Джордано бруно дата рождения: Джордано Бруно биография кратко – открытия ученого, самое важное

Джордано Филиппе Бруно | это… Что такое Джордано Филиппе Бруно?

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Годы странствий
    • 1.3 Суд и гибель
  • 2 Философия
  • 3 Мнемоника
  • 4 Космология
  • 5 Литературное творчество
  • 6 Культурное влияние
    • 6.1 Названия в честь
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Литература

Джорда́но Бру́но (итал. Giordano Bruno; наст. имя: Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец; 1548 г., Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим священником, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

Был осуждён католической церковью за свободомыслие как еретик и сожжён. Спустя три столетия, в 1889 году на месте казни в честь Джордано Бруно был воздвигнут памятник. Однако, даже спустя четыреста лет, глава Римско-Католической Церкви отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации.

[1][2]

Биография

Ранние годы

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии он навлёк на себя подозрения. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе. Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно.

Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

Годы странствий

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности вселенной и мирах» (1584 год). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.

Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии.

Суд и гибель

В 1591 году Бруно принял приглашение на работу по обучению искусству памяти (см. Мнемоника) от венецианского магната Джованни Мочениго и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:[3][4]

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи, позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 передали римским коллегам. После семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению, как нарушителя монашеского обета. Подобно Сократу, Бруно мужественно заявил своим судьям, что им приходится с бо́льшим страхом объявлять ему приговор, чем ему его выслушивать. Известно, что палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Сжечь — не значит опровергнуть».

Из книги «Хроники Харона»:

Приговор вольнодумцу был максимально суров: смерть на костре. И опять Бруно спокоен и величав: «Вы произносите этот приговор с бо́льшим страхом, чем я его выслушиваю». И даже после приговора у Бруно была возможность купить жизнь ценою отречения. Но он не стал торговаться. «Я умираю мучеником добровольно…»

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 в католический Индекс запрещённых книг. 9 июня 1889 в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. О Джордано Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (

Giordano Bruno, 1973).

Философия

В философских воззрениях тяготел к мистицизму. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определенное влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

Мнемоника

Гравюра, иллюстрирующая одно из мнемонических устройств Джордано Бруно. В антрвольтах изображены четыре классических элемента: земля, воздух, огонь и вода.

Подобно Раймунду Луллию, Бруно был знатоком искусства памяти. Он написал книги по мнемонической технике «О тенях идей» (1584) и «Песнь Цирцеи», которые, по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизму.

Космология

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир).

В космологии Бруно вслед за Николаем Кузанским высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землей и небом.

Он один из первых предположил возможность жизни на других планетах, обитаемость других миров.

Литературное творчество

Как поэт Бруно принадлежал к противникам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях — антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) — Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Культурное влияние

Джордано работал наборщиком в Оксфорде 2 года и в это время общался с У. Шекспиром. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви» (прототип философа Бирона).

Названия в честь

Кратер Джордано Бруно

  • Кратер Джордано Бруно на Луне.

См. также

  • Аристарх Самосский
  • Николай Коперник
  • Галилео Галилей
  • Николай Кузанский

Примечания

  1. «Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. „Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить“». Андрей Ваганов История джаза — вместо курса алгебры. Интервью с академиком Владимиром Арнольдом // «Независимая газета», 2001-12-27
  2. «В. ГИНЗБУРГ: Джордано Бруно они не реабилитировали, так сказать, потому что…». Светлана Сорокина Прямой эфир радиостанции «Эхо Москвы». Интервью с академиком Виталием Гинзбургом // «Эхо Москвы», 15.01.2006
  3. Инквизиция перед судом Истории
  4. Джордано Бруно перед судом инквизиции (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма, 1958, с. 349—416.

Ссылки

  • Джордано Бруно. О бесконечности, Вселенной и мирах
  • Джордано Бруно в Философской библиотеке Ренессанса. Биография, сочинения, библиография, исследования.
  • Джордано Бруно в библиотеке о. Якова Кротова
  • Протоколы судебного допроса Джордано Бруно
  • Франсес Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: Новое литературное обозрение, 2000
  • Менцин Ю. Л. Загадки процесса Джордано Бруно
  • Менцин Ю. Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно.
  • Лернер Л., Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно
  • Легойда В. За что сожгли Джордано Бруно
  • Левитан Е. За что сожгли Джордано Бруно
  • Оренина И. Тайна гибели Джордано Бруно
  • Искры и пепел от костра Джордано Бруно
  • Философские труды Джордано Бруно: О героическом энтузиазме. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах
  • Кураев А. Коперник, Бруно, Галилей: Аудиолекция
  • D. W. Singer D. W. Giordano Bruno: His life and thought
  • Kessler J. Giordano Bruno: The Forgotten Philosopher
  • Giordano Bruno.info
  • Giordano Bruno // Catholic Encyclopedia
  • Hollister W. Giordano Bruno and the Infinite Universe
  • Pogge R. W. The Folly of Giordano Bruno
  • Giordano Bruno на IMDB

Литература

  • Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ, 2000.
  • Джордано Бруно. Избранное. Самара: Агни, 2000.
  • Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
  • Кузнецов Б. Г. Джордано Бруно и генезис классической науки.
  • Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной: Пер. с англ. Серия: Сигма. 2001. In English: The New Astronomy and the New Metaphysics (глава из книги, посвященная космологии Джоржано Бруно)
  • Лавджой А. Великая цепь бытия. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Лекция IV. Принцип изобилия и новая космография (в значительной мере посвящена космологическим идеям Дж. Бруно)
  • Менцин Ю. Л. «Земной шовинизм» и звёздные миры Джордано Бруно //Вопросы истории естествознания и техники. 1994, № 1.
  • Философско-религиозные истоки науки. Отв. редактор П. П. Гайденко. М.: Мартис, 1997.
  • Gatti H. Giordano Bruno and Renaissance Science, 2002 (содержит критику взгляда на Дж. Бруно как на герметиста).

   

Биография Джордано Бруно

Джордано Бруно стал самой известной жертвой религиозного мракобесия. До сих пор не известно, что именно послужило основным поводом для казни – прогрессивные естественнонаучные взгляды или еретические высказывания.

Содержание:

  • 1 Детство и юность
  • 2 Научная и преподавательская деятельность
  • 3 Заключение и казнь
  • 4 Мировоззрение и труды

Детство и юность

Джордано Бруно родился в 1548 году в провинции Нола рядом с Неаполем. При рождении Бруно получил имя Филиппо. По названию родного местечка его прозвали Бруно Ноланцем.

В 11 лет мальчика отправили в Неаполь для изучения литературы, диалектики и логики. В 15 лет Филиппо продолжил обучение в монастыре Святого Доминика. В 1565 году Бруно постригся в монахи. Тогда же ему и дали церковное имя Джордано.

Научная и преподавательская деятельность

В 24 года Бруно стал католическим священником. Уже тогда юношу обвиняли в чтении литературы из Индекса запрещенных книг (издан в 1559 году). Навлекало подозрение и то, что Джордано выносил из кельи иконы и оставлял только распятие.

Чтобы избежать расследования, молодой ученый в 1576 году уехал в Рим, затем – на север Италии, а после – в Швейцарию.

Здесь, в Женеве, он поступает в университет. Однако его вновь начали подозревать в ереси. Джордано пришлось переехать во Францию, в городок Тулузу. Ему присваивают ученый титул, и 2 года он читает лекции по философии.

Джордано Бруно в Оксфорде, рельеф на постаменте памятника в Риме

В 1581 году Бруно получает место в Сорбонском университете во Франции. Он снискивает расположение короля Генриха III Французского.

В 1583 году Бруно переезжает в Англию. Вначале он обосновался в Лондоне, затем – в Оксфорде. Но споры с местными профессорами вынудили его вновь перебраться в столицу.

Здесь он пытается убедить приближенных к Елизаветинскому двору в правдивости идей Коперника. Однако поддержки не находит. Только английский физик, придворный врач Якова I и Елизаветы I – Уильям Гилберт, разделяет его точку зрения.

Спустя 2 года Бруно возвращается во Францию. А в 1586 – переезжает в Германию. Здесь он безуспешно ищет работу. Только в Марбурге, немецком университетском городе, ему удается получить место. Но вскоре ученого отстраняют от преподавательской деятельности.

Джордано перебирается в город Виттенберг. С 1586 по 1588 года он читает лекции. После уезжает в Прагу, где занимается изучением понятия «магии».

Спустя год Бруно переезжает в Гельмштедт, а после – во Франкфурт. За публикацию своих трудов он получает значительный гонорар. Однако в 1591 году был вынужден спешно покинуть город.

Заключение и казнь

Тогда же Джордано пригласил в Венецию молодой аристократ Джованни Мочениго, чтобы обучиться т.н. «искусству памяти» – мнемонике.

Но уже 23 мая 1592 года Мочениго направляет инквизитору первый донос на Бруно. В нем говорилось, что Джордано распространяет еретические взгляды, отрицает догматы христианской веры, выдвигает дикие гипотезы об устройстве мира и резко высказывается о монахах.

Суд над Джордано Бруно

25 и 26 мая последовали еще 2 доноса от Джованни. Итальянского философа арестовывают. 17 сентября римская инквизиция требует Венецию выдать им Бруно для суда. 27 февраля 1593 года ученого перевозят в Рим.

В тюрьмах Рима Бруно провел 6 лет. В течение этого периода он отказывался признать свои взгляды и убеждения ошибочными.

9 февраля следующего года инквизиционный трибунал вынес обвинение Бруно в ереси по 8 положениям. Его отлучили от церкви и лишили сана священника. Нопалеанцу вменялось только отрицание догматов церкви, однако нет упоминаний о том, что причиной казни стали научные взгляды.

Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». Так обозначалось сожжение на костре. Казнь состоялась 17 февраля на площади Цветов в Риме.

Мировоззрение и труды

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце – просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа – метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте где его казнили

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Просмотров записи: 22286

Запись опубликована: 06.12.2017
Автор: Максим Заболоцкий

SETI League: Биография Джордано Бруно

SETI League: Биография Джордано Бруно Мемориальная премия Джордано Бруно

Биография Джордано Бруно
«Существует бесчисленное множество солнц; бесчисленное количество земных шаров вращается вокруг этих солнц подобно тому, как семь планет вращаются вокруг нашего солнца.
В этих мирах обитают живые существа.»
    Джордано Бруно, итальянский монах шестнадцатого века.

Краткая биография, предоставлена ​​Microsoft Encarta®

Бруно, Джордано (около 1548-1600), итальянский философ и поэт эпохи Возрождения, драматург смерть придает особое значение его произведениям.

Бруно родился в Ноле, недалеко от Неаполя. Первоначально его звали Филиппо, но он взял себе имя Джордано, когда он присоединился к доминиканцам, которые обучили его аристотелевской философии и томистскому богословию. Независимый в мышлении и вспыльчивый в характере, он бежал из ордена в 1576 году, чтобы избежать суда. по доктринальным обвинениям и начал скитания, характеризовавшие его жизнь.

Бруно посетил Женеву, Тулузу, Париж и Лондон, где провел два года (1583–1585) под руководством покровительство французского посла и в кругу английского поэта сэра Филипа Сиднея. Это был наиболее продуктивным периодом, в течение которого он написал «Ужин Пепельной среды» (1584 г.) «Бесконечная вселенная и миры» (1584 г.), а также диалог «О причине, начале и Единство (1584 г.). В другом поэтическом диалоге, Gli eroici furori (1585 г.), он восхваляет своего рода платоническую любовь, соединяющая душу с Богом через мудрость.

В 1585 году Бруно вернулся в Париж, затем отправился в Марбург, Виттенберг, Прагу, Гельмштедт и Франкфурт, где он наладил печать своих многочисленных сочинений. По приглашению венецианца дворянина Джованни Мончениго, Бруно вернулся в Италию в качестве своего частного наставника. В 1592 году Мончениго донес на Бруно инквизиции, которая судила его за ересь. Обратился к Роману. властей, он был заключен в тюрьму примерно на восемь лет, пока шли допросы по обвинению в богохульство, аморальное поведение и ересь. Отказавшись отречься, Бруно был сожжен на костре в Кампо деи Фьори, 17 февраля 1600 г. В конце 19 в.ХХ века на этом месте была установлена ​​статуя. его мученичества делу свободомыслия.

Бруно выступал за философские теории, в которых сочетались мистический неоплатонизм и пантеизм. Он верил, что вселенная бесконечна, что Бог есть универсальная мировая душа и что все частные материальные вещи являются проявлениями одного бесконечного принципа. Бруно считается предшественником современной философии из-за его влияния на голландского философа Баруха Спинозу и его предвосхищение теорий монизма, позже отстаиваемых немецким философом Готфридом Вильгельм Лейбниц.

Предоставлено: Десмонд Дж. Фитцджеральд

«Бруно, Джордано», Microsoft Encarta®
Авторские права © Корпорация Майкрософт, 1993 г.
Авторское право © 1993 Корпорация Funk & Wagnall’s

Игра с высокими ставками
Из Bad Astronomy Линды Циммерман

Джордано Бруно родился в Италии в 1548 году. Он вступил в доминиканский орден, но из-за склонности иметь собственное мнение и дерзости озвучивать его был обвинен в ереси и покинул орден в возрасте двадцати восьми лет. В течение следующих полутора десятилетий Бруно путешествовал по Европе, изучая, говоря и публикуя свои мысли. Все это время члены инквизиции в Италии с нетерпением ждали возвращения мальчика из родного города.

Среди возмутительных убеждений Бруно были его утверждения о том, что звезды на самом деле были другими солнцами, охватывающими бесконечные просторы космоса, и что вся Вселенная состоит из одной и той же материи. Как будто этого было недостаточно, он твердо верил в гелиоцентрические теории Коперника и говорил это так громко, что его могли услышать в Риме.

И, словно для того, чтобы доказать, насколько он был глуп, Бруно вернулся в Италию. Арестованный, преданный суду и осужденный, он был заключен в темницу замка Сант-Анджело в Риме на шесть лет. Отказавшись отречься, в конце концов, в 1600 году его угостили барбекю в стиле инквизиции. Хотя его еретические убеждения в астрономических теориях были не единственными преступлениями, за которые его сожгли на костре, они, безусловно, разожгли огонь, из которого Галилей, несомненно, почувствовал запах дыма.

Из Bad Astronomy Линды Циммерман
ISBN 0-9645133-0-7
ПО Ящик 487
Пьермонт, штат Нью-Йорк, 10968
используется с разрешения
(Щелкните здесь, чтобы увидеть Джордано Бруно в альтернативном виде)


по электронной почте
веб-мастеру
| Главная | Общие | член Svcs | Публикации | Пресс | Технические | Интернет | Индекс |
авторские права на весь веб-сайт © The SETI League, Inc.
эта страница последний раз обновлялась 3 апреля 2004 г.

Начало страницы

Джордано Бруно биография, дата рождения, место рождения и фотографии

Джордано Бруно , родился 1548 Филиппо Бруно , итальянский доминиканский монах, философ, математик и астроном.

Итальянский философ эпохи Возрождения, родился недалеко от Нола в деревне Чикала. О его жизни мало что известно. Его окрестили Филиппо, а имя Джордано он принял только после вступления в монашеский орден. На пятнадцатом году жизни он вступил в орден доминиканцев в Неаполе и, как говорят, написал трактат о Ноевом ковчеге. Почему он подчинился дисциплине, явно не соответствующей его пламенному духу, мы не можем сказать. За свои взгляды на пресуществление и непорочное зачатие его обвинили в нечестии, и после нескольких лет преследований он бежал из Рима около 1576 г. и странствовал по разным городам, достигнув Женевы в 1579 г.. Дом кальвинизма не был для него местом отдыха, и он путешествовал через Лион, Тулузу и Монпелье, прибыв в Париж в 1581 году. мир. Он упивался духом Ренессанса, решимостью увидеть своими глазами благородную вселенную, незамутненную туманами авторитетной философии и церковной традиции. Открытия Николая Коперника были им восприняты охотно, и он использовал их как рычаг, чтобы оттолкнуть устаревшую систему, идущую от Аристотеля, к которому он действительно питал полнейшую ненависть. Подобно Фрэнсису Бэкону и Бернардино Телезио, он предпочитал более старых греческих философов, которые сами изучали природу и чьи рассуждения были более реальными. Он много и глубоко читал, и в его сочинениях мы встречаем много выражений, знакомых нам по более ранним системам. И все же его философия не эклектизм. Чем-то он был обязан Лукрецию, чем-то стоическому натурпантеизму, чем-то Анаксагору, Гераклиту, пифагорейцам и неоплатоникам, которые были ему частично известны; прежде всего, он был глубоким учеником Николая Кузанского, который действительно был спекулятивным Коперником. Но его собственная система отличается отчетливым единством и оригинальностью; он дышит огненным духом самого Бруно.

Бруно был хорошо принят в Тулузе, где он читал лекции по астрономии; еще большая удача ожидала его в Париже, особенно от рук Генриха III. Ему предложили кафедру философии при условии, что он будет принимать мессу. Он сразу отказался, но ему разрешили читать лекции. Они, по-видимому, целиком были посвящены изложению некой логической системы, которую Бруно усвоил с большим рвением, Ars Magna Раймунда Луллия. Этой логике, за исключением сатирической комедии «Канделахо», посвящены все произведения этого периода — «De Umbris Idearum», «Ars Memoriae», «De compendiosa architectura et completo artis Lullii» и «Cantus Circaeus». Многим казалось странной причудой Бруно то, что он с таким рвением принял взгляд на мысль, подобный взгляду Луллия, но на самом деле он находится в строгом соответствии с принципами его философии. Подобно арабским логикам и некоторым схоластам, считавшим, что идеи существуют в тройственной форме — ante res, in rebus и post res, — он сформулировал принцип метафизического существования архетипических идей в предельном единстве или разуме. физически в мире вещей, а логически в знаках, символах или понятиях. Эти понятия были тенями идей, и Ars Magna снабдил его общей схемой, согласно которой должны быть показаны их отношения и соответствия. Он давал не только memoria technica, но и органон, или метод, с помощью которого генезис всех идей из единства мог быть представлен внятно и легко. Она также заменяла либо аристотелевскую, либо рамистскую логику, что было дополнительным элементом в ее пользу.

Под защитой французского посла Мишеля де Кастельно, сьера де Мовисьера, Бруно в 1583 году перебрался в Англию, где прожил около двух лет. Ему была противна жестокость английских нравов, которую он рисует не в лестных тонах, и он обнаружил, что педантизм и суеверие столь же безудержно распространены в Оксфорде, как и в Женеве. Действительно, в статуте все еще существовало положение, согласно которому «магистры и бакалавры, которые не следовали Аристотелю добросовестно, подлежали штрафу в размере пяти шиллингов за каждый пункт расхождения и за каждую ошибку, совершенную против логики Органона». Но он предается экстравагантным восхвалениям Елизаветы. Обычно говорят, что он познакомился с сэром Филипом Сиднеем, Фульком Гревиллем и другими выдающимися англичанами, но факты его жизни в Лондоне вызвали много споров. Кажется вероятным, что он жил во французском посольстве на какой-то должности секретаря или наставника. Возможно, он встречался с Бэконом, но маловероятно, что он встречался с Уильямом Шекспиром в типографии Тома Вотролье. В Оксфорде ему разрешили провести диспут с несколькими учеными врачами о соперничающих достоинствах коперниковской и так называемой аристотелевской систем мироздания, и, согласно его собственному отчету, он одержал легкую победу. Лучшие его произведения были написаны на свободе английской общественной жизни. Cena de le Ceneri, или Беседа в Пепельную среду, посвященная изложению теории Коперника, была напечатана в 1584 году. В том же году появились две его великие метафизические работы: De la Causa, Principio, ed Uno и De l’Infinito. , Universo, e Mondi; через год после Eroici Furori и Cabala del Cavallo Pegaseo. В 1584 году также появился странный диалог Spaccio della Bestia Trioufante («Изгнание торжествующего зверя»), аллегория, касающаяся главным образом моральной философии, но дающая суть философии Бруно. Боги изображаются решившими изгнать с неба созвездия, которые служили им напоминанием об их злодеяниях. На их место ставятся нравственные добродетели. Первый из трех диалогов содержит суть аллегории, которая, прикрываясь нападками на языческую мифологию, представляет собой прямую атаку на все формы антропоморфной религии. Но с философской точки зрения наиболее важной является первая часть второго диалога. Среди нравственных добродетелей, замещающих зверей, есть Истина, Благоразумие, Мудрость, Закон и Всеобщее суждение, и в объяснении того, что они означают, Бруно раскрывает внутреннюю сущность своей системы. Истина есть единство и субстанция, лежащие в основе всех вещей; Благоразумие или Провидение есть регулирующая сила истины, заключающая в себе как свободу, так и необходимость; Мудрость есть само провидение в его сверхчувственном аспекте — в человеке разум постигает истину вещей; Закон проистекает из мудрости, ибо ни один хороший закон не является иррациональным, и его единственная цель и цель — благо человечества; Всеобщий суд есть принцип, согласно которому людей судят по их делам, а не по их вере в тот или иной катехизис. К его аллегорической философии примешиваются самые яростные нападки на господствующую религию. Монахи заклеймены как педанты, разрушающие радость жизни на земле, скупые, развратные и заводчики вечных раздоров и дрязг. Над тайнами веры насмехаются. Еврейские летописи ставятся на один уровень с греческими мифами, а чудеса высмеиваются как фокусы. Через все это проходит ход мысли, естественным образом вытекающий из основных положений Бруно и известный в современной философии как спинозизм, отрицание частного провидения, учение о бесполезности молитвы, отождествление в смысле свободы и необходимости и своеобразное определение добра и зла.

В 1585–1586 годах он вернулся с Кастельно в Париж, где его антиаристотелевские взгляды были подхвачены коллегией Камбре, но вскоре были изгнаны из своего убежища, и мы снова находим его в Марбурге и Виттенберге, штаб-квартирах лютеранства. . Существует предание, что здесь или в Англии он принял протестантскую веру; ничто в его сочинениях не навело бы на это подозрение. Во время его пребывания в Виттенберге появилось несколько работ, в основном логических (De Lampade combinatoria Lulliana, 1587, и De Progressu et Lampade venatoria logicorum, 1587). В 1588 году он отправился в Прагу, затем в Гельмштадт. В 1591 он был во Франкфурте и опубликовал три важных метафизических труда: De Triplici Minimo et Mensura; Де Монада, Нумеро и Фигура; De Immenso et Innumerabibus. Он недолго оставался в Праге, а затем мы находим его в Цюрихе, откуда он принял приглашение в Венецию от молодого патриция Джованни Мочениго. Это был опрометчивый шаг. Эмиссары инквизиции преследовали его; он был брошен в тюрьму, а в 1593 г. доставлен в Рим. Семь лет провел в заточении. 9 февраля 1600 г. он был отлучен от церкви, а 17-го сожжен на костре.

На протяжении более двух столетий Бруно почти не получал должного внимания. Однако 9 июня 1889 года в результате сильного народного движения в Риме на площади Кампо деи Фьори, на месте его казни, была открыта его статуя.

Для Бруно, как и для всех великих мыслителей, философия есть поиск единства. Среди всех разнообразных и противоречивых явлений вселенной есть что-то, что придает им связность и понятность. И это единство не может быть чем-то отдельным от вещей; оно должно содержать в себе вселенную, которая из него развивается; это должно быть одновременно все и одно. Это единство есть Бог, всеобщая субстанция, единственное начало, или causa immanens, то, что находится в вещах и тем не менее отличается от них, как всеобщее отличается от частного. Он действенная и конечная причина всего, начало, середина и конец, вечный и бесконечный. Его действием производится мир, и его действие есть закон его природы, его необходимость есть истинная свобода. Он живой, деятельный разум, принцип движения и творчества, реализующий себя в бесконечно разнообразных формах деятельности, составляющих отдельные вещи. Для бесконечно актуального необходимо возможное; то, что определяет, включает нечто, в чем могут существовать его определения. Это другое от Бога, которое на самом деле едино с ним, есть материя. Таким образом, вселенная — это живой космос, бесконечно одушевленная система, целью которой является совершенная реализация различных форм. Единство, расщепляющееся на множество вещей, может быть названо monas monadum, причем каждая вещь есть monas, или самосущее, живое существо, вселенная в себе. Число этих монад бесконечно. Душа человека есть мыслящая монада и стоит посредине между божественным разумом и миром внешних вещей. Как часть божественной жизни, душа бессмертна. Его высшая функция — созерцание божественного единства, обнаруживаемого под многообразием объектов.

Таково краткое изложение основных положений философии Бруно. Кажется совершенно ясным, что в более ранних произведениях, особенно в двух итальянских диалогах, он ближе подходил к пантеистическому взгляду на вещи, чем в своих более поздних латинских трактатах. Изложенное вначале единство есть просто anima mundi, живая вселенная, но не разумная. Существует отчетливое развитие, прослеживаемое по направлению к более поздней и окончательной форме его доктрины, в которой вселенная предстает как реализация божественного разума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *