Джордано бруно это кто: идеи, открытия, за что сожгли на костре монаха-философа?

Бруно Джордано



Бруно Джордано

1548—1600

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600) — итальянский философ, во взглядах которого философская мысль эпохи Возрождения нашла свое полное выражение. Родился в небольшом городке Нола вблизи Неаполя. В 17 лет вступил в орден доминиканцев, где ему дали монашеское имя Джордано. Уже тогда он проявил свои сомнения в некоторых религиозных догматах, что вызвало преследование со стороны религиозных властей. Бруно был вынужден бежать в Женеву. Затем жил в Париже и Лондоне. Уже в это время он написал и опубликовал свои первые произведения: «О тенях идей» «Пир на пепле», «О причинах, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме» и др., в которых излагает свои основные взгляды по вопросам онтологии, теории познания и этики. Его лекции и выступления на диспутах против схоластических положений и религиозных канонов вызвали враждебное отношение среди философов-схоластов и богословов, что заставило его переехать из Англии во Францию, а затем в Германию. Он странствовал из города в город, читая лекции в различных университетах. В Германии публикует свои следующие философские сочинения: «О монаде, числе и фигуре», «О безмерном и неисчислимых», «О тройном наименьшем и мере».

Бруно возвращается на родину в Италию и поселяется в Венеции. Вскоре он был обвинен в ереси и заключен в тюрьму (1592). В 1600 г. состоялся суд инквизиции, приговоривший Бруно, не отрекшегося от своих воззрений, к сожжению на костре; что и произошло на Поле цветов в Риме. Отличительной чертой философских взглядов Бруно являлся его пантеизм. Он «расссматривал окружающий нас мир как единый, в котором материя и форма слиты вместе.

Вселенная, по Бруно, едина, бесконечна и неподвижна. В ней происходят постоянные изменения и движения, но в целом она не двигается, ибо наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Идея Единого пронизывает все основные положения философии Бруно. Единое для Бруно — это одновременно сущность бытия и форма его существования. Единое — это такая категория, которая, по Бруно, объясняет все в мире — и его изменчивость, и его постоянство. Все противоречия и противоположности объяснимы тем, что Вселенная едина. Бруно писал: «И так как все формы находятся в нем (Едином), то, следовательно, к нему приложимы все определения и благодаря этому противоречащие суждения оказываются истинными» [Диалоги. М., 1949. С. 282]. Бруно подчеркивает, что во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю Бруно рассматривает как то начало, которое «производит формы из своего лона. Материя должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы и субстанции» [Там же. С. 267]. Материя обладает, тем самым, свойством божественности» она «свидетельствует о себе, что представляет собой богиню (подобие Бога), ибо она — беспричинная причина». Этим Бруно отвергал идею творения и обусловленности природы Богом как внешнего источника ее существования. Таким образом, Бруно стоял на позициях радикального пантеизма. Материю Бруно рассматривал как состоящую из атомов, следуя в этом отношении за античными атомистами.

Все в природе, согласно Бруно, состоит из неделимых частиц, атомов, которые определяют единство всех вещей.

Атомистическое понимание природы Бруно формулирует в виде концепции минимума: в мире не существует ничего, кроме минимума, который определяет все в мире, весь максимум. В минимуме заключена вся сила, а потому он представляет собой максимум вещей. Минимум определяет максимум подобно тому, как в способности одной искры содержится возможность всего огня. Абсолютный минимум во Вселенной — это атом, в математике — точка, в сфере метафизики — монада. Минимум или монада образуют все то, что определяют максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы. Здесь Бруно стоит на позициях диалектического совпадения противоположностей. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, -пишет он, — пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» [Там же. С. 291].

В своей диалектике Бруно идет вслед за Николаем Кузанским, но распространяет эту диалектику на всю природу.

Согласно Бруно, вся Вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называет «мировой душой»: «Сколь бы незначительной и малейшей ни была вещь, она имеет в себе часть духовной субстанции, каковая, если находит субъект, стремится стать растением, стать животным и получить члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным» [Там же. С. 211].

Всеобщей одушевленностью Бруно объяснял причины движения в природе, которая обладает свойством самодвижения. Признавая всю природу одушевленной, Бруно тем самым занимал позиции гилозоизма, который в то время, в условиях господства схоластики и теологии, играл прогрессивную роль, так как признавал человека частью природы. Бруно разрабатывал вопросы космологии, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, но шел дальше Коперника, так как делал более радикальные выводы из его открытия. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что вокруг нас существует только одна Вселенная и в ней присутствует бесчисленное количество миров.

Численность отдельных вещей также бесконечна, хотя каждая вещь представляет конечную величину. Признание существования одной Вселенной исключает у Бруно наличие внешнего Бога, сотворившего мир. Бруно отвергает креационизм и полагает, следуя своему пантеизму, что природа есть Бог в вещах, материя — это божественное бытие в вещах.

Бог заключен в вещах в качестве деятельного принципа. Природа и Бог -это одно и то же, они обладают одним и тем же единым началом: это один и тот же порядок, закон, который определяет ход вещей. «Природа, — пишет Бруно, — представляет собой силу, которая воплощена в вещах, и закон, по которому все вещи совершают свой собственный ход». Из этих слов понятно, что Бруно отождествляет Бога с природой, понимаемой как совокупность закономерностей движения и развития, внутренне присущих, окружающему нас миру. Более того, Бруно отождествляет Бога-природу с материей. Он пишет, что нет природы за пределами естественных вещей, нет сущности вне сущего.

«Материя все создает из себя, ибо природа есть двигатель себя самой, который действует изнутри». Природа есть материя. Таким образом, у Бруно, Бог — это другое название закономерного окружающего мира. С пантеизмом Бруно тесно связана концепция панпсихизма, а именно, что духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой такое начало, от которого идет созидание, «оно есть точь-в-точь кормчий на корабле, как отец семейства в доме и как художник, что не извне, но изнутри строит и приспосабливает здание» [Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914. С. 14].

Духовное начало также не может существовать без тела, как и тело, движимое и управляемое им, с ним единое, с его отсутствием распадающееся, не может быть без него [Там же. С. 15].

Его концепция панпсихизма и «мировой души» определяет и его теорию познания. Человеческий разум, согласно Бруно, — это «живое зеркало», в котором отражаются природа и формы вещей. В соответствии с этим задача познания состоит в установлении законов, управляющих изменчивостью вещей. В процессе познания мира оно переходит от ощущений к воображению, от воображения к рассудку, рассудок к интеллекту, интеллект к уму. Интеллект — «видящее зеркало», которое активно осмысливает мир. Ум же — это «живое зеркало», оно охватывает мир единым взором и познает его озарением, созерцанием, некой интеллектуальной интуицией. Бруно признавал «натуральную магию», которая для него означала познание и овладение таинственными, ранее неизвестными силами природы. Бруно отвергал учение о двух истинах (истинах философии и истинах теологии), считая, что существует лишь одна истина, которая достигается философией, руководствующейся рациональными средствами познания. Он выступал против слепого подчинения авторитетам и полагал, что философия должна начинать с сомнения, задолго до Декарта выдвинув сомнение как методологический принцип в философии, при этом нисколько не сомневаясь в существовании окружающего мира и возможности его познания.

Заслуживают внимания этические воззрения Бруно, изложенные им в основном в работах «Изгнание торжествующего зверя» и «О героическом энтузиазме». Критерием нравственности для Бруно выступает деятельность, в которой человек осуществляет свое предназначение. «Прочь от меня, — писал он,- всякое безобразие, всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность» [Изгнание торжествующего зверя. С. 122].

Бруно не верил в бессмертие души и призывал к героическому энтузиазму, самоотверженности ради высокой цели на земле. В оценке нравственного поведения он стоит на позициях стоицизма и полагает, что достойное поведение состоит в том, чтобы освободиться от физических страстей, не чувствовать мучений. Бруно занимал четкую антирелигиозную позицию, прежде всего по отношению к католической церкви, но в то же время критиковал и всю христианскую догматику, считая что религиозное сознание отрицательно влияет на человеческую жизнь, так как подменяет разумный подход слепой верой. В работе «Изгнание торжествующего зверя» он устами Юпитера излагает содержание религиозного учения: «Будто белое — черное, будто человеческий разум, всякий раз, когда ему кажется, что он лучше всего видит, именно тогда находится в ослеплении; будто все то, что, согласно разуму, кажется превосходным, добрым и лучшим, — позорно, преступно и чрезвычайно скверно; что природа — грязная потаскушка, закон естества — мошенничество; что природа и божество не могут стремиться к одной и той же цели. .. Пусть заодно убедит людей, что философия и всякое исследование… не что иное, как пошлость, и что невежество — самая лучшая наука, ибо дается без труда и не печалит душу» [С. 182].

Всех религиозных деятелей, основателей и реформаторов религии, апостолов и пророков, чудотворцев и богословов он называет «ослами», так как они унижают человеческий разум. Святые христианские доктора «перестали двигаться, сложили и опустили руки, закрыли глаза, изгнали всякое собственное внимание и изучение, осудили всякую человеческую мысль, отреклись от всякого естественного чувства и в конце концов уподобились ослам» [Диалоги. С. 485]. В то же время Бруно признавал, что религия необходима для людей малоцивилизованных, которыми надо управлять. В будущем вместо догматической религии откровения, по мысли Бруно, придет «религия разума». Под ней он понимал нечто, существенно отличающееся от обычного религиозного сознания. «Религия разума», по Бруно, будет свободна от культа и обрядности, от догматов о потустороннем мире, от веры в личного Бога, от учения о воздаянии и наказании, от веры в бессмертие души. Для Бруно «религия разума» — это совокупность философских воззрений и нравственных правил, которые свободны от фанатичных религиозных культов и суеверий. Философия Бруно оказала большое влияние на последующую философскую мысль: его пантеизм был развит Б. Спинозой, мысли о монаде нашли отражение в монадологии Лейбница, его диалектические идеи получили развитие в немецкой философии XIX в.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Джордано Бруно

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Джордано Бруно



Джордано Бруно

Миновало 400 лет со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно (январь(?) 1548 — 17. 02.1600). На современников его смерть произвела не меньшее впечатление, чем выдвинутые им идеи. И поныне имя Джордано Бруно знают буквально все, хотя его помнят именно как жертву инквизиции. Связно рассказать, в чем же заключалась научная новизна воззрений Бруно, теперь мало кто сможет.

К сожалению, из-за этого возник изрядный «перекос» в понимании не только судьбы ученого, но и средневековой жизни вообще. Бесконечные повторы в энциклопедиях и учебниках, что Бруно «развивал космогонию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной» и был «обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме», породили устойчивое мнение, будто ученого казнили именно за высказывание им своих идей. Сложился образ беззащитного гения на фоне косных, злобных церковников. Между тем церковь во времена Бруно отнюдь не была гонительницей науки, и ученому никто не запрещал размышлять, пусть даже развивая идеи Коперника.

Книга Николая Коперника «О вращении небесной сферы», опубликованная в 1543 г. , в год смерти ученого, была запрещена католической церковью только в 1616 году. Коперник не скрывал своей работы и не считал ее противоречащей основам веры. Более того, в 1542 г. в письме Папе Павлу III он сообщал, что публикует книгу по просьбе своих друзей: кардинала Николая Шонберга и епископа Тидеманна Гизе; просили о публикации и «многие другие выдающиеся и ученейшие люди». В предисловии «К читателю. О предположениях, лежащих в основе этой книги» ее редактор богослов Андреас Осиандер преподносил гелиоцентрическую систему мира лишь как некий способ расчета видимых движений небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея.

Джордано Бруно, вдохновленный идеями Коперника, стал пропагандировать идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров. Средневековые схоласты легко опровергали его постулат: не может быть бесконечного множества миров, если Бог один, и Сын его один. А Бруно высмеивал этот аргумент, высказываясь уже не о строении физической Вселенной, а об ошибочности основ веры.

Но даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и его последователя не были запрещены. Только интриги между французской и испанской партиями за влияние на папский престол инициировали рассмотрение святой инквизицией двух вопросов: находится ли в центре мира неподвижное Солнце и вращается ли вокруг него Земля. Положительный ответ на первый вопрос был признан еретическим, а на второй — ошибочным. Так через 73 года после смерти Коперника и через 16 лет после сожжения Бруно их идеи были отвергнуты церковью.

Филиппо Бруно родился в 1548 г. в Ноле близ Неаполя. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику, диалектику. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь он принял сан священника и то имя, под которым стал известен, — Джордано. Однако усиленные занятия выработали в нем критическое отношение к догматам церкви и схоластике.

Джордано Бруно — философ, поэт и сатирик-памфлетист — под влиянием трудов Коперника весьма своеобразно воспринимал теологию. Особой нелюбовью пользовалось у него признанное церковью учение Аристотеля. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте.

В Женеве за резкую критику кальвинистов (он конфликтовал не только с католиками) попал в тюрьму. По освобождении в 1579 г. перебрался во Францию. Здесь на Бруно обратил внимание английский король Генрих Ш, присутствовавший на его публичной лекции, и ученый был приглашен в Англию.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.

Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые».

Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. Основу его учения составляло представление о бесконечности Вселенной, и он низвел Солнце до роли рядовой звезды. В своей космологии опровергал противоположность между Землей и Небом. Говорил, что одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной. Высказал идею об обитаемости других миров.

После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова». (Один из наиболее долготерпеливых героев Священного писания.)

В 1591 г. Бруно принял приглашение на работу от венецианского магната Джованни Мочениго, но очень скоро они рассорились, причем настолько, что бывший благодетель собственноручно передал Джордано венецианской инквизиции, сопроводив свое действие соответствующим доносом. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 г. передали римским коллегам.

Десять лет его пытались склонить к раскаянию и лишь затем судили. Причем, по показаниям очевидцев, судьи были поражены и удручены своим собственным приговором сильнее, чем обвиняемый, воспринявший его с полным равнодушием. Возможно, каждый из судей думал, что весь конклав проявит снисхождение к великому мыслителю и лишь он один покажет свою принципиальность.

17 февраля 1600 года Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика сожгли на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме.

Дмитрий Калюжный. Источник информации: газета «Алфавит» No.17-18(75-76), май 2000 г.

Джордано Бруно: философ и еретик

 

Джордано Бруно — человек многих ярлыков. За свою короткую жизнь (1548-1600) Бруно был монахом, философом, космологом и математиком. Он изучал магию и ненадолго прославился среди европейской знати своей невероятной памятью (которую некоторые люди приписывали тайным магическим силам!). К сожалению, Бруно также был объявлен еретиком из-за его противоречивых взглядов на природу вселенной, а также из-за его неприятия некоторых католических учений. Однако, хотя римская инквизиция и сожгла Бруно на костре, уничтожить его наследие им не удалось. Фактически, многие люди сегодня считают Джордано Бруно мучеником, который был готов говорить правду власти. Так кто именно был человеком, стоящим за лейблами?

 

Ранняя жизнь Джордано Бруно в Италии и Европе
Портрет Джордано Бруно, содержащийся в издании одной из его работ из коллекции Wellcome.

 

Бруно родился в Ноле, недалеко от Неаполя, в 1548 году. Подростком он вступил в доминиканский монастырь и в конце концов стал священником в 1572 году. Однако он был отлучен от церкви и вынужден бежать после того, как современники обнаружили у него запрещенные еретические книги. Так начался знакомый цикл для Бруно, который имел тенденцию привлекать неприятности, куда бы он ни пошел. Только между 1576 и 1578 годами он жил в Турине, Брешии, Бергамо, Венеции, Падуе и Милане, среди других мест.

 

В конце концов он вообще покинул Италию и путешествовал по Европе в поисках преподавательской работы или покровительства. Он боролся в этом начинании из-за своей привычки конфликтовать с местными религиозными или политическими властями. В Женеве, например, Бруно стал зарабатывать на жизнь профессором богословия. Но после публикации трактата, в котором критиковал главу Женевской академии, Бруно был вынужден извиниться за свой поступок и немедленно покинуть город.

 

Время Бруно при французском дворе
Эскиз Джордано Бруно неизвестного художника

 

Несмотря на эти проблемы, Бруно удалось пробиться во французский двор Генриха III. Он прибыл в Париж в 1581 году, где добился успеха в качестве лектора и опубликовал несколько текстов по запоминанию, в том числе «Песнь Цирцеи» (1582 г.) и «Искусство памяти» (1582 г.). Именно здесь его репутация мастера «мнемотехники» (искусства запоминания) действительно прижилась. Мнемоника была растущей тенденцией в Европе 16 века. Академикам нравилось учиться читать речи и тексты по памяти, поскольку эта практика восходит к древнегреческому искусству риторики. Получив некоторую известность благодаря своим талантам при французском дворе, Бруно решил переехать в Лондон в 1584 г.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Теории Бруно о бесконечной Вселенной
Иллюстрация геоцентрической системы Птолемея, сделанная португальским космографом и картографом Бартоломеу Велью, 1568 г., через Викимедиа.

 

По прибытии в Англию Бруно уже заработал репутацию агитатора в академических кругах. На титульном листе своей пьесы Подсвечник (1582), Бруно описывает себя как «Бруно из Нолы, Академик без Академии, также известный как Нарушитель спокойствия». Его неприятности в Англии в основном заключались в написании серии из шести текстов, в которых исследовались его противоречивые идеи о природе вселенной. С такими названиями, как « О бесконечной вселенной» и «Миры » (1584), становится ясно, что Джордано Бруно был более чем готов пойти против господствующей в обществе эпохи Возрождения веры в замкнутую, конечную вселенную.

 

В этих шести книгах Бруно страстно доказывает многие вещи, которые, как мы знаем, верны сегодня, в том числе то, что Солнце находится в центре Солнечной системы, что Земля вращается вокруг своей оси и что сама Вселенная бесконечна. Трагедия жизни Бруно заключалась в том, что ему не удалось убедить людей серьезно отнестись к этим теориям. Но космология XVI века была глубоко переплетена с христианскими учениями, и спорить с этой космологией означало спорить с самим христианством.

 

В 1500-х годах европейцы считали, что Земля (а не Солнце) находится в центре одной-единственной солнечной системы. Люди были самым совершенным творением Бога, поэтому, конечно, они существовали посреди всего остального. За другими планетами и звездами была граница, отмечавшая начало небесного царства, где обитал Бог, окружая всю солнечную систему своим божественным присутствием. В Европе такое видение Вселенной было принятым статус-кво на протяжении многих веков.

 

Схема типичной средневековой солнечной системы с Землей в центре планет и звезд через Fine Art America.

 

Настойчивое утверждение Бруно о том, что Вселенная бесконечна, поставило перед теологами серьезные дилеммы. Если вселенная бесконечно простиралась в пространство и время, то где именно находилось царство Бога среди бесконечных планет и звезд? Вместо того, чтобы Бог окружал Землю и звезды своим божественным присутствием, в бесконечной вселенной Бруно Бог был гораздо менее заметен: для критиков Бруно это было глубоко тревожным отсутствием.

 

Более того, если Вселенная состоит из бесконечных солнечных систем, как утверждал Бруно, что такого особенного в Земле? В конце концов, Библия не упоминает о других планетах. Действительно ли Бог создал бесконечное количество планет? Если да, то почему этого нет в Священном Писании? Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) ранее утверждал, что Вселенная гелиоцентрична. Но даже Коперник не зашел так далеко, чтобы теоретизировать существование бесконечных «землей» и бесконечных «солнц», подобных нашему. Теории Бруно нарушили естественный иерархический порядок традиционной конечной вселенной, где люди находились в центре творения, которое Бог-творец окружил своим защитным божественным «я».

 

Напряженность в Англии и Франции
Центр Парижа в 1550 году Оливье Труше и Жермена Ойо, Vrije Universiteit Amsterdam.

 

Излишне говорить, что Бруно конфликтовал с английскими учеными из-за своих противоречивых взглядов. Джордж Эббот, в то время академик Оксфордского университета, увековечил итальянского ученого особенно лестным описанием. Эббот слышал, как Бруно в своей лекции утверждал, что «земля вращалась, а небеса стояли на месте; тогда как на самом деле это его собственная голова скорее закружилась, и его мозги не стояли на месте» (Блюм, 2012). Вскоре после этого аббат стал архиепископом Кентерберийским. Как мы увидим, Бруно постигла совсем другая судьба.

 

Заблудший философ вернулся во Францию ​​в 1585 году, не заслужив благосклонности при дворе Елизаветы I. Но в Париже все изменилось: в период ожесточенных столкновений между католиками и протестантами король Генрих III отменил покровительство протестантов. Атмосфера была настолько напряженной, что Бруно действительно пытался (и не смог) снова войти в католическую церковь, чтобы чувствовать себя в большей безопасности. Несмотря на религиозную напряженность, Бруно пошел дальше и организовал публичные дебаты, в которых его философия природы и вселенной противопоставлялась преобладающей ортодоксальности.

 

Дебаты получили неоднозначные отзывы. Во время самого сеанса очевидцы сообщили, что один мужчина ворвался на сцену и оскорбил Бруно «нецензурными словами, назвав его Jordanus Brutus» (Блюм, 2012). Однако другой обозреватель отмечает, что у Бруно «похоже, есть веские аргументы. Но скоро он уедет в Германию. Достаточно того, что он оставил после себя большой спор в Англии; он приятный и веселый парень» (Блюм, 2012).

 

Бруно решает вернуться в Италию
Вид на церковь св. Джованни и Паоло и Скуола Сан-Марко, Венеция, работы Джакомо Гварди (Венеция, 1764–1835 гг. ), через Christie’s.

 

И так Бруно, всегда одинокий академик, продолжал свои скитания. Он написал больше книг, исследовал новые теории магии и математики, но снова не смог найти постоянного дома. Находясь во Франкфурте, он получил приглашение от венецианского дворянина Джованни Мочениго. Мочениго был большим поклонником книг Бруно о памяти и хотел узнать о них больше. Бруно прибыл в Венецию в 159 г.1, но вместо того, чтобы обучать Мочениго, как ожидалось, философ провел большую часть своего времени, пытаясь получить работу в соседнем Падуанском университете! Мочениго был разочарован отсутствием учения Бруно и объявил его еретиком перед венецианской инквизицией 23 мая 1592 года.

 

Бруно быстро предстал перед судом в Венеции. Как ни странно, поначалу разбирательство шло гладко. Мочениго не смог предоставить никаких конкретных доказательств своих обвинений, в то время как Бруно извинился за несколько фрагментов философии, которыми он поделился с Мочениго. Однако в 16 веке отделения инквизиции обычно сообщали о своих находках в Рим. А у римской инквизиции была очень хорошая память, особенно когда дело касалось Джордано Бруно. Помните те еретические тексты, которые привели к отлучению Бруно от доминиканского ордена?

 

Преследование Бруно от рук римской инквизиции
Портрет кардинала Беллармина, одного из инквизиторов Бруно, 1622–1623 гг., через DAMS Antwerpen.

 

Теперь Бруно был вынужден предстать перед судом в Риме. На этот раз инквизиторы просмотрели его бэк-каталог противоречивых текстов о природе вселенной, а также его взглядов на некоторые религиозные вопросы веры, касающиеся, среди прочего, воплощения, души и почитания святых.

 

Инквизиция склонна судить обвиняемых по тому, насколько они раскаялись в своих прошлых действиях во время самого суда. Они не наказывали автоматически людей за публикацию еретических текстов или выступление против христианского учения. Вместо этого они хотели увидеть раскаяние. Поэтому ключом к выживанию Бруно было отречение, то есть признание вины, раскаяние, разрешение уничтожить любые ранее опубликованные тексты и согласие никогда не учить этим вещам в будущем.

 

Это не та цена, которую Бруно готов заплатить. Несмотря на некоторое раскаяние во время суда в Венеции, Бруно отказался отречься от всего своего мировоззрения и вместо этого написал длинные показания, защищая свои взгляды. Суд над ним длился несколько лет. В конце концов инквизиторы установили, что подсудимый оставался в своей ереси «без угрызений совести, упорно и ожесточенно» (Фирпо, 1993). Это подтверждал и сам Бруно, утверждавший, что «он не нуждался и не хотел отрекаться, что ему не от чего было отрекаться, что у него не было воззрений, от которых нужно было отрекаться».

 

Бронзовый барельеф с вынесением приговора Джордано Бруно Этторе Феррари (1845–1929), через Викимедиа.

 

Неудивительно, что Бруно был приговорен к смертной казни. Его приговор был вынесен 8 февраля 1600 года. После того, как трибунал зачитал ему смертный приговор, Бруно ответил: «Возможно, ваш страх при вынесении приговора надо мной больше, чем мой при его получении».

 

Примерно через неделю, 17 февраля, Бруно был заживо сожжен на костре посреди площади Кампо-деи-Фиори в Риме. Большинство жертв костра были задушены заранее, но палачи отказали Бруно в этой милости. Очевидец по имени Каспар Шоппе сообщил, что кто-то протянул Бруно распятие, когда он был привязан к столбу, но он демонстративно отвернулся от него. В других сообщениях утверждается, что рот Бруно был символически зажат металлической пластиной.

 

Наследие Джордано Бруно сегодня
Статуя Джордано Бруно в центре Римской площади Кампо деи Фьори, через Викимедиа

 

Смерть Джордано Бруно была порочной и жестокой. Но, несмотря на все усилия религиозной и академической элиты, идеи Бруно выжили. Его теории о природе бесконечности привлекли внимание Готфрида Вильгельма Лейбница, а его критика католической церкви в Риме повлияла на британского философа Джона Толанда (1670-1722). Бруно стал особенно популярен в немецких философских кругах с 1700-х годов, до того, как его наследие было пересмотрено в 19-м веке. го века другими итальянцами, включая Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле.

 

Однако больше всего людей вдохновлял отказ Бруно подчиняться господствующей ортодоксальности. Сегодня на площади Кампо-деи-Фиори в Риме, на той самой рыночной площади, на которой он был казнен, возвышается гигантская статуя Бруно.

 

Библиография:

 

Пауль Ришар Блюм – Джордано Бруно: Введение – Краткая, но научная хронологическая оценка жизни и философии Бруно

 

Луиджи Фирпо – Il Processo di Giordano Bruno (Суд над Джордано Бруно) – Собрание сохранившихся документов, относящихся к судебному процессу над Бруно –ум. 1600) был одним из крупнейших натурфилософов итальянского Возрождения. Его также помнят за его бурную жизнь изгнания и инакомыслия, которая привела его в большинство культурных центров Европы эпохи Возрождения. Он трагически погиб, сожжен на костре как нераскаявшийся еретик на площади Кампо деи Фьори в Риме. В течение короткого периода интенсивной интеллектуальной деятельности между 1582 и 159 гг.1 Бруно написал тридцать произведений в различных европейских столицах, где он побывал и преподавал (включая Париж, Лондон, Виттенберг, Прагу и Франкфурт). Семь из этих работ были написаны на итальянском языке, а остальные на латыни. Они охватили большое разнообразие тем. Некоторые из его основных работ были связаны с распространением и поддержкой посткоперниканской космологии, которую он расширил до бесконечных измерений. Он также предложил размышление о бесконечно малом или минимальном количестве, которое создало ему репутацию одного из первых современных атомщиков. Другие работы посвящены искусству памяти и изобразительной логике Раймонда Луллия, которым он противопоставлял доминирующую аристотелевскую логику и все более сложную и абстрактную математику своего времени. Его интересовали эпические религиозные, социальные и политические потрясения Европы времен Реформации и Контрреформации, которые он атаковал с точки зрения антицерковной полемики, отдававшей предпочтение поиску божественного в естественном мире. Магические и герметические направления мысли, которые с самых ранних его работ сопровождали эту позицию в пользу естественной религии, стали доминировать в заключительный период творческой деятельности, выраженной в ряде неполных и неопубликованных рукописей, обнаруженных и опубликованных только в 19 веке.век. Возвращение Бруно в Италию в 1591 году закончилось восьмилетним судебным процессом над римско-католической инквизицией, сначала в Венеции, а затем в Риме, который был предметом многочисленных исследований как из-за сложности обсуждаемых религиозных доктрин, так и из-за за его последнюю позицию в пользу свободы мысли, приведшую к его трагической гибели.

Однотомные исследования, 1889–1968

Два ранних текста (Tocco 1889 и Gentile 1991 [первоначально 1920]) остаются важными точками отсчета для более современных исследований Бруно. Они способствуют установлению первоначального представления о работах Бруно как о работах естествоиспытателя, чья мысль лежит между антиаристотелевским натурализмом Бернардино Телезио и новой наукой Галилея. С Corsano 2002 (изначально 1940) делается первое предложение о том, чтобы произведения Бруно также были помещены в альтернативный контекст неоплатонического герметизма и магии. Йейтс 2002 г. (первоначально 1964 г.) доводит эту интерпретацию до радикальной крайности, провозглашая Бруно высшим магом эпохи Возрождения в томе, который оказал большое влияние на самые последние дискуссии о Бруно. С тех пор большая часть критики Бруно разделилась на два лагеря. Ведрин 1967 озвучивает первую существенную атаку на волшебного Бруно, возвращая его как раннего современного ученого. Папи 1968, более уважительно относящийся к тезису Йейтса, подчеркивает некоторые антропологические споры, которые окрашивают работы Бруно, такие как его интерес к первобытным религиям.

  • Корсано, Антонио. Opere scelte di Antonio Corsano . Том. 2, Il pensiero di Giordano Bruno nel suo svolgimento storico . Галатина, Италия: Congedo Editore, 2002

    Первоначально опубликованная в 1940 году, эта книга представляет собой поворотный момент в исследованиях Бруно, подчеркивая его внимание к искусству памяти и логике Раймонда Луллия, а также к использованию им неоплатонических и Герметичные источники. Корсано считает, что Бруно пытается объединить ratio, fides и mysterium .

  • Джентиле, Джованни. Джордано Бруно и пенсионер дель rinascimento . Florence: Le Lettere, 1991.

    Первоначально опубликованное в 1920 г., это издание содержит важное предисловие Эудженио Гарина. Джентиле считает Бруно открытием современной эры в философии, поскольку он отодвинул веру и религию в другую сферу. Таким образом, для Джентиле Бруно является достойным предшественником Галилея.

  • Папи, Фульвио. Антропология и гражданское строительство в пансионате Джордано Бруно . Florence: La Nuova Italia, 1968.

    Концентрируется на социальной и политической мысли Бруно, предлагая ценный анализ его отношения к открытию Нового Света, религии и обычаев коренных американских индейцев.

  • Токко, Феличе. Латинская опера Джордано Бруно выступила против итальянца . Florence: Le Monnier, 1889.

    Подробно исследует точки сходства и различия между итальянскими и латинскими работами Бруно в контексте интерпретации Бруно как естествоиспытателя и раннего ученого.

  • Ведрин, Элен. Концепция природы Джордано Бруно . Paris: Vrin, 1967.

    Настойчиво оспаривает тезис Йейтса, основанный на аспектах мысли Бруно, которые Ведрин продолжает считать маргинальными. Этот автор настаивает на том, чтобы серьезно относиться к Бруно как к философу природы, подчеркивая его посткоперниканскую космологию, его концепцию бесконечной вселенной и его ранний атомизм.

  • Йейтс, Фрэнсис. Джордано Бруно и герметическая традиция . New York: Routledge, 2002.

    Впервые опубликовано в 1964 году. Йейтс склонен исключать соотношение из жизни и творчества Бруно, отрицая его какую-либо роль в истории современной науки. Помещая его в число мистиков неоплатонической традиции, Йейтс утверждает, что древнеегипетская религия Corpus Hermeticum является основным источником Бруно. С введением Дж. Б. Траппа.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *