Эпоха фома аквинский – Фома Аквинский — Википедия

Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

mystroimmir.ru

Фома аквинский

Будущий знаменитый схоластик (1225/1226—1274 гг.) родил­ся в Неаполитанском королевстве в знатной семье графа Ак-винского. Отсюда и появилось прозвание Фомы — Аквинский, или, по-латыни, —

Аквинат. С раннего детства он воспитывал­ся в бенедектинском монастыре Монте Кассино, затем учился в неополитанском университете. Здесь он познакомился с мо­нахами из ордена доминиканцев и, несмотря на резкие проте­сты семьи, в 1244 г. принял монашеский постриг.

Молодого монаха, отличающегося не только молчаливым и замкнутым нравом (за что Фому прозвали «немым буйволом»), но прежде всего высокой образованностью и глубиной мысли, отправили для дальнейшего обучения в Кельн к знаменитому христианскому теологу Альберту Великому. В 1252 г. Фома Ак­винский становится преподавателем в Парижском университе­те, в котором работал до конца 50-х гг.

Преподавательская деятельность и литературно-философское творчество стали основными занятиями Аквината. В 1259 г. па­па Урбан IV отзывает его в Рим, и почти десять лет он препода­ет в доминиканских учебных заведениях в Италии.

В конце 60-х гг. его вновь призывают в Париж, где он дол­жен был отстаивать интересы римско-католической церкви в идейных и теологических спорах с различными мнениями, рас­пространявшимися среди преподавателей и студентов европей­ских университетов. Именно в этот период он пишет свои глав­ные произведения, в которых, используя систему Аристотеля, разрабатывает новое систематическое изложение учения рим­ско-католической церкви.

С 1272 по 1274 г. Фома Аквинский занимается преподавани­ем в своем родном университете г.Неаполя. Незадолго до смер­ти его, по указанию папы Григория X, вызывают для участия в Лионском Соборе. Однако по дороге в Лион Фома Аквинский тяжело заболел и умер 7 марта 1274 г.

341

Уже после смерти ему был присвоен титул «ангельского док­тора», а в 1323 г., за свои великие заслуги перед римской цер­ковью Фома Аквинский был признан святым.

Фоме Аквинскому принадлежит огромное количество сочи­нений на богословские и философские темы, которые он писал в течении всей жизни. В своем литературном творчестве он не останавливался ни на минуту, ибо видел суетность всего мирского, в том числе и преходящее значение собственной деятельности. Ему постоянно казалось, что он что-то еще не понял, что-то не знает и потому пытался успеть приоткрыть завесу над непостижимыми божественными тайнами. Недаром на увещевания прекратить столь напряженную работу он од­нажды ответил: «Не могу, потому что все, что я написал, кажет­ся мне трухой с точки зрения того, что я увидел и что.мне было открыто».

Наиболее важными из произведений, созданных Аквина-том, считаются его знаменитые «Суммы» — «Сумма истины католической веры против язычников» (1259—1264 гг.) и «Сумма теологии» (1265—1274 гг.), которую он так и не ус­пел окончательно завершить. В этих произведениях и изло­жены основные богословско-философские взгляды великого схоластика Запада.

Вообще, интерес, который Фома Аквинский проявлял к фи­лософскому учению Аристотеля, был не случаен. Де*ло в том, что доминиканский орден, монахом которого являлся Аквинат, стал в XII—XIII вв. одним из главных орудий римско-католиче­ской церкви в борьбе с еретичеством, почему сами доминикан­цы называли себя «псами господними». Особое рвение они проявили в установлении духовного контроля над сферами тео­ретического богословия и образования, стремясь возглавить бо­гословские кафедры важнейших европейских университетов и других учебных заведений.

Именно доминиканцы одними из первых среди официаль­ных католических теологов поняли, что само учение католи­цизма, основанное в то время на идеях Аврелия Августина, требует определенного реформирования. Альберт Великий — учитель Аквината — специально занимался изучением трудов Аристотеля и начал работу по новой систематизации католиче­ского вероучения, которую закончил его ученик.

Фома Аквинский дал четкий и ясный для своего времени ответ на вопрос, который волновал христианских теологов на протяжении предыдущего времени — о взаимоотношениях науки

342

и веры. В трудах Фомы Аквинского была окончательно призна­на важная и относительно самостоятельная роль науки и, в пер­вую очередь, философии — по мнению Аквината философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками позна­ния того, что доступно человеческому разуму. Философия, ис­пользуя свои, рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира.

Более того, догматы веры, доказанные с помощью разум­ных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обос­новании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философ­ских доводов возможно доказать истинность некоторых хри­стианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них по­казаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению, разум бессилен в обосновании большинства христианских дог­матов — возникновения мира «из ничего», первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках.

Поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий разум не способен постичь Божественный замы­сел в полном объеме. Бог — это удел сверхразумного познания, и, следовательно, предмет теологии. Теология это совокуп­ность человеческих представлений о Боге, частично доказанных с помощью науки, частично основанных на вере. Теология, в пони­мании Фомы Аквинского, является высшей формой человече­ского знания именно потому, что в ее основе лежит вера. Ина­че говоря, теология — это тоже знание, только сверхразумное знание.

Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как «естественная познавательная способность» человека в итоге приводит самого человека к истинам веры. Если же подобного не происходит, то в этом виновата огра­ниченность самих людей, которые не умеют правильно поль­зоваться своим разумом. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный уче­ный прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость приро-

343

ды от Бога, когда показывает как в природе воплощается Божественный замысел.

Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера Абеляра. Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры совершенно недоступны разуму и наука только в самой малой степени раскрывает людям содержание догматов. Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки и подвергал критиче­скому научному анализу все постулаты христианского веро­учения.

Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю по­зицию, почему его учение и было в конце концов так быстро принято римско-католической церковью. Развитие научного зна­ния в XIII столетии достигло уже определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки официальное учение ка­толицизма просто не могло существовать.

Философское учение Аристотеля, в котором с помощью на­учных аргументов в итоге доказывается бытие некой единст­венной всемирной идеальной сущности (Ума) и стало для Фомы Аквинского главной философской базой в обосновании хри­стианской веры.

В полном соответствии с Аристотелем, он признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью. Сущность каждой ве»щи и всех вещей вместе взятых появляется благодаря тому, что есть и некая сущность всех сущностей, форма всех форм (или идея всех идей). Если Аристотель называл эту высшую сущность Умом, то с христианской точки зрения — это Бог. И в этом смысле аристотелевская система доказательств прекрасно укла­дывалась в фундамент христианства, ибо с ее помощью можно было доказать нематериальность, безграничность, бессмертие и всемогущество Бога.

Более того, Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога. Аквинат выра­ботал пять таких доказательств, которые с тех пор в римско-католической церкви считаются неопровержимыми.

Первое доказательство исходит из аристотелевского понима­ния сущности движения. «Все, что движется, — пишет Фома Аквинский, — должно иметь источником своего движения не­что иное». Следовательно, «необходимо дойти до некоторого

344

перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога».

Второе доказательство базируется на аристотелевском прин­ципе производящей причины, как необходимой составной части каждой вещи. Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего. Таковой конечной причиной может быть только Бог.

Третье доказательство вытекает из того, как Аристотель по­нимал категории необходимого и случайного. Среди сущностей есть такие, которые могут быть и могут не быть, т.е. они случай­ны. Однако в мире не могут быть сущности только случайные, «должно быть нечто необходимое», — пишет Аквинат. И так как невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность, следовательно, есть некая сущность, необходи­мая сама по себе. Это необходимая сущность может быть толь­ко Богом.

Четвертое доказательство связано с признанием возраста­ющих степеней совершенства, характерных для сущностей всех вещей. По мнению Фомы Аквинского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени. Поэтому «есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства». «И ее мы именуем Богом», — завершает это доказательство Аквинат.

Пятое доказательство Аквинат приводит, опираясь на аристо­телевское определение целесообразности. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но будучи руководимы со­знательной волей». Поскольку сами предметы «лишены разу­мения», следовательно, «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе». Естественно, что подобным разумным существом может быть лишь Бог.

Как видим, Фома Аквинский в полной мере христианизиро­вал, приспособил к христианскому учению философию Аристо­теля. В понимании Аквината система Аристотеля оказалась очень удобным средством решения большинства проблем, которые воз­никли перед католической теологией в XII—XIII вв. Фома Ак­винский воспользовался не только аристотелевской логикой, но и самой системой аристотелевской метафизики, когда в основе бытия всегда изыскивается некая конечная, вернее пер­воначальная причина всего. Это метафизическое мировосприя­тие, вытекающее из трудов Аристотеля, прекрасно сочеталось с

345

христианским мировоззрением, считающим Бога началом и кон­цом всего.

Однако Фома Аквинский не только христианизировал фило­софию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и прежде всего, своим коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании догматов ве­ры. А ученым показывал, что их научные открытия необъясни­мы без искренней веры во Всевышнего.

Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося фи­лософа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве ос­новополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а за­тем и во всей римско-католической церкви. Со временем то-мизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становит­ся уже официальным учением римско-католической церкви, како­вым является до сих пор.

Аристотелевская аргументация была использована Фомой Ак-винским и в обосновании христианской космологии, христиан­ской гносеологии, христианской этики, психологии и т.д. Ина­че говоря, Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал раз­вернутую систему католического вероучения, объясняющую практически все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в разви­тии христианства среди народов Западной Европы, исповедую­щих католичество.

Как и любая система знаний, признаваемая в качестве офи­циальной и неопровержимой, учение Фомы Аквинского с тече­нием времени стало склоняться к окостенению, терять свои твор­ческие потенции. Общая же направленность этого учения на рационализацию католичества вызвала немало возражений, ибо по мнению многих мыслителей исключала иные способы по­стижения Бога.

Уже в конце XIII—начале XIV вв. многие христианские теологи стали критиковать это учение за излишнее превоз­несение роли научного знания, подчеркивая религиозно-ми­стические свойства христианской веры. С другой стороны, томизм начинают критиковать светские мыслители, считаю­щие, что в нем значение науки как раз принижается. Особенно ярко эта критика проявилась в следующий период развития стран Западной Европы, вошедший в историю под именем Эпохи Возрождения.

346

ФРАГМЕНТЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Печатается по: Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1975. Приложение. С. 143-148, 155, 175-176. Перевод С.САве-ринцева.

studfiles.net

Философия Фомы Аквинского.

Схоластика, или «школьная» философия, появилась, когда христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Схоластика рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Целью «служанки богословия» становится философское обоснование и систематизация христианского вероучения. Характерной чертой схоластики была слепая вера в непререкаемые «авторитеты». Источники схоластики – учение Платона, а так же идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды, Библия, писание «отцов церкви».

Наиболее крупным представителем схоластики является Фома Аквинский. Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления – это лишь проявления душ. Философия Фомы Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов.

Фома полагал, что существует три вида познания Бога: через разум, через откровение и через интуицию по вещам, которые были ранее познаны посредством откровения. Другими словами, он утверждал, что познание Бога может опираться не только на веру, но и на рассудок. Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога.

1) Доказательство от движения. Факт того, что все вещи изменяются в мире, ведет нас к мысли о том, что движимое двигается не иначе как с силой иной. Двигаться – значит приводить потенцию в акт. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Следовательно, все что двигается, кем-то движимо. Иначе говоря, все, что движется, движется по воле Бога.

2) Доказательство первой причины. Оно основано на невозможности бесконечного регресса: у любого явления есть причина, которая, в свою очередь, также имеет причину и т.д. до бесконечности. Поскольку бесконечный регресс невозможен, в какой-то момент объяснение должно остановиться. Эта конечная причина, по мнению Аквинского, и является Богом.

3) Путь возможности. В природе есть вещи, бытие которых возможно, но они могут и не быть. Если бы не было ничего, то ничто не могло бы начаться. Не все сущее только возможно, должно быть нечто, существование чего необходимо. Следовательно, мы не можем не принять существования того, кто имеет собственную необходимость в себе, то есть Бога.

4) Путь степеней совершенства. Мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном. Другими словами, поскольку есть вещи, совершенные в разной степени, необходимым является предположении существования чего-то, обладающего максимумом совершенства.

5) Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.

Фома рассматривал мир как иерархическую систему, основой и смыслом которой является Бог. Духовной сфере противостоит материальная природа, а человек является существом, соединяющим в себе духовное и материальное начала и наиболее близко стоящим к Богу. Любое явление мира обладает сущностью и существованием. Для человека и явлений живой и неживой природы сущность не равна существованию, сущность не вытекает из их единичной сути, поскольку они сотворены, а следовательно, их существование обусловлено. Лишь бог, будучи несотворенным и ничем не обусловленным, характеризуется тем, что его сущность и существование тождественны друг другу.

Ф.А. различает в субстанциях 3 рода форм или универсалий:

1). Универсалия, содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия;

2). Универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая в человеческом уме. В этом виде она реально существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной;

3). Универсалия, не зависимая от вещи в божественном уме. Универсалии в уме творца – это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы вещей.

Вводя градацию форм, Фома дает философское обоснование не только мира природы, но и общественного порядка. Критерием, отличающим 1 вещь от другой, выступают не их естественные особенности, а различия в совершенстве форм, являющихся «нечем иным, как подобием Бога, которому вещи сопричастны».

В это время возревает и материалистическая концепция, которая нашла свое первое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции. С точки зрения реализма (ее придерживался, например, Фома Аквинский) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей. С позиции номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами сходным вещам.

studfiles.net

18. Период господства схоластики в философии. Фома Аквинский. История психологии

18. Период господства схоластики в философии. Фома Аквинский

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными ухищрениями.

Одним из виднейших теоретиков этого времени был Фома Аквинский (1225–1274), учение которого канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории заключается в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Аквинский отстаивая одну истину – религиозную, «нисходящую свыше», считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.

Иерархический шаблон Аквинский распространил и на описание душевной жизни, различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Между всем существующим положены грани и однозначно определено, чему где быть.

В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции выступило как опора модернизированной и теологической психологий.

Работа души рисуется Аквинским в виде следующей последовательности схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Ак-винского мало совпадали с основополагающими принципами учения Аристотеля о душе.

Томизм превратил великого древнегреческого философа в столп богословия, в «Аристотеля с тонзурой».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Фома Аквинский.

Фома Аквинский (1225-1274) — средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых. Объективно-идеалитстическа философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к философскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквиантом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усилени идеалистических моментов.

Значительное влияние на философию Аквианта оказало и учение неоплатонизма. Он признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном), и после вещей (в познающем их человеческом разуме).

Основной принцип философии Аквинского — гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи.

Основные сочинения: «Сумма против язычников» (1261-1264) , «Сумма теологии» (1265-1273).

Томизм — ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма — теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки «синтезировать» систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др.

Философия Возрождения.

Философия Возрождения — это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.

Наиболее общая отличительная черта философии возрождения — утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта. Отсюда присущий ей светский и гуманистический характер и большой удельный вес в ней космологических и натур философических концепций.

Противоречивое влияние на формирование философии оказали как антично средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное, прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями.

Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм. Гуманизм выразилс в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут — таков пафос гуманистической этики Возрождения.

В многомерности и многоплановости идей Возрождения — истоки многих философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи.

Эпоха возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.

Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Выдающиеся люди этого периода — цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи, — опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека. Наиболее известные из них: Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи, Альберт Дюрер, Николо Макиавелли, Вильям Шекспир, Николай Коперник и т.д.

studfiles.net

4. Фома Аквинский. Философия

4. Фома Аквинский

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма [82]. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма философии»). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.

Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй «истины откровения». В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.

О бытии. Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Согласно Аквинату, материя — только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Кроме того, форма выступает в роли целевой причины образования вещи. А причиной индивидуального своеобразия вещей (принципом индивидуации) является «получившая напечатление» материя того или иного индивида. Опираясь на позднего Аристотеля, Аквинат канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Аквинату, мир индивидуальных явлений. Это последнее положение поставило точки над i в одном из самых острых дискуссионных вопросов христианской схоластики. Формирующееся христианство, а значит, и схоластика не могли не быть озабочены истолкованием своего отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Христос — был, по Библии, явлен в образе человека, т. е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как «ничто» (чего требовал, догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание». Вслед за Аристотелем сущее Аквинат делил на субстанции и акциденции. Акциденции, т. е. атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время и пр.), являются определениями субстанции.

О человеке и его душе. В трактовке Аквината индивидуальность человека это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально-личностный характер. Согласно Аквинату, телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Выходит, что думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своем слиянном единстве. Он высказал тонкую и глубоко верную мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность, по Аквинату, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души.

О познании. Основополагающий принцип познания, по Аквинату, — реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т. е. всеобщее существует трояко: «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания — чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, представляющему элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе, предмет входит в душу, в духовное царство мыслей. При этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы». Истину Аквинат определяет как «соответствие интеллекта и вещи». При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, Аквинат вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.

Об этике. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности — в деятельности теоретического разума, в познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего в познании абсолютной истины, т. е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Об обществе и государстве. В трактате «О правлении князей» Аквинатом даны синтез аристотелевских этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Вслед за Аристотелем он исходит из того, что человек по своей природе — существо общественное. Главная же цель государственной власти содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

Фома Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых)[83].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский — доминиканский монах (1225 — 1274 г.г.), учение называется Томизмом. Крупный Теологический средневековый философ систематизатор схоластики. Автор томизма, одного из господствующих направлений католической церкви.

Проблема Бытия.

Фома Аквинский разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) это одна из ключевых идей католичества. Сущность (эссенция) «чистая идея» существует только в разуме Бога. (Божественный замысел). Сам факт бытия вещи осуществляется черезсуществование (экзистенции). Доказывает, что бытие и Благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, то есть мир непостоянен. Сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим — он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.

Исходя из данных посылок согласно Фоме Аквинского, Все состоит из материи и формы (идеи). Сущность любой вещи — единство формы и материи. Формы (идея) является определяющим началом, материя есть лишь вместилище различных форм. Форма (идея) есть одновременно цель возникновение вещи. Идея (форма) вещи троична, существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии, памяти человека.

Фома аквинский приводит ряд доказательств существования Бога:

  • Движение — раз все движется, значит, есть первичный двигатель всего — Бог.

  • Причина — все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего Бог.

  • Случайность и необходимость: случайность зависит от необходимости — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

  • Степени качеств. Все, что существует имеет различную степень качеств (лучшее, хуже, больше, меньше ит. д.) следовательно дано существовать высшее совершенство — Бог.

— Цель — все в окружающем мире имеет какую-либо направление, же к цели дает Бог, он смысл всего.

В 1878 г. Учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологии католицизма

Новоевропейская философия и ее характеристика.

Основная черта — антропоцентрическаянаправленность философских размышлений.

Антропоцентризм (с греческого «antropos»— человек и латинского «centrum» — центр) — характерно обращение в первую очередь к самому человеку, к его бытию, а только затем — к Богу. Философии присущгуманизм (от латинского«humanus»— человеческий, человечность). Центральная идея гуманизма — понимание личности как высшей ступени развития разума. Одним из следствий антропоцентричного взгляда на мир и человека является концепцияпантеизма(философского учения, отождествляющего Бога и мир). Согласно ему Бог понимается как первооснова мира, он бестелесен, но присутствует в любых вещах и явлениях природы в качестве духовного начала.

Философия эпохи Возрождения

В XY-XYIIвеках антропоцентрические установки в философском творчестве способствуют зарождению новой идеологии, направленной против католической теологии и схоластики. Одним из основных и содержательных ее мотивов становится стремление к реабилитации античной культуры. Поэтому в историю философии этот этап вошел под названием Возрождения или Ренессанса. Представители: Дж. Бруно, Н. Макиавелли, М. Монтень, Н. Кузанский и другие.

Джордано Бруно — итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Бруно развил и углубил идеи Коперника. Идеи Б. не были приняты католической церковью и он был сожжен на костре в Риме. С его точки зрения главной задачей философии является познание не Бога, а природы, поскольку она тождественна своему Творцу — «Бог в вещах». При этом он высказывал идею о бесконечности природы и множественности миров.

Никколо Макиавелли. Главной своей задачей он видел обоснование тезиса о том, что во имя государственного интереса руководитель страны может поступать по принципу: «цель оправдывает средства».Деятельность любого государя складывается из двух качеств:фортуныивирту.Если первое качество равнозначно судьбе и не может полностью зависеть от самого человека, то второе тождественно государственной воле, трезвому уму, стойкому характеру и может быть определено как истинная доблесть правителя. Именно при наличии второго качества государь имеет право на любые средства для достижения собственной пользы и удовлетворения интересов своего народа. Мудрому правителю лучше всего рассчитывать на то, что зависит от него самого. Важно, чтобы подданные боялись своего государя, но ещё важнее, что бы они его не ненавидели.

Религиозно-философские учения эпохи Реформации

Под движением Реформации понимается процесс изменения и преобразования католицизма, предпринятый в большинстве европейских стран в XYI-XYIIвеках. Представители — М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли и другие протестантских мыслителей.

МартинЛютер(1483-1546) — знаменитые 95 тезисов, направленных против папских индульгенций. Тезисы эти и положили формальное начало Реформации, изменившей весь духовный и политический облик Европы. В основе протестантского мировоззрения лежало желание очистить христианскую веру от тех внутренне чуждых ей элементов, которые исказили подлинные духовные первоосновы Нового Завета.

Лютер отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Согласно взглядам Лютера, источником религиозной истины является не «священное предание» (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие.

Философия XYII века. Бэкон и Декарт

В XYIIстолетии в философии происходит развитие и углубление идей, оставленных Европе эпохой Возрождения. Антропоцентрическая направленность для философии, при этом, по-прежнему остается ведущей тенденцией. Представители — Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. мыслители.

Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон— основатель эмпирического направления в философии.

— Суть основной философской идеи Л. Бэкона — эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.

— Чем больше опыта (как теоретического) так и практического накопило человечество и отдельный человек, тем ближе оно к истинному значению

— Истинное значение по Бэкону может быть самоцелью

— Главные задачи знания, и опыта помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, наука должна дать человеку власть над природой. Бэконом выдвинут афоризм «Знание — сила»

Значение философии Бэкона

  • Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии.

  • Гносеология поднялась на одну из главных ступеней любой философской системы.

  • Определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности.

  • Предпринята первая попытка классифицировать науки.

Рене Декарт(1596 — 1650 г.г.) видный французский, философ и ученый математик — основоположник рационализма. Является автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Значение философии Декарта:

  • Обосновал ведущую роль разума в познании.

  • Выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах.

  • Стал автором теории дуализма, чем пытался примирить материалистов и идеалистами. Дуализм — Человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, дуалистичен (двойственен).

  • Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

  • Главная идея рационализма — первичность разума по отношению к бытию и познанию

  • В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они, каковы их свойства?) например есть ли Бог? Конечна ли вселенная?

  • Абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться, (светит ли солнце? Бессмертна ли душа? и т. д.)

  • Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не требует доказательств.

  • Сомнение свойство мысли, значит, человек сомневаясь, мыслит

  • Мыслить может лишь реально существующий человек.

  • Следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания.

  • Поскольку мышление это работа разума то в основе бытия и познания может лежать только разум

С точки зрения Декарта «основной вопрос философии, что первично, а что вторично теряет смысл, ни материя, ни сознание не могут быть первичными — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия, но сознание — это функция мозга оно плавает где-то в природе, рождается мозгом – значит материя первична

Французский материализм XVIII века. Философия Франции ХУШ века носит атеистически — материалистическое направление. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицали существование Бога, в каких либо его проявлениях, а также религию. Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельность идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Представители — ПольГольбах и КлодГельвеций. Полному отрицанию подверглись подходы к изучению природы, основанные на допущении действия в ней сверхъестественных причин. Материя рассматривается им как реальность, обладающая безграничным набором свойств. Она хотя и порождается Богом, но существует и развивается независимо от него.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *