Этапы перестройки: Перестройка: причины, этапы и итоги

Содержание

Периодизация перестройки разделяет весь период 1985

  1. Главная ›
  2. Феномены ›
  3. Феномены Перестройки ›
  4. Периодизация Перестройки

Такое сложное и многоуровневое явление как перестройка в СССР иногда удобнее рассматривать разложив на определённые части, имеющие ярко выраженные характеристики. В данном случае весь период перестройки разделён по хронологическому принципу. Данная периодизация создана исходя из важных событий, коренным образом изменивших ход этого феномена и истории в целом. Наиболее распространена следующая периодизация перестройки.

I Этап (1985 — 1986) Для этого периода характерна политика «ускорения социально-экономического развития». По сути это попытка улучшить состояние экономики дисциплинарными мерами, не меняя сути экономических отношений. Ярким примером такой политики служит антиалкогольная кампания, начатая в 1985 году. Предполагалось, что наведение дисциплины повысит культуру производства, однако отсутствие дополнительной денежной мотивации не приводило к нужным результатам.

Ещё одним примером этой политики можно назвать Госприёмку, появившуюся в 1987 г., и призванную улучшить качество продукции, путем дополнительной проверки товара.

II Этап (1987 — 1989) Этот этап можно охарактеризовать периодом гласности и экономических реформ. Конечно ключевое событие — это январский пленум 1987 г. В своём докладе «О перестройке и кадровой политике партии» М.С.Горбачев затронул проблему демократизации политической системы — по сути это был первый шаг Гласности. Что касается экономических реформ то ключевым был закон о кооперации, вышедший в 1988 г. По сути этот закон был прологом к появлению предпринимательства. Разумеется, в чистом виде кооперативы того времени не были в полном смысле коммерческими структурами (был ряд ограничений), но всё же это был важный этап на пути перехода к рыночной экономике.

III Этап (1990 — 1991) Период кризиса Перестройки, окончившийся распадом СССР — 25 декабря 1991 г. Для этого периода характерна т.н.

«война законов» т.е. противоречия между законодательством СССР и законодательствами союзных республик в него входивших, а также последующий выход этих республик из состава СССР. Кроме того, буксуют программы экономических реформ (программа «500 дней» не принята, свободное ценообразование так и не было введено.)

Лаконично систему периодизации этапов перестройки можно представить в виде таблицы

№ ПериодаГодыКлючевые событияСуть

I Период

1985-1986

11 марта 1985 — приход к власти М.С.Горбачева

17 мая 1985 — начало Антиалкогольной кампании

1 января 1987 — введение Госприемки

Попытки повысить эффективность экономики, опираясь на меры дисциплинарного воздействия.

II Период

1987-1989

27 — 28 января 1987 Пленум ЦК КПСС — старт гласности;

26 мая 1988 — Закон о кооперации в СССР;

Демократизация политической жизни — начало гласности; Старт экономических реформ — кооперативы.

III Период

1990-1991

15 марта 1990 — избрание Горбачева М.С. Президентом СССР (с сохранением поста Генерального Секретаря ЦК КПСС, полученного в 1985 г.)

12 июня 1990 — декларация о независимости РСФСР

22 января 1991 — денежная реформа

25 декабря 1991 — формальное окончание существования СССР

Политический и экономический кризис, распад СССР.

 

Иногда события, происходившие после августовского путча 1991 и до отставки М.С.Горбачева, (т.е. в промежутке между 22 августа и 25 декабря 1991 г.) выделяют в отдельный этап, поскольку этот период кардинально изменяется система власти — т.к. с 23 августа 1991 деятельность КПСС была приостановлена.

 

См также:

§ Тест по перестройке — 7 вопросов

§ Январский Пленум ЦК КПСС 1987

 

  1. Главная ›
  2. Феномены ›
  3. Феномены Перестройки ›
  4. Периодизация Перестройки

История Казахстана в период перестройки

История Казахстана в период перестройки – это время, когда произошли трансформация советского общества, поворот от тоталитаризма к демократии. В государственной сфере начался переход от административно-командных методов к более открытым и демократичным формам управления.

Историю Казахстана в эпоху перестройки можно разделить на три этапа.

1-й этап – апрель 1985 г. – декабрь 1986 г. Для него характерны рост самосознания населения, концепция ускорения, начало внедрения элементов гласности и открытости внутри страны, заметное уменьшение напряженности в отношениях с Западом.

2-й этап –  декабрь 1986 г. – июнь 1989 г. В этот период, после шока декабрьских событий, общественное сознание постепенно стало приходить к мнению, что одними косметическими мерами выйти из кризиса не удастся, и что необходимо принять курс на рыночные отношения в экономической сфере и на полнокровную демократизацию – в общественной жизни.

3-й этап – июнь 1989 г. – декабрь 1991 г. В этот период происходит углубление социально-экономического кризиса, который совпадает с переоценкой государственного статуса Казахстана. Происходит расширение экономических и политических прав республики. Казахстан выступает одним из инициаторов создания обновленного Союза или конфедерации.

В апреле 1985 г. прошел Пленум ЦК КПСС, на котором было решение взять курс на социально-экономическое и политическое обновление общества, вошедшее в историю под обобщенным названием «перестройка».

Объявленный руководством СССР курс на перестройку и ускорение люди расценили как реальные шаги по демократизации общественной жизни, как призыв руководства страны к гласности и открытости. Люди стали по-другому воспринимать социально-экономическую и политическую действительность.

В этот период ещё сохраняется командно-административная и партийно-демократическая система правления.

  1. 2. Декабрьские события 1986 г.

Период с 1985 по 1986 гг. был промежуточным этапом, когда партийные лидеры республики во главе                       Д.А Кунаевым заняли выжидательную позицию по отношению к новому союзному руководству и взятому курсу на реформы. В 1986 г. Д. А Кунаева смещают с поста первого секретаря Компартии Казахстана. Сама процедура смещения фактически ничем не отличалась от практики прежних командно-административных методов.

Действия центральных властей спровоцировали события 16-18 декабря 1986 г. в г. Алма-Ате, когда прошли выступления и демонстрации представителей казахской молодежи.

 Руководство КПСС и СССР не собиралось коренным образом реформировать ни политические, ни экономические отношения, стремясь ограничиться лишь «обновлением» социализма. Вместе с тем, изменения стиля руководства, большая открытость правящей верхушки, постоянные призывы Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева к демократизации системы, выборному началу, вызвали огромный энтузиазм у народа, уставшего от бесконечного правления партийной олигархии. Однако события 1986 года показали, что все декларируемые изменения мало касались стиля и методов управления, по – прежнему основанных на терроре и репрессиях.

Уже в конце 1985 – начале 1986 гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.

15 декабря в Алма – Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендова – нии высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято, как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.

17 – 18 декабря 1986 года молодежь Алма – Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы.

Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов – казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17 – 18 декабря погибло несколько демонстрантов, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700 человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18 – летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек – из комсомола и 52 человека – из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений – более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.

В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма». Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо от национальности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы, введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов» и «коррупционеров».

В основе декабрьских событий лежит комплекс исторических, социальных, экономических причин. Параллели можно провести с эпохой колониального господства, которая, в принципе, без изменений продолжалась в СССР, когда командно-административными методами значительная часть внутренних дел республик регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя – это своеобразный
детонатор, подведший черту под систематическим игнорированием основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.

Выступления молодежи явились реакцией на многолетнее попрание национальных интересов и прав коренных жителей, вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на Родине в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной культуры, языка. Протест против кандидатуры Г. В. Колбина был протестом не против русского человека, а против очередного ставленника и временщика Центра.

Демонстрации была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя. Со стороны партийно-бюрократических структур республики и Центра это выступление трактовалось как бунт кучки националистически настроенной экстремистской частью молодежи.

Политическая ситуация в 1987 – 1989 гг. Последекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое избиение национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась «охота за ведьмами», поиск «националистов» и «коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, ученый – антрополог                            О. Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство.

Длительное время после этих событий советское руководство скрывало правду о характере декабрьских событий, об их масштабах и последствиях. В июле 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПССС было принято постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором выступление молодежи было расценено, как националистическое и на казахский народ был наложен ярлык «националистов». Это постановление общественностью республики расценена как незаслуженное оскорбление, оно вызвало среди населения волну негодования.

Оценка декабрьских событий на пленуме была направлена своим острием против прежнего партийного руководства, став орудием в борьбе новых элит со старыми. М. Горбачеву и его сторонникам для укрепления своего положения необходимо было сменить в республиках прежнее руководство, которое сформировалось ещё в эпоху Л. Брежнева.

В ходе развернувшейся в республике репрессивной кампании основной упор делался на поиск организаторов выступлений и широкой тайной организации. Республиканское руководство, перестраховываясь, проводило открытые комсомольские, профсоюзные собрания, на которых настойчиво рекомендовалось исключать участников событий из институтов, увольнять с работы. Следствия по уголовным делам проводились  наспех и поверхностно. В ходе этих мероприятий было осуждено 99 человек, исключено из вузов – 264, из комсомола – 758 студентов, различным мерам наказания были подвергнуты 1164 члена, из КПСС исключены -52 и подвергнуты наказаниям – 210 человек. Из органов было уволено 1200 человек, из министерств здравоохранения, транспорта – 309, сняты с работы 12 ректоров вузов.

Партийный аппарат оказывал давление на следственные и судебные органы с целью вынесения последними обвинительных приговоров. При подавлении выступления силы охраны порядка совершали неоднократные нарушения законности – избиения задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток. При разгоне использовались дубинки, саперные лопатки, служебные собаки. На беззащитную молодежь были брошены силы МВД, КГБ, прокуратуры – весь репрессивный аппарат тоталитарной машины, существовавшей в СССР.

Нерешенность национальной проблемы а также отсутствие подлинной национальной государственности создали благоприятную почву для беззаконий командно-административной бюрократии и однопартийной системы, когда фактическое состояние дел практически не соответствовало декламируемому принципу интернационализма и подменялась патерналистским отношениям Центра к республикам.

Таким образом, объявленные принципы гласности и перестройки, демократизации прошли испытание в декабре 1986 г. в Алма-Ате. Это был первый горький опыт демократии в Советском Союзе. По образному выражению зарубежных наблюдателей, подобного рода выступлений ожидали в Прибалтике, на Украине, в Татарстане, но только не в Центральной Азии, приведших со временем к развалу Советского Союза.

  1. Становление многопартийной системы в Казахстане.

Несмотря на то, что смена руководства и последовавшие за этим репрессии оказали негативное влияние на общественно-политическую жизнь республики, начавшиеся процессы демократизации в Казахстане послужили толчком роста различных неформальных самодеятельных организаций.

В августе 1988 г. появилось первое независимое социально-экологическое движение «Инициатива», основной целью которого было повышение социальной активности населения на основе антивоенных, экологических, гуманистически и миротворческих идеалов, принципов гласности, демократизации, социального равенства и справедливости. Позднее от этой организации отпочковались другие политические организации, как то: «Зеленый фронт», социал-демократическая партия Казахстана. В это же время создаются общественные комитеты по проблемам Арала и Балхаша.

На первом этапе становления многопартийности (1988-1991 гг.), когда после декабрьских событий общественность страны была пассивна, в октябре 1988 г. появляется «Алматинский народный фронт», затем, в декабре этого же года, формируется общество «Мемориал», ставящее своей целью развенчание сталинского режима. Далее возникает множество других самодеятельных общественных организаций и партий, и это обнажило проблему неурегулированности правовой базы деятельности общественных организаций. В результате 14 апреля 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета КазССР «О порядке образования и деятельности самодеятельных общественных объединений», благодаря которому были существенно расширены и очерчены границы функционирования общественных организаций.

Антиядерное движение. Одним из крупных явлений общественно-политической жизни в стране стало Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск». Начало ему было положено в феврале 1989 г. на митинге общественности республики. Во главе движения встал крупный общественный деятель, поэт Олжас Сулейменов.

Организация получила мощную поддержку всего населения Казахстана. В очень короткие сроки отделения движения стали появляться в различных городах республики. Движение, возникшее как, протест испытаниям на ядерном полигоне, стало одним из крупных предвестников начинающейся демократизации общественной жизни республики. Основными требованиями движения были: закрытие Семипалатинского ядерного полигона и раскрытие правды о последствиях ядерных испытаний, а также влиянии различных военных производств на население республики.

На территории республики находилось очень много объектов ВПК СССР. 43 крупных военных завода существенно влияли на экологическую ситуацию. Строительство этих заводов, их размещение велись без учета мнения республики. Нередко на этих заводах работали рабочие и служащие других республик, что также вызывало скрытое недовольство населения Казахстана. По подсчетам специалистов, под полигоны и другие военные объекты было занято около 1 млн. га казахстанской земли. Сам Семипалатинский ядерный полигон занимал 8372 кв. км. При этом земля забиралась без какого-либо уведомления и согласия не только местного населения, но и руководства республики. Даже местное руководство не в силах было как-либо повлиять на ситуацию, так как данные объекты, ввиду их стратегической важности, были в ведении союзных военно-политических ведомств.

Всего на Семипалатинском и других ядерных полигонах было произведено около 500 ядерных взрывов. Ядерные испытания оказали сильное негативное воздействие на окружающую среду и на здоровье людей. По подсчетам ученых, ионизирующему облучению подвергалось, в общей сложности, не менее 500 тыс. человек,

Подземные испытания негативно влияли на состояние обводнительных сооружений, нарушали ток подземных вод. Содержание вредных элементов вблизи полигонов в 30-100 раз превышало предельно допустимые нормы. До 1990 г. министерства обороны и здравоохранения скрывали реальные цифры о влиянии последствий испытаний на здоровье людей. У жителей региона, прилегающего к Семипалатинскому полигону, появлялись различные заболевания, особенно онкологического характера. Смертность населения от последствий испытаний возросла в 7 раз. Зафиксированы снижение рождаемости, рост психических заболеваний и самоубийств. Помимо Семипалатинского полигона, 38 ядерных взрывов различной мощности было произведено в 27 местах Казахстана.

Изменения, начавшиеся с весны 1985 г. во внутриполитической жизни, сказались и на внешнеполитических ориентациях СССР. Приоритет во внешней политике был отдан общечеловеческим ценностям.

В 1985 г. Советский Союз в одностороннем порядке ввел мораторий на свои ядерные испытания. В 1987 г. ядерные испытания возобновились. Это совпало с периодом роста общественного самосознания, переосмысления традиционных приоритетов и ценностей. В конце 1988 г. в СССР было принято решение об одностороннем сокращении Вооруженных Сил. Эти меры Советского правительства встретили позитивные отклики как внутри страны, так и за границей. СССР демонстрировал реальные шаги в сторону нормализации международной обстановки и, в определенной мере, стремился развенчать миф о Советском Союзе как «империи зла».

Движение «Невада-Семипалатинск» находило поддержку и в международных кругах. 6 августа 1989 г. на митинге, организованном движением, было принято обращение к народам и президентам СССР и США, где говорилось о необходимости введения моратория на ядерные испытания. Движение стало детонатором развернувшихся в дальнейшем событий – о ядерной опасности заговорили медики, ученые. Впервые был услышан голос самих жертв ядерных испытаний. Под давлением общественности, которую поддержал Верховный Совет, союзное правительство вынуждено было вместо 18 запланированных ядерных испытаний провести 11. Мораторий был объявлен не вследствие правительственных соглашений, а благодаря мощному давлению общественности.

В мае 1990 г. под эгидой движения «Невада-Семипалатинск» в г. Алма-Ате был проведен международный конгресс «Избиратели мира против ядерного оружия», с целью координации усилий различных антиядерных движений. Решающим условием для прекращения ядерных испытаний стало обретение республикой независимости. В Декларации о государственном суверенитете заявлялось о прекращении производства и испытания на территории Казахстана любых видов ядерного оружия.

28 августа 1991 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона. Тем самым была поставлена точка в испытаниях ядерного оружия в Казахстане. Деятельность движения «Невада-Семипалатинск» повлияла и на внешнюю политику независимого Казахстана, когда республика последовательно отстаивала свой безъядерный статус, Также немаловажно и то, что после закрытия Семипалатинского полигона был объявлен мораторий на российском, американском и французском полигонах.

Одним из крупных достижений эпохи перестройки стал вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. Из 21979 казахстанцев, принимавших участие в боях в Афганистане, 780 человек погибло, 393 стали инвалидами, 22 пропали без вести. Вывод войск из Афганистана стал крупным успехом советской внешней политики и поднял престиж страны на международной арене. В связи с этим, заметно потеплели отношения с КНР, имеющей большую по протяженности границу с Казахстаном.

Тем временем, в общественно-политической жизни Советского Союза произошло значительное событие – в мае 1989 г. прошел 1 съезд народных депутатов СССР. На нем особо остро встали проблемы экономического, социального, культурного, идеологического развития страны. Была выявлена группа противоречий, связанных с требованиями представителей союзных республик о разделении полномочий между Центром и субъектами федерации. Впервые зазвучали требования о подписании союзного Договора. Из уст некоторых представителей прибалтийских республик звучали требования роспуска Союза.

После 1 съезда народных депутатов союзное руководство не могло не считаться с мнением республик, входящих в СССР и, учитывая пожелания общественности Казахстана, ЦК КПСС в июне 1989 г. переводит в Москву первого руководителя Казахстана Г. В. Колбина, 2 июня 1989 г. на XV Пленуме ЦК Компартии Казахстана Первым секретарем избирается Н. А. Назарбаев.

После 1 съезда народных депутатов СССР в Казахстане проходит резкая активизация деятельности различных общественных организации и движений. В марте 1990 г. происходят первые демократические выборы в Верховный Совет республики XII созыва. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов принимают участие более двух тысяч претендентов. Немаловажным фактом стало то, что 90 человек избиралось в законодательный орган от республиканских общественных объединений. Хотя отсутствовала развитая избирательная система, не было сильных парламентских партий, эти выборы стали крупной вехой в становлении демократической системы.

Верховный Совет КазССР XII созыва и Советы народных депутатов существенно повлияли на процессы демократизации. Депутаты Верховного Совета в принимаемых ими новых республиканских законах пытались отразить изменившиеся условия, насколько это позволяла в тот период грамотность, профессионализм народных избранников. Постепенно стали расширяться права и свободы граждан республики. Немаловажным было, учитывая полиэтнический состав населения Казахстана, закрепление в законодательстве республики положений, регламентирующих некоторые аспекты в области межэтнических отношений, которые позитивно отразились на общественно-политической ситуации.

В Казахской ССР в этот период началась разработка концепции самоуправления и самофинансирования республики, в которой обосновывались права Казахстана, право собственности на природные ресурсы и средства производства. На сессиях Верховного Совета звучали требования реального наполнения суверенитета республики политическим и экономическим содержанием. Общественность страны все больше приходила к убеждению, что демонтаж сверхцентрализованной административно-командной системы тормозится диктатом государственных управленческих структур, сохранением монополии КПСС на власть.

В этот период происходит переосмысление места и роли КПСС, все чаще подвергается критике и Компартия Казахстана.

Политическая ситуация в период распада СССР. События 1990 – 1991 гг. показали нежелание руководства СССР идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками и реальное изменение политической системы. По – прежнему отрицалась многопартийность, подтверждался курс на строительство социализма. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Эта активность выразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем более что некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана. Так, «Невада – Семипалатинск» переходит к массовым формам протеста, в Алматы и регионах организуются общества «Қазақ тілі», ставшие в короткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года ряд социал – демократических организаций объединились в Социал – демократическую партию Казахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально – демократического движения «Азат», учредительный съезд которого состоялся в июне.

Летом – осенью 1990 г. движение «Азат» стало крупной политической силой, выступающей за полную государственную независимость Казахстана. В то же время возникают и радикальные политические организации – «Желтоқсан» и «Алаш», казачьи объединения. В противовес национально – демократическим организациям в Алматы создается движение «Единство». Озабоченный растущим напряжением в обществе Н. Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой было достигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акций протеста в столице.

Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостоятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента», по которому в Казахстане появилась должность главы государства, и начинают формироваться независимые ветви власти.

Важнейшим нормативно – правовым актом стала «Декларация о государственном суверенитете», принятая 25 октября 1990 года. Она провозгласила право Казахстана приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающие его суверенные права и Конституцию. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно – технический потенциал позволило Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Кроме того, в документе содержались положения, закрепляющие необходимость осуществления принципа разделения власти и международной правосубъектности Казахстана.

Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года. Согласно нему Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер – министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.

Суверенитет республики и союзный договор противоречили друг другу. Поэтому руководство Казахстана вело активные переговоры с целью заключить союзный договор, учитывающий новые реалии. 24 июля 1991 года руководители девяти республик подписали «Договор о Союзе Суверенных государств», предусматривавший сохранение единого управления только в двух сферах – военной и экономической. Данный договор фактически превращал Союз в конфедерацию. На август – сентябрь 1991 года было запланировано подписание договора об образовании Союза Советских Суверенных Республик, окончательно реорганизующего союзное государство, но часть руководства СССР пыталась сорвать это и захватить власть силовым путем, образовав неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После провала попытки переворота в августе 1991 года общесоюзные структуры начали распадаться и терять контроль над страной. В этих условиях Казахстан начал готовиться к провозглашению государственной независимости.

После августовского путча в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря Казахстан перестал быть социалистическим. В этот день был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердивший новое название – Республика Казахстан.

16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости» провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана – эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.

21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывших республик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 2 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций.

5 шагов, которые необходимо включить в процесс реорганизации компании

Время чтения: около 8 мин.

Реорганизация компании часто включает изменение организационной или финансовой структуры бизнеса. Обычно это делается путем слияния, ребрендинга, приобретения, рекапитализации или смены руководства. Эта часть процесса реорганизации называется реструктуризацией. Планирование и коммуникация являются ключом к успешной реорганизации компании.

Реструктурировать компанию так же просто, как реорганизовать маленькую страну. Неудивительно, что без надлежащего планирования процесс реорганизации компании может пойти очень плохо. На самом деле, более 80 % организационных реструктуризаций не приносят ожидаемых результатов в запланированные сроки, а 10 % даже наносят компании реальный ущерб.

Вот почему процесс реорганизации компании должен осуществляться с осторожностью, стратегией и предусмотрительностью. Если вы встряхиваете всю компанию, ключом к успеху является планирование и коммуникация.

Что такое реструктуризация компании?

Реструктуризация компании — это термин корпоративного управления, который в широком смысле относится к компании, выполняющей одно из следующих действий:

  • Изменение организационной структуры, которое может включать передачу непосредственных подчиненных другому руководителю, перераспределение ресурсов в другие части бизнеса и т.
    д.
  • Изменение финансовой структуры, которое может включать продажу активов, рефинансирование долга по более низким процентным ставкам или даже подачу заявления о банкротстве

В этой статье мы сосредоточимся на организационной реструктуризации.

Почему компании реорганизуются?

Существует много причин для реструктуризации организации. Основные причины реструктуризации могут включать:

  • Что-то сломалось. Если ваша организация не выполняет свои ключевые показатели эффективности, если ваши процессы или сотрудники стали неэффективными или если есть важные задачи, которые не охватываются ни одной из должностей, возможно, пришло время рассмотреть вопрос о реструктуризации компании.
  • Ваша компания объединилась с другой организацией или приобрела ее.
  • Сотрудник, занимавший ключевую должность, уволился, что оставляет возможность подвергнуть сомнению организационную структуру.
  • Вы хотите открыть новые возможности, например, запустить новый продукт или выйти на новый рынок.
  • Потребности вашей клиентской базы изменились.
  • Организация увеличилась или сокращается.
  • У менеджеров слишком много непосредственных подчиненных.

Иногда компании решают просто провести реструктуризацию отдела, что означает, что только определенный отдел пройдет через процесс реструктуризации.

Когда это происходит, компания выявила проблемы или недостатки только в одном отделе, но поскольку компания сильно взаимосвязана, то, что влияет на один отдел, часто влияет на другие отделы. Таким образом, хотя реорганизовать отдел, безусловно, проще, компания нередко проводит капитальный ремонт всей своей структуры сразу.

Не уверены, нужно ли вашей собственной компании рассмотреть вопрос о реструктуризации организации? Узнайте с помощью этих 8 знаков.

Прочитать

Включите эти 5 шагов в процесс реорганизации компании

1. Начните со своей бизнес-стратегии
2. Определите сильные и слабые стороны существующей организационной структуры
3. Рассмотрите свои варианты и разработайте новую структуру 
4. Сообщите план реорганизации
5. Запустите реструктуризацию вашей компании и внесите необходимые коррективы
 

 

Как реструктурировать компанию или отдел

Независимо от причин изменения организационной структуры, рассмотрите возможность добавления этих шагов в процесс планирования реорганизации вашей компании.

1. Начните со своей бизнес-стратегии

Первым компонентом стратегии реорганизации компании является выяснение того, почему высшее руководство вообще хочет провести реорганизацию. Без понимания нового направления движения компании или определения проблемы, которую компания надеется решить, невозможно направить процесс реструктуризации и измерить ее успех.

Бизнес-стратегия вооружит вас целями или критериями, которые вам понадобятся для выполнения этого плана реорганизации компании — если такой план вообще осуществим.

Если ваша компания еще не укрепила свою бизнес-стратегию, сделайте шаг назад и сначала пройдите процесс стратегического планирования .

Пример карты стратегии (Щелкните изображение, чтобы изменить его онлайн)

2. Определите сильные и слабые стороны в текущей организационной структуре

Имея в виду стратегию, вам необходимо рассмотреть, где ваша текущая организационная структура не соответствует целям компании, а где работает. Если вы еще этого не сделали, создайте организационную диаграмму, чтобы получить более полное представление о том, где сейчас находится структура вашей компании.

Шаблон организационной схемы для структуры проекта (Щелкните изображение, чтобы изменить его онлайн)

Частью этого процесса оценки организационной структуры должен быть сбор отзывов. Слишком много компаний планируют реорганизацию, не принимая во внимание людей, которые будут затронуты планами реструктуризации как отдела, так и компании. У ваших сотрудников часто есть ценная информация о том, что не работает и что вы должны продолжать делать. Вам решать, как собрать эту информацию и использовать ее при реструктуризации вашей компании.

Однако легче сказать, чем сделать. Не чувствуя, что их проблемы и идеи воспринимаются всерьез и действительно анонимны, ваши сотрудники будут неохотно разглашать какие-либо отзывы о реструктуризации компании. Вы должны создать безопасную среду, в которой сотрудники чувствуют, что их мысли ценятся. Подумайте о том, чтобы разослать анонимный опрос, чтобы узнать, что они хотели бы изменить и как они подошли бы к плану реорганизации компании.

Также важно прислушиваться к ключевым заинтересованным сторонам в процессе планирования реорганизации и в значительной степени полагаться на HR. Если вы работаете в отделе кадров, не забудьте сообщить нюансы реструктуризации компании, которые требуют особого одобрения и рассмотрения. Такие документы, как профсоюзные соглашения, трудовые договоры и условия работы, потребуют участия соответствующих сторон.

Обязательно взвесьте преимущества или выгоду потенциальной реструктуризации с риском, который включает увольнение сотрудников в связи с организационными изменениями. Если проблема не будет решена путем реструктуризации, не пытайтесь реорганизовать. Это напрасные усилия и потенциальные потери для вашей компании.

Заручитесь поддержкой своей команды. Узнайте, как получить согласие на изменения в вашей организационной структуре.

Читать сейчас

3. Рассмотрите варианты и спроектируйте новую структуру 

После определения проблем с текущей организационной структурой компании, сбора отзывов от сотрудников и ключевых заинтересованных сторон и рассмотрения всех существующих должностных функций пришло время создать новую организацию модель.

Имейте в виду, что эта недавно реструктурированная модель является лишь первым проектом — она должна измениться перед внедрением. Эта организационная реструктуризация должна включать:

  • Вертикальные и горизонтальные линии полномочий
  • Указание на то, кто будет принимать официальные решения в отделах
  • Характеристики сотрудников, включая навыки и опыт
  • Определение и распределение функций в организации и отношения между этими функциями

Рассмотрите плюсы и минусы различных типов организационных структур: иерархических, горизонтальных, матричных и т. д.

Когда вы прорабатываете варианты в рамках процесса реорганизации вашей компании, это лучший способ увидеть схему и взаимозависимости вашей новой структуры заключается в создании организационной диаграммы. Lucidchart предлагает множество доступных шаблонов планов реструктуризации, и вы даже можете импортировать данные о сотрудниках из BambooHR, Google Sheets, Excel или CSV для автоматического создания организационной диаграммы.

Не пытайтесь реорганизовать компанию без визуального представления, чтобы прояснить курс действий для сотрудников и держать все стороны на одной волне.

4. Сообщите о реорганизации

После того, как вы взвесили различные варианты планирования реорганизации и определили наилучший путь вперед, пришло время объявить план реструктуризации компании.

Не перекладывайте сдачу на своих сотрудников. Сделайте коммуникацию и прозрачность высшим приоритетом на протяжении всего процесса реорганизации вашей компании — опять же, организационная схема может помочь внести ясность в этой ситуации, особенно в сочетании с подробными сведениями об обязанностях каждой роли. Возможно, вам придется общаться отдельно с менеджерами или с кем-либо, кто находится в прямом подчинении, чтобы убедиться, что они смогут ответить на вопросы и помочь с исполнением.

Пример структуры ролей и обязанностей (Щелкните изображение, чтобы изменить его онлайн)

На этом этапе ваши сотрудники могут оставить отзыв о предлагаемой реструктуризации компании. Как специалист по кадрам или менеджер, пришло время превознести то внимание, которое было вложено в план реорганизации, и преимущества, которые он принесет всем. Приветственные вопросы — в конце концов, успешный процесс реорганизации компании от начала до конца требует сотрудничества всех участников.

5. Запустите реструктуризацию вашей компании и внесите необходимые изменения

Наконец настал момент для реструктуризации организации. Помните, что изменения могут быть трудными — дайте сотрудникам время, чтобы приспособиться к процессу реструктуризации и точно оценить его последствия. Вспомните свою бизнес-стратегию и внесите коррективы, если новая организационная структура по-прежнему не соответствует вашим конечным целям.

Нужна помощь в том, чтобы заставить сотрудников принять изменения? Рассмотрите эти модели управления изменениями , чтобы помочь им подготовиться.

Начните планировать реорганизацию своей компании прямо сейчас

Ваше отношение как руководителя к стратегии реструктуризации компании задает тон того, как ее воспримут ваши сотрудники и коллеги. Если вы воодушевлены реструктуризацией, это воодушевление будет отражаться на всех участниках процесса реорганизации. Если вы мрачны, ожидайте, что пострадавшие будут подозрительны и, возможно, даже враждебны.

Суть в том, что реструктуризация компании может стать новым стартом для всех; он может вдохнуть новую жизнь в компанию, вдохнуть новую жизнь в сотрудников и обеспечить более высокий карьерный рост. Но планирование и коммуникация имеют ключевое значение — начните процесс реорганизации своей компании как можно раньше, вовлеките всех и оставайтесь организованными, чтобы привести вашу компанию к более крупной и эффективной организационной структуре.

Реорганизуйте свою компанию и спланируйте будущее в Lucidchart.

Узнайте, как

Начните строить диаграммы с Lucidchart сегодня — попробуйте бесплатно!

Зарегистрируйтесь бесплатно

Популярно сейчас

Как создать блок-схему в Документах GoogleКак создать карту пути клиентаЧто такое интеллектуальное построение диаграмм?

Зарегистрируйтесь, чтобы получать последние обновления и советы Lucidchart по электронной почте один раз в месяц.

Подпишитесь на нашу рассылку

О Lucidchart

Lucidchart — это интеллектуальное приложение для построения диаграмм, которое позволяет командам прояснять сложность, согласовывать свои идеи и строить будущее быстрее. С помощью этого интуитивно понятного облачного решения каждый может работать визуально и сотрудничать в режиме реального времени, создавая блок-схемы, макеты, диаграммы UML и многое другое.

Самая популярная онлайн-альтернатива Visio, Lucidchart, используется более чем в 180 странах миллионами пользователей, от менеджеров по продажам, определяющих целевые организации, до ИТ-директоров, визуализирующих свою сетевую инфраструктуру.

Как успешно реструктурировать вашу организацию: пятиэтапный процесс

Изменения всегда вызывают изменения.

Когда в крупной компании происходят изменения — новый генеральный директор или директор по маркетингу, новый конкурент на рынке, изменение экономической ситуации (как мы видели во время COVID), — организации необходимо адаптироваться. Иногда это одно отделение. В других случаях это все отделы сразу.

По иронии судьбы, небольшие компании, несмотря на их быстрый рост и более гибкий характер, как правило, имеют меньше серьезных организационных изменений. Из-за того, что они компактнее, небольшие компании склонны более гибко определять должностные роли, и люди часто носят несколько шляп. В более крупных компаниях, как правило, происходят более частые реорганизации, потому что роли узко определены, поэтому им приходится перемещать людей, чтобы изменить то, как работает их бизнес.

Независимо от размера организации, ваша работа как лидера состоит в том, чтобы выявлять ситуационные изменения в вашем бизнесе, понимать контекст этих изменений и стратегически подходить к тому, как вы решите адаптироваться.

Что изменилось и что в результате должно измениться?

Большую часть своей карьеры я проработал в крупных организациях и в немалой степени испытал на себе реструктуризацию организации. А теперь, будучи старшим директором по маркетингу, я также руководил несколькими.

Вот 4-этапный процесс, который я использовал в течение многих лет, который, надеюсь, поможет вам быть более уверенным в определении вашего лучшего пути вперед:

1. Проведите аудит организации в ее нынешнем состоянии.

Во многих ситуациях люди спешат реорганизовать бизнес, как только они определили триггер для изменений.

Первое, что они хотят сделать, это переместить людей, а затем, постфактум, изменить способ их работы. И причина, по которой к реорганизациям подходят таким образом, заключается в том, что это быстро.

На самом деле вы хотите сделать наоборот. Лучше притормозить, проверить, как организация работает сегодня, понять операционную модель в контексте изменений, которые должен сделать бизнес, а затем начать с конечной цели: к какому новому результату вы хотите стремиться. и как реструктуризация может приблизить вас к достижению этой цели?

Например, в крупной компании обычно существует два типа высокоуровневых организационных структур:

  • Интегрированная: , где отделы работают сквозным образом, но для части бизнеса. Часто встречается в ситуациях с подразделениями, когда каждое подразделение имеет небольшой, но полный набор функций, которые охватывают стратегию посредством ее выполнения.
  • Вертикализация: , когда отделы поддерживают всю компанию, но узкоспециализированы по своим функциям, стратегии и планированию часто отделены от исполнения, а исполнение часто разделено по функциям и географическим регионам.

Если нет четкого понимания того, какая из этих конструкций используется, перемещение людей только усугубит ситуацию. Вместо этого потратьте некоторое время на рассмотрение всеобъемлющей организационной структуры, в которой вы работаете, и рационализируйте входные данные: корпоративную стратегию, стратегию выхода на рынок, всеобъемлющую продуктовую стратегию, планы запуска продукта, ожидания заинтересованных сторон, даже потенциальный карьерный рост и развитие навыков для Члены команды. Этот процесс поможет вам установить структуру требований и ограничений, которые необходимо учитывать, прежде чем люди будут переведены из одной роли или отдела в другую.

Сначала аудит. Шаг второй.

2. Скомпилируйте, расставьте приоритеты и синтезируйте исходные данные, назвав ключевые принципы, на основе которых вы хотите изменить свою операционную модель.

По мере разработки вашей системы требований и ограничений будет полезно установить принципы, которые вы хотите использовать для информирования о ваших изменениях. Например, основным принципом может быть согласование с другими командами. Или уменьшение трения и оптимизация обратной связи могут быть основным принципом. Эти основные принципы — ваша путеводная звезда. Любые и все изменения, которые происходят в результате реструктуризации организации, должны сознательно продвигать бизнес в этом направлении, не нарушая (именно поэтому важно сначала провести аудит) другие аспекты бизнеса, которые работают, как задумано.

Самая важная часть шага 2 — убедиться, что изменения, направленные на удовлетворение конкретных требований, не повлияют на другую часть бизнеса. Вы не хотите разбивать команду только для того, чтобы понять, что наличие всех этих людей в одной команде и есть то, что на самом деле заставляет все работать.

3. Организация по функциям, оптимизация по результату.

Следующим шагом является разбивка того, что делает каждый отдел в контексте всего бизнеса.

  • Какие услуги мы предоставляем?
  • Какие продукты (результаты) мы поставляем?
  • Какие функции необходимы для предоставления этих услуг и продуктов?
  • Какие функции напрямую связаны с доходом (например, продажи и маркетинг) по сравнению с функциями, косвенно связанными с доходом (например, внутреннее управление проектами).

Например, организация, которую я сейчас возглавляю в SAP, предлагает ряд продуктов и услуг нашим заинтересованным сторонам. Они варьируются от стратегических (архитектура бренда, система визуальной идентификации, ежегодная кампания по повышению узнаваемости бренда и т. д.) до тактических (управление библиотекой изображений, учебные занятия по бренду, мастер презентаций PowerPoint и т. д.). Некоторые из них, такие как наши кампании по повышению осведомленности, являются крупными задачами, которые вносят значительный вклад в итоговую прибыль. Другие, такие как мастер PowerPoint, не привязываются к доходам, а вместо этого способствуют созданию капитала бренда.

Документирование всего, что доставляется, является мощным упражнением, поскольку оно раскрывает истинный объем работы, который затем можно сравнить с уставом организации. Рассмотрение того, какие из этих услуг являются приоритетными, поможет вам определить основные функции, вокруг которых вы должны организовать работу. Когда вы организуете по функциям (например, вовлечение сотрудников или творческое развитие), а не по областям (например, брендинг или реклама), вы не только получаете эффективность, но и лучше понимаете, как вы можете оптимизировать для конкретного результата.

4. Задокументируйте текущую операционную модель.

Как только вы каталогизируете все свои различные услуги, вы сможете быстро определить, как люди, процессы и инструменты, необходимые для предоставления этих услуг, работают сегодня вместе, и как потенциальные изменения в этой операционной модели приведут к различным результатам. .

Вот где начинается настоящая работа.

Реорганизация большого отдела (особенно в рамках глобального предприятия) подобна переделке сети. Каждая функция связана с какой-то другой функцией, которая связана с пятью другими функциями, и так далее. Когда вы вносите одно изменение, оно будет иметь каскадные последствия не только в вашем отделе, но и в каждой команде, которую ваши люди либо поддерживают в своей работе, либо полагаются на предоставление своих услуг.

После того, как вы задокументировали свою текущую операционную модель, вы готовы разработать новую в контексте предоставляемых вами услуг, ваших ключевых принципов и вашей системы требований и ограничений. Это самая длинная часть процесса, потому что вы пытаетесь ориентироваться во многих сложных и движущихся частях, но это также та часть, к которой стоит усердно относиться. Делайте это правильно, и объяснить произошедшие изменения в вашей организации будет легко, потому что они поддерживают операционную модель, которая была разработана для обслуживания бизнеса.

Разработав новую операционную модель, пора приступить к размещению ваших людей.

5. Спроектируйте свою организацию и внесите изменения.

Последний шаг — выяснить, куда все идут, а затем сделать ходы.

Если вы усердно работали над всеми остальными шагами, этот будет легким. Вы знаете свою команду, их навыки и их амбиции. Вы знаете, что нужно сделать, и сможете помочь им ясно увидеть свою роль в достижении целей вашей организации. Правильная структура и правильное размещение людей в этой структуре проявятся очень быстро.

Но, как и в случае с любым другим планом, будьте готовы внести коррективы после того, как он будет приведен в действие. Через шесть месяцев в новой организационной структуре вы начнете видеть, где что-то может пойти не так, как ожидалось. Не спешите менять организацию сразу. Вместо этого вернитесь к этому процессу и сравните проблемы с операционной моделью и ключевыми принципами. Спросите себя, действительно ли проблема будет решена с помощью еще одного организационного изменения, или лучшим решением может быть корректировка операционной модели или пересмотр объема услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *