Есенин годы: Краткая биография Есенина, интересные для детей факты жизни и творчества Сергея Есенина для всех классов

Жизнь и творческий путь С.А. Есенина

С.А. Есенин – поэт, проживший очень короткую жизнь, всего 30 лет. Но за эти годы им были написаны сотни прекрасных стихотворений, множество «маленьких» поэм и крупных эпических произведений, художественная проза, а также обширное эпистолярное наследие, куда вошли размышления С.А. Есенина о духовной жизни, философии и религии, России и революции, отклики поэта на события культурной жизни России и зарубежных стран, раздумья о величайших произведениях мировой литературы. « <…> не напрасно я живу…», ? писал Сергей Есенин в 1914 году. Его яркая и стремительная жизнь оставила глубокий след и в истории русской литературы и в сердце каждого человека.

Родился С.А. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье крестьян – Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. В одной из автобиографий поэт писал: «Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5» (т.7, с. 15). Образование свое С. А. Есенин начал в родном селе, окончив Константиновское земское 4-годичное училище (1904-1909). В 1911 году поступил во «Второклассную учительскую школу» (1909-1912). К 1912 году относится написание поэмы «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе», а также подготовка книги стихов «Больные думы».

В июле 1912 году С.А. Есенин переезжает в Москву. Здесь он поселяется по адресу Большой Строченовский переулок, дом 24 (ныне Московский государственный музей С.А. Есенина). Молодой поэт был полон сил и желания заявить о себе. Именно в Москве в детском журнале «Мирок» состоялась первая известная на сегодняшний день публикация С.А. Есенина – стихотворение «Береза» под псевдонимом «Аристон». Публиковался также поэт в журналах «Проталинка», «Млечный путь», «Нива».

В марте 1913 года поступил на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина помощником корректора. В типографии познакомился с Анной Романовной Изрядновой, с которой осенью 1913 года вступил в гражданский брак. В этот год поэт работает над поэмой «Тоска» и драматической поэмой «Пророк», тексты которых неизвестны.

Во время пребывания в Москве С.А. Есенин поступает вольнослушателем на историко-философское отделение Народного университета имени А.Л.Шанявского, но слушает также лекции по истории русской литературы, читаемые Ю.И. Айхенвальдом, П.Н. Сакулиным. Профессору П.Н. Сакулину юный поэт приносил свои стихи, желая услышать его мнение. Особенно высоко ученый оценил стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…».

С.А. Есенин принимал участие в заседаниях Суриковского литературно-музыкального кружка, официально установленного в 1905 году. Однако литературная ситуация Москвы казалась юному поэту недостаточно насыщенной, он полагал, что добиться успеха можно в Петрограде. В 1915 году С.А. Есенин покидает Москву. Прибыв в северную столицу, поэт отправляется к Александру Блоку, надеясь на его поддержку. Встреча двух поэтов состоялась 15 марта 1915 года и оставила глубокий след в жизни каждого. В автобиографии 1925 года С.А. Есенин писал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» (т. 7, с. 19). А.А. Блок оставил положительный отзыв о стихах С.А. Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Блок ввел молодого поэта в литературную среду Петрограда, познакомив его с известными поэтами (С.М. Городецким, Н.А. Клюев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др.), издателями. Стихи С.А. Есенина публикуются в петербургских журналах («Голос жизни», «Ежемесячный журнал», «Летопись»), поэта приглашают в литературные салоны. Особенно важным и радостным событием для поэта становится издание его первого сборника стихов «Радуница» (1916).

В 1917 году поэт вступает в брак с З.Н. Райх.

Произошедшую в 1917 году революцию поэт изначально восторженно приветствует, надеясь, что наступает время «мужицкого рая». Но нельзя сказать, что отношение к революции было у поэта однозначным. Он понимает, что происходящие перемены уносят жизни многих тысяч людей. В поэме «Кобыльи корабли» С.А. Есенин пишет: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». (т. 2, с. 77). К 1917-1918 гг. относится работа поэта над произведениями «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония».

1918 год связан в жизни С.А. Есенина с Москвой. Здесь, совместно с поэтами А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, А.Б. Кусиковым, И.В. Грузиновым он основывает литературное движении имажинистов, от английского слова «image» ? образ. Поэзия имажинистов наполнена сложными, метафорическими образами.

Однако С.А. Есенин не принимал некоторые положения своих «собратьев по перу». Он был уверен, что стихотворение не может быть просто «каталогом образов», образ должен быть смыслосодержащим. Смысл, гармоничность образа поэт отстаивает в статье «Быт и искусство».

Наивысшим проявлением своего имажинизма С.А. Есенин называл поэму «Пугачев», над которой он работал в 1920-1921 гг. Поэма было высоко оценена русскими и зарубежными читателями.

Осенью 1921 года в мастерской художника Г. Б. Якулова С.А. Есенин знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан, с которой он 2 мая 1922 года оформил брак. Вместе с супругой С.А. Есенин совершил путешествие по Европе и Америке. Во время пребывания за границей С.А. Есенин работает над циклом «Москва кабацкая», драматической поэмой «Страна Негодяев», первой редакцией поэмы «Черный человек». В Париже в 1922 году на французском языке выходит книга «Исповедь хулигана», а в Берлине в 1923 году – «Стихи скандалиста». Вернулся в Москву поэт в августе 1923 года.

В поздний период творчества (1923-1925) С.А. Есенин переживает творческий взлет. Истинным шедевром лирики поэта является цикл «Персидские мотивы», написанный С.А. Есениным во время путешествия по Кавказу. Также на Кавказе были написаны лиро-эпическая поэма «Анна Снегина», философская поэма «Цветы». Свидетелем рождения многих поэтических шедевров была супруга поэта С.А. Толстая, с которой он оформил брак в 1925 году. В эти годы были изданы «Поэма о 36», «Песнь о великом походе», книги «Москва кабацкая», «Березовый ситец», сборник «О России и революции». Творчество С.А. Есенина позднего периода отличается особенным, философическим характером. Поэт оглядывается на пройденный жизненный путь, размышляет о смысле жизни, пытается осмыслить события, изменившие историю его Родины, найти свое место в новой России. Нередко поэт размышлял и о смерти. Закончив работу над поэмой «Черный человек» и посылая ее своему другу, П.И. Чагину, С.А. Есенин писал ему: «Посылаю тебе «Черного человека». Прочти и подумай, за что мы боремся, ложась в постели?..»

Жизнь С.А. Есенина оборвалась в Петербурге, в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Сергей Александрович Есенин — Регион Бренд

Сергей Александрович Есенин  — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, в более позднем периоде творчества тяготел к имажинизму. В его произведениях находили отражения социал-демократические идеи, образы Революции, Родины, деревни, природы, любви и поиска счастья.

 

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1904 году пошёл в Константиновское земское училище. Закончил его в 1909 году и в то же время начал учиться в церковно-приходской второклассной учительской школе в городе Спас-Клепики.

 

После окончания школы в 1912 году Сергей Есенин переехал в Москву и начал работать в лавке купца Крылова, в которой служил приказчиком его отец; позже начал работать в типографии Ивана Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского; общался с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году в журнале «Мирок». Первое его произведение «Берёза» было опубликовано под псевдонимом «Аристон».

 

В 1915 году Сергей Есенин переехал из Москвы в Петроград. В столице читал свои произведения Блоку, Городецкому и другим поэтам. На одном из литературных вечеров познакомился с искровцем, литератором-рецензентом, членом ЦК РСДРП Фёдором Щеколдиным.

 

В 1916 году поэта призвали на Первую Мировую войну. Его друзья выхлопотали ему назначение в Царскосельский санитарный поезд  № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В этот период Есенин сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники, сделавшие его известным. Вместе с поэтом Николаем Клюевым часто выступал перед публикой, в том числе и перед Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском селе. Вместе с санитарным поездом, в 1916 году поэт был в Крыму во время поездки туда Николая II.

 

В 1915-1917 годах поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, который позже убил председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. В начале 1919 года Сергей Есенин пытался вступить в партию большевиков, но принят туда не был. Общался с Яковом Блюмкиным, который позже убил германского посла графа Мирбаха. В период с 1918-начале 1920-х годов познакомился с поэтом Анатолием Мариенгофом и начал активно участвовать в группе московских имажинистов. В период увлечения таким литературным направлением выли его несколько сборников: «Трерядница» (1921), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

 

В 1921 году Сергей Есенин вместе с Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, на Урал и в Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня в Ташкенте гостил у своего друга, поэта Александра Ширяевца. Там он выступал перед публикой, в домах ташкентских друзей читал свои произведения на вечерах. Также он совершил короткую поездку в Самарканд.

 

Есенин неоднократно бывал в Туле

Первые сведения относятся к 11 июня 1916 г. В составе команды санитаров, прибывших на станцию Тула, в Царскосельском имени Ее императорского величества военно-санитарном поезде за №143, в вагоне № 6 был рядовой Есенин Сергей Александрович. Указано, что «на станции Тула издается приказ №163 по поезду №143. Он обязывает всех служащих поезда (т.е. и Есенина) к присутствию в 5 час. дня в вагоне-столовой на всенощной, а на следующий день в 6 час. 30 мин. утра – на Божественной литургии». Из Курска на Москву поезд отправился в 3 час. 45 мин. ночи, в Москву прибыл в 6 час. утра 12 июня. Так что почти целый день Есенин-санитар, уже к тому времени известный поэт, мог быть в поле зрения жителей Тулы.

 

«Тульские недели» С.А.Есенина

Год 1918 близился к завершению. Есенин много и напряженно работает. Из-под его пера выходят стихотворения, поэмы, статьи. Нужен был отдых. И Есенин принимает предложение своего друга Льва Повицкого погостить несколько недель в Туле. Вместе с Есениным сюда приезжает его товарищ по «Трудовой артели художников слова» Сергей Клычков. Событие это происходит в конце 1918 года (в октябре-ноябре (?)). О том, что Есенин был в это время в Туле, свидетельствует фотография в изданном в 2000 году в Москве двухтомнике С.А.Клычкова «Собрание сочинений». На фотографии — «Сергей Есенин и Сергей Клычков», под ней напечатано «Тула, 1918». Кроме усталости, Есенин испытывал и сильные материальные затруднения, да и продовольственное положение в Туле в те дни было более благополучным, чем в Москве. «Тульские недели», по свидетельству Повицкого, были для Есенина не только «сытными» — «в Туле он обрел и душевный покой, и отдых, в котором так нуждался».

«Днем, между завтраком и обедом, — вспоминает Л.О.Повицкий, — мы с Есениным шатались по базару. Он с азартом окунался в базарную сутолоку.

— Да ты посмотри, мил человек, что за сало! Не сало, а масло! Эх, у нас бы в Москве такое сало!

— Отчего же не купишь, если так расхваливаешь? – спрашивали любопытные.

— А где же мне такие «лимоны» достать? – отвечал Есенин к общему удовольствию публики.

 «Лимонами» тогда на базаре называли миллионы. За обедом он делился «рыночными» впечатлениями, тут же дополняя их необычайными подробностями – плодом собственной фантазии. Его слушали с удовольствием».

На этот эпизод, о пребывании в Туле Есенина на базаре есть стихотворение замечательного тульского поэта Валерия Георгиевича Ходулина.

Есенин на тульском рынке.

Над Тулою всю ночь метель мела.

Угомонилась по утру не скоро.

Гудели над кремлем колокола

Старинного Успенского собора.

Тянулись к рынку санные следы,

Возы съезжались долгой вереницей.

В ожившие торговые ряды

Зашел Есенин – просто прицениться.

Под шапкой – золотистые вихры

Пальто изящно по последней моде.

Он вот уже недели полторы

Гостил у друга на пивном заводе.

Нестихшая гражданская война

Еще во всю на юге грохотала.

Москва была бедна и голодна,

А здесь кругом – то ветчина, то сало.

Он приглушил внезапную тоску.

С тяжелым вздохом вспомнив о столице:

«Теперь бы это сало к нам в Москву,

С голодными друзьями поделиться…»

Купи, сынок, купи, чай не беден! –

Певуче так над ухом прозвучало. —

А сколько стоит, бабушка? — Лимон! –

Что миллион керенок означало.

Сергей поправил пестрое кашне,

А бабушка, скосив свой глаз зеленый,

Промолвила: — Поройся-ка в мошне,

— Небось, там под завязочку лимоны…

Он на старушку ясно посмотрел

Прозрачными, как роднички глазами:

— Ну да какой же я миллионер,

— Я, бабушка, крестьянин из Рязани.

Был день морозный солнцем осиян,

И бабушка лукаво отвечала:

— Не ври, сынок, таких среди крестьян —

Я отродясь чегой-то не встречала…

Промчались дни – не сосчитать числа.

И зимний день сменяет день весенний.

Старушка та в небытие ушла,

В бессмертие ушел Сергей Есенин.

Мы все уйдем – таков судьбы закон,

Но слов старухи Тула не забудет.

Она права: Других таких, как он,

И не было,

И нету,

И не будет.

 

Тульский адрес Есенина

«В восемнадцатом году, – пишет в своих воспоминаниях поэт Мариенгоф, — Повицкий жил в Туле у брата на пивоваренном заводе, Есенин с Сергеем Клычковым жили у них изрядное время. Часто потом вспоминали они об этом гощенье и всегда радостно».

Кто же доставлял Сергею Есенину в Туле эту радость? Брат Льва Повицкого, о котором идет речь в цитате, – Борис Повицкий. Он был техническим руководителем тульского пивного завода «Унион». Сам Лев Повицкий (друг и компаньон Есенина по издательским делам) писал о своем брате Борисе, что он был человек музыкальный, что его окружали интересные люди, что Есенин в его доме каждый вечер читал стихи. К сожалению, Л.О.Повицкий в своих воспоминаниях не пишет, где именно в Туле находился дом его брата, гостеприимно приютивший поэта и его друзей. Очевидно, за давностью лет эта деталь стерлась в памяти. Для туляков же эта деталь весьма существенна.

Тульский краевед Б.Тебиев выяснил, где жил Есенин. Он нашел в государственном архиве Тульской области «Дело об учреждении в Туле торгового дома под фирмою «Тульский пивоваренный завод «Унион»», датированное концом 1917 года. Одним из совладельцев завода был Борис Иоселевич (Осипович) Повицкий. Если же говорить точнее, завод принадлежал компаньону Повицкого бывшему купцу 1-й гильдии И.З. Шнейдерману. На Повицкого же возлагались обязанности по техническому руководству предприятием. Это дело позволило уточнить тульский адрес Есенина.

Завод «Унион», при котором жил Б. О.Повицкий, размещался в Туле на Ново-Павшинской улице, в доме № 40/46. Этот дом цел. Номер его сохранился. Только улица Ново-Павшинская теперь носит название улица Коминтерна. Сегодня дом, где жил Есенин, принадлежит заводу точного машиностроения. На доме по улице Коминтерна № 40 в память о пребывании Есенина в этом доме укреплена мемориальная доска.

 

Шифровка в письме С.А.Есенина в Тулу Л.О.Повицкому

В одном из писем Есенина в Тулу Л.О.Повицкому (не ранее января 1919 г.) текст размещен замысловато. «Он является своего рода пародией на «визуальное» словесное творчество». В тексте трудно обнаружить сообщение адресату – «Скоро я буду в Туле». Комментаторы «расшифровывают» нам: «Эта фраза читается по вертикали с левой стороны второй страницы письма. Есенин сначала написал ее своим обычным почерком в виде «Ско/р/о/я/б/у/ду/въ/Ту/л/ъ» и лишь затем стал заполнять строки письма по горизонтали. Продолжения строк, начатых с «л» и с «ъ», при этом не последовало». Интересно, почему Есенин так зашифровал свое послание.

 

Тульский краевед В.В Пилипенко путем сопоставления некоторых фактов и документов сделал интересное предположение, что С.А.Есенин бывал в городе оружейников не только в 1918 году, но и неоднократно в начале 20-х годов. Не исключено, что в Туле, на оружейном заводе, работали его родственники и земляки, выходцы из села Константиново. В.В. Пилипенко установил, что выступления Есенина в Туле слушали такие литераторы, как Макс Смирнов, Любовь Белкина, Михаил Кольчугин, Иван Лукашин и другие.

 

Воспоминания краеведа Н.М.Добротвора о пребывании Есенина в Туле

В 1957 году в 13–м выпуске альманаха «Литературная Тула» были опубликованы в общем-то весьма любопытные и ценные для краеведов воспоминания Н.М.Добротвора «Страничка из истории тульской революционной печати», посвященные первым шагам большевистской печати в Туле в 1917-1920 годах. Н.М. Добротвор вспоминал, что в один из ноябрьских дней 1918 года в редакцию газеты «Коммунар», где он работал в то время ответственным секретарем, пришли поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. «Есенин, — писал Добротвор, — принес на отзыв только что вышедший сборник своих стихов «Преображение», а Клычков передал редакции свой сборник «Дубравна».

 

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с танцовщицей из США Айседорой Дункан, на которой женился через полгода после знакомства. В рамках свадебного путешествия они посетили Германию, Францию, Бельгию и Италию; 4 месяца пробыли в «США». «Известия» публиковали очерки поэта об Америке «Железный Миргород». Брак с Айседорой Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х Есенин начал активно заниматься книжно-издательской деятельностью и продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской. В последние годы жизни много путешествовал по стране: трижды был на Кавказе, несколько раз — в Ленинграде, 7 раз посещал Константиново. В 1924-1925 годах был в Азербайджане. Там он выпустил сборник стихов «Красный Восток» и печатался в местном издательстве.

В 1924 году порвал с имажинистами из-за разногласий с Мариенгофом. Есенин и поэт Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы. Также в газетах стали появляться критические статьи о Есенине, которые обвиняли его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. На поэта было заведено несколько уголовных дел, в основном — по обвинению в хулиганстве.

 

С.А. Есенин и его жена Софья Андреевна Толстая

В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Л.Н. Толстого. Она была человеком незаурядным, многое унаследовавшим от своего великого деда: «В ее немногословных речах чувствовался ум, образованность, а когда она взглядывала на Сергея, нежная забота светилась в ее серых глазах… Нетрудно догадаться, что в ее столь явной любви к Сергею присутствовало благородное намерение стать помощницей, другом и опорой писателя». 

 

В июне 1925 года Есенин женился на С. А. Толстой и переехал к ней в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью, множеством портретов и музейных реликвий. Квартира располагалась в Троицком переулке Москвы. Есенину Софья Андреевна приготовила уютную небольшую комнату, где все располагало для писательского труда. Друзьям было непривычно видеть поэта в такой обстановке. Да и сам Есенин, неизбалованный тишиной и домашним уютом, чувствовал себя здесь не вполне нормально. Вскоре они уезжают на Кавказ, в Баку.

 

Первые месяцы после женитьбы были для Есенина временем морального и физического подъема. Любовь и забота о нем Софьи Андреевны благодатно сказывались на его художественном творчестве. Всюду, в любом деле, связанном с творчеством Есенина, Софья Андреевна оказывала большую помощь. Она по нескольку раз переписывает стихи, отобранные для издания, работает в Румянцевском музее над подшивками старых газет и журналов, где когда-то были опубликованы забытые Есенинские стихи.

 

«За короткую совместную жизнь с Есениным С. А. Толстая сделала многое, — отмечает Е.Н. Наумов, автор монографии «Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха». — Она стремилась оторвать Есенина от нездоровой среды, наладить семейный очаг; она вела записи высказываний Есенина по вопросам литературы, под его диктовку записывала стихи, бережно относилась к его рукописям».

 

Но и в этом браке поэт не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Здесь не было виноватых – так сложилась жизнь. Другу своему, проживавшему в Тифлисе, Есенин сокрушенно писал: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать!»

 

Другому своему другу, писателю и журналисту Н.К. Вержбицкому, он пишет: «С новой семьей вряд ли что получится» … и далее, объясняя причину этого, продолжал: «…слишком все здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в столах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей места не остается. И это душит меня».

 

Сергей Есенин и Лев Николаевич Толстой

Как это ни странно, но на пути к семейному счастью Есенина встал Лев Толстой. Правда, нельзя рассматривать причину последующего затем разрыва с Толстой столь однобоко. Но отношение Есенина к Толстому сыграло все же определенную роль. Об отношении Есенина к Льву Толстому сохранилось несколько свидетельств. Незадолго до революции литературовед Л.М. Клейнборт предложил Есенину ответить на ряд вопросов, в том числе и о творчестве Льва Толстого.

 

«В Толстом, — пишет в своих воспоминаниях о Есенине Клейнборт, — Есенину было ближе всего отношение к земле. То, что он звал жить в общении с природой. Что его особенно захватывало – это «превосходство земледельческой работы над другими», которое проповедовал Толстой… Однако вместе с тем чувствовалось, что Толстой для него барин, что какое-то расхождение для него с писателем кардинально».

 

Не изменил своего отношения к Толстому Есенин и после своего знакомства с Софьей Андреевной, называя его родственников не иначе как «графьями». Но, конечно, истинные корни разрыва с Толстой другие. Здесь, прежде всего, сказалась общая душевная драма Есенина, о которой лучше всех сказал А.М.Горький как о драме последнего крестьянского поэта, разбившего о город свое некрепкое сердце.

 

Представителей Советской власти беспокоило состояние здоровья поэта. В 1925 году Христиан Раковский просил Феликса Дзержинского «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе». Он предлагал отправить поэта в санаторий.

 

В том же году Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганушкиным о госпитализации поэта в его клинику. 21 декабря 1925 года Есенин эту клинику покинул, аннулировал в Госиздате все доверенности и снял почти все сбережения со сберкнижки. Через день после этого он уехал в Ленинград и остановился в номере №5 гостиницы «Англетер».

 

24 декабря 1925 года Сергея Есенина мёртвым в номере гостиницы обнаружил его друг, журналист Герогий Устинов, вместе с супругой. Дверь номера была заперта — её пришлось взламывать ломом.

 

После того, как дверь была открыта, вошедшие увидели в номере перевёрнутые вещи, на шее Сергея Есенина, который лежал на диване, была повешена петля, сделанная из простыни. На лице и на грудной клетке были ссадины, на полу — пятна крови. У поэта были скрещены ноги и сведена судорогой левая рука. Вскрытие тела показало, что Сергей Есенин скончался от асфиксии в результате повешения. Согласно общепринятой версии, Есенин решил свести счёты с жизнью из-за депрессии. Похоронен поэт был 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

Поклонники творчества Сергея Есенина начали стекаться на родину поэта, в село Константиново Рыбновского района, сразу после его смерти. Чаще всего люди приходили туда пешком. Почитателей таланта встречала мать поэта — Татьяна Фёдоровна Есенина, после и сёстры — Александра Александровна и Екатерина Александровна. В тетрадях для отзывов появлялись многочисленные просьбы открыть музей, посвящённый поэту.

Правительственное постановление об увековечивании памяти Сергея Есенина было принято 28 июля 1965 года. Мемориальный дом-музей поэта был открыт 2 октября 1965 года как филиал Рязанского областного краеведческого музея; позже он получил самостоятельность.

 

В 1970-1980-е годы появилась версия об убийстве Сергея Есенина. В связи с этим, в 1989 году, под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по его просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших по его мнению к следующему выводу: «опубликованные «версии» об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).

 

Памятник Сергею Есенину в Туле

21 сентября 1995 г. (в сотый день рождения поэта по старому стилю) в тульском парке (ныне имени П.П.Белоусова) состоялось торжественное открытие с освящением памятника, изготовленного на народные средства. Архитектор Тулы П.М.Зайцев расположил памятник на фоне стелы в виде развернутой книги. 

 

Памятник — бюст изготовлен из белого Саяно-Шушенского мрамора скульптором А.Бичуковым. Он был доставлен из Москвы на легковом автомобиле, установлен на аллее, называемой Есенинской.

 

Есенин очень любил гулять по этой аллее: «Полюбил я ваш парк. Я каждый день гуляю по его аллеям. Это самое лучшее, что есть в Туле…»

 

 

 

Есенин. Биография | Музей Сергея Есенина в Ташкенте

Музей Сергея Есенина в Ташкенте

Ру  | Уз | EN

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) — русский поэт

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — любимый поэт многих русских и зарубежных любителей поэзии, согласно опросу Российского института социальных и национальных проблем . Он признан первым среди писателей и поэтов XX века. «Сергей Есенин — это Пушкин ХХ века», — писала поэтесса Лариса Васильева.

Жизнь Сергея Есенина тесно связана с Рязанью и ее краем. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново Рязанского уезда (ныне Рыбновский район) Рязанской губернии. Детство поэта прошло в Константиново, где «через зори и звезды» пролегал его путь в школу. В Константиново он посещал четырехлетнюю земскую школу. В 1909 году он окончил его с почетным аттестатом.

В том же году будущий поэт пошел учиться в местную общеобразовательную церковно-приходскую школу в Спас-Клепиках. Здесь Сергей Есенин обрел настоящего друга — оказавшего большое влияние на его духовное становление Гришу Панфилова, которого он называл «светом» своей жизни. Здесь будущий поэт создал первые стихи, в том числе поэму «Звезды», которая поразила учителя словесности Е. М. Хитрова, сказавшего, что она достойна публикации.

В 1912 году с дипломом учителя Сергей Есенин приехал в Рязань, где хотел издать рукописный сборник своих стихов «Больные думы», но рязанские издательства его не поддержали.

В том же году приехал в Москву. Он устроился помощником корректора в типографию Сытина. Он поступил в Московский народный университет имени Чанявского, посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок. По словам Анны Изрядновой, с которой поэт познакомился в 1913 лет он «читал все свободное время, тратил зарплату на книги и журналы».

Первые публикации стихов Сергея Есенина вышли в 1914 году. Стихотворение «Береза» он подписывал псевдонимом Аристон, но позже подписывал свои стихи своим настоящим именем.

9 марта 1915 года Сергей Есенин познакомился с Александром Блоком. Это было началом его литературного пути. Блок дал ему рекомендательное письмо к Сергею Городецкому, которое способствовало его знакомству с поэтом Николаем Клюевым.

В 1916 году вышел первый сборник стихов «Радуница», в котором Сергей Есенин заявляет о себе сполна. Гой Ты, Россия, мой Милый; В хижине; Троица; Играй, играй, Тальяночка; На озере; «Вишня роняет снег» — эти и другие стихи вошли в книгу. В них отражены важнейшие черты есенинской лирики: искренняя любовь к России и родному Рязанскому краю, ощущение единения с мирозданием.

Поэма «Песнь о Евпатии Коловрате», посвященная подвигу рязанского воеводы, относится к раннему периоду его творчества. Работая над ней, Сергей Есенин обратился к памятнику древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем», широко использовал народные сказки, легенды и предания своей Родины.

В 1916 году Сергей Есенин был призван на военную службу, но в боевых действиях не участвовал — служил санитаром в Царском Селе. Вскоре после Февральской революции, которую он встретил «…сочувственно, но скорее стихийно, чем сознательно», он ушел из армии и отправился домой. В этот период он создал цикл стихотворений «Товарищ», «Поющий зов», «Отец» и «Октоих», формирующих образ революции.

Летом и осенью 1917, весной и летом 1918 лет он посетил родное село. Впечатления этого периода нашли отражение в поэме «Анна Снегина», поэмах «Иорданская голубка», «Сорокоуст» и других.

Летом 1917 года Сергей Есенин женился на Зинаиде Райх. В 1918 году вместе с женой переехал из Петрограда в Москву. Здесь он подготовил к печати сборники стихов «Голубь», «Преображение» и «Сельские часы», написал теоретический трактат «Ключи Марии».

В том же году Сергей Есенин вместе с поэтами Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым создал новую поэтическую школу — имажинизм. Но его союз с имажинистами, ставившими художественный образ на вершину поэзии, продлился недолго. Сергей Есенин был далек от формалистических приемов имажинистов. Сутью его лирики была тема России. «Чувство Родины — главное в моем творчестве», — писал Сергей Есенин.

В 1921 году выехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. Во время поездки поэт завершил стихотворение Пугачева.

Осенью того же года Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан, приехавшей в Россию с гастролями. Они поженились весной 1922 года. Вскоре пара уехала за границу: поэт решил сопровождать жену в турне по Западной Европе и США.

Они посетили Германию, Бельгию, Францию, Италию, Америку. Во время путешествия Сергей Есенин работал над поэмами «Земля негодяев» и «Чёрный человек». В 1922 г. в Берлине он издал первый том «Сборника стихов и стихов», включившего к тому времени значительную часть творчества поэта (второй том не был издан). Вскоре после возвращения в Советский Союз в 1923 году супруги расстались.

Во время заграничной поездки Есенина в родном селе Константиново сгорел дом его отца. Поэт пытался его восстановить. Он обратился к рязанским властям с предложением организовать вечер своей поэзии с отдачей гонорара родителям.

В 1924-1925 годах Сергей Есенин снова приехал в родную деревню. Здесь он создал стихи «Возвращение на Родину»; Золотая роща; Низкий дом с голубыми ставнями; Кажется, что он установлен навсегда; Поэма о 36. Эти визиты вдохновили его на создание других произведений, таких как «Эта печаль не может быть скрыта сейчас»; Я не вернусь в дом Отца Моего; Я иду по долине, ковыль спит.

Дорогая равнина; Играй, Тальянка, Громко, Играй, Тальянка, Смело.

Новые впечатления от возрождающейся после революционного потрясения и гражданской войны деревни нашли отражение в стихотворениях «Советская Россия»; Россия уходит; Возвращение на Родину; Мой путь.

В сентябре 1924 года Сергей Есенин посетил республики Закавказья. В течение шести месяцев он написал «Балладу о двадцати шести», стихи «Письмо к женщине»; Мой путь; Капитан Земли; Россия уходит; Россия Бездомные; Цветы; Памяти Брюсова и начала работу над поэмой «Анна Снегина».

В последний год жизни Сергей Есенин составил трехтомное «Собрание стихов». Эти тома «с березками» вышли в свет в 1926 году. В них вошли все стихи в авторской редакции без цензуры.

Сергей Есенин «страдал семейным разладом, отсутствием своего уголка», — писала сестра поэта Александра Александровна. В 1925 году он познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей Толстой, а через несколько месяцев они поженились. Но спустя полгода поэт развелся с ней.

К середине 1925 года плодотворный творческий период Есенина сменился душевным кризисом. Поэт лечился в психоневрологическом диспансере, где продолжал работать. Здесь он написал стихи «Не смотри на меня с упреком»; Ты меня не любишь, ты не жалеешь; Может быть, поздно, может быть, слишком рано; Кто я? Что я? Только Претендент. Не закончив курс лечения, Сергей Есенин решил окончательно порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако он не мог обрести покой, потому что его неоднократно навещали старые друзья.

В сентябре 1925 года он в последний раз посетил Родину, бывшую смыслом его жизни и главным источником вдохновения.

14 ноября 1925 года поэт закончил стихотворение «Черный человек». Ему оставалось жить полтора месяца. Его жизнь трагически оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря. Похоронен Сергей Есенин на Ваганьковском кладбище в Москве.

Многие места Рязанской области связаны с жизнью Сергея Есенина. Всех почитателей его таланта больше всего влечет Родина поэта — Константиново. Мемориальный дом-музей был открыт здесь в 1965. С 1984 года именуется Государственным музеем-заповедником Сергея Есенина. Сегодня музей отмечает свое 55-летие. Это гордость Рязанской области, один из центров культуры и важнейший туристический объект.

https://www.prlib.ru/ru/history/1303814

Адрес музея: г. Ташкент, Мирзо-Улугбекский р-н, ул. Кары Ниязи, 20.
Дни работы: Понедельник-Пятница с 10.00 до 17.00 | Выходные дни: суббота и воскресенье

Контактный телефон и заказ экскурсий: +998 (71) 237-11-79

Бюст Сергея Есенина, Воронеж | Русская культура в достопримечательностях

Нажмите на фото для увеличения .

Сегодня 91 год назад Сергей Есенин (1895-1925) зарегистрировался в отеле «Англетер» в Санкт-Петербурге. Через три дня, 28 декабря 1925 года, его мертвое тело вынесут несколько друзей, в том числе поэт Николай Леопольдович Браун. Официальная версия тогда и версия, которая оставалась в силе до конца 80-х — начала 9-х. 0s было то, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Его нашли повешенным на веревке в номере отеля, по крайней мере, так говорили. На самом деле, эта версия получила много хитов со времен перестройки. Достоверно никто ничего не доказал, и осторожные до сих пор склонны считать вероятной причиной смерти поэта в 30 лет самоубийство, но надо сказать, что эта версия с годами выглядит все слабее и слабее.

Есенин был чем-то вроде расшатанной пушки и советского государства, медленно схватывавшего вещи и людей к середине 19-го20-е годы не любили сюрпризов, которые мог подкинуть Есенин. Тем более, что Есенин пользовался бешеной популярностью в народе, и все, что он говорил или делал, могло иметь серьезное влияние на общественное мнение. Добавьте к этому тот факт, что авторитарные государства просто не любят никого и ничего, что прямо или косвенно ставит под сомнение порядок. Есенин своим разгульным поведением только не поддерживал понятие умеренности и упорядоченности. Он любил выпить, он любил попойки, он любил розыгрыши. У него был талант выбирать неортодоксальных жен, одной из которых была американская танцовщица Айседор Дункан (в то время, когда подозрения в отношении иностранцев возрастали с каждым днем), а другой — Софья Толстая, внучка великого писателя Льва, и, следовательно, член семьи, престиж которой советская власть очень хотела использовать в свою пользу. Если этого было недостаточно, в период, предшествовавший его смерти, Есенин боролся с клинической депрессией, даже провел некоторое время в сумасшедшем доме, где врачи «безуспешно» лечили его болезнь — если это было так.
Должен сказать: я ни в коей мере не знаток Есенина. Я думаю, что мне потребуется от шести месяцев до года серьезных исследований, чтобы наверстать упущенное во всех писаниях — серьезных и скандальных — которые обрушились на нас о Есенине и его смерти за последние десятилетия. Это остается горячей темой; ходит много домыслов, даже дезинформации. Яндекс.ру, русская версия Google, предлагает 17 миллионов потенциальных клиентов, когда вы вводите «убийство Сергея Есенина».
Википедия предлагает аргумент из пяти пунктов, почему версия о самоубийстве не выдерживает критики. Честно говоря, я думаю, что одной из этих точек достаточно, чтобы вызвать тревогу на всех уровнях:
У Есенина была свежая рана на плече, одна на лбу и синяк под одним глазом. За несколько недель до его смерти многие из его друзей утверждали, что у него был револьвер, но это оружие так и не было обнаружено. Его куртка отсутствовала, и его пришлось укрыть простыней из отеля. Лигатура, на которой он якобы повесился, сделанная из ремня, который позже исчез, как сообщается, не была подвесной: она удерживала тело только с одной стороны, справа. Тем не менее, документально подтверждено, что никаких дальнейших расследований в этом направлении не проводилось. Комната, где он умер, также не была осмотрена .’
Звучит как историческое сито? Делает мне.
Но это только начало. Мы предполагаем признание по крайней мере одного из убийц, Николая Леонтьева, который, как говорят, сказал Виктору Титаренко, сослуживцу, на старости лет: « Витёк, ты знаешь, что я выстрелил в Сергея Есенина этой рукой вот здесь ». Хорошо, мы все читали Достоевского и знаем, что есть люди, которые по своим причинам желают признаться в преступлениях, которых они не совершали. Еще. Это только начало. Виктор Кузнецов, автор книги об убийстве Есенина, более подробно описал акт убийства в интервью, которое опубликовано на сайте Esenin.ru. Его версия состоит в том, что Троцкий отдал секретный приказ арестовать Есенина, чтобы допросить его. Кузнецов подхватывает повествование:
» Суть допросов заключалась в том, что было желание завербовать Есенина в качестве тайного сотрудника ГПУ [для непосвященных — одного из многих предшественников КГБ]. Я не думаю, что Троцкий отдал приказ убить поэта, но это произошло. Судя по всему, Есенин подрался и сильно толкнул [Якова] Блюмкина, после чего Блюмкин упал. В этот момент Леонтьев выстрелил… На фото видны следы от пулевых ранений. После этого Блюмкин ударил Есенина рукоятью револьвера в лоб. После убийства Блюмкин связался с Троцким из Ленинграда и спросил, что делать с телом Есенина. Троцкий ответил, что завтра от его имени в газете будет опубликована статья о том, как неуравновешенный декадентский поэт покончил с собой, и все будут молчать. Именно так и произошло ».
Так вот, по крайней мере, в кузнецовской версии событий двое мужчин, убивших Есенина: Николай Леонтьев и Яков Блюмкин.

Вышеупомянутый сайт Esenin.ru — кладезь информации. В нем есть отдельный раздел «Смерть поэта», который предлагает 94 ссылки на важные источники по этой теме. Четыре из этих ссылок относятся к комментариям Николая Николаевича Брауна, поэта, сына другого поэта и друга Есенина, Николая Леопольдовича Брауна. По словам Брауна-младшего, его отец не мог упомянуть то, что знал о смерти Есенина, когда писал мемуары. Однако он передал эту информацию своему сыну, который приложил немало усилий, чтобы довести эту информацию до сведения общественности. На вопрос в интервью Esenin.ru, верит ли он, что Есинин умер во время допроса, Браун ответил: « Да, а точнее, в результате пыток на допросе. Таков точный вывод моего отца, известного поэта Николая Леопольдовича Брауна, знавшего Сергея Есенина. В декабре 1925 года он и другие писатели вынесли его [Есенина] тело из гостиницы «Англетер». »
Браун приводит массу убедительных аргументов, в том числе и этот, рассказ о том, как Брауна-старшего и Бориса Лавренёва вызвали из редакции журнала «Звезда» в «Англетер»:
«[Павел Медведев] попросил их приехать, сообщив, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Сценаристам нужно было увидеть Есенина мертвым и подтвердить версию о его самоубийстве. Именно Медведев, [Михаил] Фроман и [Вольф] Эрлих объяснили, как Есенин покончил с собой в гостинице. Но и они, как оказалось, своими глазами ничего не видели. Им тоже об этом «рассказывали». Труп уже был подготовлен для демонстрации. Однако оригинальные фотографии, которыми мы теперь располагаем, показывают совсем другое. Руки Есенина были порезаны чем-то вроде бритвы. Но разрезы делаются не поперек, а вдоль, как это делается при пытках. Его левый глаз был выбит. Были две дыры прямо над переносицей и еще одна над правым глазом. Но Николай Леопольдович рассказывал мне о «глубоком проникающем ранении под правой бровью», которое было «смертельным», о «синяке под левым глазом» и о «синяках от побоев». В голодное время, в 19-м году.19-20 лет, чтобы выжить, отец работал санитаром скорой помощи. Он хорошо знал анатомию. Он видел много трупов, в том числе повесившихся. Но у Есенина ни посинения лица не было, ни языка у него не высовывалось ».
Далее в интервью Браун-младший добавляет:
« Браун и Лавренёв категорически отказывались подписывать, так сказать, протокол о том, что Есенин покончил с собой. На первый взгляд протокол составлен топорно и примитивно. Тем не менее его уже подписали сотрудники ГПУ Вольф Эрлих и Павел Медведев, секретарь Союза писателей Михаил Фроман и поэт Всеволод Рождественский. Николай Леопольдович тут же упрекнул последнего: «Сева, как ты мог это подписать?! Вы не видели, как Есенин надел ему петлю на шею!» Рождественский ответил: «Мне сказали, что нужна еще одна подпись». 0060 .’»
Что касается изображений, которыми я делюсь сегодня – это фотографии скульптуры Анатолия Бичукова, которая стоит на пересечении улиц Кардашова и Карла Маркса в Воронеже. Он был открыт 25 октября 2006 года, вскоре после того, как по российскому телевидению был показан фильм Игоря Зайцева « Есенин ». В фильме с участием популярного актера Сергея Безрукова по сценарию его отца Виталия Безрукова представлена ​​версия смерти от убийства. Фильм не был хорошо воспринят критиками, но веб-сайт, на котором вы можете посмотреть фильм бесплатно, поставил ему 9 баллов.4,8% положительных оценок зрителей. Безруков сам выбрал это место для статуи и пожертвовал крупную сумму денег на покрытие расходов на ее возведение. Безруков сделал карьеру, играя мертвых знаменитостей – Владимира Высоцкого, Александра Пушкина и Есенина. Известный актер Валентин Гафт, владеющий дурным пером при написании популярных эпиграмм, дважды спускал бум на Безрукова. Один из них гласит: « Смерть не страшна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *