Эразм Роттердамский как гуманист — Русская историческая библиотека
читайте также статью Эразм Роттердамский – краткая биография
К числу самых известных фигур западноевропейского гуманизма относится Эразм Роттердамский (1466-1536), соединявший, впрочем, со своими светскими, занятиями и богословские, внося, однако, в последние дух нового образования и выступая, как противник схоластики и монашества.
Если в ком искать среди гуманистов проявления индивидуализма, составляющего основную черту гуманистических стремлений, то одним из наиболее видных представителей развитого личного начала в области духовной культуры будет всегда признаваться Эразм.
Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523
Источник изображения
Эразм Роттердамский был родом из Голландии, но он так много путешествовал и проживал столь долго в разных странах – в Германии и Швейцарии, во Франции и Англии, а также и в Италии, куда тянуло каждого гуманиста.
Как это обстоятельство, так и выдающееся положение Эразма среди гуманистов всех народов, его литературная слава, его индивидуалистический космополитизм, позволявший ему давать такую постановку всем вопросам, которых он касался, что в его к ним отношении не было ничего такого, что могло бы специально интересовать только одну какую-либо нацию, – все это делало из Эразма человека, возвышавшегося над национальными рамками и представлявшего умственные и общественные интересы всей Западной Европы. Такому его положению соответствовал и тот почет, какой ему оказывали и сильные мира в разных странах, и разноплеменные гуманисты, и тот прием, какой встречали его сочинения, написанные легким стилем;с большим остроумием и о вещах, способных заинтересовать всякого образованного человека. Со славою первостепенного гуманиста Эразм Роттердамский соединял и известность богослова, основанную на его многочисленных трудах по изданиям, переводам и комментирование священных книг. Перед Эразмом заискивали высокопоставленные современники.
Они делали ему заманчивые приглашения, вступали с ним в переписку, так как его сочинения не только страшно читались, но и переводились на другие языки. Чтобы дать понятие о необыкновенной популярности Эразма Роттердамского, достаточно указать на два факта. Когда вышла в свет (1510 г.) «Похвала Глупости», достаточно было нескольких месяцев, чтобы расхватали семь изданий этой знаменитой сатиры, а осуждение Сорбонной написанных Эразмом «Colloquia» не помешало издателю выпустить 25 изданий этой книги – и даже содействовало ему в этом.
Обстоятельства жизни сделали из Эразма Роттердамского врага монашества. Отец его был клирик по принуждению, разлученный со своею возлюбленною, матерью Эразма, и он остался круглым сиротой по смерти своих родителей. Мальчиком он был упрятан своими опекунами в монастырь после того, как он уже успел вкусить гуманистической науки в Девентере. Монахи склоняли Эразма принять посвящение, но он упорно отказывался; оставив этот монастырь, он весьма скоро попал после этого в другой, и в общей сложности он провел в монастырях около восьми лет и, как очевидец, хорошо изучил их быт.
Затем он попал на время в Париж, где учился, страшно бедствуя, а оттуда в Лондон: в обоих этих городах Эразм сближался с гуманистами. Первый обширный труд Эразма Роттердамского вышел в свет в 1500 г.: это были «Adagia», книга знаменитых изречений с собственными его комментариями, громадный сборник отдельных мыслей, взятых у разных древних классиков, остроумных рассуждений самого Эразма, сатирических эпизодов, в которых он проявил свою тонкую наблюдательность, живое отношение к современности, большую изобретательность и свою скептическую иронию вместе с громадною начитанностью в древних писателях и умением пользоваться их литературным наследием для выражения собственного оригинального миросозерцания.
Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523
«Adagia» сразу сделали Эразма перворазрядною знаменитостью, так что, когда он вскоре после этого поехал в Италию, а потом в Англию, то встретил почетный прием и со стороны папы, и со стороны английского короля Генриха VIII.
К этому времени относится «Похвала Глупости», главное сатирическое произведение не только самого Эразма, но и всей гуманистической эпохи. Эразм был большой почитатель Лукиана Самосатского, называемого Вольтером II века нашей эры, да и самому ему в высшей степени давалась легкая манера и остроумие этого греческого писателя. Настоящее заглавие сатиры Μωρίας έγκώμιον: Мория, т. е. глупость, или вернее нелепость произносит сама себе панегирик, изображая себя владычицей мира, что дает Эразму возможность выразить в сатирической форме свое отношение к современности; нам еще придется вернуться к этому произведению знаменитого гуманиста. Через четырнадцать лет последовали его «Разговоры» (Colloquia), написанные Эразмом Роттердамским в том же остроумном и насмешливом роде сатирической публицистики, но это было уже в реформационную эпоху, когда между ним и энергичным Лютером произошло неприятное для гуманиста столкновение. Эразм является вообще принципиальным противником средневековой культуры.
В «Adagi’aх» он называет всю эпоху, когда классическая древность была в забвении, временами мрака, невежества и софистики. «Пусть, писал он, например, пусть мне назовут доминиканца или кордельера, которого можно было бы сравнить с Фокионом или Аристидом». «Vix mihi tempero, – признается он еще, – quin dicam: Sancte Socrates, ora pro nobis». Но увлекаясь античною образованностью, Эразм Роттердамский вооружался против восстановления язычества, которое ему виделось в итальянском гуманизме, и он сумел осмеять в своем «Цицеронианце» завзятых классиков, педантически поклонявшихся стилю римского оратора Цицерона: Вот одна его остроумная шутка: Decem jam annos aetatem trivi in Cicerone, – восклицает подобный цицеронианец, а эхо ему отвечает, передавая мысль самого Эразма: όνε! (аел)!
Та общеевропейская слава, какой достиг Эразм Роттердамский, соединявший в себе самые характерные черты гуманизма, популярность его сочинений и появление множества представителей нового образования во всех главных западноевропейских странах на рубеже XV и XVI веков указывает на то, что к этому времени гуманистическое движение, зародившееся полутора веками ранее в Италии сделалось заметным историческим фактором и вне Италии, вышедши из тесной сферы школ, ученых кабинетов и библиотек на более широкую арену общественной жизни, и рейхлиновский спор, начавшийся вслед за появлением «Похвалы Глупости» и принявший размеры целого события, только указывает на то, что в борьбе гуманистов со схоластиками шла борьба между уходящей средневековою образованностью и просвещением нового времени.
Литература
Дюран де Лор. Эразм Роттердамский, предшественник и вдохновитель современной духовности
Фежер. Эразм Ротердамский. Этюд о его жизни и трудах
Эразм Роттердамский . Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.)
Эразм Роттердамский (1466–1536) – крупнейший гуманист Европы, властитель дум образованных людей первой трети XVI в. Его многочисленные работы, составившие 10 огромных фолиантов (в лейденском издании XVIII в.), сразу же широко распространялись, ибо печатались мгновенно, так высок был авторитет Эразма.
Эразм был сыном священника, а следовательно, незаконнорожденным. Родился он в Роттердаме. Имя его – Эразм – означает «желанный» (греч.), к нему Эразм добавлял то же слово в латинском звучании – дезидерий – Дезидерий Эразм Роттердамский. Учился Эразм в Девентерской школе, находившейся в сфере влияния «Нового благочестия» – религиозного движения, возникшего еще в XIV в.
и ставившего своей целью благочестивую жизнь, основанную на возрожденных принципах раннего христианства. Формирование Эразма как гуманиста началось еще в Нидерландах, где он испытал влияние Родольфа Агриколы и Александра Гегия, влияние «Нового благочестия» также не могло не затронуть его. В 1486 г. он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Для изучения богословия отправился в Париж, однако был глубоко разочарован схоластическим преподаванием. В кружке парижских гуманистов познакомился глубже с античной культурой (в частности, с идеями Платона) и со взглядами итальянских гуманистов. Глубокий интерес к античной культуре и желание распространить античную мудрость нашли отражение в издании «Адагий» – сборника древних пословиц и поговорок, извлеченных из античных авторов. Эразм занимался также переводами античных классиков – Еврипида, позже Лукиана.
Важной вехой в его духовном формировании была поездка в Англию (1499) по приглашению лорда Маунтджоя, знакомого по Парижу.
«Философия Христа» Эразма во многом складывалась под влиянием Колета. Эразм понимал ее как этику, основанную на учении Христа, но связанную с гуманизмом, воспринявшую античную культуру и не чуждую природе. Так, в трудах Колета, Эразма, Мора, Вивеса и других северный гуманизм обретал свою специфику как «христианский гуманизм».
В 1506–1509 гг. Эразм совершил долгожданную поездку в Италию, затем преподавал несколько лет в Оксфорде богословие, а с 1514 г. обосновался в Базеле, откуда ездил в Англию и Нидерланды. Дом Эразма в Базеле стал интеллектуальным центром Европы.
Своей критикой католической церкви, монашества, схоластического богословия Эразм, несомненно, приближал Реформацию. Но она оттолкнула его своим фанатизмом и нетерпимостью. Он вступил в полемику с Лютером по вопросу о свободе воли (1524), отстаивая в ней дорогие ему как гуманисту духовную свободу и достоинство человека. Но активным защитником католицизма в религиозной борьбе он не стал, оставаясь верным гуманизму и сохраняя свое понимание христианства.
Воспитание Эразм считал важным путем к реформе современного общества и церкви. Его работы педагогичны по самой своей сути, почти каждая из них несет в себе воспитательную идею. В «Наставлении христианского государя» (1516) Эразм рисует образ морально совершенного, мудрого, заботящегося об общественном благе государя. «Жалоба мира» (1517) содержит призыв к государям, епископам и всем людям, которых гуманист укоряет за несогласия, раздоры, войны, образумиться и направить все свои усилия на заботу о мире и общественном согласии. В блестящей сатире «Похвала глупости» (1509) разум в шутовском колпаке глупости обличает царство неразумия: схоластическую ученость, церковный обскурантизм, кичливое благородство знати, роскошь пастырей христиан и др.
Воспитанию и образованию юношества Эразм посвящает ряд специальных работ. В 1512 г. выходят его трактаты «О методе обучения» и «О словесном богатстве». В первом изложен взгляд гуманиста на воспитание с помощью классического наследия; древние языки рассматриваются как единственный инструмент адекватной передачи культурного наследия.
Знание, получаемое с их помощью, состоит из знания истины (вещей) и знания слов, функция воспитания – вести от слов к постижению истины, в них заключенной. Успешное постижение языка связано с обильным чтением хорошей прозы, а не с заучиванием наизусть грамматических правил. В другой работе – «О словесном богатстве» – Эразм дает учащимся антологию классических текстов и показывает этапы освоения языка того или иного автора (знакомство с его биографией, помещение творчества данного автора в определенное время и пространство, анализ текста, упражнения по композиции). Эта книга по грамматике для детей имела широчайшее распространение: за последующие 50 лет она выдержала более 30 изданий. А учебником для разговора по-латыни для детей послужили «Разговоры запросто» (или «Дружеские разговоры») (1518–1533), еще более популярные: только за полтора года после выхода первого издания они переиздавались шесть раз; в дальнейшем «Разговоры», постоянно Эразмом дополняемые, имели в 1522–1533 гг. 12 изданий и более сотни переизданий.
Самая значительная работа Эразма по воспитанию – педагогический трактат «О воспитании детей» (полное название «Рассуждение о воспитании детей сразу же (т. е. с самого детства) и свободным образом», 1529), посвященный сыну герцога Клевского Гильому. В этой работе Эразм высказал все свои главные мысли о воспитании. Абсолютная необходимость правильного воспитания для него в том, что воспитание – это путь формирования человека, а основной способ воспитания лежит через образование, развивающее и совершенствующее разум человека; в ходе образования путем знаний, формирующих нравственные качества ребенка, осуществляется в основном и моральное воспитание. Эразм остро критикует современную ему систему воспитания – семейное воспитание, школу с ее невежественными учителями и жестокими методами; одновременно он развивает мысль о том, какими должны быть воспитание и образование, какими качествами должны обладать учителя и какие они должны использовать методы, чтобы добиться успеха.
Небольшие фрагменты этого трактата были переведены В.
М. Володарским и помещены в книге «Идеи эстетического воспитания» (М., 1973. Т. 1. С. 354–357). Ниже дан полный перевод трактата.
Н. В. Ревякина
Эразмус | Западная цивилизация
Цель обучения
- Описать Эразма и его связь с эпохой Возрождения
Ключевые моменты
- Эразм был голландским гуманистом эпохи Возрождения, католическим священником, социальным критиком, учителем и теологом, известным как «Принц гуманистов» за его влиятельные исследования и труды.
- Эразм жил на фоне нарастающей в Европе религиозной Реформации, но хотя он критически относился к злоупотреблениям внутри католической церкви и призывал к реформам, он держался в стороне от Лютера и продолжал признавать авторитет папы.
- В «Справочнике христианского солдата» Эразм излагает взгляды на нормальную христианскую жизнь и критикует формализм, следуя движениям традиции, не понимая их основы в учениях Христа.

- Одна из самых известных работ Эразма — «Похвала глупости », сатирическая атака на суеверия и другие традиции европейского общества в целом и западной церкви в частности.
Условия
Эразм Роттердамский, или просто Эразм, был голландским гуманистом эпохи Возрождения, католическим священником, социальным критиком, учителем и теологом.
Эразм был ученым-классиком и писал чистым латинским стилем. Среди гуманистов он пользовался прозвищем «князь гуманистов» и был назван «венцом славы христианских гуманистов». Используя гуманистические методы работы с текстами, он подготовил важные новые издания Нового Завета на латинском и греческом языках, в которых поднимались вопросы, оказавшие влияние на протестантскую Реформацию и католическую Контрреформацию. Он также написал О свободе воли , Похвала глупости , Справочник христианского рыцаря , О вежливости у детей , Copia: Foundations of the Abundant Style , Julius Exclusus и многие другие работы.
Эразм жил на фоне нарастающей в Европе религиозной Реформации, но, хотя он критически относился к злоупотреблениям внутри католической церкви и призывал к реформам, он держался в стороне от Лютера и Меланхтона и продолжал признавать авторитет папы, подчеркивая средний путь с глубоким уважением к традиционной вере, благочестию и благодати, отвергая акцент Лютера только на вере. Эразм оставался членом Римско-католической церкви всю свою жизнь, оставаясь приверженцем реформирования церкви и борьбы со злоупотреблениями ее священнослужителей изнутри. Он также придерживался католической доктрины свободы воли, которую некоторые реформаторы отвергли в пользу доктрины предопределения. Его средняя дорога (« Via Media ») подход разочаровал и даже разозлил ученых обоих лагерей.
Эразм предпочитал жить жизнью независимого ученого и сознательно старался избегать любых действий или формальных связей, которые могли бы помешать его свободе интеллекта и литературного выражения.
На протяжении всей своей жизни ему предлагали много почетных и прибыльных должностей в академическом мире, но он отказался от них всех, предпочитая сомнительное, но достаточное вознаграждение за независимую литературную деятельность.
Его резиденция в Левене, где он читал лекции в университете, подвергла Эразма большой критике со стороны тех аскетов, ученых и священнослужителей, враждебных принципам литературной и религиозной реформы и расплывчатым нормам приверженцев Возрождения, которым он посвящал свою жизнь. жизнь.
Он пытался освободить методы познания от жесткости и формализма средневековых традиций, но его это не удовлетворило. Его бунт против некоторых форм христианского монашества и схоластики не был основан ни на сомнениях в истинности вероучения, ни на враждебности к организации самой церкви, ни на неприятии безбрачия или монашеского образа жизни. Он видел себя проповедником праведности, апеллируя к разуму, применяя его откровенно и без страха перед магистериумом.
Он всегда намеревался оставаться верным католическому учению и поэтому был убежден, что может откровенно критиковать практически всех и вся. Вдали от запутанных обязательств Эразм был центром литературного движения своего времени, переписываясь с более чем 500 мужчинами в мире политики и мысли.
Эразм писал как на церковные, так и на общечеловеческие темы. К 1530-м годам произведения Эразма составляли от десяти до двадцати процентов всех продаж книг в Европе.
Его серьезные труды начинаются рано, с Enchiridion militis Christiani— Справочника христианского солдата (1503). В этом небольшом труде Эразм излагает взгляды на нормальную христианскую жизнь, на разработку которых он должен был потратить остаток своих дней. Он говорит, что главное зло современности — это формализм, следование традициям без понимания их основы в учении Христа. Формы могут учить душу поклоняться Богу, а могут скрывать или подавлять дух. В своем исследовании опасностей формализма Эразм обсуждает монашество, поклонение святым, войну, классовый дух и слабости «общества».
Одним из самых известных произведений Эразма является «Восхваление глупости», , сатирическая атака на суеверия и другие традиции европейского общества в целом и западной церкви в частности, написанная в 1509 году. «Восхваление глупости» начинается с Глупость, восхваляющая себя в манере греческого сатирика Лукиана, чье произведение Эразм и сэр Томас Мор недавно перевели на латынь, — виртуозная глупость; затем он принимает более мрачный тон в серии речей, поскольку Глупость восхваляет самообман и безумие и переходит к сатирическому анализу благочестивых, но суеверных злоупотреблений католической доктриной и коррумпированных практик в некоторых частях Римско-католической церкви, к которым Эразм всегда был склонен. верный — и глупость педантов. Эразм недавно вернулся разочарованным из Рима, где он отклонил предложения продвижения по службе в курии, и Глупость все чаще принимает карательный голос Эразма. Эссе заканчивается прямым изложением христианских идеалов.
Эразм, христианский гуманизм и духовная война | Переосмысление христианского гуманизма: образование и восстановление человечества
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRe-Envisioning Christian Humanism: Education and the Restoration of HumanityPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRe-Envisioning Christian Humanism: Education and the Restoration of HumanityPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Ректор Даррен М.
,
«Эразм, христианский гуманизм и духовная война»
,
в Jens Zimmermann (Ed.)
,
Revisioning христианский гуманизм: образование и восстановление Humanity
(
,
2016;
онлайн, Edn,
8888888888 гг., 22 декабря 2016 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198778783.003.0007,
, по состоянию на 22 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRe-Envisioning Christian Humanism: Education and the Restoration of HumanityPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRe-Envisioning Christian Humanism: Education and the Restoration of HumanityPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе описывается работа Эразма Роттердамского и его Philosophia Christi как возрождение святоотеческого гуманизма периода Реформации.
Читая Энхиридион и другие тексты, он показывает продолжающееся влияние святоотеческой концепции «обожения» в христианском гуманизме Эразма, которая подпитывает его любовь к учебе и его идеал христианской философии, сочетающей благочестие и ученость. Глава интерпретирует 9 Эразма.0016 Enchiridion в свете этих влияний: духовному воину требуется благочестие, обучение и постоянный доступ к Иисусу Христу, мудрость Которого он находит в Писании и подобию которого он должен соответствовать. После описания philosophia Christi Эразма глава заканчивается выводами Эразма о восстановлении христианского гуманизма в наши дни.
Ключевые слова: патристика, обожение, Эразм Роттердамский, ранняя церковь, христианский гуманизм, Реформация, теологическая антропология, образование, благочестие, духовная брань
Предмет
ТеологияФилософия религии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

