Платон. Учение Платона о душе
Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.
🧍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.
🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.
🔎 Суть философских занятий — внимание к своей душе. Платон подчеркивает, как важно человеку заботиться о своей душе. «Неосознанная жизнь не стоит быть прожитой» — эти слова принадлежат Сократу. Вслед за ним Платон видит главной задачей человеческой жизни не просто выжить, прожить какую-нибудь биографию, а прожить жизнь осознанно. Внимание к своей душе, к той части человека, которая противоположна материальному началу, для Платона составляет всю суть философских занятий.
✨ Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить.
Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.😍 Прекрасная душа в прекрасном теле. Нельзя сказать, что Платон презирал тело. В работах Платона мы часто встречаем понятие «калокагатия». Это слово составлено из двух греческих корней: «калон» означает «прекрасное» — это понятие применительно к телу, «агатон» означает «доброе» — это моральное понятие, которое применимо к душе. Калокагатия — гармония души и тела. Платон воспевает прекрасную душу в прекрасном теле и считает ее вершиной человеческого существования.
Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.
⚙️ Части души — функциональные части. Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части. В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.
Платон выделяет три части души 👇
🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.
💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.
😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.
👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.
🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.
🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.
Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇
1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.
2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.
⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости. Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.
🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире.
С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Учение Платона о душе — Русская историческая библиотека
читайте также статьи Философия Платона — кратко, Платон – биография, Платон – краткая биография, Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография
В учении Платона, душа вселенной – существо, занимающее середину между идеей и явлением; такова же природа и человеческой души. Душа человека близкородственна идее и соединена со смертным телом; потому в ней примиряется противоположность между чувственным миром и духом. Душа сопричастна идее жизни, потому не может не быть живой; следовательно, её существование не началось и не кончится с земною жизнью; она существовала раньше рождения тела, в котором живет теперь, и она бессмертна.
Великий греческий философ Платон
Своё учение о происхождении и судьбе души Платон излагает в диалогах «Тимее» и «Федре» под оболочкою мифического рассказа. – Сотворив вселенную и богов (небесные светила), создатель мира повелел богам светил создать смертные существа. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше. Число сотворенных душ, согласно Платону, равнялось числу божественных светил, так что на каждую звезду приходится по одной душе: эта звезда продолжает охранять душу и после соединения её с земным телом, руководить ею в её земной жизни. Число душ не увеличивается и не уменьшается. Созданные души посещают в сопровождении богов область истины, область идей, находящуюся над звездным небом. Смотря по тому, какие воспоминания остаются в душе от этого путешествия, она избирает себе тело и образ жизни. По смерти тела душа приходит в место суда, откуда праведные души в награду за свою добродетельную жизнь на земле отводятся направо, на небо, а неправедные отводятся в наказание налево, под землю.
По учению Платона, через тысячу лет души призываются снова избрать себе образ жизни на земле. Те души, которые три раза сряду выбирали себе образ жизни философов и жили в этом виде хорошо, переходят по прошествии трех тысяч лет в жилище богов и пользуются спокойствием, а все другие души странствуют по земным телам, какие выберут для себя, целые десять тысяч лет. Есть много таких душ, считает Платон, которые, погрязнув в чувственности, выбирают себе какое‑нибудь другое тело, а не человеческое, тогда как только человеческое тело имеет такое устройство, что душа, живущая в нем, может возобновлять в себе воспоминания об идеях, выделяя из чувственных впечатлений истинные понятия и замечая гармонию в мире явлений; и только возобновлением своих воспоминаний об идеях душа находит путь возврата к своему божественному началу. Поселясь в теле, душа утрачивает свою первоначальную чистоту, и часто, увлекаясь чувственностью, предаваясь страстям, она совершенно искажает свою природу.
Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Благородная часть – энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живет в груди. Неблагородная часть души, живущая в желудке, имеет своими качествами чувственные влечения и страсти. Разум преобладает у греков, мужество у северных варваров, а у финикиян и египтян преобладает влечение к корысти.
Каким образом происходит единство сознания в душе, состоящей из трех частей, Платон не разъясняет. Но ясно говорится у него, что человеческая душа имеет свободную волю и сама решает, как поступать.
Таким образом, человек имеет душу, продолжающую существовать по смерти тела, одаренную свободной волей и по собственному решению выбирающую для себя хороший или дурной путь жизни. Учение Платона делает из этого вывод, что человек и государство имеют нравственные задачи; ясно из этого и то, в чем состоят их нравственные задачи. Душа первоначально была подобна божеству и предназначение человека состоит в том, чтобы снова уподобиться божеству; средствами к тому служат мудрость и добродетель, а исполнение предназначения составляет счастье, которое Платон называет высочайшим благом. Соединяясь с телом, переносясь в чувственный мир, душа впадает в беспамятство, так что перестает сознавать свое божественное происхождение. Находясь в теле под владычеством чувственности, она не имела бы пути к возвращению в свою небесную родину, если бы божество не вложило в нее влечения к истине, находящего удовлетворение себе в преодолении чувственности. Это учение повело у индийцев к отрицанию жизни как обманчивого призрака, к погружению в апатическое умосозерцание. Встречаются и в учении Платона места, в которых говорится, что спасение души состоит в освобождении её от тела, в отрицании земной жизни.
Но такое воззрение на жизнь противоречило здоровой природе греков; и у Платона преобладают мысли иного рода. Мир явлений (вещей) – подобие мира идей; потому, познавая его, можно познавать идеи. Мир явлений доставляет душе возможность пробуждать дремлющие в ней воспоминания о её прежнем состоянии, возвращать себе сознание о своем богоподобии. Платон утверждает, что средства к этому доставляются разлитой по миру красотой, проявляющеюся в целесообразном устройстве природы, в науке, искусстве (особенно в музыке), в гармонии вселенной, а яснее всего в прекрасной форме человеческого тела. Красота возбуждает в душе любовь. Таким образом, говорит Платон, созерцание красоты и любовь двух душ, сходных между собою, содействуют пробуждению сознания о прежнем идеальном состоянии, и каждая из двух душ, любящих друг друга, научается познавать себя, узнавая другую, и обе помогают друг другу восходить в область идей. Эта любовь, которой усвоено название «Платоновой» или «платонической» любви, ведет душу к познанию истины, к сознанию высшей своей цели, пробуждая в мыслящем разуме стремление учиться и учить, освобождая человека от уз чувственности, заменяя в нем низкие желания предчувствием, а потом и созерцанием истины.
Концепция души у Платона и в ранней иудео-христианской мысли
Аннотация
Глава 1: Введение Цель этой диссертации состоит в том, чтобы изучить две великие исторические концепции души и показать, что они не только резко контрастируют друг с другом, но и сильно противоречат друг другу. Эти два важных исторических понятия души таковы; платоническая концепция, как она встречается в трудах Платона; и ранняя иудео-христианская концепция, записанная в канонах Ветхого и Нового Заветов. Они представляют два совершенно разных религиозно-этических мира; тем не менее вступили в контакт друг с другом, свободно смешались и оказали большое влияние друг на друга. Некоторые из самых ранних Отцов Церкви видели громадное различие между платоновской концепцией души и ранней иудео-христианской концепцией и выражали решительную оппозицию вторжению платоновской концепции «души» в жизнь и учения ранних христиан. христианская община. Эти люди, однако, были заменены другими Отцами Церкви, которые использовали философию Платона для интерпретации христианского богословия в раннехристианской церкви, и этот процесс все еще продолжается в эту современную эпоху.
Описание
Диссертация (Магистр) — Бостонский университет
Права
На основании расследования, проведенного сотрудниками библиотек BU, эта работа свободна от известных ограничений авторского праваАргумент Платона о трех частях души
Введение
Платон утверждает, что душа состоит из трех частей, а именно разумной, стремящейся и одухотворенной. Эти части также соответствуют трем рангам справедливого сообщества. Личная справедливость включает в себя поддержание правильного баланса между тремя частями, когда правит разум, а аппетит подчиняется. По Платону, вожделеющая часть души отвечает за желания людей. Он отвечает за не требующие усилий пристрастия, необходимые для выживания, такие как голод, жажда, и за бессмысленные пристрастия, такие как желание переесть. Желания существенного должны быть ограничены другими частями души, а незаконные желания должны быть ограничены совсем другими элементами души.
С другой стороны, разумная душа есть мыслящий элемент в каждом человеческом существе, который определяет, что является фактическим, а что просто очевидным, судит о том, что является фактическим, а что ложным, и разумно принимает разумные решения. Наконец, одухотворенная душа производит желания, любящие победу и честь. В праведной душе дух выступает как реализатор разумной души, следящий за соблюдением правил разума. Такие эмоции, как негодование и гнев, являются следствием разочарования духа. Кто-то может возразить на утверждение, что душа состоит из трех частей.
Пишите лучше с ИИ!
Автоматический поиск источников, добавление форматов стиля MLA или APA и загрузка готовых к использованию файлов = лучше, чем ChatGPT.
Бесплатный инструмент искусственного интеллекта
Аргумент
Платон утверждал, что сообщество состоит из трех частей: стражей, производителей и воинов, и каждая часть выполняет определенную функцию. Чтобы сообщество было справедливым, каждый элемент должен выполнять свою роль наилучшим образом, а это дорогого стоит. Те же характеры и элементы материализуются в государстве; должны быть в каждом человеке. Кто-то мог бы ответить на аргумент Платона о том, что если бы ценность общества не заключалась в человеке, сообществу было бы трудно поддерживать себя. Понимание состоит в том, что сообщество — это просто собрание людей, у которых сформировалось чувство законов коллективной жизни; таким образом, каждый человек внесет в сообщество некоторые элементы, ценности и функции. Поскольку каждый человек вносит свой вклад в сообщество, те аспекты, которые присутствуют в сообществе, должны были исходить от человека, таким образом, души имеют три разных элемента.
Более того, Платон утверждал, что в душе должно быть по крайней мере две части; один останавливает человека от совершения действия, а другой вызывает потребность в действии. Два элемента не могут действовать двумя разными способами, в душе должно быть больше одной силы. Кто-то может ответить на утверждение, говоря, что действие не может двигаться и покоиться одновременно, если только не задействована другая сила. Кроме того, есть элемент логики, говорящий о том, что вещь не может быть самой собой, а также быть ее оборотной стороной.
Возражения
Возможно, Платон перепутал различие между желанием что-то сделать и нежеланием сделать это, которые являются обратными, с различием между желанием что-то сделать и нежеланием делать это, которое, по-видимому, вовсе не является обратным. Это естественное состояние человеческой жизни, когда человек желает как предпринять что-то, так и не предпринять. Например, кто-то, кто очень голоден и поэтому хочет потреблять единственную доступную пищу, то есть капусту; однако она ненавидит капусту. Это означает, что этот человек хочет есть капусту и не хочет ее одновременно. Если это приводит к заключению, что существуют различные элементы души, то можно было бы говорить или думать о большой девятке.0044 количество таких разнообразных деталей.
Возможные ответы и окончательные опровержения
Люди обладают схожими характеристиками и выполняют те же роли, что и государства. Применение эквивалентности таким образом предполагает, что каждый человек, как и государство, представляет собой сложное целое, состоящее из различных элементов, каждый из которых несет свою собственную ответственность. Столкнувшись с выбором того, что делать, люди чувствуют притяжение различных импульсов, тянущих их в разных направлениях одновременно, и наиболее естественным объяснением этого состояния является различие между отдельными элементами человеческих существ.