Дуэль капитанская дочка: В чем причина поединка и кто был инициатором ? Капитанская дочка 4 глава

Дуэль Гринева и Швабрина (Капитанская дочка) – кратко о причинах поединка

«Капитанская дочка» – произведение А. С. Пушкина о чести, достоинстве и, конечно же, любви. Одна из ярких сцен произведения – дуэль Гринева и Швабрина.

Причины дуэли

Алексей Швабрин был инициатором дуэли. Но его истинные мотивы заключались не в том, что Петр задел его честь, а в том, что он хотел избавиться от Петра, как можно скорее сделать так, чтобы Гринев покинул крепость. Он видел зарождающиеся чувства между Машей и Петром. Но основная причина для дуэли – вовсе не любовь или ревность, не задетая честь, а тщеславие, расчетливость, мстительность Швабрина. Он хотел наказать девушку, которая ответила ему отказом на предложение руки и сердца. Поэтому повод для дуэли оказался совершенно надуманным – Гринев сочинил небольшую любовную песенку, а Швабрин зацепился за имя в нем. Он наговорил Гриневу о Маше гадостей, но Петр понял, что это клевета, и назвал Швабрина мерзавцев. Таким образом, Швабрин сам стал инициатором ситуации, в которой дуэль оказалась неизбежна.

Неудавшаяся попытка

С первого раза провести дуэль не удалось. На дуэли обязан быть секундант. Но Иван Игнатьич, которого попросил об этом Гринев, отказался. Он мотивировал это тем, что Швабрина не жалко. а вот его подлость очевидна, а может случиться так, что Гринев пострадает. Старый поручик не хотел участвовать в том, что могло принести несчастье. Он настоятельно рекомендовал Гриневу отказаться от этой затеи.

В то утро, когда дуэлянты встретились, готовые к сражению, поручик явился на место дуэли с пятью инвалидами. Шпаги были отняты и спрятаны. Василиса Егоровна отчитала Гринева и Швабрина. У всех создалось впечатление, что конфликт исчерпан.

Но вскоре Маша рассказала ему о том, что раньше Швабрин сватался к ней, но он ей неприятен, и она отказала ему. Тогда для Гринева открылись истинные мотивы нападок Швабрина. Его решение участвовать в дуэли стало еще тверже.

Ход дуэли

Но поединок Гринева и Швабрина все-таки состоялся.

Швабрин был настроен решительно. Он улучил момент, когда Гринев был один дома, за ним никто не следил. Швабрин был уверен, что Гринев не опытен в вопросах битвы на шпагах, но уроки французского учителя не прошли зря. Петр орудовал шпагой смело и уверенно. К тому же Гринев превосходил Швабрина по молодости и здоровью, и когда Швабрин уже устал, Петр был еще полон сил и энергии. У Петра были все шансы победить, но внезапно его окликнул Савельич. Петр обернулся, а Швабрин воспользовался возможность и подло нанес удар «в спину», когда противник был беззащитен и отвлечен.

Петр пролежал несколько дней без сознания, но очнувшись все же простил Швабрина. А вот Алексей не проявил достоинства, и откровенно донес отцу Пети на то, то случилось в крепости. Отец был разъярен и потребовал перевести сына как можно дальше от Белгорода.

Швабрин уже давно зарекомендовал себя как подлый, невоспитанный человек с некрасивым и бесчестным поведением. Гринев никогда не был выдающимся борцом за справедливость, но все же его поступки говорят о том, что для него важна честь собственная и честь любимой девушки, что он не трус не бежит от обстоятельств.

Таким образом, в произведении «Капитанская дочка» поднимаются вопросы чести и достоинства. А. С. Пушкин на ярком контрасте характера и поведения персонажей показывает, что для одних честь и любовь значат много, а для других это лишь пустые слова.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Дуэль Гринева и Швабрина», кратко описать ход событий, причины и исход дуэли, показать, насколько по-разному относятся к понятию «честь» и «достоинство» такие персонажи, как Швабрин и Гринев.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Две дуэли Петра Гринева и Швабрина: текст эпизодов, описание, анализ

Дуэль Петра Гринева и Швабрина.
Художник С. Герасимов

Дуэли Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» являются одними из самых ярких и напряженных эпизодов.  


В этой статье представлены материалы о двух дуэлях Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина: текст эпизодов, описание и анализ.

Смотрите: 

— Все материалы по роману «Капитанская дочка»

Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин встречаются на дуэли дважды по ходу действия романа.

Первая дуэль Гринева и Швабрина (несостоявшаяся)

Первая дуэль Гринева и Швабрина прерывается благодаря старому офицеру Ивану Игнатьичу. Ниже представлен текст с описанием первой дуэли Гринева и Швабрина:

«…На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, – сказал он мне, – надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из‑за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем. ..<…>  
Мало‑помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать. Палашка принесла нам наши шпаги. Мы вышли от коменданта по‑видимому примиренные. <…> Швабрин и я остались наедине. «Наше дело этим кончиться не может», – сказал я ему. «Конечно, – отвечал Швабрин, – вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет притворяться. До свидания!» И мы расстались, как ни в чем не бывали.»


Вторая дуэль Гринева и Швабрина (поединок у реки)

Причиной второй дуэли Петра Гринева и Швабрина является капитанская дочка Марья Миронова. Когда-то Марья отказалась стать женой Швабрина. Самолюбивый Швабрин не может ей простить этого. Он завидует Гриневу, к которому Марья более благосклонна.

Злой и подлый Швабрин оскорбительно отзывается о Марье за ее спиной. Гриневу это не нравится. Он довольно жестко ставит Швабрина на место. Тот в ответ вызывает Гринева на дуэль.

Эта дуэль Гринева и Швабрина происходит у реки. Швабрин ранит Гринева шпагой. В результате тот несколько дней лежит без сознания.

Ниже представлен текст эпизода с описанием второй дуэли Петра Гринева и Швабрина:

«…На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучал под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? – сказал мне Швабрин, – за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств…»

Вскоре после дуэли Петр Гринев выздоравливает и прощает Швабрина. Между героями происходит перемирие:

«…Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления <…> Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника…»

Это были материалы о дуэлях Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина: текст эпизодов, описание и анализ.

Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»

чести, связанные с жизнью капитанской дочери Гриневой.

Честь и бесчестье в повести «Капитанская дочка. Свабрин и Гринев »

Честь — одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит слушать голос совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество перед остальными, ведь никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верным им до конца. Неизвестный человек наоборот — рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что предал самого себя. Лжец теряет свое достоинство и переживает моральный упадок, а потому у него нет духовных сил, чтобы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В рассказе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Берегите платье мечты, а честь – весну» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Свабрина, один из которых предпочел идти дорогой почести, а другой свернул с этого пути.

Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной шваброй, он защищает честь своей родины и своей императрицы, которой дал присягу. Влюбленный в Машу Гинно вызывает на дуэль Швабрина, который инвалидирует честь девушки, позволяя себе недопустимые намеки в ее адрес. На дуэли снова Швабрин, нечестный и ранящий Гринева, когда тот отвлекается. Но читатель видит, кого выбирает Маша.

Прибытие Пугачевой в крепость — очередное испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачевой и тем самым предает себя и Родину. А Грин, даже под страхом смерти, остается верен своим убеждениям. А Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гриннева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это еще и испытание на честь. В рассказе В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан веков и рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно заставляет отправиться на поиски пищи, «потому что другие отказались».

Он один стреляет из Полицаева, а рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже схваченный на допросе под жестокими пытками, он не выдает местонахождения своего отряда. Сотников умирает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородный, казалось бы, Возвращение рыбака за старшими товарищами имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить свой коварный поступок в отряде. Потом в плену, когда ведут на казнь, рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако, потеряв последнюю надежду на спасение, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но покончить с собой ему не удается, и этот трусливый, слабый духом вынужден всю жизнь страдать под ударами совести.

В заключение хотелось бы сказать, что надо воспитывать в себе и беречь привычку приходить честно, по совести. Это одна из основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, невозможно забыть истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохраняйте себе на стену!

Пушкин, поднимая главную тему крестьянской революции, затрагивает ряд других проблем. Среди них отношения помещиков и крестьян, политические вопросы, а также государственные обязанности перед народом. Переплелись здесь и темы нравственно-бытовой стороны, счастья, благородства, а главное, в капитанской дочке мы видим тему чести и бесчестия.

Честь и бесчестье в эпизодах романа

Многие писатели затрагивают тему чести и бесчестия, которая идет рядом как с добром, так и со злом. Я поставил эту проблему в приоритет и, где в нашей работе над произведением Капитанская дочка, мы видим два мужских персонажа, за что писатель сделал конфликт и бесчестье. Это Гринев и Швабрин.

Гринех — образец чести, а Швабрин — его полная противоположность. Уже в самом начале, при первой же встрече этих персонажей романа, мы видим позор Швабрина, пытавшегося оклеветать. А все потому, что она отказала Алексею, который испытывал к девушке какие-то чувства. Но была ли здесь любовь? Очень сомнительно. Если идти по тексту дальше, мы неоднократно встретимся с бесчестием Свабрина. Хороший пример, когда Швабрин ранит Гриневу, когда отвлекается. Харрит сзади, коварный. Предательство Швабрина по отношению к родине и друзьям не имеет оправдания. И какие у него клятвы в любви, когда в трудный час Швабрин легко наблюдает, как убивают родителей Маши. Без откровения совести он рассказывает о мятежниках, дает начальнику крепости и, чтобы спасти свою шкуру, переходит на сторону врага.

Грин также должен посоветовать Отцу, который дал указание заботиться о чести. По этому принципу он и жил. Несмотря на то, что Петр мог стать любимцем Пугачева и пользоваться разными благами, он не перешел на сторону врага. Рискуя жизнью, он не предал Родину и остается верен своим убеждениям. При этом он защищал свою честь, защищая любимую девушку.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример тому — все тот же Парс Гринев, из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», которую я собираюсь рассказать. Бесчестным его сделать было почти невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына на службу Отечеству, старший ухмыл на прощанье сказал ему: «Прощай, Петр. Служи правильно, кому клянутся; Начальников слушай; за ласками их не гонись; от службы не проси; разряда; И помни пословицу: Береги платье мечты, и честь Малой.
И Питер Кост. По дороге к месту службы он играл в ничто с человеком, с которым едва был знаком. Никакие уговоры Савеляча ринуться к победителю в ноги не заставили Гринева это сделать: Коля сыграл — нужно отдавать. Честь своего Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда ей было легко расплачиваться головой. Первый случай — дуэль. Петр не мог просто оставить без ответа беспардонное население Швабрина на Маше Мироновой. Защитить ее от сотканных отверженных и из-за этого разгневанного реабилитатора было для Гренландии делом чести. Что же касается Швабрина, то он по сюжету — антипод Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вообще не существует. Во время боя Швабрин не прогибается, чтобы воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения нечестного удара. Ничего не стоит глубоко безнравственному человеку присягать другому государю, а Гринев и здесь благороден. Но Швабрин — человек образованный, он не был «неуместным», как и Грине. Этот факт Пушкин подчеркивает, что дворянство и образованность — разные вещи. При этом большое значение имеют отношения в семье, в которой воспитывался человек.
Второй случай, в котором наиболее ярко проявляются высочайшие нравственные качества одних героев и низменность чувств других, прибытие в Белогорскую крепость Пугачева. Определенной благородной смертью позорного помилования были убиты капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, суженные люди. Их примеру был готов последовать и Гринех, но случай спас его от гибели. И причиной этому является еще и благородство Петра, проявившееся по отношению к «призу», помогшему когда-то выбраться из Пурги. К счастью, этот человек был не кем-то другим, как и сам Пугачев. Глава национального восстания предлагает Гриневу взять его на службу, но Петр, прекрасно понимая, что Пугачева может не согласиться с его отказом, все же отвергает его предложение. Отвергает снова — из чувства благородства: он поклялся служить императрице.
Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не рассердился, более того, к нему появляется симпатия и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, по-моему, не из-за зайца точильщиков, а благодаря благородству и высокой нравственности Гриневой, столь поразившей народную арматуру.
Благородные чувства Гриннева проявились в эпизоде ​​его задержания. Петр не хочет преумножать в этой истории свою возлюбленную, поэтому не называет ее имени. Но Маша сама едет в Петербург просить заступничества и находит. Она помогает самой императрице. История с Пугачевой для влюбленных заканчивается благополучно, они счастливы. Столь оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — за благородство чаще всего отвечает благородство. А может быть, потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы так было.
Что касается Гринева, то он до конца жизни оставался человеком. Став гриво-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал газете не только свои встречи с вождем восстания, но и свои мысли о Нем. Он рассказал о Пугачевой всю правду, несмотря на то, что она противоречила тому, что сложилось в официальном мнении Народного Бунтара.

Одной из главных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» является тема чести и долга. Эту тему задает эпиграф к произведению – русская пословица «Берегите честь смолодых». Такое же напутствие отец дает Пощеву в Гриневе, отправляя сына на военную службу.

А поступок самого Андрея Петровича Грнёва, который вместо Петербурга отправляет Сына на «сторону глухих и далёких», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневий — старый дворянин. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «честь и долг» в рассказе многозначно. В истории знакомства Петруши Грнева с Зуриным, когда молодой человек потерял свою новую сторублевую знакомую, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши утаили от Савельича, и юноше пришлось поссориться с дядей, чтобы получить нужную сумму. Пораженный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гриннева от уплаты долга. «Ты мой! Послушай меня, старик: Напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и нет таких денег», — уговаривает он своего питомца. Однако Грине не может не платить бильярдный долг — для него это вопрос благородной чести.

Тема чести реализована в истории взаимоотношений Гриннева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего противника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта предотвратило дуэль, и только тогда она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринево чувствует свою ответственность за ее судьбу. Он видит свой долг в защите и защите любимой девушки. Когда Маша становится капитаном Швабрина, Грин готов на все, лишь бы освободить ее. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. А Пугачев помогает молодежи несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера вражеских войск. Здесь наряду с темой рыцарского кредита присутствует мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрины, Гринене одновременно защищает и свою мужскую честь.

После задержания Гринева состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение дел, так как боялся вставлять в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если я назову, то Комиссия потребует от нее ответа; И мысль о том, чтобы вколоть ее имя между безлесьями злодеев и самой его краткостью с ними, — эта ужасная мысль поразила меня, что я затерся и запутался Грынев предпочитает нести незаслуженную кару, а не доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Еще одно значение понятия «честь и долг» в повести – воинская честь, верность присяге, верность долгу перед боем. Эта тема также нашла свое воплощение в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После взятия Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помилуйте его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили на нем на колени. Пугачев подал мне корпус рукой. «Поцелуй руку, поцелуй руку!» — говорили обо мне. живое унижение», — вспоминаю Гринева. Однако на этот раз получилось так: Пугачев просто пошутил, что молодой человек обалдел от радости, и отпустил его.

Однако дальнейший драматизм и напряжение в рассказах нарастают. Пугачев спрашивает Грнева, признает ли он своего «государя», обещает служить ему. Положение молодого человека весьма двусмысленно: он не может распознать самозванца государя, и в то же время не хочет подвергать себя бесполезному риску. Грине колеблется, но чувство долга побеждает «над слабостью человека». Он преодолевает собственную сладость и откровенно признает Пугачеву, что нельзя считать его казенным грузовиком. Молодой офицер не может служить самозванцем: Гринево — прирожденный дворянин, присягнувший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против повстанцев. Но это не может сулить ему героя: он обязан подчиняться требованиям военного долга, подчиняться приказу. Однако на этот раз душа Пугачева смягчилась – он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощена и в других эпизодах повести. Здесь Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванцем казенный грузовик. Несмотря на ранение, он полностью выполняет свой долг перед крепостью Комфиттл. Он предпочитает умереть, а не изменить свой военный долг. Героический погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает в «Пушкинской истории» самое разнообразное воплощение. Это благородная честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют смысловую полипонию в сюжете.

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа нравственных проблем. Не одно поколение решало вопросы нравственного выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательству, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и так далее.
Сквозную идею своего творчества А. С. Пушкин обозначил так: «…чувства добрые пробуждаю…»
Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одной из самых насыщенных нравственной проблематикой произведений является рассказ «Капитанская дочка». Ее герои проходят сложный путь, в ходе которого формируются их представления о чести и долге.
Самый первый урок нравственности заключен в эпиграфе к произведению: «Берегите честь Смалода». Герой рассказа — Петр Гринев — во всех ситуациях идет как человек чести. То есть, делая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать Кодекс Дворянской Чести, унаследованный от Отца, который не хотел, чтобы Сын служил в Петербурге и был «Шаматоном», а не солдатом, и, кроме того, Говеришь Его голосу Совести, что заставляет его отличать хорошее от плохого.
Петруше Гриневу, который «жил в луже мелкой, гоняя голубей и играя в лист дворовых мальчишек», наступает время принимать самостоятельные решения. И получается, что этот человек не очень воспитан в жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «Дитя», не сомневается, поступает в соответствии с законами морали, вне зависимости от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев вынуждает дядю отдать сто рублей, которые он проиграл ротмисту гусарского полка Зурине, и хотя юношу мучили «бурная совесть и молчаливое раскаяние», а также жалость к «бедному старому человек», чувство чести оказывается сильнее.
Питер Гринех Его поведение учит читателя быть честным и влюбленным. Герой не терпит бессовестных речей своего противника — Швабрина — о Маше Мироновой, дочери капитана, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре не было известно и Гринех пошел бы на компромисс со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством Его самого. О том, как по-разному воспринимали понятие чести и Свабрин, можно судить по Маше: «Какие люди странные! За одно слово, о котором через неделю, были правы, забыли, готовы резать и жертвовать не только жизнью , но и совесть, и благополучие тех, что…»
Гринене воспринимается не как «недорогой», а как взрослый мужчина, способный взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что когда дело доходит до ситуации, в которой приходится выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он затыкает императрицу, а Пугачев —». Вор и Саморно». Но здесь не только честь Гринева как офицера; Нравственное чувство его настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самой толпе такое живое унижение». Юноша своим примером учит вести себя достойно в любых ситуациях: ведь поцелуй «злодея» ничего бы не изменил, Гринех не нарушит клятвы и не предаст государя, но и жизнью не рискнет (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что ты) Стоишь? Плун да поцелуй… ручка у него есть»), а сам бы изменился, и это не менее страшно для Гринева.
Герой еще дважды рискует жизнью. Первый раз, когда он возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин заставляет ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сирото глубже, чем страх за свою жизнь. И второе, когда не произносит в суде имя капитанской дочери, хотя может лишиться не только жизни, но и своего честного имени. Но «мысль вдыхать ее имя между безлесами злодеев и самой вести к самому началу пари — эта ужасная мысль поразила меня, что я застрял и сошел».
Однако не только для Петра Грнёва нравственность есть естественное свойство природы, но и другие герои приходят в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Командир Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в повседневной жизни
во всем подчиняется жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаваться на милость Пугачеву и готов на смерть: «Умереть так умереть: дело служения!» На вопрос Пугачевой: «Как ты посмел сопротивляться мне, государь?» — Обессилевший от раны комендант собрал последние силы и ответил жестким голосом: «Ты мне не государь, вор и самозванец, слышишь!» После смерти мужа Василиса Егоровна называет Пугачеву «руническим вызовом» и, умирая, остается верной чувству; \Джубви и гордость за мужа.
Марья Ивановна, которая в начале рассказа кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой, впоследствии проявляет лучшие качества. Оставив сироту, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женой! Я лучше решила умереть, и умру, если от меня не избавятся». Любовь, верность , самоуважение, гордость — вот чему учит эта сцена.
В конце произведения Маша Миронова, как и многие другие героини русской литературы, размышляет о своих возлюбленных бедах. Именно благодаря ее усилиям доказывается невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становится честью и достоинством капитанской дочери.
Нравственные законы, по которым герои Повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» не усваиваются ими при жизни. Они органичны, естественное свойство характера рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплощено в произведениях устного народного творчества. Именно в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявлялись мудрость народа, представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и Творчество Фольклора; Недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить о подлинной приподнятости рассказа А. С. Пушкина.
Форма произведения — воспоминания — говорит о том, что их автор разделяется своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель учился на его ошибках. Создается впечатление, что эти заметки обращены в будущее – в наш «жестокий век», чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим поучительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — яркое тому подтверждение.

Капитанская дочка: основные истории

Написать рецензию

по Пушкин Александр; Бриггс, Энтони

ISBN13: 9781782276388

ISBN10: 1782276386

Формат: Мягкая обложка

Pub. Дата: 2021-06-15

Издательство(я): Пушкинское собрание

  • Другие версии этого автора

Цена по прейскуранту: 18 долларов США.

Купить новый

Доставка обычно занимает 5-7 рабочих дней

$16,56

Добавить в корзину

Подержанная книга

Извините
Продано

Нам очень жаль
Нет в наличии

Покупайте у нас Торговая площадка по цене от 13,71 доллара США.

Краткий обзор

Великолепный новый сборник произведений Пушкина в окончательных переводах знаменитого Энтони Бриггса

Рассказы Пушкина, сложные и захватывающие, являются одними из величайших и наиболее влиятельных из когда-либо написанных. Основополагающие для развития русской прозы, они сохраняют потрясающую свежесть и ясность, более чем когда-либо в тончайших нюансах переводов Энтони Бриггса.

Это истории, которые переворачивают все ожидания на каждом шагу: в «Капитанской дочке», мастерской пушкинской повести о любви и бунте, действие которой происходит во времена правления Екатерины Великой, загадочная встреча оказывается фатально значимой во время жестокого восстания, а в «Капитанской дочке», «Пиковая дама» мужчина одержимо ищет секрет успеха в картах пожилой женщины с причудливыми результатами.

Биография автора

Александр Пушкин родился в 1799 году. Свое первое стихотворение он опубликовал в 15 лет, а в 1820 году первое большое стихотворение «Руслан и Людмила» прославило его. Его работы, в том числе роман в стихах Евгений Онегин , поэма Медный всадник , пьеса Борис Годунов и рассказ «Пиковая дама» закрепили за ним место одного из величайших писателей на любом языке, когда-либо живших. Он умер в возрасте всего 37 лет, будучи раненным на дуэли — 29-летию Пушкина — своим зятем.

Электронная версия этой книги доступна через VitalSource.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *