Урок истории (с презентацией) «Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия» — К уроку — История и обществознание
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
Тема: Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия
Цель урока
Показать особенности и характерные черты общественного договора и естественного права в трудах Т.Гоббса и Д.Локка
Задачи урока
знакомство с основными деятелями эпохи Английского Просвещения
объяснить ученикам, что такое общественный договор и естественное право
показать общее и различие в идеях просвещения Т.Гоббса и Д.Локка
привить ученикам уважение к европейской культуре
заинтересовать учеников в изучении европейской философии
Материал можно использовать как дополнительный на уроках истории в 7 классе «Просвещение» и 10 классе «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм»
Дополнительный материал:
СЛАЙД 2
Виднейшим мыслителем середины 17 века являлся Томас Гоббс (1588—1679 гг. ). Основными его трудами являлись «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Его взгляды сформировались под влиянием Английской революции XVII века.
Политические и правовые проблемы нашли теоретическое обоснование в трудах другого видного английского буржуазного идеолога XVII в. Джона Локка (1632—1704 гг.). Он был основоположником либерализма. Джон Локк стал первым радикальным критиком абсолютной монархии и первым теоретиком неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности. Его взгляды сформировались в постреволюционный период, в период реставрации монархии. Политико-правовое учение Джона Локка изложено в работе «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.)
ОБЩЕЕ:
СЛАЙД 3
1. Возникновению
государства предшествует естественное
состояние людей, «состояние полной
свободы в отношении их действий и в
отношении распоряжения своим имуществом
и личностью»
2. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора
СЛАЙД 4
3. Учение о естественном состоянии не выступает в качестве теории о появлении государства, о том, как оно действительно возникло, а является теорией, которая объясняет, что такое государство, и таким образом легитимирует государство.
Меньшинство связано также крепко повиновением государству, как и большинство, так как договор обязывает повиноваться правительству, избранному большинством. (Гоббс)
РАЗЛИЧИЕ:
СЛАЙД 5 | Томас Гоббс | Джон Локк |
В
своих трудах Гоббс
ставит вопрос о происхождении
человеческого общества, его развитии
и возникновении различных его институтов
— таких, как государство, законы,
учреждения (полиция, армия и т.д.).
Первоначально все люди находились в
так называемом естественном состоянии,
т.е. каждый человек обладал абсолютной
свободой и, соответственно, абсолютным
правом. Гоббс
считал, что все люди равны от природы.
Природа устроена так, что каждый
индивид преследует в своей деятельности
лишь собственные эгоистические
интересы. | Государство, по Локку, создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми, чтобы удобно, мирно, совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. | |
СЛАЙД 5 | Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, — монарху. Договор должен даровать власть одному человеку или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению. | В
целях предотвращения злоупотреблений
государством своими полномочиями и
упорядочения взаимоотношений между
его различными органами Локк первым
обосновывает принципы разделения
властей. |
СЛАЙД 6 | Только
монарх обладает абсолютным правом и
абсолютной свободой: он может казнить
или привлечь к наказанию за нарушение
договора, который люди заключили в
целях самосохранения. | Принцип разделения властей |
Договор, заключенный гражданами между собой о том, чтобы повиноваться такой правящей власти, которую изберет большинство (Гоббс) Избранием этой власти их политические полномочия заканчиваются | Договор происходит между гражданами и правящей властью | |
СЛАЙД 7 | Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство В учении Гоббса идет речь о полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства | У Дж. Локка об этом нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Локк: Государство должно было руководствоваться тем же «законом природы», который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк выдвинул тезис о наличии у человека от рождения целого ряда неотъемлемых естественных прав, таких как право на свободу слова, совести, мысли, право на жизнь и личную неприкосновенность, а также на собственность и труд. При создании государства индивиды не жертвуют своими естественными правами. Руководствуясь разумом, люди передают государству такое количество полномочий, которое достаточно для гарантии неотчуждаемых прав и свобод. Эти естественные права никому и ни при каких обстоятельствах не передаются и никем не ограничиваются. |
СЛАЙД 7 | Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные связаны им. Подданные не имеют прав в отношении монарха, за исключением тех, которые суверен уступит добровольно. Подданные свободны там, где не распространяется действие законов | Свобода личности тесно связана у Локка и со всеми остальными правами: ее утрата влечет потерю гражданином и всех остальных прав. Поэтому обязанностью каждого народа является борьба с тиранической властью, которая не считается с естественными правами граждан. Наделяя власть значительными полномочиями, Локк не лишал народ суверенитета, а также права отстранять власть имущих, не оправдавших его доверия. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным |
СЛАЙД 8 | Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии | Джон Локк в своих работах активно выступал с критикой абсолютной монархии, которая, по его мнению, была абсолютно несовместима с гражданским обществом и вообще не могла быть формой гражданского правления |
Гоббс различал понятия «право» и «закон». Если сущность права состоит в свободе делать или не делать чего-либо, то сущность закона выражается в предписании и обязанности что-либо делать или не делать. Гоббс считал, что понятие «право» шире понятия «закон». Право включает в себя: естественные (моральные) законы, т. е. предписания естественного разума (не есть результат соглашения людей), обращенные к сознанию, чувству долга индивида и не опирающиеся на принуждение; Разум подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание. гражданские законы, т. е. приказы суверена, которые основаны на принуждении верховной власти и которым необходимо повиноваться. Гоббс подчеркивает, что, хотя естественные законы касаются человека, как такового, т. е. могут быть сформулированы и постигнуты людьми и в естественном состоянии, соблюдение и уважение этих законов «может быть гарантировано лишь государственным законом и принудительной властью государства» В естественном же состоянии они остаются лишь благими пожеланиями людей, вынужденных самими обстоятельствами уповать на собственные силы и делать все то, что кажется им необходимым для сохранения своей жизни. Томас Гоббс отстаивал идею единства государства и права, власти и закона, которое необходимо для достижения мира и согласия в гражданском обществе | Джон
Локк разделял понятия естественного
и гражданского закона, а различия
между ними сводил к проблеме соотношения
права и закона. Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. | |
СЛАЙД 9 | Согласно Томасу Гоббсу, страх людей перед другими людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны перед законом, исчезает основа для страха перед согражданами. | Однако, как указал Джон Локк, государство само по себе тоже может вызывать страх. Следовательно, необходимо, чтобы государство не только обладало властью, но держало её в определённых рамках, с тем чтобы не допускать произвол. Известным Локку решением этой задачи было требование, чтобы правители руководили с помощью выполнимых законов и сами их соблюдали. Согласно этому аргументу, в отсутствие верховенства закона граждане не защищены от насилия с применением оружия, а соперники внутри правящего класса не имеют рычагов взаимного контроля. Локк также полагал, что справедливые законы должны признавать естественные права человека и что они должны не ограничивать, а защищать свободу. |
Положения Джона Локка о разделении властей, верховенстве закона, суверенитете народа ныне рассматриваются в качестве основополагающих принципов правового государства.
Взгляды философа в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г. : были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просвещения.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
Лекции по истории правовых и политических учений: http://gendocs.ru/v22822/лекции_по_истории_правовых_и_политических_учений?page=3
Политические и правовые учения в Англии и Италии в Новое время: http://bargu.by/41-politicheskie-i-pravovye-ucheniya-v-anglii-i-italii-v-novoe-vremya.html
История политических и правовых учений: http://bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/33. htm
Философия Нового времени: http://freepapers.ru/10/filosofiya-novogo-vremeni/183725.1100070.list3.html
Б.Рассел «История Западной философии», часть 2. М.: МИФ, 1993
Томас Гоббс и Джон Локк: dmitri_kapustin — LiveJournal
Томас Гоббс и Джон Локк: dmitri_kapustin — LiveJournal ?- История
- Философия
- Общество
- Cancel
Томас Гоббс полагал, что люди, не будучи управляемыми, склонны ко всякому злу и раздорам, и только правитель может силой сдержать их злые наклонности. Он полагал, что и в вопросах веры люди склонны к раздорам, поэтому правитель должен принуждать их к единству, установив для них религиозную власть.
Джон Локк, напротив, полагал, что правитель не должен прибегать к принуждению в вопросах веры. Функция правителя — устроение гражданской жизни, а религия относится к частной жизни человека, где он и должен проявлять свою свободную волю, выбирая добро без принуждения. Правитель не способен исправить недостатки своих подданных, поскольку сам принципиально не отличается от прочих людей, имея те же склонности.
К сожалению, у нас в России среди православных больше распространены мнения, сходные с идеями Томаса Гоббса. Некоторые ждут правителя, который железной рукой устранит зло и направит людей на истинный путь. А пока такого правителя нет, существующие правительства подвергаются нападкам как далеко не соответствующие идеалу.
Мне кажется более правильным мнение Джона Локка. Правительство необходимо для сдерживания явного зла, защиты от явных преступлений, но оно не может дать моральный ориентир, не может направить людей ко спасению, это не его функция. Верующие должны проявлять себя не политической борьбой, а исправлением своей свободной воли.
Subscribe
Об антихристе
Учение об антихристе многие понимают как учение об исторической личности, о правителе, который прельстит многих и будет гнать истинных христиан, и…
Смирение и магизм
Говоря о христианской философии, я бы отметил в первую очередь учение о неизменности Бога. Изменяется тварь, но не Бог. Бог, будучи неизменным,…
Флоренский: язычество вместо паламизма
Лекция Ирины Протопоповой о том, как превратно о. Павел Флоренский толковал мысли Платона. Платон говорил, что путь к высшему просвещению — это…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
- 10 comments
Об антихристе
Учение об антихристе многие понимают как учение об исторической личности, о правителе, который прельстит многих и будет гнать истинных христиан, и…
Смирение и магизм
Говоря о христианской философии, я бы отметил в первую очередь учение о неизменности Бога. Изменяется тварь, но не Бог. Бог, будучи неизменным,…
Флоренский: язычество вместо паламизма
Лекция Ирины Протопоповой о том, как превратно о. Павел Флоренский толковал мысли Платона. Платон говорил, что путь к высшему просвещению — это…
Проблема | Локк | Гоббс |
---|---|---|
Человеческая природа | Человек по своей природе животное социальное. | Человек по своей природе не общественное животное, общество не могло бы существовать без силой государства. |
Состояние природы | В естественном состоянии люди большей частью сдержали свои обещания и соблюдали свои обязательства. обязательства, и, хотя и ненадежный, он был в основном мирным, хорошим и приятным. Он цитирует американскую границу и Солданию как примеры людей в естественное состояние, где существовали права собственности и (по большей части) мир. Князья находятся в естественном состоянии по отношению друг к другу. Рим и Венеция находились в естественном состоянии незадолго до их официального основания. В любом месте, где социально приемлемо для себя наказывать проступки сделано против вас, например, на американской границе, люди находятся в естественном состоянии. Хотя такие места и времена небезопасны, насильственные конфликты часто заканчиваются насильственным навязыванием справедливого мир на злодеев, и мир нормальный. | «нет общества; и что хуже всего, постоянный страх и опасность насильственная смерть; и жизнь человека, одинокого, бедного, скверного, звериного и короткая. » |
Знание естественного права | Люди знают, что правильно и что неправильно, и способны знать, что является законным и незаконным достаточно хорошо для разрешения конфликтов. Особенно, и самое главное, они способны определить разницу между что принадлежит им, а что чужому. К сожалению, они не всегда действовать в соответствии с этим знанием. | Наше знание объективных, верных ответов на такие вопросы настолько слабо, настолько незначителен и несовершенен, что почти бесполезен для решения практических споры. В естественном состоянии люди не могут знать, что принадлежит им, а что является чужим. Имущество существует только благодаря воля государства, поэтому в естественном состоянии люди обречены на бесконечный насильственный конфликт. В практиковать нравственность по большей части просто приказ какого-либо лица или группа, или Бог, а закон — всего лишь сиюминутная воля правителя. |
Эпистемология | Разрыв между нашими представлениями и словами о мире, и мир сама по себе, велика и трудна, но все же, если один человек назовет что-то хорошим, в то время как другой человек называет это злом, поступок или человек, о котором идет речь, все еще имеет реальных качеств добра или зла, категории существуют в мире независимо от наших имен для них, и если слово одного человека не соответствует другому мужское слово, это проблема общения, а не принципиального произвола в действительности. | Именно название делает его таким. Иногда Гоббс приближается к сталинская позиция, согласно которой сама истина есть лишь воля правителя. |
Конфликт | Мир является нормой и должен быть нормой. Мы можем и должны жить вместе в мире, воздерживаясь от приставаний друг к другу чужое имущество и лица, и по большей части мы делаем. | Люди не могут знать добра и зла и, следовательно, могут жить только в мир вместе, подчиняясь абсолютной власти общего хозяина, и поэтому между королями не может быть мира. Мир между государствами это просто война другими средствами. |
Проблема | Локк | Гоббс |
Общественный договор | Мы отказываемся от права на точное возмездие за преступления взамен за беспристрастное правосудие, подкрепленное подавляющей силой. Мы сохраняем за собой право на жизнь и свободу и получить право на справедливую и беспристрастную защиту наша собственность | Если ты заткнешься и будешь делать, как тебе говорят, ты право не быть убитым, и ты даже не имеют право не быть убитым, несмотря ни на что что делает Государь, Это не является нарушением договора. |
Нарушение общественного договора | Если правитель стремится к абсолютной власти, если он действует и как судья, и как участник в спорах он ставит себя в состояние войны со своими подданными и мы имеют право и обязаны убивать таких правителей и их слуг. | Нет право бунтовать. «Не может быть нарушения завета со стороны государя; и, следовательно, ни один из его подданных, под любым предлогом конфискации, может быть освобожден от своего подчинение». Воля правителя определяет добро и зло для своих подданных. Король не может сделать ничего плохого, потому что законное и незаконное, добро и зло просто приказы, просто воля правителя. |
Гражданское общество | Гражданское общество предшествует государству как морально, так и исторически. Общество создает порядок и придает государству легитимность. | Гражданское общество – это применение государством силы для соблюдения контрактов. и так далее. Гражданское общество есть детище государства. Что самое современное люди назвали бы гражданское общество «толканием», бессмысленным конфликтом и преследование эгоистичных целей, которые хорошее правительство должно подавлять. |
Права | Мужчины имеют права по своей природе | Вы уступили свои права правительству в обмен на свою жизнь |
Роль государства | Единственная важная роль государства заключается в том, чтобы обеспечить справедливость. быть сделано | Что бы ни делало государство, это просто по определению. Все общество представляет собой прямое создание государства и отражение воли правителя. |
Разрешенное применение силы | Авторизация бессмысленна, за исключением того, что авторизация дает нам основания полагать, что применение силы правомерно. Если авторизация делает не дают нам такой уверенности, может быть потому, что государство само является партией к спору или из-за прошлых беззаконных действий и злоупотреблений со стороны государства, то мы снова в естественном состоянии. | Концепция справедливого применения силы бессмысленна или не может быть известна. Простое применение силы — это любая разрешенная сила |
Социальный договор | Определение, примеры, Гоббс, Локк и Руссо
Томас Гоббс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Локк Томас Гоббс Кэрол Патман
- Связанные темы:
- конституционализм социальная структура естественное состояние согласие
Просмотреть весь связанный контент →
общественный договор , в политической философии, фактический или гипотетический договор или соглашение между управляемыми или между управляемыми и их правителями, определяющее права и обязанности каждого. В первобытные времена, согласно теории, люди рождались в анархическом состоянии природы, которое было счастливым или несчастливым в зависимости от конкретной версии теории. Затем они, применяя естественный разум, образовали общество (и правительство) посредством общественного договора.
Хотя подобные идеи можно проследить до греческих софистов, теории общественного договора получили наибольшее распространение в 17-м и 18-м веках и связаны с английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком и французским философом Жан-Жаком Руссо. Что отличало эти теории политических обязательств от других доктрин того периода, так это их попытки оправдать и разграничить политическую власть на основании личных интересов и рационального согласия. Сравнивая преимущества организованного правления с недостатками естественного состояния, они показали, почему и при каких условиях управление полезно и поэтому должно быть принято всеми разумными людьми как добровольное обязательство. Затем эти выводы были сведены к форме общественного договора, из которого предполагалось логически вывести все основные права и обязанности граждан.
Теории общественного договора различались в зависимости от их цели: одни были разработаны для оправдания власти суверена, в то время как другие были предназначены для защиты личности от угнетения со стороны слишком могущественного суверена.
Общественный договор у Гоббса
Согласно Гоббсу ( Левиафан , 1651), естественное состояние было состоянием, в котором не существовало обязательных критериев добра и зла. Люди брали себе все, что могли, и жизнь человеческая была «одинокой, бедной, скверной, звериной и короткой». Таким образом, естественное состояние было состоянием войны, которое могло быть прекращено только в том случае, если люди согласились (в общественном договоре) отдать свою свободу в руки суверена при единственном условии, что их жизнь охраняется суверенной властью.
Для Гоббса власть суверена абсолютна в том смысле, что нет власти выше суверена, чья воля есть закон. Это, однако, не означает, что власть суверена является всеобъемлющей: подданные остаются свободными действовать по своему усмотрению в случаях, когда суверен молчит (другими словами, когда закон не касается соответствующего действия). Общественный договор позволяет людям покинуть естественное состояние и войти в гражданское общество, но первое остается угрозой и возвращается, как только государственная власть рушится. Однако, поскольку сила Левиафана (политического государства) неоспорима, его крах маловероятен и происходит только тогда, когда он больше не может защищать своих подданных.
Общественный договор у Локка
Локк (во втором из Двух трактатов о правительстве , 1690) отличался от Гоббса тем, что понимал естественное состояние не как условие полной свободы, а скорее как состояние в что люди, хотя и свободные, равные и независимые, обязаны по закону природы уважать права друг друга на жизнь, свободу и собственность. Тем не менее люди соглашаются сформировать содружество (и тем самым выйти из естественного состояния), чтобы установить беспристрастную власть, способную разрешать споры и возмещать ущерб. Соответственно, Локк считал, что обязательство подчиняться гражданскому правительству в соответствии с общественным договором обусловлено защитой естественных прав каждого человека, включая право на частную собственность. Государи, нарушившие эти условия, могли быть законно свергнуты.