Древняя Спарта — кратко
Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес в долине реки Еврота. Большая часть территории Спарты была в труднодоступной горной местности. Спартанское город-государство было основано примерно в конце XI века до н.э. в результате слияния нескольких ранее независимых малых обществ.
Население
В Спарте были три основные социальные группы. Начиная со спартиатов или группы полноправных граждан до илотов — самого низкого социального слоя рабов.
- Спартанцы. Они были полноправными членами спартанского государства и составляли самую маленькую социальную группу. Характерной чертой спартиатов была их преданность древней армии. Спартанцы считались отличными солдатами. Они достигли этих навыков, используя чрезвычайно жестокую систему воспитания. Спартиаты не занималась никакой хозяйственной деятельностью. Их образ жизни был очень строгим, лишенным ненужной роскоши и полностью подчиненным государству.
- Периэки. Жили в коммунах, окружавших город, поддерживая внутреннюю автономию. Они занимались ремеслами и торговлей, а также обрабатывали землю, на которой им разрешалось хранить урожай. Они пользовались личной свободой, служили в армии, но не имели политических прав, как спартанцы. Они не могли участвовать в народных собраниях или занимать кабинеты.
- Илоты. В VIII-VII веках до нашей эры спартанцы вели две Мессенские войны, в результате которых они завоевали Мессению и сделали ее зависимой от местного населения. Спартанцы считали побежденных жителей полуострова рабами. Они называли их илотами, то есть «прирученными». Основной задачей илотов (которых было 140-250 тысяч (в зависимости от периода)) было возделывание земли, принадлежащей спартиатам. Спартанец мог безнаказанно убивать илотов.
Главной проблемой Спарты было постоянно уменьшающееся число граждан. Подсчитано, что около 500 г. до н.э. на 10 тысяч спартанцев было 250 тысяч илотов и 100 тысяч периэков. Во времена Агиса (245-240 до н. э.) было всего 700 спартанцев, в том числе 100 из них владели землей от предыдущих поколений.
Спарта была монархией, управляемой двумя королями одновременно. Однако было народное собрание и совет. Отличие социальной и политической системы Спарты от других греческих городов-государств обусловило ее изоляцию.
Образование
По сей день Спарта известна своей особой моделью воспитания, подчиненной главной цели формирования хорошо обученных, чрезвычайно умелых и сильных воинов. Эти воины стояли на страже военизированного древнего спартанского государства.
Весь процесс воспитания начинался с оценки физического состояния младенца, которая проводилась советом старейшин. Если ребенок был сильным и здоровым, ему позволяли жить, если он родился слабым и больным, его оставляли в горах для верной смерти. Счастливчики, получившие положительное мнение, оставались на попечении родителей до семи лет. Достигнув семилетнего возраста, спартанский мальчик переходил под опеку государства. Он оставался в своем доме в течение еще четырех лет, но после двенадцатого дня рождения он оставлял семью. С тех пор он определялся в одно из подразделений, которым командовали старшие мальчики, и жил в казарме.
Интеллектуальное образование было ограничено до минимума — умение читать, писать, кратко говорить и петь солдатские песни. Акцент был сделан на изучение боевого искусства. Мальчики учились пользоваться оружием, дротиками, фехтовали, а также сопротивляться боли, голоду, жажде, страху. Чтобы сделать мальчиков выносливыми, им давали тонкую одежду, кормили настолько скромно, что им приходилось дополнительно добывать пищу, чаще всего просто крадя ее, у них не было обуви, они спали на кровати, набитой тростником. Они могли принимать ванны только один раз в год. Конечно, пристальное внимание было уделено физическим упражнениям. Тот факт, что Спарта была сообществом «равных», привел к подавлению всего иного, оригинальности и индивидуальности.
После прохождения специального испытания, которое заключалось в том, чтобы прятаться в горах от других людей, добывать пищу самостоятельно и справляться со всеми невзгодами, после достижения двадцатилетнего возраста молодые спартанцы формировали войска «взрослых» и начинали надлежащую военную службу. Они также получали участок земли, но только после двадцати лет службы могли покинуть казармы и жить с семьей, хотя могли жениться раньше.
Во время битвы ни один спартанский воин ни при каких обстоятельствах не мог покинуть поле битвы. Бегство вызывало стыд и социальное осуждение трусов и приводило к утрате гражданства. Непоколебимое отношение во время битвы было также выражением слепого подчинения государству, которое для граждан Спарты было почти святым, отсюда и такое большое чувство общности.
Девушки и женщины также должны были быть в форме и физически сильными в Спарте. Их музыкальное образование, уроки танцев или типичные домашние обязанности не имели значения. Для них важнее всего было родить сильных и здоровых детей, которые были бы материалом для будущих воинов.
Спорт
В вопросах науки спартанцы определенно отставали от остальной греческой цивилизации, но в течение многих лет доминировали в области, связанной со спортом. Во время Олимпийских игр, проводимых раз в четыре года, они были очень успешными. В 720 — 576 годах до нашей эры среди 81 победителя было 46 спартанцев. В решающих соревнованиях по легкой атлетике, дистанционной гонке на стадионе, из 36 победителей — 21 спартанец.
Добавить комментарий
Древняя Спарта | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Спартанцы и илоты
Цивилизацию бронзового века в Греции сокрушили вооружённые железным оружием дорийские племена. Дорийцы захватили область Лаконию на Пелопоннесе и образовали здесь большое поселение — Спарту.
Греков-ахейцев спартанцы превратили в рабов, называемых илотами. Но это были необычные рабы. Илоты жили семьями в деревушках, имели орудия труда и работали на земельных участках, как крестьяне. Спартанцы не имели права продавать своих илотов. Они принадлежали Спартанскому государству, а не каждому спартанцу в отдельности.
Илотов было в несколько раз больше, чем спартанцев, и удержать их в повиновении можно было только силой. Илотам было запрещено иметь оружие. Время от времени спартанцы устраивали бесчеловечную охоту на илотов. Молодые спартанцы, вооружённые мечами, по ночам подстерегали самых сильных илотов и убивали их.
«Община равных»
«Община равных» — так называли спартанцы свой полис. Среди них действительно не было ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Каждый считал себя равным другому.
Спартанцы носили простую одежду, всякая роскошь была запрещена. Жили они в одинаковых домах, ели простую пищу. Все взрослые спартанцы делились на небольшие сплочённые коллективы. Они вместе тренировались и питались, а вечером возвращались в свои дома. Каждый спартанец ежемесячно делал необходимый взнос в общий котёл продуктами, которые получал от своих илотов.
Греков, приезжавших в Спарту из других полисов, многое удивляло. Любой спартанец, которому срочно потребовалась лошадь или повозка, брал первую попавшуюся, не интересуясь, чья она. Следовало только вернуть её на прежнее место.
Спартанские воины, идущие в бой. Роспись на древнегреческой вазе |
Равенство спартанцев не означало, что в полисе процветала демократия. Народное собрание не играло большой роли в управлении государством. Все вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 лет.
Загрузка…
Кроме того, в Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Цари имели всего два голоса в Совете старейшин, а потому общее решение от них не зависело. Они были своего рода символом государства, а в военное время командовали войском. Образ жизни царей, их одежда и питание были такими же, как у всех.
Народное собрание созывали только при необходимости.
В Спарте не было ни демократии (народовластия), ни царской власти. Её государственное устройство называлось олигархическим. Слово олигархия по-гречески означает «власть немногих».
Спартанская армия
Спартанцы считали военное дело единственным занятием, достойным свободного человека. Им и в мирное время была нужна боеспособная, дисциплинированная армия — чтобы держать в повиновении илотов.
Основную силу спартанской армии составляли тяжеловооружённые пешие воины — гоплиты. Каждый был вооружён длинным копьём и коротким мечом. Доспехи и шлем были из бронзы. Щит был круглым, из твёрдых пород дерева и покрытым бронзовыми пластинами. Спартанские воины носили красные плащи. В бою они строились фалангой — тесно сомкнутыми шеренгами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
1. Спартанский воин. Современный рисунок. 2. Древнегреческий шлем |
Спарта не имела крепостных стен. Спартанцы говорили: «Лучшие стены — это наши граждане». Они были уверены, что любой враг будет разбит на границе их государства и никогда не приблизится к городу. Для этого каждый спартанец должен был быть не только хорошо вооружённым, но и хорошо обученным воином.
Воспитание в Спарте
см. Спартанское воспитание
Вопросы по этому материалу:
Чем илоты отличались от рабов?
Почему спартанцы жестоко обращались с илотами?
Кто управлял Спартой?
Почему один древнегреческий учёный назвал способ голосования в Спарте «детским»?
Почему спартанцам и в мирное время была нужна сильная, боеспособная армия?
Опишите вооружение спартанского гоплита.
Материал с сайта http://Doklad-Referat.ru
Загрузка…
спартанских цитат на всю жизнь
Спартанцы вошли в историю как одни из величайших воинов, которых когда-либо знал мир. Хотя некоторые из их методов были сомнительны по нашим современным стандартам, трудно отрицать, что их философия физической подготовки, управления государством и личной стойкости содержит в себе большую ценность.
Вот некоторые из величайших цитат о спартанцах и от них
Цитаты:
Пока Филипп II Македонский завоевывал греческие города-государства направо и налево, Спарта осталась одна. Филипп одержал сокрушительную победу, а Спарта была относительно слаба и лишена стен. Филипп послал спартанцам сообщение, в котором говорилось: «Если я вторгнусь в Лаконию, вы будете уничтожены и никогда больше не восстанете». Спартанцы ответили одним словом: «Если».
В конце концов Филипп решил обойти Спарту, так как это был бедный регион, и с ним не стоило бороться. Ни Филипп, ни Александр не нападали на спартанцев, пока они правили.
Когда кто-то спросил, почему они навлекли позор на тех из них, кто потерял свои щиты, но не сделали того же с теми, кто потерял свои шлемы или нагрудники, спартанский царь Демарат (510–491) ответил: ответили: «Потому что последние надевают для собственной защиты, а щит для общего блага всей линии».
— Плутарх
…Не бойся толпы людей, не беги в панике,
но пусть каждый несет свой щит прямо на передних борцов,
считая свою жизнь ненавистной и держу темных духов смерти так же дорого, как сияние солнца».
―Тиртей
Ксеркс писал ему: «Ты можешь, не сражаясь против Бога, а встав на мою сторону, стать единоличным правителем Греции». Но он написал в ответ: «Если бы вы знали что-то о благородных вещах жизни, вы бы воздерживались от желаний чужого имущества, но для меня лучше умереть за Грецию, чем быть единоличным правителем людей моей расы. »
Когда Ксеркс снова написал: «Отдай оружие», он написал в ответ: «Подойди и возьми его».
— Плутарх о Леониде
Геродот сообщает, что незадолго до битвы при Фермоплях спартанскому воину по имени Диенек было сказано, что персидские лучники могут затмить солнце своими стрелами. Он ответил: «Хорошо, тогда мы будем сражаться в тени».
«Для [спартанских женщин] было естественно думать и говорить так, как, как говорят, говорила Горго, жена Леонида, когда какая-то иностранка, по-видимому, сказала ей, что женщины Лакедемона были только женщины мира могли управлять мужчинами; «Не зря, — сказала она, — потому что мы единственные женщины, которые рожают мужчин».
― Плутарх
Старик, бродивший по Олимпийским играм в поисках места, был высмеян толпой, пока не достиг мест спартанцев, после чего все спартанцы моложе его и некоторые постарше встали. и предложили ему свое место. Толпа зааплодировала, и старик со вздохом повернулся к ним и сказал: «Все греки знают, что правильно, но делают это только спартанцы».
Воевать пусть научится, сперва отважившись на великие дела, Не туда, куда не долетят снаряды, если он вооружен щитом, а приблизившись, где схватка рукопашная, нанеся рану своим длинным копьем или своим мечом, лишая врага жизни, поставив ногу рядом с ногой и прижав щит к щиту, и гребень к гребню, и шлем к шлему, и грудь к груди, втянутый в сражение — пусть он сражается один на один, крепко держа в руке рукоять своего меча или копья!
— Tyrtaeus
Поднимитесь, воины, встаньте рядом друг с другом, широко расставьте ноги и укоренитесь, как дубы в земле. «…научись любить чернильно-черную тень смерти так же сильно, как ты любишь свет зари. «Вот мужество, лучшее достояние человечества, вот самая благородная награда, которую может завоевать молодой человек.
— Тиртей
Спартанцы равны всем людям, когда сражаются поодиночке; сражаясь вместе как коллектив, они превосходят всех других людей.
— Дамаратус
Биас, захваченный в засаду афинским полководцем Ификратом и спрошенный его солдатами, что ему делать, сказал: «Что еще, кроме того, что вы спасете свои жизни, а я умру в бою? »
Стены Спарты были ее юношей, а ее границы — наконечниками их копий».
— Царь Агесилай
В ответ на вопрос человека, который хотел узнать, почему спартанцы используют на войне короткие кинжалы, Анталкид сказал: «Потому что мы сражаемся близко к врагу».
Для спартанцев город создавали не стены и не великолепные общественные здания; это были их собственные идеи. По сути, Спарта была городом головы и сердца. И в чистом виде она существовала в дисциплинированном марше фаланги гоплитов на пути к войне!»
– Беттани Хьюз
«Как воин Спарты, вернись со своим щитом или на нем».
– Плутарх
На вопрос, что было самым большим благом, которое Ликург даровал своему соотечественнику, царь Агесилай ответил: «Презрение удовольствия».
В ответ некоторым горожанам, которые пожелали знать: «Как мы можем предотвратить вторжение врагов», он сказал: «Если вы остаетесь бедными и никто из вас не желает быть более важным, чем другой. »
— Плутарх о Ликурге
Анаксандр, сын Еврикрата, когда кто-то спросил, почему спартанцы не накапливают денег в государственной казне, сказал: «Чтобы не развратились те, кто поставлен хранителями его».
Поскольку он разрешил гражданам заниматься только теми видами спорта, при которых рука не поднимается вверх, кто-то спросил, в чем причина. Он ответил: «Чтобы ни у кого из граждан не было привычки плакаться в разгар тяжелой борьбы».
— Плутарх о Ликурге
В ответ на вопрос человека, который задал вопрос, как кто-то может безопасно править без защиты телохранителя, Агасикл сказал: «Если кто-то управляет своими подданными, как отцы правят своими сыновьями».
Когда его брат сказал Телеклю, что граждане обращались с ним не так, как с царем (хотя он был из той же семьи), но с гораздо меньшим вниманием, он сказал: «Причина в том, что ты не умею покоряться несправедливости, а я умею».
Когда один из стариков сказал Агису в старости, поскольку он видел, как старые добрые обычаи выходят из употребления и вползают другие вредные практики, что по этой причине все становится вверх дном в «Спарта, — сказал Агис с юмором, — значит, все идет по логическому ходу, если это то, что происходит; потому что, когда я был мальчиком, я часто слышал от своего отца, что у них все идет вверх дном; и мой отец сказал, что , когда он был мальчиком, его отец сказал ему это, так что никто не должен удивляться, если условия позже будут хуже, чем те, что были раньше, а скорее задаваться вопросом, становятся ли они лучше или остаются примерно такими же».
Больше цитат и философии:
Медитация Випассана
Свобода воли против детерминизма
В объятиях тени — Карл Юнг
Тобиас Уивер
0 лайковНекоторые из лучших крылатых фраз древних спартанцев
«Спартанцы, ешьте хорошо, сегодня вечером мы поужинаем в аиде» — запоминающаяся фраза из фильма «300 спартанцев». исторически точным, насколько это возможно для Голливуда.
Спартанцы придумали лаконичную фразу. Лакония была областью вокруг Спарты на юге Греции. Они были крепкими людьми, тратили мало времени на цветистые фразы и быстро переходили к делу.
Если у них и была возможность добавить немного юмора своими замечаниями, они это делали, но особенно они преуспели в том, чтобы произнести язвительные слова в адрес некоторых из самых могущественных лидеров древнего мира.
Примеру спартанцев последовали и другие. Американскому генералу Маколиффу, окруженному немцами в битве при Бастони, было предложено сдаться, так как он был в значительном меньшинстве. Его ответ: «Орехи!» – что для немцев примерно переводилось как «иди в ад».
Вот некоторые из самых эпических спартанских цитат, живших на протяжении тысячелетий.
«IF»Идеальное воплощение спартанского характера. Пока Филипп II Македонский завоёвывал греческие города-государства направо и налево, Спарта осталась одна. Филипп одержал сокрушительную победу, а Спарта была относительно слаба и лишена стен. Филипп послал спартанцам сообщение, в котором говорилось: «Если я вторгнусь в Лаконию, вы будете уничтожены и никогда больше не восстанете». Спартанцы ответили одним словом: «Если».
В конце концов Филипп решил обойти Спарту, так как это был бедный регион, и с ним не стоило бороться. Ни Филипп, ни Александр не нападали на спартанцев, пока они правили.
В Херонее Филипп уничтожил большую часть греческой власти, но, возможно, он немного боялся нападать на спартанцев только для того, чтобы получить немного стратегически незначительной земли. Джованни Далл’Орто — CC «Мы единственные, кто рожает мужчин»Это отличная цитата, демонстрирующая уважение и статус спартанских женщин. Спартанцы примерно приравнивали роды к сражению. Они часто ждали, пока женщина достигнет подросткового возраста, чтобы иметь детей, чтобы обеспечить здоровую беременность.
Женщины занимались спортом и были готовы справиться с многочисленными восстаниями рабов, если мужчины ушли на войну. На вопрос афинянина, почему спартанские женщины были единственными, кто мог управлять мужчинами, великая королева Горго ответила: «Мы единственные, кто рождает мужчин». Смело заявляя, что только спартанцы могут претендовать на звание настоящих мужчин.
«С ним или на нем»Большинству людей больше знакомо более длинное «Вернись с этим щитом или на нем», но в повседневном использовании оно было сокращено до пяти слов, когда женщина вручила ему щит уходящему солдату.
В бою, если солдаты беспорядочно или трусливо отступали, они бросали самое тяжелое из своего снаряжения — щит. Ни одна спартанская женщина не примет домой труса. Вместо трусости солдата, сбитого при исполнении своего долга, несли домой со щитом, служившим носилками.
Спартанец мог вернуться только со своим щитом в случае победы или умереть при попытке.
«
Ни »Возвращаясь к Филиппу II, это может быть вымышленная история, но она идеально вписывается в спартанское остроумие. После «Если» Филипп выжидал и послал дипломата, чтобы спросить у спартанцев, должен ли Филипп приехать в их город как друг или враг, по сути ставя ультиматум дружественного подчинения или завоевания. На этот раз ответ спартанцев был немного длиннее; просто «Ни то, ни другое». Какими бы дерзкими и оскорбительными они ни были, Филипп все же держался подальше от Спарты.
«Molon Labe»Греческая фраза, с которой знакомы многие любители истории, на английском языке: «Приходи и возьми их». В знаменитой битве при Фермопилах сцена была драматической. В распоряжении Ксеркса было около 100 000 человек по сравнению с 7 000 греков во главе с 300 спартанцами. Ксеркс попытался быть рациональным и попросил греков сложить оружие, и он пощадит их всех. Леонид ответил: «Подойди и возьми их».
«Тогда будем драться в тени»Перевод и источники немного путают эту цитату, но все же стоит упомянуть. Накануне битвы с 300 Диенеком, спартанец, узнал от доносчика, что персидских стрел так много, что они могут скрыть солнце.
Диенес выслушал предчувствие и ответил своему осведомителю: «Ты принес нам хорошие новости! А пока мы можем сражаться в тени. Есть разные переводы этого, но это отличный пример того, как спартанцы смотрят смерти в лицо и смеются.
«Чтобы нам всегда было что предложить»Ликург не пользуется большим признанием, но многие из величайших достижений Спарты были бы невозможны, если бы не он. Он создал систему закона и воинской дисциплины, воплощением которых стала Спарта. Хотя вполне возможно, что он был легендой, тем не менее, ему приписывают несколько классических фраз.
Возможно, мифическому Ликургу приписывают практически все спартанские ценности, которыми они были известны, от их законов до их вооруженных сил и, конечно же, их уникальных фраз Когда его спросили, почему Спарта начала приносить меньше жертв богам, он ответил: «Чтобы нам всегда было что предложить». Минимализм распространился по всей спартанской культуре. Город так и не накопил значительного богатства и почти полностью сосредоточился на своих вооруженных силах и поддержании контроля над населением рабов-илотов.