ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН. Тайная жизнь великих писателей
ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН
[6]
Вы скажете, что это очень странно, — писал когда-то Джордж Гордон Ноэль Байрон, — но правда всякой выдумки странней». В этих двух стихотворных строчках он подарил нам одновременно крылатую фразу, которая и по сей день в ходу, и меткую характеристику своей короткой, скандальной жизни, проведенной в погоне за наслаждениями.
Если прозвище вашего отца — Безумный Джек, есть все предпосылки к тому, что и вас будет ожидать непростая судьба. Маленький Джордж почти не помнил своего отца, поскольку тот допился до ручки, когда мальчику было всего три года. Но тяга Безумного Джека к излишествам успела проникнуть если не в кровь, то по крайней мере в неокрепший разум сына. В любом случае выбор у Байрона был невелик: мать его ненавидела, поэтому ему ничего другого не оставалось, как быть сыном своего отца. Мать называла его «хромым мальчишкой» (у него была больная нога) и однажды чуть до смерти не забила Джорджа кочергой. А его гувернантка Мэй Грей, по некоторым сведениям, заигрывала с ним, когда маленькому Байрону не было и десяти. Пожалуй, единственным приятным событием в его детстве было то, что он унаследовал состояние своего дяди, а вместе с состоянием получил в наследство и титул: барон Байрон из Рочдейла. С тех пор все именовали Джорджа Гордона не иначе как лорд Байрон.
Байрон вырос и стал ослепительно хорош собой. Его единственным физическим недостатком, помимо хромой ноги (впечатление от увечья он старался компенсировать, демонстрируя отличную спортивную подготовку), была склонность к полноте. По моде XIX века он боролся с этой предрасположенностью, моря себя голодом и принимая лошадиные дозы слабительного. Пищу ему заменял секс. Байрон был настоящим Казановой своего времени, через его постель в Венеции за один только год прошли 250 женщин. Список его побед включал в себя леди Каролину Лэм (широкую известность получила характеристика, данная ею Байрону: «Он злой, сумасшедший, с ним опасно иметь дело!»), его кузину Энн Изабеллу Милбенк (которая в 1815 году стала леди Байрон) и, предположительно, его сводную сестру Августу Ли. Однако Джордж Гордон не ограничивал себя только одним полом. У Байрона было множество гомосексуальных связей, причем часто с несовершеннолетними мальчиками. Вообще, в окружении Байрона нашлось бы не так много живых существ, с которыми он ни разу не вступал в сексуальный контакт, ну разве что экзотические животные, которых он держал дружбы ради.
Как следствие, Байрон стал самым знаменитым повесой в Европе. Его поэтические достижения никогда не привлекали столь напряженного внимания, как сопровождавшие его повсюду дикие слухи. Как ни странно, одной из самых популярных была сплетня, будто Байрон пьет вино из черепа. (Одни говорили, что это череп монаха, другие — что череп бывшей любовницы… Как видим, слухи пытались затмить реальность.) Похождения мужа встали леди Байрон поперек горла, и уже в 1816 году, всего через год после свадьбы, она подала на развод. Тогда Байрон, покинув Англию, перебрался в континентальную Европу и никогда больше не возвращался. Это был единственный способ скрыться от бдительного ока британской общественности.
Лето 1816 года Байрон провел в Швейцарии вместе со своим личным врачом Джоном Полидори. У них завязалась дружба с молодым поэтом Перси Биши Шелли и его невестой Мэри Годвин. В дождливую погоду компания развлекалась сочинением страшных историй. Мэри написала наброски того, что впоследствии превратилось в знаменитый роман «Франкенштейн», а Полидори, вдохновившись образом Байрона, написал рассказ «Вампир». История блестящего английского дворянина, который пьет кровь ни в чем не повинных жертв, как было доказано, оказала немалое влияние на Брама Стокера и его «Дракулу».
Из Швейцарии Байрон направился в Италию, где у него случился роман с еще одной замужней женщиной, графиней Терезой Гвиччиоли. Он прожил там до 1823 года, а потом отправился на встречу с судьбой, в Грецию — помогать грекам в борьбе против турецкого ига. Несмотря на полное отсутствие опыта в военных делах, Байрон занимался подготовкой войск и собирал необходимые повстанческим силам деньги. В Греции его и поныне считают национальным героем.
Так и не успев увидеть сформированные им отряды в действии, Байрон подхватил лихорадку и умер в пасхальное воскресенье 1824 года. Вскоре после смерти Байрона (кончину его оплакивала вся Англия) в Лондоне собрались его друзья, с тем чтобы зачитать воспоминания поэта. Рукопись была полна красочных описаний байро-новских любовных приключений, что, по мнению друзей, могло повредить его героической репутации, добытой тяжким трудом. Решив, что воспоминания ни в коем случае не должны быть опубликованы, друзья предали их огню.
ВОТ ТАК КОЛЛЕКЦИЯ!
В эпоху, когда фотографию еще не изобрели, Байрон придумал оригинальный способ сохранять память о своих бывших любовницах. Он срезал у каждой прядку лобковых волос, клал ее в конверт и надписывал на конверте имя женщины. В 1980-е годы конверты и их кудрявое содержимое еще хранились в издательстве, где печатался Байрон. Дальше их след теряется.
И ПЛЕМЯННИЦА, И ДОЧЬ
Среди бесчисленных любовных похождений Байрона был и роман с собственной сводной сестрой Августой Ли. Она на тот момент была замужем, но раз уж человек решился на инцест, что ему чужой брак? Многие современные ученые полагают, что дочь Августы Медора была на самом деле плодом байроновских любовных утех, и, таким образом, биография поэта выглядит еще более запутанной, чем мы все думали ранее.
ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ
Помимо замужних женщин и молоденьких мальчиков, Байрон любил еще и животных. В его зверинце содержались лошади, гуси, обезьяны, барсук, лиса, попугай, орел, ворона, цапля, сокол, крокодил, пять павлинов, две цесарки и египетский журавль. Будучи студентом Кембриджа, Байрон держал в качестве домашнего животного медведя — это был шутливый протест против университетских правил, запрещавших держать в общежитии собак. В одном из своих писем Джордж Гордон даже писал, что его косматый товарищ «олицетворяет собой братство».
Имелись у Байрона и более привычные животные. Он путешествовал с пятью котами, один из которых носил кличку Беппо (название одной из байроновских поэм). Пожалуй, самый известный из четвероногих приятелей Байрона — его ньюфаундленд Ботсвейн, скончавшийся в 1808 году в возрасте пяти лет от бешенства. Байрон обессмертил Ботсвейна в стихотворении «Эпитафия собаке» и поставил ему в фамильном склепе памятник, который по размерам превосходит памятник самому поэту.
Леди Байрон не разделяла мужниной любви к фауне. После развода она многозначительно писала: «Причина ласкового и гуманного отношения к животным некоторых личностей, склонных к тирании, заключается в том, что животные не служат примером разумности и потому не могут порицать безнравственность их хозяина».
ИСТЕКАЯ КРОВЬЮ
Смерти тридцатишестилетнего Байрона можно было избежать — она стала побочным продуктом одной из самых лженаучных медицинских технологий XIX века. После конной прогулки под дождем по греческой глубинке у поэта начался жар, и врачи буквально залечили его кровопусканиями до смерти. Пытаясь «осушить» источник высокой температуры, они прилепили к вискам Байрона двенадцать пиявок. К тому же они пичкали его касторкой, чтобы вызвать понос, — еще одна распространенная в те времена практика, которую современные светила медицины считают идиотской. В итоге бригада пиявок отсосала у пациента, и без того уже ослабленного лихорадкой, около двух литров крови. Неудивительно, что Байрон начал бредить, выкрикивая что-то бессвязное то по-английски, то по-итальянски. Возможно, он звал своего адвоката. Не прошло и суток, как он скончался.
ЛОРД БАЙРОН БЫЛ НАСТОЯЩИМ КАЗАНОВОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. В ВЕНЕЦИИ ЗА ОДИН ТОЛЬКО ГОД ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТЕЛЬ ПРОШЛИ 250 ЖЕНЩИН (А ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ТАМ БЫВАЛИ И ЮНОШИ).
ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД
Байрон мечтал быть похороненным в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве. Однако ему было отказано в такой чести — якобы его биография была слишком возмутительной и скандальной, чтобы он мог покоиться рядом с такими светочами добродетели, как Джеффри Чосер и Эдмунд Спенсер. Тело Байрона нашло пристанище в фамильной усыпальнице в Хакнолл-Торкард. В июне 1938 года покой Байрона был потревожен. Непонятно с какой целью была устроена проверка, и сорок человек, вскрыв усыпальницу, вломились туда, видимо, надеясь поглазеть на тело поэта. Однако к тому моменту, как крышка гроба была поднята, в склепе осталось только трое самых смелых зевак. Один из них впоследствии писал, что тело поэта «оставалось в великолепной сохранности». Если не считать отсутствующих сердца и мозга (удаленных в ходе вскрытия), а также правой ноги, Байрон выглядел неплохо — особенно для человека, который умер за 114 лет до того. Один из очевидцев отмечал, что «детородный орган поэта был неестественно увеличен». Что ж, даже после смерти Байрон сумел посмеяться над непрошеными гостями. На следующий день они снова запечатали склеп и оставили тело Байрона покоиться с миром.
Следующая глава >
biography.wikireading.ruДжордж Байрон — интересные данные и факты из жизни поэта
Джордж Байрон, родившийся в 1788 и умерший в 1824, английский поэт и писатель, ставший невероятно знаменитым при жизни, и положивший начало целому типажу «байроничеких» героев после смерти. В учебниках и литературоведческих статьях он описывается как основатель эгоистического романтизма, свободолюбивый, справедливый, невероятно одаренный человек. Лорд Байрон создал произведения, ставшие сокровищами мировой классической литературы, вдохновленные как красотами и сюжетами востока, так и размышлениями и проблемами запада.
Однако, не уменьшая заслуг Байрона, хочется напомнить о том, что, помимо вышеперечисленного, он был и человеком, прожившим свою жизнь с ее горестями, успехами, падениями и забавными случаями.
Загадки имени
Полное имя поэта – Джордж Гордон Ноэл Байрон. «Гордон» это второе имя, совпадающее с фамилией шотландской родни по матери, на владения и имущество которых претендовали Байроны. «Ноэл» — фамилия тещи, принятие которой было условием, выполнив которое Джордж Байрон мог получить ее наследство. Однако всеми тремя фамилиями сам поэт никогда не подписывался.
Передается ли талант поэта по наследству?
Существует версия, согласно которой Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт и лорд Джордж Байрон связаны через одного предка – поэта Томаса Лермонта, жившего в тринадцатом веке и носившем прозвище «Том-Рифмач». Одна ветвь его предков в 17 веке переехала в Россию и приняла православие, став Лермонтовыми, а девушка из другой ветви, Маргарет Лермонт, вышла замуж за одного из Гордонов, чьими родными были Байроны.
Яблочко от яблони…
Как известно, характер человека во многом определяется его детством. Свое детство Джордж Байрон, тогда еще не лорд, провел вместе с матерью, которая увезла сына от его обанкротившегося отца, и у который был весьма непростой нрав. В ответ на выходки сына она бросала в него разные вещи, на что мальчик отвечал насмешками, однако однажды он едва не заколол себя ножом.
Гибкость правил
Лорд Байрон очень любил животных. Узнав, что согласно уставу школы, в которой он учился, в комнате запрещено держать собак, он принес туда медвежонка. Так как о медведях в уставе не упоминалось, законного способа принудить поэта избавиться от зверя не было. За время обучения в школе Байрон держал у себя крокодила, цаплю, барсука, орла и лису.
«Склонен к избыточному весу»
Всем известно, что лорд Байрон родился хромым и был склонен к избыточному весу. Это во многом определило его будущую жизнь – поэт прилагал много усилий, чтобы оставаться в форме и преодолеть свои недостатки: сидел на диетах, голодал и занимался спортом. И неудивительно – по некоторым данным он при росте 172 сантиметра весил 102 килограмма, что для семнадцатилетнего юноши достаточно много.
Любовь к плаванию
Поэт был невероятно умелым пловцом – он преодолел восемь километров и переплыл пролив Дарданеллы, что всю жизнь было предметом его гордости.
Рукописи не горят?
Самую первую свою книгу стихов, «Стихи на случай», Байрон сжег по совету друзей.
Счастливое стечение обстоятельств
Если бы жесткая критика на его второй сборник, «Часы досуга» вышла не спустя год после издания, а раньше, то, мир, вероятно, так и не узнал бы великого поэта. Ко времени издания критической статьи в «Эдинбургском Обозрении» лорд Байрон уже успел написать значительную часть романа и поэмы. Свою сатиру «Английские барды и шотландские критики» он издал еще спустя год в ответ на беспощадную критику, и она имела оглушительный успех, в полной мере отплативший за ущемленное самолюбие молодого поэта.
Одна из причин плохой репутации
После издания первый двух песен «Паломничества Чайлд-Гарольда» Байрон, по его собственному выражению, «проснулся знаменитым». Это позволило ему войти в высший свет. Однако, там поэт прослыл высокомерным – даже во взрослом возрасте он был хром и стеснялся этого, стараясь прикрыть неуклюжесть язвительным поведением.
Причины развода
О личной жизни лорда говорили много, и немало пересудов вызвал его развод с женой вскоре после свадьбы. Пусть леди Байрон, вскоре после рождения их дочери Ады уехавшая с малышкой к родителям, отказалась назвать причины развода и взяла всю ответственность за расставание на себя, люди не переставали судачить о том, какое именно событие могло разрушить брак. Ответственность возлагали на мужа, считая его развратным и обвиняя в связи с сестрой.
Сила общественного мнения
Одной из причин, по которой лорд Байрон в 1816 году покинул Англию, чтобы никогда туда не вернуться, было то, что общественное мнение относилось к нему крайне негативно. И даже его гениальные произведения не могли этого изменить.
Благородство певца свободы
Несмотря на это, никто не мог отрицать рыцарский характер и стремление поэта к справедливости. С малых лет он вставал на защиту младших товарищей, выступал с либеральными речами в парламенте.
Его стихи проникнуты уважением к борьбе против тирании, а в конце своей жизни лорд Байрон стал национальным героем Греции, сражаясь за независимость страны. Он на свои деньги снарядил полтысячи солдат и построил корабль. Также большое значение для борьбы имела его способность примирить спорящих руководителей партий.
История, которую не должен увидеть свет
Мемуары Джорджа Байрона, которые он передал своему другу Томасу Муру за два года до своей смерти с просьбой издать их, когда он покинет мир живых, были сожжены, так как Мур не хотел издавать их из-за «беспощадной честности».
Гениальность, передающаяся по наследству
Единственная законная дочь Байрона, Ада, очень любила математику, и ни замужество, ни рождение детей не стали причиной оставить хобби. Она составила описание вычислительной машины Беббиджа, и один из ее комментариев к вычислению на аналитической машине признан самой первой созданной человеком программой, которую можно воспроизвести на компьютере. Таким образом, Ада Лавлейс, в девичестве Байрон считается первым в мире программистом, и именно в честь нее был назван язык программирования «Ада».
vivareit.ru
Джордж Байрон: биография и творчество поэта / Байрон Дж.
Джордж Гордон Байрон (1788-1824) — английский поэт-романтик, самый яркий представитель не только английского, но и европейского романтизма в целом. Сын обедневшего аристократа, Байрон родился в 1788 году в Лондоне, детство провёл с матерью в Шотландии. В девятилетием возрасте после смерти дяди Байрон получил право именоваться лордом, однако аристократический титул не принёс богатства, хотя и дал уважаемое положение в обществе. Ещё в детстве Байрон обнаружил большие способности к учению, очень много читал. Образование молодой человек получил в Кембриджском университете (1805-1809), и именно в этот период были опубликованы первые его стихотворения, которые он начал сочинять ещё в детстве.
От предков Байрон унаследовал порывистый характер, однако для Байрона-поэта это обстоятельство имело положительное значение: как в жизни, так и в поэзии он отличался повышенной чувствительностью, обострённым чувством справедливости. Эти качества придавали особую, «байроническую» тональность его поэзии, главными в которой были пафос утверждения личности, страстная потребность в свободе и ненависть к тирании. Таковы общественные идеалы поэзии Байрона. Личностные качества поэта определяли и характер его любовной лирики, это были тончайшие переливы чувств, переживаний и душевных раздумий.
Творить Байрон начал в сложной литературной атмосфере рубежа XVIII—XIX веков. В Англии уже развивалось направление романтизма, в поэзии наиболее ярко выразившееся в творчестве поэтов «озёрной школы» — Вордсворта, Кольриджа, Саути. Проявился романтизм и в прозе, особенно в произведениях шотландского романиста Вальтера Скотта; сказывалось и наследие просветительского сентиментализма Лоренса Стерна, а также особенности изображения времени и нравов «первой леди» английской литературы Джейн Остин. Немецкая литература этого времени достигла зрелости в творчестве Шиллера и Гёте, молодые немецкие романтики искали свои идеалы в укладе жизни Средних веков. Так, идеализация прошлого была одной из особенностей романтического мировоззрения. Байрон высоко ценил также наследие французского поэта и философа Руссо с его призывом к естественной жизни и проповедью естественного права человека на свободу.
Творческая позиция Байрона, несмотря на романтизм его поэзии, выражалась в строгой приверженности к просветительским идеалам. Конечно, специфика позиции Байрона не свидетельствует о его исторической отсталости, напротив, английский поэт, перенося достижения литературы и идеологии XVIII века в современность, стремился сохранить гармонию и стройность литературы, основанной на классических формах, и придать просветительской деятельности современный характер в эпоху революционных потрясений в Европе и наполеоновских войн. Байрон был страстным противником насилия и столь же страстным борцом за свободу и национальную независимость народов. Сочувствие к порабощённым, находящимся в колониальной зависимости народам впервые отчётливо сформировалось у Байрона во время первого путешествия по Европе (1809-1811), усиливалось всю жизнь и достигло апогея в финале жизни — он стал участником борьбы за освобождение.
В творческом наследии Байрона немало выдающихся произведений. Среди них поэмы «Манфред» (1817), «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818), «Каин» (1821), «Дон Жуан» (1818-1823) и другие. Творчество Байрона оказало огромное влияние на европейскую поэзию. В русской литературе байроновская поэзия получила широчайшее распространение: в XIX веке в России не было ни одного мало-мальски авторитетного журнала, в котором не печатались бы произведения Байрона. Все известные русские поэты — В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, А.Н. Майков и другие переводили его стихи. В 1821-1822 годах Жуковский переводит поэму Байрона «Шильонский узник» (1816), Лермонтов в 1836 году делает замечательный перевод стихотворения Байрона «Душа моя мрачна» из стихотворного цикла «Еврейские мелодии» (1813-1815). Пушкин использует в качестве эпиграфа к восьмой главе романа «Евгений Онегин» строки из стихотворения Байрона «Прощай» (1816). К поэзии Байрона, его личности Пушкин обращается в элегии «К морю» (1824), откликнувшись этим стихотворением на безвременную кончину Байрона в 1824 году в Греции и в то же время говоря о своём расставании с романтизмом.
Вальтер Скотт писал, узнав о смерти Байрона, что поэт «охватывал все стороны человеческой жизни, заставлял звучать струны божественной арфы, извлекал из неё и нежнейшие звуки, и мощные, потрясающие сердца аккорды». По мнению английского романиста, его поколение «произвело многих высоко одарённых людей, но среди них всё же нет никого, кто приближался бы к Байрону по оригинальности».
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
classlit.ru
Джордж Гордон Байрон — Циклопедия
Джордж Гордон Ноэл Байрон
George Gordon Byron
Имя при рождении | Джордж Гордон Байрон |
Род деятельности | поэт |
Подпись |
Джордж Го́рдон Ба́йрон (Ноэл) (полное имя англ.: George Gordon Noel Byron; 22 января 1788, Лондон — 19 апреля 1824, Миссолунги, Греция) — выдающийся английский поэт-романтик и драматург. Имя Байрона дало название целому направлению европейской мысли.
Отец Байрона был капитаном английской гвардии и не имел дворянского происхождения. Сам Джордж был его сыном от второго брака с Кэтрин Гордон. Мать была из известной, но обедневшей семьи. После смерти отца, когда Джордж был еще в малом возрасте, он воспитывался в семье матери в Шотландии. Это был сложный период его жизни. В это время он узнал, что означает нищета, отсутствие внимания со стороны семьи и насмешки сверстников из-за хроматы Джорджа. В одиннадцатилетнем возрасте его положение улучшилось: он унаследовал титул лорда и родовое имение. Он переехал в Англию и поселился в Ньюстеде, около Ноттингема.
В 1801 году Байрон поступил в среднюю школу в Хэрроу, а потом учился в Кембридже. В это время он жил довольно роскошно: занимался спортом, флиртовал, развлекался и насобирал много займов, из которых выбрался значительно позже, благодаря своей литературной деятельности. В этот период он много читал, особенно древнюю классическую литературу.
Еще во время обучения, в 1807 году, Байрон издал небольшой томик стихов, который был раскритикован писателями. На это Байрон ответил тем, что через год издал поэму «Английские барды и шотландские критики» (англ. English Bards and Scotch Reviewers), где в сатирическом стиле высмеял современную ему английскую литературу.
Летом 1809 года, в возрасте двадцати лет, Байрон оставил Англию и отправился в двухлетнее путешествие по Португалии, Испании, Мальте, Греции и Малой Азии. Это путешествие оказалось для поэта большой школой жизни. Он собрал много материала для дальнейшего творчества и сформировал собственные взгляды на жизнь. Результатом этого путешествия стал ряд мелких стихотворений и две первые части поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». После возвращения в Англию, Байрон добавил к поэме несколько частей и издал ее в 1812 году. Успех «Паломничества Чайльд-Гарольда» был как огромным, так и неожиданным. Байрон попал в центр общественного внимания.
После 1812 года Байрон начал активную работу в Палате Лордов. Там он декларировал свою громкую речь в защиту рабочих «Ода авторам билля, направленного против разрушителей станков» (англ. An Ode to the Framers of the Frame Bill, 1812), которая являлась первым произведением Байрона, в котором поэт обличал властные круги и открыто заявил о возможности справедливой расправы рабочих над своими душителями. В том же году Байрон выступил в Палате Лордов с еще одной речью — в защиту интересов ирландского народа, после чего, убедившись в лживости английской демократии, навсегда покинул парламент[1]. К этому добавились семейные проблемы. Брак с Анной Изабель Милбэнк (поженились в 1815 году) распался вскоре после рождения дочери Августы Ады. Общественность была настроена против Байрона, и он решил снова покинуть Англию. Литературным результатом этого беспокойного периода жизни стала серия поэм «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар».
Байрон посетил Бельгию, Германию, Швейцарию и Италию. В 1816 году, в Швейцарии, Байрон встретил другого представителя английского романтизма Перси Биши Шелли. Вместе с ним, Мэри Шелли и Джоном Полидори Байрон посетил Альпы и окрестности Женевского озера. В Италии поэт поселился сначала в Равенне, а потом в Венеции. Там он познакомился со своим последней большой любовью, графиней Гвиччиоли.
Политическая деятельность поэта, связанная с итальянским революционным движением карбонариев, направленным против Австрии, свидетельствует о демократических взглядах Байрона, а также о том, что он не отделял себя от своего творчества, а жил также как его герои, писал свои произведения о том, что сам чувствовал.
Венцом его творчества стала поэма «Дон Жуан», в которой представлены все конфликты тогдашней Европы. Она писалась в Италии в 1818—1824 гг. и состоит из шестнадцати песен. К сожалению, Байрон не смог ее закончить. В 1824 году, узнав о греческом восстании против турецкого владычества, Байрон оставил Италию и отправился в Грецию, где принял участие в деятельности штаба повстанцев в Миссолунги. Нездоровый климат, а так же тяготы солдатской жизни привели к тому, что он простудился и умер.
Последний портрет Байрона[править] Интересные факты
- В честь Байрона назван кратер на Меркурие.
- С именем Байрона связан новый тип мировосприятия и поведения жителей стран Европы в начале 19 века — байронизм. Этому типу было характерно сочетание чувства разочарования в действительности, ощущения катастрафичности бытия, потери идеалов, духа бунтарства.
- ↑ Лапидус Н. И., Малюкович С. Д. Литература XIX века. М.: Университетское, 1992. С. 66
cyclowiki.org
Джордж Байрон – биография, книги, отзывы, цитаты
Джордж Ноэл Гордон Байрон — английский поэт-романтик.
Бедность, в которой родился Байрон, и от которой не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере. Когда он родился, отец его уже спустил все свои земли, а мать возвратилась из Европы с небольшими остатками своего состояния. Леди Байрон поселилась в Абердине, и её «хромой мальчуган», как она называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведён в классическую гимназию. О детских выходках Байрона рассказывают много историй. Сёстры Грей, нянчившие маленького Байрона, находили, что лаской можно делать с ним, что угодно, но его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика чем попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но, однажды, как он сам рассказывал, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя. В гимназии он учился плохо, и Мэри Грей, читавшая ему псалмы и Библию, принесла ему более пользы, чем гимназические учителя. В мае 1798, сделавшись пэром, десятилетний Байрон так сильно влюбился в свою кузину Мэри Дафф, что, услыхав о её помолвке, впал в истерический припадок. В 1799 он поступил в школу доктора Глени, где пробыл два года и всё время лечил свою больную ногу, после чего достаточно поправился, чтобы надевать сапоги. В эти два года он учился очень мало, зато прочёл всю богатую библиотеку доктора. Перед отъездом в школу в Хэрроу Байрон снова влюбился — в другую кузину, Маргариту Паркер, и в ожидании свидания с ней не мог ни есть, ни спать. В 1801 он уехал в Хэрроу; мёртвые языки и древность вовсе не привлекали его, но зато он с огромным интересом прочёл всех английских классиков и вышел из школы с большими познаниями. В школе он славился рыцарским отношением к товарищам и тем, что всегда заступался за младших. Во время каникул 1803 он опять влюбился, но на этот раз гораздо серьёзнее, чем прежде — в мисс Чаворт — девушку, отца которой убил «дурной лорд Байрон». В грустные минуты своей жизни он нередко жалел, что она отвергла его.
В Кембриджском университете Байрон углубил свои научные знания. Но больше он отличился искусством плавать, ездить верхом, боксировать, пить, играть в карты и т. п., поэтому лорд постоянно нуждался в деньгах и, как следствие, «влезал в долги». В Хэрроу Байрон написал несколько стихотворений, и в 1807 в печати появилась его первая книга — «Часы досуга». Это собрание стихотворений решило его судьбу: выпустив сборник в свет, Байрон сделался совсем другим человеком. Беспощадная критика явилась в «Эдинбургском Обозрении» лишь спустя год, за который поэт написал большое количество стихов. Явись эта критика тотчас же после выхода книги, Байрон, может быть, совершенно бросил бы поэзию. «Я сочинил за полгода до появления беспощадной критики 214 страниц романа, поэму в 380 стихов, 660 строк „Босвортского поля“ и множество мелких стихотворений, — писал он мисс Фэгот, с семейством которой был дружен. — Поэма, приготовленная мной к печати — сатира». Этой сатирой он и ответил «Эдинбургскому Обозрению». Критика первой книги страшно огорчила Байрона, но свой ответ — «Английские барды и шотландские обозреватели» — он издал только весной 1809. Успех сатиры был громадным и смог удовлетворить уязвлённого поэта.
В июне этого же года Байрон отправился в путешествие. Можно предполагать, что молодой поэт, одержав блистательнейшую победу над своими литературными врагами, уехал за границу довольным и счастливым, но это было не так. Байрон покинул Англию в страшно подавленном состоянии духа, а, побывав в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии, вернулся ещё более угнетённым. Многие, отождествляя его с Чайльд Гарольдом, предполагали, что за границей, подобно своему герою, он вёл слишком неумеренную жизнь, но Байрон и печатно, и устно протестовал против этого, подчеркивая, что Чайльд Гарольд — только плод воображения. Томас Мур говорил в защиту Байрона, что тот был слишком бедным, чтобы содержать гарем, и, кроме того, питал романтическую страсть к неизвестной девушке, ездившей с ним, переодетой мальчиком. К тому же Байрона тревожили не только финансовые затруднения. В это время он потерял мать, и, хоть никогда не ладил с ней, но, тем не менее, очень скорбил.
27 февраля 1812 Байрон произнёс в палате лордов свою первую речь, имевшую большой успех, а через два дня появились две первые песни Чайльд Гарольда. Поэма имела баснословный успех, и 14 000 её экземпляров разошлись за один день, что сразу поставило автора в ряд первых литературных знаменитостей. «Прочитав Чайльд Гарольда, — говорит он, — никто не захочет слушать моей прозы, как не захочу и я сам». Почему Чайльд Гарольд имел такой успех, Байрон сам не знал, и говорил только: «Однажды утром я проснулся и увидал себя знаменитым».
Путешествие Чайльд Гарольда увлекло не только Англию, но и всю Европу. Поэт затронул всеобщую борьбу того времени, с сочувствием говорил об испанских крестьянах, о героизме женщин, и его горячий крик о свободе разнёсся далеко, несмотря на кажущийся циничный тон поэмы. В этот тяжёлый момент всеобщего напряжения он напомнил и о погибшем величии Греции. В данной поэме автор впервые вводит тип литературного героя, который позже получит название байронического героя.
Байрон был знаком с Муром, и тот ввёл его в высшее общество в качестве «льва». До этого времени он никогда не был в большом свете и теперь предался с увлечением вихрю светской жизни. Однажды вечером Даллас застал даже его в придворном платье, хотя Байрон ко двору не поехал. В большом свете хромой Байрон никогда не чувствовал себя свободно и высокомерием старался прикрывать свою неловкость.
В марте 1813 он издал без подписи сатиру «Вальс», в мае же напечатал рассказ из турецкой жизни «Гяур», навеянный его путешествием по Леванту. Публика с восторгом приняла этот рассказ о любви и мщении и ещё с большим восторгом встретила поэмы «Абидосская невеста» и «Корсар», вышедшие в том же году. В 1814 он издал «Еврейские мелодии», имевшие колоссальный успех и много раз переведённые на все европейские языки, а также поэму «Лара» (1814).
В ноябре 1813 Байрон сделал предложение мисс Милбенк, дочери Ральфа Милбенка, богатого баронета, внучке и наследнице лорда Уэнтворта. «Блестящая партия, — писал Байрон Муру, — хотя предложение я сделал не вследствие этого». Он получил отказ, но мисс Милбенк выразила желание вступить с ним в переписку. В сентябре 1814 Байрон возобновил своё предложение, и оно было принято, а в январе 1815 они обвенчались.
В декабре у Байрона родилась дочь по имени Ада, а в следующем месяце леди Байрон оставила мужа в Лондоне и уехала в имение к отцу. С дороги она написала мужу ласковое письмо, начинавшееся словами: «Милый Дик», и подписанное: «Твоя Поппин». Через несколько дней Байрон узнал от её отца, что она решилась никогда более к нему не возвращаться, а вслед за тем сама леди Байрон известила его об этом. Через месяц состоялся формальный развод. Байрон подозревал, что жена разошлась с ним под влиянием своей матери. Леди Байрон приняла всю ответственность на себя. Перед своим отъездом она призывала на консультацию доктора Больи и спрашивала его, не сошёл ли её муж с ума. Больи уверил её, что это ей только кажется. После этого она заявила своим родным, что желает развода. Причины развода были высказаны матерью леди Байрон доктору Лешингтону, и он написал, что причины эти оправдывают развод, но вместе с тем советовал супругам примириться. После этого леди Байрон сама была у доктора Лешингтона и сообщила ему факты, после которых он также не находил уже возможным примирение.
Истинные причины развода супругов Байрон навсегда остались загадочными, хотя Байрон говорил, что «они слишком просты, и потому их не замечают». Публика не хотела объяснить развод той простой причиной, что люди не сошлись характерами. Леди Байрон отказалась сообщить причины развода, и потому причины эти в воображении публики превратились во что-то фантастическое, и все наперерыв старались видеть в разводе преступления, одно ужаснее другого. Издание стихотворения «Прощание с леди Байрон», выпущенное в свет одним нескромным приятелем поэта, подняло против него целую свору недоброжелателей. Но не все порицали Байрона. Одна сотрудница «Курьера» заявила печатно, что если бы ей написал муж такое «Прощание», она не замедлила бы броситься к нему в объятия. В апреле 1816 Байрон окончательно простился с Англией, где общественное мнение, в лице «озёрных поэтов», было сильно возбуждено против него.
Перед отъездом за границу он продал своё имение Ньюстед, и это дало Байрону возможность не тяготиться постоянным безденежьем. Теперь он мог предаться уединению, которого так жаждал. За границей он поселился в вилле Диадаш, неподалеку от Женевы. Лето Байрон провел на вилле, совершив две небольшие экскурсии по Швейцарии: одну с Гобгаузом, другую с поэтом Шелли. В третьей песне «Чайльд Гарольда» он описывает свою поездку на поля Ватерлоо. Мысль написать «Манфреда» посетила его, когда на обратном пути в Женеву он увидал Юнгфрау. В ноябре 1816 Байрон переехал в Венецию, где, по утверждению своих недоброжелателей, вёл самую развратную жизнь, которая, однако же, не помешала ему создать большое количество поэтических произведений. В июне 1817 поэт написал четвертую песнь «Чайльд Гарольда», в октябре 1817 — «Беппо», в июле 1818 — «Оду к Венеции», в сентябре 1818 — первую песнь «Дон Жуана», в октябре 1818 — «Мазеппу», в декабре 1818 — вторую песнь «Дон Жуана», в ноябре 1819 — третью и четвёртую песни «Дон Жуана». В апреле 1819 он встретился с графиней Гвиччиоли, и они влюбились друг в друга. Графиня вынуждена была уехать с мужем в Равенну, куда вслед за ней поехал и Байрон. Через два года отец и брат графини — графы Гамба, замешанные в политическом скандале, должны были покинуть Равенну вместе с разведённой уже в то время графиней Гвиччиоли. Байрон последовал за ними в Пизу, где и жил по-прежнему под одной крышей с графиней. В это время Байрон горевал от утраты своего друга Шелли, утонувшего в заливе Спецции. В сентябре 1822 тосканское правительство приказало графам Гамба выехать из Пизы, и Байрон последовал за ними в Геную.
Байрон жил с графиней вплоть до своего отъезда в Грецию и в это время очень много писал.
В апреле 1816 Байрон посетил остров св. Лазаря (Венеция).
В июле 1823 Байрон оставил Италию, чтобы присоединиться к греческим повстанцам, которые вели войну за независимость против Османской империи. На собственные средства он купил английский бриг, припасы, оружие и снарядил полтысячи солдат, с которыми 14 июля 1823 отплыл в Грецию. Там ничего не было готово, предводители движения сильно не ладили друг с другом. Между тем издержки росли, и Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, а деньги отдал на правое дело повстанческого движения. Большое значение в борьбе за свободу Греции имел талант Байрона в объединении несогласованных группировок греческих повстанцев.
В Миссолонги Байрон заболел лихорадкой, продолжая отдавать все свои силы на борьбу за свободу страны. 19 января 1824 он писал Хэнкопу: «Мы готовимся к экспедиции», а 22 января, в день своего рождения, он вошёл в комнату полковника Стенхопа, где было несколько человек гостей, и весело сказал: «Вы упрекаете меня, что я не пишу стихов, а вот я только что написал стихотворение». И Байрон прочел: «Сегодня мне исполнилось 36 лет». Постоянно хворавшего Байрона очень тревожила болезнь его дочери Ады. Получив письмо с хорошей вестью о её выздоровлении, он захотел выехать прогуляться с графом Гамба. Во время прогулки пошёл страшный дождь, и Байрон окончательно захворал. Последними его словами были отрывочные фразы: «Сестра моя! дитя моё!.. бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю ей и жизнь!». 19 апреля 1824 поэт скончался. Тело его было отвезено в Англию и погребено в родовом склепе Байронов.
Джордж Гордон, лорд Байрон — национальный герой Греции.
www.livelib.ru
Джордж Гордон Ноэл Байрон. Биография и обзор творчества — Литературные статьи — Литература — Каталог статей
Джордж Гордон Ноэл Байрон. Биография и обзор творчества
Джордж Байрон — великий английский поэт, один из самых значительных литературных деятелей XIX в., родился 22 января 1788 г. в знатной семье.
В своем творчестве он освещал наиболее актуальные вопросы эпохи. Художественная ценность его произведений не уступает их исторической ценности и значимости. Его произведения стали непосредственным откликом на события Великой французской революции. В них отразилась позиция всего романтического движения как отдельного направления духовной жизни, возникшего в ответ на революционные события и Просвещение.
Дж. Байрон был тесно связан с устоями эпохи Просвещения сложными и крайне разносторонними отношениями. Будучи умнейшим человеком своей эпохи, он чутко ощущал все несоответствие утопических убеждений просветителей и реальное положение дел в Европе в результате Великой французской революции. Дж. Байрон стал одним из самых решительно настроенных и бунтарских вождей европейского романтизма, которого признали все соотечественники и современники. Однако несмотря на приверженность романтическим идеалам, Дж. Байрон не отказался от своих революционных идеалов, что разительно отличало его от его современников — представителей «озерной школы», которые считали, что невозможность реализации революционных идей является реальным отражением их собственной несостоятельности.
Сквозь призму своих собственных идеалов он смотрел на события современной жизни и видел в них не только необходимые политические действия, но и тот критерий нравственности, с которым он подходил к оценке окружающей его реальности. Послереволюционная эпоха, в которой жил и творил Байрон, принесла обществу новое видение законов развития человеческого социума. Поэтому поэт уже не мог, несмотря на все желание, всецело разделять веру деятелей эпохи Просвещения в безграничное могущество Разума как основного двигателя исторического развития. Если поэта и терзали сомнения по поводу истинности идей эпохи Просвещения и возможности их реального воплощения в жизнь (так как он был все же человеком, рожденным в довольно эгоистичное время), он никогда не подвергал сомнению ни нравственную, ни этическую ценность этих идей. Именно из такого огромного противоречия — между ощущением величия идей Просвещения и революционных идей и сомнений по поводу возможности их реализации в условиях современности — и возникло его уникальное искусство. Его поэзия пронизана противоречиями и колебаниями между добром и злом, светом и тьмой; стихи его пропитаны стремлением к недостижимому с печальным осознанием несовершенства законов истории.
Однако законы и эстетические основы творчества Дж. Байрона складываются не сразу. Его первый поэтический опыт — сборник стихотворений «Часы досуга», изданный в 1807 г., носит скорее подражательный характер, ориентируясь на опыт его предшественников. Вся яркость индивидуальности творчества великого английского поэта раскрылась лишь на более позднем этапе его становления как литературного деятеля. Началом этого нового периода стало появление в 1812 г. первых двух песен его великолепной поэмы «Странствия Чайльд Гарольда».
«Странствия Чайльд Гарольда»
В 1812 г. Дж. Байрон совершил путешествие по Европе, в ходе которого вел дневниковые записи. Эти разрозненные записки и легли в основу этого поэтического произведения. Предварительно Байрон придал им некую поэтическую целостность и видимость сюжетного единства. «Странствия Чайльд Гарольда» стали одной из важнейших вех литературного творчества поэта, которые к тому же принесли ему всемирную известность, и до сих пор по праву считаются важнейшим событием в истории мирового романтизма.
В основу произведения Байрон положил путешествие главного героя — Чайльд Гарольда, воссоздав с помощью такого приема панораму современной Европы. Главный герой созерцает различные страны и города с борта корабля, на котором совершает путешествие. А поэт описывает все увиденное героем с чисто романтической живописностью, используя множество лирических отступлений и ослепительную яркость красок. Дж. Байрон описывает нравы и традиции разных стран, очень подробно описывая национальные особенности и колорит.
Однако, несмотря на такое изобилие оттенков и цветов, на бурную игру красок, произведение обладает внутренней целостной структурой. В нем каждая отдельно взятая страна — Греция, Испания или Италия — наделена собственным индивидуальным лицом, составляя вместе с тем полноценную картину целостного мира. Источником такой целостности произведения является не столько отсутствие сюжета как такового, сколько наличие определенного тематического мотива, который и отвечает за воплощение основной идеи произведения. Тематическим мотивом произведения является трагедия Европы после Великой революции, когда прекрасный освободительный порыв завершился повсеместной тиранией. Поэма успела запечатлеть порабощение народов всего мира, так как была написана в период начинающегося кризиса империи Наполеона (когда на смену ей приходят другие формы угнетения).
В своей поэме Дж. Байрон продолжает бороться с тиранией, демонстрируя тем самым, что дух борьбы не угас. Это видно и в борьбе испанских крестьян с чужеземными завоевателями, и в твердой гражданской позиции гордых албанцев. Все же автор понимает, что свобода, такая, какой она была раньше, скорее уходит в воспоминания и легенды, и что в странах, где прежде процветала демократия, последним прибежищем свободы является лишь забытая историческая традиция. Греки уже даже отдаленно не напоминают свободных жителей Эллады, они стали покорными, бессловесными рабами нового мира.
И под плетьми турецкими смирясь,
Простерлась Греция, затоптанная в грязь.
В скованном и порабощенном мире свободной осталась лишь природа, чье пышное и радостное великолепие представляет собой контраст со злобой и жестокостью, царящими в мире людей.
Пусть умер гений, вольность умерла,
Природа вечная прекрасна и светла.
Несмотря на столь упаднические настроения, царящие в созерцаемой героем Европе, Дж. Байрон не теряет веры в возможность возвращения столь желанной свободы. Вся энергия автора направлена на воскрешение еле теплящегося революционного духа, он призывает народ подняться на борьбу с тиранией, так как не является просто созерцателем мировой истории, как его герой, а считает себя ее вершителем. Именно ощущение бесконечности человеческой души и ее единения с целым миром в сочетании с прекрасными пейзажными зарисовками и яркостью красок сделало произведение Дж. Байрона высочайшим достижением романтического искусства XIX в.
В сознании настоящих почитателей творчества английского поэта, таких как А. С. Пушкин, он остался главным образом автором «Чайльд Гарольда». В поэме нашел свое воплощение дух свободолюбия, причем не только по содержанию, но и по своему литературному воплощению. Сам образ внутреннего героя — одинокий скиталец, опустошенный и трагический — был очень созвучен современности. И хотя он не является автопортретом автора, как многим хотелось бы думать, в его образе уже наметились основные черты характера и личности, которые стали обязательными для всех романтиков и оппозиционно настроенных литературных героев XIX в.
«Восточные поэмы»
В «Странствиях Чайльд Гарольда» автор уже заложил основу для конфликта между личностью и обществом, который позже лег в основу большинства произведений XIX в.
Намного четче этот конфликт прорисовывается в более поздних произведениях автора, которые были изданы с 1813 по 1816 гг. и собраны в сборник под названием «Восточные поэмы». В этот сборник вошли шесть поэм: «Гяур», «Корсар», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа». В этих поэмах автор закончил формирование своего героя и его тяжелых отношений с окружающим миром и с самим собой. В этих произведениях впервые была сформулирована концепция романтической личности, которая появилась как продукт переоценки просветительских взглядов на человеческую личность. Именно благодаря этому «Восточные поэмы» занимают особое место как в творческой карьере Байрона, так и в истории романтизма.
Дж. Байрон сумел обобщить опыт своих современников и благодаря этому осветить, в рамках литературы XIX в., новую психологическую проблематику. Критики его времени называли Байрона «певцом свободы» и «художником, открывшим тайные глубины человеческой души». Например, В. Г. Белинский, делая рецензию на «Шильонского узника» в переводе В. А. Жуковского, писал о «страшных подземных муках отчаяния, начертанных молниеносною кистию титанического поэта Англии*. А поэт А. С. Пушкин, говоря о том же самом произведении, отметил иную его сторону: «трогательное развитие сердца человеческого*. Богатство внутреннего мира своих современников Дж. Байрон раскрывает через использование особой романтической символики.
Дж. Байрон нашел нужный ключик к сердцам современников, ведь именнр такой романтический слог был близок его читателям. Именно таки^ представления сложились у современников поэта о неисчерпаемой загадке человеческой души в начале XIX в. Конечно, на сознание людей огромное влияние оказали и Великая революция, и сама личность Наполеона, окутанная тайнами, вокруг которых изначально складывались легенды.
Основополагающим принципом «Восточных поэм» Байрона является противопоставление романтического иррационального человека — героя XIX в. — разумному и рациональному человеку — герою века Просвещения.
Все в этих поэмах служит для того, чтобы наилучшим образом воссоздать черты характера главного героя: система образов, литературная композиция, язык, стилистика, расстановка персонажей, их отношения с главным героем. Дж. Байрон кардинально меняет традиционные жанровые формы и отказывается от принятой у классицистов логической последовательности изложения событий, т. е. все составные части сюжета меняются местами (например, в первой поэме «Гяур» действие начинается с конца). Именно такой принцип сюжетного построения создает ассоциацию с неким лирическим потоком, который не ограничивается никакими рамками. Таким же литературным приемом воспользовался М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри». Собственно, все особенности литературного изложения Дж. Байрона направлены на то, чтобы лучше показать читателям бурную и страстную мятежную натуру главного героя, который в любой момент готов сбросить с себя материальные и моральные оковы, которые на него налагает окружающее общество. Основными характерными признаками «Восточных поэм» являются бешеный ритм повествования, разнообразие лирических оттенков и взволнованные интонации. Кроме этого, в каждой поэме мы видим совершенно однотипного главного героя, он как бы переходит из поэмы в поэму, меняя имена, но его характерные особенности неизменны — это одинокий странник, который проносит сквозь свою жизнь мечту о свободе. А. С. Пушкин так писал об однообразии байроновских героев: * Байрон… создал себя вторично… В конце концов он постиг, создал и описал единый характер (именно свой), все, кроме некоторых сатирических выходок… отнес он к… мрачному, могущественному лицу, столь таинственно пленительному».
Поэтому, чтобы составить целостное представление о цикле «Восточные поэмы», достаточно познакомиться лишь с одной — поэмой «Корсар», ибо в ней наиболее ярко показан конфликт между незаурядной, выдающейся личностью и враждебным окружающим обществом. Главный герой поэмы «Корсар» — заядлый морской разбойник, который уже лишь из-за своего занятия становится чуждым обществу изгоем. Образ жизни, который он ведет, — это образ жизни преступника — вызов существующим государственным законам, которые главный герой постоянно нарушает, и моральным нормам. Истинная причина такого жесткого противостояния главного героя и окружающего мира раскрывается в процессе сюжетного развития произведения. Проводником к глубокому идейному замыслу является образ моря, которое предстает перед читателями в песне моряков в самом прологе. Обращение к морю часто встречается в произведениях Дж. Байрона и является его лирическим мотивом. А. С. Пушкин даже называл Байрона «певцом моря», сравнивая его с этой великой стихией:
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец!
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен.
Как ты, ничем неукротим.
«К морю»
Внутренний мир героя — пирата Конрада — это то же море, он такой же бурный, неудержимый и свободный, восстающий против любых попыток сковать его свободу, не укладывающийся ни в какие общепринятые среднестатистические рамки и формулы. В этом образе слились вместе добро и зло, жестокость и милосердие, бурные мятежные порывы и глубокая тоска по гармонии. Пират — человек необузданных страстей, он способен и на жестокие убийства и на благородные героические поступки (во время пожара на корабле его врага — паши Сеида — он спасает из огня его жен). Такая раздвоенность его обра.^а находит свое выражение в двух влюбленных в него девушках, каждая из которых является отражением одной из сторон его личности. С одной стороны нежная и любящая Медора — олицетворение доброты главного героя и его тяги к внутренней гармонии — это истинная любовь Корсара. С другой стороны — пылкая и страстная Гюльнар — воплощение второго внутреннего «я* Конрада. Будучи безумно влюбленной в главного героя, она идет его же преступным путем и убивает своего мужа, чтобы ничто не мешало ей быть с возлюбленным. Именно тут раскрывается истинная трагедия героя — из*за него, из-за его необузданных страстей умирают невинные люди, которые тем или иным образом с ним связаны. Даже его возлюбленная Медора погибает из-за тревоги за его жизнь. Корсар, сам того не хотя, сеет вокруг себя разрушение и смерть, как бы управляемый зловещим роком. Несмотря на то, что герой пытается найти оправдание своим безнравственным и беззаконным поступкам («Да, я преступник, как и все кругом. О ком скажу иначе я, о ком?*), он чувствует свою неразрывную связь с преступным миром и причастность к совершенным преступлениям. Это и является причиной внутреннего душевного распада. Его образ жизни неимоверно тяготит его самого, создается впечатление, что он ему навязан окружающим преступным миром. Истина в том, что он, будучи свободолюбивым бунтарем, хоть и отвергает устои общества, но не создан для преступлений:
Он для добра был сотворен, но зло
К себе, его коверкая, влекло.
Глумились все, и предавали все;
Подобно чувство выпавшей росе
Под сводом грота; и как этот грот,
Оно окаменело в свой черед,
Пройдя свою земную кабалу…
Рассказывая историю становления своего героя, Дж. Байрон рассказывает нам, что его герой был любящим, добрым и чистым человеком до тех пор, пока бездушное, мрачное общество не начало подвергать его гонениям и постоянной травле, как и все самобытное и свободное, что существует в мире. Байрон верен принципу Руссо: «Все выходит чистым из рук творца, все портится в руках человека. Автор идеализирует личность главного героя и его душевное состояние, возлагая весь груз ответственности за его нравственное падение на ничтожное и мелочное общество.
Столь яростный и бурный протест Байрона, направленный против порабощения личностных свобод буржуазными отношениями, оказал огромное художественное воздействие на его современников. Наиболее проницательные из современ- ‘ ников поэта, например А. С. Пушкин, увидели сквозь свободолюбие и своеволие байроновских героев потенциальную опасность в виде «безнадежного эгоизма» — *Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм».
Такая сторона характеров героев Байрона возникла на ; вполне реальной исторической основе. Многие критики — современники Дж. Байрона угадывали в чертах характеров его S героев черты Наполеона. Столь выдающаяся гордыня и эгоизм, которыми автор награждал многих своих героев, есть не | что иное, как глубинное проникновение в дух эпохи — это отражение великого таланта Байрона, чьи произведения имели огромное влияние не только на своих современников, но и на j развитие литературы в целом.
Лирика
Развитие лирики Дж. Байрона хронологически представляет собой не какой-то определенный отрезок времени, а неразрывно связан со всем его творческим путем, однако основные лирические принципы были заложены в период с 1812 по 1815 гг. Герой лирического творчества Байрона развивался и эволюционировал вместе с ним, однако основные черты всегда оставались неизменными: тоска, бунтарство, нежелание мириться с реальностью, страстность и гипертрофированное свободолюбие, объединяющие различные тематические аспекты общим поэтическим лирическим «я». Хотя и существует условное деление лирических произведений Дж. Байрона на две категории: интимно-психологическую и мятежно-бунтарскую.«
Такое богатство и разнообразие психологических портретов главных героев вызвало огромный общественный резонанс среди современников — читателей и критиков, который не прекращался в течение всего XIX в. не только в Англии, но и во всей мировой поэзии. В большей степени это связано с тем, что практически каждый поэт Европы мог найти в стихах Байрона отзвуки собственных мыслей и чувств, поэтому, используя стихи английского поэта для самовыражения, каждый считал, что выражает самого себя. Наиболее яркое представление о лирических произведениях Байрона можно получить, прочитав стихотворение «Душа моя мрачна», над переводом которого потрудился М. Ю. Лермонтов: ему было крайне близко настроение, изображенное в этом образчике лирической литературы. Это произведение было навеяно автору библейскими сказаниями, и оно с огромной силой демонстрирует состояние мрачной и суровой душевной скорби. Стихотворение построено на постепенно нарастающем ощущении скорби и тоски, невыносимого груза печали. Неуклонно нарастающий драматизм достигает своей кульминации в последних строфах:
Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал — теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный.
Лирические мотивы появляются и в стихотворениях, посвященных Греции, мысль об освобождении которой проходит сквозь все творчество Байрона. Волнение и эмоциональность, особая ностальгическая окраска произведения, которая появляется при вопоминаниях об этой великой стране, присутствует в самых ранних лирических стихах поэта:
О Греция, восстань!
Сиянье древней славы Борцов зовет на брань,
На подвиг величавый.
«Песнь греческих повстанцев»,
перевод С. Я. Маршака
В более поздних стихотворениях, посвященных Греции, появляется больше личного, интимного. Так, например, в стихотворении «Последние строки, обращенные к Греции», написанном в 1824 г., накануне своей смерти, автор обращается к этой далекой, но любимой стране, как к любимой женщине:
Люблю тебя! не будь со мной суровой!
Моей любви нетленная основа!
Я твой — и с этим мне не совладать!
В своих лирических произведениях Байрон описывал и свою гражданскую позицию:
Встревожен мертвых сон, — могу ли спать?
Тираны давят мир, — я ль уступлю?
Созрела жатва.—мне ли медлить жать?
На ложеколкий терн; я не дремлю;
В моих ушах, что день, поет труба.
Ей вторит сердце…
Перевод А. Блока
«Манфред»
Идея необходимости и правомерности революционного насилия наиболее подробно рассматривается Дж. Байроном в философско-драматическом произведении «Манфред», написанном в 1816 г. В самом начале произведения автор вложил в уста главного героя — мага Манфреда собственные мысли, в которых четко отражается переосмысление поэтом исторического опыта и переоценки собственных ценностей:
Не странно ли, что я еще имею Подобие и облик человека,
Что я живу? Но скорбь — наставник мудрых;
Скорбь — знание, и тот, кто им богаче,
Тот должен был в страданиях постигнуть,
Что древо знания — не древо жизни.
Науки, философию, все тайны
Чудесного и всю земную мудрость Я все познал, и все постиг мой разум,
Что пользы в том? — Я расточал добро
И даже сам встречал добро порою…
Байрон как бы впускает читателей во внутренний мир героя, показывая всю трагедию душевных метаний, намеки на которые уже были в «Восточных поэмах». Манфред — это своеобразное перевоплощение Фауста с налетом романтизма. Подобно Фаусту он разочаровался в полученных им знаниях и, обретя безграничную власть над стихиями, впадает в состояние серьезного внутреннего конфликта с самим собой. Он гуляет по альпийским вершинам, не чувствуя ни удовлетворения, ни покоя. В попытках убежать от самого себя он обращается к подвластным ему духам, однако они тоже оказываются бессильны. Такие сложные душевные переживания, которые лежат в основе драматизма всего произведения, являются еще одним способом показать извечный байроновский конфликт главного героя с окружающим миром. Даже уйдя от мира, главный герой остается с ним неразрывно связан. В этом произведении Байрон наиболее ярко показывает, что все серьезные разрушения тянутся из собственного человеческого сознания. Столь глобальная индивидуальность каждого выдающегося человека, каждой значимой и весомой личности выступает в роли знамения современного мира. Являясь сыном своей эпохи, он, так же как Наполеон, является обладателем масштабного, эпохального сознания. Иными словами, драма Манфреда — это романтизированный вариант истории вознесения и падения Наполеона. Об их сходстве говорит и песня Судеб из уст пролетающих над Манфредом голосов:
Злодей венценосный,
Низвергнутый в прах,
Томился в изгнанье,
В забвенье, в цепях.
Я цепи разбила,
Расторгла тюрьму,
Я власть и свободу
Вернула ему:
Потоками крови он землю зальет,
Народ свой погубит — и снова nademi
Манфред пытался познать скрытые тайны бытия ценой человеческих жизней, даже ценой жизни своей возлюбленной Астарты:
Нет, не рукою — сердцем,
Которое ее разбило сердце:
Оно в мое взглянуло и увяло;
Я пролил кровь, кровь не ее, и все же
Была пролита кровь ее.
Несмотря на всю романтичность и таинственность, которой окутана Астарта, она очень схожа с Маргаритой Гете, так как в основе их судеб лежит идея обязательных издержек и случайных жертв истории. Однако исторические события и их разрушительные последствия, которые наблюдали оба автора в начале XIX в., нашли в их творчестве различное отражение. Если Гете оптимистично полагал, что прогресс — это следствие непрерывного поступательного исторического движения в его единстве разрушения и созидания, то Байрон считал, что проблема исторических издержек и случайных жертв неразрешима, так как представлял себе историю как цепь катастроф.
Несмотря на то, что поэт в своем творчестве признал силу и мощь неподвластных человеческому сознанию законов исторического развития, он отказывается сдаваться и отступать перед враждебными обществу началами бытия. Главный герой Манфред до последней минуты своей жизни отстаивает свое право мыслить, отвергнув помощь религии и замкнувшись в себе. Умирая в одиночестве в своем замке, он говорит духу такие слова:
За добрые и злые помышленья
Меня не искушал ты и не мог
Ни искушать, ни обольщать, — я жертвой
Твоей доныне не был — и не буду.
Сгубив себя, я сам и покараю
Себя за грех. Исчадья тьмы, рассейтесь!
Я покоряюсь смерти, а не вам!
Такая непреклонность воспевается Байроном как единственно достойная форма человеческого поведения. Даже сам жанр, выбранный поэтом для этого произведения, — монодрама, т. е. драма с одним главным героем, вокруг которого закручивается сюжетная линия, говорит об этом. Детальная прорисовка образа главного героя занимает все поэтическое пространство произведения и приобретает небывалые масштабы. Внутренний мир героя — это целая вселенная, из глубин которой появляется все, что существует в мире. Главный герой сам вершит свою судьбу, являясь носителем ада и рая. Именно благодаря наличию такого великого бунтующего духа рождаются критические протестующие мысли.
«Шильонский узник»
В отличие от «Манфреда», который является заключительным произведением закончившейся эпохи, «Шильонский узник», написанный в 1816 г., является ознаменованием нового этапа литературного и творческого развития поэта. Поэма была написана во время пребывания автора в Швейцарии на основе совершенно реальных трагических событий. В далеком 1530 г. гражданин Женевы Франсуа де Бонивар был заключен в Шильонскую тюрьму по обвинению в преступлениях религиозного и политического характера. В тюрьме он пробыл 7 лет. Взяв за основу эту крайне трагическую историю, Байрон написал одно из самых скорбных своих произведений, вложив в него современный смысл. В устах поэта это произведение облекло вид обвинения в адрес политической реакции любого вида. Образ Шильонского замка, служившего тюрьмой, приобрел у Байрона масштабы угрожающего мира тирании, мира-тюрьмы, где ни в чем не повинные люди терпят адские муки за приверженность своим нравственным и патриотическим идеалам. В. Г. Белинский сказал: ад са мого Данте кажется каким-то раем». Узники здесь погребены в каменные гробницы, которые постепенно убивают не только их тело, но и душу, причем физически узник остается живым, однако душа его постепенно гаснет. Окружающая тьма постепенно проникает в душу человека и сеет в нем разрушение и хаос:
И виделось, как в тяжком сне,
Все бледным, темным, тусклым мне…
То было — тьма без темноты;
То было — бездна пустоты
Без протяженья и границ;
То были образы без лиц;
То страшный мир какой-то был.
Без неба, света и светил,
Без времени, без дней и лет,
Без промысла, без благ и бед,
Ни жизнь, ни смерть — как сон гробов,
Как океан без берегов,
Задавленный тяжелой мглой,
Недвижный, темный и немой…
Перевод В. А. Жуковского
Трагедия заключается в том, что мученик, верный своим идеям, не предает их, он просто становится равнодушным ко всему окружающему, смирившись со своим заточением; ему даже начинает нравиться его темница:
Когда за дверь своей тюрьмы
На волю я перешагнул,
Я о тюрьме своей вздохнул.
Поэма «Шильонский узник» пронизана глубоким психологизмом, в ней уже намечается направление творческой эволюции Байрона — все его последующие произведения переполнены альтруистическими и гражданскими мотивами. Важную роль в творчестве великого поэта сыграли его непосредственное участие в освободительном движении европейского народа и сближение с борцами за независимость Италии во время его переезда в Венецию. Обогащенный новыми впечатлениями, он наделяет своего героя новыми чертами — теперь он человеколюбив и берет на себя весь груз человеческих страданий.
6. «Каин»
Во второй философско-религиозной драме английского поэта — «Каин» — как бы нашли свое продолжение мысли и идеи, выраженные в «Манфреде». В центре сюжета стоит главный герой — убийца собственного брата, который называет себя Богоборцем и ведет войну против тирана Иеговы. Сам поэт называет свое творение «мистерией» и использует библейские сюжеты лишь с целью более удобного ведения диалога. Как ни странно, Бог в этой поэме представлен не только как символ веры и всего религиозного, что есть в мире, но как высшее проявление тиранического произвола. Иегова воплощает в себе и угрожающе растущую власть церкви над мыслями людей, и общепринятые законы бытия, не внемлющие ни человеческим скорбям, ни страданиям. В своей поэме Байрон противопоставляет-этому всеобъемлющему, многогранному мировому злу идею бесстрашного и отважного человеческого разума (поддерживая идеи просветителей), который не приемлет жестокость и несправедливость, господствующие в мире.
Будучи сыном Адама и Евы, которых изгнали из рая за стремление познать истину и разницу между добром и злом, Каин подвергнул сомнению, их утверждения о том, что Бог милостив и справедлив в любых своих деяниях. Каин считает, что подобные утверждения родителей вызваны скорее страхом перед Богом, нежели уверенностью в его справедливости. На пути исканий истины покровителем мальчика становится Люцифер (одно из имен сатаны), чей великий и печальный образ играет роль обозленного бунтующего разума. Противоречивая фигура Люцифера определяется идеей автора о взаимосвязанности двух начал — добра и зла, жизни и истории. Сотворенное Люцифером зло на самом деле не является его первоначальной целью, о чем он говорит Каину: быть твоим создателем хотел и создал бы тебя иным*. Уже не в первый раз в произведениях Байрона мы встречаемся с тем, что тот, кто хотел бы быть благочестивым творцом, становится жестоким разрушителем.
Те знания, которые несет людям Люцифер, также противоречивы, как и весь его образ. Знакомя Каина с секретами мироздания, он совершает с ним путешествие в надзвездное пространство. Мрачная картина ледяной и безжизненной Вселенной окончательно убеждает главного героя в том, что основным законом мироздания является господство смерти и тьмы. Окончательно Каин уверяется в справедливости своих убеждений вернувшись на землю окончательным врагом Божьим, который, по его мнению, дает жизнь лишь для того, чтобы впоследствии ее забрать. В порыве слепой ярости Каин обрушивает свой гнев, обращенный на Иегову, на смиренного брата Авеля.
Этот акт жестокости как бы завершает последний этап в познании жизни Каином. Он на собственном опыте познает вездесущность зла, когда его порыв к добру влечет за собой преступление. Протест против Бога оборачивается для героя собственными страданиями Ненавидя смерть, он первый привносит ее в свой мир.
Поэма была написана в 1821 г. после того, как потерпело окончательный разгром движение карбонариев в Италии. В эту поэму Байрон вложил всю свою скорбь и трагическое отчаяние по поводу невозможности воплощения благородных надежд всего человечества и обреченности восстания против суровых законов жизни и истории.
Постепенно Байрон переосмысляет понятие истории и рассматривает ее не как таинственное стечение обстоятельств, а как совокупность реальных отношений общества людей. Такие мысли обогащают поэзию Байрона и делают ее более реалистичной.
В 1823 г. Дж. Байрон пишет сатирическое произведение — поэму «Бронзовый век». В нем автор открыто выражает свои мысли по поводу новой эпохи, наступившей после крушения империи Наполеона. Бесславная эпоха достигла своей кульминации в 1821 г., когда умер Наполеон Бонапарт. Поэма преисполнена тоской по прошлой эпохе и едкой насмешкой над современностью, а также содержит скорбь по умершему великому человеку. Несмотря на то, что в своих более ранних произведениях поэт осуждал политику завоевания французского монарха, для него, как и для большинства его современников, Бонапарт оставался фигурой, ассоциирующейся с Великой революцией. В условиях нарастающей реакции именно эта революционная сторона великого павшего «владыки» представлялась наиболее главной. Именно поэтому в поэме «Бронзовый век» автор восстанавливает образ Наполеона (хотя не забывает вновь указать на его прежние «заблуждения»), В глазах Байрона окончательное падение тирана выглядит крайне трагично, потому что означает не только окончательное падение революции, но и поражение человека. В своем произведении он продемонстрировал победу заурядной личности над гением, глупости над разумом. Собрав воедино все свои наблюдения над современной эпохой, автор дал ей название «Бронзовый век»: это эпоха всеобъемлющей посредственности, господство которой несет не только гражданское, но и духовное угнетение.
«Дон Жуан»
В 1824 г. Джордж Байрон пишет стихотворный роман «Дон Жуан», в котором развивает идеи, высказанные в «Бронзовом веке». В отличие от предыдущих произведений, повествующих о жизни великого соблазнителя, рисуя его как сильную и активную личность, Байрон показывает нам не человека, соблазняющего женщин, а соблазняемого, который не может устоять перед искушением и давлением окружающего общества. Сам байроновский герой не лишен чувства достоинства и благородства, но поскольку обстоятельства почти всегда оказываются сильнее него, своим благородным порывам он уступает лишь изредка. Наличие таких всемогущих обстоятельств и является источником иронии, которая пронизывает весь роман. Ирония Байрона, как ни странно, направлена против романтизма, так как содержит в себе тоску по романтическим идеалам.
В этом произведении, помимо основной, центральной темы, существует и второе поэтическое измерение, главным героем которого является сам повествователь. Его речи одновременно и едкие и сатирические, и лирические, в них вырисовывается образ развращенного и корыстного мира, изображение реальной картины которого и было основным замыслом великого поэта. Байрон делает акцент на таких чертах современности, как беспринципность политики, продажность литературы, культ денег и процветающая коррупция. Описывая эти черты современного общества с подвластной лишь Байрону широтой и конкретикой, он окончательно формулирует свое революционное кредо. Из записей в дневнике поэта, сделанных в то же время, следует, что он хотел дать идее революции не только образное, но и сюжетное воплощение. По его замыслу Дон Жуан должен был стать непосредственным участником французской революции и погибнуть, находясь в самой гуще революционных потрясений.
Неизменность жизненной позиции Байрона подтверждает и его внезапная смерть, которая настигла поэта в греческой крепости Миссолунги, куда он приехал для того, чтобы принять участие в освободительном движении греческого народа. По приезде в крепость поэт заболел лихорадкой. Получив радостное известие о выздоровлении своей дочери, он захотел прогуляться по окрестностям и попал под сильнейший дождь, чем еще более усугубил свое болезненное состояние. Последними словами великого английского поэта были: «Сестра моя! Дитя мое!., бедная Греция!., я отдал ей все время, состояние, здоровье!., теперь отдаю ей и жизнь!» 19 апреля 1824 г. Дж. Байрон скончался в возрасте 36 лет. Его тело похоронено в семейном склепе в Ноттингемшире.
www.winstein.org
Джордж Г. Байрон — краткая биография.
Джордж Ноэл Гордон Байрон, которого часто упоминают как лорда Байрона, поэт, прославившийся на весь мир романтическими произведениями, появился на свет в Лондоне 22 января 1788 г. в семье аристократа, промотавшего свое состояние. Будучи маленьким, он оказался в Шотландии, в Абердине, на родине матери, куда она уехала с сыном подальше от авантюриста-мужа. Байрон родился с физическим недостатком, хромал, и это наложило отпечаток на все его дальнейшую жизнь. Повлиял на формирование его как личности непростой, истеричный характер матери, усугубленный бедностью.
Когда Джорджу было 10 лет, в 1798 г. их маленькая семья вернулась в Англию, в родовое поместье Ньюстед, которое вместе с титулом досталось ему по наследству от умершего двоюродного дедушки. В 1799 г. он в течение двух лет проходил обучение в частной школе, но не столько учился, сколько лечился и читал книги. С 1801 г. продолжил образование в колледже Гарроу, где его интеллектуальный багаж значительно пополнился. В 1805 г. стал студентом Кембриджа, но не меньше, а то и больше штудирования наук его привлекали другие стороны жизни, он развлекался: кутил и играл в карты на дружеских пирушках, овладевал искусством верховой езды, бокса, плавания. Все это требовало немалых денег, и долги молодого повесы росли как снежный ком. Университет Байрон так и не закончил, а главным его приобретением той поры была крепкая дружба с Д.К. Хобхаусом, длившаяся до самой смерти.
В 1806 г. увидела свет первая книга Байрона, опубликованная под чужим именем, — «Поэмы на разные случаи». Дописав к первому сборнику еще более сотни стихов, он спустя год выпустил, на этот раз под собственным именем, второй – «Часы досуга», мнения о котором были диаметрально противоположными. Его сатирическая отповедь критикам «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809) получила широкий резонанс и стала своеобразный компенсацией за удар по самолюбию.
В июне 1809 г. Байрон вместе с верным Хобхаусом покинул Англию — не в последнюю очередь из-за того, что сумма его задолженности кредиторам катастрофически увеличивалась. Он посетил Испанию, Албанию, Грецию, Малую Азию, Константинополь – путешествие длилось два года. Именно в этот период была начата поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», герой которого во многом отождествлялся публикой с автором. Публикация именно этого произведения в марте 1812 г. (из путешествия Байрон вернулся в июле 1811 г.) стала поворотным пунктом в его биографии: поэт в одночасье проснулся знаменитым. Поэма прославилась на всю Европу, породила новый тип литературного героя. Байрона ввели в высшее общество, и он не без удовольствия окунулся в светскую жизнь, хотя и не смог избавиться от ощущения неловкости из-за физического изъяна, пряча его за высокомерием. Его творческая жизнь также была весьма насыщенной: увидели свет «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1813), «Еврейские мелодии» (1814), «Лара» (1814).
В январе 1815 г. Байрон обвенчался с Анабеллой Милбенк, в декабре у них родилась дочь, но семейная жизнь не заладилась, супруги развелись. Причины развода обросли слухами, плохо отражавшимися на репутации поэта; общественное мнение сложилось не в его пользу. В апреле 1816 г. лорд Байрон покинул родину, чтобы больше туда не вернуться. Лето он жил в Женеве, а осенью переселился в Венецию, и его образ жизни там многие считали аморальным. Тем не менее поэт продолжал много писать (4-ая песнь «Чайльд-Гарольда», «Беппо», «Ода к Венеции», 1-ая и 2-ая песнь «Дон-Жуана»).
Апрель 1819 г. подарил ему встречу с графиней Терезой Гвиччиоли, которая была его любимой женщиной до конца жизни. Обстоятельства заставляли их периодически менять место жительства, среди которых были Равенна, Пиза, Генуя, пережить немало событий, однако Байрон по-прежнему был творчески очень активен. В этот период им были написаны, к примеру, «Пророчество Данте», «Первая песня Морганте Маджиора» — 1820, «Каин», «Видение страшного суда» (1821), «Сарданапал» (1821), «Бронзовый век» (1823), писались одна за другой песни «Дон-Жуана» и др.
Байрон, никогда не знавший меры в желаниях, стремившийся получить от жизни как можно больше, пресытившийся доступными благами, искал новых приключений и впечатлений, пытаясь избавиться от глубокой душевной тоски и тревоги. В 1820 г. он примкнул к движению итальянских карбонариев, в 1821 г. безуспешно пытался издавать в Англии журнал «Либерал», а в июле 1823 г. с энтузиазмом ухватился за возможность отбыть в Грецию для участия в освободительной борьбе. Чтобы помочь местному населению сбросить османское иго, Байрон не жалел ни сил, ни денег (продал все свое имущество в Англии), ни таланта. В декабре 1923 г. он заболел лихорадкой, и 19 апреля 1824 г. изнурительная болезнь поставила точку в его биографии. Похоронили поэта, чья душа никогда не ведала покоя, в Ньюстеде, родовом имении.
www.wisdoms.one