Египетский александр: Мученик Алекса́ндр Египетский, воин

Локтионов Александр Александрович — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ

Обычная версия сайта

  • Ведущий научный сотрудник:Факультет гуманитарных наук / Институт классического Востока и античности
  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2021 году.

Полномочия / обязанности

В 2021 г. Локтионов А. А. стал первым египтологом, работающим в Институте классического Востока и античности ВШЭ. В настоящее время его главная задача – Открытие новой программы ВШЭ «Египтология» (первый прием — 2022 г.). Приоритетное направление в научной работе – изучение эволюции древнеегипетского права в период от 2700-1100 гг. до н. э.

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

Сертификаты дополнительной профессиональной подготовки

Предотвращение взяточничества и коррупции (Кембриджский Университет, 2021)

Пожарная безопасность (Кембриджский Университет, 2021)

Предотвращение радикализации и развития террористических наклонностей (Кембриджский Университет, 2021)

Предотвращение дискриминации и поощрение равноправия (Кембриджский Университет, 2020)

Оказание первой помощи в условиях полевых работ (Кембриджский Университет, 2015)

Стажировки

Открытый Аннотированный Корпус Клинописи (ORACC), январь 2013 – июнь 2014

Британский Музей (Отделение Египта и Судана), август 2013

Профессиональные интересы

Древний Египетистория праваистория гуманитарных наукдревний Ближний Востокегиптология

Руководство проектами «Ярмарки проектов»

Публикации

16
  • Статья Loktionov A. Detecting Conceptual Resilience: the Ancient Egyptian Notion of sDm (‘hearing’) over 1500 years // Archaeological Review from Cambridge (Великобритания). 2021. Vol. 36. No. 1. P. 175-191. doi

  • Глава книги Loktionov A. Egyptian Oracles and the Afterlife, in: Eschatology in Antiquity: Forms and Functions. Routledge, 2021. doi Ch. 3. P. 49-62. doi

  • Глава книги Loktionov A., Schmidhuber C. Luminous Oils and Waters of Wisdom: Shedding New Light on Oil Divination, in: Law and (Dis)Order in the Ancient Near East: Proceedings of the 59th Rencontre Assyriologique Internationale Held at Ghent, Belgium, 15-19 July 2013. University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 2021. doi Ch. 14. P. 169-176. doi

  • Глава книги Loktionov A. The First ‘Lawyers’? Judicial Offices, Administration and Legal Pluralism in Ancient Egypt, ca. 2500-1800 BCE, in: Empire and Legal Thought: Ideas and Institutions from Antiquity to Modernity. Boston, Leiden : Brill, 2020. doi P. 36-68. doi

  • Глава книги Loktionov A. A Revolution in Egyptology, or an Egyptology of the Revolution? Changing Perspectives on Ancient Egypt in Russia, in: Towards a History of Egyptology: Proceedings of the Egyptological Section of the 8th ESHS Conference in London, 2018. Münster: Zaphon, 2019. P. 157-170.

  • Статья Loktionov A. Book Review: Ilan Peled (ed.) — Structures of Power: Law and Gender Across the Ancient Near East and Beyond // Journal of Ancient Egyptian Interconnections. 2019. Vol. 24. P. 78-81. doi

  • Статья Loktionov A. Commentary: Desert shaped by people, or people shaped by desert? Reflections of an Egyptologist // Archaeological Review from Cambridge. 2019. Vol. 34. No. 1. P. 20-27. doi

  • Книга Loktionov A. The Development of the Justice System in Ancient Egypt from the Old to the Middle Kingdom (Doctoral Thesis). Cambridge : , 2019. doi

  • Глава книги Loktionov A. Tortured, Banished, Forgotten (and frequently Ripped Off)? Experience of Ancient Egyptian Criminal Judgment and its Consequences through the 2nd Millennium BCE, in: Invisible Archaeologies: Hidden Aspects of Daily Life in Ancient Egypt and Nubia. Oxford : Archaeopress Publishing Ltd, 2019. doi P. 6-16. doi

  • Статья Loktionov A. An “Egyptianising” Underworld Judging an Assyrian Prince? New Perspectives on VAT 10057 // Journal of Ancient Near Eastern History. 2017. Vol. 3. No. 1. P. 39-56. doi

  • Статья Loktionov A. May my nose and ears be cut off: Practical and «supra-practical» Aspects of Mutilation in the Egyptian New Kingdom // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 2017. Vol. 60. No. 3. P. 263-291. doi

  • Глава книги Loktionov A. Of pilgrims and poets, prisoners and politics: the story of Egyptology in Russia, in: Global Egyptology: Negotiation in the Production of Knowledges on Ancient Egypt in Global Contexts. L. : Golden House Press, 2017. P. 129-145.

  • Статья Loktionov A. Thoughts towards a new hypothesis for understanding the legal text in OI 12073 // Göttinger Miszellen. 2017. Vol. 253. P. 89-96. doi

  • Статья Loktionov A. Importing the law? Possible elements of the Mesopotamian legal tradition in New Kingdom Egypt // BAF-Online: Proceedings of the Berner Altorientalisches Forum (Швейцария). 2016. Vol. 1 doi

  • Статья Loktionov A. Convicting ‘Great Criminals’: A New Look at Punishment in the Turin Judicial Papyrus 2015. Vol. 8. P. 103-111. doi

  • Статья Loktionov A. Kušû: Crocodile after all? // Nouvelles assyriologiques brèves et utilitaires. 2014. Vol. 2014. No. 4. P. 164-167. doi

Конференции

  • 2021

    Punishment, Labor and the Legitimation of Power (Бонн). Доклад: Regulating Labour Through Foreign Punishment? Codification and Sanction at Work in New Kingdom Egypt
  • 2020

    3rd Lady Wallis Budge Egyptology Symposium: Compulsion and Control in Ancient Egypt (Кембридж). Доклад: Introduction: The many Faces of Compulsion and Control in Ancient Egypt
  • 2018

    Archaeology as a Diplomatic Tool: Old and New International Players and their Political Interest in Global Archaeology (Гронинген). Доклад: All quiet on the Egyptological front? Political Aims and Outcomes of Soviet Interest in Ancient Egypt, 1943-1963
  • 2016

    Current Research in Egyptology XVII (Краков). Доклад: 18 years, one jar of fat, and a happy ending: An example of justice from Ancient Egypt
  • 1st Berner Altorientalisches Forum (Берн). Доклад: Importing the law? Possible elements of the Mesopotamian legal tradition in New Kingdom Egypt (1549-1064BCE)

Гранты

Грант Исследовательского Совета Искусств и Гуманитарных Наук (AHRC), Великобритания, 2021 г. – н. вр. (Ведущий Исследователь)

Название: The Development of Early Constitutional Thought

Грант по изучению развития различных правовых и государственных структур Египта и Ближнего Востока в период 2600-1100 гг. до н. э. Исследования проводятся в Институте Археологии им. Макдональда в Кембриджском Университете. Дальнейшая информация имеется на сайтах Ведомства Науки и Инновации Великобритании (ukri. org) и Кембриджского Университета (cam.ac.uk).

Опыт работы

Опыт научной работы

Институт археологии им. Макдональда, Кембриджский Университет (2019 г. – н. вр.)

Колледж Христа, Кембриджский Университет (2019 г. – н. вр.)

Селвин Колледж, Кембриджский Университет (2018 – 2019 гг.) 

Центр Джона В. Клюге, Библиотека Конгресса (февраль – август 2017 г.)

Опыт преподавания

Отделение Археологии, Кембриджский Университет (2015 г. – н. вр.) 

Образование

PhD по Археологии (Египтология) (Колледж Робинзона, Кембриджский Университет, 2019)

МPhil по Египтологии (Колледж Святого Ионна, Кембриджский Университет, 2015)

BA по Археологии и Антропологии (Селвин Колледж, Кембриджский Университет, 2014)


Просветительские сайты

Правосудие в Древнем Египте (Кембриджский Университет, 2021): Justice in Ancient Egypt

Основы письма и грамматики в Древнем Египте (Кембриджский Университет, 2021): Egyptology 

Как эффективно заниматься просветительской деятельностью в области древней истории (Кембриджский Университет, 2021): Public Engagement

В нынешнем году египтология отмечает юбилей – ровно двести лет назад Жан-Франсуа Шампольон научился читать иероглифы. Академический руководитель программы «Египтология», ведущий научный сотрудник ИКВИА ВШЭ, Александр Локтионов в интервью для Кембриджского китайского общества рассказал о выставке, проходящей в Британском музее и приуроченной к этому юбилею.

В ИКВИА ВШЭ состоялся первый набор на ОП «Египтология», которая даст студентам возможность изучать язык, историю и культуру древних египтян и их соседей. Примечательно, что в нынешнем году египтология отмечает юбилей – ровно двести лет назад Жан-Франсуа Шампольон научился читать иероглифы.

В 2022 году ИКВИА ВШЭ проводит первый в истории набор на бакалаврскую программу «Египтология». В рамках программы предполагается изучение мира древних египтян, существовавшего на протяжении более 3000 лет, языка, культуры и религии древнего Египта. Об особенностях этой программы мы поговорили с руководителем программы, ведущим научным сотрудником ИКВИА ВШЭ Александром Локтионовым.

С 2020 года в ВШЭ реализуется проект «Религии мира: традиции и тексты», в рамках которого проводится серия семинаров по теме «Религия и власть». Первый в 2022 г. доклад «Фараон, вера и право: легитимация власти в Древнем Египте» был прочитан 29 января 2022 г. Докладчик – ведущий научный сотрудник ИКВИА ВШЭ, академический руководитель ОП «Египтология» Александр Александрович Локтионов.

Росатом приступил к строительству второго энергоблока АЭС в Египте

19 ноября, 10:06,

обновлено 19 ноября, 10:29

КАИР, 19 ноября. /ТАСС/. Церемония заливки бетона состоялась в субботу на втором энергоблоке АЭС «Эд-Дабаа» в Египте. Об этом сообщил ТАСС старший вице-президент инжинирингового дивизиона госкорпорации «Росатом» — АО «Атомстройэкспорт» (АО «АСЭ») Александр Корчагин.

«Сегодня мы сделали еще один последовательный и важный шаг — строительство на втором энергоблоке перешло в основную стадию. Параллельно с этим ведется работа по получению разрешений на сооружение третьего и четвертого блоков, чтобы затем приступить к основному этапу строительства всей станции», — сказал Корчагин.

В церемонии заливки бетона приняли участие министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мухаммед Шакер, председатель Управления по атомным электростанциям Египта (Nuclear Power Plants Authority, NPPA) Ахмед аль-Вакиль, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, старший вице-президент АО АСЭ по управлению проектами сооружения АЭС Александр Корчагин, а также проектные команды инжинирингового дивизиона Росатома и NPPA.

«Начало строительства второго энергоблока АЭС «Эд-Дабаа» говорит о том, что проект набирает ритм. Росатом продолжает активно работать за рубежом: мы строим 34 энергоблока в 11 странах. Но проект в Египте для нас имеет особое значение, ведь «Эд-Дабаа» станет первой атомной станцией на африканском континенте, построенной по российской технологии. Это самый крупный проект российско-египетского сотрудничества со времен строительства Асуанской плотины», — сказал Лихачев. Он выразил уверенность, что запуск АЭС «будет играть важнейшую роль в социально-экономической и технологической жизни Египта и даст толчок постепенному переходу промышленности и экономики страны к низкоуглеродным источникам».

Со своей стороны египетский министр подчеркнул, что такое важное технологическое событие, как заливка первого бетона в фундамент второго энергоблока совпало по дате с днем рождения президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, который и является идейным вдохновителем этого проекта. «Уверен, что атомная электростанция внесет большой вклад в качественное улучшение уровня жизни в стране и позволит Египту занять достойное место среди технологических лидеров региона», — сказал Шакер.

20 июля Росатом начал строительство АЭС «Эд-Дабаа». Это первая атомная станция Египта и первый крупный проект Росатома в Африке. АЭС будет возведена в 3,5 км от Средиземного моря в городе Эд-Дабаа в провинции Матрух. До 2028 года РФ построит четыре блока станции с реакторами ВВЭР-1200 и будет на протяжении всего жизненного цикла АЭС (60 лет) поставлять ядерное топливо, а также оказывать услуги по подготовке персонала и проводить техобслуживание и ремонт в течение 10 лет после пуска каждого блока. Контрактом также предполагается сооружение до 2028 года первого модуля сухого контейнерного хранилища отработавшего ядерного топлива. В Египте рассчитывают, что АЭС выйдет на полную мощность к 2030 году. 

Теги:

ЕгипетРоссия

Древнегреческая цивилизация | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты

Афины: Акрополь

Смотреть все СМИ

Дата:
1200 г. до н.э. — 323
Основные события:
Эллинистический век Греко-персидские войны Пелопоннесская война Классическая древность Битва при Фермопилах
Ключевые люди:
Аристотель Сократ Платон Еврипид Перикл
Похожие темы:
Олимпийские игры Греческая религия Греческая мифология греческий закон Греческая керамика
Похожие места:
Турция Италия Греция Афины Спарта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Древняя Греция — это страна?

Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.).

Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.

Где находилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.

Древняя Греция была демократией?

Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два века. В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.

Когда началась и закончилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью и, благодаря завоевательной кампании Александра Македонского, распространилось даже за пределы Индии.

Чем важна Древняя Греция?

Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.

Раннеархаический период

Послемикенский период и Лефканди

Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.

Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над «самой темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( ок. 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г. до н.э., являются важным свидетельством. Они показывают, что по крайней мере один уголок одного из островов Греции не был ни обедневшим, ни изолированным в период, который обычно считается и тем, и другим. Трудность состоит в том, чтобы понять, насколько исключительным был Лефканди, но с любой точки зрения он пересмотрел прежние представления о том, что было и что было невозможно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.

Колонизация и образование городов-государств

Срок

колонизация , хотя она может быть удобной и широко используемой, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова. Во-первых, будет видно, что формирование государства само по себе может быть продуктом колониального движения.

Тест «Британника»

Древние цивилизации: правда или вымысел?

Были ли самые ранние цивилизации Греции названы Эгейскими? Сохранилось ли какое-нибудь из древних чудес света? Проверьте, как далеко уходят корни ваших знаний, в этой викторине о древних цивилизациях.

Александр Македонский в Египте

Александр III Македонский (356-323 до н.э.), более известный в истории как «Александр Македонский», провел несколько месяцев в Египте в рамках своей продолжающейся кампании против могущественной Персидской империи Дария III. Завоевав военно-морские базы Персии на всем побережье Малой Азии и Сирии и Палестины, Александр двинулся на юг, в Египет, где оставался около шести месяцев. Хотя обычно пребывание Александра в Египте считалось не более чем эксцентричным развлечением, оно имело важное значение для его планов на будущее. Ему нужна была сильная прибрежная база как для стратегических, так и для коммерческих целей, с которой он мог бы не только общаться через Средиземное море, но и с которой можно было бы управлять очень прибыльной морской торговой сетью, которую он хотел отвести от Финикии. С морскими подкреплениями, последовавшими за его продвижением вдоль побережья, его македонская армия преодолела опасное расстояние в 130 миль всего за неделю и в конце октября 332 г.

до н. э. достигла сильно укрепленного прибрежного города Пелусия.

Александр, чья репутация шла впереди него, был встречен персидским правителем Египта Мазаком. Без вооруженных сил и без какой-либо помощи после быстрого отъезда побежденного Дария обратно на восток, в Персию, Мазаки просто передал 800 талантов из казны и «всю царскую мебель». Взамен он был оставлен в составе новой администрации вместе с новым губернатором Клеоменом, который был назначен ответственным за финансы и создал королевский монетный двор около 331 г. до н.э. Клеомен был упрямым и недобросовестным бизнесменом, который за время своей карьеры губернатора быстро накопил личное состояние в 8000 талантов. Тем не менее, он остался верен Александру, с которым поддерживал постоянную переписку, тысячами присылая ему такие деликатесы, как копченые перепела. Разместив гарнизон на ключевом оборонительном участке Пелусия, Александр приказал своему флоту плыть на юг вверх по Нилу в традиционную столицу Мемфис (Инеб-хедж) на вершине Дельты, куда он сам должен был прибыть по суше во главе его войска.

Проходя мимо древнего религиозного места Гелиополя (Иуну) с его огромными белыми храмами и обелисками, Египет произвел огромное впечатление как на македонские войска, так и на их 24-летнего лидера. Воспитанный на рассказах своей грозной матери Олимпиады о египетских богах, религиозно настроенный Александр, должно быть, был совершенно ошеломлен в стране, столь пропитанной ритуалами, где жрецы обладали огромной властью внутри храмов, построенных не по человеческим меркам. Проходя мимо великих пирамид Гизы, все еще сверкающих своим блестящим белым известняком, он, наконец, добрался до Мемфиса, где был встречен поистине восторженно.

Греческие путешественники на самом деле посещали Египет на протяжении веков, многие из них основывали торговые колонии или действовали как наемники. Другие, такие как историк Геродот и философ Платон, приехали изучать культуру, которую они с благоговением считали колыбелью цивилизации, и их знания почти наверняка были частью образования Александра.

Тем не менее, почти 200 лет Египет был оккупирован Персией, которая включила его в состав растущей империи, и, приняв египетскую корону по праву завоевания, персидский царь заочно правил через сатрапа, эксплуатируя его огромные запасы зерна и облагая налогами его народ. Персы проявляли относительно мало уважения к древним традициям и были крайне непопулярны, а египтяне так часто восставали, что части страны оставались практически независимыми.

Поэтому Александра провозгласили Спасителем и Освободителем, и как народный избранник и законный наследник ему была предложена двойная корона Двух Земель. Помазанный как фараон в Мемфисе 14 ноября 332 г. до н.э., кульминацией его коронации стал кульминационный момент, когда первосвященник назвал его «сыном богов» в соответствии с традициями, насчитывающими почти 3000 лет. Этот титул глубоко подействовал на него, и ссылки Олимпиады на то, что он сын Зевса, должно быть, заполнили его разум; действительно, были даже сцены царя богов Амона («Зевса»), оплодотворяющего избранных цариц наследником престола! В мире, где боги воспринимались как живые существа и считались частью повседневной жизни, Александр, должно быть, теперь начал верить в свою собственную божественность как факт, а не как простое упражнение пропаганды.

Всегда набожный человек, который начинал каждый день с жертвоприношений богам, Александр без труда поклонялся египетским божествам. Приравнивая их богов к своим, он поклонялся египетскому Амону как ипостаси Зевса. В мемфисском некрополе Саккара новый фараон принес жертвы быку Апису, культовому животному бога-создателя Птаха, после чего последовали игры в греческом стиле и литературные конкурсы, в которых приняли участие исполнители со всего греческого мира в мультикультурной феерии. . Подобные события знаменуют собой начало эллинизма в их смешении греческих обычаев и местных традиций, и Египет и Греция будут успешно сосуществовать в течение следующих 3 столетий.

Всегда стремясь обсудить философию, которая, по мнению греков, возникла в Египте, Александр посещал лекции египетского философа Псаммона. Полностью соглашаясь с его учением о том, что «все люди управляются богом, потому что в каждом случае тот элемент, который навязывает себя и достигает господства, является божественным», Александр также опирался на свой собственный опыт, когда добавлял, что, хотя бог действительно является отцом всего человечества. , «самых благородных и лучших он делает своими» (Плутарх).

В течение двух месяцев, когда он жил как «живой бог» в царском дворце в Мемфисе, изучая египетские законы и обычаи из первых рук, он отдавал приказы о восстановлении религиозных центров египтян, включая великие южные храмы Луксор и Карнак, где он появляется в компании египетских богов в традиционных египетских регалиях, включая бараньи рога Амона, которые носили его предшественники-фараоны, включая Аменхотепа III. Образ Александра был воспроизведен по всему Египту как в монументальной скульптуре, так и в тонком рельефе, вместе с его греческим именем, переведенным иероглифами, заключенными в царский картуш:

«Гор, сильный правитель, тот, кто захватывает земли чужеземцев, возлюбленный

Амона и избранник Ра — мерьямун сетепенра Александрос».

Затем он покинул Мемфис в январе 331 г. до н.э. и поплыл по западному рукаву Нила, чтобы осмотреть греческую торговую колонию Навкратис. Его положение на суше не давало возможности для развития, поэтому Александр устремился к побережью, чтобы добраться до египетского форта Ракотис

, упомянутого как Геродотом, так и Фукидидом, недалеко от озера Мареотис, где узкая гряда отделяет его воды от реки. море. Посоветовавшись с Гомером, он прибыл на побережье в место, упомянутое в «Одиссее»: «Из моря, где оно разбивается о берега Египта, поднимается из вод остров: люди называют его Фаросом» (Одиссея IV.354- 355). Отметив, что Гомер был умным градостроителем, а также великим поэтом, Александр заметил глубокие воды его хорошо защищенной естественной гавани и сверхъестественное сходство с впечатляющим местоположением Тира. Как говорит Арриан, «его сразу же поразило превосходство этого места, и он был убежден, что, если на нем будет построен город, он непременно будет процветать. Его энтузиазм был таков, что он не мог дождаться начала работы и сам разработал генеральный план. города, указав положение рыночной площади и храмов, и каким богам они должны служить, богам Греции и Египта, и точные пределы оборонительных сооружений». Работая с архитектором Дейнократом Родосским, каменщиком Нумением и техническим советником по имени Гипономос, Александр также спланировал место для царского дворца и даже разработал сложную систему подземных стоков и коллекторов.

Из-за спешки Александра не было возможности немедленно разметить землю, пока не было предложено использовать ячменную муку из солдатского пайка. Этим они посыпали землю, пока царь шел по своим воображаемым дорогам и проспектам, разложенным в виде македонского военного плаща (хламиды), а его архитекторы шли позади. Когда спустилась большая стая птиц и съела все следы его нового города, первоначальные опасения Александра развеял его прорицатель Аристандер, который объявил, что город будет процветать, производя обильные ресурсы, которые будут кормить его жителей.

Планируя выход в Средиземное море, Александр также получил радостную новость о том, что Кипр, Родос и Финикия, а также Эгейские острова Тенедос, Лесбос, Кос и Хиос перешли на его сторону. Когда их бывшие проперсидские лидеры были доставлены к нему для суда, Александр отправил их на юг, к греческому гарнизону в Асуане, в сопровождении Каллисфена, которого Александр отправил на юг, чтобы исследовать теорию Аристотеля о том, что ежегодный разлив Нила был результатом дождей на юге.

Выбрав оптимальное место для Александрии, царь в конце января 331 г. до н.э. отправился на запад вдоль прибрежной дороги в Параэтоний (Мерса-Матрух). Оставив основные силы армии в Египте, его военный эскорт включал его друзей и сподвижников вместе с местными проводниками, и когда они продвинулись на 200 миль вдоль побережья в сторону Ливии, они приняли посланников из греческой колонии Кирена, предлагающих свою верность, вместе с щедрыми подарки, включая 300 лошадей и золотую корону.

Затем Александр повернул на юг, чтобы следовать по древнему караванному пути через Северную Сахару, который соединял побережье Средиземного моря с центральной Африкой через важнейшую сеть оазисов. Главный оазис в Сиве также был домом для всемирно известного Оракула бога Амона (ливийская форма Аммона) (см. также Оракулы), описанного в «Историях» Геродота (II.31-32), которого Александр, как и многие другие известные люди до его, намереваясь посоветоваться.

Всего через несколько дней перехода по пескам у отряда закончилась вода, и их спас только внезапный сильный ливень, интерпретированный историком экспедиции Каллисфеном как божественное вмешательство. Затем их пребывание было прервано одной из регулярных ужасающих песчаных бурь, несущихся с юга, чтобы стереть все узнаваемые ориентиры, и, поскольку дорога была неотличима от пустыни, а ландшафт, насколько мог видеть глаз, был безликим, проводники, нанятые для путешествия, вскоре были уничтожены. потерял. Помня о том, что враждебные персидские силы Камбиса были уничтожены при точно таких же обстоятельствах при их попытках добраться до Сивы двумя веками ранее, его спутники не смогли отговорить Александра от предпринятия опасного путешествия. «Фортуна, уступая ему в каждом случае, сделала его решимость непоколебимой, и поэтому он смог победить не только своих врагов, но даже места и времена года», — говорит Плутарх. И действительно, катастрофа была еще раз предотвращена, когда чудесным образом появились два черных ворона, и Александр увещевал своих коллег следовать за ними, поскольку они, должно быть, были посланы богами, чтобы вести их. Каллисфен записывает, что вороны ограничивали свой полет, чтобы приспособить группу, даже громко каркая, если их подопечные отклонялись от правильного пути. Птолемей говорит, что их проводники приняли форму двух змей, и, хотя он и не уверен, Арриан признается, что «у меня нет никаких сомнений в том, что у него была какая-то божественная помощь».

Так зародился миф об Александре, который набирал обороты по мере того, как распространялись слухи о его сверхъестественных способностях, которые могли вызывать божественных хранителей по своему желанию. Кроме того, для окружающих становилось все более правдоподобным, что он может быть тем, за кого себя выдает, сыном самого бога. Его божественность подтвердится раз и навсегда, если он посоветуется с Оракулом, а его потребность в самоутверждении объяснит риск, на который он пошел во время опасного марша по пустыне.

Когда измученные люди вошли в Сиву, их глаза были бы наполнены красотой пышного, плодородного оазиса. Тенистые рощи пальм и фруктовых деревьев окаймляли воды, которые в изобилии били из подземных источников и здесь, в мистическом окружении Источника Солнца, освежались. Без предварительного уведомления об их прибытии огромное любопытство и волнение, должно быть, встретили усталых греческих солдат, вышедших из пустыни, во главе с первым фараоном, когда-либо завершившим опасное путешествие.

Стремясь как можно скорее посетить Оракула, Александр немедленно отправился в храм Амона, расположение которого на высоком скалистом выступе Агурми произвело на него глубокое впечатление. Плутарх говорит, что, согласно его источникам, Александра встретил первосвященник Сивана, который приветствовал его словами «О, пайдион», «О, мой сын», но неправильно произнес греческое как «О, пай диос», что означает «О, сын божий», к большому удовольствию и изумлению Александра.

Небольшая часть его группы ждала во дворе храма, и после того, как верховный жрец объявил всем присутствующим, что бог доволен, они могли приступить к своим вопросам. Один из македонцев спросил Оракула, могут ли они воздать своему царю божественные почести, на что пришел ответ: «Это понравится Аммону». Затем в качестве фараона и верховного жреца всех богов Александра привели в сильно благоухающую тьму внутреннего святилища, чтобы задать свои вопросы лично самому богу.

Когда он наконец вышел на дневной свет, его встретили друзья, желающие точно узнать, что произошло. Александр только сказал, что ему дали «ответ, которого желало его сердце». То, что главным предметом обсуждения была природа его божественного отцовства, кажется наиболее вероятным, поскольку он был непреклонен в том, что единственным другим человеком, которому он расскажет эти «тайные пророчества», будет его мать, и, как он сказал Олимпиаде в письме, это встретится лицом к лицу только по возвращении в Македонию. Плутарх утверждает, что Александр также спросил, было ли отомщено за убийство его отца Филиппа II, после чего «первосвященник попросил его более тщательно подбирать слова, поскольку его отец не был смертным». Возможно, он также искал божественного одобрения для своего нового египетского города, чья жизнеспособность в качестве торгового центра также была бы подтверждена его проверкой вековых караванных путей к Средиземному морю, которые проходили через Сиву.

Какими бы ни были его вопросы, Александр был достаточно удовлетворен ответами, чтобы преподнести великолепные подношения Оракулу, и в течение оставшихся восьми лет своей жизни он часто посылал дары его жрецам вместе с новыми вопросами. Всегда стремясь получить ее ответы, Александр, с непоколебимой верой в оракулов, также поступал по их советам, соответствовало ли это его целям или нет.

Согласно его генералу и биографу Птолемею, Александр затем вернулся в Мемфис по прямому маршруту через впадину Каттара. По прибытии он принес жертвы Зевсу-Амону, устроил большой парад войск и принял 500 греческих наемников и 400 фессалийских всадников, посланных его регентом Антипатром обратно в Македонию.

Затем он принял окончательные меры по управлению Египтом в его отсутствие. Арриан говорит, что Александр был глубоко впечатлен Египтом «и общей мощью страны, но тот факт, что она оказалась больше, чем он ожидал, побудил его разделить контроль над ней между рядом своих офицеров, так как это было слишком небезопасно, чтобы все в руках одного человека». Следуя совету Аристотеля о том, что царь должен поддерживать равный баланс между всеми сторонами, он назначил комбинацию из египтян, македонцев и персов, чтобы править Египтом по традиционным принципам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *