Дж беркли философия: Беркли, Джордж

Беркли, Джордж

Джордж Беркли (1685-1753) — английский философ, представитель субъективного идеализма. Утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления, а бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли стало одним из источников прагматизма и неопозитивизма.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

+ + +

…Идеалистическое направление в развитии локковского сенсуализма представлено именами Беркли и Юма. Джордж Беркли (1685—1753) поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Свое опровержение материализма он строит, опираясь на ту же сенсуалистическую теорию, что и английская материалистическая школа. Взяв за исходный пункт учение Локка об ощущениях, Беркли делает крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами.

Реальные вещи для него представляют собой только соединение различных ощущений. Отрицая объективность материального мира, Беркли зато признает существование духовной субстанции — бога.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 500.

+ + +

Другие биографические материалы:

Асмус В.Ф. Представитель субъективного идеализма (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 3. Бари – Браслет. – М., Советская энциклопедия. – 1970).

Фролов И.Т. Существование вещей состоит в их воспринимаемости (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Английский философ, теолог, математик, физиолог (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Кондаков И.М. За частными свойствами вещей лежит некий общий для них субстрат (

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Грицанов А.А. Британский теолог и философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Блинников Л.В. Представитель английского эмпиризма (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Дмитриев Т.А. Англоирландский философ и ученый (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Философское учение Беркли — это учение чистого спиритуализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013)

Ярошевский М.Г., Карпенко Л.А. В нашем познании ум пассивен (

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005).

Баландин Р.К. Если допустить, что мир состоит из материи, то красоту и пропорциональность ему придает ум (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Клюнский епископ в Ирландии (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).

Пытался отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Англо-ирландский философ (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте:

Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания. (Статья Т. А. Дмитриева о произведении Беркли).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М. Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

The Works, ed. by A. A. Luce and т.е. Jessop, v. 1—9. L., 1948-1957;

В рус. пер.-Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905;

Опыт новой теории зрения, Каз., 1912;

Три разговора…, М., 1937.

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978

Соч. M., 1978;

Алкифрон. Работы разных лет. СПб., 1996.

Литература:

Смирнов А. И. Философия Беркли. Исторический и критический очерк. Варшава, 1873;

Блонский П. П. Учение Беркли о реальности. К., 1907;

Блонский П. П. Исторический контекст философии Беркли. — В сб.: Георгию Ивановичу Челпанову к 60-летию со дня рождения. М., 1916, с. 79—100;

Багрецов Л. М. Несколько слов по поводу происхождения идеалистической системы Беркли. Харьков, 1908;

Эрн В. Ф. Беркли как родоначальник современного имманентизма. — «Вопросы философии и психологии», 1910, кн. 103, с. 413—436;

Богомолов А. С. Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли. М., 1959;

Быховский Б. Э. Беркли. М, 1970;

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

L u с е A. A., Berkeley’s immaterialism, L., 1945;

War nock G. J., Berkeley. L., 1953;

R i t с h i e A. D., G. Berkeley, [Manch., 1967]. 

Jessop Т. Е. A Bibliography of George Berkeley. Oxf., 1934;

Luce A. A. Berkeley and Malebranche. L, 1934;

Idem. The Life of George Berkeley, Bishop of Cloyne. L., 1949;

Wild J. George Berkeley. L., 1936;

Warnock G.J. Berkeley, L.-Balt., 1953;

Wisdom J. The Unconscious Origin of Berkeleys Philosophy. L., 1953;

Johnston G. A. The Development of Berkeley’s Philosophy. N.Y., 1965;

Arc!ley G. Berkeley’s Renovation of Philosophy. The Hague, 1968;

Olscamp P. J. The Moral Philosophy of George Berkeley. Den Haag, 1970;

Park D. A Critical Study of Berkeley’s Theory of Concepts. The Hague, 1972;

Pitcher G. Berkeley. Boston, 1977.

 

 

8. Дж. Беркли. Философия

8. Дж. Беркли. Философия

ВикиЧтение

Философия

Спиркин Александр Георгиевич

Содержание

8. Дж. Беркли

Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или «идей». И в самом деле, в таком случае от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой «туманной» неопределенности, которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористический постулат Беркли: «Быть — значит быть в восприятии». А если, скажем, данная береза никем не воспринимается, что же — она перестает существовать!? Беркли на это возражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает.

Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т. д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.

Беркли — привлекательный писатель, обладавший изящным стилем (причем свои многочисленные работы он написал до 28 лет!). Он был не только священником (епископ в Клойне, Ирландия) и философом, но и психологом. Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т. е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Чувственные впечатления — это феномены психики. Если у вас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой — тепло. Беркли доказывает верную мысль — об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Все это верно, однако это не спасает Беркли от крайних выводов, ведущих к субъективному идеализму, апологетом которого мы привыкли его считать.

Но он ведь священник, искренне веривший в Бога, и уже этим самым он скорее объективный идеалист! Поэтому его нельзя обвинять (как это обычно делают) в солипсизме [109].

Вообще всерьез доказывать, что мир существует независимо от нас и от наших ощущений — это, как бы выразился И. Кант, «скандал в философии».

4. Беркли, Джордж

4. Беркли, Джордж Ирландский философ и епископ восемнадцатого столетия. Сторонник идеализма. Утверждал, что действительность носит исключительно умозрительный характер, представляя собой нечто вроде собрания мыслей в сознании Бога. Когда вы смотрите на окружающий вас

55. Эмпиризм Дж. Беркли

55. Эмпиризм Дж. Беркли Джордж Беркли (1685–1753) – наиболее значительный представитель английского эмпиризма. Беркли полагал, что существование вторичных и первичных качеств предметов обусловлено нашим восприятием. Он считал, что все качества предметов являются

Беркли за 90 минут

Беркли за 90 минут Перевод с англ. Д. Кожевникова

Жизнь и труды Беркли

Жизнь и труды Беркли Беркли был первым (и последним) ирландцем, который внес существенный вклад в развитие философии. Он родился 12 марта 1685 года в городе Килкенни, который находится в 60 милях на юго-запад от Дублина. Его отец, переселенецроялист (сторонник Англии), звал себя

Из произведений Беркли [2]

Из произведений Беркли [2] Для всякого, кто обозревает объекты человеческого познания, очевидно, что они представляют собой либо идеи (ideas), действительно воспринимаемые чувствами, либо такие, которые мы получаем, наблюдая эмоции и действия ума, либо, наконец, идеи,

Эпоха Беркли

Эпоха Беркли 1687 г. Ньютон публикует «Начала», где излагает принципы теории гравитации. 1688 г. В результате Славной революции королькатолик Яков II смещен. На престоле утвердился протестант Вильгельм Оранский, приглашенный из Голландии. 1690 г. Войска Якова II потерпели

Работы Джорджа Беркли

Работы Джорджа Беркли О движении (De Motu)Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математикуОпыт новой теории зренияОчерк о предотвращении падения Велико-британииВопрошательСейрис, или Цепь философских размышлений, а также исследования, посвященные

Поездка в Беркли

Поездка в Беркли Весной 1992 года я поехал в Беркли, чтобы встретиться со Стентом и выяснить, что он думает о своих предсказаниях спустя годы, прошедшие после написания книги[17]. Направляясь пешком от гостиницы к университету, я проходил мимо того, что показалось мне

1.

Беркли

1. Беркли Этот идеализм, для которого исчезает всякая внешняя реальность, имеет перед собою локковскую точку зрения и непосредственно исходит из нее. А именно, для Локка, как мы видели, источником истины является опыт или, иначе говоря, воспринятое бытие. А так как это

Беркли

Беркли Идем дальше. Времени немного у нас… В год появления лейбницевских «Опытов о теодицеи» в Европе, совсем в другом месте — не на континенте, а в Британии — вышел еще один трактат, которому довелось стать одним из самых знаменитых и дискутируемых произведений Новой

Дж. Беркли

Дж. Беркли Так же, как и Локк, Дж. Беркли почти не касался проблем эстетики (за исключением ряда высказываний по проблемам красоты в «Алсифроне»). Однако, его философия послужила одним из главным источников тех идей, которые определили философское кредо семантической

8.

 Дж. Беркли

8. Дж. Беркли Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и

Глава XVI. БЕРКЛИ

Глава XVI. БЕРКЛИ Джордж Беркли (1685—1753) приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи – отрицанием, которое он подкреплял рядом остроумных аргументов. Он утверждал, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми. На возражение,

БЕРКЛИ

БЕРКЛИ …он могуч и гоняет стаи туч… Альберто встал и подошел к окну с видом на город. София пристроилась рядом.Пока они так стояли, над крышами домов проплыл небольшой спортивный самолет с прикрепленным к нему полотнищем. София подумала, что на куске материи, длинным

Джордж Беркли | Биография, философия и факты

Джордж Беркли

См. все СМИ

Дата рождения:
12 марта 1685 г. Ирландия
Умер:
14 января 1753 г. (67 лет)
Предметы изучения:
зрение восприятие чувственные данные теизм

Просмотреть все связанные материалы →

Джордж Беркли , (родился 12 марта 1685 года, недалеко от замка Дайсерт, недалеко от Томастауна?, графство Килкенни, Ирландия — умер 14 января 1753 года, Оксфорд, Англия), англо-ирландский англиканский епископ, философ ученый, наиболее известный своей эмпирической и идеалистической философией, согласно которой реальность состоит только из разумов и их идей; все, кроме духовного, существует лишь постольку, поскольку оно воспринимается чувствами.

Беркли был старшим сыном Уильяма Беркли, описанного как «джентльмен» в заявке Джорджа на зачисление и как офицер, драгунский корнет, в записи младшего брата. Выросший в замке Дайсерт, Беркли поступил в колледж Килкенни в 169 г.6 и Тринити-колледж в Дублине в 1700 году, который он окончил со степенью бакалавра гуманитарных наук. степень в 1704 году. В ожидании вакансии в стипендии он критически изучил время, видение и гипотезу об отсутствии материальной субстанции. Основное влияние на его мышление оказали эмпиризм, представленный английским философом Джоном Локком, и континентальный скептицизм, представленный Пьером Бейлем. Его первая публикация, Arithmetica и Miscellanea Mathematica (опубликованы вместе в 1707 г.), вероятно, была диссертацией на получение стипендии.

Избранный членом Тринити-колледжа в 1707 году, Беркли начал «изучать и пересматривать» свои «первые рассуждения» в своих контрольных тетрадях. Пересмотр был радикальным, а его результаты революционными. Его старый принцип был в значительной степени вытеснен его новым принципом; т. е. его первоначальная линия аргументации в пользу имматериализма, основанная на субъективности цвета, вкуса и других чувственных качеств, была заменена простым, глубоким анализом значения «быть» или «существовать». «Быть», — говорится об объекте, — значит быть воспринятым; «Быть», сказанное о субъекте, означает воспринимать.

В так называемом «основном аргументе» Беркли обратил внимание на ситуацию, которая возникает, когда человек что-то воспринимает или воображает. Он утверждал, что, когда человек воображает деревья или книги «и нет тела, способного их воспринимать», он не в состоянии оценить ситуацию в целом: он «упускает» воспринимающего, поскольку воображаемые деревья или книги обязательно представляются воспринимаемыми. Ситуация для него есть двучленное отношение воспринимающего и воспринимаемого; нет третьего термина, «идеи» объекта, встающего между воспринимающим и воспринимаемым. В другом месте он утверждал, что, поскольку «все чувственные объекты» являются вещами, «мы воспринимаем чувствами», и поскольку ничего не воспринимается «кроме наших собственных идей», отсюда следует, что все чувственные объекты являются идеями.

Викторина «Британника»

Философия 101

Доработка была постепенным развитием. Вначале Беркли считал, что не существует ничего, кроме «сознательных вещей». «Если подумать», он был уверен в существовании тел и интуитивно знал «существование других вещей, кроме нас самих». Его выражения «в уме» и «без ума» следует понимать соответственно. Как он писал в своей записной книжке, теплота и цвет (которые философы классифицировали как вторичные качества из-за их предполагаемой субъективности) «настолько же лишены разума», как фигура и движение (классифицированные как первичные качества) или как время. Ибо как первичные, так и вторичные качества находятся в уме таким образом, чтобы быть в вещи, и находятся в вещи таким образом, чтобы быть в уме. Ум не становится красным, синим или расширенным, когда в нем присутствуют эти качества; они не являются модусами или атрибутами ума. Цвет и протяженность для Беркли не являются ментальными качествами: цвет можно увидеть, а протяженность можно потрогать; это «чувственные идеи» или чувственные данные, непосредственные объекты воспринимающего ума.

Беркли принимал возможное восприятие так же, как и фактическое восприятие; т. е. он признал существование того, что человек в действительности не воспринимает, но мог бы воспринять, если бы он предпринял соответствующие шаги. Противоположного взгляда придерживались некоторые философы, в том числе и материалисты, которые, по словам Беркли, «в силу своих собственных принципов вынуждены» принять его. Они вынуждены признать, что объекты, которые действительно видят и к которым прикасаются, имеют лишь прерывистое существование, что они возникают, когда воспринимаются, и исчезают, когда больше не воспринимаются. Беркли относился к этим взглядам с уважением: он отрицал их абсурдность. Но он их не придерживался и прямо отрицал, что они вытекают из его принципов. По сути, он сказал своим читателям: «Вы можете считать, если хотите, что объекты чувств существуют только «внутри и снаружи», что они создаются и уничтожаются при каждом повороте человеческого внимания; но не отец эти взгляды на меня. Я их не держу». В своей записной книжке он написал: «Существование есть percipi или percipere. Лошадь в конюшне, Книги по-прежнему в кабинете. Лошадь и книги, когда они действительно не воспринимаются кем-либо, все еще существуют, все еще воспринимаемы, «все еще в отношении к восприятию». Другу-нефилософу Беркли писал: «Я не сомневаюсь в существовании чего-либо, что мы воспринимаем нашими чувствами».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Имматериализм Беркли открыт для «грубого неправильного толкования», как он сказал в своем предисловии; правильно понял, это здравый смысл. Подобно большинству людей, он принимал и строил на «двух головах», «двух видах совершенно различных и разнородных»: (1) активный разум или дух, воспринимающий, мыслящий и желающий, и (2) пассивные объекты разума, а именно чувственные идеи. (чувственные данные) или воображаемые идеи.

Джордж Беркли | Философия разговора

Поиск формы

Поиск

Джордж Беркли

  • ‹Предыдущий
  • Следующий›

Воскресень Это

Беркли основал и защитил идеализм, учение о том, что материального мира не существует; реальность — это оркестровка идей в умах, не более того. Он оказал влияние на Юма, Милля, Рассела и многих других философов. Джон и Кен исследуют идеи Беркли вместе с Дэвидом Гилбертом из Иллинойсского университета в Чикаго, автором Цвет и цветовосприятие: исследование антропоцентрического реализма.

Listening Notes

Беркли был одним из великих британских эмпириков. Он также был епископом в Ирландии. Он думал, что быть — значит быть воспринятым. Кен возражает, что даже если бы нас здесь не было, мир все равно был бы здесь. Беркли считал, что единственными вещами являются умы и их идеи. Если бы нас не было рядом, мир был бы здесь, потому что это идея в уме Бога. Кен представляет гостя, Дэвида Гилберта, профессора Чикагского университета в Иллинойсе. Одна из его центральных идей была названа идеализмом или имматериализмом. На него сильно повлияли Декарт и Локк.

Кен спрашивает, как мир может состоять только из идей. Декарт считал, что существует мир, состоящий из материальных объектов и наших представлений о них, и что о материальных объектах трудно что-либо узнать. Решение Беркли проблемы Декарта состоит в том, чтобы отказаться от материальных объектов и оставить только идеи. Джон считает, что наиболее важным вкладом Беркли в философию является его акцент на связи между действием и опытом. Что вызывает идеи, которые у меня возникают? Беркли отвечает, что это делает Бог. Беркли считал, что мы очень тесно связаны с разумом Бога. Хорошо ли работают аргументы Беркли о том, что бытие воспринимается, без предположения о существовании Бога?

Как составить представление о себе в рамках Беркли? Мы просто плавающие системы идей? Как Берекли объясняет обнаружение деталей с помощью таких инструментов, как микроскопы? Беркли считает, что мы просто находим лучшие, более сложные способы предсказания нашего будущего опыта. Что Беркли думает о проблеме чужого разума? На самом деле он не объясняет, откуда мы знаем, что есть другие разумы. Его философия зависит от существования по крайней мере еще одного разума, разума Бога. В заключение Кен говорит о том, что одной из самых больших проблем для любого философа является установление правильной связи между нашими идеями и миром.

  • Передвижной философский отчет  (Искать до 03:55): Руджун Шен спрашивает жителей Беркли, Калифорния, почему их город носит такое название, а затем изучает историю города и школы.
  • Головоломка (Поиск до 46:00): Эми Стэнден звонит, чтобы объявить, что она переезжает, поэтому она не сможет продолжать действовать как бродячий философский репортер. Затем она спрашивает, как она может оставаться тем же человеком с течением времени, хотя сейчас в ее жизни так много изменений.

Стенограмма

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье, 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляция на многих других станциях по всей стране Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Неограниченное прослушивание

ПОДПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

Купить выпуск

Гость

David Hilbert, Professor of Philosophy, University of Illinois at Chicago

Related Blogs

The Dark Allure of Idealism

Dec 11, 2005

On our now not so recent episode about Berkeley, вместе с Давидом Гильбертом я мимоходом сказал, что идеализм в той или иной форме постоянно соблазнителен. Не поймите меня неправильно, я не верю в идеализм. Я считаю себя реалистом и физикалистом. Я не только думаю, что мир (в значительной степени) независим от разума. Я также думаю, что разум в конечном счете является лишь частью этого независимого от разума мира. То есть разум в конечном счете строится из материала, который еще не является умом, и сводится к нему. Или я бы поспорил. Поэтому я пришел сюда не для того, чтобы защищать идеализм.

Бонусный контент

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

У вас должен быть включен JavaScript, чтобы использовать эту форму.

Username or email *

Password *

  • Create new account
  • Request new password

Upcoming Shows

16 April 2023

Derek Parfit and Your Future Self

The works of Derek Parfit (1942- 2017) оказали глубокое влияние на то, как философы понимают рациональное принятие решений, этику и личные. ..

23 апреля 2023

Почему мы ненавидим

Южный юридический центр по борьбе с бедностью сообщает, что количество групп ненависти, действующих в США, достигло рекордного уровня. Также было…

30 апреля 2023

Сила предсказания

Вы стоите на вершине горы и наблюдаете за обширным ландшафтом внизу. Информация, которую воспринимают ваши органы чувств, поступает в ваш мозг, который…

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье, 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско и ретрансляция на многих других станциях по всей стране

Подкаст

Загрузка полных выпусков через Apple Music и сокращенных выпусков (Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Неограниченное прослушивание

NOW SCRIBE 90

 

Купить выпуск

 

Прослушать превью

 

Гость

0129

Дэвид Гилберт, профессор философии Иллинойского университета в Чикаго

8

 

Связанные блоги

Темное очарование идеализма

11 декабря 2005 г. Я мимоходом сказал, что идеализм в той или иной форме постоянно соблазнителен. Не поймите меня неправильно, я не верю в идеализм. Я считаю себя реалистом и физикалистом. Я не только думаю, что мир (в значительной степени) независим от разума. Я также думаю, что разум в конечном счете является лишь частью этого независимого от разума мира. То есть разум в конечном счете строится из материала, который еще не является умом, и сводится к нему. Или я бы поспорил. Поэтому я пришел сюда не для того, чтобы защищать идеализм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *