35. Духовная культура древнего Египта.
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей
Мировосприятие и религия.
В жизни и культуре древних египтян религия и мифология занимала очень важное место. Как и большинство народов египтяне с помощью религии объясняли мир вокруг себя, но помимо этого египетская религия была еще и этикой для жителей Древнего Египта.
Что примечательно, в Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический(это когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех. Например в Древнем Египте часто встречаются божества с одинаковыми функциями) характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая( грубо говоря язычество, коим египетская вера и была).
В до династическом периоде Египтяне, как и большинство народов в ранний период( те же греки в архаике), во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойств) и тотемизм(религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема). Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
На протяжении всего династического периода в Египте в религии присутствовало обожествление животных, идущее еще из тотемизма. Но стройной системы в египетской религии не было — все боги в древнем Египте делились на местных, почитаемых в крупном селении, номовых, почитаемых в областных центрах и общегосударственных, обязательных для всего населения.
Изначально все боги были в образе животных, но с течением времени боги стали изображаться с телом человека и головой животного. Вот некоторые животные и боги, которых они могут олицетворять: Быки и коровы(Атум, Осирис, Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор), Гиппопотам ( слуги Сета), Крокодил( Слуги Сета, враги Ра), Сокол( Хор, Ра, Амон, Монту, Немти, Сопду). Вообще
египетские боги отличаются необычным
внешним видом. Это связано с тем, что
религия Египта складывалась из множества
локальных верований. Со временем
некоторые боги приобрели что-то
исключительно свое, а некоторые сливались
друг с другом, например,
Наиболее чтимыми из общеегипетских богов был бог Солнца Ра; бог Птах- творец существующего мира и мира людей; бог Амон- покровитель царской власти и войн; Бог Тот- воплощение мудрости и Луны, создатель письменности и календаря; Осирис — олицетворение умирающей и воскресающей природы; Исида- покровительница супружеской любви и материнства; Хор – символ неба и дневного света, защитник фараона, его земное воплощение.
Важное место в мировоззрении египтян так же занимает концепция Маат. Маат — богиня правды, справедливости, вселенской гармонии, божественного установления и этической нормы. Как и другие боги, крылатая Маат изначально пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса. На космическом же уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Эта концепция являлось этикой для египтян, и содержала в себе нормы поведения.
Особое внимание также следует уделить культу фараона. Носитель царской власти рассматривался как земное воплощение божества — богочеловек. Его рождение объяснялось брачным союзом между богом — отцом и земной женщиной. После смерти фараон расставался с земной оболочкой и сливался с богом — Осирисом. Как и каждое божество каждый фараон имел свой культ, жрецов, жертвоприношения.
Знания.
Мягкая этика Маат давала свободу мысли человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о знании. Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Кроме того, к постепенному накоплению знаний привели развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой, хотя эти знания носили в значительной степени прикладной характер.
Математика: Например, мы до сих пор используем древнейшие знания в области математики, которые были созданы для облегчения работы землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара- хозяйственные. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи.
Астрономия: Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.
Медицина: Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма (искали душу). В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.
Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.Духовная роль Египта. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека
Духовная роль Египта. В преддверии философии. Духовные искания древнего человекаВикиЧтение
В преддверии философии. Духовные искания древнего человека
Содержание
Духовная роль Египта
Внес ли древний Египет сколько-нибудь значительный вклад в философию, этику и мироощущение более поздних времен? Нет, не внес, во всяком случае в каких-нибудь определенных областях, как то было с вавилонской наукой, древнееврейской теологией или греческим или китайским рационализмом. С критической точки зрения можно было бы сказать, что вес древнего Египта не соответствовал его размеру, что его интеллектуальный и духовный вклад не был соразмерен с длительностью его существования и с его материальными памятниками и что он не был в состоянии реализовать то, что он поначалу обещал во многих отношениях.
Однако самые размеры Египта оставили след на его соседях. Древние евреи и греки глубоко осознавали прошлую мощь и стабильность их колоссального соседа и давали смутную и некритическую оценку «всей премудрости египтян». Эта высокая оценка обуславливала для них два фактора, стимулировавших их собственное мышление: во-первых, чувство высоких ценностей, лежащих вне их собственных времени и пространства, так что их философии выигрывали от помещения в исторический контекст, и, во-вторых, любопытство к наиболее очевидным египетским достижениям: совершенству в искусстве и архитектуре, государственной организации и чувству геометрического порядка. Если, удовлетворяя свой интерес к Египту, они наталкивались на какие-либо элементы интеллектуального или этического превосходства Египта, то эти последние имели для них значение лишь в терминах их собственного опыта, ибо они принадлежали уже древней истории Египта. Древним евреям и грекам предстояло открыть для себя заново те элементы, которые уже утратили силу убедительности для Египта. Эта культура достигла своих интеллектуальных и духовных высот слишком рано, чтобы позволить развиться какой-либо философии, которая могла бы быть передана как культурное наследие последующим векам. Подобно Моисею, она взглянула издалека на обетованную землю, но пересечь Иордан и начать завоевание суждено было другим.
VIII Духовная жизнь
VIII Духовная жизнь В период Высокого Средневековья интеллектуальная жизнь сосредотачивалась в монастырях и при императорских и королевских дворах. Развитие городов дало новый толчок эволюции духовной жизни, и категории актеров, выступавших на ее сцене, становились все
3. Культура и духовная жизнь
3. Культура и духовная жизнь Культура двора Культура Германии XII-XV вв. представляла собой сложный сплав различных традиций: культуры рыцарской среды, бюргерства, крестьянства, интеллектуально-религиозной элиты. Ее верхний этаж составляла культура элиты, в которой
6. Культура и духовная жизнь
6. Культура и духовная жизнь Немецкое барокко Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII в. пришло в Германию. Здесь оно получило название «имперского стиля» и нашло
Духовная культура. Религия
Духовная культура. Религия Ислам и арабо-мусульманская культура пришли в Дагестан в эпоху Арабского халифата. В средние века в Дагестане возникло несколько центров мусульманского богословия, арабоязычной культуры и науки – Дербент, Ахты, Цахур, Кумух, Акуша, Согратль,
5. Духовная жизнь
5. Духовная жизнь IВ средневековой Руси, как и на средневековом Западе, главную роль в духовной жизни нации играла христианская церковь. Таким образом, особенно после победы в Золотой Орде ислама, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Руси в
Духовная подготовка
Духовная подготовка «Никогда не спорил с вами, Филистеры-святоши, завистливые твари! Грубияны — британцам под стать, А как платить, так где вас искать?» Гёте из «Пантеиста» Настал день, когда меня призвали в армию. Мать очень переживала расставание со мной — ведь
33. Духовная жизнь
33. Духовная жизнь Гилель и Шамай. Управление Ирода и его преемников было тягостно еврейскому народу больше всего потому, что эти правители старались насаждать в Иудее греко-римские нравы и обычаи, противные духу иудаизма. Лучшие люди в народе видели, что от любителей
7. Духовная культура
7. Духовная культура К памятникам духовной культуры эпохи викингов относится значительная часть готландских так называемых поминальных камней, или «камней-картин» (bildstenar), стел-писаниц, покрытых низкорельефными изображениями, в древности раскрашенными; их известно
Духовная миссия
Духовная миссия Православная церковь откликнулась на необходимость осваивать новые земли в Северной Америке.В мае 1793 года вышел указ императрицы Екатерины II с разрешением создать православную церковь на Аляске.Организацией духовной миссии в Новый Свет занялся
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ I тарые учреждения, старые предания, старые обычаи — великое дело. Народ дорожит ими, как ковчегом завета предков. Но как часто видела история, как часто видим мы ныне, что не дорожат ими народные правительства, считая их старым хламом, от которого нужно
Духовная эмиграция
Духовная эмиграция О житье на Западе мы уже говорили. Но есть еще один вид выезда — так называемая духовная эмиграция. Или, как писал Плеханов, «иностранцы» дома…Ярким примером может служить академик Максим Ковалевский, историк, юрист, неудавшийся кандидат на руку своей
Духовная доминанта
Духовная доминанта Непременное преобладание духовного начала над остальными сферами является необходимым условием создания счастливой пары. То, что у людей длится от нескольких месяцев до нескольких лет, называется страстью. Истинная любовь приходит лишь тогда, когда
2.3. Духовная культура
2.3. Духовная культура Культурологические теории происхождения искусстваРеконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок — искусно обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т. п., а
Духовная культура Шан
Духовная культура Шан Собственно говоря, именно существование разветвленного и численно весьма значительного аппарата власти, привилегированных верхов с их изысканными потребностями и явственно формирующимся престижным потреблением сыграло, видимо, решающую роль в
Традиционная духовная культура
Традиционная духовная культура О календарной обрядности древних славян V–VI вв. судить трудно. Одна часть названий календарных праздников не является общеславянской, другая — воспринята в ходе балканской миграции, то есть в основном в течение VI столетия. Элементы
Древнеегипетская духовность — Лидские музеи и галереи
Древние египтяне поглощали богов и богинь. Они заполнили все. Древние египтяне были политеистами (верили более чем в одного Бога), и считается, что у них были тысячи богов и богинь. Они диктовали людям, как они живут, как они относятся к другим людям, как они занимаются сельским хозяйством и работают, а также все их представления о загробной жизни.
Боги были настолько всепоглощающими, что верования со временем росли и менялись. Религия развивалась вместе с развитием цивилизации. Это не было статичным.
Поклонение было персонализировано и локализовано. Разные боги были важны для разных областей и разных людей в разное время. У богов и богинь были фестивали, на которые собирались целые общины. Однако богослужение проводилось публично не только в храмах. Это был также личный и частный опыт. Повседневное поклонение заключалось в повседневном общении, и жизнь в соответствии с ценностями, олицетворяемыми богами, была так же важна, как и любой праздник.
Маат
Богиня Маат олицетворяла принципы, составлявшие основу египетского общества. Это были такие принципы, как истина, баланс, порядок, гармония, праведность, нравственность и справедливость. Будучи богиней, Маат была концепцией этих ценностей.
Богиня Маат изображалась в виде женщины с крыльями и часто с белым страусиным пером на головной повязке. Это перо было пером Истины и Справедливости, которое Анубис использовал во время церемонии взвешивания сердца, которая, как полагали, происходила до того, как мертвые могли перейти в загробную жизнь. Во время этой церемонии душа исповедовалась в соответствии с принципами Маат. Эти 42 признания были известны как заявление о невиновности души. Современные верующие перевели эти ценности в позитивные утверждения.
Три из моих любимых включают:
- Я положительно отзываюсь о других
- Я делаю все, что могу
- Я забочусь о Земле
Мне нравится Маат, потому что она воплощает в себе множество хороших качеств, и ее духовность стала для меня важной. Многие духовные ценности включают в себя баланс, и это можно увидеть и в Маат.
Гроб Несямуна
Фрагмент гроба – Ра-Хорахти и Маат
Останки Несямуна находятся в городском музее Лидса. Он был священником в Карнакском храме. Маат изображен на внешней крышке гроба Несьямуна. Она изображена как женщина с раскинутыми крылатыми руками позади Ра-Хорахти, которая представляет собой смесь Гора и Ра. В некоторых мифах Ра был отцом Маат, и он, и Гор были особенно важными богами. На голове Маат перо правды и справедливости. Несямун показан слева от изображения и делает подношение ей и Ра-Хорахти.
Иероглифы, относящиеся к этому панно (хотя на фото их не видно), можно перевести так:
Ра-Хорахты, владыка правды, крапчато-перый
Маат, дочь Ра
Осирис, бог-отец, писец храма Монту, писец, который
кладет подношения всем богам, Несямун, правдивый голос.
Последние две строки относятся к самому Несямуну, включая некоторые титулы, которые он получил.
Хатор
Голова Хатор
В другом месте в Галерее Древних Миров в Городском музее Лидса находится небольшой кулон с изображением Хатор, которая считается богиней, от которой произошли все остальные. Она богиня неба, любви, красоты, плодородия и праздника. Хатхор сравнивают с подобными богинями, такими как греческая Афродита и римская Венера.
Одна история о происхождении Хатхор начинается, когда Ра послал ее наказать людей за неблагодарность. Она была очень разрушительной, и во время этого буйства она превратилась в Сехмет, богиню-воительницу с головой льва. Единственным способом помешать Сехмет/Хатор убить всех было то, что богиня пива (Тененет) сварила очень крепкий напиток и окрасила его в красный цвет, обманув кровожадную Сехмет. Выпив его, она заснула и снова проснулась Хатхор, доброжелательной подругой человечества. Это произошло в египетском городе Дендера, который стал центром поклонения Хатхор. Пиво пили в ее честь на ее празднике, отсюда и название «дама пьянства».
Хатор часто изображают в виде коровы, что символизирует ее плодовитость и сильную материнскую сторону. Когда ее изображают женщиной, у нее иногда на голове коровьи рога.
И мужчины, и женщины могли служить в духовенстве Хатор, и она стала важной богиней, с которой нужно было общаться. У ее божества было много аспектов, поэтому многие обычные люди отождествляли себя с ней, и она была ранней феминисткой. Как богиня вечеринок и выпивки, она теперь та, с кем мы можем себя идентифицировать!
Древние египтяне верили, что неблагодарность — это врата греха, открывающие душу ко всем другим грехам. Они придавали большое значение благодарности. Было высказано предположение, что многие более бедные древние египтяне практиковали «Пять даров Хатхор» каждый день: когда вы находите что-то, за что можно быть благодарным за каждый палец на вашей руке. 3000 лет спустя, это все еще очень позитивная практика.
В заключение, наряду с некоторыми известными богами, которые вдохновляли верования о загробной жизни, такими как Анубис, было много других важных богов и богинь, которые влияли на каждый аспект повседневной жизни. Эти боги и богини продемонстрировали, как люди должны вести себя и взаимодействовать с окружающим миром, и модели поведения, которые они поощряли, актуальны и сегодня.
Сарайя Холл, волонтер Партии консерваторов.
Древнеегипетская религия | История, ритуалы, боги, верования и факты
Исида кормит Гора
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эхнатон Рамзес II Хатшепсут Снефру Имхотеп
- Похожие темы:
- ка ба ах эннеада Опет
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
древнеегипетская религия , местные верования Древнего Египта с додинастических времен (4-е тысячелетие до н.э.) до исчезновения традиционной культуры в первые века н.э. Для исторической справки и подробных дат см. Египет, история.
Египетские религиозные верования и практики были тесно интегрированы в египетское общество того исторического периода (с 9 г. 0091 в. 3000 г. до н.э.). Хотя, вероятно, было много пережитков доисторического периода, они могут быть относительно неважными для понимания более поздних времен, потому что трансформация, приведшая к созданию египетского государства, создала новый контекст для религии.
Религиозные явления были настолько распространены, что не имеет смысла рассматривать религию как единое целое, объединенное в систему. Тем не менее, религию следует рассматривать на фоне потенциально нерелигиозной человеческой деятельности и ценностей. В течение своего более чем 3000-летнего развития египетская религия претерпела значительные изменения в акцентах и практике, но во все периоды религия имела четкую последовательность в характере и стиле.
Неуместно определять религию узко, как состоящую только из культа богов и человеческого благочестия. Религиозное поведение включало в себя контакт с мертвыми, такие практики, как гадание и оракулы, а также магию, в которой в основном использовались божественные инструменты и ассоциации.
Важнейших средоточий общественной религии было два: царь и боги. Оба являются одними из наиболее характерных черт египетской цивилизации. Король имел уникальный статус между человечеством и богами, участвовал в мире богов и построил великие, религиозно мотивированные погребальные памятники для своей загробной жизни. Египетские боги известны своим большим разнообразием форм, включая формы животных и смешанные формы с головой животного на человеческом теле. Наиболее важными божествами были бог солнца, который имел несколько имен и аспектов и был связан со многими сверхъестественными существами в солнечном цикле, построенном по образцу смены дня и ночи, и Осирис, бог мертвых и правитель подземного мира. Вместе со своей супругой Исидой Осирис стал доминировать во многих контекстах в 1-м тысячелетии до нашей эры, когда поклонение Солнцу было в относительном упадке.
Египтяне считали космос включающим в себя богов и нынешний мир — центром которого, конечно же, был Египет — и окруженным царством беспорядка, из которого возник порядок и к которому он в конце концов вернется.