Платон. Учение Платона о душе
Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.
🧍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.
🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.
🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.
✨ Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить.
😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.
Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.
⚙️ Части души — функциональные части. Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части. В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.
Платон выделяет три части души 👇
🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.
💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.
😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.
👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.
🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.
🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.
Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇
1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.
2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.
⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости. Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.
🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Учение Платона о душе — Русская историческая библиотека
читайте также статьи Философия Платона — кратко, Платон – биография, Платон – краткая биография, Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография
В учении Платона, душа вселенной – существо, занимающее середину между идеей и явлением; такова же природа и человеческой души. Душа человека близкородственна идее и соединена со смертным телом; потому в ней примиряется противоположность между чувственным миром и духом. Душа сопричастна идее жизни, потому не может не быть живой; следовательно, её существование не началось и не кончится с земною жизнью; она существовала раньше рождения тела, в котором живет теперь, и она бессмертна.
Великий греческий философ Платон
Своё учение о происхождении и судьбе души Платон излагает в диалогах «Тимее» и «Федре» под оболочкою мифического рассказа. – Сотворив вселенную и богов (небесные светила), создатель мира повелел богам светил создать смертные существа. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше. Число сотворенных душ, согласно Платону, равнялось числу божественных светил, так что на каждую звезду приходится по одной душе: эта звезда продолжает охранять душу и после соединения её с земным телом, руководить ею в её земной жизни. Число душ не увеличивается и не уменьшается. Созданные души посещают в сопровождении богов область истины, область идей, находящуюся над звездным небом. Смотря по тому, какие воспоминания остаются в душе от этого путешествия, она избирает себе тело и образ жизни. По смерти тела душа приходит в место суда, откуда праведные души в награду за свою добродетельную жизнь на земле отводятся направо, на небо, а неправедные отводятся в наказание налево, под землю.
По учению Платона, через тысячу лет души призываются снова избрать себе образ жизни на земле. Те души, которые три раза сряду выбирали себе образ жизни философов и жили в этом виде хорошо, переходят по прошествии трех тысяч лет в жилище богов и пользуются спокойствием, а все другие души странствуют по земным телам, какие выберут для себя, целые десять тысяч лет. Есть много таких душ, считает Платон, которые, погрязнув в чувственности, выбирают себе какое‑нибудь другое тело, а не человеческое, тогда как только человеческое тело имеет такое устройство, что душа, живущая в нем, может возобновлять в себе воспоминания об идеях, выделяя из чувственных впечатлений истинные понятия и замечая гармонию в мире явлений; и только возобновлением своих воспоминаний об идеях душа находит путь возврата к своему божественному началу. Поселясь в теле, душа утрачивает свою первоначальную чистоту, и часто, увлекаясь чувственностью, предаваясь страстям, она совершенно искажает свою природу.
Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Благородная часть – энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живет в груди. Неблагородная часть души, живущая в желудке, имеет своими качествами чувственные влечения и страсти. Разум преобладает у греков, мужество у северных варваров, а у финикиян и египтян преобладает влечение к корысти.
Каким образом происходит единство сознания в душе, состоящей из трех частей, Платон не разъясняет. Но ясно говорится у него, что человеческая душа имеет свободную волю и сама решает, как поступать.
Таким образом, человек имеет душу, продолжающую существовать по смерти тела, одаренную свободной волей и по собственному решению выбирающую для себя хороший или дурной путь жизни. Учение Платона делает из этого вывод, что человек и государство имеют нравственные задачи; ясно из этого и то, в чем состоят их нравственные задачи. Душа первоначально была подобна божеству и предназначение человека состоит в том, чтобы снова уподобиться божеству; средствами к тому служат мудрость и добродетель, а исполнение предназначения составляет счастье, которое Платон называет высочайшим благом. Соединяясь с телом, переносясь в чувственный мир, душа впадает в беспамятство, так что перестает сознавать свое божественное происхождение. Находясь в теле под владычеством чувственности, она не имела бы пути к возвращению в свою небесную родину, если бы божество не вложило в нее влечения к истине, находящего удовлетворение себе в преодолении чувственности. Это учение повело у индийцев к отрицанию жизни как обманчивого призрака, к погружению в апатическое умосозерцание. Встречаются и в учении Платона места, в которых говорится, что спасение души состоит в освобождении её от тела, в отрицании земной жизни.
Но такое воззрение на жизнь противоречило здоровой природе греков; и у Платона преобладают мысли иного рода. Мир явлений (вещей) – подобие мира идей; потому, познавая его, можно познавать идеи. Мир явлений доставляет душе возможность пробуждать дремлющие в ней воспоминания о её прежнем состоянии, возвращать себе сознание о своем богоподобии. Платон утверждает, что средства к этому доставляются разлитой по миру красотой, проявляющеюся в целесообразном устройстве природы, в науке, искусстве (особенно в музыке), в гармонии вселенной, а яснее всего в прекрасной форме человеческого тела. Красота возбуждает в душе любовь. Таким образом, говорит Платон, созерцание красоты и любовь двух душ, сходных между собою, содействуют пробуждению сознания о прежнем идеальном состоянии, и каждая из двух душ, любящих друг друга, научается познавать себя, узнавая другую, и обе помогают друг другу восходить в область идей. Эта любовь, которой усвоено название «Платоновой» или «платонической» любви, ведет душу к познанию истины, к сознанию высшей своей цели, пробуждая в мыслящем разуме стремление учиться и учить, освобождая человека от уз чувственности, заменяя в нем низкие желания предчувствием, а потом и созерцанием истины.
Концепция души у Платона и в ранней иудео-христианской мысли
Аннотация
Глава 1: Введение
Цель этой диссертации состоит в том, чтобы изучить две великие исторические концепции души и показать, что они не только резко контрастируют друг с другом, но и сильно противоречат друг другу. Эти два важных исторических понятия души таковы; платоническая концепция, как она встречается в трудах Платона; и ранняя иудео-христианская концепция, записанная в канонах Ветхого и Нового Заветов. Они представляют два совершенно разных религиозно-этических мира; тем не менее вступили в контакт друг с другом, свободно смешались и оказали большое влияние друг на друга. Некоторые из самых ранних Отцов Церкви видели громадное различие между платоновской концепцией души и ранней иудео-христианской концепцией и выражали решительную оппозицию вторжению платоновской концепции «души» в жизнь и учения ранних христиан. христианская община. Эти люди, однако, были заменены другими Отцами Церкви, которые использовали философию Платона для интерпретации христианского богословия в раннехристианской церкви, и этот процесс все еще продолжается в эту современную эпоху.










Описание
Диссертация (Магистр) — Бостонский университет
Права
На основании расследования, проведенного сотрудниками библиотек BU, эта работа свободна от известных ограничений авторского праваАргумент Платона о трех частях души
Введение
Платон утверждает, что душа состоит из трех частей, а именно разумной, стремящейся и одухотворенной. Эти части также соответствуют трем рангам справедливого сообщества. Личная справедливость включает в себя поддержание правильного баланса между тремя частями, когда правит разум, а аппетит подчиняется. По Платону, вожделеющая часть души отвечает за желания людей. Он отвечает за не требующие усилий пристрастия, необходимые для выживания, такие как голод, жажда, и за бессмысленные пристрастия, такие как желание переесть. Желания существенного должны быть ограничены другими частями души, а незаконные желания должны быть ограничены совсем другими элементами души.
С другой стороны, разумная душа есть мыслящий элемент в каждом человеческом существе, который определяет, что является фактическим, а что просто очевидным, судит о том, что является фактическим, а что ложным, и разумно принимает разумные решения. Наконец, одухотворенная душа производит желания, любящие победу и честь. В праведной душе дух выступает как реализатор разумной души, следящий за соблюдением правил разума. Такие эмоции, как негодование и гнев, являются следствием разочарования духа. Кто-то может возразить на утверждение, что душа состоит из трех частей.
Пишите лучше с ИИ!
Автоматический поиск источников, добавление форматов стиля MLA или APA и загрузка готовых к использованию файлов = лучше, чем ChatGPT.
Бесплатный инструмент искусственного интеллекта
Аргумент
Платон утверждал, что сообщество состоит из трех частей: стражей, производителей и воинов, и каждая часть выполняет определенную функцию. Чтобы сообщество было справедливым, каждый элемент должен выполнять свою роль наилучшим образом, а это дорогого стоит. Те же характеры и элементы материализуются в государстве; должны быть в каждом человеке. Кто-то мог бы ответить на аргумент Платона о том, что если бы ценность общества не заключалась в человеке, сообществу было бы трудно поддерживать себя. Понимание состоит в том, что сообщество — это просто собрание людей, у которых сформировалось чувство законов коллективной жизни; таким образом, каждый человек внесет в сообщество некоторые элементы, ценности и функции. Поскольку каждый человек вносит свой вклад в сообщество, те аспекты, которые присутствуют в сообществе, должны были исходить от человека, таким образом, души имеют три разных элемента.
Более того, Платон утверждал, что в душе должно быть по крайней мере две части; один останавливает человека от совершения действия, а другой вызывает потребность в действии. Два элемента не могут действовать двумя разными способами, в душе должно быть больше одной силы. Кто-то может ответить на утверждение, говоря, что действие не может двигаться и покоиться одновременно, если только не задействована другая сила. Кроме того, есть элемент логики, говорящий о том, что вещь не может быть самой собой, а также быть ее оборотной стороной.
Возражения
Возможно, Платон перепутал различие между желанием что-то сделать и нежеланием сделать это, которые являются обратными, с различием между желанием что-то сделать и нежеланием делать это, которое, по-видимому, вовсе не является обратным. Это естественное состояние человеческой жизни, когда человек желает как предпринять что-то, так и не предпринять. Например, кто-то, кто очень голоден и поэтому хочет потреблять единственную доступную пищу, то есть капусту; однако она ненавидит капусту. Это означает, что этот человек хочет есть капусту и не хочет ее одновременно. Если это приводит к заключению, что существуют различные элементы души, то можно было бы говорить или думать о большой девятке.0044 количество таких разнообразных деталей.
Возможные ответы и окончательные опровержения
Люди обладают схожими характеристиками и выполняют те же роли, что и государства. Применение эквивалентности таким образом предполагает, что каждый человек, как и государство, представляет собой сложное целое, состоящее из различных элементов, каждый из которых несет свою собственную ответственность. Столкнувшись с выбором того, что делать, люди чувствуют притяжение различных импульсов, тянущих их в разных направлениях одновременно, и наиболее естественным объяснением этого состояния является различие между отдельными элементами человеческих существ.