Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь
Начало похода
Инициатива похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.
Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были остаться зимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.
Лишь весной 1582 года по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком при урочище Бабасан на берегу Тобола. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», Василий Суриков. Источник: Русский музей
26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через 4 дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских.
Ермак Тимофеевич
Казачий атаман, участник завоевания Сибири, русский народный герой. 1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется 1582-м, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581-го Ермак всё ещё воевал с литовцами.
Хан Кучум
Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вёл ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце 17-го века Семёном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадёжность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и прочих коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.
Сборник: Ермак
Поход отряда Ермака Тимофеевича в 1581-1585 годах ознаменовал начало русского освоения Сибири.
- Статьи
- Азия
- XVI век
Ермак Тимофеевич: жизнь и смерть атамана
Ермак Тимофеевич: жизнь и смерть атамана
Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать её и, как оказалось, остаться там навсегда.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Панцирь Ермака Тимофеевича
Панцирь Ермака Тимофеевича
Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней.
- ЕГЭ
- Европа
- XVI век
Ермак
Ермак
Что заставило Ермака завоевать новые просторы? Как 500 казаков смогли покорить Сибирь?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Хан Кучум: история врага Ермака
Хан Кучум: история врага Ермака
Сибирский хан был противником Ермака за Уралом. Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.
- Статьи
- Азия
- XVI век
Ермак Тимофеевич: жизнь и смерть атамана
Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать её и, как оказалось, остаться там навсегда.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Панцирь Ермака Тимофеевича
Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней.
- ЕГЭ
- Европа
- XVI век
Ермак
Что заставило Ермака завоевать новые просторы? Как 500 казаков смогли покорить Сибирь?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Хан Кучум: история врага Ермака
Сибирский хан был противником Ермака за Уралом. Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- Статьи
- Европа
- XX век
Бревно Ленина
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Каково жить в Смольном институте
- Статьи
- Азия
Загадка зиккурата
- Статьи
- Европа
- XIII век
Из тьмы веков, из топи блат
- Статьи
- Европа
- XX век
Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные
- Статьи
- Европа
- XX век
На пределе: хроника Карибского кризиса
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Не числом, а умением
- Статьи
- Европа
- XV век
Наряд дурака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- Статьи
- I до н.э. -XXI вв.
Бикини: история победившей наготы
- Статьи
- Европа
- XVI век
Как Смоленск стал русским
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XX век
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- XX век
Мишка Слепой: полвека за решёткой
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Месть крепостных
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 218225
- 📚 Статьи
- 👀 191502
- 📚 Статьи
- 👀 71958
- 📚 Статьи
- 👀 39713
- 📚 Статьи
- 👀 31072
- 📚 Статьи
- 👀 29512
- 📚 Статьи
- 👀 28724
- 📚 Статьи
- 👀 23421
- 📚 Статьи
- 👀 22920
- 📚 Статьи
- 👀 21534
- 📚 Статьи
- 👀 805136
- 📚 Статьи
- 👀 509118
- 📚 Статьи
- 👀 476744
- 📚 Статьи
- 👀 431636
- 📚 Статьи
- 👀 420179
- 📚 Статьи
- 👀 415745
- 📚 Статьи
- 👀 367639
- 📚 Статьи
- 👀 363445
- 📚 Статьи
- 👀 362038
- 📚 Статьи
- 👀 303822
Ермак Тимофеевич и его открытие
Краткая биография
О личности Ермака, его ратных подвигах и походе в Сибирь сложено множество легенд. Точная дата его рождения неизвестна, произошло это между 1532 и 1542 гг. по одной версии, на берегах реки Камы, по другой – на берегах Чусовой, по третьей – на Дону. Согласно летописям, он был младшим сыном Тимофея Аленина, а звали его – Василий. Прозвище Ермак, появившееся значительно позднее, произошло, скорее всего, от тюркского « ермак » – прорыв или « ерту » – рвать. Имел он и еще одно прозвище: Поволский, то есть человек с Волги. Некоторые историки полагают, что Ермак был благородного происхождения, тюркских кровей, а русское имя Василий получил при крещении (среди первых донских и волжских казаков встречалось немало крещеных татар). Эту версию косвенно подтверждает описание внешности Ермака, данное в конце XVII в. С.У. Ремезовым в «Ремезовской летописи»: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (т.е. ростом) середней, и плоск, и плечист».
Ермак Тимофеевич был одним из волжских атаманов, которые воевали с ногайскими мурзами и грабили их улусы, не пропускали они и караваны персидских и русских купцов. По данным летописи, в 1571 г. Ермак со своей дружиной сражались с войском крымского хана Давлет-Гирея под стенами Москвы, а во время Ливонской войны он командовал казачьей сотней в битве с литовцами за Смоленск.
С 1579 г. Ермак и его казаки защищали владения уральских купцов Строгановых от набегов сибирского хана Кучума. В 1582 г. он с отрядом казаков и ратных людей отправился в военный поход в Сибирь. Погиб Ермак в 1585 г.
Покорение Сибири
На берегах рек Тобола, Иртыша и Туры в XVI в. существовало татарское царство, называемое Сибирью, с главным городом Кашлык. С 1556 г. им правил жестокий хан Кучум. Его подданные нередко совершали грабительские набеги на приграничные русские поселения, в том числе и на владения русских промышленников и купцов Строгановых. Узнав об этом, русский царь Иван Грозный в 1574 г. прислал Строгановым грамоту, в которой приказывал им перейти за Урал и построить крепости на реке Тобол. У Строгановых же в те времена была лишь дружина казаков (примерно 540 человек) под предводительством нескольких атаманов, в том числе и Ермака Тимофеевича. Для дальнего похода необходимо было увеличить войско и вооружить его, Строгановы дали казакам еще 300 человек, припасы и оружие.
В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком. 1895 г.
1 сентября 1582 г. казаки поплыли на стругах вверх по Чусовой, затем по ее притоку – реке Межевая Утка, чтобы добраться до волока, который разделял бассейны рек Камы и Оби. Реки в то время были обычным, а в глухих диких краях – единственным путем передвижения. «Добрые струги» водоизмещением 6–8 т могли взять на борт 20 человек с грузом. Флотилия Ермака состояла примерно из 30 стругов. Волоком суда перетащили в реку Жеравлю, впадающую в Тагил, а затем поплыли вниз по Туре. При захвате городка Епанчин казаки применили неизвестное сибирякам огнестрельное оружие. Вскоре гонцы сообщали хану Кучуму: «Пришли воины с такими луками, что огонь из них пышет, а как толкнет, словно гром с небеси. Стрел не видно, а ранит и насмерть бьет, и никакими сбруями нельзя защититься! И панцири и кольчуги наши навылет пробивают!» Плывя по Тоболу, казаки наводили ужас на местных жителей, и некоторые селенья сдавались без боя.
Слово «казак» – тюркского происхождения, оно означает «утрата, беда, злоключение». У тюркских народов казаками были люди, ведущие самостоятельное от Орды хозяйство, но постепенно так стали называть опасных людей, промышлявших разбоем.
Кучум собрал свое войско и встал на берегу Иртыша недалеко от устья Тобола, вперед же выслал большой отряд под началом своего племянника – Маметкула, но Ермак с легкостью разгромил его. Войско Кучума состояло примерно из 10 тыс. человек, правда, вооружены они были хуже русских. Казаков же было меньше тысячи – на одного казака приходилоcь 30 сибиряков. Однако Ермак не привык отступать, он собрал своих воинов и держал перед ними речь, в которой были и такие слова: «Не положим на себя худой славы… если мы воротимся, то срам нам будет и преступление слова своего, а если всемогущий Бог нам поможет, то не оскудеет память наша в этих странах и слава наша вечна будет».
Знамя дружины Ермака. На одной из его сторон изображен Архистратиг Михаил на коне, разящий копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети
И вот 21 октября недалеко от Кашлыка, у Чувашьего мыса (в 15 км от Тобольска) началась битва. Воины Кучума дрались отчаянно, но их стрелы не могли одолеть ружья и пушки, татары бежали. 26 октября Ермак вступил в столицу татарского ханства Сибирь. Татары, остяки (ханты) и вогуличи (манси) били челом победителю и привозили ему дары. Ермак облагал всех ежегодной податью – ясаком. Казаки приводили местное население к присяге – «шерти» русскому царю. Ермак, продвигаясь по Иртышу и Оби, покорял татарские городки и улусы, но везде встречал сопротивление. Татары во главе с Маметкулом устраивали засады небольшим казацким отрядам.
М.М. Антокольский. Ермак Тимофеевич. 1891 г.
Хан Кучум принимает дань в Кашлыке – своей главной ставке. Рисунок из Кунгурской летописи. Конец XVI в.
Во время битвы с Кучумом погибли 107 казаков, дружина Ермака была малочисленной, поэтому закрепиться на обширных сибирских пространствах ему было сложно. После взятия Назыма он отправил гонцов к купцам Строгановым и послов – к царю с известием о покорении Сибирской земли с подарками (собольими и беличьими мехами) и просьбой прислать подкрепление: воевод и ратных людей. Иван Грозный присвоил Ермаку титул «князь Сибирский», наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и послал отряд из 300 стрельцов под руководством двух царских воевод: князя Болховского и Ивана Глухова Ермаку в помощь.
Но в 1584 г. удача отвернулась от Ермака: во время зимовки в Сибири начался страшный голод, люди гибли один за другим, казацкая дружина Ермака сильно сократилась. Воевода Болховский умер. Тем временем подданные Кучума не унимались, обманом заманивали они небольшие казацкие отряды в глубь сибирской земли и убивали один за другим. Так погибли несколько атаманов из отряда Ермака и много ратных людей. И все же летом 1585 г. дружина Ермака предприняла несколько походов в южные пределы Сибирского ханства. В тяжелейших условиях, командуя оставшимися казаками, Ермак одержал блестящие победы. Но из одного похода ему не суждено было вернуться.
Русские сабли. XVII в.
Доспехи русского воина XVI– XVII вв.
5 августа 1585 г. с небольшим отрядом из 50 человек Ермак остановился на ночевку на Иртыше в устье реки Вагай. Татары Кучума напали на спящих казаков и перебили весь отряд. Сам Ермак, облаченный в тяжелые доспехи, пытался доплыть до своего струга, но утонул. Татары двинулись к Кашлыку. Малое казацкое воинство во главе с атаманом Мещеряком и Иваном Глуховым не могло им противостоять. Они покинули Кашлык и поплыли вниз по Иртышу. Оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь, они уступили Сибирь Кучуму после двухлетнего владения.
Однако через год новые отряды русских воинов отправились по следам Ермака: воевода Иван Мансуров основал в устье Иртыша Обский городок, в 1568 г. воевода Сукин основал Тюмень на реке Туре в устье реки Тюменки, в 1587 г. воевода Данила Чулков заложил Тобольск в устье Тобола близ Кашлыка. Успех Ермака не привел к немедленному присоединению Западной Сибири к России, но разгром Сибирского ханства означал для России возможность присоединения земель за Уралом.
Путь Ермака 1582 г.
Русские год за годом продвигались все дальше и дальше в Сибирь, были построены новые села и города. Сначала туда отправляли ссыльных, но постепенно, узнавая о богатстве новых земель, в Сибирь переселялись казаки, земледельцы, строители. В XVII в. главным богатством Сибири была пушнина, купцы обязаны были платить пошлины лучшими мехами в государеву казну. Затем важную роль стала играть добываемая в Сибири моржовая кость, а в XVIII в. в Сибири разведали богатейшие месторождения черных и цветных металлов, каменного угля, золота, они и сейчас являются одними из основных богатств этого края.
Вклад в географию
Отряды русских казаков под предводительством Ермака завоевали татарское ханство Сибирь. Несмотря на то, что через два года его пришлось на время уступить Кучуму, путь в Сибирь для русских был открыт.
Память о Ермаке Тимофеевиче жива и в наши дни, ему установлены памятники во многих городах России, именем Ермака названы города, площади, реки, корабли, спортивные команды и др.
Поделиться ссылкой
От границы Сибири до российской колонии | Российская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804-1867 гг.
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804–1867 гг. Колониализм и империализмСовременная история (1700–1945 гг.) Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804–1867 гг. Колониализм и империализмСовременная история (1700–1945 гг.) Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Vinkovetsky, Ilya,
‘от границы Сибири до российской колонии’
,
Российская Америка: зарубежная колония континентальной империи, 1804-1867
(
2011;
онлайн онлайн, онлайн-онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, онлайн, Эдн, Эдн.
Oxford Academic
, 1 мая 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195391282.003.0002,
, по состоянию на 26 октября 2022 г.
3
3
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks) Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicРоссийская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804–1867 гг. Колониализм и империализмСовременная история (1700–1945 гг.)
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicРусская Америка: заморская колония континентальной империи, 1804-1867 гг.Колониализм и империализмСовременная история (1700-1919 гг.
)45)История России и Восточной ЕвропыИстория СШАКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе анализируется влияние кругосветных путешествий России на представления коренных народов русской Аляски и на практику колониализма. Русские кругосветные плавания между Санкт-Петербургом и Русской Америкой были начаты в первом десятилетии XIX века и продолжались до продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 году. и ее коренные народы. Трансокеанский маршрут сформировал предубеждения тех, кто отправился на Аляску, иначе, чем длинный континентальный маршрут через Евразию. Кругосветные корабли с морскими офицерами останавливались в портах других колониальных держав, способствуя притоку колониальных знаний из таких мест, как Латинская Америка, Африка и южная часть Тихого океана в Русскую Америку.
Ключевые слова:
кругосветное плавание, плавания, представления, колониализм, коренные жители, морские офицеры
Тема
Колониализм и империализмИстория России и Восточной ЕвропыИстория СШАИстория Нового времени (с 1700 по 1945)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
История России Том 44 Выпуск 4 (2017)
Завоевание Сибири и обращение ее народов в русское православие обычно рассматривается как результат успешной московской имперской политики, направленной на политическое подчинение территории к востоку от Урала царской воле и при хозяйственной эксплуатации Сибири. В то время как ученые склонны рассматривать даже определение сибирской идентичности как результат московской политической и религиозной мысли, в этой статье исследуется, как Есиповская летопись, , составленная в 1636 году дьяконом Софийского собора в Тобольске Саввой Есиповым, выразила мнение сибирских иерархов о значении их пограничной епархии для их московской родины. Есиповская летопись достигла этой цели, представив поход Ермака в Сибирь и поражение языческого царя Кучума как важную главу в христианской спасительной драме.
Изображая зауральскую землю как место со своими местными религиозными традициями, Есиповская летопись создало представление о том, что Сибирь — это уникальное сакральное пространство, которое необходимо уважать. В начале XVII века московская повестка дня в отношении Сибири, по-видимому, еще не была полностью разработана, что позволяло сибирским иерархам формулировать свой собственный региональный взгляд на свою аванпостную епархию.
- Заголовок:
- Есиповская летопись и создание концепции Сибири как особого сакрального пространства
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/18763316-04404010
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 594–607
- Ключевые слова:
- архиепископ Киприан (1621–1624); Архиепископ Нектарий (1636–1640); Ермак; провиденциализм; Савва Есипов; Сибирь; Урал
- В:
- История России
- В:
- Том 44: Выпуск 4
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 1876-3316
- Распечатать ISSN:
- 0094-288Х
- Предметы:
- История,
славяноведение и евразийство,
Современная история,
История
Все время Прошлый год Последние 30 дней Абстрактные просмотры 148 8 2 Полнотекстовые просмотры 205 1 1 Просмотры и загрузки PDF 33 0 0
Завоевание Сибири и обращение ее народов в русское православие обычно рассматриваются как результат успешной московской имперской политики, направленной на политическое подчинение территории к востоку от Урала воле царя и Хозяйственное освоение Сибири.
В то время как ученые склонны рассматривать даже определение сибирской идентичности как результат московской политической и религиозной мысли, в этой статье исследуется, как Есиповская летопись, , составленная в 1636 году дьяконом Софийского собора в Тобольске Саввой Есиповым, выразила мнение сибирских иерархов о значении их пограничной епархии для их московской родины. Есиповская летопись достигла этой цели, представив поход Ермака в Сибирь и поражение языческого царя Кучума как важную главу в христианской спасительной драме. Изображая зауральскую землю как место со своими местными религиозными традициями, Есиповская летопись создало представление о том, что Сибирь — это уникальное сакральное пространство, которое необходимо уважать. В начале XVII века московская повестка дня в отношении Сибири, по-видимому, еще не была полностью разработана, что позволяло сибирским иерархам формулировать свой собственный региональный взгляд на свою аванпостную епархию.
- Заголовок:
- Есиповская летопись и создание концепции Сибири как особого сакрального пространства
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi.











