Джордано бруно философия основные идеи кратко: Философия Джордано Бруно: основные идеи

Содержание

Философия Джордано Бруно: основные идеи

Сколько сказано, сколько написано великими умами массивных трудов. Порой не хватает воображения, памяти, чтобы постичь тонкости изложенного. Но не всегда пропагандируемые догмы служили жизненным девизом для самих мыслителей. Как не хватает порой храбрости отстоять свои идеалы, чтобы не прослыть «чудаком» перед соседями, так не хватает силы воли довести начатое до конца и стать примером собственного мировоззрения.

Джордано Бруно является одним из немногих смельчаков, отважившимся отдать за свою идею жизнь. Результатом его подвига стало рождение понятия «Джордано Бруно философия», которое отображает жертвенность личных благ перед светом науки

Путь мыслителя от рождения до смерти

Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.

К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.

Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.

Роль материи в познании мира

Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа.

Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью.

Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.

Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве. Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи. К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.

Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.

Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.

Метафизическая философия

Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.

Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.

Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.

Понятие натурфилософии

Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.

По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.

Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Сущность естественного подобия

Теория универсального разума отражает сущность естественного подобия – «чистый разум» (позже определение ввел Гегель) сконцентрирован на создании. Хотя он и не имеет лица, имени, плоти, является абстрактным понятием, в этом заключается сходство интеллекта с божественным началом. Бруно впервые выдвинул подобную теорию, когда философствовал о первопричинах. Многие ученые-схоластики осудили концепцию, так как она заменяла авторитет церковных догматов принципом сомнения, свободой мысли, слова. Вера считалась последней инстанцией, а мыслитель предложил заменить ее научным знанием.

Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.

По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Философия Джордано Бруно — Русская историческая библиотека

Содержание:

Методология Джордано Бруно

Учение Бруно о безграничности Вселенной

Пантеизм Бруно. Философское учение о всепроникающем Божестве

Единичное и универсальное в философии Джордано Бруно

Оценка философии Бруно

Последователи Бруно. Ванини

Читайте также статью Джордано Бруно – биография

Методология Джордано Бруно

Ввиду фантастических и поэтических стремлений мышления Джордано Бруно, довольно странное впечатление производят его бесчисленные методологические сочинения. Дело в том, что они, по крайней мере в первое время, ровно ничем не связаны с его собственной философией и неустанно домогаются привести в исполнение причудливую затею, возникшую во времена схоластики. Выражение сознания собственной бесплодности можно видеть именно в том, что схоластическая философия в поздний период своего развития занялась проектом изобрести нечто вроде машины для фабрикации мыслей. Раймунд Луллий в своем сочинении «Ars magna» («Великое искусство») придумал систему кругов, на которых было обозначено известное число основных понятий; при вращении кругов эти основные понятия должны были вступать между собой в систематические сочетания и посредством этих комбинаций порождать все новые и новые понятия. Джордано Бруно всю свою жизнь много ломал голову над улучшением этой печальной мыслительной машины и посвятил ей множество более или менее обширных сочинений, что, конечно, не свидетельствует в пользу его логического и гносеологического развития. Похоже, что он чувствовал недостаток научного метода в своей собственной системе и поэтому смотрел на эти работы как на ее дополнение. С другой стороны, может быть, эти сочинения, написанные в большинстве случаев на латинском языке, служили Джордано для того, чтобы постоянно заявлять о своей принадлежности к ученому сословию, а также доказывать, что в противовес фантастическому умозрению своего нового философского учения он обладает в высшей степени педантической ученостью. Но как бы то ни было, это бесплодное искание метода не находится ни в какой связи с теми мыслями Бруно, на которых основано значение его философии.

Джордано Бруно

 

Учение Бруно о безграничности Вселенной

Философия Бруно имеет своим исходным пунктом скорее учение Коперника, вдохновенным проповедником которого явился Джордано во время своего скитания по Европе; из этой новой астрономической теории необходимо вытекала, как философское следствие, бесконечность вселенной, а вместе с тем и общий подъем духа над всякой умственной узостью. «Очевидно, глупо, – говорит Джордано Бруно, – думать, подобно простому народу, что нет ни других созданий, ни духа, ни разума, кроме тех, которые известны нам… думать, что нет больше планет, кроме тех, которые нам пока известны, это немногим разумнее, как если бы кто-нибудь полагал, что в воздухе летают лишь птицы, которых он только что видел пролетающими мимо, когда смотрел в свое маленькое окошко». Таким образом, новое учение ставит Бруно выше религиозных и вероисповедных ограничений. В его глазах Пифагор стоит рядом с Иисусом из Назарета; и Джордано одинаково как не посещает католической обедни, так и осмеивает протестантское оправдание посредством веры. Он ставит в вину Николаю Кузанскому, которого в остальном очень чтит, что ряса сузила его деятельность. Философии, по мнению Джордано, нечего делать с богословскими вопросами: Всевысшее Существо не может быть познано; для этого потребовался бы, как замечает не без иронии Бруно, сверхъестественный свет. Цель философии – познать природу, уразуметь единство ее бесконечной всежизни, искать Бога не вне, а внутри мира и бесконечного ряда вещей; одно уже это отличает верующего богослова от пытливого философа. Таким образом, провозглашение научной свободы основывалось у Бруно прямо на пантеизме, который с полным убеждением противополагает себя христианскому мировоззрению.

 

 

Хотя система Коперника не дает метода для самого научного познания, но она выдвигает чрезвычайно важную гносеологическую точку зрения, посредством которой философия Джордано Бруно далеко отошла от одностороннего сенсуализма Телезио и стала выше его. Теория польского астронома противоречит иллюзии внешних чувств; она покоится, правда, на чувственном восприятии, но она вырастает из него в силу критики разума, раскрывающей обман. Отсюда Бруно выводит недостаточность простого восприятия. Первое возражение, которое он допускает в своем сочинении «Del’infinito universo, et mondi»(«О бесконечности, вселенной и мирах») (1584) против учения о бесконечности мира, это – что оно противоречит чувствам. И, конечно, нет никакого чувственного доказательства этой бесконечности; но ведь, замечает Бруно, и чувства могут иметь силу доказательства только относительно конечных вещей, и лишь постольку, поскольку они согласуются с рассудком. Бесконечное не может быть объектом чувств; оно по своей сущности неизмеримо, несравнимо и непознаваемо, потому что всякое наше познание постигает лишь сходства и отношения конечных вещей, воспринятых нами посредством внешних чувств. Поэтому, полагает Джордано Бруно, возможно только несовершенное познание бесконечного; и совершенно так же, как сами единичные вещи являются лишь тенью истинной сущности, так и познание, связанное с нашими чувствами, есть лишь зеркало, в котором истина предчувствуется, но сама еще не содержится.

Эти философские рассуждения напоминают скептико-мистические выражения у Николая Кузанского; но они не мешают Бруно стремиться к тому, чтобы с помощью исследований понятий возвыситься, насколько это только возможно для человека, над обманом чувств. Прежде всего, Джордано выступает с резкой философской критикой против воззрения о конечности мира, которое прикрывалось авторитетом Аристотеля. Что представляет из себя, спрашивает он, пустота, находящаяся по ту сторону ограничивающего мир эфира? Ведь всегда и везде, где бы ни проводили границу, должно же быть за нею опять пространство. Пустое пространство в своем бесконечном протяжении есть излияние бесконечной мировой силы; никогда не пустующая бесконечная деятельность Бога может принять вид лишь такого мира, который был бы бесконечен в пространстве и во времени. Исходя из этой мысли, Джордано Бруно пользуется системой Коперника, чтобы набросать такую картину мира, которая в своих основных чертах очень близка изображению нынешнего естествознания. Вселенная состоит из бесконечного пространства, пустоты, в которой может быть нечто, и из бесконечного числа миров, двигающихся в этом пространстве. В частностях философия Бруно примыкает при этом к демокрито-эпикурейской традиции; но это больше касается множественности миров, чем представления их движения. Именно: в то время, как атомизм признавал принципом движения лишь механическую необходимость, для Бруно все совершающееся есть жизнь и деятельность по целям; для атомистов пустое пространство являлось лишь безразличной сценой для встречи атомов, в философии же Бруно, по её неоплатоническому прообразу, бесконечное пространство есть место действия, где бесконечная мировая сила должна раскрыться согласно своей сущности. Но эти определения зависят также и от тех преобразований, которым подверглось понятие бесконечности в неоплатонизме: он учил в противоположность первоначальному греческому воззрению, что абсолютная действительность, Божество, по своему существу должно мыслиться бесконечным. Поэтому с этими мыслями вполне согласовалось и требование системы Коперника, чтобы вселенная и пространство мыслились бесконечными.

Поэтому и Бруно считал важным особенно подробно развить в своей философии эти положения. Вселенная сама неподвижна, она не может переменить свое место, потому что вне ее нет другого места; но она движется в самой себе, и потому всякое движение существует лишь относительно; оно является внутренним перемещением частей этой вселенной. И о центре вселенной, по мнению Джордано Бруно, не может быть речи, или, что сводится к тому же, каждый пункт может считаться центром; мы доказываем это на деле, когда считаем центром землю. И вот в этой бесконечной вселенной находятся бесчисленные конечные миры, которые все в своих основных чертах устроены одинаково. «Всякая звезда, в силу своей собственной жизни, свободно вращается вокруг своего собственного центра и своего солнца». Причину этого движения философия Джордано Бруно предугадывает в тяготении подобного к подобному. Небесные тела «взаимно поддерживают друг друга посредством этой своей силы влечения»; все они образуют систему взаимной поддержки и уравновешивания, в которой каждый член необходим для связи всех прочих. Если звезда, как, например, комета, попадает в такое место, где она удалена на равное расстояние от двух различных миров, то она должна остановиться; но малейшее изменение этого пространственного отношения заставляет ее немедленно лететь к ближайшему миру. Если эти мысли и могут показаться теперь несовершенными или слишком обыкновенными, то не следует забывать, что во времена Джордано Бруно они по вытекающим из них выводам являлись делом беспримерно смелым и опрокидывали все представления средневековой философии о космических отношениях.

 

Пантеизм Бруно. Философское учение о всепроникающем Божестве

Еще и в другом, столь же важном отношении восстает Бруно, опираясь на коперниково учение, против господствовавшего мировоззрения. Это последнее держалось древнего противоположения неба и земли в том смысле, как оно было утверждено в греческой науке философией пифагорейцев и признано в физике Аристотеля: звездное небо являлось царством совершенства, а «подлунный мир», напротив того, царством несовершенства. Первое состояло из «эфира», а второе из «четырех элементов». Такое различие неба и земли по ценности и по материалу совершенно невозможно в системе Коперника: она предполагает однородность Вселенной во всех ее частях. Поэтому и Джордано Бруно учил, что единая божественная мировая сила развивает повсюду свою одинаковую совершенную жизнь. Итак, если учением Коперника и Бруно Земля была отодвинута от мирового центра и низведена на степень пылинки в бесконечном целом, то, с другой стороны, эта же философия дало ей одинаковую сущность и ценность со всеми остальными небесными телами.

Но философия Бруно не останавливается на том, что выводит из системы Коперника это великое космологическое воззрение, но старается дать ему метафизическое обоснование. Задача, о решении которой идет здесь речь, как раз та самая, какую ставил уже Николай Кузанский под видом противоположения индивидуализма и универсализма. В натурфилософской постановке это прежде всего вопрос о том, каким образом может быть согласована самостоятельность конечных миров с единством бесконечной мировой жизни. Конечно, и у Джордано Бруно мы не находим даже и приблизительного решения этой задачи; и у него также оба эти воззрения, хотя уже более развитые, мирно покоятся друг возле друга в общем начале. Но эта возможность согласования осуществляется у Бруно всегда с определенной точки зрения, в силу чего он и выделяется как философ итальянского Возрождения: это – точка зрения художественной гармонии, которая отчасти в сознательной и выраженной аналогии определяет в его уме мировую картину.

 

 

Чтобы сделать понятным отношение всеединой божественной природы к единичным вещам, Джордано Бруно в своей философии пользуется из всех схоластических понятий прежде всего понятиями essentia и existentia, сущности и существования (явления). По своей субстанции, внутренней сущности, для него в действительности все есть одно: единое бесконечное Божество. В философии Бруно ни одна из единичных вещей не самостоятельна, каждая существует, лишь поскольку она – явление вечной и бесконечной божественной силы. Но эта одна субстанция не представляется Джордано Бруно в виде неподвижного бытия, исключающего всякое движение и множественность; это скорее вечная творческая деятельность, действующая сила природы, причина всех вещей. Относительно сущности этой единой субстанции мы имеем талантливое исследование Бруно в его философском сочинении «Dialoghi de la causa, principio et uno» («О причине, начале и едином»), начинающееся с рассмотрения противоположности между causae efficientes (причины действующие) и causae finales (причины конечные). Именно относительно единичных вещей, рассуждает Джордано Бруно, и их отношений друг к другу эта противоположность и может иметь основание; здесь следует делать различие между причиной вещи и целью, которую она должна выполнить; но совершенно иначе обстоит дело в отношении природы к ее единичным порождениям. Божество – действующая причина, natura naturans всех вещей; оно относится к единичным вещам, как сила мышления к единичным понятиям, но его мышление есть в то же время и создание всякой действительности. А с другой стороны, считает Бруно, целью этой творческой деятельности является не что иное, как совершенство самой вселенной, как реализация всей бесконечности форм и образов, возможность которых содержится в божественной сущности. Поэтому божественная субстанция представляется философии Бруно в одно и то же время и мировой причиной, и мировой целью; она творческий дух, мыслями которого являются природа и действительность. Но творить и созидать может только дух; он действует в вещах, как внутренне присущий им художник, как идея и творческая сила одновременно. Вся природа вдыхает в себя эту божественную жизнь, эту внутреннюю одушевленность. На организмах прежде всего пытается Джордано Бруно доказать, что действующая сила и цель представляют повсюду одно и то же и являются таким образом собственно субстанциональной сущностью. Материя – это лишь бесконечная возможность, вечная способность к образованию, из которой Божество, как художник, творит образы. Поэтому изменяется не внутренняя сущность природы, но только ее внешняя действительность. Как художник остается тождественным самому себе, хотя бы он и создал множество образов, таково же и Божество в бесконечном разнообразии вещей, разница лишь в том, что для человека-художника материя, из которой он должен творить, является чем-то чуждым и внешним, так что он может с трудом отвоевывать у нее лишь единичные творения, тогда как материя мирового организма есть не что иное, как бесконечная возможность творческих мыслей, возникающих в божественной силе, которые, как только возникли, немедленно обращаются в действительность. Беспредельно, в постоянной деятельности изживает таким образом природа свою сущность в вечном саморождении: «поэтому вселенная – невоспроизведенная природа, все, чем она может стать на деле и сразу; но в своем развитии в каждый данный момент, в своих отдельных действиях и частях, свойствах и единичных существах, вообще в своих внешних проявлениях, она только тень от изображения первого принципа».

 

Единичное и универсальное в философии Джордано Бруно

В бесконечной субстанции Джордано Бруно исчезает таким образом всякая обособленность; так как она – Все, то и не может быть ничем в частности. Поэтому для нас, понятия которых сложились на единичных вещах, она непостижима и неизъяснима. Но в то время, как целое остается в своей сущности неизменным, жизнь единичных вещей представляет неустанное изменение: таким образом, природа всегда находится в становлении, но при этом она всегда уже ставшая и совершенная. Вселенная совершенна в каждое мгновение и никогда не может быть чем-либо иным, как беспредельным обнаружением божественной первосилы. Единичные же вещи, по мнению Бруно, напротив, подчинены процессу зарождения, роста и увядания. Они зарождаются в самом несовершенном виде, развиваются до полного расцвета своей внутренней сущности и опять умирают для нового несовершенства, чтобы служить зародышем новой жизни для других вещей. В этом вечно одинаковом совершенстве целого ищет философия Джордано Бруно утешения от несовершенства единичного; также и свои собственные несбывшиеся надежды, несчастья и смерть считает он ничтожными перед этим блаженным погружением в бесконечную красоту вселенной. Чем более возвышается человек в созерцании целого, тем более освобождается он от скорби о страдании и зле мира. Бруно убеждён, что в действительности нет смерти; вселенная – это только жизнь, субстанциональное никогда не может быть уничтожено, меняются только образы его внешнего проявления. Этот оптимизм, являющийся необходимым следствием универсализма, проповедуется философией Бруно в высшей степени вдохновенно. Он возносится над ограниченностью земной жизни, чтобы в священном созерцании наслаждаться вселенной. Это та любовь, которая наполняет мудреца, эта та страсть, которой Джордано дал прекрасное поэтическое выражение в своем сочинении «Degli eroici furori» («О героическом энтузиазме»). В этой высшей любви Джордано Бруно встречаемся мы опять с преисполненным современной фантазии эросом философии Платона, с страстным стремлением и порывами души возвыситься до Божества, до бесконечной природы. В этой вечной, неустанно замкнутой в себе жизни вселенной не может быть поэтому никакого внешнего принуждения, никакой механической необходимости; ведь всякое движение происходит из сокровеннейшей природы вещей, и, следовательно, является одновременно и высшей необходимостью, и совершеннейшей свободой. Во всеобщем единстве жизни разрешаются противоположности единичных вещей, как они друг друга обусловливают для творческой деятельности. Этим путем философия Бруно развивает с более глубокой точки зрения своего пантеизма учение о coincidentia oppositorum (совпадении противоположностей), в котором предшественником ему был Николай Кузанский. Более важным, чем выставление таблицы противоположностей, является аналогия, посредством которой Джордано Бруно пытается объяснить эту мысль. Всякая художественная деятельность, говорит он, выражает гармонию противоположностей; краски, линии и тона соединяются искусством в гармоническое целое именно посредством их противоположности; так и жизнь вселенной представляет нечто художественное, органическое. Божественная первосила, в полноте своего разнообразия, раздваивается в виде противоречия, чтобы примирить его в прекрасном единстве. Это гераклитовские мысли, возобновляющие с художественной точки зрения мировоззрение стоической физики. Мировая жизнь – бесконечный процесс, в котором противоположности возвращаются в самих себя; поэтому, говорит Бруно, согласный в этом отношении с древними философами, круг – это естественная и совершеннейшая форма движения; ведь и небесные тела движутся одно вокруг другого по этой круговой линии, а шарообразность представляет основную форму образования конечных миров.

Если, таким образом, в философии Бруно универсализм, по-видимому, берет перевес, то тем не менее в ней уже сильно развиты и задатки противоположного направления; и если рассматривать последовательно его сочинения, то кажется, что эти задатки в течение его жизни приобретали все более и более направляющую силу. Это именно противоположение самого великого и самого малого, противоположение, к которому уже Николай Кузанский в подобном же смысле сводил последние проблемы своей метафизики и при обсуждении которого у Джордано Бруно сильно выступает индивидуалистическая тенденция главным образом его позднейших сочинений. Так как Божество охватывает собою все противоположности, то оно, полагает Бруно, также одновременно и самое великое, и самое малое. В первом смысле оно – сама вселенная, как пространственная и временная бесконечность всякой жизни, во втором смысле оно – индивидуально определенный жизненный зародыш каждой единичной вещи: ведь никакая жизнь не может быть мыслима без индивидуальной определенности. Понятие самого малого развивается философией Бруно в трех формах. Существует математический минимум, это – точка; она принцип линии, ее начало и цель. Существует физический минимум, это – атом; он принцип тела, так как оно состоит из атомов и снова распадается на атомы. Существует метафизический минимум, это – монада, индивидуальная сущность, так как из индивидуальных сущностей состоит вселенная, и вся ее деятельность в том, чтобы содействовать возникновению и уничтожению индивидуумов. Но все же этот индивидуум, в конце концов, не может быть не чем иным, как самой бесконечной мировой силой. Он не может быть и самостоятельной частью ее, потому что вечная первосила не может делиться и изменяться; она повсюду присутствует вся и повсюду одинакова. Поэтому монада в философии Бруно есть само Божество, только в каждой монаде слагается и является оно в особой форме. Как в организме органическая сила, как в художественном произведении творческая мысль присутствует везде вся и вполне, но при этом повсюду выражается своеобразным образом, так и вездесущая божественная сила проявляется в каждом месте вселенной как новая и отличающаяся от всех остальных; она достаточно неистощима, чтобы никогда не повторяться.

Это и есть самая глубокая противоположность, содержащаяся во вселенной: всякая ее монада – зеркало мира; она в одно и то же время и целое, и вещь, отличающаяся от всех других; она повсюду одна и та же мировая сила, но все же всякий раз в ином образе. Бруно сумел связать в своей философии с учением Коперника это лежащее в основании его системы примирение индивидуализма с универсализмом; примирение собственно не продуманное логически, но набросанное со смелой и величественной фантазией. Сами небесные тела, считает Джордано Бруно, представляют своим двойным движением соединение универсальной и индивидуальной тенденции. Обращаясь вокруг своего центрального небесного тела, они показывают, что их жизнь обусловлена целым и замкнута в нем; обращаясь вокруг своей собственной оси, они оказываются имеющими собственную силу явлениями божественной субстанции, монадами. Целое существует, поскольку оно живет в единичном; единичное существует, поскольку оно носит в себе силу целого. «Omnia ubique» (всё во всём).

 

Оценка философии Бруно

Философия Джордано Бруно не является плодом работы старого мышления над понятиями, но она замечательное создание метафизической фантазии, которая с художественным чутьем возводит новое здание астрономического исследования и, полная предчувствия, предвосхищает развитие современного мышления. Многое, а может быть – и большая часть в философских сочинениях Бруно, неприятно поразит современного читателя, отчасти вследствие педантической обстоятельности, отчасти вследствие безвкусной страстности или фантастической произвольности и беспорядочности, наконец, в силу ребяческой ненаучности. Но при рассмотрении в целом, как того требует дух его философской системы, чистота намерений Бруно и величественный дар комбинирования являются одним из тех памятников человеческого ума, которые в продолжение целых столетий сияют оживляющей и оплодотворяющей силой.

Памятник Джордано Бруно на месте его казни. Римская Площадь Цветов (Кампо дей Фьори)

Автор фото — Jastrow

 

Последователи Бруно. Ванини

История показывает нам очень скоро после Джордано Бруно в некотором роде копию с него, но которая в лучшем случае относится к оригиналу, как плохой гипсовый слепок к мраморной статуе. Это Лючилио Ванини, родившийся в Неаполе в 1585 г.; после такой же беспокойной жизни в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Англии, Италии и Франции, он был сожжен в Тулузе в 1619 г. Его сочинение «De admirandis naturae reginae deaeque mortalium arcanis» («Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных») представляет во всех отношениях лишь плоский отпечаток так пластически изложенной философии Джордано Бруно, и его изображение механизма природы, переплетенное с прямо-таки отвратительной полемикой против христианства, вероятно, давно было бы предано забвению, если бы его мученичество не доставило ему места в истории мыслителей.

 

Бруно, Джордано 1548–1600 Итальянский философ

Гейл

просмотров обновлено

Джордано Бруно провел свою жизнь, бросая вызов традиционным взглядам в области философии, богословия* и науки. Он закончил свою противоречивую карьеру, будучи сожженным на костре за ересь*.

Родившийся в итальянском городе Нола, Бруно вступил в доминиканский* орден в 1565 году. К 1572 году он стал священником, но через три года попал под подозрение в ереси за чтение запрещенных книг гуманиста* Эразма. Он бежал из резиденции ордена в Неаполе и начал долгую серию путешествий, которые заняли большую часть его взрослой жизни.

Бруно проехал через Рим и другие города северной Италии, прежде чем добраться до Женевы, Швейцария, где он преподавал теологию. Однако Бруно поссорился с кальвинистами* в городе, и в конце концов на него подали в суд за клевету. Бруно покинул город и путешествовал по югу Франции, преподавая философию и математику в Тулузе. Затем он переехал в Париж, где читал лекции и опубликовал три работы, посвященные искусству и науке памяти. Работы Бруно нападали на известных философов, таких как Аристотель, и продвигали его собственную систему обучения и метод запоминания.

Затем Бруно провел несколько лет в Англии, где читал лекции по теории астронома Николая Коперника. Он расширил взгляды Коперника в своей работе 1584 года « Ужин Пепельной среды». Бруно утверждал, что пространство бесконечно, не имеет ни центра, ни границ, и что существует множество миров. В том же году Бруно также опубликовал несколько других работ, в которых критиковал традиционную религию, основанную, по его мнению, на суевериях, и обсуждал свой взгляд на вселенную как на физическое воплощение Бога.

После непродолжительного возвращения во Францию ​​в 1585 году Бруно отправился в Германию, где принял лютеранство. Он также написал работы о трудах Аристотеля и о своей собственной системе мышления. Его идеи в конце концов привели лютеран к отлучению от церкви* Бруно, который уже был изгнан из католической и кальвинистской религий. В 1591 году Бруно вернулся в Италию по приглашению венецианского дворянина, который хотел научиться искусству памяти Бруно. Однако дворянин вскоре обвинил Бруно в таких ересях, как практика магии, вера в бесконечные миры и неприятие элементов католической доктрины. Римская инквизиция, подразделение церкви, ответственное за выявление и наказание ереси, подвергла Бруно длительному суду и казнила его.

Несомненно, Бруно привлекала магия и другие системы мышления, противоречащие церкви. Действительно, он написал серию работ по магии в 1580-х годах, которые оставались неопубликованными до 1891 года. Его жизненные поиски заключались в том, чтобы подвергнуть сомнению традиционные философии и религии и создать свой собственный взгляд на Бога и мир. Многие современные читатели видят в нем мученика за свободу мысли.

( См. также Астрономия, инквизиция, магия и астрология, философия, религиозная мысль. )

* теология

изучение природы Бога и религии

* ересь

вера, противоположная к учению установленной церкви

* Доминиканская

религиозный орден братьев и священников, основанный св. Домиником

* гуманист

Эксперт в области гуманитарных наук эпохи Возрождения (языки, литература, история, техника речи и письма Древней Греции и Рима)

* кальвинист

член протестантской церкви, основанной Жаном Кальвином

* отлучен от церкви

исключить из церкви и ее ритуалов

Ренессанс: энциклопедия для студентов

Еще с encyclopedia.com

Джордано Бруно , Бруно, Джордано Бруно, Джордано философия. Имя Бруно при крещении было Филиппо; он взял имя Джордано, под которым его всегда знали, при поступлении в… Джон Кальвин, КАЛЬВИН, ДЖОН КАЛЬВИН, ДЖОН (Жан Ковен; 1509 г.–1564), французский богослов и реформатор. Кальвин был ведущим протестантским реформатором во втором поколении, ага… Схоластика, впервые использованная в уничижительном смысле гуманистами и ранними историками философии в 16 веке, схоластика стала означать либо историческую… Мартин Лютер, ЛЮТЕР, МАРТИН немецкий реформатор; б. Эйслебен, деревня в Тюрингии, 10 ноября 1483 г.; д. там же, 18 февраля 1546 года. Его родители, Ганс Людер и Маргарет Зигль… Морис Блондель, БЛОНДЕЛЬ, МОРИС БЛОНДЕЛЬ, МОРИС (1861–1919 гг.)49), французский римско-католический философ. Блондель родился в Дижоне и получил образование в École Normale Supérie… Джон Генри Ньюман, Ньюман, Джон Генри НЬЮМАН, ДЖОН ГЕНРИ Апологет, богослов, кардинал; б. Лондон, 21 февраля 1801 г.; д. Бирмингем, Англия, 11 августа 1890 г. Жизнь Он был т…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Бруно, Джоя Кармен (1965–)

Бруно, Франк

Bruno’s Supermarkets, Inc.

Бруно Великий, святой

Бруно Картезианец, ул. Бруно из Сеньи, ул.

Бруно из Сеньи Кверфурт, ул.

Бруно из Кверфурта

Бруно из Кельна, ул. США-Мари

Бруно де Хезета

Бруно Бенедетто Росси

Кайра Брунниха

Железы Бруннера

Бруннер, Уоррен Э. 1928-

Бруннер, Урсула (1941–)

Бруннер, Теодор Ф. 1934-2007 (Теодор Фридрих Бруннер)

Бруннер, Себастьян °

Бруннер, Мелитта (1907–)

Бруннер, Жозефина (1909–1943)

Бруннер, Хосе 1954-

Бруно, Джордано 1548–1600 Итальянский философ 9 0026

Брюно, Жан (1909-)

Бруно, Джон

Бруно, Ричард Л.(уи)

Бруно, Ричард Л.(уи) 1954-

brunoise

Брунолд, Пол

Brunoniaceae

Bruno’s Inc.

Bruno’s, Inc.

Брунс, Дон

Брунс, Дон 1947-

Брунс, Филипп 1931–

Брунс, Роджер 1941–

Брунс, Роджер А.

Брунс, Уильям Джон-младший

Брюнсвикг, Сесиль (1877– 1946)

Брюншвиг, Леон

Брюншвиг, Леон (1869–1944)

Брюншвиг, Жорж

Брюншвиг, Роберт

Брюншвиг (также Брюнсвик или Брауншвейг), Иероним

Бранскилл, Мюриэль

Бранскилл, Рональд Уильям

Брансон, Дороти 1938—

Брунсв.

Джордано Бруно — Энциклопедия Нового Света

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548 — 17 февраля 1600) — итальянский философ, священник, космолог и оккультист. Он известен своей системой мнемоники, основанной на организованных знаниях, его идеями о внесолнечных планетах и ​​внеземной жизни, а также его поддержкой гелиоцентрической модели Солнечной системы Николая Коперника. Подобно другим ранним мыслителям, стремившимся к более разумному взгляду на Вселенную, Бруно принял модель мира, включающую некоторые аспекты, которые были включены в современную научную модель, и другие, такие как его анимистическая космология и пренебрежение к математике, которые несовместимы с современная научная модель.

Из-за своих крайне неортодоксальных и решительных взглядов Бруно покинул доминиканское духовенство и Италию в поисках стабильной академической должности в других европейских странах. Однако, если не считать семи продуктивных лет во Франции, ему не удалось найти академическое учреждение, которое разрешило бы ему преподавать свои идеи.

Вернувшись в Италию, он продолжал пропагандировать неортодоксальные взгляды перед лицом тогдашней сильной римской инквизиции, которая посадила его в тюрьму на шесть лет, признала виновным в ереси и сожгла на костре, повесив вниз головой, с кляпом во рту и обнаженным в феврале. 17, 1600.

Содержание

  • 1 Молодость
  • 2 года в пути
  • 3 Испытание и смерть
  • 4 Космология времен Бруно
  • 5 Космология Бруно
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Общие источники философии
  • 9 кредитов

Римская инквизиция убила Бруно главным образом потому, что его идеи были сочтены слишком потенциально разрушительными для общественного порядка, а также потому, что он был слишком успешен в их распространении. Такие безжалостные действия были заметно неэффективны в сдерживании нарастающей волны нового мировоззрения, время которого явно пришло.

Молодость

Родился в Ноле (в Кампании, тогда часть Неаполитанского королевства) в 1548 году; Первоначально его звали Филиппо Бруно. Его отцом был Джованни Бруно, солдат. В возрасте 11 лет он отправился в Неаполь, чтобы изучать Trivium. В 15 лет Бруно вступил в доминиканский орден, взяв имя Джордано. Он продолжил учебу, завершив послушничество и став священником в 1572 году.

Он интересовался философией и был знатоком искусства памяти; он написал книги по мнемонической технике, которые, как утверждает Фрэнсис Йейтс, могли быть замаскированными герметическими трактатами. Сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, были во времена Бруно недавно вновь открыты, и в то время считалось, что они восходят к самым ранним дням Древнего Египта. В настоящее время считается, что они датируются в основном приблизительно 300 9 г. до н.э.0248 г. н.э.

и ассоциироваться с неоплатонизмом. Бруно придерживался своего рода пантеистического гилозоизма, а не ортодоксальной христианской тринитарной веры.

Гравюра на дереве, иллюстрирующая один из мнемонических приемов Джордано Бруно: в перемычках изображены четыре классических элемента: земля, воздух, огонь, вода учения, приписываемые Гермесу Трисмегисту. [1] Другие влияния включали Фому Аквинского, Аверроэса, Иоанна Дунса Скота, Марсилио Фичино и Николая Кузанского.

В 1576 году он покинул Неаполь, чтобы избежать внимания инквизиции. Он покинул Рим по той же причине и отказался от доминиканского ордена. Он отправился в Женеву и ненадолго присоединился к кальвинистам, прежде чем был отлучен от церкви якобы за свою приверженность коперниканству и уехал во Францию.

В 1579 году он прибыл в Тулузу, где недолгое время работал учителем. В это время он начал приобретать известность своей потрясающей памятью. Подвиги памяти Бруно, по-видимому, были основаны, по крайней мере частично, на сложной системе мнемоники, но многим из его современников было легче приписать их магическим силам.

В течение семи лет он пользовался покровительством могущественных французских покровителей, в том числе Генриха III. В этот период он опубликовал 20 книг, в том числе несколько по тренировке памяти: Cena de le Ceneri («Ужин Пепельной среды», 1584 г.) и De l’Infinito, Universo e Mondi

(«О бесконечной Вселенной и Миры», 1584). В Cena de le Ceneri он защищал теории Коперника, хотя и довольно слабо. В De l’Infinito, Universo e Mondi он утверждал, что звезды, которые мы видим ночью, подобны нашему солнцу, что вселенная бесконечна, с «множеством миров» и что все они населены разумными существами. Эти два произведения вместе известны как его «Итальянские диалоги». В 1582 году Бруно написал пьесу, обобщающую некоторые из его космологических положений, под названием 9.0015 Il Candelaio («Факелоносец»).

Годы путешествия

В 1583 году он отправился в Англию с рекомендательными письмами от Генриха III Французского. Там он искал должность преподавателя в Оксфорде, но, похоже, обиделся, и ему было отказано в должности там (и в других местах в Англии).

В 1585 году он вернулся в Париж. Однако его 120 тезисов против аристотелевского естествознания и брошюра против католического математика Фабрицио Морденте вскоре навлекли на него дурную славу. В 1586 году, после ожесточенной ссоры из-за «научного прибора», он уехал из Франции в Германию.

В Германии ему не удалось получить должность преподавателя в Марбурге, но он получил разрешение преподавать в Виттенберге, где в течение двух лет читал лекции по Аристотелю. Однако с изменением интеллектуального климата там его больше не приветствовали, и он отправился в 1588 году в Прагу, где получил от Рудольфа II триста талеров, но не преподавал. Он продолжал некоторое время служить профессором в Хельмштедте, но ему снова пришлось бежать, когда лютеране отлучили его от церкви, продолжая модель получения Бруно благосклонности светских властей, прежде чем вступить в конфликт со священнослужителями любого оттенка.

1591 год застал его во Франкфурте. По-видимому, во время Франкфуртской книжной ярмарки он услышал о вакантной кафедре математики в Падуанском университете, а также получил приглашение в Венецию от некоего Зуане Мочениго, пожелавшего обучиться искусству памяти.

Очевидно, полагая, что инквизиция, возможно, потеряла часть своего импульса, он вернулся в Италию.

Сначала он отправился в Падую, где некоторое время преподавал, но кафедра, которую он искал, вместо этого досталась Галилео Галилею, поэтому он поступил в Венецианский университет. В течение двух месяцев он работал наставником Мочениго, который, вероятно, был агентом венецианской инквизиции. Когда Бруно попытался покинуть Венецию, Мочениго донес на него инквизиции, которая подготовила против него в общей сложности 130 обвинений. Бруно был арестован 22 мая 159 г.2, и прошло первое судебное слушание перед отправкой на суд в Рим в 1593 году.

Суд и смерть

Памятник Бруно на месте его казни, Кампо деи Фьори в Риме

Крупный план статуи Башня Ноны. Он тщетно пытался получить личную аудиенцию у Папы Климента VIII, надеясь примириться с Церковью посредством частичного отречения. Над его судом, когда он наконец состоялся, наблюдал инквизитор, кардинал Роберт Беллармин, который потребовал полного отречения, от которого Бруно отказался.
Вследствие этого он был объявлен еретиком, предан светским властям 8 января 1600 года. На суде он сказал: «Может быть, вы, судьи мои, с большим страхом произносите против меня этот приговор, чем я его принимаю». Примерно через месяц его доставили на Кампо-деи-Фьори, центральную римскую рыночную площадь, с кляпом во рту, повесили вверх ногами, голого и сожгли на костре 17 февраля 1600 года.

С 1889 года на месте казни Бруно стоит памятник, воздвигнутый итальянскими масонскими кругами.

Все его работы были помещены в Index Librorum Prohibitorum

в 1603 году. Через четыреста лет после его казни официальное выражение «глубокой скорби» и признание ошибки в приговоре Бруно к смерти было сделано во время папства Иоанна Павла II. . Группа профессоров католического богословского факультета в Неаполе во главе с Ноланом Доменико Соррентино предприняла попытки добиться полной реабилитации от католических властей.

Космология времен Бруно

Во второй половине шестнадцатого века теории Коперника начали распространяться по Европе. Хотя Бруно не полностью разделял то, что Коперник отдавал предпочтение математике, а не спекуляциям, он отстаивал точку зрения Коперника о том, что Земля не является центром вселенной, и экстраполировал некоторые следствия, которые были радикальным отходом от космологии того времени.

Согласно Бруно, теории Коперника противоречили представлению о небесной сфере, неизменной, нетленной и превосходящей подлунную сферу или земную область. Бруно вышел за рамки гелиоцентрической модели и представил вселенную, которая, как и у Плотина в третьем веке

г. н.э. г., или, как у Блеза Паскаля почти через столетие после Бруно, имел свой центр везде, а окружность — нигде.

Немногие астрономы поколения Бруно приняли даже гелиоцентрическую модель Коперника. Среди тех, кто это сделал, были немцы Майкл Маэстлин (1550-1631), Кристоф Ротманн и англичанин Томас Диггес, автор книги «Совершенное описание небесных сфер» . Галилей (1564-1642) и Иоганн Кеплер (1571-1630) в то время были еще молоды. Сам Бруно не был астрономом, но одним из первых принял коперниканство как мировоззрение, отвергнув геоцентризм. В работах, опубликованных между 1584 и 159 гг.1, Бруно с энтузиазмом поддерживал коперниканство.

Согласно Аристотелю и Платону, Вселенная была конечной сферой. Его предельным пределом было primum mobile , чье суточное вращение было даровано ему трансцендентным Богом, не частью вселенной, неподвижным перводвигателем и первопричиной. Неподвижные звезды были частью этой небесной сферы, все на одном и том же фиксированном расстоянии от неподвижной Земли в центре сферы. Птолемей насчитал их 1022, сгруппированных в 48 созвездий. Каждая из планет была прикреплена к прозрачной сфере.

Коперник сохранил идею планет, прикрепленных к твердым сферам, но считал видимое движение звезд действительным движением Земли; он также сохранил представление о неподвижном центре, но это было Солнце, а не Земля. Он не высказал мнения о том, находятся ли звезды на одном и том же расстоянии на фиксированной сфере или рассеяны по бесконечной вселенной.

Космология Бруно

Бруно считал, как сейчас принято считать, что Земля вращается и что кажущееся суточное вращение небес является иллюзией, вызванной вращением Земли вокруг своей оси. Он также не видел оснований полагать, что звездная область конечна или что все звезды равноудалены от единого центра Вселенной. Кроме того, Бруно также считал, что Солнце находится в центре Вселенной. В этом отношении его взгляды были сходны со взглядами Томаса Диггеса в его Точное описание небесных сфер (1576).

Однако Диггес считал бесконечную область за звездами домом Бога, ангелов и святых. Он сохранил птолемеевское представление о планетарных сферах, считал Землю единственно возможным царством жизни и смерти и уникальным местом несовершенства и изменения по сравнению с совершенными и неизменными небесами.

В 1584 году Бруно опубликовал два важных философских диалога, в которых выступал против планетарных сфер. Бесконечная вселенная Бруно была наполнена субстанцией — «чистым воздухом» 9. 0015 эфир , или спиритус , не оказывавший сопротивления небесным телам, которые, по мнению Бруно, вместо того, чтобы быть неподвижными, двигались по собственной инициативе. Наиболее драматично он полностью отказался от идеи иерархической вселенной. Земля была еще одним небесным телом, как и Солнце. Бог не имел особого отношения к одной части бесконечной вселенной больше, чем к любой другой. Бог, согласно Бруно, присутствовал как на Земле, так и на Небесах, имманентный Бог, а не отдаленное небесное божество.

Бруно также утверждал, что Вселенная была однородной, состоящей повсюду из четырех элементов (воды, земли, огня и воздуха), а не звезд, состоящих из отдельной квинтэссенции. По сути, везде будут действовать одни и те же физические законы. Пространство и время считались бесконечными.

Согласно этой модели, Солнце было просто еще одной звездой, а звезды — всеми солнцами, каждая со своими планетами. Бруно видел солнечную систему солнца/звезды с планетами как фундаментальную единицу вселенной. Согласно Бруно, бесконечный Бог обязательно создал бесконечную вселенную, состоящую из бесконечного числа солнечных систем, разделенных обширными областями, состоящими из эфир , потому что пустое пространство не могло существовать (Бруно не пришел к концепции галактики). Кометы были частью synodus ex mundis звезд, а не — как утверждали в то время другие авторы — эфемерными творениями, божественными инструментами или небесными вестниками. Каждая комета была миром, постоянным небесным телом, состоящим из четырех элементов.

Космология Бруно отмечена бесконечностью, однородностью и изотропностью, с равномерно распределенными планетными системами. Материя следует активному анимистическому принципу: она разумна и прерывиста по структуре, состоит из отдельных атомов. Космос и его составляющие действовали самостоятельно с характеристиками живых существ. Этот анимизм (и соответствующее пренебрежение к математике как средству понимания) является наиболее драматическим аспектом, в котором космология Бруно отличается от того, что сегодня считается здравомыслящей картиной вселенной.

Notes

  1. ↑ Стефан А. Хеллер, «По следам крылатого бога: Гермес и герметизм на протяжении веков», Gnosis: A Journal of Western Inner Traditions 40 (лето 1996 г.). Доступно онлайн. Проверено 21 августа 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов. Г. Акилеккья, Поворот: Джулио Эйнауди, 1955; транс. С.Л. Джаки, Ужин Пепельной среды. Ла Сена де ле Сенери, Гаага и Париж: Мутон, 1975; транс. Э. Госселин и Л. Лернер, Ужин Пепельной среды: La cena de le ceneri. Репринтное издание. Торонто: University of Toronto Press, 1995. ISBN 0802074693

  • Гатти, Хилари. Джордано Бруно и наука Возрождения . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2002. ISBN 0801487854
  • Singer, DW Джордано Бруно: его жизнь и мысли с аннотированным переводом его работы «О бесконечной Вселенной и мирах». Нью-Йорк: Генри Шуман, 1950.
  • Йейтс, Фрэнсис А. Джордано Бруно и герметическая традиция. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Новое издание, 1991 г. ISBN 0226950077
  • Внешние ссылки

    Все ссылки получены 22 июня 2017 г.

    • Сочинения Джордано Бруно (1548-1600) – Сумеречный грот: Архив западной эзотерики

    Общие источники философии

    • Стэнфордская энциклопедия философии
    • Проект Пайдейя Онлайн
    • Интернет-энциклопедия философии
    • Проект Гутенберг

    Авторы

    Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *