Мезолит | это… Что такое Мезолит?
У этого термина существуют и другие значения, см. Цеолиты.
| Каменный век |
|---|
↑ до появления рода Homo (Плиоцен) |
Палеолит
Мезолит
Неолит
Медный век
|
| ↓ Бронзовый век |
также:Портал:Доисторическая Европа |
Мезоли́т (др.-греч. μέσος — средний + λίθος — камень), средний каменный век — период между палеолитом и неолитом.
Содержание
|
Датировка
Датировка мезолита весьма варьируется в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше всего, около 15 тыс. л. до н. э., и уже около 10 тыс. л. до н. э. сменяется докерамическим неолитом. На большей части Европы мезолит был сменён неолитом около 6—5 тыс. л. до н. э., дольше всего он сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива (кампинийская культура). Ряд культур мезолитического типа исчезли относительно недавно (индейцы юга Калифорнии, пигмеи до их подчинения племенами банту) или продолжают существовать сейчас (бушмены, аборигены Австралии, ряд групп индейцев Амазонии).
В археологии доколумбовой Америки термин «мезолит» не используется во избежание хронологической путаницы, поскольку явления, подобные европейскому мезолиту (окультуривание растений, местная керамика), возникли в Америке существенно позднее, около 2000 г. до н. э. (поздний Архаический период американской хронологии). Одним из древнейших примеров окультуривания растений в Америке является памятник Эджуотер-Парк, который датируется около 1800 г. до н. э. У большинства племён Северной и Южной Америки охота и собирательство доминировали над земледелием вплоть до контакта с европейцами.
Характеристика
Начало мезолита связано с окончанием последнего оледенения в Европе и исчезновением мегафауны, что вызвало пищевой кризис и затронуло большинство культур европейского региона. Для регионов, не затронутых этим процессом, вместо термина «мезолит» используется хронологически идентичный термин «эпипалеолит»; для эпипалеолитических культур граница с палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна.
Мезолит начался в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных географических местностях в разное время. В некоторых областях, таких как Ближний Восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным.
В результате окончания ледникового периода, на Земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана.
Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты. Характерными артефактами мезолитических культур являются микролиты.
Общество
Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.
Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.
Образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита.
Искусство и духовная жизнь
Согласно представлениям историков начала 20 в.
, в мезолите сложилась членораздельная речь. Это противоречит как данным о современных культурах мезолитического уровня, так и современным представлениям о духовной жизни предшествующего палеолита: в мезолите уже существовала речь с развитой фонетикой и грамматикой, однако плохо были развиты абстрактные термины, термины для больших чисел и т. п.
Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Появляются коллекции мелкой разрисованной гальки — по-видимому, символы умерших предков (аналогичные символические предметы используются в настоящее время аборигенами Австралии).
В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей.
Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение — и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
Хозяйство
В лесных районах мира появились первые признаки обезлесения, которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия.
Если образ жизни палеолита был, как правило, кочевым, то в мезолите он становится всё более и более оседлым, начинается интенсивное освоение территории вместо экстенсивного.
Селения, как правило, сезонного характера. Активно развиваются ремёсла, не носившие в палеолите систематического характера (изготовление корзин, предметов одежды). Тем не менее, охота, рыболовство и собирательство всё ещё играют доминирующую роль.
Захоронение из Тевьек — Музей Тулуз
См. также
- Неолит
- Каменный век
- Археологическая культура
- Список археологических культур России
- Предыстория России
- Ностратические языки
- Y-хромосомные гаплогруппы в этнических группах
- История России
- Ранняя история
- Древний мир
- Киммерийцы
- Индоевропейцы
Ссылки
- Статьи по культурам эпохи мезолита (эпипалеолита)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА В КАМЕННОМ ВЕКЕ. Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА В КАМЕННОМ ВЕКЕ
Духовный мир древнейшего человека относится к числу самых сложных в исследованиях по преистории.
Источники, способные пролить свет на эту сторону жизни древнейшего общества, скудны, а имеющиеся еще и фрагментарны. Ограниченность данных оставляет широкий простор для всякого рода умозрительных построений. К таковым, в частности, можно отнести заключения об отсутствии всяческой духовной культуры у человека в период, предшествующий верхнему палеолиту, о существовании безрелигиозного этапа и независимом формировании начатков положительных знаний и религиозных представлений и т. п. Эти и другие положения не выдерживают критики и просто исходя из логики их обоснований, и особенно при обращении к фактам, составляющим источниковую базу. К разряду последних относятся прежде всего палеолитические погребения и свидетельства изобразительной деятельности.
До относительно недавнего времени в науке господствовала точка зрения о появлении традиции погребения умерших не ранее верхнего палеолита. Погребениям древнекаменного века уделялось огромное значение, в частности потому, что их появление расценивалось как показатель перехода людей на качественно новый уровень социального и интеллектуального развития.
Со времени открытия первого мустьерского погребения прошло более ста лет, однако допущение о существовании у неандертальцев погребальной обрядности многими исследователями принимается со скептицизмом. Причиной этому является традиционная примитивизация нашими современниками человека и культуры нижнего и среднего палеолита. В науке такой взгляд постепенно преодолевается, и в настоящее время вопрос стоит не о признании возраста древнейших погребений, а о расшифровке их смысла и исторического содержания.
На всей территории Евразии к настоящему времени открыто около 50 погребений среднепалеолитического (мустьерского) времени. Учитывая, что некоторые из них были двойными и даже коллективными, вместе они содержат немногим более 60 погребенных. Одно погребение приходится на многие десятки и сотни известных памятников и один погребенный на многие тысячи человек. При общем взгляде это количество погребений на всю мустьерскую эпоху мизерно — одно на тысячелетие! Однако обширность географии погребений говорит о всеобщем характере этого феномена.
Основная масса таких погребений приходится на Ближний Восток и Западную Европу.
Сам факт существования в мустьерское время погребений позволяет ставить вопрос о том, что для неандертальца были характерны значительно более сложные, чем это обычно допускается, социальные отношения и уже оформившиеся религиозные представления. Проявление заботы об умершем сородиче путем его захоронения свидетельствует о начале складывания устойчивой памяти об ушедшем поколении (то, что для более поздних этапов называется исторической памятью) и формировании исторического мышления, предполагавшего осознание внематериальной связи между живыми и умершими. Конечно, реально такое осознание вряд ли уходило глубже одного — максимум двух поколений. Но принципиальным здесь является само наличие раздвоенного восприятия жизни человека и, возможно, мира в целом. Позднее это раздвоение оформилось в виде противопоставления мира реального потустороннему. Какими бы элементарными не были первоначальные представления, связанные с подобным восприятием, существование их предполагает возникновение религиозного сознания и формирования мифологического объяснения космоса.
Сложен вопрос о времени возникновения религиозных представлений. Для ашельской эпохи не выявлено пока погребений или каких-либо других источников, которые позволяли бы хоть приблизительно описать духовную культуру человека той эпохи. Но отсутствие таковых вполне может объясняться и состоянием изученности ашельских древностей. Источники по ашелю в количественном отношении значительно уступают данным по эпохе мустье. Нельзя сбрасывать со счетов и такую возможность, что проявления духовной жизни различны во временном и пространственном отношениях и далеко не все они способны воплощаться в материальные остатки, пригодные для археологической фиксации. Поэтому возможность возникновения духовной сферы жизни человека в более раннее время, чем эпоха мустье, не должна исключаться.
Переходя к вопросу о соотношении «религиозного» и «безрелигиозного» периодов первобытной культуры, следует отметить, что не существует никаких данных, позволяющих не только рассуждать о предшествовании одного другому, но и производить такое разделение.
Характер и сущность ранних форм религии устанавливаются на основании логических реконструкций и этнографических источников. Наиболее распространены в первобытности были такие религиозные верования, как анимализм, тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, культ предков. Некоторые из них (скажем, магия) являлись всеобщими, т. е. характерными для всех регионов и во все первобытные периоды, а другие — более или менее локальными или бытовавшими на протяжении некоторых отрезков первобытности (культ предков, к примеру).
Специфика первобытных верований состояла в их взаимной совместимости у одних и тех же обществ. Нормой является сосуществование элементов магии, фетишизма, анимизма и т. д. Первобытная религия, как и современная, характеризуется верой в сверхъестественное.
Выше отмечалось, что применительно к мустьерскому времени уже можно говорить о возникновении религиозных представлений. Трудно судить с определенностью об их конкретных формах, но можно допустить, что определяющую роль играли в них анималистические верования. «Тайники» в пещерных нишах со сложенными в них черепами медведей, характерные для некоторых памятников мустьерского возраста, говорят о каких-то обрядовых действиях, связанных с особым, неутилитарным отношением к избранному животному. Достаточно уверенно можно предположить, что эти ритуалы имели в своей основе придание сверхъестественных свойств конкретному животному, что и составляет суть анимализма как одной из ранних форм религии.
Усложнение религиозного отношения к животному или объекту нематериального мира приводит к возникновению тотемизма — верования, основанного на представлении о сверхъестественной родственной связи конкретной группы людей (род, фратрия) с определенным видом животного, растения или иного объекта либо явления природы.
Тотемизм можно назвать одной из характернейших родовых религий.
Анимизм — другое распространенное религиозное верование. Суть его состоит в одушевлении окружающих человека предметов. Развитие анимизма, по-видимому, привело впоследствии к появлению веры в духов — добрых и злых, вредоносных и доброжелательных. На этой разновидности верований основывается характерная для поздней первобытности и довольно развитая форма первобытной религии — культ предков.
Фетишизм — наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов. Фетиш является и предметом поклонения, и помощником в ритуальных действиях, производимых с конкретной прагматической целью.
Магия — универсальная форма ранних религиозных верований. Она предполагает веру в возможность сверхъестественного воздействия на людей и объекты окружающего мира посредством различных манипуляций и заклинаний. Исследователи подразделяют магию на вредоносную, любовную, промысловую, предохранительную, военную, метеорологическую.
Магические верования настолько стойкие, что ими пронизана обрядность даже современных мировых религий.
Становление и развитие религии не являлось процессом, изолированным от других сфер духовной жизни. Параллельно и вместе с религией происходило и накопление положительных знаний человека о себе самом и об окружающем мире. Уже первые шаги людей были отмечены началом познания. К одним открытиям человек шел в течение сотен тысяч лет, а другие возникали спонтанно и синхронно. Основным побудительным мотивом накопления позитивных знаний выступала изначальная и вечная для людей потребность в удовлетворении повседневных потребностей — как материальных, так и духовных. Познание мира первобытным человеком осуществлялось через его практическое освоение и использование в своих насущных интересах. Успешная деятельность в этом направлении предполагает наличие такого уровня мышления, который допускает способность оперирования отвлеченными понятиями, и прежде всего понятиями качества. Уже древнейшие люди различали породы камня и относились избирательно к используемому в своем производстве сырью.
Окружающие предметы и явления были интересны для человека в той мере, в какой они оказывались для него полезны или вредны. В центре мыслительной организации пространства находился он сам. Понятия «вперед- назад», «левое-правое», «близко-далеко» и многие другие вырабатывались и понимались только относительно самого человека. Строение тела служило основой для возникновения представления о симметрии и асимметрии, а также для вертикальных пространственных обозначений «верх-низ». Видимо, изначальной антропоцентричностью исходных пространственных понятий объясняется наличие в них чисто человеческой оценочной нагрузки: верх — возвышенное, низ — низменное, правое — правильное, левое — неверное, передняя сторона — светлое, задняя — темное и тому подобных.
Выразительным примером этого же ряда является возникновение пятиричной, десятиричной и двадцатиричной систем счета. Нетрудно увязать происхождение и развитие этих систем с числом пальцев на руках и ногах.
В течение нижнего и среднего палеолита накопление позитивных знаний должно было происходить достаточно медленно, поскольку оно ограничивалось узостью практики экстенсивной охоты и примитивного собирательства. Основная сфера накопления знаний в эти эпохи включала поведение животных, свойства и распространение растений, технологию изготовления орудий труда.
Резкое ускорение темпов познания мира наступает в верхнем палеолите. В это время расширяется количество материалов, вовлекаемых человеком в производство, коренным образом совершенствуется технология обработки камня и кости, становится разнообразной и значительно более эффективной стратегия охоты, изобретаются, как уже сказано, лук и стрелы. Продукты охоты рассчитаны не только на немедленное потребление, но и на хранение. Собирательство растительных продуктов усложняется.
Реализуется идея их переработки. Отмечается прогресс в овладении техникой использования огня, который применяется не только в жизнеобеспечивающих, но и в технических целях (обожжение глины, получение минеральной краски, раскалывание камня).
Неолит является следующим принципиальным рубежом в формировании и организации положительных знаний. Возникновение земледелия и скотоводства приводит к выработке традиционных навыков зоотехники и агрономии. Там, где практикуется поливное земледелие, складывается целая система агро- и гидротехники и утверждаются начатки математики. Расширение обмена, возникновение торговли, увеличение производства приводит к усложнению счета, возникновению числовых разрядов, а также к закреплению географических представлений и знаний о соседних народах. Потребности земледелия требуют более упорядоченного и фиксированного отсчета времени. Поэтому возникает календарь, имеющий прямую привязку к сельскохозяйственным годичным циклам. Это достигается систематизацией наблюдений за небесными светилами и исчислением времени по видимой скорости их движения и фазам свечения.
Наивысшее достижение первобытности в этой области — изобретение лунного календаря — можно отнести к неолитическому времени.
Все тенденции накопления положительных знаний, возникшие в неолите, находят свое продолжение и качественное развитие на этапе разложения первобытнообщинного строя. К этому времени человечество владело начатками знаний в таких отраслях, как география, строительство, транспорт, металлургия, механика и медицина. На стадии классообразования происходит разделение умственного и физического труда.
Одним из самых ярких проявлений духовной культуры человека каменного века является изобразительное искусство. Теории его происхождения условно можно разделить на религиозную, биологическую, производственно-эстетическую и игровую.
Суть теории религиозного происхождения искусства заключается в признании искусства как божьего дара, призванного удовлетворять религиозные чувства и оформлять религиозную обрядность древнейших людей.
Согласно «игровой» теории, движущей силой как общественного развития, так и происхождения и развития искусства являются игра и ритм, радость творчества, нецеленаправленные ритмические игровые движения, в процессе которых появляются и утварь, и украшения, и орудия производства.
Эта теория провозглашает девиз: «игра старше труда, а искусство старше производства полезных предметов» (К. Бюхер).
Сторонники биологической точки зрения обращаются к фактам «украшательства» у животных и декларируют изначальный и биологически обусловленный характер эстетического чувства человека. В этой связи часто ссылаются на следующие примеры из трудов Ч. Дарвина (хотя он не утверждал биологической обусловленности происхождения искусства): «Самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками… самки любуются красотой самцов… нежные песни самцов в пору любви, несомненно, нравятся самкам… Одни и те же цвета и звуки нравятся нам и низшим животным».
Производственно-эстетическая теория, как представляется, в наибольшей мере отвечает конкретным фактам и наиболее строга логически. Суть ее состоит в том, что искусство возникает ни основе эстетического чувства, которое, в свою очередь, формируется и развивается в процессе общественной и производственной практики человека.
Такой взгляд на генезис искусства предполагает понимание его как долговременного процесса, развивающегося в прямой зависимости от всех других сторон человеческого бытия.
Исходя из рассматриваемой производственно-эстетической теории возникновения искусства, уже первые люди должны были обладать способностью к ощущению красоты, правда, неотчленяемой еще от утилитарности. Понятия симметрии, ритма и формы имеются у древнейших изготовителей каменных орудий. Чем лучше орудие приспособлено для выполнения своей функции, тем оно «красивее» с точки зрения изготовителя. Действительно, и современный человек способен восхититься изяществом некоторых форм орудий даже времени «питекантропа» — явно излишним для функционального предназначения этих орудий. Однако каких-либо свидетельств изобразительной деятельности человека для времени ранее эпохи мустье пока неизвестно.
К таким базовым первоэлементам искусства, как ритм и форма, в мустьерское время прибавляется цвет. Человек этого времени научился распознавать и использовать природную минеральную краску — охру.
В культурных слоях мустьерских слоев памятников Франции, Германии и Италии обнаружены комочки охры (Ля Ферраси, Комб-Капель, Ле Мустье и др.), камни с выбитыми на них углублениями в виде лунок (Ля Ферраси, Таволи), кости животных с насечками и узорными линиями (Ле Мустье), каменные плитки с участками, окрашенными красной краской (Ля Ферраси). Таким образом, в период мустье были созданы и в некоторой степени использованы все необходимые предпосылки для формирования «технических» искусств или художественной деятельности, предполагающей использование специальных естественных и искусственных средств при создании какого-либо произведения. Что касается «мусических» искусств (пение, танцы), то их возникновение, по-видимому, можно отнести к более раннему времени, чем искусств «технических».
Расцвет первобытного изобразительного искусства приходится на верхний палеолит. Некоторые достижения искусства этого времени (например, наскальная живопись) остались непревзойденными во все последующие стадии первобытной эпохи.
Верхнепалеолитическое искусство появляется в нескольких формах: наскальная живопись, гравировка, рисунок, скульптура, барельеф. В рамках этой эпохи происходили эволюция и обогащение форм и стилей изобразительности. Данная эволюция рассматривается обычно на материалах Западной Европы, которая является основным очагом палеолитического изобразительного искусства. Имеются претендующие на универсальность базовые классификационные системы А. Брейля и А. Леруа-Гурана. Применительно к Восточной Европе перекликающаяся с указанными общая схема разработана Я. Козловским. Исходным для концептуальных систем французских исследователей служило положение об однолинейном поступательном и эволюционном развитии палеолитического искусства. Согласно схеме А. Брейля, выделяется два последовательных цикла в развитии наскальной живописи Европы — ориньякско-перигордийский и солютрейско-мадленский. В сформулированных позднее (к середине 60-х годов XX в.) и основанных на структурном анализе изображений обобщениях А.
Леруа-Гурана совокупность произведений изобразительного искусства палеолита Западной Европы подразделяется на более дробные составляющие. Выделяется четыре стиля, которые последовательно сменяют друг друга. Характеристики их, естественно, описываются с опорой, главным образом, на наскальное искусство, которое для Западной Европы гораздо более показательно и богаче, нежели скульптура. Однако принципы выделения этих стилей в основном применимы и к произведениям искусства малых форм.
Стиль 1 («первый примитивный») по А. Леруа-Гурану соответствует ориньяку и началу граветта (35–28 тыс. лет назад). Главной особенностью этого стиля является нечеткая обрисовка контуров животных и незаконченность фигур. В тематике явно выделяется знаковое изображение женских признаков пола.
Наскальная живопись из верхнепалеолитической пещеры Нио (Франция)
Стиль 2 («второй примитивный») связан с граветтом — началом солютре (28–20 тыс. лет назад). Изображение животных оформляется «синусоидной» линией, которая обрисовывает шею и спину.
Рога показываются в профиль или в фас в искаженной перспективе. Ноги часто отсутствуют или только обозначены. В некоторых случаях ноги не редуцированы и оформлены на всю длину. Это период женских скульптурных изображений, называемых «палеолитическими венерами».
Стиль 3 («архаический») относится к концу солютре и началу мадлена (19–16 тыс. лет назад). Изображения животных этого периода характеризуются объемностью тела. Часто передняя часть тела преувеличена, а ноги укорочены.
Стиль 4 («классический») соотносится со средним и поздним мадленом (15–12 тыс. лет назад). В начале периода пропорции фигур животных становятся реалистичными, но в изображениях сохраняется скованность; фигуры как бы висят в воздухе. Этот стиль подразделяется на две стадии — раннюю и позднюю. Уже на ранней стадии отмечается исключительная согласованность деталей изображаемого объекта и большее соответствие изображений морфологическим соотношениям реального животного. Грива всегда передается штриховкой, показывается волосяной покров на различных участках тела.
К концу периода реализм в передаче экстерьера усиливается.
С концом верхнепалеолитической культуры происходит и закат искусства древнекаменного века. В классическом районе верхнепалеолитического искусства в период мезолита мы находим главным образом раскрашенные гальки (Мае д’Азиль). Традиция наскальной живописи перемещается в Восточную Испанию и переживает здесь расцвет между VIII–V тысячелетиями до н. э.
Неолитическое искусство земледельцев Европы приобретает декоративно-прикладной, с современной точки зрения, характер. В эту эпоху широко входят в практику роспись керамических сосудов и мелкая скульптура. В Северной Европе распространяется традиция петроглифов (резные, гравированные, выбитые наскальные изображения).
Основной объект искусства каменного века — животное. Живописью, скульптурой, гравировкой передаются образы животных, служивших охотничьей добычей человека. Сам человек меньше интересует первобытного художника. Если человек и изображается (в основном в виде «палеолитических венер»), то условно и при полном отсутствии стремления к воссозданию портретного сходства.
Достаточно много в палеолитическом искусстве орнаментальных и знаковых изображений. Они, как правило, сопровождают реалистические фигуры. Ученые уделяют много внимания расшифровке семантики и содержания схематических изображений, но говорить о крупных достижениях в этой сложнейшей области не приходится. Достоверной можно считать разгадку большой группы стилизованных изображений как женских знаков пола — мотив весьма распространенный в первобытном искусстве.
Дискуссионной является проблема функции первобытного искусства. Если подходить к этому вопросу с точки зрения современного исследователя, то можно установить целый ряд ролей, выполнявшихся комплексом ранних искусств: идеологической, образовательной, социальной, познавательной, магической. Иными словами, первобытное искусство выполняло, в принципе, те же функции, что и современное. С этой точки зрения споры на данную тему представляются искусственными. Можно рассуждать о восприятии этих функций самим палеолитическим человеком.
При таком подходе, вероятно, должны быть выделены эстетическая, религиозная и социальная функции. Они могли проявляться как порознь, так и неразрывно друг от друга.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. Культура и духовная жизнь
3. Культура и духовная жизнь Культура двора Культура Германии XII-XV вв. представляла собой сложный сплав различных традиций: культуры рыцарской среды, бюргерства, крестьянства, интеллектуально-религиозной элиты. Ее верхний этаж составляла культура элиты, в которой
4. Культура и духовная жизнь
4. Культура и духовная жизнь
Немецкий романтизм
К рубежу XVIII-XIX вв., началу «века революций», изменилось мироощущение европейцев, что выразилось в формировании движения романтизма.
Влияние романтизма испытали на себе философия, литература и искусство. Романтизм был
Духовная культура. Религия
Духовная культура. Религия Ислам и арабо-мусульманская культура пришли в Дагестан в эпоху Арабского халифата. В средние века в Дагестане возникло несколько центров мусульманского богословия, арабоязычной культуры и науки – Дербент, Ахты, Цахур, Кумух, Акуша, Согратль,
Традиционная духовная культура
Традиционная духовная культура О календарной обрядности древних славян V–VI вв. судить трудно. Одна часть названий календарных праздников не является общеславянской, другая — воспринята в ходе балканской миграции, то есть в основном в течение VI столетия. Элементы
1. КТО И КАК ЖИЛ В КАМЕННОМ ВЕКЕ?
1.
КТО И КАК ЖИЛ В КАМЕННОМ ВЕКЕ?
Когда Господь сотворил человека? Мы не знаем этого. Знаем только, что сотворил — ведь мы-то с вами существуем. Правда, атеисты-дарвинисты пытаются доказывать, будто животные, а потом и человек, произошли друг от друга сами по себе, путем
3. Культура и духовная жизнь
3. Культура и духовная жизнь Развитие образования и науки Быстрые темпы формирования индустриального общества форсировали развитие системы образования. В соответствии с социальной структурой общества сложилась дифференцированная, трехступенчатая система школьного
7. Духовная культура
7. Духовная культура К памятникам духовной культуры эпохи викингов относится значительная часть готландских так называемых поминальных камней, или «камней-картин» (bildstenar), стел-писаниц, покрытых низкорельефными изображениями, в древности раскрашенными; их известно
6.
Культура и духовная жизнь6. Культура и духовная жизнь Немецкое барокко Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII в. пришло в Германию. Здесь оно получило название «имперского стиля» и нашло
Любовь в каменном веке
Любовь в каменном веке В середине 1950-х гг. российский археолог Александр Рогачев обнаружил на стоянке Костенки в очень узкой могильной яме необычное погребение – согнутый в сидячей позе скелет молодого мужчины. Один из пальцев погребенного находился во рту. Очевидно,
2.3. Духовная культура
2.3. Духовная культура
Культурологические теории происхождения искусстваРеконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок — искусно обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т.
п., а
Духовная культура Шан
Духовная культура Шан Собственно говоря, именно существование разветвленного и численно весьма значительного аппарата власти, привилегированных верхов с их изысканными потребностями и явственно формирующимся престижным потреблением сыграло, видимо, решающую роль в
3. Духовная жизнь человека
3. Духовная жизнь человека С развитием цивилизации изменялась духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только богатые люди. В это время появляется фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский
Краткие заметки о характеристиках эпохи мезолита
Эпоха мезолита — период между эпохами палеолита и неолита. Срок варьируется в зависимости от региона.
Однако он датируется примерно с 10 000 г. до н.э. до 8 000 г. до н.э. Период мезолита в Европе длился с 15 000 до 5 000 лет до нашей эры. Этот век является вторым каменным веком и характеризовался появлением мелких пластинчатых камней (микролитов). Люди эпохи палеолита использовали примитивные камни, а люди эпохи неолита использовали более полированные. Люди эпохи мезолита в основном жили охотой, рыболовством и собирательством. Более того, люди эпохи мезолита также начали некоторые основные методы ведения сельского хозяйства. В этот период получили развитие наскальные рисунки и керамика. Этот век показывает смешение двух обществ, а именно скотоводческого общества и садоводческого общества.
Вот некоторые интересные особенности и характеристики эпохи мезолита:
- Как уже говорилось, эпоха мезолита демонстрирует характеристики как пастушеских, так и садоводческих обществ.
Пастырские общества: Пасторальное, происходящее от греческого слова «пастор» (означающее пастух), относится к группе людей, которые путешествуют с домашними животными.
Более того, они полагаются на этих домашних животных в качестве пищи.
Садоводческие общества: Садоводческое общество относится к группе людей, которые используют простые инструменты или прирученных животных для производства и выращивания сельскохозяйственных культур для производства продуктов питания. Важно знать, что у них не было никаких механизированных орудий для обработки почвы.
Люди эпохи мезолита начали использовать подсечно-огневую технику в садоводческих обществах.
- В этот период были созданы фермерские общины. Люди начали учиться использовать домашних животных и растения для улучшения жизни. В эту эпоху началось одомашнивание собак.
- Образ жизни: Люди эпохи мезолита не жили в пещерах. Люди эпохи мезолита также не полагались на постоянное поселение. Они устроили полупостоянное поселение в виде хижин и через короткие промежутки времени передвигались в поисках пищи.
- Во втором каменном веке или в эпоху мезолита люди использовали не только камни, но и кости, луки и стрелы, гарпуны и рыболовные крючки.

- Люди эпохи позднего мезолита развили передовые навыки, такие как гончарное дело и живопись.
- Люди (охотники) начали запасать еду в какие-то контейнеры для хранения на будущие нужды.
- Они становятся более зависимыми от водных животных, таких как рыба, чем от млекопитающих.
- Животные эпохи мезолита стали меньше, но быстрее. Поэтому людям нужно было развивать свои навыки и оружие, чтобы выжить.
- Мезолитические люди постоянно сражались за животных, землю и воду. Поэтому они начали заставлять лидеров решать свои споры.
- Люди эпохи мезолита были как кочевыми (человек, который бродит с места на место в поисках пищи и других ресурсов), так и оседлым (человек, который не бродит, а остается на одном месте), в зависимости от их потребностей и наличия ресурсов.
- Погода этой эпохи стала теплее, чем в эпоху палеолита.
- Подвеска эпохи мезолита, найденная при раскопках в Англии, напоминает современные подвески Дании. Это изображает некоторый межкультурный обмен или путешествие в эпоху мезолита.

Вера: У людей эпохи мезолита были особые погребальные обычаи, указывающие на следование некоторым религиям. Есть свидетельства их захоронения. Умерших хоронили с вещами, едой, рыбной похлебкой (из некоторых могил выкопаны остатки рыбы). Это показывает, что люди эпохи мезолита верили в жизнь после смерти.
Мезолитическое искусство: Мезолитические люди проявляли большой интерес к искусству, скульптуре и рисункам пещер. На побережье Средиземного моря мы можем обнаружить различные памятники искусства эпохи мезолита. Основная тема художественной формы эпохи мезолита включает изображения людей и животных. Их картины отражают сцены охоты людей, бегущих к животным. Были танцевальные, сельскохозяйственные и батальные сцены. Есть очень известная картина под названием Cuevas de la Araña en Bicorp, на которой изображены сцены сбора меда. Некоторые другие известные картины включают «Танцоров Когула». На картине изображены девять женщин, одни в черном, другие в красном, танцующие вокруг мужской фигуры.
У этой мужской фигуры очень длинный фаллос. На картине также изображены мертвые олени со стрелами в теле.
Заключение
Мезолит — период между палеолитом и неолитом, второй каменный век. Это зависит от места, о котором идет речь. Однако он датируется примерно с 10 000 г. до н.э. до 8 000 г. до н.э. Период мезолита в Европе колеблется от 15 000 до 5 000 лет до нашей эры. Люди этой эпохи в основном жили охотой, рыболовством и собирательством, но неуклонно развивалось и земледелие. Эпоха мезолита демонстрирует характеристики как пастушеских, так и садоводческих обществ. Люди эпохи мезолита полагались на полупостоянные поселения в виде пещер и хижин. Погода этой эпохи стала теплее, чем в эпоху палеолита. Люди той эпохи использовали небольшие камни с лезвиями, известные как микролиты.
Шмидт (2000) Шаманы и северная космология: прямой исторический подход к мезолитической сексуальности — Гендер и сексуальность
Шмидт, Роберт А.
2000 Шаманы и северная космология: прямой исторический подход к мезолитической сексуальности.
В Archaeologies of Sexuality , под редакцией Роберта А. Шмидта и Барбары Л. Восс, стр. 220–235. Routledge, New York
Автор: Lauren Aulet
Schmidt (2000) представляет отчет о поле и сексуальности шаманов в эпоху мезолита в северной Европе (примерно 5000–3000 лет до н. э.). Основываясь на предыдущих исследованиях, которые предполагают преемственность определенных аспектов материальной культуры в Северной Европе на протяжении тысячелетий, Шмидт полагает, что современные этнографические описания сибирской сексуальности и космологии могут дать много информации о жизни мезолитических шаманов из этой области (Schmidt 2000: 223). ).
В частности, он фокусируется на способности шаманов взаимодействовать с космологическими мирами, используя духовную и сексуальную энергию, а также на роли и восприятии таких сил в обществе. Например, эти шаманы проявляют трансвестизм благодаря способности манипулировать сексуальной энергией, при этом многие шаманы отказываются от характеристик, связанных с их дошаманским полом, и перенимают характеристики другого (Schmidt 2000: 227).
В частности, исходя из этнографических работ российского антрополога Вальдемара Богораса, те, кто таким образом изменил свой гендерный статус, ассоциировались тогда обществом со своим трансформированным полом. Те, кто подвергся такой трансформации, считались особенно могущественными, и их боялись даже непреобразованные шаманы. Эта трансформация продемонстрировала их важность как посредников между людьми и духовным миром. Тем не менее, хотя трансформированных шаманов почитали, многие сопротивлялись призыву стать ими; независимо от возраста, человек мог получить этот призыв в любой момент своей жизни, даже если он был женат и имел детей. упростите это предложение или разделите его на две части.
Далее, хотя это трудно сказать, поскольку современные этнографические отчеты, включая отчеты Богора, пронизаны моральными суждениями и предположениями, трансформированные шаманы могли иметь сексуальные отношения с представителями того же пола (на основе их гендерного статуса до трансформации), что и так и с противоположным полом.
В частности, Богорас заметил, что те шаманы, которые приобретают характеристики женщины, могут затем взять на себя пассивную сексуальную роль с молодым мужчиной, но также могут иметь сексуальные отношения с женщинами и иметь детей (Schmidt 2000: 227). В целом, самые могущественные шаманы принимали участие в разнообразных сексуальных опытах. сохраняйте постоянное время (логически сохраняйте настоящее время на протяжении всей записи
Шмидт отмечает, что, хотя этим этнографическим источникам трудно доверять в их подробных утверждениях о сексуальной жизни шаманов, имеется достаточно доказательств, чтобы утверждать, что эти шаманов имеют гендерную идентичность и сексуальную жизнь, отличные от сексуальной жизни других членов общества. (Шмидт 2000: 229). Например, мы не можем знать, действительно ли эти шаманы рассматривались как движущиеся в бинарной системе полов, от мужчины к женщине, или наоборот, принадлежали ли они к какой-то третьей гендерной категории, или их шаманские способности означали их трансцендентность за пределами любой концепция обозначенного пола.

также:
