Элеаты парменид зенон: 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Философия

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Философия

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид — прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид — центральная фигура этой школы — ученик Ксенофана. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 до н. э.) — столь же философ, сколь и поэт — изложил свое учение стихами [17]. Всю жизнь (а прожил он почти сто лет) был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он и не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища: его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей и в поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он был безжалостен к праздным, требовал от людей трезвой деятельности согласно разуму и на пользу себе и людям. Ксенофан не был равнодушен к поэтическим красотам гомеровских творений, но его возмущала их религиозная неправда (в этом с ним единодушен Платон). Ксенофан писал:

Всем Гесиод и Гомер бессмертных богов наделили,

Что у людей укор вызывает и порицание;

Кражей, блудом, взаимным обманом их наделили.

Он выступал против антропоморфических элементов в религии: он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека.

Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Высказывая свою мысль в одной из сатир, он ссылался на эфиопов, изображающих своих богов плосконосыми, и на фракиян, которые дают богам своим голубые глаза и грубые очертания [18].

Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка.)

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Секст Эмпирик приводит такие слова Ксенофана: «Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!» Нерешительность его тонкого ума посеяла семена скептицизма, которые прорастают на ниве всей последующей истории философии. Состояние его ума метко описано неким Тимоном, который вкладывает в уста Ксенофана такие слова: «О, если бы я имел ум глубокий, осторожный и в обе стороны глядящий! Увы! Долго блуждал я, обольщенный, по дороге заблуждений! Теперь убелен я годами, но подвержен сомнению и разнообразному томительному колебанию, ибо, куда ни обращусь, я теряюсь в едином и всем» [19].

Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждает мыслитель.

Ксенофан, обуреваемый сомнениями, не был удовлетворен взглядами Фалеса и Пифагора на бытие. Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Солнце и месяц неслись по этому небу, звезды мерцали в его необъятном пространстве; Земля беспрестанно рвалась к нему в виде шара; души людей стремились к нему каким-то неясным влечением. Это — центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Многое. (Трактовку Бога в виде небосвода и шара следует понимать как метафору, памятуя, что автор склонен к образному мышлению.) Под Единым Богом Ксенофан вовсе не разумел личного Бога, отдельного от мира: Бог неотделим от мира, который суть лишь его проявление.

Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно — Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического толка.

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы [20]. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Он принимал активное участие в политических делах родного города. Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей Элей. По утверждению Плутарха, «Парменид же свое собственное отечество привел в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно заставляли граждан давать клятву оставаться верными законам Парменида» [21].

Как было принято тогда, Парменид написал поэму «О природе», где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно. Ничего нет и ничего не будет, кроме сущего, да и нет сущего, где было бы пусто от сущего.

Бытие не возникло: оно непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению. Возникла драматическая ситуация в развитии познания: одни расплавляли мир в потоке воды и полыхании огня, а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Лишь у «пустоголового племени» бытие и небытие признаются тождественными. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто.

Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом деле: попробуйте помыслить то, чего нет, т. е. небытие. У вас ничего не получится. Ваша мысль будет метаться в поисках небытия, при этом каждый раз как бы «хватая» нечто сущее.

Небытие не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется исключительно глубокая идея о предметной отнесенности мысли; эта фундаментальная идея остается непоколебимой в веках. Любопытна мысль Парменида, считавшего, что Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он говорит: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется бытием. Эта мысль полностью верна — в духе А. Эйнштейна.

Особо подчеркнем, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.

Зенон Элейский

(ок. 490–430 до н. э.) — философ и политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида [22]. «Акме» Зенона относят к 460 г. до н. э. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Молодость прожил в тихом, уединенном учении, высоко ценил превосходство умственных наслаждений — единственных удовольствий, никогда не пресыщающих. От Парменида научился презирать роскошь. Его наградой был голос собственного сердца, ровно бившегося в сознании своей правоты. Вся его жизнь — борьба за истину и справедливость. Она кончилась трагически, но велась не понапрасну [23]. Заслуги Зенона как философа очень велики. Они вошли в века. Он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения — знаменитым апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и вызывают интерес по сей день. Мы не можем входить во все многочисленные стороны зеноновских апорий (им посвящены книги), и наше изложение по необходимости поверхностно.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллес быстроногий, но и любой хромоногий тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем.

Аналогично, в апории «Стрела» Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что-то вроде точки во времени), то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Движущееся тело не движется ни в том месте, которое оно занимает, ни в том, которое оно не занимает. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Это также делает невозможным движение. Поскольку стрела в каждом пункте своего пути занимает вполне определенное место, равное своему объему, а движение невозможно, если тело занимает равное себе место (для движения предмет нуждается в пространстве, большем себя), то в каждом месте тело покоится. Словом, из того соображения, что стрела постоянно находится в определенных, но неразличимых «здесь» и «теперь», вытекает, что положения стрелы также неразличимы: она покоится.

Апории Зенона связдны с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также самом пространстве-времени). Анализируя гипотетическое соревнование Ахиллеса и черепахи, Зенон представляет перемещение каждого из них в виде совокупности отдельных конечных перемещений: первоначального отрезка, разделяющего черепаху и Ахиллеса, того отрезка, который проползет черепаха, пока Ахиллес преодолевает исходный разрыв, и т.  п. В этом «пока» и заключена замена непрерывного движения на отдельные «шажки» — в реальности ни Ахиллес, ни черепаха не ждут друг друга и движутся независимо от условного разбиения их пути на воображаемые отрезки. Тогда путь, который предстоит преодолеть Ахиллесу, равен сумме бесконечного числа слагаемых, откуда Зенон и заключает, что на него не хватит никакого (конечного) времени.

Если считать, что «время» измеряется количеством отрезков, то заключение справедливо. Обычно, однако, указывают, что Зенону просто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее (конечное) время.

Таким образом, элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, — что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения. Однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма.

Апории Зенона «Ахиллес» и «Стрела» обнажают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений («стрела покоится в каждый момент») рождается движение.

Впоследствии Диоген-циник, для опровержения довода Зенона, направленного против существования движения, поднялся и стал ходить. А.С. Пушкин выразил это так:

Движенья нет!

Сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал,

Но стал пред ним ходить.

Элейская школа

Элейская школа ПарменидПарменид (кон. VI-cep. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил», – и

20. Элейская школа: Парменид

20. Элейская школа: Парменид Парменид (кон. VI – сер. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое

21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики

21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ и политический деятель, ученик и последователь Парменида. Он формулирует принцип приведения к абсурду. Впервые использует диалектический метод при аргументации опровержения

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

1. Ксенофан

1. Ксенофан Время, в которое он жил, достаточно ясно для нас, и нам совершенно безразлично то обстоятельство, что не установлен год его рождения и смерти; согласно свидетельству Диогена Лаэрция (IX, 18), {213}он был современником Анаксимандра и Пифагора. О жизненных его судьбах

4. Зенон

4. Зенон Особенность Зенона составляет диалектика, которая с него, собственно, и начинается; он – мастер элеатской школы, у которого ее чистое мышление становится движением понятия в самом себе, чистой душой науки. Дело в том, что у предшествовавших ему элеатов мы

2. Ксенофан

2. Ксенофан В Малой Азии началась странническая жизнь поэта-философа Ксенофана, уроженца малоазиатского города Колофона (6 в. до н. э.). В своих долгих путешествиях по городам Греции Ксенофан побывал и в Южной Италии и на закате дней поселился в Элее, где возникло не без его

2. Элейская школа

2. Элейская школа Элейской школой называйся древнегреческая философская школа, учения которой развивались начиная с конца 6 в. вплоть до начала второй половины 5 в. до н. э. тремя крупными философами — Парменидом, Зеноном и МелиссомДва первых — Парменид и Зенон — жили в

2.5. Все неподвижно и неизменно (Зенон)

2.5. Все неподвижно и неизменно (Зенон) Еще одним представителем элейской школы был Зенон. Он разработал знаменитые доказательства, подтверждающие идеи Парменида, говорившего, что чувства нас обманывают, а правильную картину мира может нарисовать только разум. Говоря

Ксенофан

Ксенофан Основателем элейской школы считается обыкновенно Ксенофан (VI в. ), хотя, строго говоря, трудно сказать, насколько здесь можно говорить об организованном школьном союзе: последователь Ксенофана Парменид и последователь Парменида Зенон принадлежали, по-видимому,

Зенон

Зенон Основные начала элейской школы, высказанные Парменидом, были в высшей степени просты ине допускали дальнейшего развития, а между тем школа существовала более ста лет. Поэтому вся деятельность ее должна была направиться на полемику в защиту своих положений путем

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

Все неподвижно и неизменно.

Зенон

Все неподвижно и неизменно. Зенон Еще одним представителем элейской школы был Зенон. Он разработал знаменитые доказательства, подтверждающие идеи Парменида, говорившего, что чувства нас обманывают, а правильную картину мира может нарисовать только разум. Говоря иначе,

Элеаты(элейская Школа) (Éléates)

Элеаты(элейская Школа) (?l?ates) Элеей называлась греческая колония, расположенная на юге Италии. Именно там родились Парменид и Зенон Элеат (не путать с основателем стоицизма Зеноном из Китиона), возглавившие так называемую элейскую школу. Если верить тому, что сохранила

Школа Элеатов. Парменид,Зенон.

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Центр культурной жизни перемещается в южную италию. Одним из первых философов — элеатов явл Парменид (конец6-5в.д.н.э.). Фил Парменида направлена против движения Гераклита. Доказывает он это так: весь мир — это существенный шар, где нет пустоты и соответственно места для движения. Парменид считал, что бытие можно познать разумом, а не органами чувств. Кроме того бытие обладает следующими свой-ми: 1) Бытие вечно 2) Неизмено 3) Тождественно себе. Бытие — невидимый нами мир, в нем нет противоречий. Согласно Пармениду бытие это сверхдоступный мир, не доступен нашим чувствам, но мы можем о нем мыслить. Реальный мир- это мир небытия, он изменчив и текуч. В данном случае учение Парменида это пример рационалистической философии. Впервые именно школа элеатов противопоставила истенное бытие чувственномумиру, кроме того знание было противопоставленно мнению. Мнения-это наши повседневные представления. Знания это то, что дает разум. У парменида были последователи — Зенон, который взялся доказать основные положения философии Парменида.

ВОПРОС 9.

Апории Зенона.

Зенон был последователем Парменида, который взялся доказать основные положения философии Парменида. В 4в.д.н.э. Аристотель этот способ доказательства назвал диалектикой (искусство добиваться истины в споре). Зенон взялся доказывать что движения нет своими «апориями»: 1) Дихотомия — деление пополам. Чтобы пройти какое либо расстояние надо сначала пройти его половину. Оставшееся расстояние также делится пополам и т.д. Любой отрезок имеет бесконечное кол-во точек, которые подсчитать за конечный отрезок времени невозможно. 2) Ахилес и черепаха. Эта апория также основана на допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины. Зенон доказывает, что Ахилес никогда не догонит черепаху, т.к. черепаха всеравно движется вперед. 3) Стрела. Летящая стрела на самом деле покоится. Он разделяет время на части и в каждый момент времени стрела покоится. В общем случае Зенон доказывает, что теоретически движение невозможно представить. Апории основаны на том, что любой отрезок делится на бесконечное число точек. Зенон делает вывод — ни множество ни движение не могут быть мыслимы без противоречий. В апориях Зенона впервые обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Элеаты следующим образом понимали бытие: 1) Бытие есть, не бытия нет. 2) Бытие едино, неделимо 3) Бытие познаваемо, небытие непознаваемо. Это первые зачатки рационализма.

ВОПРОС 10.

Атомистический материализм Демокрита.

Зенон пытался доказать, что вещи бесконечно делимы, что превело к противоречиям в объяснении движения. Атомисты предпологали, что существуют мельчайшие частицы, из которых состоят все вещи. Причем эти частицы находятся в движении, которое возможно потому, сто кроме частиц есть пустота. Они считали, что эти частицы неделимы и непроницаемы. Левкит — именно ему принадлежит идея о атомах. Демокрит(460-370) — ученик Левкнита, родился в городе Абдеры, Социальное положение принадлежит к представителям демократии. Исходным положением философии Демокрита явл: все вещи состоят из атомов и пустоты. При различных расположениях атомов они образуют все многообразие вещей. Для элеатов чувственно воспринимаемый мир это небытие, а для Демокрита это и есть реальный мир. Чувственное разнообразие мира Дем выводит из атомов. Поэтому для познания человеку необходимо ощущение, восприятие, но также Демокрит говорил, что этого для познания мира человеку недостаточно. Эта недостаточность и неточность добавляется и исправляется тонкими усмотрениями ума. Дем приводит разделение знаний: 1) Знание существующее во мнении 2) Знание существующее в действительности. Дем: «во мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет и т.д. а в действительности существуют атомы и пустота». Философия Дем изучает не то, что заключается во мнении, а то, что лежит в основе всего. Дем развивает учение о причинности. Бессмертие души (которая также состоит из атомов) Демокрит отвергает. Учение Демокрита о познании: глубинные свойвства вещей постигаются только умом и это познание может быть достоверным. Дем анализирует основные формы мышления человека: понятие, суждение, умозаключение. Понятие выражается словами. Суждение — выражается в предложениях, обсуждение какого то явления. Умозаключение — состоит из нескольких суждений: исходных и выводов. Дем выступал против выводов не основанных на фактах.

ВОПРОС 11.

Софисты. Старшие младшие группы. Софистика.

Развитие демократии привело к подготовке юридических людей. Людей, которые обучали ораторскому искусству, красноречию, политике, их назвали софистами. Софисты в своих выступлениях использовали софистические рассуждения — софизм. Это такие рассуждения, в которых допускались логические неточности, ошибки с целью получить определенный вывод. В этом направлении софисты достигли наибольшего развития. Напр: 1) То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Ты имеешь рога. Здесь есть лог ошибка: средний термин отсутствует, т.к. понятие не потерял имеет разный объем. 2) Спор Протогора и Эватла. Если суд объявит Эватла то он заплатит, в противном случае Эватл выиграет свое первое дело и он заплатит Протогору по договору. Если суд решит Эватл не должен платить он не заплатит, а если суд решит, что Эватл должен платить за обучение, то он проиграл свое дело по договору и не заплатит. 3) Эпиминид сказал, что все критяне лгуны, но Эпиминид сам критянин, следовательно он лгун, но раз Эпиминид лгун, значит он сказал неправду, следовательно критяне не лгуны и Эпиминид сказал правду и т.д. (из того, что Эпиминид лгун не вытекает, что он сказал неправду). В последствии софистами стали называть людей, которые в своих речах стремились не к выяснению истины, а к доказательству определенной точки зрения любой ценой. Ошибки софистов: 1) Абсолютизация относительного значения. К старшей группе софистов относится Протагор, Горний, Продик. Протагор говорил «все значения, оценки истины относительны, истины как таковой не существует. Человек есть мера всех вещей» Т.е. всякое значение добытое человеком субъективно. Кроме этих положений Протагор занимался текучестью (изменчивостью) материи и наших мыслей, поскольку каждому утверждению можно противопоставить противоположное утверждение. Горний доказывал, что ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно не опзнаваемо, то оно все равно невыразимо и неизъяснимо. Софисты младше группы: Ликофран, Элкудан, Фразимах.Фразимах продолжает учение старшей группы об относительности человеческих знаний. И это учение распространяет на все социальные, этические нормы. Он говорил «справедливость в обществе, это, то что полезно сильному» т.е. каждая власть устанавливает законы полезные ей самой. Для всех софистов (и старш и младш) характерно критическое отношение к социальным нормам, власти, очевидным знаниям и т.д.

ВОПРОС 12.

Философия Сократа.

Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая — искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

ВОПРОС 13.

Философские взгляды Платона

Основные работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ. Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом…) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа ляга в основу учения Платона. Кроме тго Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона — философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира явл идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постич их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Пла не дал четкого ответа на вопрос какие сущетсвуют взаимоотношения между идеалами чувственными вещами. Взаимоотношения и вещами: 1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим образцам 2) Чувственные вещи участвуют в идеях 3) идеи присутствуют в вещах. Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды ** Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение щувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души и тела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть — чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона — познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона** Всех людей Платон делит на три типа, в зависимостиот того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть — эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру. (мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей — склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** — Человек существует для государства, а не государство для человека.

ВОПРОС 14. 15.

Философия Аристотеля.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп: 1) Физические трактаты («Физика») 2) биологические трактаты («О душе») 3) Сочинения о «первой философии»(Метафизика) 4) Этические сочинения («Эвдемова этика») 5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика») 6) Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика») 7) Логические трактаты («Категории»). Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика — изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика — изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика — изучает абстрактные свойства реальных вещей. Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика — теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство. Аристотель явл родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл.. Всемирное тяготение — закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия — две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными

ВОПРОС 18.

Средневековая философия.

До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4…5 — 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией. Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а) апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3) греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на 1) Ранняя схоластика 8…12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика 14…15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия Аристотеля считались образцом.

ВОПРОС 19.

Философия Августина.

. Основные принципы философии Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля — способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни — это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априории — знания, которые черпаются из души, а не из опыта. ВОПРОС 20.

Философия Фомы Аквинского.

Фома представитель средневековой схоластики. Его учителем был философ Альберт Великий. Начал свою академическую деятельность в Париже, где был известен преподавателем теологии. Фома Положил начало всех христианской философии. Его труды: 1) Комментарии к работам Аристотеля 2) Теологические трактаты («Суммы теологии») 3) Работы с полемикой по разным вопросам теологии. Фома рассматривает поведение добродетеля (греческие): 1) Мудрость 2) Отвага 3) Умеренность 4) Справедливость. К греческим Фома добавляет христианские: 1) Вера 2) Надежда 3) Любовь. Человек счастлив в познании и созерцании Бога (так Фома понимает счастье). Целью человека явл познание, созерцание и любовь к богу. Фома считал, что бытие Бога можно доказать и разумом (что не типично для средневековой философии). Он приводит 5 доказательств бытия бога: 1) Все что движется, движимо чемто другим, и этим первым двигателем явл Бог 2)

ВОПРОС 6.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒


Читайте также:



Алгоритмические операторы Matlab

Конструирование и порядок расчёта дорожной одежды

Исследования учёных: почему помогают молитвы?

Почему терпят неудачу многие предприниматели?



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.007 с.)

Парменид — Зенон Элейский

Зенон Элейский (/ˈziːnoʊ … ˈɛliə/; греч.: Ζήνων ὁ Ἐλεάτης; c. 495 – c. 430 г. до н.э. член элейской школы, основанной Парменидом. Аристотель назвал его изобретателем диалектики.[2] Он наиболее известен своими парадоксами, которые Бертран Рассел назвал «неизмеримо тонкими и глубокими».

Жизнь

Мало что известно о жизни Зенона. Хотя он был написан почти через столетие после смерти Зенона, основным источником биографической информации о Зеноне является «Парменид» Платона[4], и он также упоминается в «Физике» Аристотеля[5]. В диалоге Парменида Платон описывает посещение Афин Зеноном и Парменидом в то время, когда Пармениду «около 65», Зенону «почти 40», а Сократу «очень молодой человек». [6] Предполагая, что возраст Сократа составляет около 20 лет, и принимая дату рождения Сократа за 469 год.до н.э. дает приблизительную дату рождения Зенона 490 г. до н.э. Платон говорит, что Зенон был «высоким и красивым на вид» и «во дни своей юности… по сообщениям, был любим Парменидом».[6]

Другие, возможно, менее достоверные подробности жизни Зенона приводятся Диогеном Лаэртиусом в его «Жизнеописаниях и мнениях выдающихся философов»[7], где сообщается, что он был сыном Телевтагора, но приемным сыном Парменида, был «искусным спорить с обеих сторон любого вопроса, универсальный критик», и что он был арестован и, возможно, убит от рук тирана Элеи.

«Твоим благородным желанием, о Зенон, было убить

Жестокого тирана, освободив Элею

Из суровых уз постыдного рабства,

Но ты был разочарован; для тирана

Растолочь тебя в ступе. Неправильно говорю,

Он только раздавил твое тело, а не тебя.

— Диоген Лаэртиус, Жизнь Зенона, Элеата[8][9]

Согласно Диогену Лаэрцию, Зенон сговорился свергнуть тирана Неарха.[10] В конце концов Зенон был арестован и подвергнут пыткам. По словам Валерия Максима, когда его пытали, чтобы раскрыть имена его коллег по заговору, Зенон отказался назвать их имена, хотя и сказал, что у него действительно есть секрет, который Неарху было бы полезно услышать. Когда Неарх наклонился, чтобы выслушать тайну, Зенон укусил его за ухо. Он «не отпускал, пока не лишился жизни, а тиран не лишился этой части своего тела».[12][13] В « Людях с таким же именем» Деметриус сказал, что вместо этого был откушен нос.

Зенон также мог общаться с другими тиранами. Согласно Лаэрцию, Гераклиду Лембу, в его Сатире, эти события произошли против Диомедона вместо Неарха. Валерий Максимус рассказывает о заговоре против тирана Фалариса, но это было бы невозможно, поскольку Фаларис умер еще до рождения Зенона. Согласно Плутарху, Зенон пытался убить тирана Демила. Потерпев неудачу, он «собственными зубами откусил себе язык, плюнул им в лицо тирану»[16].

Произведения

Хотя многие древние писатели ссылаются на сочинения Зенона, ни одно из его произведений не сохранилось нетронутым. Основные источники о природе рассуждений Зенона о движении фактически взяты из сочинений Аристотеля и Симплиция Киликийского[17].

Платон говорит, что сочинения Зенона были «впервые доставлены в Афины по случаю» визита Зенона и Парменида.[6] Платон также заставил Зенона сказать, что эта работа «предназначена для защиты аргументов Парменида»[6] была написана в юности Зенона, украдена и опубликована без его согласия. Платон заставляет Сократа перефразировать «первый тезис первого аргумента» работы Зенона следующим образом: «Если бытие много, оно должно быть и подобным, и неподобным, а это невозможно, ибо ни подобное не может быть неподобным, ни неподобное подобным». .”[6]

Согласно Проклу в его комментарии к платоновскому «Пармениду», Зенон привел «не менее сорока аргументов, выявляющих противоречия»[18], но сейчас известно только девять.

Аргументы Зенона, возможно, являются первыми примерами метода доказательства, называемого reductio ad absurdum, буквально означающего доведение до абсурда. Говорят, что Парменид был первым, кто применил этот стиль аргументации. Эта форма аргумента вскоре стала известна как эпихейрема. В Книге VII своих «Топ» Аристотель говорит, что эпихейрема — это «диалектический силлогизм». Это связное рассуждение, которое оппонент выдвинул за истинное. Спорщик намеревается разрушить диалектический силлогизм. Этот деструктивный метод аргументации поддерживался им до такой степени, что Сенека Младший прокомментировал несколько столетий спустя: «Если я соглашусь с Парменидом, не останется ничего, кроме Единого; если я соглашусь с Зеноном, не останется даже Единого»[19].]

Зенон также считается первым философом, который имел дело с самыми ранними засвидетельствованными описаниями математической бесконечности.

Другие довольствуются тем, что причисляют Парменида и Зенона к пифагорейской школе или говорят о парренидской жизни так же, как говорят о пифагорейской жизни; и даже строгий Тимон допускает, что Парменид был высокомерным человеком; в то время как Платон говорит о нем с благоговением, а Аристотель и другие отдают ему безоговорочное предпочтение перед остальными элеатами.

Парадоксы Зенона

Основная статья: Парадоксы Зенона

Парадоксы Зенона озадачивают, бросают вызов, влияют, вдохновляют, приводят в ярость и забавляют философов, математиков и физиков на протяжении более двух тысячелетий. Самыми известными являются аргументы против движения, описанные Аристотелем в его «Физике», книга VI.[21]

Ахиллес и черепаха

Дихотомия

Стрела

Движущиеся ряды

Досократики – Парменид и Зенон

досократов Джон Мессерли

Бюст Парменида

© Darrell Arnold Ph.D.– (Перепечатано с разрешения)
https://darrellarnold.com/2018/09/18/presocratics/

Ганс Георг Гадамер, известный немецкий философ-герменевтик 20-го века, подчеркивает… важность Парменида и элеатов для более поздней теории Платона о формах. Подобно Платону… Парменид, а также Зенон и другие элеаты отвергают чувственный опыт как источник истины. Для этих мыслителей это анализ концепций, ведущих к истине, которую нужно утверждать независимо от того, насколько она не соответствует нашему общему пониманию мира.

В случае с Парменидом великое разумное откровение касалось постоянства и неизменности Бытия. «Что есть, то есть, — писал он, — а чего нет, того нет». Если бы что-то должно было возникнуть, то теперь это было бы ничем. Но ничто не может существовать. Точно так же, если бы что-то существовало сейчас, оно не могло бы впоследствии перестать существовать. Если так, то там, где сейчас что-то есть, позже не будет ничего. Но ничто не может существовать.

Для Парменида глаза и уши вводят нас в заблуждение. Как он отмечает: «Видели, видели напрасно; Прислушиваясь, они не услышали». По его мнению, следуя логике рассуждения, мы должны признать, что Бытие едино и неизменно. Отсюда следует, что наше обычное временное понимание должно быть иллюзорным. Бытие по определению должно быть вечным без начала и без конца.

Другие элеаты, такие как Зенон, пошли по стопам Парменида. Зенон разработал ряд логических парадоксов, чтобы подчеркнуть точку зрения Парменида о том, что изменения, воспринимаемые чувственным опытом, иллюзорны. Парадокс стрелы Зенона играет на концепции времени. Если стрела пущена в цель, в любой данный момент времени она окажется в состоянии покоя в каком-то месте на траектории. Поскольку в каждое мгновение стрела покоится, она никогда не сможет перейти от стрелы к цели. Логика, утверждает Зенон, опровергает возможность движения. Таким образом, мы не должны доверять нашим чувствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *