Есенин, Сергей Александрович — Российское Общество «Знание»
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, Костантиново, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя — 28 декабря 1925, Ленинград, СССР) — русский поэт, одна из наиболее ярких фигур Серебряного века. Представитель новокрестьянской поэзии и лирики, в позднем периоде творчества — имажинизма[1].
БиографияСергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье[2][3]. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). Сёстры — Екатерина (1905—1977), Александра (1911—1981), единоутробный брат — Александр Иванович Разгуляев (1902—1961)[4].
Свои ранние годы (1899—1904) Сергей Есенин провел у деда и бабушки по матери — Федора и Наталии Титовых[5]. В 1904—1909-е годы Сергей Есенин учился в Константиновском земском училище, которое он окончил с похвальным листом.
Затем продолжил учёбу в церковно-приходской учительской школе в городе Спас-Клепики (ныне там музей С. А. Есенина)[1].
В августе 1912 года Есенин переезжает в Москву и устраивается работать в мясную лавку купца Крылова[6], где его отец работал старшим приказчиком. Жил Есенин в Общежитии одиноких приказчиков, которое принадлежало купцу Крылову (ныне там находится Московский государственный музей С. А. Есенина). Позже Есенин находит работу подчитчика — помощника корректора в типографии Ивана Сытина[7].
В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка[1].
| Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново | Здание школы, в которой учился С. Есенин в г. Спас-Клепики |
Есенин (впереди) при военном госпитале, 1916 г. |
Литератор
Свои первые стихи написал в возрасте 9 лет[8]. Первые стихи Сергея Есенина были напечатаны в 1914 году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон»[9]. В 1915 году Есенин переезжает из Москвы в Петроград, где происходит его знакомство с Александром Блоком[10]. Он читает свои стихи А. Блоку, Сергею Городецкому и другим поэтам. Блок знакомит его с издателями, помогает в издании сборника стихов. Из более чем 60 стихотворений, написанных в 1910—1913 годах, 51 произведение было принято к печати[11]. Это лирические стихи об окружающей его природе, в которых выражается любовь ко всему живому, к жизни, к Родине («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.). Он становится знаменитым, его приглашают на литературные вечера и в литературные салоны.
На одном из литературных вечеров Есенин знакомится с литератором-рецензентом, членом ЦК РСДРП Фёдором Щеколдиным (Повар)[12].
Юные годы поэта пришлись на Первую мировую войну. В январе 1916 года Есенин был призван на фронт. Благодаря рекомендациям Григория Распутина и Николая Клюева он получил назначение в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны[13][14]. В этом же году он начал общаться с группой «новокрестьянских поэтов» и опубликовал первые сборники стихов («Радуница» − 1916[8]). Вместе с Н. Клюевым часто выступает, в том числе перед царской семьёй[8]. В 1916 году вместе с военно-санитарным поездом был в Крыму во время поездки туда императорской семьи во главе с Николаем II[15].
Творчество Есенина в 1914—1917 годах предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В произведениях этого периода предстаёт его поэтическая концепция мира и человека.
В середине 1910-х Есенин состоял в дружеских отношениях с поэтом Леонидом Каннегисером[16], от рук которого в 1918 году погиб председатель Петроградской ЧК Урицкий.
Октябрьскую революцию Есенин принял с восторгом[17], даже пытался записаться в партию большевиков, но его не приняли[18]. Воспевая в своих стихах любовь, поэт так или иначе касался темы революции и свободы.
В 1918—1919 годы ознаменовались знакомством с Анатолием Мариенгофом и присоединением к группе имажинистов[19]. Его также называют одним из основателей этой группы[8].
Под влиянием имажинизма у Есенина выходит несколько сборников стихов — «Трерядица», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв»[5].
В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным совершает путешествие в Среднюю Азию, также посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая[20] по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин читал свои стихи на поэтических вечерах и перед своими ташкентскими друзьями[21].
Поэт, кроме того, побывал и в Самарканде[1].
В начале 1920-х годов Есенин занимается издательской деятельностью[8], а также арендовал книжную лавку на Большой Никитской для продажи книг.
В эти годы он много путешествует по стране, три раз был на Кавказе, часто ездил в Ленинград и в родное Константиново.
В 1924—1925 годах Есенин побывал в Азербайджане, жил в селении Мардакян (пригород Баку)[22]. В настоящее время здесь находится дом-музей поэта и мемориальная доска[23]. В типографии «Красный Восток» издал сборник стихов. К этому периоду творчества относится и «Баллада о двадцати шести», посвященная бакинским комиссарам, поэма «Анна Снегина». В поэме «Русь Советская» Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя чувствовал себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Считается, что здесь же, в мае 1925 года было написано стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». В 1924 году почитатели таланта поэта зачитываются такими произведениями, как «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине», «Москва кабацкая».
В этом же году вышел сборник стихов «Персидские мотивы», в который было включено и стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Но самым проникновенным стихотворением того года является «Письмо матери», посвящённое поэтом своей матери[5].
В 1924 году Есенин вместе с Иваном Грузиновым опубликовали открытое письмо о роспуске группы имажинистов, таким образом порвав с этим течением литературы из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом[24].
После того как Николай Бухарин опубликовал в газете «Правда» статью «Злые заметки»[25], в которой утверждал, что Есенин в своём творчестве представляет «самые отрицательные черты русской деревни» и призвал дать «хорошенький залп» по «классово чуждой» есенинщине, вокруг имени поэта началась широкая компания травли. Долгое время не печатались его книги.
В это же время стали появляться статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянствах, дебошах и прочих антисоциальных поступках. Против него было даже заведено несколько уголовных дел, в основном по обвинению в хулиганстве.
Однако всё это не предотвратило признания народом его творчества. На стихи Есенина пелись песни, распространялись от руки написанные его сборники.
Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Есть письмо Христиана Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года, в котором он просит спасти «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем союзе»[26]. Но это беспокойство за жизнь поэта ни к чему не привело, так как он не хотел принимать ничью помощь.
Софья Толстая, его последняя жена, в ноябре 1925 года сумела уговорить его лечь в платную психоневрологическую клинику Московского университета. Однако Есенин пролежал там около месяца, 21 декабря он ушёл из клиники и, аннулировав в Госиздате все контракты, сняв со сберкнижки все деньги, уехал в Ленинград. Там он остановился в № 5 гостиницы «Англетер». Последние дни жизни Есенин провёл, встречаясь с друзьями-литераторами Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И.
И. Садофьевым и другими[1].
|
Первая супруга Есенина Зинаида Райх |
Есенин и Айседора Дункан, 1922 г. |
Возлюбленная Есенина Августа Миклашевская |
В 1913 году, работая в типографии у Сытина, Есенин знакомится с работающей там же Анной Романовной Изрядновой. Между молодыми людьми завязываются отношения, и в 1914 году они заключили гражданский брак. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий (1937 году расстрелян по ложному обвинению, 28 ноября 1956 года посмертно реабилитирован).[27])
В 1917 году происходит встреча Есенина с российской актрисой Зинаидой Райх. В том же году,30 июля молодые обвенчались в селе Кирики-Улита Вологодской губернии. Свадьбу сыграли в гостинице гостиницы «Пассаж».
В этом браке родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист. В конце 1919 (или в начале 1920) Есенин уходит из семьи, оставляя беременную жену с маленькой дочкой на руках. Развод был оформлен в октябре 1921 года. Позже Есенин навещал своих детей, усыновлённых режиссёром В. Е. Мейерхольдом после женитьбы на З. Райх.
1920 год он проводит со своим секретарём Галиной Бениславской. Их личные отношения периодически продолжались вплоть до женитьбы на Софье Толстой.
Осенью 1921 года Есенин знакомится с танцовщицей Айседорой Дункан и уже 2 мая 1922 года, несмотря на 18 лет разницы в возрасте, женится на ней[5]. Дункан даже приняла советское гражданство. Есенин сопровождал Айседору в её турах по Европе и Америке[1]. Хотя Есенин не знал английского языка, а Дункан с трудом говорила по-русски, литературоведы считают, что их сближали отношения творчества и они были счастливы некоторое время.
В 1923 году, когда брак с Дункан близился к распаду, у поэта завязались отношения с актрисой Августой Миклашевской. Семь стихотворений из цикла «Любовь хулигана» Есенин посвятил ей. В 1986 году, вспоминая это время, Августа Леонидовна, призналась, что с Есениным у неё были чисто платонические отношения[28].
12 мая 1924 года у Есенина и поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин родился сын Александр. Он стал известным математиком, диссидентом. Александр Есенин-Вольпин умер в США в возрасте 91 года[29].
18 сентября 1925 года Есенин женился в третий и последний раз на внучке Льва Толстого Софье[1]. Этот брак тоже долго не продлился и не принёс поэту долгожданного счастья. Поэт, как и раньше, оставался неприкаянно одиноким. Всю свою жизнь Софья Толстая посвятила сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений поэта, а также написала свои воспоминания о нём[30].
Смерть
Его часто навещали знакомые литераторы — Георгий Устинов, Эрлих, Никитин. 27 декабря Есенин написал своё последнее стихотворение, которое, по словам Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне[1]:До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
28 декабря 1925 года его друг Георгий Устинов с женой нашли поэта в номере мёртвым. Дверь номера была заперта изнутри, весь номер был перевёрнут вверх дном, на шее лежавшего на диване поэта была петля из разорванной простыни, на теле были ссадины, на полу пятна крови.
29 декабря 1925 года было проведено вскрытие судебно- медицинским экспертом А. Г. Гиляровским. Результаты вскрытия показали, что смерть наступила от асфиксии через повешение[31].
Согласно общепринятой версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством[8].
29 декабря после гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело поэта было перевезено на поезде в Москву. Там в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. В последний день 1925 года был похоронен на Ваганьковском кладбище[32]. В 1986 году на могиле поэта открыли памятник работы скульптора А. Бичукова. Рядом с памятником Есенину уложена небольшая надгробная плита его матери[33][34].
До сих пор не утихают споры по поводу смерти великого поэта Серебряного века. Многие по-прежнему убеждены, что это не самоубийство, что Есенин при жизни был сильно избит, а потом повешен. Но большинство все же сходятся во мнении, что он ушел из жизни по доброй воле, слишком болезненно поэт переживал свое одиночество в толпе людей.
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» положил на музыку молодой композитор Василий Липатов (1897—1965).
Этот романс входил в репертуар многих советских артистов : Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Александра Малинина и др. Песня звучит также в фильме «Калина красная». Первая музыкальная версия на стихотворение «Клён ты мой опавший» также принадлежит Липатову.[35]
Много стихотворений Есенина положил на музыку композитор, народный артист СССР Григорий Пономаренко (1921—1996) — «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова».
К творчеству Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Иван Козловский («Ты поила коня», «Я по первому снегу»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»), Валерий Ободзинский («До свиданья друг мой, до свиданья»), Владимир Высоцкий (на любительской плёнке сохранился отрывок из сказки «Сиротка»[36]).
Многие романсы на стихи Есенина исполняются в кино, в авторских вечерах («Я зажёг свой костёр» на музыку Юрия Эриконы в исполнении Николая Караченцова, «Королева» в телевизионном бенефисе Ларисы Голубкиной).
Стихи С. Есенина исполняются даже в стиле рэп — «Письмо к женщине», «Московский озорной гуляка» (Миша Маваши) и «Письмо к женщине» в исполнении ST, пэган- метал — «Я обманывать себя не стану» (группа «Невидь»), «Братья» (группа «Путь солнца») инди-фолк— «Заметался пожар голубой», «Письмо к женщине» (группа The Retuses), дэткор — «До свидания, друг мой, до свидания» (группа «Bring Me the Horizon»)[37].
Стихи С. Есенина востребованы и в настоящее время. К его творчеству обращаются известные современные исполнители Александр Малинин, Олег Погудин, Андрей Мисин, Стас Михайлов, Земфира и многие другие.
ЛитератураИсследования личности и творчества
- Прокушев Ю. Л. Юность Есенина. — М.: Московский рабочий, 1963. — 192 с.
- Прокушев Ю.
Л. Сергей Есенин. Исследования, мемуары, выступления. — М.: Просвещение, 1967. — 340 с. - Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. — М., 1975; 1978; 1979; 1985; 1989. Серия Государственная премия РСФСР имени М. Горького.
- Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920). — М.: Советская Россия, 1969. — 303 с.
- Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. (1921—1925). — М.: Советская Россия, 1970. — 446 с.
О смерти Есенина
- Акт о самоубийстве Есенина, 1925 г.
- Акт патологоанатомического вскрытия тела Есенина, 1925 г.
- Заключение об обоснованности прекращения 23.01.26 г. дознания по факту самоубийства С. А. Есенина, 1993 г.
- Ойцевич Г., Влодарчик Р. Криминалистические эксперименты и дело о смерти поэта Сергея Есенина (сжатый фрагмент одной из глав книги: G. Ojcewicz, R. Włodarczyk, D. Zajdel. Zabójstwo Sergiusza Jesienina.
Studium kryminalistyczno-historycznoliterackie. — Szczytno, 2009) - Справка Ленинградского ЗАГСа о смерти Есенина, 1926 г.
- Эдуард Хлысталов. Как убили Сергея Есенина, 1991 г.
- Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии. Материалы комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 416 с., ISBN 5-9208-0176-Х Тираж: 1 500 экз.
- Биография Сергея Есенина. Esenin.ru. Дата обращения: 3 марта 2013. Архивировано 19 апреля 2022 года.
- Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина — РОДИЛСЯ РУССКИЙ ПОЭТ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895—1925)
- ТАСС — Родное село Есенина вошло в ассоциацию красивых деревень и городков России
- Helperia — Семья крестьянского поэта Сергея Есенина
- Биография Сергея Есенина. РИА «Новости» (15 декабря 2022). Дата обращения: 15 декабря 2022.
- «ГодЛитературы. РФ» — Поэзия Серебряного века. С. А. Есенин (1895—1925). В помощь школьнику
- «Прогулки по Москве» ─ Типография книгоиздателя Сытина Подчитчик Есенин
- Есенин, Сергей Александрович. «ТАСС» (15 декабря 2022). Дата обращения: 15 декабря 2022.
- Раткевич А. Есенин и Изряднова — С.А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснилась мне…. esenin.ru (30 ноября 2011). Дата обращения: 4 февраля 2019. Архивировано 4 февраля 2019 года.
- Санкт-Петербург.ру — «Озорной гуляка»: места Есенина в Петербурге
- «День за днем: Наука. Культура. Образование» — Шубникова-Гусева Н. Сергей Есенин в стихах и жизни
- СИ «Бренды России» — Сергей Александрович Есенин
- В несостоявшегося челябинского режиссера вселился дух Григория Распутина. www.up74.ru (25 ноября 2014). Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 31 июля 2019 года.
- сандро_пятый. ЕСЕНИН и РАСПУТИН. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников. www.liveinternet.ru. Дата обращения: 29 ноября 2019.
Архивировано 2 мая 2021 года. - federalcity.ru — Солнце в Севастополе встает и садится по иному — Сергей Есенин
- Ранняя лирика (недоступная ссылка). Сергей Есенин. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 1 февраля 2008 года.
- S-A-Esenin.ru — Есенин в годы революции и гражданской войны
- ПАБЛИКО — Одиночество Сергея Есенина
- «ОМСК39 — Образование и наука» — Есенин и Мариенгоф: что связывало двух поэтов, причины разлада отношений
- Поездка Есенина в Туркестан. zinin-miresenina.narod.ru. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 2 декабря 2019 года.
- «Sputnik Узбекистан» — Сергей Есенин: как прекрасно было в Туркестане
- news.
rambler.ru — Почему Сергей Есенин провел медовый месяц в Азербайджане? - baku.ru — О доме музее Есенина в Мардакянах
- esenin-lit.ru — Письмо в редакцию газеты «Правда». До 31 августа 1924 г.
- КАЗАРИН В. П. Не верь глазам своим. Дата обращения: 7 февраля 2017. Архивировано 8 февраля 2017 года.
- Штрихи к трагедии поэта — Газета — Зеркало недели. Украина
- Бессмертный барак. Есенин (Изряднов) Юрий Сергеевич. Дата обращения: 15 августа 2019. Архивировано 15 августа 2019 года.
- Актриса и поэт — Журнальный зал. magazines.gorky.media. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 21 февраля 2020 года.
- Фото: В США умер сын Сергея Есенина. Газета.Ru (16 марта 2016). Архивировано 19 марта 2016 года.
- Толстая-Есенина С. А. Отдельные записи. С. А. Есенин : Жизнь моя, иль ты приснилась мне… (1940).
Дата обращения: 15 ноября 2012. Архивировано 18 ноября 2021 года. - Майлис Н.П. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс: учеб. пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 090900.68 «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — С. 179—180.
- Могилы знаменитостей. Есенин Сергей Александрович (1895-1925). www.m-necropol.ru. Дата обращения: 24 марта 2022. Архивировано 9 апреля 2022 года.
- Памятник Сергею Есенину, Москва. Изготовление памятников. Дата обращения: 24 марта 2022. Архивировано 8 мая 2021 года.
- Московские могилы. Есенин С.А.. www.moscow-tombs.ru. Дата обращения: 24 марта 2022. Архивировано 27 июня 2020 года.
- «Быть поэтом — значит петь раздолье…», или Как стихи С. Есенина стали песнями?. shkolazhizni.
ru. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 21 февраля 2020 года. - Сергей. ВЫСОЦКИЙ Владимир — С.А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснилась мне…. www.esenin.ru. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 22 ноября 2019 года.
- Сергей. Рок-сюита «Есенин Сергей» — С. А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснилась мне…. esenin.ru. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 21 ноября 2019 года.
- Быков Д. Л. «Ошибка Сталина» (к 110-летию поэта). Новый взгляд № 10, 2006
- Классика: Есенин Сергей Александрович: Собрание сочинений в библиотеке Максима Мошкова.
- Кручёных А. Е. Гибель Есенина. Как Есенин пришёл к самоубийству. 4-е доп. изд. — Продукция № 134 в. — М.: Изд. автора, 1926.
- «Под иконами умирать…» Правда и мифы о Сергее Есенине
- Говорков А.
В. Любимец правительства: Эсер, троцкист и скандалист, или Чего боялся Сергей Есенин // Независимая газета : газета. — 2014. — 24 июля. - Сорокин В. В. Загадка жизни Сергея Есенина. Видео.
ЕСЕНИН, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
ЕСЕНИН, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1895–1925) – русский поэт.
Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.
В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем – в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.
В 1910–1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина Радуница вышел в 1916. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, – свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае в стихах Есенина, отличительная черта которых – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть… Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки.
., Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари…, Дымом половодье зализало ил.., Хороша была Танюша, краше не было в селе…).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное – он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать… Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…». В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете „Новь», „Парус», „Заря»…».
Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.
Сурикова – собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистски настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского – первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования – слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет – Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловрате – одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений». Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос: …Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть.
/ Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть. (1914).
Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась – жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной…
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые…». Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя – их особая простота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие.
Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие – например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего «Града Китежа», всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец.., Алый мрак в небесной черни.., Тучи с ожереба / Ржут, как сто кобыл…).
В конце 1915 – начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое – тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего «друга-врага».
Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».
И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина и его попутчиков на «корабле современности» все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди… Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том «глухом чаду пожара», о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и «грядущий хам» (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами…
Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни.
Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь… (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти (Небо – как колокол, / Месяц – язык, / Мать моя – родина, / Я – большевик. Иорданская голубица, 1918). Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.
Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:
Облаки лают,
Ревет златозубая высь…
Пою и взываю:
Господи, отелись!
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в «узловой завязи природы с сущностью человека», в народном творчестве.
Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня».
Очень скоро Есенин понимает, что большевики – вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не «великая бескровная», а началось время темное и беспощадное…». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должно было погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести «новый град – Инонию» придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже «по-осеннему», свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть…
Я последний поэт деревни – пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу.
Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно – руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так «страна негодяев» для Номаха – и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где …если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем…
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть…
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно «крыть» советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали – к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, «крестьянский» поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет – Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать… И, наконец, стихотворение Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от «изящной словесности:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом…
В 1925 Есенин пишет поэму Черный человек – страшную в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил: …Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов.
В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. 27 декабря пишет собственной кровью свое последнее, предсмертное стихотворение: До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди… В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей. А в ночь с 27 на 28 декабря, по словам поэта В.Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи… веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».
Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана с большевистской идеологией. Особенно заметную роль в унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли Злые заметки Н.Бухарина, где он, в частности, писал: «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни …».
До середины 1950-х Есенина издавали редко.
Многие его произведения распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, которые были горячо любимы и хорошо известны в самых широких слоях общества.
Издания: Есенин С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1977–1980.
Наталья Карамышева
Избранные стихи Сергея Есенина.
- ЖанрыПоэзияРоссия
169 страниц
Опубликовано 1 января 1979 г.
Об авторе
Сергей Александрович Есенин, иногда пишется как Есенин, русский поэт. Он один из самых популярных и известных русских поэтов 20-го века, известный «своими лирическими воспоминаниями и ностальгией по деревенской жизни своего детства — никакой идиллии, представленной во всей ее грубости, с подразумеваемым проклятием урбанизации. и индустриализация».
Родившийся в крестьянской семье, он получил очень мало формального образования, и хотя позже он довольно много путешествовал, дореволюционная сельская местность его юности послужила источником вдохновения для большинства его стихов.
Есенин изначально поддерживал большевистскую революцию, думая, что она принесет пользу крестьянскому классу, но разочаровался, когда увидел, что она приведет только к индустриализации России. Стремление вернуться к простоте крестьянского образа жизни характеризует его работы, как и его новаторское использование образов, взятых из деревенских преданий. Ему приписывают помощь в создании имажинистского движения в русской литературе.
Есенин вел беспорядочную, нестандартную жизнь, перемежавшуюся приступами пьянства и помешательства. Перед тем как повеситься в ленинградской гостинице, Есенин перерезал себе вены и собственной кровью написал прощальное стихотворение.
Что вы думаете?
Оцените эту книгу
Искать текст рецензии
Показано 1 — 3 из 3 рецензий
10 января 2023 Оказывается, моя жизнь обречена на муки;
Путь мой запружен горем и тоской
Моя жизнь оборвалась от веселья и наслаждений,
Досада и раны терзают мою грудь
Кажется, мне суждено страдать от боли эта жизнь и снова
И мое тело, и моя душа были подвергнуты пытке
Листья падают здесь и там
и ветер
протяжный и низкий
Кто порадует мое сердце интересно?
Кто успокоит, друг мой, знаешь?
- поэзия русская рулетка
6 января 2015
Я не любитель поэзии, но творчество Есенина люблю.
Для меня он лучший. Его стихи очень эмоциональны и глубоки. Стихотворение «Письмо женщине» заставило меня плакать.
1 ноября 2022
«Прощай, мой друг, прощай
Любовь моя, ты в моем сердце.
Было предопределено, что мы должны расстаться
И воссоединиться постепенно. Не будем грустить, — нахмурил брови.
Нет ничего нового в том, чтобы умирать теперь
Хотя жить не новее.»
Показано 1 — 3 из 3 отзывов
Сгоревшего не поджечь. – Горящий Архив
Сергей Есенин (1895-1925) называл себя в хорошие времена «последним деревенским поэтом». Он приехал из сельской Рязани в великую столицу Серебряного века Санкт-Петербург и прославился благодаря своей исключительной красоте, задору и экзотическим крестьянским манерам. это так очаровало недовольную интеллигенцию позднеимперской России.0004
У него был талант и харизма. Он очаровал и женился на знаменитой Айседоре Дункан, хотя их брак, не говорящий на одном языке, продлился менее двух лет.
Его харизма позволила ему завоевать расположение Александра Блока и ставить драматические поэтические спектакли, превосходившие Маяковского. Он основал свою собственную школу поэзии, названную школой имажинизма, которая была ближе к сюрреализму, чем к поискам Паундом китайских классицизмов в имажинизме. Заключительная строфа стихотворения 1917 года, начинающаяся как пастырское, передает кое-что из этого поразительного образа.
В туманной звонкой роще
Есенин (1917), Пингвин Книга русской поэзии
Я еще вчера
смотрела, как гнедая луна, как жеребенок,
впрягалась в наши сани.
Этот выдающийся поэт создал замечательные песни и по сей день остается широко известным в России. Во многих местах ему установлены статуи и памятники, и говорят, что большинство россиян знают наизусть хотя бы несколько строк из Есенина. Но его история была также образцовой для России в годы революции, Гражданской войны и 19-го века.20 с. Есенин был перемещенным крестьянином, попавшим в бурю революционной России.
Сначала взволнованный и взволнованный, он вскоре обнаружил, что большевики были разрушительным вихрем с презрением к простой деревенской жизни, которую он восхвалял в стихах.
Есенинское поэтическое воспевание деревенской жизни само по себе было далеко от реальной жизни Есенина. Его жизнь попала в глубокий водоворот алкоголизма, разврата и общения с преступным миром. Эта жизнь оторвала Есенина от революции, как и разрушила три его недолговечных брака.
Все чаще его поэзия воспевала не сельскую деревню, а московский преступный мир – уголовников, воров, проституток, нищих и пьяниц. Он настроен в духе Брехта Трехгрошовая опера , но менее джазовый и более брутальный в своей оценке «Черного человека», которым он стал. «Я болен, я очень болен», — пел он в этом стихотворении. Он не знал, был ли он болен из-за видений пустынных полей в 1924 году или из-за алкоголя, «обнажающего мой мозг / как рощу деревьев в сентябре». В «Закоулках Москвы» (1922) он прославлял «этот преувеличенный город», столь непохожий на деревню его детства.
Здесь шумно и грязно и пьяно
Есенин, Закоулки Москвы собака больше не ждала его возвращения. Он знал, что революция и его собственный выбор лишили его покоя в деревенском доме: «Бог послал меня умирать в закоулках / и я больше не могу вернуться домой».
но там никто не пьет в одиночестве –
бармены покупают мне водку
и проститутки плачут над моими стихамиЕго пьянство превратилось в глубокий алкоголизм. Он сломался и был госпитализирован. Общество, память и тайная полиция беспокоили его. Самоубийство неизбежно манило этого поэта с черной меткой. В декабре 1925 года, через два дня после выхода из психбольницы, Есенин перерезал себе вены и собственной кровью написал прощальное стихотворение. Но кровотечение не убило его, поэтому утром в ленинградской гостинице «Англетер», где четыре года назад он останавливался с Айседорой Дункан, Есенин повесился в иконном углу комнаты.
Горящий Архив прославляет этот свет, который горел в два раза ярче и гас в два раза быстрее.

Спас-Клепики
Л. Сергей Есенин. Исследования, мемуары, выступления. — М.: Просвещение, 1967. — 340 с.
Studium kryminalistyczno-historycznoliterackie. — Szczytno, 2009)
rambler.ru — Почему Сергей Есенин провел медовый месяц в Азербайджане?
Дата обращения: 15 ноября 2012. Архивировано 18 ноября 2021 года.
ru. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 21 февраля 2020 года.
В. Любимец правительства: Эсер, троцкист и скандалист, или Чего боялся Сергей Есенин // Независимая газета : газета. — 2014. — 24 июля.