Александр Пушкин — Дубровский — LibAid.Ru
«Дубровский» – образец повествовательной прозы Александра Сергеевича Пушкина, один из первых образцов русского литературного языка. Это история человека, обиженного богатым соседом и правосудием, и основана она на подлинном судебном деле. В то же время сюжет произведения во многом напоминает шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта». Какова жанровая принадлежность «Дубровского»? Что это – недописанный роман или почти написанная повесть? Почему Пушкин оставил практически готовый текст и начал работать над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»?.. Литературоведы до сих пор спорят об этом, а читатели – с удовольствием следят за похождениями молодого дерзкого дворянина…
Александр Пушкин
Дубровский
Том первый
Глава I
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух.
От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседам, надеясь на его сильное покровительство.
Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой‑нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал‑аншеф, приехал в свое поместие; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».
Андрей Гаврилович качал головою и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона. Нечаянный случай все расстроил и переменил.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб‑лекаря Тимошки и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения.
«Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или псарня моя тебе не нравится?» – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
урок дружбы — Персонажи и идеи в кино и литературе
|
Backbone Publishing — Многокорпусные суда
В. А. Дубровский, А.Г. Ляховицкий
isbn 09644311-2-2 259,00 долларов США :: © 2001
Твердый переплет :: 495 страниц 7,5″x10″ :: 431 рис. :: 510 библ.
Монография представляет собой систематизированное и подробное описание основных аспектов корабельной архитектуры многокорпусных кораблей. Темы включают концептуальное проектирование, гидростатику и остойчивость, сопротивление и движение на спокойной воде и в открытом море, мореходные качества, управляемость, прочность конструкции и особенности применения многокорпусных концепций в различных областях морского транспорта. Объем архитектурных типов охватывает все многообразие многокорпусных «видов» от обычных катамаранов и тримаранов до кораблей SWATH, волнопроходных, мелководных катамаранов на подводных крыльях и до судов с более чем тремя корпуса. Размеры кораблей варьируются от небольших быстроходных судов до больших паромов, от речных пассажирских катамаранов до трансатлантических контейнеровозов, от быстроходных патрульных катеров до морских боевых кораблей и авианосцев. Эта книга представляет собой междисциплинарный справочник, аналогичный трехтомному «Принципам военно-морской архитектуры» SNAME. В этом отношении книга уникальна и является единственной в своем роде на английском языке. Большая часть предварительных исследований (вряд ли доступных англоязычному читателю) была проведена авторами и их коллегами в лучших российских исследовательских организациях. Книга, написанная признанными российскими специалистами, десятилетиями ведущими экспериментальные и теоретические исследования в этой области, адресована всем читателям, причастным к производству и эксплуатации многокорпусных судов, в том числе проектировщикам, корабельным архитекторам и корабельным инженерам, преподавателям и выпускникам вузов, проектировщикам. и менеджеры по эксплуатации судов. Это «must-have» для технических библиотек, организаций по разработке правил, конструкторских бюро и верфей, университетов и специалистов-консультантов.
- Глава 1. Разнообразие форм с историческими примечаниями, классификацией и диапазонами основных параметров.
- Глава 2. Общее устройство и гидростатика (объемная емкость, начальная и аварийная остойчивость и плавучесть).
- Глава 3. Работа в стоячей воде (основные компоненты сопротивления, упрощенные математические модели, воздействие на берега рек или прилегающие берега, тяговое сопротивление и модельные ряды катамаранов, тримаранов, SWATH с параметрическими вариациями, сверхкритические скорости мелководных катамаранов, новые понятия).
- Глава 4. Мореходные качества и характеристики в открытом море (теория, расчеты, эксперименты, SWATH, повышение мореходности, сравнительная оценка).
- Глава 5. Управляемость с подробными справочными данными по курсовой устойчивости, маневренности, удержанию на месте и управлению дифферентом, креном и осадкой судна при повороте.
- Глава 6. Прочность конструкции (внешние нагрузки, расчет напряжения каркаса, упрощенные методы).
- Глава 7. Алгоритм проектирования, ограничения и новые концепции, включая сверхбыстрые волнопроницаемые тримараны в качестве паромов, спасательных и боевых кораблей; полупланерные SWATH в качестве морских паромов, патрульных, быстроходных контейнеровозов, моторных яхт и морских вертолетоносцев; новые формы SWATH для трансатлантических контейнеровозов, круизных лайнеров и других специализированных судов.
Краткие заметки по конструкции и стыковке.
Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский»
Практически все женские образы в произведениях Пушкина представлены в одном ракурсе. Это молодые девушки, красивые и умные. Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» — не исключение. Девушка обладает всеми вышеперечисленными характеристиками, а также обладает благородным характером.
Роман с продолжением
Все мы еще со школьной программы помним знаменитое произведение Пушкина «Дубровский». Это роман о двух молодых людях, которые любят друг друга. При его создании Пушкин опирался на рассказ, основанный на реальных событиях.
В произведении Владимир мстит за отца, поджигает его имение и вступает на путь разбойника. Но судьба зла и Дубровский влюбляется в дочь своего врага. Отец Маши, помещик Троекуров, совершает вторую ошибку: выдает свою дочь замуж против ее воли за старого князя. Владимир расстался со своей мечтой и уехал за границу.
Женский образ в романе
Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» — центральный. Марья Кирилловна рано осталась без материнской ласки. Ее воспитателями были прекрасная русская природа, сказки, рассказанные няней, и французские романы. Героиня приобрела такие черты характера, как кротость, мечтательность и чуткость. Она почитала своего отца, поэтому не могла ему противоречить.
Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» не собирателен. Это первый шаг в создании главного женского образа Пушкина — Татьяны Лариной. Подходя к раскрытию своей главной героини, Александр Сергеевич демонстрирует читателям рождение души русской женщины, он реализует ее с помощью своеобразной натуры дочери помещика.
Что так покоряет девушку в отставном лейтенанте? Благородство, отвага, полная противоположность властным и жестоким натурам, как у отца. Главным для благовоспитанной девушки было духовное богатство человека. Вот почему Маша всей душой потянулась к Владимиру, чувствуя невероятную душевную близость с этим человеком.
Чувства героя
А как Дубровский относится к Маше Троекуровой? Читая произведение, от главы к главе, приходит убеждение, что Владимир влюблен в нее. Он рискует своей жизнью, пробираясь к дому помещика, сражаясь с медведем. Его можно разоблачить в любой момент, но желание быть рядом с объектом своей любви оправдывает все его поступки.
Александр Сергеевич Пушкин показывает отношение Дубровского к Маше Троекуровой в развитии сюжета. С первой же встречи проявляет чувство равнодушия, потом будет любовь, и только позже он научится понимать свое сердце.
Что он делает во имя своей любви? Отказывается от мести раз и навсегда. Владимир объясняет это очень просто: стены, в которых живет Маша, для него священны.
Пушкинская история любви Маши Троекуровой так построена автором, что в конце романа читатель ждет ее продолжения. И это не случайно, так как автор делал пометки в своих рукописях, продолжая историю двух любящих сердец.
Любовь порождает лучшие чувства
Все главы романа посвящены раскрытию не сюжетной линии, а становлению характеров главных героев произведения. Благодаря сильной любви в голове Владимира Дубровского рождаются лучшие черты. Именно это чувство заставило его отказаться от желания отомстить врагу.
Благородный последователь Робин Гуда Владимир стал намного чище и лучше, встретив Машу. Главная героиня, красавица, нежная, ранимая девушка, воспитывалась в семье отца, который по-своему любил ее, иногда балуя. Но сила его натуры не позволяла ему проявить отцовские чувства и любовь.
Характер Маши Троекуровой сформировался под влиянием непостоянства желаний и поведения ее отца. И, тем не менее, из хрупкой девушки получилась целеустремленная, с твердым характером и убеждениями, пылкая женщина.
Герои Пушкина — живые люди. Читатель верит им безоговорочно, любит и дорожит каждой встречей с ними.
Бережное отношение к Пушкину
И самое главное, что я хочу сказать, роман «Дубровский» дает уникальную возможность прикоснуться к творчеству гения. Ведь произведение написано классиком русской литературы, он вдохнул в своих героев частичку себя. Полгода перелистывая страницу за страницей своего романа, ему удалось создать бессмертное произведение, на котором продолжают воспитывать не одно поколение читателей.