Эпикур школа: Глава шестая ШКОЛА ЭПИКУРА. Эпикур

Глава шестая ШКОЛА ЭПИКУРА. Эпикур

Глава шестая ШКОЛА ЭПИКУРА. Эпикур

ВикиЧтение

Эпикур
Шакир-заде Аддин Садриддинович

Содержание

Глава шестая

ШКОЛА ЭПИКУРА

Почти все крупные философы Древней Греции имели многочисленных учеников и последователей, группировавшихся вокруг них и объединявшихся в философские школы. Так, в классический период греческой истории возникли школа Демокрита, Академия Платона, Ликей Аристотеля. В эллинистический период были основаны эпикурейская, стоическая, скептическая и другие философские школы. Школа Эпикура выделялась среди других философских школ эллинистической эпохи своей сплоченностью, многочисленностью и, главное, верностью учению ее основоположника. Это была самая крупная философская школа Древней Греции. По словам Диогена Лаэрция, Эпикур имел огромное количество друзей и последователей, «число которых было столь велико, что их не могли бы вместить даже целые города» (25, X, 9).

Школа Эпикура просуществовала более восьми веков (с конца IV в. до н. э. до начала VI в. н. э.). Диоген Лаэрций сообщает, что в то время как «почти все прочие (философские школы) прекратили свое существование», эпикурейская школа «продолжала без перерывов существовать и постоянно давала из своей среды несметное число сменявших друг друга глав школы» (25, X, 9).

Многочисленность последователей и долговечность школы Эпикура ярко свидетельствуют о действенности его материалистического учения, нашедшего широкий отклик в античном мире. Именно это обстоятельство больше всего приводило в ярость врагов Эпикура и эпикуреизма, заставляло их прибегать к злобной клевете, чтобы опорочить эпикурейцев.

Причина устойчивости и популярности эпикурейской школы заключалась в том, что учение ее основателя находилось вполне на уровне науки того времени и было направлено против идеализма и религиозного мракобесия. Ее многовековая история насыщена борьбой за основы атомистического мировоззрения и плодотворным научным трудом, состоявшим не только в изучении огромного литературно-философского наследия Эпикура, но и в создании новых философских произведений.

Изучая историю эпикуреизма, необходимо выделить три основных этапа его развития:

1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху;

2) эпикуреизм в Риме;

3) последние столетия существования эпикурейской школы.

1. ШКОЛА ЭПИКУРА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

1. ШКОЛА ЭПИКУРА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ Датой возникновения эпикурейской школы обычно считается 306 год до нашей эры, т. е. год возвращения Эпикура из Малой Азии в Афины. Однако фактически она была создана раньше: Эпикур переселился в Афины уже вместе со своими

Глава 1 Немецкая школа философии истории

Глава 1 Немецкая школа философии истории 1.1. Общая характеристика немецкой историософской традиции Немецкая школа философии истории дала миру блестящую плеяду исследователей, среди которых И. Гердер, В. Гумбольдт, Г. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Риккерт, Ф.

Глава шестая

Глава шестая [Количество]Что касается количества, то одно раздельно, другое непрерывно, и одно состоит из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другое — из частей, но имеющих такого положения. Раздельны, например, число и слово, непрерывны —

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ Вообще может возникнуть недоумение: зачем это нужно помимо чувственно воспринимаемого и промежуточного искать еще что-то другое (например, Эйдосы, которые мы полагаем)? Если же это делается потому, что математические предметы отличаются от окружающих нас

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ И среди тех, кто убежден в правильности таких воззрений, и тех, кто только говорит о них, некоторые испытывают вот какое сомнение: они спрашивают, кто же судит о том, кто в здравом уме, и кто вообще правильно судит о каждой вещи. Испытывать такого рода

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ После того как было сказано о способности — той, о которой идет речь как о связанной с движением, укажем, что такое действительность и какова она. Ведь если мы разберем это, нам в то же время станет ясно и то, что мы как о способном говорим не только о том, чему от

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ Подобным нее образом можно поставить и вопрос относительно единого и многого. Ведь если многое противолежит единому во всех отношениях, то отсюда вытекает несообразное. А именно, во-первых, единое в таком случае будет малое или малочисленное [1], ибо многое

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ Близко к изложенным здесь взглядам и сказанное Протагором, а именно: он утверждал, что человек есть мера всех вещей, имея в виду лишь следующее: что каждому кажется, то и достоверно. Но если это так, то выходит, что одно и то же и существует и не существует, что

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ Так как сущностей, как было указано, три вида, а именно: две из них природные, а одна — неподвижная, то об этой последней надо сказать, что необходимо, чтобы существовала некая вечная неподвижная сущность. В самом деле, сущности суть первое среди сущего, а если

Глава II. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Глава II. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА В любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается – возможно, не очень притом упорно –

Глава шестая

Глава шестая Анна Каренина, в жару родильной горячки, говорит мужу:«Я все та же, но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того (Вронского), и я хотела возненавидеть тебя, и не могла забыть про ту, которая была прежде.

Та не я. Теперь я настоящая, я вся».«Анна Каренина»,

Глава первая СЕН-СИМОН И ЕГО ШКОЛА

Глава первая СЕН-СИМОН И ЕГО ШКОЛА СЕН-СИМОН Сен-Симон сказал однажды: «Я поставил задачей своей жизни выяснить вопрос о социальной организации».И действительно, это стремление просвечивает уже в его первых работах[542]. Однако, хотя он постоянно имел в виду этот вопрос, он

Глава третья ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Глава третья ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Идея народного верховенства, оспариваемая доктринерами и совершенно оставленная либералами, была вновь выдвинута демократической школой.Историку этой школы трудно было бы изолировать ее деятельность в период между 1830-м и 1848 годами

Школа Эпикура

 
 
 

Международный банковский институт

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 

Реферат

по  философии

Тема: “ Эпикуреизм” 
 

    Исполнитель: студент(ка)____уч. группы

    ______________Прудникова М.А______

                                    (фамилия, имя, отчество)

    Руководитель: уч. степень и звание

    ___________ Никулин А.Г ____________

                              

       (фамилия, имя, отчество) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 
Оглавление 

 

Введение

Эпикур (342–270 до н. э.) выходец из Афин. Он начал изучать философию с 14 лет. По одной из версий он начал изучать ее после того, как в его руки попали сочинения Демокрита. Учителем Эпикура в философии был последователь Демокрита – Навсифан. А затем платоник Памфил.

Сам Эпикур считал себя самоучкой и весьма неблагоприятно отзывался о своих учителях, собственно, как и о большинстве философов, современных ему.

Не смотря на то, что Эпикур написал около трехсот сочинений, до нас, однако, дошли только фрагменты, доксографические и отдельные произведения, такие как: «К Геродоту», «К Пифоклу», «К Менекею» и «Главные мысли»

Философия Эпикура  носит ярко выраженный практический характер и состоит из трех частей: каноники — теория познания, физики и этики, которые, по мнению самого мыслителя, подчинены единой цели — научить человека, как ему достичь счастливой, блаженной жизни, которая была бы свободна от страданий тела и смятения души.  

Эпикур являлся  самым выдающимся мыслителем эпохи

 

Школа Эпикура

Личность Эпикура  играла в школе очень значительную и существенную роль, так как представляла для его учеников воплощение мудрости и образец для подражания. Эпикур сам определил для своих учеников принцип: «Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур» (Сенека, Письма к Луцилию, XXV).Возможно, поэтому его изображения и можно было встретить в школе в действительности повсюду: на глиняных и деревянных табличках, и даже на перстнях.

Но необходимо заметить, что в отличие от Пифагора, он никогда не пытался обожествиться за счет своих последователей.

 Поэма Лукреция  «О природе вещей» и датируемые I в. до н.э. или II в. н.э.  гигантские надписи, которые были  высечены в городе Эноанда по распоряжению эпикурейца Диогена, который пожелал ознакомить сограждан с сочинениями и доктриной Эпикура являются свидетельством тому, с каким миссионерским рвением приверженцы Эпикура, даже жившие далеко от Афин, распространяли его идеи.

Школа Эпикура  просуществовала около 600 лет (вплоть до начала 4 в. н.э.). Она не знала раздоров и сохраняла преемственную связь между учениками, которые, по словам Диогена Лаэртского, были прикованы к его учению словно песнями Сирен (Диоген Лаэртский, X). Самым известным из учеников Эпикура был Метродор из Лампсака, который скончался на семь лет раньше учителя. В полемически заостренной форме он подчеркивал, что источником всех благ человечества являются чувственные наслаждения человека.

В Афинах эпикурейцы собирались в саду, который принадлежал Эпикуру. Отсюда и пошло второе название школы – «Сад», или «Сад Эпикура», а обитателей этой школы называли философами «из садов».

Школа Эпикура представляла собой общину друзей-единомышленников, которые жили в согласии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо». У входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка. Также в школу допускались женщины и рабы —   по тем временам было довольно необычно. Жизнь внутри эпикурейской общины была очень скромной и малотребовательной. В отличие от пифагорейского союза, эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, поскольку это могло бы стать источником недоверия между единомышленниками.

Эпикуреизм

 В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, а также этическим индивидуализмом и эвдемонизмом. Он носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно Эпикуру и его учеников, задача философии практически сродни врачеванию: ее цель — излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.

Основой союза  мыслителей эпикуреизма выступали верность учению Эпикура, а также почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, которые являлись неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, «четвероякого лекарства»:

  1. Не должно бояться богов;
  2. Не должно бояться смерти;
  3. Благо легко достижимо;
  4. Зло легко переносимо.

Учение Эпикура  состоит из трех частей: теория познания, физики и этики.

Главной из них является этика. Она учит, как достичь счастья.

Второй частью философии Эпикура является физика, которая дает представление о природном мире. Физика освобождает от страха перед миром и служит основанием для этики. Обе эти части опираются на, своего рода, теорию познания и методологию науки, которая выступает в качестве третьей части. У Эпикура познание мира возможно лишь на базе ощущений. Мыслитель рассматривал чувства как непогрешимые, а заблуждения выводил из неверных суждений.

В физике Эпикур исходил из признания вечности и  несотворимости и неуничтожимости мира. Эпикур вслед за Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества. Для обоснования допускаемой им свободной воли человека ему пришлось смягчить демокритовскую версию детерминизма.  Эпикур выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Указав на знание как на средство подчинения необходимости разумным действующим людям, Эпикур тем самым указал на реальную дорогу возвышения над необходимостью, подчинения ее своим интересам. Данное обстоятельство позволило Эпикуру рассматривать человека в мире не как марионетку, а как свободного творца своих поступков и своей судьбы. Тем самым, в познании явлений, протекающих в силу необходимости и случайности, философ видит путь к свободе.

Эпикур осознавал трудности познания окружающего мира, которые вытекали из несовершенства органов чувств как средств познания. Это заставило его искать основание, опора на которое давала бы правильные знания о мире и могла бы обеспечить реализацию свободы. Такое основание философ увидел в благоразумии, которое Эпикур ценил даже выше философии. Эпикур рассматривает благоразумие как особое качество, которое сформировалось у личности на основе освоения этой личностью философских знаний. Этим и объясняется высокая оценка благоразумия. В данной связи Эпикур рассматривает и философию. Она для него имеет ценность лишь в той мере, в какой отвечает потребности формирования у личности благоразумия. Благоразумие как одна из способностей человека формируется в ходе воспитания. Благоразумие избавляет личность от безграничных вздорных страстей и страха, который является непременным и первым условием обретения способности счастливо мыслить и избегать несчастий. Философ считал, что достижение счастья должно предусматривать высвобождение личности от уз общественной деятельности, т.е. участие в политической деятельности. Этим учение Эпикура о счастье, как составной части его этики, не ограничивается. Оно связано с учением об атараксии или безмятежности, рассмотренными мыслителем как состояния, неразличимыми счастью. Необходимо заметить, что понимание атараксии как особого состояния разумного существа, возможно, является результатом восприятия мыслителем идей восточных философов. Оценка безмятежности как идеала существования человека была широко распространена в условиях общественной нестабильности.

Разрабатывая проблемы этики, занимающей в системе философствования мыслителя главное место, и сравнивая состояние атараксии и безмятежности со счастьем, Эпикур не был склонен, как древневосточные мудрецы, видеть в безмятежности единственное условие счастья. Атараксия (безмятежность) для Эпикура — это лишь условие одного из видов удовольствий, которые были разделены им на активные и пассивные, т.е. удовольствия покоя. Последние и стали выступать, согласно мыслителю, результатом безмятежности. Для Эпикура безмятежность, скорее всего, состояние сосредоточенности в процессе познания, которые помогают достичь истинного знания, благодаря отрешению от восприятия побочных эффектов и благодаря следованию важнейшим принципам достижения истинного знания.

Достижение счастья  предполагает реализацию множества желаний. Эпикур считал, что свободное от ошибок сочетание желаний при выборе поведения во многом зависит от личности. Согласно философу, счастливая жизнь требует не свободного проявления знаний, а четкой реализации этих знаний в заранее установленных пределах, т.к. отсутствие ограничения личностью ее желаний влечет за собой ненужные последствия. Эпикур учит, если неисполнение желания не влечет страдания, то данное желание не может быть необходимым. Философ рекомендует удовлетворять те желания, от которых зависит человеческая жизнь, например, желания есть, одеваться и др.

Другими словами, нужно соблюдать меру в реализации желаний и получения удовольствий, которые могут быть получены лишь при соблюдении меры в потребностях, которые реализуются в желаниях.

Особое место в этике Эпикура  занимала  проблема удовольствий, в которой мыслитель вслед за Аристипом из Кирены признавал, что для человека высшим является удовольствие. Удовольствие признается за начало и конец счастливой жизни. Но, однако, в отличие от Аристипа, рассматривавшего удовольствие как положительное состояние наслаждения, Эпикур связывал удовольствие с отсутствием страданий.

Философ понимал удовольствие как рубеж, за которым начинались страдания. Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривалась Эпикуром как самостоятельное и значительное благо. По его мнению, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет, и нужно довольствоваться малым.

 

Сторонники эпикуреизма

Эпикуреизм приобрел массу сторонников и последователей среди римлян. Наиболее выдающимся и известным среди них являлся Тит Лукреций Кар, поэма которого «О природе вещей» сыграла огромную роль в распространении эпикуреизма. В условиях социальных потрясений и гражданских войн Тит Лукреций Кар искал в философии Эпикура путь достижения безмятежности и невозмутимости духа. Согласно ему, главными  врагами счастья человека являются: страх перед преисподней, страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, которые были порождены неведением относительно истинной природы человека и его места в мире. В преодолении этих страхов Лукреций Кар видит основную задачу своей поэмы, которая стала своеобразной энциклопедией эпикуреизма.

Так же эпикуреизм получает широкое распространение и в эпоху Возрождения. Влияние эпикуреизма прослеживается в произведениях таких филологов как Лоренцо Валла, Ф. Рабле, К.Раймонди и др.

Особое внимание к эпикуреизму проявилось к первой четверти XV века. Тогда гуманистами была осознана не только ценность земной жизни, но и оправданы разнообразные телесные и душевные человеческие потребности. Именно тогда и сформировался подлинный интерес к исканиям Эпикура.

Антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) гуманистической философии эпохи Возрождения был связан с переосмыслением средневековой картины мира, отказом от телеологизма (онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли) и теоцентризма (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага), перенесением философского интереса на проблемы морали. Гуманисты стремились создать этическую теорию, которая основывалась бы на представлении о единстве материального тела и божественной души в человеке, в котором природное и божественное должно находятся  в гармонии, а не в противоборстве.

В отличие от традиционного христианского представления  о том, что во имя спасения души необходимо преодолевать земные соблазны, этика гуманистов объявляла основным принципом существования человека — следовать природе. Гуманисты противопоставляли христианскому аскетическому отрицанию мира приятие земного существования со всеми его радостями. Этим и можно объяснить возрождение эпикурейской этики, прежде всего, учения о наслаждении.

Эпикуреизм | Определение, история, примеры и факты

Эпикур

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лукреций
Похожие темы:
философия удовольствие

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Эпикуреизм , строго говоря, философия, которой учил Эпикур (341–270 до н. э.). В широком смысле это система этики, охватывающая все концепции и формы жизни, восходящие к принципам его философии. В античной полемике, как часто с тех пор, этот термин употреблялся в еще более общем (и явно ошибочном) значении как эквивалент гедонизма, учения о том, что удовольствие или счастье есть главное благо. Таким образом, на популярном языке эпикуреизм означает преданность удовольствиям, комфорту и роскошной жизни с определенной тонкостью стиля.

Природа эпикуреизма

Несколько основных понятий характеризуют философию Эпикура. В физике это атомизм, механическое понимание причинности, ограниченное, однако, идеей самопроизвольного движения или «отклонения» атомов, которое прерывает необходимое действие причины; бесконечность вселенной и равновесие всех сил, которые окружают ее явления; и существование богов, рассматриваемых как блаженные и бессмертные существа, совершенно чуждые происходящему в мире. В этике основными понятиями являются отождествление добра с удовольствием и высшего блага и конечной цели с отсутствием боли в теле и душе — предел, за которым удовольствие не растет, а изменяется; сведение всякого человеческого отношения к принципу полезности, который находит свое высшее выражение в дружбе, в которой он в то же время преодолевается; и, в соответствии с этой целью, ограничение всякого желания и практики добродетелей, от которых удовольствие неотделимо, и замкнутая и спокойная жизнь.

В принципе, этика удовольствия Эпикура является полной противоположностью стоической этике долга. Последствия, однако, те же: в конце концов эпикурейец вынужден жить с той же умеренностью и справедливостью, что и стоик. Однако чрезвычайно важно одно расхождение: стены стоического города — это стены мира, а его закон — закон разума; Границы эпикурейского города — границы сада, а закон — закон дружбы. Хотя этот сад может достигать границ земли, его центром всегда является человек.

История эпикуреизма

Предшественниками Эпикура были в физике Левкипп и Демокрит, в этике Антифон Софиста, Аристипп из Кирены и Евдокс из Книда, геометр и астроном. Эпикур отличался от них всех своим систематическим духом и тем единством, которое он пытался придать каждой части философии. В этом отношении на него большое влияние оказала философия и учение Аристотеля, взяв за основу его доктрины и решая поставленные им проблемы.

Учение Эпикура

В 306 г. до н. э. Эпикур основал свою школу в Афинах в своем саду, откуда он стал известен как Сад.

Его работы

В соответствии с целью, которую он ставил перед философией, учение Эпикура носило догматический характер, если не по форме, то по существу. Он называл свои трактаты dialogismoi , или «беседы». Поскольку полезность доктрин заключалась в их применении, он резюмировал их в stoicheia 9.0046 , или «элементарные предложения», которые нужно запомнить. В этом отношении Эпикур был изобретателем катехизического метода. Количество работ, созданных Эпикуром и его учениками, свидетельствует о впечатляющей теоретической деятельности. Но не менее важным было и практическое действие в жизни по ученным им добродетелям и в соблюдении обязательств взаимной помощи во имя дружбы. В этих начинаниях постоянную помощь оказывал сам Эпикур, который, даже в старости и болезни, писал письма увещевания, наставления и утешения, всюду возвещая свое евангелие мира и под именем наслаждения призывая к любви. .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться

Эпикур — Школа Жизни

Древнегреческий философ Эпикур родился в 341 г. до н.э. на острове Самос, в нескольких милях от побережья современной Турции. У него была необычно длинная борода, он написал более трехсот книг и был одним из самых известных философов своего времени.

Что сделало его знаменитым, так это его умелое и неустанное внимание к одному конкретному предмету: счастье . Раньше философы хотели знать, как быть хорошим; Эпикур настаивал на том, чтобы сосредоточиться на том, как стать счастливым .

Немногие философы когда-либо делали такое откровенное и приземленное признание своих интересов. Многих это потрясло, особенно когда они услышали, что Эпикур основал Школу счастья. Мысль о том, что происходило внутри, одновременно шокировала и глубоко возбуждала. Несколько недовольных эпикурейцев сделали несколько разоблачающих утечек о том, что происходит в школе. Тимократ сказал, что Эпикура тошнило два раза в день, потому что он проводил все свое время на диване, которого команда рабов кормила роскошным мясом и рыбой. А Диотим Стоик опубликовал пятьдесят непристойных писем, которые, по его словам, были написаны Эпикуром каким-то молодым студентам, когда он был пьян и сексуально одержим. Именно из-за таких сплетен мы до сих пор иногда используем прилагательное «эпикурейский» для описания роскоши и упадка.

Но такие ассоциации неосновательны. Правда об Эпикуре гораздо менее сенсационна, но гораздо интереснее. Греческий философ действительно был сосредоточен на счастье и удовольствии, но его не интересовали дорогие обеды или оргии. У него было всего два плаща, и он питался хлебом, оливками и иногда кусочком сыра в качестве угощения. Вместо этого, терпеливо изучая счастье в течение многих лет, Эпикур пришел к ряду замечательных и революционных выводов о том, что нам на самом деле нужно для счастья, выводам, полностью противоречащим предположениям его эпохи — и нашим собственным.

Эпикур предположил, что, думая о счастье, мы обычно делаем три ошибки:

1. Мы думаем, что нам нужны романтические отношения

Тогда, как и сейчас, люди были одержимы любовью. Но Эпикур заметил, что счастье и любовь (не говоря уже о браке) почти никогда не идут рука об руку. Слишком много ревности, непонимания и горечи. Секс всегда сложен и редко гармонирует с привязанностью. Было бы лучше, заключил Эпикур, никогда не слишком доверять отношениям. Напротив, он отметил, насколько благотворна большая часть дружбы: здесь мы вежливы, мы ищем согласия, мы не ругаем и не ругаем, и мы не собственники. Но проблема в том, что мы недостаточно видимся с друзьями. Мы позволяем работе и семье превалировать. Не можем найти время. Они живут слишком далеко.

2. Мы думаем, что нам нужно много денег

Тогда, как и сейчас, люди были одержимы своей карьерой, движимы желанием денег и аплодисментов. Но Эпикур подчеркивал трудности работы: ревность, злословие и несостоявшиеся амбиции.

Эпикур считал, что работа приносит истинное удовлетворение, когда мы можем работать в одиночку или в очень малых группах и когда это кажется значимым, когда мы чувствуем, что каким-то образом помогаем другим или делаем что-то полезное. улучшить мир. На самом деле нам нужны не деньги или престиж, а чувство удовлетворения от нашего труда.

3. Мы слишком верим в роскошь

Мы мечтаем о роскоши: красивом доме, элегантных комнатах и ​​приятных видах. Мы представляем поездки в идиллические места, где мы можем отдохнуть и позволить другим позаботиться о нас…

Но Эпикур не согласился с нашими стремлениями. За фантазией о роскоши, по его мнению, мы действительно хотим покоя. Однако спокойствие не может возникнуть просто благодаря изменению вида или владению восхитительным зданием.

Спокойствие — это внутреннее качество, которое является результатом анализа: оно приходит, когда мы просеиваем наши заботы и правильно понимаем их. Поэтому нам нужно достаточно времени, чтобы читать, писать и, прежде всего, пользоваться регулярной поддержкой хорошего слушателя: сочувствующего, доброго, умного человека, который во времена Эпикура был бы философом, а теперь мы бы назвали его терапевт.

Имея в руках свой анализ счастья, Эпикур сделал три важных нововведения:

– Во-первых, он решил, что будет жить вместе с друзьями. Хватит видеть их только время от времени. Он купил за умеренную цену участок земли за пределами Афин и построил дом, где он и его друзья могли бы жить бок о бок на постоянной основе. У каждого были свои комнаты, а внизу и на территории были общие помещения. Так жители всегда будут окружены людьми, разделяющими их взгляды, веселыми и добрыми. За детьми ухаживали по очереди. Все ели вместе. Можно было болтать в коридорах поздно ночью. Это была первая в мире настоящая коммуна.

— Во-вторых, все в коммуне перестали работать на других людей. Они согласились на сокращение своего дохода в обмен на возможность сосредоточиться на выполнении работы. Некоторые из друзей Эпикура посвятили себя сельскому хозяйству, другие — кулинарии, некоторые — изготовлению мебели и искусству. У них было гораздо меньше денег, но достаточно внутреннего удовлетворения.

– В-третьих, Эпикур и его друзья посвятили себя обретению спокойствия посредством рационального анализа и прозрения. Каждый день они проводили время, размышляя о своих тревогах, улучшая свое понимание своей психики и осваивая великие вопросы философии.

Эксперимент Эпикура с жизнью прижился. Эпикурейские общины открылись по всему Средиземноморью и привлекли тысячи последователей. Центры процветали на протяжении поколений, пока не были жестоко подавлены завистливой и агрессивной христианской церковью в V веке. Но даже тогда их сущность сохранилась, когда многие из них были превращены в монастыри.

Влияние Эпикура продолжается и в наши дни. Карл Маркс защитил о нем докторскую диссертацию и считал его своим любимым философом. То, что мы называем коммунизмом, в глубине души является просто более крупной — и, скорее, более авторитарной и безрадостной — версией эпикуреизма.

Даже сегодня Эпикур остается незаменимым путеводителем по жизни в развитых потребительских капиталистических обществах, потому что реклама, на которой основана эта система, искусно вводит людей в заблуждение относительно того, что, по их мнению, им нужно для счастья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *