Этот таинственный Джорджоне — New Style
Вика Нова 0 Comments 2016/Июнь N152, IN THE AGE OF GIORGIONE, Vika Nova, Вика Нова
«… Душа твоя слилась с красками»
Марко Боскини «Карта плавания по морю живописи», 1660
Атрибуция работ этого художника – вечный камень преткновения и споров для искусствоведов и критиков. Нет среди старых мастеров фигуры более таинственной и ускользающей, чем Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, вошедший в историю искусства как Джорджоне.
Не сохранилось ни рукописей, ни трактатов, ни писем художника; ничего не известно о его взглядах на искусство; и даже в скудном арсенале из нескольких фактов биографии, которыми оперируют ученые, никто не уверен до конца. Благодатная почва для создания легенд… Жизнь и личность Джорджоне на протяжении столетий обрастали все новыми мифами, каждый век изобретал своего Джорджоне, ревниво отстаивая исключительную правильность своей трактовки художника.
Как остроумно заметил историк Бернард Бернсон, посвятивший исследованию и идентификации полотен венецианского мастера много лет, «у каждого критика имеется свой собственный индивидуальный Джорджоне».
Считается, что родился Джорджоне в 1477/78 году в небольшом провинциальном городке Кастельфранко-Венето неподалеку от Венеции. Учился у знаменитого венецианского художника Джованни Беллини. С юности проживал в Венеции, писал фрески в храмах, религиозные, мифологические и исторические картины, был успешен в портретном искусстве, имел множество заказов. Умер в возрасте 32 лет, заразившись чумой. После смерти в мастерской Джорджоне остались незаконченные работы, которые, вероятно, дописали его ученики. Даже Джорджо Вазари – автор монументального труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) – в своей книге прибавляет немного штрихов к едва намеченному портрету Джорджоне. Да и кто может сказать, насколько достоверны сведения основателя искусствоведения, собранные тридцать лет спустя после смерти художника? Вазари писал, что свое прозвание – «Большой Джорджо» (в переводе с итальянского) Джорджоне получил за свой «внешний облик и величие духа».
Что был он «человеком благородных и добрых нравов», «божественно» пел, играл на лютне, обладал привлекательной внешностью и «находил радость в любовных утехах…» О творчестве Джорджоне Вазари отзывался с не меньшим восторгом: «Природа наделила его талантом столь легким и счастливым, а его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, то мягким и ровным и настолько растушеванным в переходах от света к тени, что многие из тогдашних лучших мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры».
Негусто сведений и о работах Джорджоне. Количество приписываемых ему произведений век от века менялось; в какой-то момент достигнув рекордных цифр в 250 произведений, а затем и несколько тысяч, оно ныне колеблется между 4 и 40.
Некоторые картины то объявлялись подлинниками Джорджоне, то развенчивались – и так по нескольку раз. Споры и реатрибуции продолжаются. Только две из дошедших до нас работ Джорджоне имеют на обратной стороне полотна подписи, сделанные его современниками и подтверждающие авторство художника. Существует, правда, описание картин мастера, составленное в 1525-1543 гг. венецианским коллекционером Маркантонио Микиелем, но оно лишь отчасти проливает свет на идентификацию работ Джорджоне. К примеру, автором полотна «Юдифь» на протяжении XVII-XVIII веков считался Рафаэль, а картины «Сельский концерт» и «Спящая Венера» приписывали Тициану, заканчивавшему полотна после смерти Джорджоне.
Тем больше уважения и благодарности вызывают усилия кураторов экспериментальной (по их собственному определению) выставки в Королевской академии художеств «В эпоху Джорджоне». Не поддавшись соблазну заманчивой идеи поднять завесу над мистерией, окружающей жизнь и творчество художника или поиграть на ошибках и спекуляциях бесчисленных реатрибуций его картин, кураторы решили сосредоточить свои усилия на представлении эры, в которую творил Джорджоне.
В экспозиции произведения Джорджоне даны в окружении художников, работавших в Венеции в одно с ним время – первое десятилетие XVI века: Джованни Беллини, раннего Тициана, Лоренцо Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Пальмы Веккьо, Париса Бордоне, Джованни Кариани, Альбрехта Дюрера (всего 50 произведений). Так что у нас, зрителей, есть редкая возможность самостоятельно сравнить работы Джорджоне с полотнами его современников, воочию убедиться, как глубоко влияние этого мастера проникло в венецианское искусство, сформировав целое поколение художников.
Достаточно взглянуть на представленный в экспозиции «Портрет молодого человека», висящий в нескольких метрах от работы учителя Джорджоне Джованни Беллини.
Вместо пассивного, ускользающего в сторону взора героя беллиниевского портрета – живой, прямо на нас, глаза в глаза взгляд молодого мужчины в портрете Джорджоне. Или шокирующий в своей откровенности аллегорический портрет старухи La Vecchia – притягивающий и отталкивающий одновременно. В окружении идеализированных ренессансных красавиц контраст ударяет как пощечина: впалый, беззубый рот, покрытая морщинами кожа, выбившиеся из-под чепца седые пряди… И надпись-напоминание: Col Tempо («Со временем»), – они станут такими же… К сожалению, в экспозиции нет основных работ Джорджоне («Гроза», «Спящая Венера», «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт») –
одни из них слишком хрупки, чтобы путешествовать, другие – слишком важны в экспозициях музеев, что быть одолженными даже на короткое время. Но и те, что представлены в залах Королевской академии, дают незабываемое представление о творчестве мастера; их дополняют множество «джорджонесок» – картин «под Джорджоне», приписываемых художнику или созданных под его влиянием, а также полотен, дописанных учениками или другими художниками.
Джорджоне отдал дань религиозным и библейским историям (сохранился прекрасный алтарный образ Мадонны в соборе города Кастельфранко), но его новаторство в большей степени нашло воплощение в портретах и мифологических и литературных сюжетах. Заказчиками таких картин были преимущественно венецианские интеллектуалы-гуманисты, близкие ему по духу люди. В этих небольших по размеру работах, предназначенных для частных коллекций, Джорджоне утверждает принципы станковой картины, уводящей живопись в новую плоскость, за границы иконы или алтарного образа. Пейзаж, игравший в XV веке роль фона или кулисы, художник делает центром картины, на которой разворачивается действо. В произведениях Джорджоне природа обретает материальность, подвижность, изменчивость, текучесть. Ее формам вторят формы человеческого тела и наоборот. Эти музыкальные гармонии и ритмические переклички «природа – человек» лежат в сердце одной из лучших картин художника – «Спящая Венера». Красоту женского тела Джорджоне видит не только в воссоздании идеальных форм и пропорций – его волнует живая, полнокровная, чувствующая плоть.
Вместо подробной повествовательности сюжета – попытка передать глубину внутренних переживаний героев; холсты художника излучают поэтичность, мечтательность, меланхолию. В мире Джорджоне материя и воздушная среда – части единого целого: воздух смягчает и размывает контуры предметов, соединяя их с пейзажем; лица, окутанные легкой дымкой светотени, полны одухотворенной созерцательности. Тональное единство, тончайшая светотеневая моделировка, богатство колористических нюансов – разработанная мастером художественная система легла в основу феномена венецианской живописи XVI столетия.
Поразительно, что при том успехе и популярности, которыми пользовался Джорджоне в Венеции, Вазари пишет, что он был не уверенным в себе человеком: «Чем выше его превозносили, тем меньше, как ему казалось, было у него знаний; сравнивая живописные свои работы с живыми вещами, он не находил в них живого духа и считал их почти негодными.
И это недоверие к самому себе придало ему силу такую, что венецианские его работы поражали не только его современников, но поражают и его потомков».
Творчество Джорджоне не только заложило фундамент золотого века Венецианской живописи – оно открыло путь искусству следующих столетий.
Итальянский поэт, писатель и драматург Габриеле Д’Аннунцио: «…все венецианское искусство развилось лишь благодаря его гению, у него Тициан заимствовал свой огонь. Поистине все произведения Джорджоне представляют из себя апофеоз огня. Он вполне заслуживает прозвище «Носитель огня», подобно Прометею.
Жизнь Джорджоне трагически оборвалась на острове Лазаретто в Венецианской лагуне – месте карантина во время свирепствующих в средневековье эпидемий, среди которых наиболее частой была чума. Больница и бараки тогда полностью занимали всю территорию острова – именно отсюда во многие языки мира пришло слово «лазарет». Говорят, что чумой Джорджоне заразился от одной из своих любовниц. Но, как и все, что известно нам о его жизни, это всего лишь одна из гипотез.
Каким-то чудом уцелело письмо, датированное 25 октября 1510 года, в котором упоминается факт смерти художника. В нем меценатка и коллекционер искусства маркиза Изабелла д’Эсте обращалась к своему посланнику с заданием заказать Джорджоне картину. В ответ пришла грустная весть: молодой художник несколько дней тому умер от чумы. Настоятельные просьбы маркизы приобрести одну из картин мастера остались безответными: никто из владельцев полотен не пожелал расстаться с ними «ни за какую цену».
Теперь можно только гадать, сколько еще шедевров мог бы создать этот гений Высокого Ренессанса, отведи ему судьба более щедрые годы жизни. И сколько еще «чудес живописи» вышло бы из-под кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко – великого Джорджоне.
«Джорджоне, ты первым сумел
показать чудеса живописи,
и пока не исчезнет мир
и живущие в нем люди,
о твоих творениях
будут говорить вечно»
Марко Боскини «Карта плавания по морю живописи», 1660
ДЖОРДЖОНЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В.
Д. Дажина
Джорджоне. «Три философа». 1507–08. Художественно-исторический музей (Вена).
ДЖОРДЖО́НЕ (Giorgione; Zorzi, Zorzon; наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (ок. 1477, Кастельфранко, Венето – октябрь или ноябрь 1510, Венеция), итал. живописец. Возможно, учился у В. Карпаччо и Дж. Беллини (см. Беллини). Д. – крупнейший представитель венецианской школы (см. также иллюстрации к этой статье) периода Высокого Возрождения, выполнял заказы гуманистически образованных представителей венецианского патрициата. В науке остро стоит проблема датировок его произведений и отделения их от ряда близких им по стилю работ его последователей (т. н. джорджонески). Так, картина «Сельский концерт» (Лувр), традиционно считавшаяся работой Д., ныне приписывается рядом исследователей молодому Тициану. Большинство сохранившихся произведений Д.
было создано в период 1500–10. В ранних работах Д. заметны черты повествовательного стиля Карпаччо, пейзажные и иконографич. мотивы произведений Дж. Беллини (выполненные Д. для студиоло Изабеллы д’Эсте парные картины «Испытание огнём Моисея» и «Суд Соломона», обе ок. 1498–1500, галерея Уффици, Флоренция; «Святое семейство», ок. 1500, Нац. галерея искусств, Вашингтон).
Джорджоне. «Юдифь». Эрмитаж (С.-Петербург).
Начало зрелого периода творчества Д. ознаменовано созданием алтаря для капеллы венецианского кондотьера Т. Костанцио «Мадонна с младенцем и предстоящими святыми» («Мадонна Кастельфранко», 1504–05, собор Сан-Либерале, Кастельфранко), а также образа «Поклонение пастухов» (ок. 1504–05, Нац. галерея искусств, Вашингтон). Алтарный образ «Мадонны Кастельфранко» проникнут особым настроением умиротворённого покоя, разлитого в далёком пейзаже, очертания которого тают в световоздушной дымке.
Используя градации цветовых переходов, смягчённых светотенью, Д. достигает полноты звучания, построенного на гармонии тональных отношений колорита, что особенно проявилось в картине «Юдифь» (Эрмитаж, С.-Петербург). Работая в мастерской Дж. Беллини (1506–07), Д. обращается к малым живописным формам, став одним из крупнейших мастеров ренессансной станковой картины. Он писал камерные картины на аллегорич. и мифологич. темы, к лучшим из которых относятся «Три философа» (1507–08, Худож.-историч. музей, Вена), «Спящая Венера» (ок. 1508, КГ, Дрезден), «Гроза» (ок. 1506–07, Галерея Академии, Венеция). Аллегорич. смысл большинства картин, связанный с пожеланиями заказчиков, не поддаётся однозначному толкованию. Настроение поэтич. единства мира природы и человека, характерное для иск-ва Д., созвучно поэтич. пасторалям П. Бембо, «Аркадии» Я.
Саннадзаро и ренессансной натурфилософии. В творчестве Д. присутствует аллегорический портрет: т. н. «Лаура» (1506, Худож.-историч. музей, Вена), «Старуха» (1508–09, Галерея Академии, Венеция).
Немногие портреты Д. («Портрет молодого человека», Гос. музеи, Берлин; «Автопортрет с головой Голиафа», не сохр., известен в копиях) оказали влияние на развитие портретного иск-ва Венеции. Известно, что Д. выполнял и монументально-декоративные циклы; в частности, расписал фасад Немецкого подворья в Венеции аллегорич. фигурами, олицетворявшими Свободные искусства и науки (1508, фрагменты – в галерее Дж. Франкетти, Венеция), а также создал монументальное полотно для Дворца дожей (1507, не сохр.). Колоризм Д., присущая ему поэтич. образность оказали большое влияние на венецианскую живопись 16 в., особенно на молодого Тициана и Себастьяно дель Пьомбо.
Д. умер в расцвете творч. сил, возможно, заболев чумой.
Старуха, она же Старая Ведьма, Время
Цвет стены
Загадочный художник венецианской школы Высокого Возрождения. Он оказал влияние на многих художников, и многие работы были приписаны ему после его ранней смерти.
В нашем каталоге 19 работ Джорджоне, доступных для заказа. Просмотрите нашу полную коллекцию гравюр Джорджоне, или просмотреть другие итальянский или Ренессанс художники.
Качество репродукции жикле, как правило, определяется весом и, следовательно, толщиной используемой бумаги для печати.
То есть, чем тяжелее и весомее используется бумага для печати, тем выше вероятное качество. Вес бумаги измеряется в «граммах на квадратный метр» или «г/м²» для краткости. Итак, без лишних слов…
- Allposters Standard ‘Smooth’ Giclée = 235 gsm
- Art.com Standard «Гладкая» жикле = 235 г/м²
- King & McGaw ‘Smooth’ = 230 г/м²
- Коробка Магнолии не предлагает «Гладкий» Жикле
- Наш гладкий жикле премиум-класса = 315 г/м² (Да!)
- Allposters Premium ‘Textured’ Giclée = 305 г/м²
- Art.com Premium «Текстурированная» жикле = 305 г/м²
- Коробка Magnolia «Текстурированная» = 280 г/м²
- King & McGaw не предлагает «Текстурированный» Жикле
- Наше текстурированное жикле премиум-класса = 315 г/м² (Да!)
Мы купили отпечатки у других компаний.
Да и просто, когда дело доходит до качества печати, тра-ля, мы лучшие! (Ура! Ура!)
Закажите индивидуальную репродукцию Джорджоне, выбрав варианты ниже. Обновленная цена и предварительный просмотр изображения будут отображаться по мере выбора параметров. Вы даже можете просмотреть, как принт будет выглядеть на стене, выбрав Вкладка Room Preview и выбор цвета стен.
евро
€
фунтов стерлингов
£
$
Маленький
Маленький
25см х 29смСредний
Мед
50см х 58смБольшой
Большой
75см х 87смБольшой
XL
95см х 110смПользовательский
Пользовательский Любого размера Если вы хотите купить эту старую женщину, также известную как старая ведьма, печать времени (на холсте или бумаге, натянутую или не натянутую, в рамке или без рамы) в индивидуальном размере по вашему выбору, просто введите размер изображения в любое поле ниже , затем нажмите на другой, и по волшебству внезапно появятся правильные пропорции и цена для вашего индивидуального принта Giorgione.
Икс
Смс
дюймов
Акварельная бумага
Бумага для изобразительного искусства
Белый холст художника
Рулонный холст
Высшее качество, 350 г/м²100% чистый хлопок
Растянутый
С внутренней рамойПоставляется готовым к подвешиванию
Зеркальная кромка
Белая кромкаЧерный край
Без рамки
Приходит свернутым в трубочкуВ рамке
Выберите одну из наших великолепных оправРамка и установка
Устанавливается на бордюр из цветного картона4см
4,5 см
5см
6 см
7см
8см
11 см
0,5 см0,75 см
1,0 см
1,25 см
2см
Акриловое прозрачное остекление
Акриловый антибликовый
Выберите все варианты выше, чтобы добавить в корзину
Загрузка.
..
…или сохранить в галерее
- Идентификатор изображения
- 3IT-G1-R6
- Название
- Старуха, она же Старая Ведьма, Время
- Художник
- Джорджоне
- Исходные размеры
- 59 см x 69 см
- Кредит изображения
- Изображения AKG
- Средний
- Холст, масло
- Местоположение
- Галерея Академии, Венеция, Италия
- Год
- Нет
Качество репродукции жикле, как правило, определяется весом и, следовательно, толщиной используемой бумаги для печати.
То есть, чем тяжелее и весомее используется бумага для печати, тем выше вероятное качество. Вес бумаги измеряется в «граммах на квадратный метр» или «г/м²» для краткости. Итак, без лишних слов…
- Allposters Standard ‘Smooth’ Giclée = 235 gsm
- Art.com Standard «Гладкая» жикле = 235 г/м²
- King & McGaw ‘Smooth’ = 230 г/м²
- Коробка Магнолии не предлагает «Гладкий» Жикле
- Наш гладкий жикле премиум-класса = 315 г/м² (Да!)
- Allposters Premium ‘Textured’ Giclée = 305 г/м²
- Art.com Premium «Текстурированная» жикле = 305 г/м²
- Коробка Магнолии ‘Текстурированная’ = 280 г/м²
- King & McGaw не предлагает «Текстурированный» Жикле
- Наше текстурированное жикле премиум-класса = 315 г/м² (Да!)
Мы купили отпечатки у других компаний.
Да и просто, когда дело доходит до качества печати, тра-ля, мы лучшие! (Ура! Ура!)
Старуха в «Введении» Тициана
В знаменитой версии Тициана «Введение Богородицы» нет никакой тайны. Это изображение легендарного рассказа о посвящении Марии храму ее родителями, Иоакимом и Анной. Согласно легенде, молитвы бесплодной пары, наконец, были услышаны, и в знак благодарности они отдали ребенка в храм, где она должна была вырасти в служении Господу. Предполагалось, что презентация произошла, когда Марию отняли от груди примерно в трехлетнем возрасте, но художники обычно изображали ее несколько старше.
Вот описание Анны Джеймсон версии Тициана из ее «Легенд о Мадонне».
В целом аранжировкой Тициан, кажется, был в долгу перед Карпаччо; но все это простота и поэтичность в последней становится в версии Тициана роскошной и драматический. Здесь Мэри не становится на колени, а держит свою голубую драпировку, поднимается по ступенькам с детской грацией и рвением.Номер портрета Головы добавляют ценности и интереса картинке. Сам Тициан смотрит вверх, а рядом с ним стоит его друг Андреа де Франчески, великий канцлер Венеция, одетая как Кавельеро ди Сан-Марко. В прекрасной бородатой голове священник, стоящий позади первосвященника, мы можем признать, я думаю, подобие кардинала Бембо. На переднем плане вместо поэтического символа единорога, у нас есть старуха, продающая яйца и птицу, как у Альберта Гравюра Дюрера, которая, должно быть, была хорошо известна Тициану. Альберт Дюрер опубликовал свое житие Богородицы в 1520 году, а Тициан написал свою картину о 1550.*
Сейчас ученые датируют картину примерно десятью годами ранее, но им было трудно идентифицировать старую женщину с яйцами, столь заметно изображенными на переднем плане. Насколько мне известно, до сих пор никто не смог дать хорошего объяснения этой женщине, которая даже не взглянула на юную Деву, поднимающуюся по ступеням. В своем каталоге Тициана Филоппо Педрокко видел в женщине символ иудаизма или Ветхого Закона**.
Но в предыдущем посте я предположил, что ответ можно найти не в апокрифической легенде, а в самом Писании. В своем Евангелии Лука, всегда приверженец исторической точности и подробностей, отмечает присутствие пожилой женщины, которая практически жила в Храме. Это была Анна пророчица. В рассказе Луки о Введении Младенца Иисуса во храм, который, вероятно, сам по себе является основой легенды о Введении Его Матери, мы встречаем две странные фигуры: знаменитого Симеона и не столь знаменитую Анну. Вот описание Луки. (2:36-38)
Была также пророчица Анна, дочь Фануила, из колена Асира, в летах преклонных. Ее дни девичества прошли, она была замужем семь лет, прежде чем овдовела. Ей было тогда восемьдесят четыре года, и она никогда не покидала Храм, день и ночь служа Богу постом и молитвой. она подошла как раз в это время и стала славить Бога; и она говорила о ребенке всем, кто с нетерпением ждал освобождения Иерусалима.
Представляют ли яйца проблему для этой идентификации? В легендах может быть ссылка, или они могут быть символическими, но я подозреваю, что они относятся к жертве, упомянутой Лукой при представлении Иисуса: «пара горлиц или два молодых голубя».
Возможно, считалось, что Анна зарабатывает на себе, поставляя этих птиц.
Я думаю, было бы совершенно естественно, если бы легенды поместили жителя Храма, который присутствовал на Введении Иисуса, на место Введения Его Матери всего несколько лет назад. В другой легенде, популярной в то время, считалось, что двое разбойников, распятых рядом с Христом, были теми же двумя, которые подкараулили Святое Семейство во время бегства в Египет 30 лет назад. См. мое обсуждение «Открытие Парижа» или «Встреча с грабителями» на MyGiorgione.
Мой первоначальный пост состоял в том, чтобы привлечь внимание к прекрасному обсуждению Дэвидом Ормом на сайте art-threads.co.uk художественных изображений в Италии эпохи Возрождения апокрифической легенды о Введении Богородицы. Приведенная выше версия Тициана, пожалуй, самая известная, но Давид воспроизводит несколько не менее чудесных версий, особенно версию Тинторетто. Он включает объяснение столь часто используемых 15 шагов. Хотя версия Тициана, кажется, содержит только 13 ступеней, за священником наверху есть еще две.

Номер портрета
Головы добавляют ценности и интереса картинке. Сам Тициан смотрит
вверх, а рядом с ним стоит его друг Андреа де Франчески, великий канцлер
Венеция, одетая как Кавельеро ди Сан-Марко. В прекрасной бородатой голове
священник, стоящий позади первосвященника, мы можем признать, я думаю,
подобие кардинала Бембо. На переднем плане вместо поэтического символа
единорога, у нас есть старуха, продающая яйца и птицу, как у Альберта
Гравюра Дюрера, которая, должно быть, была хорошо известна Тициану. Альберт Дюрер
опубликовал свое житие Богородицы в 1520 году, а Тициан написал свою картину о
1550.*