Эмпедокл философия: Философия Эмпедокла: основные идеи, учение кратко

Содержание

Эмпедокл — Русская историческая библиотека

Содержание:

Жизнь и деятельность Эмпедокла

Философия Эмпедокла

Нравственное учение Эмпедокла

Эмпедокл как астроном

Эмпедокл как физик

Эмпедокл как биолог

Гносеология Эмпедокла

Литература об Эмпедокле

Жизнь и деятельность Эмпедокла

Эмпедокл (около 492–432 гг.) возвратил древнегреческую философию от абстракций пифагорейской и элейской школ на почву реальности, сохранив однако же в ней все, добытое италийскими философами. Человек, живший на Сицилии, в Акраганте, и оказавший этому городу большие услуги улучшением его государственных учреждений, Эмпедокл был с тем вместе ученый, обладавший большими сведениями в естественных науках. Он пользовался у своих сограждан величайшим уважением не только за свою политическую деятельность, но и за свои техническая работы, как например, за осушение болотистых низменностей близ Селинунта, за сооружение стен, остановивших холодный ветер, рвавшийся из ущелий, пользовался величайшим уважением и как врач и как мудрец. В своей дидактической поэме «О природе», имевшей высокое, поэтическое достоинство, Эмпедокл, по примеру Гераклита, изложил теорию происхождения вселенной, дал прекрасные картины земной поверхности, продуктов её, населяющих ее живых существ, и с гениальным умом высказал мысли, до которых лишь в недавние времена дошли специальные науки; так например, он говорил, что горы и скалы подняты силой огня. Вероятно, занятия Эмпедокла естествознанием подали повод к легенде, что он бросился в кратер Этны, желая узнать причину вулканических явлений. Вообще имя его окружено мифическим блеском. В народных рассказах сохранились баснословные предания и о том, как очистил, он воздух от болотных испарений. Фактическая истина состоит, вероятно, в том, что он провел каналом в Селинунтские болота две реки и что он проломал скалу, находившуюся на север от Акраганта, для того, чтобы через пролом летел ветер в низменности на юге от города и гнал их испарения в море. Это более сообразно с топографическими условиями той местности, чем рассказ Плутарха, что Эмпедокл избавил Акрагант от зараз и сделал плодородным бесплодное поле, загородив стенами ущелья, из которых дул ветер на равнину.

Эмпедокл

 

Философия Эмпедокла

Эмпедокл подобно элеатам говорит, что нет ни возникновения, ни исчезновения: возникновение – только сочетание веществ, исчезновение – только разъединение их; подобно элеатам он говорит, что бытие вечно и неизменно. Но, говоря о бытии, он понимает под этим словом вещество; по его понятиям, вещество вечно и существуют четыре первобытные класса его. Этим четырём вечным стихиям он давал кроме простых житейских, мифологико-аллегорические названия: огонь – это всепроницающий Зевс; воздух – жизнедательница Гера; земля, мрачное жилище отверженных духов – это Аидоней; для четвертой стихии, воды, Эмпедокл сам составил аллегорическое имя: Нестис. Этими четырьмя стихиями правят две движущие силы: любовь и ненависть или раздор. Первоначально стихии находились в состояния согласия и спокойствия, образуя шар, «божественную сферу»; из этого спокойствия они были выведены действием ненависти: борьба ненависти с любовью производит ряд соединений и разъединений разных стихий. Этот процесс перемен привел к тому, что возникло нынешнее устройство вселенной.

 

 

Переход из первобытного, блаженного состояния к этому процессу составляет, по учению Эмпедокла, отпадение от истины; перемены происходят по законам природы; и первоначально тела формировались только действием случайностей: из этих случайных результатов постепенно развился порядок, до некоторой степени разумный. Чтобы объяснить происхождение одних тел из других, Эмпедокл полагает, что все тела состоят из бесконечно малых частиц: каждая частица принадлежит той или другой из четырех стихий. Жизненная сила человеческого организма находится в крови; самосознание возникает при известных сочетаниях составных частиц; одно и то же сочетание может повторяться много раз; на этом основано учение Эмпедокла о бессмертии и о возрождении. Способность человека познавать всяческие предметы происходит оттого, что он состоит из всех стихий и что в нем действуют оба движущие начала, так что он микрокосм, – маленький мир, в котором отражается вселенная.

 

Нравственное учение Эмпедокла

Философия Эмпедокла не ограничивается учением о происхождении и развитии вселенной; она имеет и теорию нравственности. По дошедшим до нас отрывкам его поэмы «О природе» и другой его поэмы, называющейся «Песнями очищения», трудно определить связь между его понятиями о вселенной и нравственным учением. Мысли Эмпедокла о переселении душ и о цели жизни показывают, что он был энтузиаст. Неизменное решение судьбы определило, что те из божественных духов (демонов), которые в затмении разума осквернили себя убийством или клятвопреступлением, изгоняются на 30,000 лет из мира блаженных и должны провести это время в странствованиях трудными путями земной жизни в разных образах смертных существ. Так и сам он низвергнут из блаженного жилища богов на землю за то, что, увлекшись неистовой распрей, совершил убийство. Возвышенными стихами он описывает по впечатлениям собственного опыта, как мучительно состояние грешных духов, скитающихся без отдыха по всем частям вселенной, как бедственна участь души, которая вступила в область раздора, болезни и смерти, облекшись одеждою тела; вступление в земную жизнь – это переход от жизни в царство смерти. Бежавший убийца должен был у греков искупить свой грех покаянием и очищением; так извергнутый из царства блаженных в земную телесную жизнь дух должен очиститься, чтобы возвратиться в свое прежнее, чистое и высокое существование. Должно полагать, что в «Песнях очищения» находились заповеди о том, какими средствами покаяния и очищения может быть сокращаемо странствование души через печальную земную жизнь; вероятно, к числу заповедей об очищении принадлежало воспрещение убивать животных и есть мясо; но должно думать, что законы очищения у Эмпедокла не имели такой суровости, как восточный аскетизм, от которого отвращались греки. Эмпедокл помнил, что он жил на земле в образах разных существ: был кустарником, был рыбою, птицею, был мужчиною, был и женщиною; он надеялся, что «силы, которые ведут души по путям их», вознесут его теперь в божественные жилища, возвращение в которые открыто благодетелям людей: пророкам, поэтам и врачам. Великое учение о любви, создающей вселенную, было открыто поэту музою, и кажется, что оно было открыто ему ею, как таинство, размышлением о котором он может освободиться от гибельной ненависти и от всей той испорченности, какой ненависть подвергла его дух. Прекрасное описание золотого века, вероятно, было внушено Эмпедоклу страстным ею желанием возвратиться из области ненависти в блаженное состояние спокойствия и гармонии.

 

Эмпедокл как астроном

Подобно большинству других древнегреческих мыслителей, Эмпедокл сочетал свои философские умозрения с занятиями естественными науками. В этой области он высказал немало любопытных гипотез. Вокруг Земли, по мнению Эмпедокла, движутся по кругу два полушария – одно полностью из огня, а другое – из воздуха малой примесью огня. Второе полушарие, вращаясь, порождает ночную тьму.

Солнце Эмпедокл считал не реальным объектом, а лишь отражением стихии огня (вроде тех, что бывают на воде). Луна образовалась из воздуха, который был увлечен огнем вверх и сгустился в небе так же, как водяные дождинки сгущаются в град. Свет Луны, по теории Эмпедокла, является лишь отражением света Солнца.

 

 

Бытие Эмпедокл считал похожим по форме на шар, но он слегка вытянут и ближе напоминает не сферу, а лежащее яйцо. Вследствие этой вытянутости протяжённость Земли по горизонтали больше, чем расстояние от неё до неба.

Небесный свод, согласно Эмпедоклу, – не воздух, а кристаллическая твердь из льдистой материи. Более поздние греческие учёные вывели из этого учения теорию мироздания как совокупности прозрачных концентрических хрустальных сфер, на которых вращаются вокруг Земли все небесные светила. Впрочем, сам Эмпедокл думал, что к «небесному кристаллу» прикреплены только звезды, а планеты движутся свободно.

Эмпедокл сознавал разницу между меняющими своё положение на небе планетами и «неподвижными» звездами. Причину солнечных затмений Эмпедокл справедливо усматривал в том, что иногда Луна заслоняет собой Солнце.

 

Эмпедокл как физик

Эмпедокл полагал, что свет распространяется в пространстве не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью. Это мнение сильно противоречило общепринятым теориям греческой физики, и его отвергал позднее даже великий Аристотель. Экспериментальное подтверждение наличия у света определённой скорости было получено лишь западным учёным XVII столетия Олафом Рёмером во время наблюдений затмений спутников Юпитера при наибольшем и наименьшем его расстояниях от Земли. Определив и величину скорости света, Рёмер доказал, что в споре двух античных научных гениев прав был не Аристотель, а Эмпедокл.

 

Эмпедокл как биолог

В сфере биологии Эмпедокл пропагандировал фантастическую, гипотезу о том, что животные и растения возникли как сочетания отдельных органов, которые поначалу существовали самостоятельно, без своих «хозяев», свободно носясь в пространстве. Из случайных соединений таких органов возникли все живые виды. Первые сложные существа состояли из уже сросшихся частей, но еще имели цельности. Затем возникла цельность, и, наконец, живые индивиды перестали формироваться из безличностных органов, а стали рожать друг друга. Их виды разделились по «темпераментам»: одни стремились жить в воде, другие – дышать воздухом и иметь в себе больше огня, а третьи, тяжёлые, остались на Земле.

Эмпедокл развивал и идею преимущественного выживания видов, оказавшихся целесообразными, которую некоторые сближают с «естественным отбором» Дарвина. Согласно взглядам Эмпедокла, в периоды господства Любви возникали (сперва совершенно случайно) части животных – головы, руки, ноги. Затем они так же случайно и механически соединялись, составляя причудливые сочетания, вроде, человекобыков. Но в итоге выживали лишь те сочетания, которые оказывались жизнеспособными. Аристотель писал, что, по Эмпедоклу, «части, где все [случайно] совпало так, как если бы они образовались по определенной цели… сохранились», а все иные погибли.

 

Гносеология Эмпедокла

Согласно теории чувственного восприятия Эмпедокла, мы постигаем подобное подобным. Каждый из органов ощущений приспосабливается к ощущаемому. Поры одних органов шире, а других уже ощущаемого, так что для каждого рода ощущения существует свой особый, «соответственный» орган. Объясняя суть зрения, Эмпедокл говорит, что внутри глаза находится огонь, а вокруг него, в виде оболочек, земля, вода и воздух. В акте зрения присутствуют два рода «истечений»: одни направляются от внешнего объекта к глазу, а другие, наоборот, – от глаза к предмету. Вследствие этого во всяком ощущении смешиваются субъективные и объективные начала.

Умственное мышление, по Эмпедоклу, сходно с чувственным ощущением, ибо иначе первое не могло бы обобщать факты последнего.

 

Литература об Эмпедокле

В. Ф. Асмус. Античная философия. Глава «Эмпедокл»

Сёмушкин А. В. Эмпедокл. М., 1985

Кингсли П. Древняя философия, мистерии и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция. Оксфорд, 1995 (на англ. языке)

 

Эмпедокл — биография, фото, философия, личная жизнь, причина смерти

Биография

Древнегреческий философ Эмпедокл оставил в наследство всего 2 поэмы, и те сохранились лишь в виде фрагментов и цитат, но в них потомки обнаружили множество смелых идей, предвосхитивших далекое будущее. В биографии мыслителя трудно отделить факты от легенд. Современники считали, что он обладает сверхъестественными силами и даже способен оживлять мертвых, а сам мыслитель охотно поддерживал идею своего божественного происхождения. Бертран Рассел в книге «История западной философии» назвал Эмпедокла

«смесью философа, пророка, человека науки и шарлатана».

Детство и юность

О молодых годах философа известно мало, и даже по поводу даты его рождения информация противоречива. Большинство историков склоняются к тому, что это был 490 год до нашей эры. Основная часть жизни мыслителя прошла в городе Акраганте (сейчас — Агридженто) на Сицилии, поэтому в сохранившихся письменных свидетельствах его часто называют Эмпедоклом из Акраганта. В некоторых источниках также встречается уточнение «сын Эксенета».

Портрет Эмпедокла

Биографические сведения о философе известны в основном из работы Диогена Лаэртского, собственных сочинений Эмпедокла и трудов других античных мыслителей. Он стал основателем школы ораторского искусства, писал тексты речей и славился красноречивыми выступлениями. Аристотель считал его основоположником риторики.

Эмпедокл был убежденным сторонником демократии и выступал за то, чтобы молодой Акрагант пошел по этому пути. Его положение в обществе было весомым, а позиция – убедительной, но сохранить в городе желаемый уклад он не смог. Сторонники тирании захватили власть и приговорили философа к изгнанию из города. После поражения Эмпедокл отошел от политики, целиком погрузившись в философию.

Современники считали, что Эмпедокл много путешествовал, и именно это было источником его глубоких познаний – якобы искусству прорицания его могли научить только жрецы Египта, а тайнам колдовства и медицины – восточные мудрецы, однако подтверждений того, что античный мыслитель действительно бывал в разных странах, нет.

Эмпедокл

В родных землях философ считался чудотворцем и магом. Ему приписывали разные чудеса, вплоть до воскрешения мертвых – якобы он смог оживить женщину, 30 дней пролежавшую бездыханной. Его прозвали Запретителем ветров – по легенде, когда ветер однажды разгулялся так сильно, что повредил урожай, Эмпедокл распорядился изготовить мехи из ослиных шкур и растянуть их по холмам и вершинам, после чего погода улучшилась.

Также философу приписывают спасение Селинунта от эпидемии чумы: он приказал пробить скалу, чтобы впустить в погибающий город свежий воздух, и вскоре северные ветры оздоровили атмосферу и унесли болезнь.

Философия

Свои идеи Эмпедокл излагал в стихотворной форме. Досократовские мыслители сохранили, зафиксировав в трудах, две его поэмы: «Очищение» и «О природе». Предположительно, в них обеих было 5 тыс. строк, но сохранились только 450. Стихи, входящие в состав поэм, выражают его мысли не только точно, но и изящно: Эмпедокл был мастером слога и умело использовал метафоры и другие приемы поэтического искусства.

Портрет Эмпедокла

В юности Эмпедокл поддерживал пифагорейское течение, но потом его изгнали из рядов учеников – то ли за то, что он предал огласке тайные знания, то ли за то, что он присвоил себе чужие достижения (единого мнения на этот счет не существует). Некоторые идеи Пифагора, в частности учение о пропорции, потом легли в основу натурфилософии мыслителя.

В основе учения Эмпедокла лежит учение об архэ – первооснове, лежащей в основе 4 стихий, которым соответствуют 4 божества – Аид, Зевс, Гера и Нестис. Стихии, будучи вечными и неизменными, постоянно движутся, заполняют пространство и образуют все вещи вокруг, включая человеческое тело. Например, кровь состоит из 4 элементов в равных пропорциях, а кости – из 4 частей огня, 2 – земли и 2 – огня. При этом сами стихии пассивны и ничего не создают, а движутся благодаря столкновению 2 противоположных сил – Филеи (Любви) и Нейкоса (Ненависти).

Философ Эмпедокл

Рождение и гибель Эмпедокл считал неверными понятиями, за которыми стоит простое соединение и разъединение элементов. Этот дуализм лежит в основе всего сущего, образуя циклический процесс, в ходе которого последовательно проявляются единство и множество.

В стихотворных поэмах философ высказал десятки гениальных мыслей, опередивших его время. Тогда, разумеется, такие смелые идеи невозможно было подтвердить эмпирически, и современникам взгляды Эмпедокла казались фантастическими, но с развитием науки ученые с удивлением обнаружили в античных свитках зачатки многих важных идей.

К примеру, Эмпедокл поддерживал закон сохранения (впервые высказанный элеатами), утверждая, что ничто не возникает из пустоты. В трактате «О природе» он писал, что свет распространяется с определенной скоростью, которая является большой, но конечной величиной. Также в работах Эмпедокла обнаружены основы теории естественного отбора, развитой Дарвином: философ утверждал, что виды постоянно меняются, и выживают только самые приспособленные из них.

Средневековое изображение Эмпедокла

Естественно, что его учение имеет в целом не так много сходства с идеями современной биологии – например, мыслитель полагал, что первые животные были механическими, случайными соединениями отдельных органов, в том числе человеческих, но его гипотезы нашли отражение и развитие в трудах последователей и заложили основы изучения органической жизни.

Это не единственный вклад в науку, сделанный философом. Эмпедокл выступил автором концепции воздуха как некой субстанции, записывал наблюдения фактов центробежной силы и указывал, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Его также интересовала тема деторождения: особенно загадочным он считал рождение разнополых детей-близнецов и пытался объяснить этот феномен через теорию переселения душ.

Античному философу принадлежат идеи и догадки в области медицины, особенно в том, что касается физиологии и чувственного восприятия. Он был одним из первых, кто пытался отделить врачевание от знахарства и слепых верований. Эмпедокл настаивал, что медицина – наука, а не тайное магическое знание, и врач обязан изучать тело человека, а не просто следовать древним преданиям.

Бюст Эмпедокла

С точки зрения гносеологии, Эмпедокл выступал сторонником чувственного познания и был оптимистом в том, что касается его границ, утверждая, что истина существует и принципиальных препятствий на пути ее постижения нет. При этом мир человек познает через ощущения: его органы приспосабливаются к изучаемому объекту и через специальные поры воспринимают информацию. Чем шире поры, тем больше многогранных и сложных сведений через них можно воспринять и познать.

Вместе с Анаксагором Эмпедокл заложил основы развития греческой философии, из которой потом выросли учения атомистов, работы Аристотеля и Платона.

Личная жизнь

О жене великого философа ничего не известно. Потомки, однако, у него были: Сатир в «Жизнеописаниях» упоминает, что у Эмпедокла родился сын, которого мыслитель назвал в честь своего отца Эксенетом. Также в некоторых источниках встречается упоминание о дочери, которая то ли намеренно, то ли случайно сожгла часть оставшихся незаконченных рукописей философа.

Портрет Эмпедокла

Эмпедокл отличался экстравагантной манерой поведения и любил подчеркивать свое превосходство над другими. Он носил одежду жреца – пурпурную мантию, золотой пояс и дельфийскую корону, везде появлялся в окружении свиты и восторженных учеников, а его величавая надменность внушала согражданам трепет. От родителей ему досталось приличное состояние, которое он предпочел потратить оригинальным образом, выдавая бедным полузнакомым девушкам приданое и организовывая для них удачные браки.

Смерть

О том, как умер Эмпедокл, существует немало версий – от бытовых до фантастических. Диоген Лаэртский приводит 2 из них. Согласно первой, знаменитый философ был взят на небо живым, и ему «надо приносить жертвы, как ставшему богом». По второй – Эмпедокл выбрал самоубийство: почувствовав приближение смерти, он бросился в жерло вулкана Этна. Сограждане узнали о его гибели, обнаружив в пепле близ горы его бронзовые сандалии.

Памятник Эмпедоклу

Однако в некоторых письменных свидетельствах того времени обнаруживаются более простые версии: возможно, Эмпедокл упал с повозки, отправлявшейся на праздник в Мессену, сломал бедро и, заболев после этого, скончался. Также упоминается, что на самом деле он поскользнулся и упал в море. Будучи немощным стариком, философ не справился с набегающей волной и утонул.

Какая из трактовок верна и что именно стало причиной смерти, достоверно не известно. Историки расходятся даже во мнении, сколько лет было мыслителю на момент смерти: 60, 77 или 109.

Потомки воздвигли Эмпедоклу статую в родном городе. Позже римляне перенесли ее в столицу и поставили на площади перед зданием Сената. Также сохранились скульптурные портреты философа, по которым можно составить приблизительное представление о его внешности.

Цитаты

Много разительных бед притупляет пытливые думы.
Жалок, кто смутное мнение в душе о бессмертных имеет.
Космос один, однако космос не составляет Вселенной, но образует лишь некоторую, небольшую часть Вселенной, остальная же часть ее представляет собой необработанную материю.
Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться.

Труды

  • «О природе»
  • «Очищение»

Empedocles — World History Encyclopedia

Эмпедокл (l. c. 484-424 до н. э.) был греческим философом и мистиком, чьи работы гармонизировали философии Парменида (l. c. 485 до н. э.), Гераклита (l. c. 500 до н. э.) и Пифагора (l. c. 500 до н. э.) с 571 по около 497 г. до н.э.) в представлении единого видения неизменной реальности, в которой возможны изменения. Он первым синтезировал досократовские философские системы.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) сделает это позже в своих знаменитых резюме, но Эмпедокл не только синтезировал системы, но и создал из них свое собственное уникальное видение. Его работа заключалась в объединении радикально разных философских верований в систему, в которой неизменное видение Парменида работало в согласии с постоянным изменением Гераклита и пифагорейского мистицизма, а также обращалось к «теории семени» Анаксагора (с ок. 500 г. до ок. 428 г. до н.э.). и монотеизм Ксенофана Колофонского (с 570 по 478 г. до н. Э.). Его работа повлияла на развитие концепции атомной вселенной Левкиппа (l. c. 5 век до н. э.) и Демокрита (l. c. 460–370 г. до н. э.), а также считается, что он был учителем софиста Горгия (l. c. 427 г. до н. э.). ), охватив тем самым почти все произведения досократиков.

Удалить рекламу

Реклама

Эмпедокл был первым, кто определил четыре элемента земли, воздуха, огня и воды как материальные причины существования, которые действуют во вселенной, управляемой двумя действенными причинами, Любовью и Раздором, которые объединяют и разрушают соответственно. Элементы были связаны вместе притяжением (Любовь) и разделены противостоянием (Раздор), но сами по себе были неизменны по своей природе. Таким образом, он смог примирить Парменида с Гераклитом. Подобно тому, как неизменные элементы принимали разные формы, так же и души людей, включая концепцию Пифагора о переселении душ (реинкарнации), в то время как верования Ксенофана включены в утверждение о том, что Божественное не так, как предполагали люди, и концепции Анаксагора. заключаются в том, что ничто в природе не может произойти из того, чем оно не является.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Фрагмент Страсбургского произведения Эмпедокла

Википедия (общественное достояние)

Удалить рекламу

Реклама

Эмпедокл также включил в свое видение утверждения первых трех философов-досократов Фалеса Милетского (l. c. 585 г. до н. э.), Анаксимандра (l. c. 610–546 г. до н. э.) и Анаксимена (l. c. 546 г. сила» и воздух как Первопричина существования соответственно. Эмпедокл считался божеством при жизни и считалось, что он был взят в теле на небеса, никогда не переживая смерти, хотя недоброжелатели, кажется, начали известную легенду о том, что он прыгнул в вулкан, чтобы доказать, что он бог. Сегодня он считается одним из самых значительных (и, по мнению некоторых ученых, образцом) философов-досократиков.

Досократические философы

Ранние греческие мыслители известны под современным названием Философы-досократы , потому что они жили и учили до Сократа Афинского (ок. 470/469–399 до н. э.), хотя некоторые из них были его современниками. Хотя они пришли к решению многих философских вопросов, их первоначальное внимание было сосредоточено на определении Первопричины существования, не полагаясь на объяснение, данное греческой религией. Их произведения были утеряны, а их мысли сохранились во фрагментах, цитируемых более поздними авторами. Свидетельством широкого влияния Эмпедокла является то, что сохранилось больше его работ, чем любых других.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Говорят, что Эмпедокл одевался в пурпурные одежды, носил золотые сандалии и обладал способностью творить чудеса, например воскрешать мертвых.

Фрагменты Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена посвящены в первую очередь установлению Первопричины, в то время как пифагорейские концепции простирались дальше. Сам Пифагор ничего не записывал, и его верования были окончательно зафиксированы пифагорейцем Филолаем (с 470 до 385 г. до н. Э.). Ксенофан Колофонский порвал с установленной религией, утверждая, что она неточно изображает Божественное, которое состоит не из множества сверхчеловеческих божеств, а из единого Бога, не имеющего ничего общего с человечеством.

Эта линия мысли, согласно которой Божественное было Единым, вдохновляла Парменида и его элейскую школу (называемую так потому, что она возникла в Элее), которые утверждали, что реальность представляет собой единую, объединенную субстанцию, в которой участвует вся жизнь, и поэтому изменение является иллюзию, потому что множественность несовместима с единством. Чувственное восприятие сообщало людям, что они рождаются, стареют и умирают, но это лишь видимость и не отражает истинной сущности мироздания.

Утверждения Парменида относительно ненадежности чувств были затем математически доказаны его учеником Зеноном Элейским (ок. 465 г. до н. э.), но все это было отвергнуто Гераклитом Эфесским, который выступал за огонь как Первопричину и сущность жизни как изменение.

Гераклит Эфесский

Йоханнес Морелсе (CC BY-SA)

Для Гераклита мир действовал посредством постоянных столкновений противоположностей, таких как день и ночь, которые олицетворяли трансформацию, и поэтому изменение было жизнью, не просто частью жизни, а самой жизнью. Эта мысль вдохновила Анаксагора и его «теорию семени», которая утверждала, что ничто не может происходить из своей противоположности, все должно происходить из чего-то своей собственной природы, и этим «чем-то» были частицы («семена»), содержащие сущность конкретной вещи. Волосы, например, не могли вырасти из чего-то не-волоса, поэтому сущность волос должна была присутствовать в человеке, чтобы появились волосы.

Удалить рекламу

Реклама

Жизнь и творчество Эмпедокла

Это была совокупность философских трудов, которые Эмпедокл имел перед собой, когда начал свои собственные исследования. Как и почему он заинтересовался философией, неизвестно. Его единственную «биографию» дает историк Диоген Лаэртский (180–240 гг. до н. э.), который никогда не цитирует свои источники, повторяет легенду как факт и часто путает названия мест и людей. Даже даты Эмпедокла не согласованы, начиная с ок. 49с 4 по 434 г. до н.э., ок. 492–432 гг. до н. э., или, что чаще всего упоминается, ок. 484-424 гг. до н.э. Он был уроженцем Акрагаса (современный Агридженто), Сицилия, и происходил из богатой дворянской семьи.

Истинное познание мира, говорит Эмпедокл, заключается в познании сущностного Единства сущности всех вещей.

Его дед был коневодом и чемпионом Олимпийских игр по скачкам в 496 г. до н.э. Его отца звали Метон или Эксанет, и он дал Эмпедоклу хорошее образование. В соответствии с традиционной моделью того времени, это означало бы, что мальчика отправили бы в школу в каком-нибудь интеллектуальном центре, где он бы научился искусству публичных выступлений и политике — и, возможно, это был курс, которому поначалу следовал Эмпедокл, — но он упоминается только как ученик философов, которые не преподавали эти предметы, включая Анаксагора, Анаксимандра, Пифагора, Парменида и Ксенофана.

Судя по его писаниям, он был хорошо знаком с мистической религией орфизма, сосредоточенной на легендарном музыканте Орфее и подчеркивающей реальность жизни после смерти. Говорят, что он был вовлечен в политику в Акрагасе и обычно вставал на сторону бедняков, даже отказываясь от руководства городом, когда казалось, что это означало согласие с богатой элитой. Если это правда, то это придает некоторый вес утверждению Диогена Лаэртского о том, что именно Эмпедокл первым обнародовал пифагорейские верования, поскольку это соответствовало бы его эгалитарным наклонностям, если бы он взял «тайные знания» элиты пифагорейцев и поделился ими. с каждым. Однако обычно считается, что именно Филолай первым предложил публике пифагорейские идеи.

Удалить рекламу

Реклама

Диаграмма космического цикла Эмпедокла

Паоло Ангилери (CC BY-SA)

Фрагменты

Эмпедокла взяты из двух работ (или из одной длинной работы с двумя разделами), О природе и Очищения .

О природе посвящен космогонии и месту человечества во вселенной, в то время как Очищения представляет собой мистическую работу, основанную на пифагорейских и элейских принципах и гармонирующую с принципами других философов. Помимо этого, Эмпедоклу приписывают другие более короткие произведения, такие как гимн Аполлону, но по этому поводу нет единого мнения ученых. В обеих работах Эмпедокл демонстрирует обширные знания о досократических философах, как отмечает ученый Форрест Э. Бэрд:

Эмпедокл был первым великим синтезатором в истории философии. Около 450 г. до н. э., за целый век до обобщения Аристотеля, Эмпедокл пытался найти место в своей мысли для всех основных вкладов своих предшественников. Объясняя зарождение и разрушение, если не все изменения, в терминах смешения и разделения, Эмпедокл стремился примирить утверждение Гераклита о реальности изменения с утверждением элеатов о том, что зарождение и разрушение немыслимы. (31)

Однако Эмпедокл не просто повторил утверждения своих предшественников и современников, но создал из них совершенно новую систему, которую затем проповедовал как средство личного просвещения. Говорят, что он одевался в пурпурные одежды, носил золотые сандалии и обладал способностью творить чудеса, такие как воскрешение мертвых, лечение города от чумы и перенаправление ветра и воды. Говорят, что он сам утверждал, что он божественен, и в его произведениях есть отрывки, которые определенно предполагают это.

Философия Эмпедокла

Хотя ученые до сих пор обсуждают эту тему, кажется, что обе работы Эмпедокла изначально были единым произведением. Ученый Гордон Кэмпбелл пишет:

Удалить рекламу

Реклама

В 1990 году первые фрагменты древнего папируса Эмпедокла были заново открыты в Страсбургском университете и опубликованы в 1999 году… Среди другой важной новой информации, которую они дают о философии Эмпедокла… оказалось, что самый длинный из новых фрагментов является продолжением самого длинного из ранее известных фрагментов, и, таким образом, теперь они вместе образуют непрерывный текст … теперь кажется весьма вероятным, что Эмпедокл ввел темы греха и очищения в начале физической поэмы. Фактически, теперь можно утверждать, что все фрагменты Очищение можно разместить в первой части первой книги О природе . (3)

Эмпедокл адресует О природе своему ученику Павсанию (очевидно, не известному географу II века н.э.) и, интерпретируя обе его работы как относящиеся к природе вселенной и своему месту в ней, объясняет, как реальность может быть единым, постоянным единством. при этом допуская множественность и изменение. Четыре элемента вечны и неизменны по своей природе — вода всегда будет водой, находится ли она в ручье, океане, ванне или чашке — но форма, которую принимает вода, может измениться. Люди могут обнаружить горный источник и объявить, что это исток реки в долине, но источник и река имеют одну и ту же сущность, просто вода имеет разную форму и объем.

Голова Зевса, Артемезий Бронзовый

Роберт Х. Консоли (Авторское право)

Четыре элемента кажутся людям отличными друг от друга, но все они имеют одну и ту же божественную сущность, и Эмпедокл связывает их с четырьмя божественными фигурами — Зевсом (огонь), Герой (воздух), Аидоней (царь, связанный с Аидом, землей), и Нестис (другое имя Персефоны, жены Аида, воды). Эмпедокл считал их корнями или сущностью, наполняющей бытие, но утверждал, что то, что возникает из этих корней, на самом деле не «возникло в бытие», потому что, по сути, оно существовало всегда:

Когда эти [элементы] смешались в образе человека, или какого-либо дикого животного, растения или птицы, люди называют это «возникновением», а когда они разделяются, люди называют это «злой судьбой [уходом]». . Это установленный обычай, и я сам согласен с обычаем, [но] дураки! Нет далеко идущих мыслей у тех, кто воображает, что то, чего раньше не было, может возникнуть или что что-либо может погибнуть и полностью разрушиться. Ибо возникнуть из совершенно несуществующего непостижимо, и невозможно и неслыханно, чтобы сущее прешло. Ибо оно будет всегда, куда бы вы его ни поставили… нет настоящего «рождения» всякой смертной твари, ни конца в жалкой смерти, а только смешение и разделение смешанного, и «возникновение» есть просто имя, данное им людьми. (ДК 31B.8-12/Робинсон 157-158)

Вселенная, единая неизменная сущность, частью которой являются все вещи, удерживается в форме Любовью, которая притягивает и связывает, и является целостной, пока сила Любви не уступает место Раздору, который разрывает узы и позволяет различать форма — но каждая «форма» по-прежнему сохраняет ту же сущность. Когда господство Раздора снова уступает место Любви, все снова связывается. Таким образом, рождение, старение и смерть — это просто изменение формы вечной сущности. Как говорит Эмпедокл:

Расскажу я двоякую историю: в одно время оно [существование] выросло в одно только из многих, а в другое время снова разделилось во многие из одного. Существует двойное рождение смертного и двойное исчезновение; ибо соединение всех вещей порождает одно поколение и уничтожает его, а другое возрождается и рассеивается, когда они снова разделяются. И эти вещи никогда не прекращают своего непрерывного обмена местами, то объединяясь в одно благодаря Любви, то снова отталкиваясь друг от друга отталкиванием Раздора. (ДК 31B.17/Робинсон, 159/ Кэмпбелл, 6)

Человеческие существа, растения и животные были рождены из земли, поскольку Раздор вызвал дифференциацию в форме, и все они возвращаются в вечную сущность, поскольку Любовь проявляет свое влияние и возвращает в Единое сущность, которая была отделена от него. Таким образом, смерть — это не конец жизни, а лишь трансформация, и каждый человек, который должен «не быть больше», лишь оставил одну форму, чтобы принять другую. В этом Эмпедокл опирается на концепцию Пифагора о переселении душ и утверждает, что каждый ныне живущий человек в то или иное время был многими разными вещами:

Ибо к настоящему времени я был мальчиком, девочкой, растением, птицей и глупой морской рыбой. (ДК 117Б.33/Бэрд, 35)

Афинская школа Рафаэля

Рафаэль (общественное достояние)

Если это так, говорит Эмпедокл, то следует также придерживаться пифагорейского вегетарианства, ибо каждое живое существо на земле есть дух в телесной форме, а мясоедение есть грех, отделяющий человека от Божества, собственной природы и других, считаясь с другими. живые существа менее важны, чем ты сам. Чтобы достичь истинного понимания, говорит Эмпедокл, нужно слушать его и пытаться понять концепции, которые он предлагает. Поступая так, человек действительно поймет природу существования, а не только схватит его часть и заявит о полном знании:

Ибо ограничены средства схватывания… и много страданий, которые давят и притупляют мысли. И, взглянув при жизни лишь на малую часть бытия, обреченные на быструю гибель, как дым, они возносятся и уносятся прочь, веря только тому, на что они как личности случайно наткнутся, блуждая во всех направлениях; но каждый хвастается тем, что нашел Целое; так мало вещей, которые люди могут увидеть, услышать или постичь разумом. (Фримен, 51, фрагмент 2)

Истинное познание мира, говорит Эмпедокл, заключается в признании сущностного Единства сущности всех вещей, в том, что все и каждый является частью Всего, и в понимании себя как вечного духа, пребывающего в настоящее время в человеческом облике. Форма человека в конце концов разрушится под действием Раздора, но будет собрана обратно в вечную, недифференцированную сущность благодаря притяжению Любви.

Заключение

Эмпедокл, по-видимому, твердо предположил, что люди страдают из-за того, что имеют неправильное представление о природе существования, думая, что они рождаются, живут, а затем перестают существовать после смерти или блуждают как призраки в другом царстве. Он утверждает, что вместо этого человек возвращается к сущностной сущности после того, как покидает тело, а затем возвращается в другой форме. В этом его учения сходны с учениями Будды (с 563 по 483 г. до н. э.), который также признавал, что страдание вызвано неведением человека о природе существования. Как только человек постиг истинную природу реальности, утверждал Будда, истина освободит его от цикла перерождений, смерти и страданий.

Как уже отмечалось, фрагментов Эмпедокла сохранилось больше, чем фрагментов любого другого досократовского философа, и Платон ссылается на него чаще, чем на большинство других. Знаменитый пассаж Платона в «Симпозиуме », в котором драматург Аристофан обсуждает целые существа, которые были разделены на части и вечно искали свою вторую половину, является прямой отсылкой к концепции Эмпедокла о любви и раздоре.

Его концепция единой сущности реальности вдохновила концепцию атомарной вселенной, отстаиваемую Левкиппом и Демокритом, утверждая, что вся материя состоит из одной субстанции, но также поддержала заявление Горгия о том, что не существует такой вещи, как «знание», а только « мнение», и истина существования была в конечном счете непознаваема. Эмпедокл не согласился бы со своим учеником в том, что нужно было только принять его видение, чтобы понять вселенную и свою тесную связь с ее вечной сущностью.

(Примечание автора: DK в приведенной выше цитате ссылается на систему нумерации досократовских фрагментов Дильса-Кранца, включенную в большинство книг на эту тему)

Editorial Review Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Эмпедокл — Энциклопедия Нового Света

Из Энциклопедии Нового Света

Перейти к:навигация, поиск

Предыдущий (Эмотивизм)

Следующий (Император Хань Гаозу)

Эмпедокл из Агригента

Эмпедокл (ок. 490 до н. э. — 430 до н. э. ) был греческим досократовским философом и гражданином Агригента, греческой колонии в S ледяной.

Эмпедокл представлял высшую реальность как единство четырех постоянных элементов, которые он называл «корнями»: воды, земли, воздуха и огня. Каждый элемент имеет свои отличительные характеристики. Он учил, что эти элементы являются как духовными, так и физическими, а принцип любви и ненависти вызывает соединение и разделение этих элементов, тем самым производя разнообразие и изменения мира. Его учения изображают любовь как принцип единства, а ненависть — как принцип разрушения. Эмпедокл разработал циклическую космологию, согласно которой космос повторяет единство и разрушение посредством чередующегося господства любви и ненависти.

Содержание

  • 1 Жизнь и работа
  • 2 Философия
    • 2.1 Высшее Существо как интерактивное Единство Четырех Элементов
    • 2.2 Любовь и ненависть: принцип единства и разрушения
    • 2.3 Периодический цикл мира
    • 2.4 Гомеопатическая теория познания
  • 3 ссылки на Эмпедокла
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Внешние ссылки
    • 5.1 Общие философские источники
  • 6 кредитов

Эмпедокл был первым плюралистом в греческой философии. Он был загадочной фигурой с множеством лиц как поэт, врач, проповедник, мистик, маг, пророк и политический лидер, а также философ.

Жизнь и труды

Эмпедокл считается последним греческим философом, написавшим эпический стих, и сохранившиеся фрагменты его учения взяты из двух его стихотворений: Очищения и О природе.

Он утверждал, что благодаря знаниям, которыми он обладал, он стал божественным и мог творить чудеса. Он боролся за сохранение греческой демократии и позволял, чтобы благодаря его учению другие тоже могли стать божественными. Он даже зашел так далеко, что предположил, что все живые существа находятся на одном и том же духовном плане, что указывает на то, что он находился под влиянием пифагорейской духовности. Как и Пифагор, он верил в переселение душ между людьми и животными и вел вегетарианский образ жизни.

Легенда гласит, что он умер, бросившись в действующий вулкан (Этна на Сицилии), чтобы люди поверили, что его тело исчезло и он превратился в бессмертного бога.

Философия

Предельное Существо как интерактивное Единство Четырех Элементов

Эмпедокл попытался объединить два противоположных взгляда на существование, разработанные Парменидом и Гераклитом. Парменид понимал предельное существование как постоянное неизменное бытие, а Гераклит как вечно изменяющийся поток или процесс. Для Эмпедокла точка зрения Парменида была логически привлекательной, а точка зрения Гераклита соответствовала личному опыту.

В то время как Парменид понимал конечную реальность как однородную, постоянную и неизменную единую сущность, Эмпедокл понимал ее как сочетание четырех постоянных и неизменных элементов (которые он назвал корнями ): воды, земли, воздуха и огня. Эти «корни» являются как материальными, так и духовными и называются «Зевс», «Здесь», «Нестис» и «Адоней». Представлению Эмпедокла о высшей реальности присущ динамизм, которого не хватало парменидской концепции предельной реальности.

Эмпедокл объяснял многообразие и изменения мира, которые постиг Гераклит, сочетанием и разделением этих четырех элементов. Для Эмпедокла каждый элемент сохраняет свою собственную природу без изменений, а степень и соотношение смешения четырех элементов производят разнообразие.

Любовь и ненависть: принцип единства и разрушения

Эти четыре элемента, однако, по своей сути не обладают принципом изменения. Эмпедокл представил «любовь» (филия) и «ненависть» (нейкос) как главные причины как соединения, так и разделения во всех вещах в мире. «Любовь» объединяет, а «ненависть» разделяет. Он не приписывал этот эмоциональный принцип какому-либо персонифицированному существованию. Принцип любви и ненависти довольно натуралистичен и механистичен. Аристотель отметил, основываясь на своей собственной теории четырех причин, что Эмпедокл был первым философом, который ввел действующую причину.

Периодический цикл мира

Эмпедокл разработал циклическую космологию, основанную на принципе любви и ненависти. В мире регулярно повторяются четыре периода:

I. Первый период: господствует любовь; мир един; все едино; нет разделения; символизируется «сферой».
II. Второй период: ненависть вторгается в мир и сосуществует с любовью; единство мира нарушено; элементы разделены, и мир разнообразен.
III. Третий период: ненависть становится доминирующей; мир становится хаотичным и более разнообразным.
IV. Четвертый период: любовь снова становится доминирующей; единство и гармония восстанавливаются; мир восстановлен до совершенства, символизируемого «сферой».

Мир снова и снова повторяет цикл из четырех эпох как естественный процесс, подобный четырем временам года. Усилия человека не влияют на этот процесс. На четвертом этапе рождается то многообразие вещей, которое мы имеем сегодня в мире.

Эмпедокл объединил идеи вихря, спонтанного зарождения и выживания наиболее приспособленных в своем периодическом взгляде на мир, чтобы объяснить формирование космоса и развитие живых существ.

Обладал широкими познаниями, включая медицинские науки.

Гомеопатическая теория познания

Эмпедокл придерживался теории познания, согласно которой подобное признается подобным. Узнавание есть соответствие между элементом в нас и подобным же элементом вне нас.

С нашей собственной материей мы воспринимаем землю; с нашей водой, водой; с нашим воздухом, божественным воздухом; с нашим огнем, палящим пламенем; с нашей любовью, любовью к миру; и его ненависть, с нашей собственной жалкой ненавистью. (Д.К., 109)

Список литературы на Empeedocles

  • EmpeDocles является предметом пьесы Фридриха Холдерлина Tod des EmpeDokles (Смерть Empedocles), Две версии которых были написаны между годами и 1800 годами.
  • В поэме Мэтью Арнольда «Эмпедокл на Этне», драматизирующей последние часы жизни философа перед тем, как он прыгнет в кратер и погибнет, Эмпедокл предсказывает:
Элементам, из которых он произошел0256
Все вернется.
Наши тела на землю,
Наша кровь в воду,
Нагрев до огня,
Дыхание в воздух.
  • Фридрих Ницше набросал незаконченный сценарий драмы Эмпедокла. Некоторые утверждают, что архетипом Заратустры Ницше был Эмпедокл.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Diels, H., and W. Kranz, eds. Die Fragmente der Vorsocratiker. Берлин: Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1960.
  • Фриман, К., изд. Анцилла философам-досократикам. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1983.
  • Хикс, Р. Д. Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов, , 2 тома. Классическая библиотека Леба, 1925 г.
  • Кингсли, Питер. Античная философия, тайна и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция. Оксфорд: Clarendon Press, 1986.
  • Кирк, Г. С., Дж. Э. Рэйвен и М. Шофилд. Досократические философы, 2-е изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983.
  • .
  • Райт, М. Р. Эмпедокл: Сохранившиеся фрагменты. New Heaven, CT: Yale University Press, 1981.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 7 сентября 2017 г.

  • Эмпедокл в Философском словаре
  • Эмпедокл (из Акрагаса) в Интернет-энциклопедии философии
  • Статья в Стэнфордской энциклопедии философии

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторы и редакторы переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *