческие преобразования способствовали долголетию империи

11 мая 330 г. н.э. Константин, император римлян, основал новую столицу Римской империи – Константинополь, которая существовала с тех пор, как Октавиан Август основал принципат в 27 г. до н.э. Константин, конечно, не был первым императором, перенесшим столицу в другое место, кроме Рима, но его переход из традиционной столицы в город на проливе Босфор имел долгосрочные последствия для истории империи. Первоначально названный Константином Новым Римом, город вскоре был переименован в Константинополь в честь основателя новой столицы. Однако идея Константина назвать город Новым Римом была явным признаком того, что эта столица должна была быть не временной, а постоянной резиденцией Римской империи. Действительно, город на Боспоре оставался центром римского государства вплоть до его раскола на Восточную и Западную империи в 39 г.5 г. н.э., а затем Восточной Римской империи до 29 мая 1453 г. н.э., когда город пал перед турками-османами.

Некоторые ученые пришли к единому мнению, что основание Константинополя знаменует собой начало Византийской империи. Другие, с другой стороны, считают 395 год н. э. — раскол Римской империи на Восточную и Западную империи — началом Византии. Некоторые исследователи считают 313 г. н.э., когда Константин официально разрешил христианам свободно поклоняться в империи, за отправную точку Византии. В этот момент вы можете задаться вопросом, почему нет единого мнения о том, когда кончается Римская империя и начинается Византия? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен. Проще говоря, термин Византия никогда не использовался людьми, которых мы называем византийцами. Скорее, они считали себя римлянами Римской империи, существовавшей от правления Августа в I веке до н. э. до смерти Константина XI в 1453 году н. э. Тогда термины Византия и византийцы стали полной неожиданностью для средневековых римлян. Почему тогда мы используем термин Византия? Короче говоря, термин был придуман после 1453 г. западноевропейскими учеными, стремившимися присвоить себе имя римлян и связать наследие Западной Римской империи исключительно с западноевропейской исторической памятью. Необходимость отделить римскую историю от ее средневекового изложения была основной причиной поиска нового термина для Восточной Римской империи и ее народа. В современной науке оба термина: Византия и (средневековая или Восточная) Римская империя используются для обозначения христианской Римской империи, центром которой был Константинополь, а после 7 века н.э. греческий язык использовался в качестве основного языка.

Выяснив вопрос именования, мы можем теперь переключить внимание на вопросы преемственности и преобразований, происходивших в системе управления Римским государством от Августа до Константина XI. Как вы понимаете, каждая страна вместе со своим обществом со временем меняется под действием внутренних и внешних факторов. Мы можем посмотреть на Канаду за последние 150 лет ее существования и на трансформации, через которые страна прошла путь от поселенческой колонии Британской империи до либеральной многокультурной страны, стремящейся признать и справиться с бременем своего нелестного наследия. большая часть из которых была результатом расистского законодательства и государственных проектов. Теперь мы можем умножить число 150 на 10, чтобы действительно получить представление о долговечности Римской империи, империи, которая существовала 1500 лет. За эти 1500 лет империя претерпела несколько крупных социальных, политических и культурных трансформаций: христианство стало официальной религией империи в конце 4 века н. э., а к середине 7 века латынь стала официальным языком. государства – и то, и другое широко использовалось ранее.

Первоисточники, доступные в этом разделе, пытаются пролить свет как на преемственность, так и на преобразования Восточной Римской (Византийской) империи, рассматривая роли, которые играли императоры, сенат и люди империи в управлении государством. И сенат, и жители Рима были основой римской политической культуры со времен республики, которая закончилась при Августе. С тех пор как Октавиан Август зарекомендовал себя как лидер римского государства, императоры занимали центральную роль в управлении империей, и к концу 3 века н.э. роль римских императоров еще больше усилилась через имперские элиты. , многие из которых были членами сената. Легитимность императоров зависела от поддержки граждан империи, которая получила широкое распространение в 212 г. н.э., когда император Каракалла издал закон о гражданстве, дающий римское гражданство всем жителям империи. Роль жителей столичного города империи – сначала Рима, затем Константинополя – была особенно важна, так как эти люди жили по соседству с императором и его администрацией во дворце.

Византийская (Римская) империя часто ассоциируется с экспансивной бюрократией, хотя мы должны иметь в виду, что она сильно отличалась от управления современными государствами, так как один чиновник мог прыгать между должностями очень ситуативно: например, в один прекрасный день человек мог быть сборщиком налогов, затем он мог быть судьей. Несмотря на быструю смену функций, бюрократы империи управляли городом Константинополем, а также провинциями, следили за поддержанием справедливости по всей империи и проводили регулярные переписи населения для обложения людей налогом в соответствии с их доходами и имуществом. Хотя эта система была далека от совершенства, она, возможно, была самой сложной в более широком европейском и средиземноморском мире, соперничать с которой мог только Халифат Аббасидов. Однако, в отличие от аббасидского халифата, византийское государство просуществовало более тысячелетия. Таким образом, элиты империи традиционно приобретали влияние в государстве, занимая гражданскую или военную администрацию. Некоторым государственным служащим удалось накопить достаточно власти, чтобы даже стать императорами.

Говоря о том, чтобы стать императором, давайте сосредоточимся на вопросе престолонаследия. Римская империя от Августа до Константина XI так и не разработала прочную систему наследования, как это сделали западноевропейские династические монархии. Императорский пост был открыт для любого, кто был достоин этого — очень расплывчатое определение, которое временами причиняло римлянам немало страданий, — и хотя корона иногда переходила от отца к сыну или усыновленному, в других случаях она переходила к руководящий член армий или гражданской администрации. Императорский кабинет оставался открытым для любого мужчины, настолько, что имперский конюх в конце 920-го века удалось стать императором, основав семью, правившую империей (с некоторыми перерывами) около 150 лет. В отличие от конюха, крупный дворянин в конце 11 века утвердился на троне и сумел привязать к себе большую часть элиты империи посредством брака и других союзов; с XII века и до конца империи члены его более широкой семьи и кругов продолжали занимать имперские должности.

Как мы видим, преемственность и преобразования Византийской империи были вызваны теми самыми людьми, которые жили в ней и принадлежали ко всем слоям общества. Благодаря гибкости своего богатого наследия византийское римское государство должно было остаться в памяти современной науки как «империя, которая не умрет».

Для получения дополнительной информации о Византийской империи смотрите Изменение границ Византийской империи с 395 по 1453 год и TedEd Talk: История Византийской империи.

  1. Что преемственность и изменения в системе управления говорят нам о долговечности византийского государства?
  2. Считаете ли вы, что мы должны использовать термин Византия и византийцы для обозначения империи и ее жителей, хотя люди, жившие в империи, идентифицировали себя исключительно как римляне и думали о своем государстве как о римском?

Феодора: императрица из публичного дома | Женщины

В сентябре 2006 года в почти пустой церкви в Равенне, на северо-востоке Италии, я оказалась перед яркой 1500-летней мозаикой женщины в пурпуре. У нее был ореол, собственные придворные, и она занимала огромное место рядом с мозаикой Христа. Я знал, что она должна иметь значение. В сувенирном магазине я купила буклет о ней, на прочтение которого ушло пять минут. Этой женщиной была императрица Феодора, и, хотя я никогда раньше ее не видел, она стала доминировать в моей трудовой жизни

Феодора жила в эпоху огромных перемен в церкви, языке и государственности. То, что было римским, вот-вот должно было стать византийским, а восточные области вокруг Сирии, Леванта и Египта требовали использовать свои собственные языки, намекая на самоопределение. Всего через 20 лет после смерти Феодоры родится пророк Мухаммед.

Несмотря на то, что об этом периоде было написано огромное количество исторических материалов, Теодору почти не замечали. В «Тайной истории» Прокопия, которая, согласно современным исследованиям, была написана вскоре после ее смерти в 548 году, она — своего рода миссис Макиавелли. Он называет ее «Феодорой-из-борделя», похотливо описывает ее выходки на сцене — от того, что позволяет гусям клевать зерно с ее нижней части туловища, до танцев обнаженной, но за ленту — и заставляет ее сожалеть, что Бог дал ей только три отверстия для удовольствия. Когда он продолжает описывать ее мужа, императора Юстиниана, как безголового демона, мы можем предположить, что не все, что он написал, было чистой правдой.

Взгляд Прокопия на Феодору, который не публиковался до 17 века, безусловно, повлиял на более поздних писателей, но она остается загадкой. То, что мы знаем о ней, кажется захватывающим, часто очень современным, явно феминистским и почти всегда спорным. Чем больше я читал, тем больше понимал, что она идеальная кандидатура для вымысла, и последние три года я пишу о ней роман. Она родилась у медведя-смотрителя Константинопольского ипподрома примерно в 500 году нашей эры. Ее отец умер, когда ей было пять лет, а мать вышла замуж за другого скотовода. Когда ему не удалось устроиться на работу ее покойного мужа, она репетировала трех своих маленьких девочек в движениях рук и молчаливых жестах мольбы, которые были бы распознаны театральной публикой того времени. Затем она одела их и отвела на ипподром — огромный комплекс, вмещающий 30 000 человек, — чтобы официально попросить работу для их нового отчима. Желание исполнилось, и Теодора стала актрисой, танцовщицей, артисткой пантомимы, комиком.

К 15 годам она была звездой ипподрома, выступая в представлениях, которые, если верить Прокопию, были недалеко от крайностей современного бурлеска. Кроме того, как и большинство актрис того времени, она была детской проституткой. (То, что слово «актриса» может иметь уничижительный аспект — когда-то оно было синонимом «куртизанки» или «шлюхи» — давно признано, поэтому многие женщины, работающие в театре, предпочитают термин «актёр».)

У Теодоры родился ребенок в 14 лет, а ее старшая сестра Комито, известная певица, вероятно, стала любовницей нескольких богатых мужчин; вполне вероятно, что у обоих было несколько абортов. В 18 лет Феодора отказалась от своей блестящей карьеры и стала любовницей Гецебола, правителя того, что сейчас известно как Ливия. Когда они вскоре расстались, она присоединилась к аскетической общине в пустыне недалеко от Александрии, пережив религиозное обращение в ветвь раннего христианства, монофизитство, которое тогда подвергалось нападкам со стороны римского государства. Разделение между теми, кто вместе с государством верили, что Христос был полностью человеком и полностью божественным в одном лице, и теми, кто, как и Феодора, верили, что Его божественность была главной силой, бушевало на протяжении всей жизни Феодоры. После своего обращения она отправилась в Антиохию и, как говорят, работала с Македонией, женщиной немного старше ее, которая была танцовщицей, но, возможно, также шпионила. Антиохия была главным городом Сирии, одной из многих провинций, которые начали сомневаться в верховенстве Константинополя — шпионам со всех сторон было бы чем заняться.

В 21 год Феодора вернулась в столицу и встретила Юстиниана. Они определенно не были подходящей парой. Юстиниан был сыном фермера из современной Сербии, который отправился в Константинополь в возрасте 11 лет, чтобы работать на своего дядю Юстина и помочь ему в приходе к власти и, в конечном итоге, на престоле. Юстиниан обладал сильным юридическим мышлением (его кодификация римского права остается частью юридической подготовки и сегодня), и он изменил один закон, чтобы повысить статус Феодоры, и другой, созданный, чтобы позволить ей выйти замуж, чего бывшие актрисы не могли по закону сделать в время. Они поженились вопреки воле тетки Юстиниана, императрицы Евфимии, бывшей рабыни и наложницы, которая видела, что ее собственное происхождение чересчур явно перекликается с происхождением Феодоры. Когда Юстин умер и Юстиниан стал императором в 527 году, императрицей Рима стала «Феодора из публичного дома».

Классическая история «из грязи в князи» стала еще богаче благодаря достижениям Теодоры у власти. Как императрица, она работала над газетой «О сутенерах», попыткой помешать сутенерам зарабатывать деньги на проститутках. Прекрасно понимая невозможность замужества и благополучной жизни для таких женщин, она обустроила дом, где они могли бы жить спокойно. Теодора работала над женским браком и правами на приданое, законодательством против изнасилований и поддерживала многих молодых девушек, которые были проданы в сексуальное рабство по цене пары сандалий. Ее законы изгнали владельцев публичных домов из Константинополя и всех крупных городов империи.

Все это делает Теодору похожей на раннюю и ярую феминистку, но ее история сложнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *