Эпос о Гильгамеше | это… Что такое Эпос о Гильгамеше?
«Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. Судить о нём можно только по гораздо более поздним спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относящимся к VII веку до н. э. Согласно другой версии — создавался в течение тысячи лет.
Сохранились отдельные шумерские песни о Гильгамеше и Энкиду. У них один и тот же противник — Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Но в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. Эпос о Гильгамеше — это гимн о дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.
Также в эпосе отражены многие взгляды философии того времени на окружающий мир (элементы космогонии, история о «Большом потопе» в поздней редакции), этику, места и судьбы человека (поиски бессмертия). Во многом поэма близка известным произведениям Гомера — Илиаде и Одиссее.
== Сюжет ==В эпосе повествуется о полубоге Гильгамеше-могучем воине, царе Урука. Никто не мог сравниться с ним в силе и несчетные беды принес он людям,»буйствуя плотью».Молили они богов унять царя Урука.И вот богиня Аруру, вняв им,»отщипнула глины,бросила на землю,\Слепила Энкиду,создала героя.»,который мог бы обуздать неистовство Гильгамеша(«пусть соревнуются,Урук да отдыхает»).Шерстью было покрыто его тело,жил среди зверей он ,»ни людей .ни мира не ведал»..Оберегая зверей от охотников ,он вызвал их ненависть к себе,но те ничего не могли с ним поделать. В отчаянии ,охотники отправились в Урук и пали в ноги царю Гильгамешу ,моля избавить их от ненавистного врага.Пустился на хитрость Гильгамеш, посоветовав охотникам отвести к Энкиду блудницу Шамхат-пусть соблазнит его .
Так и поступили.И «блудница наслажденье дала ему,дело женщин».Когда же насытился лаской Энкиду,то обнаружил,что ослабело его тело и «разуменьем стал он глубже».Покинули его звери и тогда Шамхат укорила его,говоря .зачем он ходит со зверьем:»Отведу тебя в Урук,где живет Гильгамеш могучий.».Энкиду дал согласие и заявил,что сразится с Гильгамешем . Шамхат же стала увещевать его проявить благоразумие ,ибо в вещих снах было предначертано царю огражденного Урука появление друга ,и быть ему ,Энкиду тем другом.
По пути в Урук Шамхат учит Энкиду носить одежду, питаться хлебом и . Придя в Урук, Энкиду перекрывает вход в брачный покой, куда имел право входить только Гильгамеш. Жители Урука признают его своим героем. Схватились герои в битве, но силой были равны, и Гильгамеш повёл его к своей матери Нинсун, где они братаются, но Энкиду плачет из-за того, что некуда ему приложить свою силу. Гильгамеш предлагает ему пойти в поход против Хумбабы — хранителя кедровых лесов в Ливане, Энкиду пытается отговорить Гильгамеша, рассказывая как опасен лес Хумбабы и сам Хумбаба, которого боги наделили силой и храбростью, но Гильгамеш убеждает Энкиду тем, что жизнь человека и так коротка, и лучше умереть как герой, о котором будут помнить в веках, чем в безвестности.
По пути к кедровому лесу Гильгамешу снятся сны, которые Энкиду трактует как предсказания победы над Хумбабой, но в итоге они обращаются к богу Шамашу за наставлением и он велит им немедля напасть на Хумбабу, пока он надел только одно из семи ужасных одеяний. Герои опасаются входить в лес, но Гильгамеш подбадривает Энкиду, и они входят во владения Хумбабы и начинают рубить кедры, появление Хумбабы пугает их, но поддержка Шамаша заставляет друзей напасть на хранителя леса и убить его и семь его одеяний-лучей.
Богиня Иштар предлагает Гильгамешу стать её мужем, но он отказывает, говоря, что мужей было у неё много, а теперь все либо убиты, либо околдованы. Озлобленная Иштар просит Ану создать быка, способного убить героя, но Гильгамеш и Энкиду слаженными действиями побеждают быка. Энкиду снится сон о том, что боги Ану и Энлиль хотят убить его, хотя Шамаш заступается за него. Гильгамеш хочет обратиться с молитвой к Энлилю, но Энкиду отговаривает его, а сам обращается к Шамашу, проклиная охотника и блудницу Шамхат, однако Шамаш указывает Энкиду на то, что дала ему Шамхат, и он отменяет своё проклятье, заменяя его благословлением.
Энкиду заболевает и вскоре умирает. Гильгамеш печалится и приказывает сделать статую брата. Гильгамеш уходит в пустыню, в странствие, осознав свою смертность после смерти друга, он устрашается смерти. Путешествуя, он доходит до края мира, где встречает человека-скорпиона и рассказывает ему о своей печали и о том, что хочет найти Утнапишти, единственного человека, получившего бессмертие (по некоторым источникам — предок Гильгамеша), и расспросить его о жизни и смерти. Человек-скорпион говорит, что путь в страну Дильмун, куда боги поселили Утнапишти, лежащий через длинную пещеру, страшен и людьми не хожен — только боги ходят этим путём. Гильгамеш не устрашается, и человек-скорпион благословляет его.
Гильгамеш с первого раза не осилил трудный путь — устрашился и вернулся, со второй попытки он прошёл пещеру и оказался в прекрасном саду из драгоценных каменных деревьев. Там встречает он хозяйку богов Сидури, которая, испугавшись, закрывается от него в доме, и сначала не верит, что он Гильгамеш, так как он грязен и худ, ему приходится рассказать свою историю. Она пытается убедить его, что бессмертие не положено человеку — не стоит тратить время на поиски — лучше радоваться жизни, но Гильгамеш спрашивает её, как найти Утнапишти, она говорит, что, кроме Шамаша, никто не может переправиться, и только Уршанаби, корабельщик Утнапишти, у которого в лесу идолы, может помочь.
Уршанаби помогает Гильгамешу добраться до Утнапишти. Гильгамеш рассказывает ему о своём горе и спрашивает, как Утнапишти удалось стать равным богам. Утнапишти рассказывает историю о потопе, в котором выжил только он, и боги приняли его к себе, но для Гильгамеша богов на совет не собрать. Утнапишти говорит Гильгамешу, что есть на дне океана цветок, что даёт вечную молодость, тот добывает его и решает сначала испытать его на старцах Урука. Но по пути обратно змея похищает цветок и Гильгамеш возвращается ни с чем.
В некоторых интерпретациях также присутствует продолжение в котором Гильгамеш встречается со своим братом Энкиду вышедшем из загробного мира и повествующее о тяжком бытии в мире мертвых (для древних шумеров свойственно довольно мрачное представление об посмертном существовании, в отличие, например от египтян). После чего Гильгамеш смиряется с участью смертного.
Содержание
|
См. также
- Вавилоно-ассирийская культура
- Шумеро-аккадская мифология
- Шумер
- Аккад
- Энума элиш
- Урра-Хубуллу
Литература
- Тураев Б. А. История Древнего Востока. — Мн.: Харвест, 2004. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 985-13-1472-2
Ссылки
- Междуречье: «Эпос о Гильгамеше» (рус.)
- Gilgamesh Summary (англ.)
- «The Epic of Gilgames» The Digital Library Book (англ.)
- Гильгамеш в Книге Исполинов из Кумранских текстов.
- Озвучивание текстов из Эпоса о Гильгамеше на аккадском языке.
Переводы
- Перевод с аккадского И. М. Дьяконова (рус.)
- Перевод Николая Гумилева (рус.)
Эпос о Гильгамеше краткое содержание
Гильгамеш как герой
В древности в Месопотамии было королевство Урук, которым правил молодой герой по имени Гильгамеш. Он был невероятно силен и упрям. Мог голыми руками одолеть льва. Характер у героя отличался тем, что он признавал только собственное мнение, решения. А власть богов — игнорировал.
Гильгамеш и Энкиду
Как-то царь приказал сделать вокруг города оборонную каменную стену. При её строительстве людей абсолютно не жалели. Они воззвали к богам о защите. Тогда боги создали Энкиду — человека, равного Гильгамешу силой.
И Гильгамеш с Энкиду стали сражаться, но победить не удалось никому — оба были одинаково сильны. С той поры правитель и Энкиду стали друзьями, назваными братьями: царица (мать Гильгамеша), приняла Энкиду, будто он был ее сыном. Сам же властитель под влиянием Энкиду перестал был тираном, его характер смягчился. Ему только хотелось вершить подвиги.
Поход против чудища Хубаба
Энкиду, который жил беззаботно, наоборот, расслабился, обленился и стал утрачивать свои силы. И тогда правитель принял решение отправиться сражаться с чудищем Хумбаба, живущем в кедровом лесу и охранявшем священные деревья. В походе друзья пережили много лишений, одолели чудовище и вырубили кедровую рощу.
Гнев богини и волшебный бык
После этого приключения богиня Урука, Иштар, предложила Гильгамешу взять ее в жены и стать очень богатым и могущественным. Гильгамеш отказался. И тогда рассерженная богиня, при помощи своего отца, отправила на землю волшебного буйвола, чтобы тот убил Гильгамеша. Но тот и его верный соратник Энкиду без труда победили волшебного быка.
Смерть Энкиду
Это событие вызвало гнев богов, и, по воле божества справедливости, Энкиду начал болеть и после двенадцати дней его не стало.
Пока такого не произошло, Гильгамеш принимал смерть, как естественную часть жизни. Но царь часто мечтал, как Энкиду няньчит сына Гильгамеша, рассказывая ему об их совместных подвигах. Теперь же, без верного друга, Гильгамеш очень опечалилися. И днем, и ночью его стал преследовать страх смерти.
В поисках бессмертия
Через некоторое время правитель вспомнил, что вдали от людей живет отшельник Утнапишти, который разгадал секрет бессмертия. И Гильгамеш решил отправиться в поход за вечной жизнью. Но мудрец не торопился давать герою то, зачем он пришел. Утнапишти решил испытать царя и погрузил того в крепкий сон. Супруга мудреца поняла, что это будет длиться вечность. И она упросила отшельника разбудить Гильгамеша и отправить домой. Сжалившись, Утнапишти все-таки рассказал царю о чудесном подземном цветке, растущем в воде и дающем вечную юность. Бесстрашный Гильгамеш добрался до дна земли и добыл цветок. Желая одержать победу над самой смертью, ликующий герой возвратился на берег.
Обретение истины
Но, пока царь отдыхал, на аромат волшебного цветка приполз змей, съел растение, скинул старую шкурку и стал молодым! Вот так Гильгамеш понял, что смерть ему не не победить. Обретя покой, он смирился и перестал грустить, потому что понял: жизнь человека подобна короткой вспышке, но, пока о человеке и его деяниях помнят, он жив. А значит — бессмертен.
Миф о древнем царе и его преданном друге содержит глубокую философскую мысль о том, что человек может все. Способен открыть в себе и проявлять самые невероятные качества. Важно только быть справедливым и не впадать в жестокость и гордыню. Ценить преданную дружбу, сострадание, смирение. Положительные свойства, дающие возможность проявить благородство, справляться с препятствиями, которые могут встретиться на жизненном пути.
Добавить комментарий
уроков от полубога | Национальный фонд гуманитарных наук
Ответ, который я дал сотням студентов, состоит в том, что почти все радости и печали, с которыми они столкнутся в жизни, были обнаружены в Гильгамеше за тысячелетия до их рождения. Чтение Гильгамеша не только научит их сталкиваться с проблемами, которые ждут их впереди, но и даст им представление о том, что независимо от того, насколько наш современный мир может казаться отличным от более ранних времен, суть человеческого опыта остается прежней. .
История начинается с того, что рассказчик призывает своих читателей осмотреть прекрасные стены Урука, великолепного города в южной Месопотамии, где правил Гильгамеш. Внутри стен спрятано сокровище, ожидающее своего открытия:
Найдите краеугольный камень и под ним медный ящик
с его именем. Разблокируйте его. Откройте крышку.
Достаньте таблетку лазурита. Прочитайте, как
Гильгамеш все претерпел и все совершил. *
Гильгамеш описывается как на две трети бог, на одну треть человек, и он правит своим городом без соперников. Он берет юношей Урука в свою армию и девушек в свою постель. Жители города взывают к богам об освобождении от такой непреодолимой силы, побуждая небесных правителей создать Энкиду, дикого человека из сельской местности, который живет простой жизнью, подобной Эдему, среди животных. Но когда звероловы дикой природы устают от того, что Энкиду освобождает дичь из их сетей, они призывают Шамхат, храмовую проститутку Урука, прийти и с помощью секса приручить дикого человека.
После эпических семи ночей со жрицей Энкиду теряет способность общаться с животными и вместо этого ищет компанию своих собратьев-людей в городе. Там он встречается, сражается и подружится с Гильгамешем, так что вскоре они станут ближе, чем братья. Действительно, язык, используемый для описания пары, больше похож на язык между мужем и женой, хотя сексуальные отношения не подразумеваются.
Вместе Гильгамеш и Энкиду отправляются в Кедровый лес на крайнем севере, чтобы сразиться с монстром Хумбабой и обрести вечную славу. Даже когда Хумбаба терпит поражение и умоляет сохранить ему жизнь, Энкиду успешно убеждает Гильгамеша убить его и вернуть его голову Уруку в качестве трофея. Эти героические подвиги привлекают внимание Иштар, божественного воплощения сексуального желания и продолжения рода. Она ищет себе в мужья Гильгамеша, но король отвергает ее как ненадежного спутника жизни. В аду нет такой ярости, как у отвергнутой богини, поэтому она обращается к своему отцу с просьбой послать жестокого Небесного Быка, чтобы сеять разрушения в Уруке в наказание за то, что Гильгамеш отверг ее. Гильгамеш и Энкиду наконец убивают зверя, но это побуждает совет богов объявить, что Энкиду должен умереть в отместку.
Гильгамеш беспомощно наблюдает, как Энкиду умирает:
Затем он закрыл лицо Энкиду, как невесты.
Словно орел Гильгамеш кружил вокруг себя,
он ходил перед ним туда-сюда,
как львица, детеныши которой попали в яму,
он вырывал клочья волос, рвал
его великолепные одежды как будто были прокляты .
Король, который мог побеждать людей и монстров, не смог предотвратить гибель своего друга. Переполненный горем и беспомощный перед неизбежностью собственной смерти, Гильгамеш покидает Урука и начинает поиски Утнапишти, человека, пережившего великий потоп и получившего бессмертие от богов. Если только он сможет узнать секрет Утнапишти, он тоже может жить вечно.
В своем долгом путешествии по пустыне Гильгамеш встречает множество персонажей, помогающих ему в пути, от существ-скорпионов, охраняющих проход солнца под землей, до трактирщика Шидури на берегу Моря Смерти. Она убеждает его отказаться от тщетных поисков вечной жизни:
Люди рождаются, живут, потом умирают,
это порядок, который установили боги.
Но пока не придет конец, наслаждайся жизнью,
тратьте его на счастье, а не на отчаяние. . .
Так лучше жить мужчине.
Но король не послушает. Наконец Гильгамеш находит Утнапишти и слышит от него историю о великом потопе, уничтожившем все человечество, кроме него и его жены. Эта история удивительно похожа на более позднюю историю о Ное, найденную в еврейской Библии:
.На горе Нимуш корабль сел на мель,
гора держала и не отпускала.
Шесть дней и семь ночей гора
не выпустил бы его. На седьмой день,
Я достал голубя и выпустил его на волю.
Услышав историю о потопе, Гильгамеш безуспешно пытается бодрствовать семь дней, чтобы доказать, что он достоин вечной жизни. Как и Адам, он также теряет из-за лукавого змея волшебное растение, которое позволило бы ему снова стать молодым. В конце концов, он возвращается домой в Урук, но все, что ему остается, это восхищаться величественными стенами, которые он построил, стенами, которые тем не менее когда-нибудь превратятся в прах.
История Гильгамеша основана на историческом правителе с таким именем, который жил в шумерском городе Урук на территории современного Южного Ирака около 2700 г. до н.э. Должно быть, он произвел большое впечатление на шумеров, поскольку в течение нескольких столетий они записывали рассказы о нем на глиняных табличках, используя свою клиновидную клинопись. Вавилоняне при царе Хаммурапи и других правителях записали рассказы о Гильгамеше на своем родном языке и распространили их по всему Ближнему Востоку. Искусство того времени также сохраняет историю, особенно встречу с Хумбабой.
Стандартная версия эпоса, которой мы располагаем сегодня, возможно, была составлена писцом по имени Син-леки-уннинни в тринадцатом веке до нашей эры и включает знаменитую историю о потопе, встречающуюся в других источниках ближневосточной литературы. Таблички хранились в царском дворце в Ниневии в первом тысячелетии до нашей эры, но в последующие столетия история стерлась из памяти. Гильгамеш не упоминается в еврейской Библии и не нашел своего пути в греческой мифологии, хотя между эпосом и гомеровским 9 сюжетом есть интригующее сходство. 0003 Илиада .
Глиняные таблички в Ниневии были погребены под щебнем, и их начали раскапывать и переводить только в конце девятнадцатого века, когда они вызвали переполох во всем ученом мире. Заявление куратора Британского музея Джорджа Смита в Обществе библейской археологии в декабре 1872 года о том, что он обнаружил независимое свидетельство библейского потопа в табличках Гильгамеша , было встречено с диким энтузиазмом. Его расшифровка была грубой, но это было важное начало.
Благодаря постоянным открытиям новых табличек и прогрессу в чтении древних языков Ближнего Востока, сегодня у нас есть более полная и лучше понятая версия Эпоса о Гильгамеше , чем когда-либо за последние две тысячи лет, хотя по-прежнему много пробелов в тексте и вопросов о точном значении слов. Тем не менее, мы достаточно понимаем историю, чтобы даже начинающие студенты могли читать и обсуждать ее с пользой. По моему опыту и опыту других учителей, ученики поражены тем, что такая старая и странная история так сильно находит отклик в их собственной жизни.
Гильгамеш знакомит учащихся с миром, сильно отличающимся от их собственного, миром, полным сверхъестественных сил и богов, таких как Ану, Энлиль, Иштар и Шамаш, которые, хотя иногда и отдают предпочтение определенным мужчинам и женщинам, не только не любят человечество, но часто злобно враждебны смертным. Тем не менее, какими бы чужими ни были боги, люди из эпоса до боли знакомы. Они попеременно заботливы и эгоистичны, сочувствующие и равнодушные, полные надежд и крайне подавленные. Преподаватели и читатели найдут в эпосе свои собственные уроки, но универсальные темы одиночества, дружбы, любви, потери и смерти входят в число многих, которые, кажется, находит каждый класс.
Первое пробуждение происходит в самом начале сказки, когда Гильгамеш понимает, что, несмотря на свои сверхчеловеческие способности и власть над тысячами, он, по сути, один в этом мире. Стремление к еще большему богатству, власти и сексу лишило его человеческих связей.
Войдите в Энкиду. Во многом противоположный Гильгамешу, Энкиду — человек природы. Но у него также много общего с королем. Его встреча с Шамхатом пробуждает в нем потребность в общении. Его вновь обретенное осознание также дает ему чувство морального возмущения, когда он слышит о властных поступках Гильгамеша. Студенты всегда замечают, что как только Энкиду осознает связь с другими, он не может бездействовать, когда происходит предотвратимая несправедливость. Энкиду никогда не был в Уруке, и он не знает никого в городе, но слухи о жестоком обращении с подданными, неспособными противостоять жестокому правителю, слишком сильны для него. Он знает, что только у него есть возможность противостоять Гильгамешу. И он делает это не потому, что его заставляют действовать, а потому, что он знает, что может изменить ситуацию.
Неожиданно битва Энкиду с Гильгамешем приводит к тому, что они оба наконец находят настоящего друга. Ни одно из них не было целым без другого. Теперь они признают, как сказал Аристотель, что жизнь без друзей не стоит того, чтобы жить.
Эта вновь обретенная дружба открывает перед парой целый мир возможностей. Предприимчивые юноши, стремящиеся проявить себя и обрести вечную славу, отправляются на битву со страшным Хумбабой. Страшные сны преследуют Гильгамеша в путешествии, наполняя его страхом и заставляя задуматься, стоит ли им отказаться от своих поисков. Но Энкиду призывает своего друга проявить настойчивость и неоднократно напоминает ему, что там, где один может потерпеть неудачу, двое могут добиться успеха. Когда Гильгамеш побеждает чудовище и держит его в своей власти, он колеблется. Хумбаба обещает быть его слугой и принести большую честь королю, но именно Энкиду прерывает чудовище и побуждает своего друга закончить начатое.
Сцена соблазнения Иштар всегда была любимой среди студентов. Живое воплощение сексуального желания стоит перед Гильгамешем и охотно предлагает себя королю, лишь бы он был ее парой. Но мужественный, похотливый Гильгамеш бросает один взгляд на прекрасную богиню и вспоминает всех предыдущих мужчин, которых она обещала осчастливить, только чтобы уничтожить. Его слова отказа богине жалят:
Зачем мне быть любовником
сломанной печи, которая выходит из строя на морозе,
хлипкая дверь, которую дует ветер,
дворец, который падает на самого стойкого защитника.
Он продолжает описывать ее как смолу, дырявый бурдюк, таран и искажающую ногу обувь.
Гильгамеш заглянул под соблазнительную поверхность Иштар и обнаружил эгоизм, который она пыталась скрыть. Как он указывает ей в их обмене, у него нет ничего, что ей действительно нужно. Он закончит тем, что, как и все ее предыдущие любовники, будет брошен или мертв, когда она устанет от него. Секс будет веселым, пока он длится, но этого будет недостаточно.
Когда Иштар направляет разрушительного Небесного Быка на Урук, сотни людей умирают, когда зверь бушует. Но двое друзей справедливо защищают город и побеждают быка, вырвав ему сердце. Но именно тогда Энкиду переходит черту. Увидев стоящую на стенах поверженную Иштар, он отрывает быку задние конечности и швыряет ей в лицо:
Если бы я только мог поймать тебя, вот что
Я бы сделал с тобой, я бы разорвал тебя на части
и накиньте на руки кишки Быка!
Даже после победы Энкиду позволяет своему гневу взять верх над ним и не проявляет изящества в победе. Я напоминаю студентам, что будет много случаев, когда, как бы они ни старались, они потерпят неудачу. Помня, что колесо фортуны неизбежно повернется, я призываю их быть милостивыми победителями. Человек, которого они когда-нибудь уволят, вполне может стать их боссом в будущем, точно так же, как нуждающаяся душа, которую они встречают на улице, может когда-нибудь оказаться ими самими.
Энкиду заболевает и находится на грани смерти, а Гильгамеш наблюдает в агонии. Почему мой друг должен был умереть? Это тоже случится со мной? Эти вопросы задает молодой царь, кладя Энкиду в гробницу. После похорон Гильгамеш сетует:
Как мне вынести это горе
, что гложет мой живот, этот страх смерти
, который беспокойно гонит меня вперед?
Его поиски ответов приводят его в мучительное путешествие по пустыне — метафора опыта, через который проходит каждый, когда теряет кого-то, кого любит. Сломленный Гильгамеш путешествует по миру в поисках ответов, но, кажется, забыл все, что он узнал ранее о ценности дружбы. Люди по пути тянутся к нему, но он настолько поглощен собственным горем, что отказывается подпускать их к себе. Даже совет трактирщика Шидури остается глухим. «Превратите каждый свой день в наслаждение», — говорит она. Иди домой, убеждает Шидури царя, женись на любящей жене и радуйся, пока держишь своих детей на руках. Наслаждайтесь жизнью, которая у вас есть здесь и сейчас. Однако Гильгамеш отворачивается.
Я говорю своим ученикам, что горе, как и гнев, может поглотить их, если они это позволят. Некоторые из них уже потеряли дорогого человека и усвоили этот болезненный урок, но я напоминаю остальным, что, к сожалению, они тоже будут учиться. Когда этот день наступит, я призываю их глубоко оплакивать, всегда помнить о тех, кого вы потеряли, а затем двигаться дальше. Продолжительное и объятое горе, как в случае с Гильгамешем, — это эгоистичная снисходительность, которую не пожелал бы ни друг, ни любимый человек.
Но, конечно, главное учение из Эпос о Гильгамеше заключается в том, что смерть неизбежна. Гильгамеш тратит так много времени и энергии в тщетных попытках найти вечную жизнь. Он отворачивается от семьи и друзей, чтобы бродить по пустыне в поисках чего-то, чего он никогда не сможет получить. Не сумев обрести бессмертие, он цепляется за магию, которая сохранит его молодость, только чтобы потерять и ее.
Как я говорю своим ученикам, какими бы ни были их ценности или религиозные традиции, они избавят себя от многих жизненных проблем, если осознают, что состарятся и в конце концов умрут. Они могут бегать марафоны каждые выходные, есть только органические овощи и делать любые косметические операции, но, в конце концов, это их не спасет. Они, конечно, должны позаботиться о себе, ибо было бы ужасной тратой не стремиться к долгой и счастливой жизни, но так много горя выпало на долю тех, кто, подобно Гильгамешу, не хотел признать, что они смертны. Пусть верят, что хотят, о жизни после смерти, но у этой жизни есть конец для всех нас, так же как у нее было начало.
Я преподаю Эпос о Гильгамеше более двадцати лет и с каждым разом все больше восхищаюсь этой историей. Я также нахожу большое утешение в том факте, что люди четыре тысячи лет назад боролись с теми же фундаментальными проблемами, что и мы сегодня. Многие из моих учеников вернулись ко мне годы спустя и поделились, что, хотя они, возможно, забыли большую часть того, что узнали о греческих глаголах или римских императорах, они все еще помнят историю о Гильгамеше.
* Транс. Стивен Митчелл, Gligamesh: новая английская версия.
Эпос о Гильгамеше: Темы
Темы — это фундаментальные и часто универсальные идеи, изучаемые в литературном произведении.
Любовь как движущая сила
Любовь, как эротическая, так и платоническая, побуждает к изменениям в Гильгамеше . Энкиду превращается из дикаря в благородного из-за Гильгамеша, а их дружба превращает Гильгамеша из хулигана и тирана в образцового короля и героя. Поскольку они равны, Энкиду сдерживает беспокойную, мощную энергию Гильгамеша, и Гильгамеш вытаскивает Энкиду из его эгоцентризма. Связь Гильгамеша с Энкиду позволяет Гильгамешу идентифицировать себя с интересами своего народа. Любовь друзей друг к другу делает Гильгамеша лучше в первой половине эпоса, а когда Энкиду умирает, горе и ужас Гильгамеша толкают его на тщетные поиски бессмертия.
Прочтите о похожей роли, которую любовь играет в качестве темы в романе Виктора Гюго «Отверженные» .
В эпосе может отсутствовать женский любовный интерес, но эротическая любовь все же играет важную роль. Воспитание Энкиду как мужчины начинается с его сексуального посвящения храмовой блудницей, а беды двух героев начинаются с их отречения от Иштар, богини любви. Человечество обновляется через женскую жизненную силу, которая включает секс, плодовитость, домашнее хозяйство и заботу, а не через произвольный дар богов. Когда Гильгамеш наконец видит, что его место здесь, на Земле, и возвращается в Урук, чтобы возобновить свое царствование, Иштар возвращается на свое почетное место.
Прочтите об аналогичной роли сексуальности в «Хризантемах» Джона Стейнбека.
Неизбежность смерти
Смерть — неизбежный и неизбежный факт человеческой жизни, который является величайшим уроком, который усваивает Гильгамеш. Гильгамеш огорчен тем, что только боги могут жить вечно, и говорит об этом, когда Энкиду предостерегает его от их битвы с Хумбабой. Жизнь коротка, говорят два воина друг другу на пути к смертельной схватке в Кедровом лесу, и единственное, что длится, — это слава. Но когда Энкиду обречен на бесславную и мучительную смерть, их бравада звучит пусто. Шамаш, бог солнца, утешает Энкиду, напоминая ему, какой богатой была его жизнь, но хотя Энкиду наконец смиряется со своей судьбой, Гильгамеш в ужасе от мысли о своей собственной. Месопотамское богословие предлагает видение загробной жизни, но оно дает мало утешения — мертвые проводят свое время мертвыми. Если Гильгамеш отправился в Кедровый лес вопреки смерти, то его второе путешествие, в Утнапишти, связано с поиском способа избежать ее. Рассказ Утнапишти о потопе показывает, насколько смехотворна такая цель, поскольку смерть неразрывно вплетена в ткань творения. Но жизнь тоже вплетена, и хотя люди умирают, человечество продолжает жить. Урок, который Гильгамеш извлек из своего путешествия, в конечном счете касается не смерти, а жизни.
Подробнее о смертности как теме в эпопее Беовульф .
Боги опасны
Гильгамеш и Энкиду слишком хорошо узнают, что боги опасны для смертных. Боги живут по своим законам и часто ведут себя так же эмоционально и иррационально, как дети. Благочестие важно для богов, и они ожидают послушания и лести, когда это возможно. Они часто могут быть полезными, но злить их — это чистое безумие, а благоговение персонажа перед богами не является гарантией безопасности. Таким образом, мир Эпос о Гильгамеше заметно отличается от иудео-христианской традиции, в которой Бог является и партнером в завете, и строгим, но любящим родителем своего народа. Завет обещает, что люди получат земное или небесное наследство, если будут вести себя хорошо. Иудео-христианский Бог представляет собой не только то, что является самым могущественным, но и то, что является нравственно лучшим — люди должны стремиться подражать ему. Эти различия заслуживают внимания, потому что Гильгамеш также имеет некоторые общие элементы с иудео-христианской Библией. Оба Гильгамеш и части Библии написаны на сходных языках: иврит связан с аккадским, вавилонским языком, который автор использовал при составлении поздних версий Гильгамеш . Библия происходит из того же региона, что и Гильгамеш , и имеет некоторые общие мотивы и истории, такие как змей как враг, лишающий людей вечной жизни и, самое главное, потоп. И в Библии, и в Гильгамеше непослушание богу или богам приводит к ужасным последствиям.
Хотя мы никогда точно не узнаем, почему боги спровоцировали великий потоп в Гильгамеш , мы знаем, почему Эа спасает Утнапишти и через него всех существ и людей мира. Как бог мудрости и ремесел, Эа отвечает за человеческие качества, включая ум, изобретательность и творчество, которые позволяют людям выживать независимо. Иштар тоже, хотя и непостоянный друг, руководит половым влечением, плодовитостью, воспитанием, сельским хозяйством и домашним хозяйством, которые обеспечивают будущее человечества.