Эразм Роттердамский. Большая российская энциклопедия
Литераторы
- Области знаний:
- Литература Возрождения, Европейские литературы на латинском языке, Философия эпохи Возрождения и Реформации, Нидерландская литература Нового и Новейшего времени
- Другие наименования:
- Дезидерий Эразм Роттердамский, Десидериус Эрасмус Ротеродамус
- Дата рождения:
- 1469 год
- Дата смерти:
- 1536 год
- Историческое государство:
- Бургундское герцогство
- Современное государство:
- Нидерланды
- Сфера деятельности:
- Теология, Проза, Поэзия, Художественный перевод, Издательская деятельность
- Язык:
- латинский
Эра́зм Роттерда́мский (Дезидерий Эразм Роттердамский, Десидериус Эрасмус Ротеродамус; лат. Desiderius Erasmus Roterodamus) (28.10.1469, Гауда, близ Роттердама – 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов. Крупнейший представитель Северного Возрождения. Писал на латыни.
Внебрачный сын священника. Учился в начальных школах Гауды, Хертогенбоса, Девентера. Во 2-й половине 1480-х – 1-й половине 1490-х гг. жил в монастыре Стейн (близ Гауды), в 1492 г. принял постриг. В 1499 г. закончил обучение в Сорбонне. Сформировался под влиянием гуманистической философии (преимущественно Л. Валлы и М. Фичино), немецких и нидерландских мистиков и духовного течения Devotio moderna. В 1506 г. получил степень доктора теологии в университете Турина. Путешествовал по Европе, жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, преподавал древнегреческий язык в Кембриджском университете. В Англии сблизился с кружком «оксфордских реформаторов» (Дж. Колет, Т. Мор и др.), призывавших к научному анализу текстов Священного Писания. С 1516 г. пользовался покровительством Карла V.
В 1480-е гг. обратился к поэтическому творчеству. Всего создал 136 стихотворений (полный русский перевод 1983), ставших ярким образцом неолатинской литературы. Наиболее известны сатирические сочинения Эразма Роттердамского: в памфлете «Похвала Глупости» («Moriae encomium sive Stultitiælaus», 1509, издан в 1511 в Париже с посвящением Мору; сокращённый русский перевод 1789, полный русский перевод 1902), написанном от лица Глупости, с позиции гуманистических идеалов критикуются нравы и обычаи современного общества; в книге диалогов «Разговоры запросто» («Colloquia familiaria», 1519–1535; частично перевёл М. В. Ломоносов, полный русский перевод 1969) утверждаются идеи противоречивости сущего и относительности человеческих представлений о мире и истине.
Активно способствовал возвращению интереса к античному культурному наследию. Популярность снискал составленный Эразмом Роттердамским сборник «Пословицы» («Adagia», 1500, изначально 800 пословиц, свыше 60 прижизненных переизданий; в издании 1536 – 4151 пословица), содержащий изречения античных авторов. Издавал сочинения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Теренция, выполнил латинские переводы произведений Еврипида, Ксенофонта, Исократа, переводил и издавал труды отцов и учителей Церкви, в том числе Оригена. Осуществил первопечатное издание греческого текста Нового Завета (с комментариями, 1516) и его латинский перевод (1519), оказав значительное влияние на последующие переводы Библии на народные языки.
Эразм Роттердамский – глава т. н. христианского гуманизма, стремившегося сочетать традиции античной культуры и раннего христианства. При этом проблемы догматического богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и др. ) осмыслялись учёным как не имеющие жизненного значения и принципиально неразрешимые. Отвергал культ реликвий и обрядность, критиковал католическую церковь, отстаивая принцип свободы воли и во многом предвосхитив протестантизм. Реформацию не принял, выступал против М. Лютера с его доктриной о предопределении. Свои антропологические и теологические воззрения изложил в трактатах «Оружие христианского воина» (также известен как «Энхиридион», «Enchiridion militis Christiani», 1503; русский перевод 1986), «О свободе воли» («De libero arbitrio», 1524; русский перевод 1986) и др.
Ряд трудов Эразма Роттердамского посвящён теме воспитания, которое он считал определяющим фактором дальнейшей жизни человека: трактаты «Воспитание христианского государя» («Institutio principis Christiani», 1515; русский перевод 2001), «Книга о приличии детских нравов» («De civilitate morum puerilium», 1530; в русском переложении Епифания Славинецкого – «Гражданство обычаев детских», 1660-е гг.) и др. Автор трактатов по риторике и грамматике: «О двойном изобилии слов и предметов» («De duplici copia verborum ac rerum», 1511; сокращённый русский перевод 2016), «Язык, или Об употреблении языка на благо и во вред» («Lingua, sive, de linguae usu atque abusu liber utilissimus», 1525) и др. Широкий резонанс имел направленный против П. Бембо сатирический диалог «Цицеронианец» («Ciceronianus», 1528), высмеивающий слепое подражание античному стилю. Наследие Эразма Роттердамского включает также обширную переписку.
Творчество Эразма Роттердамского оказало значительное влияние на западноевропейскую культуру (в том числе У. Шекспира, Ф. Рабле, М. де Сервантеса, М. Монтеня, Б. Паскаля), по своему духу оно во многом предвосхитило культуру Просвещения.
Голубков Андрей ВасильевичДата публикации: 27 июня 2022 г. в 19:09 (GMT+3)
Эразм Роттердамский — биография, жизнь, идеи и произведения
Фото Все
Видео Все
Эразм Роттердамский — философ Северного Возрождения, которого все называли «князь гуманистов».
Эразм Роттердамский стал первым ученым и писателем, который добился такой влиятельности и популярности. До него никому не удавалось приобрести мировую известность, после него такого успеха достиг только Вольтер. Его благосклонности добивались самые могущественные из правителей того времени, выдающиеся ученые считали большой удачей находиться с ним в переписке. Стоило ему прибыть в любой населенный пункт, его торжественно встречали, и зачастую почестей ему оказывали больше, чем некоторым государям. Это было очень странно, потому что в начале своего жизненного пути он был изгоем, незаконнорожденным сиротой.
Детство
Родился Герхард Герхардс(настоящее имя мыслителя) 28 октября 1469 года в Гауде, которая в то время была пригородом Роттердама. Наверное, поэтому он и подписывался фамилией Роттердамский, которая указывала на место его рождения.
Мальчик был плодом любви служанки и сына богатых бюргеров, который должен был стать священнослужителем. Родители парня были категорически против брака их сына с простой девушкой, поэтому малыш родился вне брака. Мальчика назвали Герхардом, что в переводе означало «желанный». В те годы в моде была грецизация и латинизация, поэтому его имя в переводе с этих языков звучало как Дезидерий Эразм. Мама растила его одна.
Эразм РоттердамскийЭразм постоянно стремился к знаниям. Вначале его определили в обычную школу в родной Гауде, потом он посещал уроки в школе Герта Грота, находившейся в Девентере, где особое внимание уделялось изучению древней литературы. В 13 лет мальчик полностью осиротел, все его близкие умерли во время эпидемии чумы. Так Эразм оказался в монастыре. Родственники по отцовской линии навсегда вычеркнули мальчика из своей жизни, поэтому ни о какой помощи с их стороны речи не шло.
В 1486-1492-м годах парень жил вместе с монахами-августинцами, там же он и принял духовный сан.
Он учился постоянно, проводя время за чтением книг, углубленно изучая латынь и древнегреческий язык, оттачивая свое ораторское мастерство. Его достижения способствовали дальнейшему продвижению в жизни, и вскоре Эразм стал секретарем епископа в городе Камбре, расположенном во Франции.
С 1493-го и на протяжении следующих шести лет молодой человек проживал в Париже. Именно тогда среди его знакомых появился лорд Маунтджой. Они предприняли совместное путешествие в Лондон, и высокопоставленный лорд познакомил Эразма с Джоном Фишером, Томасом Мором, Джоном Колетом. Потом это знакомство переросло в продолжительную дружбу известных философов. Тогда же состоялось и знакомство Роттердамского и короля Генриха VIII, которое положительным образом отразилось на его биографии.
Общественная деятельность
Эразм практически всегда находился в пути. Его дорога пролегала из Нидерландов в Британию, Италию, Францию. В Турине философ стал доктором богословия, его с надлежащими почестями принял Папа Римский. В 1506-м, во время пребывания в Оксфорде, ему предложили заняться преподавательской деятельностью, но он отозвался на аналогичное предложение Кембриджского университета. Причиной такого предпочтения оказалось то, что в Кембридже трудился его друг – Джон Фишер.
» src=»https://www.youtube.com/embed/VNGehH6Um7k?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Роттердамский преподавал в университете древнегреческий язык и богословие. Чтобы дать студентам как можно больше познаний в богословии, Эразм занялся переводом Нового Завета. Это был абсолютно новаторский подход к религиозным текстам, который полностью отличался от используемого ранее. В 1511-м Эразм занял место профессора университета, и трудился в этом качестве на протяжении двух лет. После этого Роттердамский отправился в Германию. Пробыв там немного времени, философ и богослов побывал с визитом в Великобритании и Швейцарии. Именно в Швейцарии он нашел себе нового покровителя в лице императора Карла V, который и предложил ему место советника при дворе. Эразм продолжает неустанно трудиться и периодически отправляется в путешествия.
Эразм Роттердамский внес весомый вклад в развитие истории гуманизма. У него была безупречная репутация и непререкаемый авторитет в обществе.
Единственный, кто затмил его в этом – Вольтер, прославившийся своими произведениями во второй половине XVIII века. Имя Эразма Роттердамского гремело по всей Европе.
Эразм вел переписку с самыми высокопоставленными мужами всех стран и народов. Ему писали кардиналы, папы, государственные мужи. Роттердамский пользовался расположением и благосклонностью самых важных исторических персон того времени. Он мог получить звание кардинала и довольствоваться пенсией, назначенной баварским правительством. Это в том случае, если бы он согласился переехать в Нюрнберг на постоянное место жительства.
Эразм пользовался непререкаемым авторитетом. Посоветоваться с мудрецом считали за честь высокопоставленные управленцы и чиновники. Он знал ответы на все вопросы, которые имели политический, научный и философский характер. Проявляя истинный гуманизм, философ ратовал за идею научного духа, который заключался в исследованиях и истинном знании.
Могут быть знакомы
Идеи и творчество
Первые сочинения Эразма вышли в Париже. Самая первая книга автора получила название «Adagia», и в ней были собраны поучительные истории и афоризмы, основанные на трудах древних писателей-философов. В 1501-м Роттердамский стал автором религиозно-этического трактата «Оружие христианского воина», которое вышло из печати в 1504 году. Больше всего автора интересовала философия духовного самоусовершенствования человека, он отдавал ей больше предпочтений, чем традиционным обрядам.
Эразм Роттердамский в творческом процессеВо время поездки по Великобритании Эразм написал новое произведение – «Похвалу глупости», в котором критически оценивал схоластическое богословие средневековой эпохи. В этой книге нашли отражение мысли философа об ошибках человечества и его достижениях, которые повторяются через определенные циклы. Он отметил пороки и предрассудки, которым человечество подвержено постоянно. Эта книга еще при жизни Роттердамского издавалась сорок раз, и была переведена на все основные мировые языки.
Эразму было присуще отменное чувство юмора, оптимизм и эрудиция, поэтому во всех его трудах красной нитью проходит вера в человека, в то, что он может побороть собственное несовершенство. Творчество Эразма объединяет в себе его философские принципы, талант писателя и упорство ученого. Не зря современники прозвали его «европейским оракулом», потому что его взгляды и деятельность оказывали сильное влияние на мировосприятие людей в XVI веке.
В 1515-м вышла еще одна книга писателя – «Наставление христианского государя», спустя год он написал труд «Жалоба мира». Эти труды содержали его позицию в отношении войн и движений пацифистов. Книга «О свободе воли» выдает в нем противника Реформации. Роттердамский был глашатаем гуманизма, причем во всех его направлениях. Прославился он и как филолог, ему принадлежат переводы и толкования произведений Лукиана, Еврипида и многих других авторов Древней Греции.
Эразма всегда интересовала фонетика языка, на основании которой была создана древнегреческая наука о лингвистике. Он уделял пристальное внимание изучению Евангелия, которое толковал в очень необычном ракурсе.
Роттердамский выступал с критическими предположениями, даже не подозревая, что они когда-то дадут начало протестантскому движению христианства. Философ всерьез интересовался педагогикой. В 1518-1533 годах он работал над произведением «Разговоры запросто», которое стало одним из самых востребованных именно в этом направлении.
Эразм верил, что гармоничное развитие человеческой личности должно состоять из интеллектуального уровня, нравственности и сформированных религиозных взглядов.
Роттердамский также считал важным физиологическое развитие. Он был уверен, что очень важно добиться развития потенциала, его полного совершенствования, при этом не забывая, что каждый человек должен отвечать за совершенные им поступки. Эразм призывал уважать и заботься о детях, он категорически возражал против насилия и телесных наказаний в отношении них. Ученый считал, что каждый человек обязательно должен получить образование.
Личная жизнь
Роттердамский жил подобно священнослужителям, которые находят утешение в вере, а не в любовных связях и интригах. У него была безупречная репутация, которую он сохранил на протяжении всей своей жизни. Эразм не был женат, и наследников не оставил, его личная жизнь заключалась в путешествиях и создании научных трудов. Историки, которые пристально изучали биографию философа и ученого, не смогли уличить его ни в одном отступлении от правил.
На одном из портретов кисти художника Ганса Гольбейна Эразм изображен так, как будто он разглядывает девушку. Он был слегка смущен, и явно ощущал себя не в своей тарелке из-за этой близости к представительнице противоположного пола. Ни один из тех, кто близко знал Эразма, не мог вспомнить хоть одну интрижку из его жизни – этого просто не было.
Смерть
Великого мыслителя не стало 12 июля 1536 года. Он умер от дизентерии. Похоронили Эразма Роттердамского в кафедральном соборе Базеля, который расположен в самом центре этого города. В 1538-м на его могиле появился памятник, изготовленный из красного известняка.
Памятники Эразму РоттердамскийВ памяти потомков Эразм остался как глава гуманизма. После него осталась прекрасная библиотека и дорогое имущество. В городе Базель есть университет, в котором студенты уже много лет получают Эразмовскую стипендию.
Основные произведения
- «Пословицы»
- «Похвала глупости»
- «Разговоры запросто»
- «Воспитание христианского государя»
- «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
- «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли»
- «О приличии детских нравов»
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации.
Альбрехт Дюрер | Эразм Роттердамский
Альбрехт Дюрер | Эразм Роттердамский | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Эразм Роттердамский
Художник:
Альбрехт Дюрер (немецкий, Нюрнберг 1471–1528 Нюрнберг)
Дата: 1526
Середина: Гравировка
Размеры: лист: 93/4 x 7 1/2 дюйма (24,8 x 19,1 см), обрезанные по линии пластины сверху и снизу, с небольшим полем по бокам
Классификация: Отпечатки
Кредитная линия: Фонд Флетчера, 1919 г.
Регистрационный номер: 19.73.120
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Готика и искусство Возрождения в Нюрнберге, 1300–1550 гг.
Искусство = обнаружение бесконечных связей в истории искусства
Похожие произведения искусства
- Альбрехт Дюрер
- Чертежи и распечатки
- Гравировка
- Из Европы
- Из Германии
- С 1400 по 1600 г. н.э.
Как делаются гравюры
Иллюстрированный объяснитель.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Рисунки и гравюры в The Met
Коллекция рисунков и гравюр Метрополитена — одна из самых полных и выдающихся в своем роде в мире — началась с подарка 670 работ от Корнелиуса Вандербильта, попечителя музея, в 1880 году.
Биография, Педагогические идеи, Восхваление глупости
Эразм Роттердамский (Дезидериус Эразмус Ротеродамус) был ученым, философом и писателем конца пятнадцатого и первой половины шестнадцатого веков.
- Что сделало вас знаменитым?
Содержание
- Биография
- Сочинения
- Как он прославил себя в богословии и филологии
- Идеи гуманистической педагогики
- Идеи великого гуманиста 90 043 Цитаты
Биография
Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 г.(или 1467 г.) в городке Гауда, пригороде Роттердама. Гауда находится на пересечении дорог из Роттердама в Амстердам и из Утрехта в Гаагу.
Его отец был сыном богатого горожанина, готовившегося к профессии духовенства. Любовь к невежественной девушке заставила его отказаться от карьеры, но влюбленные так и не поженились, а внебрачный ребенок по имени Гергард (Геррит Герритцоон) вырос и воспитывался вместе с матерью. Имя, данное при рождении, под влиянием латыни трансформировалось в Дезидериус Эразм. Добавление Роттердам указывает на место, где жил мыслитель.
Эразмус посещал начальную школу в своем родном городе, затем школу Герта Грута в Девентере, где изучал древнюю литературу. Потеряв отца и мать во время эпидемии чумы в возрасте 13 лет, Эразм оказывается в монастыре. Это произошло потому, что незаконнорожденный ребенок в те дни не мог надеяться занять какую-либо важную и денежную должность.
В монастыре монахов-августинцев Эразм жил с 1486 по 1492 г., приняв монашеский сан в 149 г.2, неустанно изучая латинский и греческий языки, осваивая науки, читая философские и художественные произведения древности, овладевая навыком публичных выступлений.
Эразм делает успехи, и его приглашают служить секретарем епископа в Камбре, на севере Франции, и вести корреспонденцию лорда на латыни. А с 1493 года он отправился в Париж и продолжал там свое образование до 1499 года. Важной вехой в его биографии стала встреча с лордом Маунтджоем, который пригласил Эразма в совместную поездку в Лондон. Там Эразм познакомился с великим философом-утопистом Томасом Мором, философом-богословом Джоном Колетом, епископом Джоном Фишером. Также происходит встреча с будущим королем Англии Генрихом VIII. С этого времени началась долгая дружба и переписка между голландскими и английскими мыслителями.
С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует в Орлеан, Левен, Роттердам. В 1505-1506 годах сбылась мечта Эразма о странствованиях по Италии: Турийн, Болонья, Флоренция, Венеция, Падуя, Рим. Он был с энтузиазмом принят в Туринском университете со степенью доктора богословия и был встречен самим Папой (Де Паусом), , позволив ему носить одежду по правилам стран, в которых окажется Эразм.
В 1506 году Эразм отправился в Англию, получив приглашение преподавать в Оксфорде и Кембридже и заручившись поддержкой короля Генриха VIII.
Будучи одновременно приглашенным на должность профессора в Оксфорд и Кембридж, Эразмус выбрал Кембридж, потому что им руководил его коллега-единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий язык и богословие на основе собственного перевода и толкования Нового Завета (Het Nieuwe Testament).
Этот подход к преподаванию богословия был новаторским, потому что Эразм Роттердамский критиковал средневековых теологов, таких как Томас Ван Акино, которые цитировали Библию, не задумываясь о значении этой великой книги.
В 1511 году Эразм Роттердамский стал профессором богословия в Кембриджском университете.
В 1513 г. мыслитель переехал в Германию, много путешествовал по этой стране, вернулся в Англию в 1515 г., а в 1516 г. поселился в Базеле под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Карла Спаанса, Кейзера Карела V Ван Габсбурга). ). Философа нанимают советником короля с окладом в 400 флоринов. Эта должность позволяет ему много заниматься наукой и путешествовать: Эразм посещает Брюссель, Антверпен, Фрайбург и другие.
Философ закончил свои дни в Базеле 12 июля 1536 года.
Произведения
Париж был городом, где появились первые произведения Эразма Роттердамского. Первой изданной книгой стала Адагия, сборник афоризмов и поучительных юмористических рассказов, составленный на основе книг античных авторов. Эта книга принесла автору известность во всей Европе.
В 1501 году появился трактат о религии и этике под названием «Оружие воина-христианина», изданный в 1504 году. Здесь Эразм показал то, что считал существенным для христианской религии: не бездумно совершаемые обряды, а постоянное духовное самосовершенствование человека, стремящегося соответствовать заповедям Христа.
Его центральная работа была написана во время поездки в Англию в 1509 году, «Похвала глупости», в которой он критиковал средневековое схоластическое богословие.
«Похвала глупости» была напечатана в Париже в 1511 году и переиздавалась семь раз за один год Философ имел большой успех, более 40 раз при жизни и более 200 раз до конца девятнадцатого века века, включая переводы на различные языки.
В книге представлен сатирический взгляд писателя на человечество с его пороками, предрассудками, ошибками, повторяющимися из века в век и имеющими общечеловеческий характер и не утратившими актуальности и в наше время.
Другой причиной популярности является общий тон книги, наполненный юмором, но не сарказмом, иронией, но не резким обличением, своего рода сатирическим оптимизмом. Произведение стало изящной пародией на похвалу Глупости самой себе. Книга великого гуманиста наполнена верой в человека, способного преодолеть свои недостатки.
Уже в своих первых произведениях Эразм показывает единство писателя, ученого и философа в одном лице. Его произведения оказали большое влияние на умы современников, принеся автору звание «европейского оракула». Литературно-публицистические произведения Эразма начинают формировать взгляды и жизненную позицию человека XVI века.
Эразм переписывался с несколькими королями (королем Англии Генрихом VIII Тюдором, королем Франции Франциском I Валуа; Хендриком VIII Тюдором, Франциском I ван Валуа и др.), папой, учеными и государственными деятелями. Многие из этих высокопоставленных лиц искали его совета и поддержки.
Важные произведения появляются в 1515 и 1516 годах: «Поучение христианского государя» и «Жалоба на мир». . Эти книги выражали протест писателя против войн, захватнической политики европейских государств, вражды между странами и народами, представляли собой горячий призыв к миру.
В 1524 году он создал трактат «О свободе воли», в котором высказывается против идей Реформации. В 1533 г. появляется труд «О желанной церковной гармонии», призывающий к миру и взаимному уважению представителей разных религиозных взглядов и направлений. В течение нескольких лет, с 1518 по 1533 год, он пишет книгу «Беседы наугад», посвященную проблемам педагогики.
Как он прославился в богословии и филологии
Эразм Роттердамский был разносторонним ученым. Его первой специальностью была филология. С юных лет он любил старинные книги, поэтому занимался коллекционированием, переводами и интерпретациями произведений античных писателей. Например, он перевел и подготовил издание произведений известного древнегреческого трагика Еврипида, древнегреческого сатирика и первого беллетриста Лукиана и других.
В это же время он писал работы по древнегреческому языку, исследуя фонетику этого древнего языка. Многие из его выводов актуальны и сегодня и составляют основу исследований языка Древней Греции.
Важным направлением было богословие — научное изучение текстов Евангелий и посланий святых апостолов и их смелое толкование. Сам того не желая, Эразм заложил основу для возникновения протестантского движения в христианской религии.
Еще одним направлением исследований ученого является педагогика. Эразм Роттердамский считается основоположником гуманистической педагогики. Свои взгляды он сформулировал в трудах «О начальном воспитании детей», «О хорошем воспитании детей», «Беседы», «Методика обучения», «Способ писать письма» и др.
Идеи гуманистической педагогики
В теории образования и воспитания до сих пор ведущими являются положения Эразма Роттердамского:
- Личность не врожденная, она формируется под влиянием воспитания;
- Важнейшим направлением образования и воспитания является интеллектуальное развитие личности в совокупности с формированием нравственных и религиозных убеждений, а также физическое развитие;
- Задачей воспитания является раскрытие потенциала воспитанника в его активной деятельности, прежде всего в труде;
- Каждый человек достоин уважения, потому что он имеет волю и является субъектом любых происходящих событий;
- Мужчина отвечает за свои действия и т.д.
Эразм первым указал на то, что каждый ребенок достоин внимательного и уважительного отношения, потому что он целый мир, искра Божья. Философ выступал против насилия, любых наказаний, применяемых в процессе обучения и воспитания, и высказывал идею обязательного всеобщего народного образования.
Интересными кажутся идеи о том, что образование ребенка должно начинаться с 3 лет, и с первых шагов оно должно быть научным.
Языки (латынь и древнегреческий) следует изучать на ранних этапах, так как именно в раннем возрасте ребенок быстро усваивает языки. Обучение детей раннего возраста следует строить в приятной для ребенка и понятной для него игровой форме, предлагать ребенку для запоминания большое количество заданий.
Все образование должно быть основано на взаимном уважении и любви учителя и ученика.
Идеи великого гуманиста
Эразму Роттердамскому были присущи живость и подвижность, жизненный оптимизм, открытость и коммуникабельность, интерес к познанию нового. Он оказался одним из тех, кто не привязан ни к одной стране .