Эпикурейцы это кратко: Что такое эпикурейство или почему древние греки считали, что нужно жить незаметно — T&P

Что такое эпикурейство или почему древние греки считали, что нужно жить незаметно — T&P

Завершив два сезона рубрики «Просто о сложном», «Теории и практики» решили перейти от понятий эмпирических к вещам более теоретическим. В пятом выпуске новой рубрики — рассказ об Эпикуре, проповеднике эскапизма и внутреннего спокойствия.

Эпикурейство в разговорной речи — синоним гедонизма. Эпикуреец — это симпатичный человек, живущий в свое удовольствие, правда, эгоцентричный и приземленный. Такие ассоциации имя Эпикура стало вызывать почти сразу после его смерти, еще в эллинистическую эпоху, и сохраняет до сих пор. Хотя сам философ мало в этом повинен, на самом деле его учение довольно далеко от обывательского представления.

Формироваться взгляды Эпикура начали еще в его детстве. Его мать была заклинательницей злых духов, она часто брала его с собой на работу, так что игры со сверстниками будущему философу заменило изгнание демонов. Эмоциональным фоном его детских лет был страх перед высшими силами, к которому потом прибавился и страх смерти, вызванный страшными хроническими болезнями — наподобие тех, что мучили веками позже Ницше. В 322 году до н.э. по закону о высылке иммигрантов из Афин ему пришлось уехать в Малую Азию. Там он уже выступил с собственным учением.

По мнению Эпикура, миссия философии — врачевание душевных страданий, что делает его учение практически психотерапией.

Философская система Эпикура в корне отличалась от всех предшествующих ей древнегреческих тем, что смещала акцент с космологии на этику. Взгляды Эпикура на устройство Вселенной не оригинальны, они почти полностью повторяют метафизику атомистов. Подобные вопросы были для него второстепенными. Главная цель философии, по его мнению, врачевание душевных страданий, что в каком-то смысле сближает эпикурейство с психотерапией.

Его тетрафармакон (лекарство четырех снадобий, универсальный рецепт счастья) — в первую очередь совет решить собственные проблемы:

— Не надо бояться богов.
 — Не надо бояться смерти.
 — Можно переносить страдания.
 — Можно достичь счастья.

Ранние формы космологии представляли собой религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира.

Эпикуру на всю жизнь стало ненавистным то суеверное представление о божественном, которое он узнал в детстве в среде клиентов его матери. Он предложил думать, что бессмертные и блаженные боги пребывают в совершенном мире, не зная наших печалей и радостей. Им равно чужды гнев и милость к людям. Ну, а смерти не стоит бояться потому, что пока мы живы, она не имеет никакого отношения к нам, а когда умрем, то перестанем чувствовать, так что смерть уже не сможет нам досадить. Пусть эти объяснения кажутся наивными, Эпикур на них и не настаивал — он был согласен на любое другое, лишь бы оно учило противостоять страху.

Ополчаясь на страх, философ оставался терпимым к людям, и считал его естественной реакцией на зло и несовершенство мира. Но при этом продолжал мужественно бороться против всего, что могло пугать людей. Пожалуй, еще больший ужас, чем боги, типичному древнему греку внушал Рок. Поэтому на фатализм Эпикур нападал особенно яростно, не уставая доказывать, что человек обладает свободной волей.

Эпикур сторонился политики как дела суетливого и мешающего духовной свободе человека. Она, как и вообще активное участие в общественных делах, мешает достижению атараксии — независимости от забот и страданий. Эпикур учил: «Живи незаметно», но что же вообще совместимо с атараксией? Удовольствия, для которых мы и созданы. Через столетия Мишель Монтень в защиту Эпикура замечал, что не для страданий и горя же создан человек. Однако Эпикур считал, что счастья не достичь, угождая себе во всем. Лучше всего иметь как можно меньше желаний и не переходить назначенную природой меру. Неумеренные желания могут привести к телесной или душевной боли, и потому их следует отвергать.

Это, разумеется, уже тонкости. А тонкости толпой воспринимаются плохо, так что из наследия Эпикура запомнили скорее оправдание удовольствий, чем призыв к умеренности и независимости от суеты.

Неправильно «Мухояров был в гастрономическом отношении великий эпикуреец».

Правильно «Дмитрий, вам следует относиться к жизни эпикурейски и не менять айпады каждые полгода».

Правильно «Я не пойду на митинг — это противоречит моей эпикурейской позиции и мешает достигнуть атараксии».

Grigor Atanesyan

Теги

#словарный запас

#эпикурейство

  • 149 151

Философия Эпикура – кратко — Русская историческая библиотека

Содержание:

Теория познания Эпикура — кратко

Физика Эпикура, его атомизм — кратко

Представления Эпикура о богах — кратко

Этическая концепция Эпикура и его учение о счастье

Значение Эпикура в истории античной философии

Читайте также статьи Демокрит – кратко, Философия Платона — кратко, Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии, Философия Канта — кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко

Читайте также статьи Высказывания Эпикура, Жизнь Эпикура, Стоики и эпикурейцы

Мыслитель Эпикур (342-270 гг. до Р. Х.) был основателем одной из самых известных философских школ античного мира. Главную цель философии эпикурейство видело в том, чтобы научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.

Эпикур

 

Теория познания Эпикура – кратко

В теории познания Эпикур призывал доверять чувственным восприятиям, так как иного критерия истины мы всё равно не имеем. Он считал, что критика сенсуализма скептиками имеет чисто теоретический интерес, практически же она совершенно бесплодна. Главный вывод, к которому Эпикур подводит слушателя этими рассуждениями – нет ничего сверхчувственного. Если бы даже оно и было, мы бы не могли его воспринять, так как ничего кроме чувств нам не дано. Это умозаключение очень важно для теории Эпикура: именно отсюда следуют её материализм и атеизм.

 

Физика Эпикура, его атомизм – кратко

В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. По его мнению, она целиком подтверждается чувственным опытом, ибо постоянно происходящее на наших глазах смешение разных сред нельзя объяснить без предположения о том, что они состоят из мельчайших частиц. В то же время атомы не могут быть делимы до бесконечности (термин Демокрита «атом» в буквальном переводе и означает «неделимое»), потому что тогда материя рассеивалась бы в пустоте, и никаких тел вообще бы не было.

 

 

Но в подробностях своего атомизма Эпикур сильно отходит от первоначального учения Левкиппа и Демокрита. Два этих философа признавали изначальное движение атомов в пустоте, а Эпикур сводит такое движение единственно к падению вниз, которое, согласно его представлению, есть извечное свойство материи (о законе притяжения, порождаемого массой тел, античность ничего не знала). Демокрит же, в противоположность этому, полагал, что в бесконечности нет ни верха, ни низа. Кроме этого, Эпикур, в отличие от Демокрита, утверждает, что атомы в своем падении совершают минимальное самопроизвольное (спонтанное) отклонение от прямой линии – как если бы атом обладал некоторой свободой воли. Иначе все тела постоянно опускались бы вниз в одном и том же неизменном виде, и было бы нельзя объяснить столкновений атомов и образования из них всё новых и новых масс. В этом пункте Эпикур уклоняется от строгого механического детерминизма ранних атомистов. Он горячо восстаёт их против строго механицизма, говоря, что такой подход хуже любой ложной веры в богов: тех ещё можно смягчить мольбами, а механистическая физика – неумолимый тиран, обрекающий человека на полное рабство.

Эпикур заимствует у первых атомистов и учение о душе, состоящей из мелких, подвижных атомов. Эпикур с ударение утверждает, что после смерти душа рассеивается, и никаких посмертных ощущений быть не может. Чувственные восприятия Эпикур, по примеру Демокрита, объясняет атомными истечениями, идущими от телесных предметов.

 

Представления Эпикура о богах – кратко

Общая уверенность всех народов насчёт существования богов, по мнению Эпикура, свидетельствует о том, что боги действительно есть. Но людские суждения о богах ложны и превратны. На самом деле, эти существа живут в далёких промежутках между мирами и отчуждены от них. Свободные от страхов и забот, они и сами никому их не причиняют. Неподвластные ни страстям, ни гневу, боги пребывают в блаженном покое, не вмешиваясь в человеческие и мирские дела.

«Общая уверенность всех народов» – весьма слабое доказательство существования богов. Сам Эпикур не мог этого не понимать. Нельзя отделаться от впечатления, что существования богов он сам не признавал вообще, и все его рассуждения о них – сделка с официальными верованиями толпы, которые философ просто считал опасным явно оскорблять. В одном из фрагментов, Эпикур говорит, что если бы боги существовали, то они хотели бы и могли истребить в мире зло. Если же они не желают или не могут сделать этого, то, являясь, немощными и злыми, они не могут считаться богами.

 

Этическая концепция Эпикура и его учение о счастье

Физика, теория познания и учение о богах Эпикура служат лишь служебным обоснованием для главной части его философии – этики. Признание достоверности за одними чувствами и отрицание всякой руководящей миром силы должны, по мысли Эпикура, освободить человека от пагубнейших заблуждений – веры в сверхъестественное и страха смерти. Нет сверхъестественных сил, которых мы могли бы бояться, и, следовательно, ничто не способно помешать человеку в его естественной цели – стремлении к удовольствию. Смерти не нужно бояться, ибо с ней прекращаются все ощущения, и, значит, она не может принести нам ни хорошего, ни дурного. Пока есть мы – нет смерти; если пришла смерть – нас нет. Естественные чувства с непосредственной очевидностью убеждают нас в благе удовольствия, и в зловредности страдания. Следовательно, истинная цель человека – в том, чтобы стремиться к первому и избегать второго. Нет даже и нужды доказывать, почему надо стремиться к удовольствию или избегать страдания: это чувствуется непосредственно, как то, что огонь жжет, снег бел, мед сладок. Люди добровольно избегают удовольствия лишь в случае, если оно влечет за собой бóльшие страдания – и соглашаются на страдание лишь в надежде посредством него получить бóльшие удовольствия или избавиться от бóльших страданий.

 

 

Значит, наша цель есть удовольствие и избавление от страданий. Но как именно надо её достигать? Философия Эпикура представляет собой развитие гедонизма киренской школы. Но понимание удовольствия у Эпикура иное, чем у родоначальника этой школы, философа Аристиппа. Аристипп учил ловить наслаждения минуты, дорожа настоящим и не смущаясь заботами о будущем. Но, по Эпикуру (который здесь сходится с Платоном), ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание. «Мы нуждаемся в удовольствии там, где страдаем от его отсутствия; там же, где мы не испытываем такого страдания, там мы не нуждаемся в нём». Мимолетные наслаждения, вопреки мнению Аристиппа, не могут служить целью жизни: погоня за ними только нарушает покой души. «Устойчивое удовольствие» (равносильное удалению страданий) представляется Эпикуру целью вполне достижимой при помощи разумной жизни. Верный путь к «устойчивому удовольствию» – сознательное освобождение от потребностей, страхов и забот, достижение тишины и спокойствия души. Резко расходясь в большинстве положений с учениями киников и стоиков, Эпикур в итоге приходит к одной с ними конечной жизненной цели – «невозмутимости» (атараксии), так же призывает добиваться господства над страстями и суетой.

Философия освобождает нас от страха смерти и богов, отравляющего нашу жизнь. Истинный мудрец, считает Эпикур, способен избавиться также и от страха страданий и бедствий. Сильное страдание либо скоро проходит, либо влечет за собой смерть. Страдания либо кратковременны, либо выносимы – тот, кто приучит себя к этой мысли, говорит Эпикур, обретёт мужество и спокойствие духа. Человеческие потребности делятся на такие, без удовлетворения которых можно, и такие, без удовлетворения которых нельзя обойтись. Голод и жажду не утолять нельзя. Но без потребности, к примеру, в половой жизни или в приправленной пище обойтись можно, а без удовлетворения большинства прочих потребностей – роскоши, корыстолюбия, тщеславия – обойтись ещё легче. Погоня за почестями есть величайшее безумие. Скрывайся, живи в неизвестности, «проживи незаметно» (λάθε βιωσας) – вот золотое правило Эпикура. Надо уметь довольствоваться лишь крайне необходимым. Ложные и неестественные потребности ненасытимы. Все несчастия и скорби человеческие вытекают из них и из неразумных страхов, а счастье дается покоем и довольством. Все наши заботы, полагает Эпикур, должны быть направлены на сохранение душевного и телесного здоровья и невозмутимости духа, которая достигается философской мудростью, основанной на голосе природы и отречении от суеты. Голос природы требует немногого: не голодать, не жаждать, не мерзнут – и все это нетрудно исполнить. Ото всех остальных удовольствий можно отказаться. Умение довольствоваться малым является великим благом. Чем меньшим мы довольствуемся, тем меньше зависим от судьбы. «Не попойки, не непрерывные кутежи, не любовные наслаждения или пышный стол рождают приятную жизнь, а трезвое рассуждение… изгоняющее те мнения, которые порождают наибольшее смятение души».

Освобождая нас от страха и ложных мнений, философская мудрость, по Эпикуру, внушает нам мужество, умеренность и справедливость. Люди нуждаются во взаимопомощи и дружбе, которые доставляют нам большое удовольствие и нужны для того, чтобы жить безопасно. В знаменитом «Саду Эпикура» (его философской школе) люди соединялись солидарностью в одном и том же жизненном идеале, возвышая духовные удовольствия над телесными. Несмотря на свой материализм и сенсуализм, Эпикур превозносит господство духа над страстями, ибо хотя ничего сверхчувственного нет, спокойствие и невозмутимость души – это тоже особое физическое состояние. Философ может побеждать телесные скорби и страдания, перенося их мужественно и с невозмутимой ясностью. Даже стоики не высказывали в столь решительной форме убеждение в бессилии страдания над истинным мудрецом. Хотя учения Эпикура и стоиков считались противоположными по смыслу, эпикурейский идеал мудреца близко подходит к стоическому. За проповедником удовольствия Эпикуром скрывался глубокий моралист, проникнутый верой в единство добродетели и счастья

 

Значение Эпикура в истории античной философии

Ни одному из философов античности, за исключением Пифагора, не удалось создать такой прочный и тесный союз, каким была школа Эпикура. Верность последователей Эпикура заветам своего учителя является беспримерной в древности. Шесть веков, до торжества христианства, они хранили их без изменений. Школа Эпикура стала своеобразным философским орденом или сектой без таинств и мистики – кроме культа памяти учителя. В философском обществе эпикурейцев даже имущества были общими, хотя обязательный коммунизм отвергался, ибо любые правила относительно распоряжения личной собственностью казались Эпикуру излишними и оскорбительными для истинной дружбы.

Однако заметно, что на мудрости Эпикура лежит печать утомления. Его учение можно считать философией безмятежного, безбоязненного и, по возможности безболезненного конца эллинской цивилизации – без веры в будущее и без страха перед будущим. Такая философия соответствовала духу эпохи, в которой жил Эпикур, духу утонченной культуры пережившей своих богов и утратившей в эпоху эллинизма ту свободную политическую атмосферу, среди которой она расцвела.

Римский последователь Эпикура Тит Лукреций Кар

 

Популярность Эпикура была необыкновенно велика и в Риме. Величественное изложение его философии дал в своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар. В период упадка империи общества последователей Эпикура казались тихими убежищами от политических бурь. При Адриане, при династии Антонинов количество эпикурейцев возросло. Но с середины IV века нашей эры влияние философии Эпикура падает: она умерла вместе со всем античным миром, не пережив торжество христианства.

 

Эпикуреизм | Определение, история, примеры и факты

Эпикур

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лукреций
Похожие темы:
философия удовольствие

См. весь связанный контент →

Эпикуреизм , строго говоря, философия, которой учил Эпикур (341–270 гг. до н. э.). В широком смысле это система этики, охватывающая все концепции и формы жизни, восходящие к принципам его философии. В античной полемике, как и часто с тех пор, этот термин употреблялся в еще более общем (и явно ошибочном) значении как эквивалент гедонизма, учения о том, что удовольствие или счастье есть главное благо.

Таким образом, на популярном языке эпикуреизм означает преданность удовольствиям, комфорту и роскошной жизни с определенной тонкостью стиля.

Природа эпикуреизма

Несколько основных понятий характеризуют философию Эпикура. В физике это атомизм, механическое понимание причинности, ограниченное, однако, идеей самопроизвольного движения или «отклонения» атомов, которое прерывает необходимое действие причины; бесконечность вселенной и равновесие всех сил, которые окружают ее явления; и существование богов, рассматриваемых как блаженные и бессмертные существа, совершенно чуждые происходящему в мире. В этике основными понятиями являются отождествление добра с удовольствием и высшего блага и конечной цели с отсутствием боли в теле и душе — предел, за которым удовольствие не растет, а изменяется; сведение всякого человеческого отношения к принципу полезности, который находит свое высшее выражение в дружбе, в которой он в то же время преодолевается; и, в соответствии с этой целью, ограничение всякого желания и практики добродетелей, от которых удовольствие неотделимо, и замкнутая и спокойная жизнь.

В принципе, этика удовольствия Эпикура является полной противоположностью стоической этике долга. Последствия, однако, те же: в конце концов эпикурейец вынужден жить с той же умеренностью и справедливостью, что и стоик. Однако чрезвычайно важно одно расхождение: стены стоического города — это стены мира, а его закон — закон разума; Границы эпикурейского города — границы сада, а закон — закон дружбы. Хотя этот сад может достигать границ земли, его центром всегда является человек.

История эпикуреизма

Предшественниками Эпикура были в физике Левкипп и Демокрит, в этике Антифон Софиста, Аристипп из Кирены и Евдокс из Книда, геометр и астроном. Эпикур отличался от них всех своим систематическим духом и тем единством, которое он пытался придать каждой части философии. В этом отношении на него большое влияние оказала философия и учение Аристотеля, взяв за основу его доктрины и решая поставленные им проблемы.

Учение Эпикура

В 306 г. до н. э. Эпикур основал свою школу в Афинах в своем саду, откуда он стал известен как Сад.

Его работы

В соответствии с целью, которую он ставил перед философией, учение Эпикура носило догматический характер, если не по форме, то по существу. Он называл свои трактаты dialogismoi

, или «беседы». Поскольку полезность доктрин заключалась в их применении, он резюмировал их в stoicheia 9.0042 , или «элементарные предложения», которые нужно запомнить. В этом отношении Эпикур был изобретателем катехизического метода. Количество работ, созданных Эпикуром и его учениками, свидетельствует о впечатляющей теоретической деятельности. Но не менее важным было и практическое действие в жизни по ученным им добродетелям и в соблюдении обязательств взаимной помощи во имя дружбы. В этих начинаниях постоянную помощь оказывал сам Эпикур, который, даже в старости и болезни, писал письма увещевания, наставления и утешения, всюду возвещая свое евангелие мира и под именем наслаждения призывая к любви. .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Томас Джефферсон Уильяму Шорту





Уильям Шорт был личным секретарем Джефферсона, когда он был министром в Париже, 1786-1789. Они были соседями в центральной Вирджинии, Шорт жил в деревне Шедвелл.

Монтиселло, 31 октября 1819 г.

Уважаемый сэр, получена ваша милость от 21 числа…

[В первом абзаце обсуждается выздоровление Джефферсона от недавней болезни.]

…. Как вы говорите о себе, Я СЛИШКОМ ЭПИКУРЕЯН. Я считаю подлинные (а не приписываемые) учения Эпикура содержащий все рациональное в моральной философии, которую нам оставили Греция и Рим. Эпиктет действительно дал нам что хорошего стоиков; все, что выходит за пределы их [доктрин] догм, является лицемерием и гримасой. Их великое преступление заключалось в их клевете на Эпикур и искажения его доктрин; в котором мы сожалеем, что откровенный характер Цицерона привлекателен как сообщник.

Достоинство его философии в красоте его стиля. Рассеянный, банальный, риторический, но очаровательный. Его прототип Платон, красноречивый, как он сам, распространяющий мистицизм непостижимое для человеческого разума, было обожествлено некоторыми сектами, узурпировавшими имя христиан; потому что в своем тумане концепций, они нашли основу непроглядной тьмы, на которой возводили измышления как бред собственного изобретения. Эти они кощунственно отцовствовали на Того, Кого они называли своим Основателем, но который отверг бы их с негодованием, которое их карикатуры на Его религию так справедливо возбуждают. О Сократе у нас нет ничего подлинного, кроме Меморабилий Ксенофонта; для Платона делает его одним из своих собеседников просто для того, чтобы скрыть свои капризы под маской своего имени; свобода, о которой нам говорят Сократ искренне жаловался. Сенека действительно прекрасный моралист, временами искажающий свою работу некоторыми стоицизмами и затрагивающий слишком много противоположностей и точек, но в целом дающий нам много здравой и практической морали.
Но величайшим из всех реформаторов развращенной религии Своей страны был Иисус из Назарета. Если абстрагировать то, что на самом деле является Хьюсом, от мусора, в котором он похоронен, легко отличимого по своему блеску от шлака его биографов и столь же отделимого от него, как алмаз от навозной кучи, мы получим очертания системы высочайшей морали. что когда-либо срывалось с уст человеческих; очертания, которые прискорбно Он не дожил заполнить. Эпиктет и Эпикур дают законы для управления собой, Иисус — дополнение к долгу и милостыне, которую мы обязаны другим. его слова его мнимыми сторонниками] искусственные системы *, изобретенные ультрахристианскими сектами, не санкционированные одним-единственным словом, когда-либо произнесенным Им, являются наиболее желанной целью, которой Пристли успешно посвятил свои труды и изучение. следует надеяться, произведет тихую эвтаназию ересей фанатизма и фанатизма, которые так долго торжествовали над человеческим разумом и так широко и глубоко поражали человечество; но эту работу следует начать с отсеивания зерен от плевел историков Его жизни. Я иногда подумывал перевести Эпиктета (поскольку он никогда не был сносно переведен на английский язык), добавив подлинные доктрины Эпикура из Синтагмы Гассенди. , и отрывок от евангелистов всего, что имеет печать красноречия и прекрасного воображения Иисуса. Последнее я предпринял слишком поспешно двенадцать или пятнадцать лет назад. Это была работа всего на две или три ночи в Вашингтоне, после того как он выполнил вечернюю работу по чтению писем и газет за день. Но, стоя одной ногой в могиле, теперь для меня это пустые проекты. Мое дело состоит в том, чтобы развлекать утомление угасающей жизни, как я и стараюсь, прелестями классического чтения и математических истин и утешениями здравой философии, одинаково равнодушной к надежде и страху.

Я позволю себе заметить, что вы не являетесь истинным учеником нашего учителя Эпикура, предаваясь праздности, которой вы говорите, что уступаете. Один из его канонов, как вы знаете, гласил, что «снисходительность, доставляющая большее удовольствие или производящая следует избегать большей боли». Ваша любовь к покою в своем развитии приведет к приостановке здоровых упражнений, ума, равнодушие ко всему окружающему и, наконец, слабость тела и слабость ума, крайняя из всех вещей. от счастья, которое обеспечивают хорошо регулируемые потворства Эпикура; сила духа, как вы знаете, является одной из его четырех главных добродетелей. Это учит нас встречать и преодолевать трудности; не бежать от них, как трусы; и лететь тоже напрасно, ибо встретятся и арестовывать нас на каждом повороте нашей дороги….

[Следует абзац, приглашающий Шорта и его друга Корреа в Монтиселло с некоторыми новостями об успехах в университете]

Под этим я помещу программу доктрин Эпикура, несколько в лапидарном стиле, которую я написал около двадцати много лет назад; подобная философии Иисуса, почти того же возраста, слишком длинная, чтобы ее можно было копировать. Vale, et tibi убеждают carissimum те эссе михи.


Физический-

  • Вселенная вечна.
  • Его детали, большие и малые, взаимозаменяемы.
  • Только Материя и Пустота
  • Движение — присуще материи, которая тяжела и падает.
  • Вечный круговорот стихий тел.
  • Боги, порядок существ, стоящих ниже человека, наслаждающихся в своей сфере собственными блаженствами; но не вмешиваясь в заботы о масштабе существ ниже их.

Мораль —

  • Счастье – это цель жизни.
  • Добродетель — основа счастья.
  • Полезность — проверка добродетели.
  • Активное и беззаботное удовольствие.
  • Безделье [a-tarax-ia] — это отсутствие боли, истинное блаженство.
  • Активный, заключается в приятном движении; это не счастье, а средства для его производства.
  • Таким образом, отсутствие голода является предметом блаженства; есть средства для его получения.
  • summum bonum не должно страдать ни телом, ни беспокойством ума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *