Ошибка 404: Страница не найдена
Похоже, что здесь ничего нет…Может, попробуете воспользоваться поиском?
Искать:Свежие записи
- конец
- Привет, мир!
Архивы
Архивы Выберите месяц Май 2016 Март 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуБез рубрикиСтраницы
- #413 (без названия)
- #888 (без названия)
- #1011 (без названия)
- #2554 (без названия)
- #2622 (без названия)
- #2781 (без названия)
- #2786 (без названия)
- #2793 (без названия)
- #2802 (без названия)
- #2809 (без названия)
- #2814 (без названия)
- #2821 (без названия)
- #2827 (без названия)
- #2832 (без названия)
- #2838 (без названия)
- #2852 (без названия)
- Bigos po polsku
- Dorsz po polsku
- Flaki po polsku
- Gołąbki po polsku
- Gulasz po polsku
- Polska kuchnia
- Ryba po polsku
- Zupa pomidorowa po polsku
- Żurek po polsku
- Август II Сильный
- Август III Саксонец
- Авто из Польши. Как купить?
- Агнешка Радваньская
- Адам Мицкевич
- Александр Квасьневский
- Александр Ягеллончик
- Анджей Вайда
- Анджей Голота
- Анджей Дуда
- Анна Герман
- Анна Ягеллонка
- Афганская война 1979-1989. Причины, ход событий, итоги
- Барбара Брыльска
- Безработица — неизбежный
- Безработица. Виды, последствия
- Беспозвоночные
- Битва под Оршей
- Битва при Варне
- Болеслав I Храбрый
- Болеслав II Смелый
- Болеслав III Кривоустый
- Болеслав IV Кудрявый
- Боровик
- Борьба с безработицей
- Братские могилы советских солдат. Что с ними?
- Бронислав Коморовский
- Бывшие территории Польши
- В Торуни полно красивых мест!
- Вавель
- Варшава
- Варшава и бывшие столицы Польши
- Варшавское восстание. Причины, ход событий, итоги
- Вацлав II
- Великая война 1409-1411
- Великолепный пряный суп
- Величка
- Вестерплатте 1939
- Висла – королева польских рек
- Вислава Шимборская
- Висло-Одерская операция
- Вкусненькие блюда польского происхождения
- Вкусный сладкий десерт
- Владислав I Герман
- Владислав I Локетек
- Владислав III Варненьчик
- Владислав IV Ваза
- Владислав Реймонт
- Воеводства Польши. Карта, описание
- Военное положение в Польше
- Война в Чечне. Причины, ход войны, итоги
- Войцех Ярузельский
- Волынская резня
- Восстание Костюшко
- Восстание Федоровича 1630 г.
- Восстание Хмельницкого
- Вроцлав
- Вроцлав — историческая столица Силезии
- Генрик Сенкевич
- Генрих III Валуа
- Герб Польши – история и значение
- Гимн Польши. Слушать. Текст. Перевод. История. Символика
- Главные города Польши. Список. Карта. Описание
- Глобализация
- Гражданская война в России 1917-1922. Причины, ход событий, итоги
- Грюнвальдская битва — великолепная победа объединенных войск Польши и Литвы
- Даниэль Ольбрыхский
- Дворец культуры и науки в Варшаве
- Декабристы — все что о них нужно знать
- Достопримечательности Варшавы
- Достопримечательности Вроцлава
- Достопримечательности Гданьска
- Достопримечательности Катовице
- Достопримечательности Кракова
- Достопримечательности Лодзи
- Достопримечательности Люблина
- Достопримечательности Ольштына
- Достопримечательности Познани
- Достопримечательности Пшемысля
- Достопримечательности Щецина
- Достопримеяательности Лодзи
- Другие статьи
- Ели ли вы эту штуку раньше?
- Железный Феликс
- Жизнь в Польше. Плюсы и минусы
- Закопане
- Замок Мариенбург. Мальборк, видео, описание, фото
- Заработная плата в Польше
- Зачем учить польский? 10 причин
- Изабелла Скорупко
- Инфляция
- Иоанн Павел II
- История Польши
- Казимир I Восстановитель
- Казимир II Справедливый
- Казимир III Великий
- Казимир ΙV
- Казимир Пулавский
- Казимир Функ
- Как называются страны по-польски?
- Как найти квартиру в Польше? 10 советов
- Как переехать в Польшу?
- Как празднуют в Польше Рождество?
- Калории, калории…
- Карта поляка. Как ее получить? что это такое?
- Катастрофа Ту-154 в Смоленске. Что случилось?
- Конституция 3 мая 1791 года
- Конституция Царства Польского 1815
- Контакт
- Корейская война 1950-1953. Причины, ход событий, итоги
- Король грибов
- Краков
- Красный суп, красная армия, красный мир…
- Крещение Польши — переломное событие в истории страны
- Крещение Руси. Причины, ход событий, итоги
- Кризис
- Кругобайкальское восстание
- Крымская война 1853-1856. Причины, ход событий, итоги
- Кшиштоф Кеслевский — всемирно известный режиссер
- Кшиштоф Пендерецкий
- Лекарства в Польше. Где, как, почем?
- Лех Валенса
- Лех Качиньский
- Лисичка
- Лодзь
- Лучшие актеры и актрисы Польши
- Людвик Заменгоф
- Людовик I Великий
- Мариуш Пудзяновский
- Мария Склодовская-Кюри
- Медовый мир у ваших ног
- Местное приграничное передвижение с Польшей — полезная информация для туристов
- Месяцы
- Мешко I
- Мешко II
- Михаил Корибут Вишневецкий
- Насекомые
- Небольшой город возле польско-белорусской границы
- Необыкновенное польское блюдо
- Необычный розовый суп
- Необычный, но вкусный суп
- Николай Коперник
- Обстановка накануне. Почему Грянул «Октябрь»?
- Объекты ЮНЕСКО в Польше
- Освенцим
- Основные причины ненависти
- Отдых в Польше
- Оценка участия России в разделах Польши
- Павел Делонг. Фильмография и семья (жена, дети, сестра)
- Пальчики оближешь
- Пасха в Польше. Основные традиции
- Познань
- Поиск жилья в Польше. 9 советов
- Полезные насыщенные жири содержатся в рыбе
- Польская гусария
- Польская культура
- Польская кухня
- Польская шляхта
Польские блюда- Польские города и их достопримечательности
- Польские женские имена
- Польские замки
- Польские знаменитости
- Польские имена. Популярные, происхождение, тенденции
- Польские книги
- Польские легенды
- Польские магнаты
- Польские мужские имена
- Польские традиции и обычаи. Каковы они?
- Польские фамилии
- Польские фильмы
- Польский гриб. Описание, фото, двойники. Моховик
- Польский злотый – история и особенности денежной единицы
- Польский поход красной армии (РККА)
- Польское восстание 1830—1831 годов
- Польское восстание 1863
- Польское первое и второе в одном блюде — вкусняшка
- Польша в составе Российской Империи (1792-1917)
- Поляки в Москве! 1610-1612
- Почему русские ненавидят поляков и Польшу?
- Почему стоит открыть бизнес в Польше? 10 причин
- Почему стоит учить польский язык?
- Правители Польши
- Президент Польши
- Промышленность Польши
- Путь к независимой Польше
- Пшемысл II
- Работа для белорусов
- работа для украинцев
- Рабочая виза в Польшу. Как получить?
- Раздел Польши 1772
- Раздел Польши 1793
- Раздел Польши 1795
- Раздел Польши 1939
- Разделы Польши
- Расстрел в Катыни. Трагедия польского народа
- Речь Посполитая — значение названия бывшей державы
- Речь Посполитая образовалась в 1569 году
- Роберт Корженёвски
- Роберт Кубица
- Роберт Левандовски
- Роман Полански
- Русско-польская война 1577-1582
- Русско-польская война 1609-1618
- Рыжик
- Самые востребованные профессии в Польше. Топ 10
- Самые крупные города Польши и их особенности
- Сбор клубники — вкуснейшего фрукта, выращиваемого в Польше
- Сигизмунд I Старый
- Сигизмунд II Август
- Сигизмунд III Ваза
- Сладкий десерт, который все знают
- Смоленская война. Причины, ход событий, итоги
- Советско-польская война 1919-1921
- Сражение при Клушине
- Станислав I Лещинский
- Станислав Август Понятовский
- Станислав Лем
- Станислав Монюшко
- Стефан Банах
- Стефан Баторий
- Стоит ли ехать в Польшу на работу? Преимущества и недостатки
- Тадеуш Костюшко
- Таможенный контроль в Польше.
- Трудоустройство в Польше
- Удивительное польское блюдо
- Учеба в Польше
- Флаг и Герб Речи Посполитой
- Флаг Польши
- Форсирование Вислы 1944
- Форсирование Одера 1945
- Фредерик Шопен
- Холодная война. Причины, ход событий, итоги
- Хрустящий домашний хворост по-польски
- Чеслав Милош
- Числительные
- Шопинг в Польше. Что и как?
- Экономика
- Экономика Германии
- Экономика Испании
- Экономика Италии
- Экономика Норвегии
- Экономика Польши
- Экономика Украины
- Экономика Франции
- Экономика Чехии
- Экономика ЮАР
- Экономика Японии
- Эмиграция в Польшу
- Юзеф Пилсудский
- Юлиуш Словацкий
- Юстина Ковальчик
- Яблоки — самый распространенный фрукт выращиваемый в Польше
- Ягайло
- Ядвига
- Ян I Ольбрахт
- Ян II Казимир Ваза
- Ян III Собеский
- Ян Кохановский
- Ян Матейко
Этапы войны.
Афган: русские на войнеЭтапы войны
Афганскую войну обычно делят на четыре этапа. Первый длился с декабря 1979 года до февраля 1980 года — это была первоначальная переброска советских сил в Афганистан и развертывание их в стране.
Изначально инструкции по ведению боевых действий разрешали советским солдатам открывать огонь только в ответ на нападение или ради освобождения советников из СССР, захваченных повстанцами. Но число жертв росло. Первое столкновение произошло вскоре после ввода войск. В середине января взбунтовалась афганская артиллерийская часть, и три советских советника были зверски убиты. Афганские власти обратились к русским за помощью. Погибло больше сотни афганцев и два советских солдата
Двадцать первого февраля в Кабуле грянула крупная демонстрация. На улицы вышли, как потом рассказывали, около трехсот тысяч человек, выкрикивавших антиправительственные и антисоветские лозунги. Демонстрации продолжились на следующий день. Русские считали, что этот крупнейший за всю историю протест в столице был устроен с подачи иностранных агентов, в том числе Роберта Ли, которого подозревали в работе на ЦРУ. Демонстранты заполнили главные улицы и площади и пошли на Арк, где находилась резиденция Кармаля. Они осадили административные здания, обстреляли из минометов советское посольство и убили несколько советских граждан. Митингующие грабили магазины, громили машины и подожгли гостиницу. Появились жертвы и среди мирного населения. Командир 40-й армии генерал Тухаринов получил приказ заблокировать подходы к городу. Ситуацию взяли под контроль.
Этот момент стал поворотным. Москва приказала 40-й армии «начать совместно с армией ДРА активные действия по разгрому отрядов вооруженной оппозиции»{189}. Первую операцию русские организовали в марте в провинции Кунар, у границы с Пакистаном. Даже за этот период 40-я армия потеряла 245 солдат, в среднем 123 в месяц.{190}
Советские автоколонны уже подвергались атакам на главных путях из СССР. В ответ русские устроили систему поддерживающих друг друга застав, размещенных с равными интервалами вдоль главных дорог, вокруг крупных городов и аэропортов. Так они следили за перемещениями моджахедов, охраняли электростанции и трубопроводы, сопровождали колонны, а при необходимости вызывали авиа- и артиллерийскую поддержку. По всей стране были построены 862 заставы, на них служило больше двадцати тысяч человек — существенная доля сил 40-й армии.
Заставы были одним из характерных феноменов той войны. Некоторые были совсем маленькими, не больше дюжины солдат. В этих крохотных гарнизонах люди могли сидеть бессменно полтора года. Некоторые из них были устроены в недоступных местах, на высотах с видом на афганские деревни или пути подвоза припасов, и снабжать такие заставы получалось только по воздуху. На заставы регулярно нападали: с января по август 1987 года погибли три командира застав и 73 солдата, еще 283 были ранены{191}. Но мятежникам не удалось захватить ни одну из них. Заставы выживали не столько благодаря силовому превосходству, которое невозможно было поддерживать долгое время, сколько благодаря договоренностям с соседними кишлаками.
Жизнь на заставе была однообразной. Некачественная пища и вода, почти никаких развлечений, если не считать обязательной ленинской комнаты, иногда телевизора, и постоянная угроза болезни или нападения изматывали людей{192}. Некоторые говорили, что им удавалось выживать в условиях, которые западным солдатам показались бы невыносимыми, потому что на родине, в СССР, они жили тоже неважно. Теснота заставы была не хуже тесноты коммунальной квартиры.
К этому моменту Соколова в роли главы Оперативной группы Министерства обороны сменил ветеран Сталинграда Валентин Варенников — безжалостный и упрямый человек, противоречивая фигура. Он побывал на заставе, угнездившейся на вершине горы по соседству с Кабулом: это была часть внешней линии обороны города.
Вертолет, пролетев минут 12-15, сделал один, затем второй круг над этой заставой и осторожно начал опускаться одним колесом шасси на кромку площадки, которая была приблизительно 1,5 на 4 метра. Когда колесо коснулось камня, мы выпрыгнули. Нас было трое. Вертолет тут же улетел…
Площадка имела форму неправильного прямоугольника и была с трех сторон обнесена полутораметровой толстой стенкой из мешков с песком — их сюда навозили вертолетами. Четвертую стенку не поставили, так как подлетающий вертолет опирался одной «ногой» о площадку.
От этой «большой», около шести квадратных метров, площадки отходила малая — выступ с понижением, типа ступеньки. Здесь был установлен 120-мм миномет, рядом высилась гора мин к нему. Здесь же устроили и укрытие от непогоды. На основной площадке, в двух ее противоположных концах, установили крупнокалиберные пулеметы ДШК. От малой площадки вниз под углом 45_50° шла тропа, вырубленные в гранитной скале ступеньки, по обе стороны которых был протянут добротный канат вместо перил. В конце тропы находилась еще одна площадка — приблизительно такой же величины, как и верхняя. Здесь стоял крупнокалиберный пулемет. Здесь же был сосредоточен и весь быт небольшого, всего двенадцать человек, гарнизона: место для отдыха, кухня, умывальник и т. д. Мы устроились на снарядных ящиках, которые на большинстве застав являются главной составляющей «мебели»: они были и стульями, и столами, и лежаками для сна, и сундуками{193}.
Второй этап войны длился с марта 1980 года по апрель 1985 года. Обе стороны совершенствовали тактику. После поражений в прямых столкновениях с советскими войсками моджахеды приняли на вооружение классическую партизанскую тактику: наскок-отход, засады, мины-ловушки. Летом 1980 года отряду моджахедов, базировавшемуся в шести километрах от Кабула, удалось обстрелять из минометов штаб 40-й армии во дворце Амина, восстановленном после декабрьского штурма{194}. Начав в апреле 1980 года первую крупномасштабную операцию в Панджшерском ущелье, СССР глубоко увяз в афганской трясине. За этой операцией последовали другие — в масштабах, с которыми советская армия не сталкивалась со Второй мировой войны. В августе разведывательный батальон 201-й мотострелковой дивизии попал в засаду у Кишима и потерял 45 человек. Из СССР прибывали делегации. Чиновники хотели собственными глазами увидеть, что происходит. Быт начал улучшаться. Стали приезжать музыканты, развлекавшие солдат. Но именно на этом этапе советская армия понесла самые крупные потери: 9175 убитых (в среднем 148 человек в месяц).
Третий этап продолжался с мая 1985 года до конца 1986 года. Михаил Горбачев вступил в активные переговоры о возвращении солдат на родину, и были предприняты усилия, чтобы сократить число жертв этой все более непопулярной войны. Советские силы стремились ограничиться воздушными и артиллерийскими операциями в помощь афганским войскам, а мотострелковые части в основном использовались для поддержки операций и повышения боевого духа афганских союзников. Спецназ и разведывательные части сосредоточились на предотвращении поставок оружия и боеприпасов для мятежников из-за границы. Но даже такие операции поддержки могли обернуться тяжелыми боями. В этот период погибли 2745 солдат (в среднем 137 в месяц). Смертность снизилась, но не существенно. На этом этапе начался вывод войск: летом 1986 года на родину отправили шесть полков, и численность армии сократилась на пятнадцать тысяч человек{195}.
В тот период достигли пика одобряемые пакистанцами набеги моджахедов на территорию СССР. Ущерба они наносили немного, но американцы тревожились, что эти атаки могут спровоцировать непропорционально резкую реакцию СССР. Когда в апреле 1987 года диверсионная группа моджахедов пересекла Амударью, прошла два десятка километров к северу и обстреляла ракетами завод, советский посол в Исламабаде ворвался в пакистанский МИД и предупредил: дальнейшие нападения приведут к суровым последствиям. Набеги прекратились{196}.
Четвертый этап войны начался в ноябре 1986 года, когда СССР сменил Бабрака Кармаля на нового президента — Мухаммеда Наджибуллу. При активной поддержке русских Наджибулла начал вести политику национального примирения, ориентированную на сотрудничество с политическими и религиозными лидерами некоммунистических взглядов, а также на наращивание афганской армии и правоохранительных органов, что позволило бы избавиться от зависимости от Советов.
Советские силы по-прежнему обеспечивали поддержку операций афганской армии. Но теперь советские командиры были намерены свести свои жертвы к минимуму и все чаще полагались на стратегические бомбардировщики, выполнявшие в Афганистане секретные задания (для прикрытия они приписывались афганским ВВС). Ближе к концу войны одна мощная бомба, сброшенная со стратегического бомбардировщика, упала рядом с афганским штабом, а другая убила несколько десятков мирных жителей. В обломках нашли фрагменты бомбы, афганцы пожаловались, и СССР создал следственную комиссию. Но инцидент замяли, никого не наказали. С помощью бомбардировщиков советское командование пыталось подавить позиции моджахедов в районе Файзабада, Джелалабада и Кандагара, которые 40-я армия уже оставила. Они атаковали (без особого успеха) ракетные батареи моджахедов, которые теперь обстреливали Кабул. В последние недели войны советские ВВС разбомбили позиции Масуда в Панджшере. Эта операция, «Тайфун», имела скорее политическое, чем военное значение{197}.
Но основную энергию 40_я армия посвящала подготовке, а затем и выполнению плана окончательного ухода из страны. Вывод войск проходил в два этапа: с мая по август 1988 года и с ноября 1988 по февраль 1989 года. Он был выполнен с тем же умением, которое русские продемонстрировали при вводе войск. За этот период погибло 2262 солдата (в среднем 87 в месяц).
Мятежники не вмешивались в процесс вывода войск: к этому моменту их гораздо больше волновала возможность пробить себе дорогу к власти в новом Афганистане. И последовавшая за этим гражданская война оказалась — по крайней мере для Кабула — более разрушительной, чем все случившееся за время присутствия русских{198}.
* * *
Генерал Ляховский, неутомимый летописец той войны, рисует уничижительную картину боеспособности 40-й армии. По его словам, вплоть до середины 1980 года войска неколебимо придерживались ортодоксальных методов и, передвигаясь по ущельям, не отходили от бронетехники. Позднее боеспособность армии выросла, но множество проблем остались. Части были не полностью укомплектованы, и необходимость быть настороже и днем, и ночью на случай нападения моджахедов приводила к физическому истощению и падению боевого духа. Солдатам не хватало выносливости. Они прошли слабую подготовку. Их экипировка оставляла желать лучшего. Младшие офицеры пренебрегали правилами безопасности и разведкой, они не владели тактикой, так что даже когда преимущество оказывалось на их стороне, мятежникам часто удавалось уйти. Ляховский пришел к выводу: относительная неудача СССР в Афганистане, в первой войне со времен Второй мировой, продемонстрировала слабость страны, подорвала ее уверенность в своих силах и развеяла миф о неуязвимости{199}.
Это не совсем справедливо. Несмотря на критику солдат 40-й армии, лучшие из них стали грозными бойцами, которых уважали и боялись враги. Десантные войска и спецназ учились сражаться с неуловимым врагом. Эдуард Жирарде, который провел много времени в лагерях моджахедов, сообщал: «Войска спецназа действуют быстро, тихо и смертоносно. За один рейд в декабре [1985 года] они вырезали 82 и ранили 60 партизан»{200}. Командир моджахедов Амин Вардак так описывал засаду: «Они напали в узком ущелье. Сначала — из-за глушителей — мы даже не поняли, что в нас стреляют. Потом наши люди начали падать»{201}.
* * *
Структура 40~й армии была уникальной. «За всю историю наших Вооруженных сил, — объяснял ее последний командующий генерал Громов, — не было такой армии, которая располагала бы собственными военно-воздушными силами. Особую мощь придавало большое количество батальонов специального назначения — их было восемь. И это наряду с десантниками и разведчиками — самыми подготовленными подразделениями»{202}. Уникальными были и поставленные перед ней задачи. В отличие от некоторых западных армий, советская прежде не вела затяжную войну с партизанами в чужой стране. 40-я армия была расформирована, как только кончилась война. Она выиграла основные сражения, и это успокаивало командиров. Но она так и не смогла добиться политических успехов, на которые надеялось руководство страны.
Советские потери в ходе гражданской войны в Китае и японско-китайской войны, 1923—1941 гг
Советские потери в ходе гражданской войны в Китае и японско-китайской войны, 1923—1941 гг Советский Союз в ходе гражданской войны в Китае и начавшейся летом 1937 года японско-китайской войны оказывал помощь как правительству Гоминьдана, так и китайским коммунистам. Вплоть до
42-й – 43-й дни войны
42-й – 43-й дни войны Созданные дивизии народных ополчений 260, 269, 282-я в первой декаде августа 1941 года направляются в район г. Почеп на Брянский фронт, под Киев – 266, 280-я, под Ленинград (265, 268, 291-я) и в другие важнейшие места, где решается судьба Отчизны.Из 11-й дивизии народного
75-й – 77-й дни войны
75-й – 77-й дни войны Для достижения своих коварных целей, в первых числах сентября 1941 г. гитлеровское командование сосредоточивает мощную группировку войск восточнее Смоленска в полосе группы армий «Центр» под командованием Ф. Бока. Федор фон БокВ состав наступательных
79-й – 80-й дни войны
79-й – 80-й дни войны 8 сентября. НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.В начале сентября немцы начали массированное наступление на Ленинград. Рельеф местности доставляет им немало хлопот – окружить город, с тыла защищаемый огромной естественной преградой – Ладожским озером,
81-й – 84-й дни войны
81-й – 84-й дни войны 10 сентября 1941 года. Закончилось Смоленское сражение, продолжавшееся в течение 2-х месяцев с 10 июля 1941 г. Ожесточённые бои продолжались на огромной территории: 600–650 км по фронту (от Идрицы и Великих Лук на севере до Лоева и Новгород-Северского на юге) и
88-й – 91-й дни войны
88-й – 91-й дни войны 17 сентября 1941 года. 9-я дивизия народного ополчения г. Москвы получает приказ командующего Резервным фронтом Маршала Советского Союза С. М. Буденного о ее передаче из 33-й армии в состав находящейся на передовой линии фронта и уже прославившейся
94-й и 95-й дни войны
94-й и 95-й дни войны 23 сентября 1941 года. На московском направлении действуют три фронта: Западный (командующий И. С. Конев), Резервный (командующий С. М. Буденный) и Брянский (командующий А. И. Еременко). Советским руководством принимаются срочные меры для усиления обороны, в
96-й и 97-й дни войны
96-й и 97-й дни войны 25 сентября 1941 года. Готовность Ржевско-Вяземского рубежа и Можайской линии обороны не превышает 40–50 % запланированного объема работ. На восточном берегу озера Селигер получает боевое крещение 4-я стрелковая дивизия Куйбышевского района. Некоторые
Войны после войны
Войны после войны Вторая мировая закончилась, но Ju 52/3m еще довелось поучаствовать в нескольких локальных конфликтах. Французские «Туканы» воевали в Индокитае. В феврале 1946 г. на аэродром Бьенхоа (к северо-западу от Сайгона) прибыла эскадрилья GT I/34 «Беарн». В ее составе
Войны после войны
Войны после войны Вторая мировая закончилась, но Ju 52/3m еще довелось поучаствовать в нескольких локальных конфликтах. Французские «Туканы» воевали в Индокитае. В феврале 1946 г. на аэродром Бьенхоа (к северо- западу от Сайгона) прибыла эскадрилья GT I/34 «Беарн». В ее составе
Псы войны
Псы войны Для решения этих задач на базе существующих разведывательно-диверсионных подразделений абвера, прошедших обкатку при захвате Польши, Франции, Югославии и Греции, началось развертывание сверхштата полка специального назначения «Бранденбург-800». Но одних его
Этапы развития немецкой пропаганды
Этапы развития немецкой пропаганды Во время войны пропаганда не может замыкаться в кругу своих собственных задачи интересов, она должна быстро откликаться на каждое из военных событий. Это весьма наглядно подтверждается практикой. Трудности немецкой пропаганды
ЭТАПЫ СМЕРТИ
ЭТАПЫ СМЕРТИ Ночью в октябре 1941 года военнопленных бойцов и командиров Красной армии немецкие оккупанты гнали через Смоленск. А затем в центре города их расстреливали. Спустя два года свидетели и очевидцы показали: на протяжении примерно 2-х километров по всей Советской
Начальный период войны, характер и условия войны на Восточном фронте
Начальный период войны, характер и условия войны на Восточном фронте «Кроме англичан, история вообще знает только две нации, которым досталось сопоставимое национальное чувство собственного достоинства, схожее провиденциальное осознание собственной силы: это римляне
Уроки двадцатилетней реконструкции Афганистана
Прочитать полный отчет
Обзор
Коммандос афганской армии стоят на песчаной отмели в районе Балакино-Базар в Мардже, 24 февраля 2010 года. (Фото Патрика База, сделанное AFP)
Правительство США уже потратило 20 лет и 145 миллиардов долларов, пытаясь восстановить Афганистан, его силы безопасности, гражданские правительственные учреждения, экономику и гражданское общество. Министерство обороны (DOD) также потратило 837 миллиардов долларов на боевые действия, в ходе которых 2443 американских военнослужащих и 1144 союзных военнослужащих были убиты и 20 666 американских военнослужащих получили ранения. Тем временем афганцы понесли еще большие потери. По меньшей мере 66 000 афганских военнослужащих были убиты. С 2001 года более 48 000 афганских мирных жителей были убиты и по меньшей мере 75 000 получили ранения — и то, и другое, вероятно, сильно занижено.
Чрезвычайные расходы должны были служить определенной цели, хотя определение этой цели менялось со временем. В разное время правительство США надеялось ликвидировать «Аль-Каиду», уничтожить приютившее ее движение «Талибан», лишить все террористические группы убежища в Афганистане, создать афганские силы безопасности, чтобы они могли лишить террористов убежища в будущем, и помочь гражданское правительство станет легитимным и достаточно дееспособным, чтобы завоевать доверие афганцев. Считалось, что каждая достигнутая цель приближает правительство США на один шаг к возможности уйти.
Несмотря на то, что в нескольких областях произошли улучшения, особенно в области здравоохранения, материнского здоровья и образования, прогресс был призрачным, а перспективы сохранения достигнутого прогресса сомнительны. Правительство США часто ошеломлено масштабами восстановления страны, которая на момент вторжения США уже пережила два десятилетия советской оккупации, гражданской войны и жестокости талибов.
С момента своего основания в 2008 году SIGAR пытался повысить вероятность успеха восстановления Афганистана правительством США. Наши расследования привлекли преступников к ответственности за обман правительства США; наши аудиторские проверки и отчеты по специальным проектам выявляли слабые места в программах до того, как стало слишком поздно их исправлять; наши ежеквартальные отчеты давали практически в реальном времени анализ проблем реконструкции по мере их возникновения; и в наших отчетах об извлеченных уроках выявлены проблемы, которые угрожают жизнеспособности всей американской инициативы по восстановлению Афганистана и любых подобных усилий, которые могут быть предприняты после этого. SIGAR провела 427 аудитов, 191 специальный отчет по проекту, 52 ежеквартальных отчета и 10 всеобъемлющих отчетов об извлеченных уроках. Между тем, в результате уголовных расследований SIGAR было вынесено 160 обвинительных приговоров. Эта надзорная работа в совокупности позволила налогоплательщикам США сэкономить 3,84 миллиарда долларов.
После проведения более 760 интервью и изучения тысяч правительственных документов наш анализ извлеченных уроков выявил проблемные усилия по восстановлению, которые принесли определенные успехи, но также были отмечены слишком большим количеством неудач. Используя этот объем работы, а также работу других надзорных организаций, SIGAR определила семь ключевых уроков, которые охватывают всю 20-летнюю кампанию и могут быть использованы в других зонах конфликтов по всему миру.
Подробнее (PDF)
Уроки
Афганцы сидят на пожертвованиях еды в кузове пикапа перед раздачей нуждающимся семьям в округе Нава, провинция Гильменд, сентябрь 2010 года. (Фото морской пехоты, сделанное сержантом Марком Файлогой)
Урок 1: Стратегия
Президент Джордж Буш встречается с представителями Совета национальной безопасности в Ситуационной комнате Белого дома 20 сентября 2001 г. (фото Белого дома)
Правительство США постоянно боролось за разработку и реализацию последовательной стратегии того, чего оно надеялось достичь.
Проблемы, с которыми столкнулись официальные лица США при создании долгосрочных и устойчивых улучшений, вызывают вопросы о способности правительственных учреждений США разрабатывать, реализовывать и оценивать стратегии реконструкции. Разделение обязанностей между учреждениями не всегда учитывало сильные и слабые стороны каждого учреждения. Например, предполагается, что Государственный департамент возглавит усилия по восстановлению, но ему не хватает опыта и ресурсов, чтобы взять на себя инициативу и владеть стратегией в Афганистане. Напротив, у Министерства обороны есть необходимые ресурсы и опыт для управления стратегиями, но не для крупномасштабных миссий по реконструкции со значительными экономическими и управленческими компонентами. Это означало, что ни у одного агентства не было необходимого мышления, опыта и ресурсов для разработки и управления стратегией восстановления Афганистана. Чтобы правительство США успешно восстановило страну, особенно ту, которая все еще переживает насильственный конфликт, гражданским агентствам потребуются необходимые ресурсы и гибкость, чтобы руководить на практике, а не только на бумаге.
Плохое разделение труда привело к слабой стратегии. Хотя первоначально эта стратегия была связана с уничтожением «Аль-Каиды», она значительно расширилась, включив в себя разгром талибов, повстанческой группировки, глубоко укоренившейся в афганских общинах, а затем снова расширилась, включив коррумпированных афганских чиновников, которые подрывали усилия США на каждом шагу. Между тем ухудшение безопасности вынудило миссию еще больше расшириться. Официальные лица США считали, что решение проблемы отсутствия безопасности заключается в вливании все большего количества ресурсов в афганские институты, но отсутствие прогресса после всплеска гражданской и военной помощи в период с 2009 г.и 2011 г. ясно показали, что фундаментальные проблемы вряд ли удастся решить за счет изменения уровня ресурсов. Правительство США просто не было способно предпринять что-то столь амбициозное в такой бескомпромиссной среде, независимо от бюджета. После десятилетия эскалации Соединенные Штаты начали постепенное десятилетнее сокращение, которое неуклонно показывало, насколько зависимым и уязвимым остается афганское правительство.
Подробнее (PDF)
«У нас не было фундаментального понимания Афганистана. Мы не знали, что делаем».
Совет национальной безопасности «Царь войны», генерал-лейтенант Дуглас Лют
Ассигнования США и численность войск США в Афганистане по финансовым годам, 2002–2021 гг.
Пропустить диаграмму
Урок 2: Хронология
Президент Обама встречается со своей командой национальной безопасности по Афганистану и Пакистану в Оперативной комнате Белого дома 20 октября 2010 года. (Фото Белого дома, сделанное Питом Соузой)
Правительство США постоянно недооценивало время, необходимое для восстановления Афганистана, и создавало нереалистичные сроки и ожидания, в которых приоритет отдавался быстрым расходам. Такой выбор увеличил коррупцию и снизил эффективность программ.
Усилия США по восстановлению в Афганистане можно описать как 20 однолетних усилий по восстановлению, а не как одно 20-летнее усилие. Официальные лица США часто недооценивали время и ресурсы, необходимые для восстановления Афганистана, что приводило к краткосрочным решениям, таким как наращивание войск, денег и ресурсов в 2009–2011 годах. Официальные лица США также отдавали приоритет своим собственным политическим предпочтениям в отношении того, как они хотели, чтобы реконструкция выглядела, а не того, чего они могли бы реально достичь, учитывая ограничения и условия на местах. В начале войны официальные лица США отказывали миссии в ресурсах, необходимых для оказания воздействия, а неявные сроки еще больше усложняли задачу. По мере ухудшения безопасности и увеличения требований к донорам росло и давление с целью демонстрации прогресса. Официальные лица США создали четкие временные рамки, ошибочно полагая, что решение в Вашингтоне может изменить исчисление сложных афганских институтов, влиятельных лиц и сообществ, против которых выступает Талибан.
По своему замыслу эти временные рамки часто игнорировали условия на месте и вынуждали к безрассудным компромиссам в программах США, создавая порочные стимулы к быстрым расходам и сосредоточению на краткосрочных, неустойчивых целях, которые не могли создать условия для победоносного вывода США. Вместо того, чтобы реформировать и улучшать, афганские институты и влиятельные лица нашли способы кооптировать средства в своих собственных целях, что только усугубило проблемы, для решения которых предназначались эти программы. Когда официальные лица США в конце концов осознали эту динамику, они просто нашли новые способы игнорировать условия на местах. Войска и ресурсы продолжали сокращаться на фоне неспособности афганского правительства справиться с нестабильностью или предотвратить ее обострение.
Подробнее (PDF)
«Это как налить в воронку много воды; если налить слишком быстро, вода выльется из воронки на землю. Мы заливали землю».
Дэвид Марсден, бывший сотрудник USAID
Урок 3: Устойчивое развитие
Члены PRT Kunar готовятся осмотреть строящийся мост в районе Маравара, провинция Кунар, 2005 г. (Фото Гарольда Ингрэма)
Многие учреждения и инфраструктурные проекты, построенные Соединенными Штатами, оказались неустойчивыми.
Программы реконструкции не похожи на гуманитарную помощь; они не предназначены для временного облегчения. Вместо этого они служат основой для создания необходимых институтов правительства, гражданского общества и торговли, чтобы поддерживать страну на неопределенный срок. Считалось, что каждая миля дороги, построенной Соединенными Штатами, и каждый обученный ими государственный служащий служат трамплином для еще большего улучшения и позволяют в конечном итоге завершить работы по восстановлению. Однако правительству США часто не удавалось обеспечить устойчивость своих проектов в долгосрочной перспективе. Миллиарды долларов на реконструкцию были потрачены впустую, поскольку проекты не использовались или пришли в негодность. Требование добиться быстрого прогресса побудило официальных лиц США выявлять и реализовывать краткосрочные проекты, мало принимая во внимание возможности правительства принимающей страны и долгосрочную устойчивость. Об агентствах США редко судили по продолжительной полезности их проектов, а только по количеству завершенных проектов и потраченных долларов.
Со временем в политике США стало подчеркиваться, что все американские проекты реконструкции должны быть устойчивыми, но афганцам часто не хватало возможностей взять на себя ответственность за проекты. В ответ правительство США пыталось помочь афганским учреждениям наращивать свой потенциал, но эти учреждения часто не могли удовлетворить требования США о быстром прогрессе. Более того, широко распространенная коррупция подвергает средства США, направляемые через афганское правительство, риску растраты, мошенничества и злоупотреблений. Эта динамика побудила официальных лиц США оказывать большую часть помощи не по каналам афганского правительства. Хотя такой подход и был целесообразным, он означал, что у афганских чиновников не было опыта управления и поддержки проектов реконструкции США в долгосрочной перспективе. В результате, даже когда программам удавалось достичь краткосрочного успеха, они часто не могли продолжаться долго, потому что афганцы, которые в конечном итоге брали на себя ответственность за них, были плохо оснащены, обучены или мотивированы для этого.
Подробнее (PDF)
«У афганского правительства не было мотива для создания собственного бюджетного процесса, потому что кран [донора] был открыт на полную мощность».
официальный представитель USAID
Урок 4: Персонал
Офицер армии США и афганская национальная полиция отрабатывают тактические движения в рамках учебной программы Целенаправленного развития округа в Кандагарском региональном учебном центре. (Фото НТМ-А Давида Вотрубека)
Контрпродуктивная политика и действия гражданского и военного персонала помешали усилиям.
Неспособность правительства США найти нужных людей на нужных должностях в нужное время была одним из самых значительных провалов миссии. Он также является одним из самых сложных в ремонте. Американский персонал в Афганистане часто был неквалифицированным и плохо обученным, а квалифицированных было трудно удержать. Полицейские советники министерства обороны США смотрели американские телепередачи, чтобы узнать о полицейской деятельности, группы по гражданским делам массово формировались с помощью презентаций PowerPoint, и каждое агентство подвергалось ежегодным лоботомиям, поскольку сотрудники постоянно увольнялись, оставляя преемников начинать с нуля и повторять одни и те же ошибки снова и снова. Эта динамика оказала непосредственное влияние на качество реконструкции. Часто не хватало персонала для надзора за расходами, и, конечно же, не хватало квалифицированных специалистов для этого. Это особенно верно для гражданских агентств, таких как Государственное управление США или Агентство США по международному развитию (USAID), которые должны были возглавить усилия, но не могли полноценно выполнять эту роль. Это вынуждало министерство обороны с лучшими ресурсами заполнить образовавшуюся пустоту, создавая напряженность в отношениях с гражданскими агентствами, у которых часто были другие идеи, но меньше сотрудников.
Подробнее (PDF)
«Я получил эту работу, потому что у меня был пульс и степень магистра».
официальный представитель USAID
Урок 5: Неуверенность
Частные охранники охраняют строительство дороги Хост-Гардез, 30 марта 2010 г. (фото USAID)
Постоянное отсутствие безопасности серьезно подорвало усилия по восстановлению.
Отсутствие насилия было важнейшей предпосылкой для всего, что американские официальные лица пытались сделать в Афганистане, однако усилия США по восстановлению страны происходили в то время, когда ее раздирали на части. Например, оказание помощи афганцам в организации заслуживающего доверия избирательного процесса становилось все более трудным по мере того, как неуклонно ухудшалась ситуация с безопасностью по всей стране — запугивание избирателей, препятствование регистрации избирателей и закрытие избирательных участков в день выборов. В отдаленных районах, где талибы оспаривали контроль, официальные лица США не смогли добиться достаточных успехов, чтобы убедить напуганных сельских афганцев в преимуществах поддержки их правительства. Отсутствие безопасности и неуверенность, которую оно порождает, также сделали Афганистан одной из самых неблагоприятных сред в мире для ведения бизнеса. Долгосрочное развитие сил безопасности Афганистана также привело к ряду вредных компромиссов, вызванных неотложной необходимостью решить проблему растущей нестабильности. Опасность означала, что даже программы по реинтеграции бывших боевиков потерпели неудачу, поскольку бывшие комбатанты не могли быть защищены от возмездия, если они присоединились к своим общинам.
Подробнее (PDF)
«[Сельские афганцы] не чувствовали, что их правительство может их защитить, и мы не могли изменить это, независимо от того, сколько мы построили, сколько людей мы наняли или как сильно они любили нас за это».
официальный представитель USAID
Урок 6: Контекст
Американские солдаты из 1-го батальона 5-го кавалерийского полка на наблюдательном посту над шоссе 1 в провинции Вардак, 12 августа 2013 г.
Правительство США не понимало афганского контекста и поэтому не смогло соответствующим образом адаптировать свои усилия.
Эффективное восстановление Афганистана требовало детального понимания социальной, экономической и политической динамики страны. Однако официальные лица США постоянно действовали вслепую, часто из-за сложности сбора необходимой информации. Правительство США также неуклюже навязывало западные технократические модели афганским экономическим институтам; обученные силы безопасности в современных системах вооружения, которые они не могли понять, не говоря уже о обслуживании; установил формальное верховенство закона в стране, которая обратилась с 80 к 90 процентов его споров через неофициальные средства; и часто изо всех сил пытались понять или смягчить культурные и социальные барьеры на пути поддержки женщин и девочек. Без этих фоновых знаний официальные лица США часто уполномочивали влиятельных лиц, которые охотились на население или отвлекали помощь США от ее предполагаемых получателей, чтобы обогатить и расширить возможности себя и своих союзников. Отсутствие знаний на местном уровне означало, что проекты, направленные на смягчение последствий конфликта, часто усугубляли его и даже непреднамеренно финансировали повстанцев.
Подробнее (PDF)
«В большинстве районов мы даже не слышали о настоящих проблемах людей. Мы делали предположения, проводили военные операции, привлекали правительственный персонал и предполагали, что это приведет к безопасности и стабильности».
Джабар Найми, бывший губернатор провинций Кундуз, Вардак, Хост и Лагман
Урок 7: Мониторинг и оценка
Оценщик программы, финансируемой USAID, берет интервью у старейшины в районе Айбак, провинция Саманган, май 2014 г. (фото USAID)
Государственные учреждения США редко проводили достаточный мониторинг и оценку, чтобы понять влияние своих усилий.
Мониторинг и оценка (МиО) — это процесс определения того, что работает, а что нет и что в результате необходимо изменить. Концептуально МиО относительно проста, но на практике она чрезвычайно сложна. Это особенно актуально в сложных и непредсказуемых условиях, таких как Афганистан, где текучесть кадров происходит быстро, несколько агентств должны одновременно координировать программы, ограничения безопасности и доступа затрудняют понимание проблем и воздействия программы, а множество переменных соревнуются за влияние на результаты. Отсутствие периодической проверки реальности создавало риск совершения неправильного действия: проект, в котором были выполнены требуемые задачи, считался «успешным», независимо от того, достиг ли он более широких и важных целей или нет.
Обширная аудиторская работа SIGAR в секторах, охватывающих здравоохранение, образование, верховенство закона, права женщин, инфраструктуру, помощь в обеспечении безопасности и другие, в совокупности рисует картину того, как агентства США пытаются эффективно измерить результаты, иногда полагаясь на сомнительные данные, чтобы заявить об успехе. . Усилия правительства США по мониторингу и оценке в Афганистане недооценивались и недоукомплектовывались персоналом, потому что общая кампания была сосредоточена на том, чтобы сделать как можно больше и как можно быстрее, а не на обеспечении того, чтобы программы были хорошо разработаны с самого начала и могли адаптироваться по мере необходимости. В результате правительство США упустило множество возможностей выявить критические недостатки в своих действиях или принять меры по их устранению. Эти недостатки поставили под угрозу жизнь сотрудников правительства США, Афганистана и коалиции и гражданских лиц и подорвали прогресс в достижении стратегических целей.
Подробнее (PDF)
«Невозможно было создать хорошие метрики. Мы пытались использовать количество обученных войск, уровень насилия и контроль над территорией, но ничего из этого не давало точной картины. В конце концов, нам не за что было зацепиться, кроме количества нападений на мирных жителей, ANDSF и [партнеров по коалиции]».
Высокопоставленный чиновник США
Заключение
В рамках операции «Медуза» солдаты 4-го взвода роты «Браво» Королевского канадского полка ворвались в предполагаемый опорный пункт талибов в Пашмуле, небольшой деревне к северу от округа Панджваи, 11 сентября 2006 г. (Фото Грэма Смита)
В заключение, этот отчет поднимает критические вопросы о способности правительства США проводить восстановительные работы в масштабах, наблюдаемых в Афганистане. Как офис генерального инспектора, которому поручено контролировать расходы на реконструкцию в Афганистане, подход SIGAR в целом был техническим; мы выявляем конкретные проблемы и предлагаем конкретные решения. Однако после 13 лет надзора совокупный список системных проблем, выявленных SIGAR и другими надзорными органами, ошеломляет. Как сказал SIGAR бывший советник по национальной безопасности Стивен Хэдли: «У нас просто нет работающей модели постконфликтной стабилизации. Каждый раз, когда у нас есть одна из этих вещей, это игра в пикап. У меня нет уверенности, что если бы мы сделали это снова, у нас бы получилось лучше».
Это также стало очевидным после войны во Вьетнаме, когда измученная войной и разделенная страна не хотела участвовать в другом подобном конфликте. После Вьетнама, например, армия США распустила наиболее активные подразделения по гражданским делам и сократила количество офицеров за границей, армейских «региональных экспертов по военно-политическим операциям». Силы специального назначения отошли от борьбы с повстанцами и вместо этого сосредоточились на проведении небольших операций в поддержку обычных сил. И штат USAID по всему миру постепенно сократился на 83 процента.
Другими словами, по словам бывшего заместителя начальника штаба генерала армии Джека Кина, «после войны во Вьетнаме мы очистились от всего, что имело отношение к нерегулярным военным действиям или повстанческим действиям, потому что это было связано с тем, как мы потеряли та война. Оглядываясь назад, это было плохим решением». Ведь отказ от подготовки после Вьетнама не помешал войнам в Ираке и Афганистане; вместо этого это гарантировало, что они превратятся в трясину.
Вместо того, чтобы мотивировать правительство США на улучшение, сложность этих миссий может вместо этого побудить американских чиновников двигаться дальше и готовиться к чему-то новому. По словам Роберта Гейтса, бывшего министра обороны с 2006 по 2011 год:
«Я заметил слишком сильную тенденцию к тому, что можно было бы назвать «следующей войной», склонность значительной части оборонного истеблишмента поддерживать то, что может понадобиться в будущем конфликте. . . . В целом, те возможности, которые нам, скорее всего, понадобятся в ближайшие годы, часто будут напоминать возможности, которые нужны нам сегодня».
Пост-афганский опыт ничем не отличается. Как показано в этом отчете, существует множество причин для развития этих возможностей и подготовки к миссиям по восстановлению в странах, пострадавших от конфликтов:
- Они очень дорогие. Например, все связанные с войной затраты на усилия США в Афганистане, Ираке и Пакистане за последние два десятилетия оцениваются в 6,4 триллиона долларов.
- Обычно они идут плохо.
- Широкое признание того, что они идут плохо, не помешало официальным лицам США заняться их преследованием.
- Восстановление стран, погрязших в конфликтах, на самом деле представляет собой непрерывную работу правительства США, о чем свидетельствуют усилия на Балканах и Гаити, а также более мелкие усилия, предпринимаемые в настоящее время в Мали, Буркина-Фасо, Сомали, Йемене, Украине и других странах.
- Крупные кампании по реконструкции обычно начинаются с малого, поэтому правительству США не составит труда снова скатиться по этому склону где-нибудь в другом месте и добиться того же результата, что и в Афганистане.
Тем не менее, после двух последних десятилетий в Афганистане и Ираке, штат, USAID и министерство обороны дали понять, что не видят возможности проведения крупномасштабных миссий в будущем. В Обзоре помощи в стабилизации, одобренном всеми тремя агентствами в 2018 году, отмечается: «Нет желания повторять крупномасштабные усилия по восстановлению, и поэтому наши обязательства должны быть более взвешенными по масштабу и гибкими в исполнении». Как и после Вьетнама, сегодня у американских политиков и общественности, которой они служат, могут быть веские причины избегать еще одного затяжного конфликта и миссии по восстановлению. Тем не менее, это не означает, что подобных попыток можно избежать в будущем.
Как отмечается в отчете SIGAR Stabilization , «вероятно, в будущем будут времена, когда контроль или влияние повстанцев над определенной территорией или населением будут считаться непосредственной угрозой интересам США». Если правительство США не подготовится к такой вероятности, оно может еще раз попытаться создать необходимые знания и потенциал на лету. Как видно из Афганистана и Ирака, это оказалось трудным, дорогостоящим и подверженным ошибкам, которых можно было бы избежать.
Как заметил бывший посол США в Афганистане Райан Крокер: «Вы должны начать работать над этим до того, как оно вам понадобится». Один бывший высокопоставленный чиновник Минобороны также отметил, что восстановление другой страны требует передовых навыков, которые необходимо развивать заранее. «Вы не будете изобретать, как вести пехотные операции [или] артиллерию в начале войны. Вам нужно [уже иметь] науку, стоящую за [реконструкцией], и людей, которые думают об этом 24/7».
Основываясь на работе SIGAR, а также на работе генеральных инспекторов в правительстве, этот отчет указывает на концептуальную, административную и логистическую работу, которая должна быть проделана между крупномасштабными усилиями по реконструкции, чтобы увеличить шансы правительства США на успехов в будущих кампаниях.
Вопрос о характере и объеме инвестиций, необходимых для надлежащей подготовки к этим кампаниям, остается открытым. В предыдущих отчетах об извлеченных уроках SIGAR дал рекомендации существующим правительственным учреждениям США по созданию базы данных квалифицированного персонала для вызова в случае необходимости, созданию межведомственной доктрины для помощи сектору безопасности и созданию антикоррупционных офисов в ключевых агентствах. Как заметил бывший посланник США в Афганистане Джеймс Доббинс, надлежащая подготовка «не означает, что вы должны иметь постоянный потенциал для немедленной подготовки [целой армии], но вы должны иметь ноу-хау и способность наращивать такие силы». ресурсов». Другие утверждали, что такая способность требует постоянного офиса с полномочиями и финансированием для подготовки, планирования, выполнения и оценки всех миссий по восстановлению.
Агентства США должны продолжать изучать, как они могут обеспечить наличие у них возможностей стратегического планирования, доктрины реконструкции, политики, передовой практики, стандартных операционных процедур, институциональных знаний и кадровых структур, необходимых как для крупных, так и для небольших миссий по реконструкции.
Читать полный отчет
Предварительный вердикт по стратегии в Афганистане
После злобных слушаний в Конгрессе на прошлой неделе многие американцы, вероятно, задаются вопросом, как все могло пойти так плохо и как наша стратегия в Афганистане могла так сильно провалиться? Сам председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли назвал миссию «стратегическим провалом». Некоторые также призывают к созданию комиссии для изучения проблемы. Это, конечно, было бы разумно, но стоит попытаться набросать набросок исторического приговора прямо сейчас, пока наше внимание все еще сосредоточено на этом вопросе. Беглый обзор истории показывает некоторые ключевые ошибки, да, но также и неотъемлемую сложность попыток построить функционирующее афганское правительство и армию из того, что двадцать два года предыдущего конфликта сделали, чтобы разрушить это общество. Возможно, нам не следует быть столь строгими к себе. Тем не менее, есть важные уроки, которые нужно усвоить.
Рассмотрим основные этапы войны. Во время терактов 11 сентября у Министерства обороны не было военного плана действий в Афганистане. Импровизация стала руководящим принципом, поскольку в начале октября начались воздушные атаки на позиции талибов. Вскоре на место прибыли группы специального назначения и ЦРУ — всего несколько сотен американских сотрудников — работавшие с Северным альянсом Афганистана, в котором доминируют таджики. Несколько сотен морских пехотинцев также вылетели в южный Афганистан. Вместе, в замечательной военной операции, эти американцы помогли Северному Альянсу свергнуть талибов осенью 2001 года. Это был несовершенный шедевр, поскольку Усама бен Ладен и его соратники ушли в Пакистан. Но с точки зрения военного новаторства и храбрости это все равно был шедевр.
Вторая отдельная глава разыгралась в течение следующих полудюжины лет или около того, когда силы США и НАТО предприняли очень скромные усилия, чтобы помочь Афганистану сформировать правительство, а также силы безопасности, используя подход, который иногда называют «легким следом». На этом этапе Вашингтон был озабочен Ираком, как и некоторые союзники по НАТО; никто в альянсе на самом деле не уделял приоритетного внимания Афганистану, и роль США там была сосредоточена на борьбе с терроризмом, поскольку Аль-Каида все еще существовала в разных местах и в разных местах. Да, мы должны были сделать больше для строительства афганского государства во время этого золотого окна, когда сопротивление талибов было меньше. Но во многом причина, по которой мы решили не пытаться делать слишком много в Афганистане, заключается в том, что, как многие говорят сегодня, это не было многообещающим местом для попыток государственного строительства, учитывая все его проблемы. Таким образом, подход с легким следом был ошибкой, но отчасти объяснимой.
К концу президентства Буша началась третья основная фаза военных действий под руководством США. Президент Джордж Буш и министр обороны Роберт Гейтс, обеспокоенные многочисленными признаками усиления Талибана, которому помогал, подстрекал и укрывал его Пакистан, а также воодушевленные успехом наступления в Ираке, начали постепенное наращивание сил в Афганистане в 2008 году. , хотя оба основных кандидата в президенты США выступали за то же самое. После избрания президент Барак Обама провел большое наращивание сил в Афганистане; Во время его наблюдения численность американских сил там увеличилась примерно втрое, а это означает, что наращивание войск в Афганистане было еще более драматическим изменением по сравнению с более ранними уровнями сил, чем наращивание сил в Ираке.
Увы, по большинству показателей кратковременный всплеск сработал не так хорошо. В лучшем случае это замедлило движение талибов и вернуло часть юга страны, например провинцию Кандагар, но только частично и только на ограниченное время. Доступность качественных афганских войск была ограничена (мы пытались удвоить численность армии и полиции в период с 2009 по 2011 год, пугающие темпы), а роль Пакистана в предоставлении убежища повстанцам оставалась глубоко контрпродуктивной для миссии. Коррупция в афганском правительстве в некотором смысле усилилась, поскольку мы вливали ресурсы в обедневшую страну быстрее, чем она могла их поглотить. Да, на этом этапе мы, вероятно, попытались сделать слишком много и слишком быстро, но к этому моменту возродившиеся талибы представляли серьезную угрозу, и мы пытались наверстать упущенное.
Связанные книги
К 2012 и 2013 годам всплеск закончился, и наметилась четвертая фаза американского участия в Афганистане. Роли Америки и НАТО сокращались, и к концу 2014 года миссия соответственно сменила название с Международных сил содействия безопасности на операцию «Решительная поддержка». В течение следующих полудюжины лет Соединенные Штаты и НАТО предоставляли авиацию, разведку, обучение, оборудование, наставничество и некоторую ограниченную помощь на местах с помощью сил специального назначения, а также специальных консультативных групп. Но наши основные наземные боевые силы ушли, а общая численность войск США составляла около 9 человек.0 процентов меньше, чем во время всплеска. Усилия по экономическому развитию и государственному строительству продолжались, хотя и с меньшим присутствием на местах и в целом с меньшими ожиданиями. Афганское правительство постепенно уступало позиции талибам, но, по оценкам США в 2018/2019 годах, по-прежнему контролировало города страны и около 60 процентов ее населения.
Заключительный этап, при президенте Джо Байдене, стал свидетелем краха афганского правительства, поскольку мы быстро ушли — и, возможно, в нарушение соглашения, достигнутого НАТО с афганским правительством еще на саммите альянса в Чикаго в 2012 году, когда мы обещал начать «десятилетие преобразований» в Афганистане, начиная с 2014 года. На мой взгляд, главная проблема здесь заключалась не в плохом планировании вывода, а в быстроте и окончательности самого вывода, объявленного в апреле и осуществленного выйдет к лету. Мы не были обязаны этого делать, потому что талибы уже нарушили правила от 29 февраля., 2020 г., соглашение, подписанное при президенте Дональде Трампе, учитывая их постоянные связи с Аль-Каидой, а также их коллективную неспособность серьезно отнестись к мирным переговорам с правительством Гани. Наше решение попахивало фатализмом, и афганцы, всегда прагматичные на поле боя, почуяли тонущий корабль. Вот почему армия и полиция предпочли не воевать.
Так что да, мы допустили ошибки. Мы слишком сильно меняли нашу стратегию и усилия на протяжении многих лет, поначалу в значительной степени игнорируя Афганистан, а затем набрасываясь, чтобы попытаться наверстать упущенное. В конечном счете, как только у нас, возможно, появилась устойчивая стратегия, мы очень быстро отключили ее — и без необходимости.
Эта тенденция йо-йо в нашей стратегии для Афганистана привела как минимум к еще двум производным проблемам. Во-первых, так и не приняв решительных, долгосрочных мер, которые были необходимы, мы не смогли создать адекватный кадровый резерв из американцев (в вооруженных силах, Государственном департаменте и агентствах по оказанию помощи), которые могли бы стать специалистами по Афганистану и отправиться в путь. обратно на предсказуемой основе два или три раза, между пребыванием дома. В результате личные отношения приходилось переделывать каждые двенадцать месяцев или около того в течение двадцатилетнего периода. (Да, многие американцы действительно неоднократно развертывали силы, но импровизированным и изменчивым образом, что не позволяло поддерживать долгосрочные рабочие отношения, необходимые с ключевыми афганцами.) Во-вторых, мы не смогли сосредоточиться на маргинализации наиболее коррумпированных игроков в Афганистане. Поначалу мы часто не знали, кто они такие, или не ожидали, что пробудем в Афганистане достаточно долго, чтобы ослабить их влияние. Затем, во время всплеска, мы думали, что некоторые из них нам слишком нужны для достижения краткосрочных успехов на поле боя, поэтому мы часто терпели их, ухудшая имидж правительства среди его людей и, таким образом, способствуя усилиям Талибана по вербовке.
Но главная задача заключалась в том, чтобы помочь спасти афганское общество и политическую систему, которые были сильно подорваны перед лицом мятежа, поддерживаемого соседней страной.