Древняя русская литература: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА • Большая российская энциклопедия

Древняя русская литература

Древнерусская литература

Русская литература — великая литература, корнями уходящая в глубину веков. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души русского народа.

Определение 1

Русская литература — все литературные произведения, написанные на древнерусском и русском языках.

Как и любая национальная литература, литература России является уникальной.

Самым ранним периодом развития русской литературы является древнерусская литература. К ней относятся произведения, написанные на древнерусском языке в период с XI по XVII век.

До XI века все произведения русского народного творчества имели фольклорный характер и передавали из уст в уста. Практически ни одно из них не было записано, хотя в то время на Руси уже существовала простейшая письменность.

Непосредственным толчком к развитию древнерусской литературы стало распространение письменности, созданной Кириллом и Мефодием — глаголицы, а затем и кириллицы. На популяризацию же письменности особое влияние оказало распространение на Руси христианства.

Замечание 1

Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.

Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Библиотеки, в которых хранились единственные экземпляры той или иной книги, часто страдали во время нападения врагов или городских пожаров.

Вплоть до произошедшего в XV веке изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Книги писались и переписывались обученными грамотами монахами. При многих церквях состояли целые объединения специально обученных переписчиков, задачей которых было создание копий книг, ведение летописей и перевод иностранных произведений.

Авторами произведений русской литературы в основном были монахи и священники.

На первых порах древнерусская литература состояла в основном из переводов византийских и других зарубежных текстов. Произведения, созданные русскими авторами, опирались на выведенные их заграничными предшественниками каноны и законы, из-за чего с самого момента своего зарождения показывали высокий литературный уровень.

Мировоззрение древнерусской литературы

Древнерусская литература обладает своими уникальными чертами и своей отдельной системой ценностей.

Огромное влияние на формирование и развитие древнерусской литературы оказывало принятое Русью христианство. Тексты часто основывались на библейских и евангельских сюжетах, изображали жизни святых, проповедовали высокие христианские ценности.

Для древнерусских авторов очень важна была историчность произведений. Реально произошедшие события и факты из жизни князей и святых передавались с максимальной точностью. Это не даёт основания считать древнерусскую литературу исторической литературой, однако даёт нам понять, что изображаемые на страницах житий и летописей события имели место быть в реальной жизни.

Замечание 2

Многие из дошедших до нас произведений древнерусской литературы описывают важные исторические события, например, татаро-монгольское иго или перемены в политике Руси в годы правления Ивана Грозного.

Далеко не все дошедшие до нас произведения древнерусской литературы имеют автора. Это напрямую связано с религиозными взглядами писателей того времени. Талант считался даром Божьим, и присваивать себе произведения, написанные с помощью этого таланта, считалось едва ли не богохульством. Поэтому многие ранние произведения остались анонимными. Чем ближе литература подходила к XVII веку, тем меньше принцип анонимности соблюдался.

Жанры древнерусской литературы

Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры.

Определение 2

Литературный жанр — исторически сложившаяся совокупность литературных произведений, объединённых по сходству формальных и содержательных свойств.

Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств.

В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:

  1. Летопись — погодовая запись исторических событий. Летописи вели при монастырях, их существовало большое количество. Пример летописи — «Повесть временных лет», написанная Нестором;
  2. Поучение — дидактический жанр; авторы поучений старались донести до своих читателей важные нравственные идеи. Отдельно выделяли торжественные поучения. Примеры поучений: «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона;
  3. Житие — жизнеописание людей, причисленных к сану святых. Примеры: «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Юлиании Лазаревской». Примером княжеского жития является «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского»;
  4. Хождение — описание путешествий. Чаще всего это были хождения к святым местам, как, например, в «Хождение игумена Даниила» и «Хождение за три моря»;
  5. Воинская повесть — произведение, описывающее военные события и воинские подвиги. К воинским повестям относится «Слово о полку Игореве», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»;
  6. Повесть — уникальный жанр, свойственный русской литературе. Этому жанру относятся «Повесть о Петре и Февронии».

В литературе XVII века также появились пьесы — комедии, трагедии и драмы. Например, «Юдифь» и «Комедия притча о блудном сыне».

Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса.

Проблемы древнерусской литературы

Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.

Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.

Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.

Замечание 3

Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники».

Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.

Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.

Древнерусская литература: десять жемчужин — Год Литературы

Текст: Сергей Травников (профессор кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина), Елена Июльская (доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина)

Фото: «Постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святей Софии, собрав епископы». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в./media.elitsy.ru

К сожалению, рядовой читатель плохо знаком с могучим пластом русской словесности XI—XVII веков. Это печальное наследие двадцатого столетия, общей атеистической атмосферы в государстве, долгое время бытовавшего за границей отношения к русскому Средневековью как эпохе «интеллектуального молчания», символами которой являются «икона» и «топор». Следствия этой политики — малочисленность публикаций памятников древнерусской письменности, искусственное ограничение репертуара средневековой литературы для изучения в школе несколькими шедеврами, такими как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии» и «Житие протопопа Аввакума».

Впрочем, надо признать, что такое отношение начало формироваться не в XX веке. Пушкин в статье «О ничтожестве литературы русской» (1834) с горечью признавал: «Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, мистерий и проч., но старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». В XXI в. молодое поколение русских людей должно знать, насколько велико и самобытно литературное наследие Древней Руси, ибо без уважения к духовному опыту предков невозможно «самостоянье человека», величие народа и его нравственное здоровье.

Вспомним же несколько шедевров.

  1. «Слово о Законе и Благодати»

«Слово…» митрополита Киевского Илариона, — самое раннее из дошедших до нас произведений литературы Древней Руси, созданное в период между 1037 и 1050 г. Иларионом, первым «русином» на киевской митрополии. Это замечательный памятник древнерусского ораторского искусства, в котором автор рассуждает о торжестве свободы духа, благодати, о выборе веры и о несвободе и черствости закона, лишающего человека истины: «Законъ бо прѣдътечя бѣ и слуга благодѣти и истинѣ, истина же и благодѣть слуга будущему вѣку, жизни нетлѣннѣи».

 В «Слове о Законе и Благодати» Иларион отстаивал мысль о равноправии всех христианских народов, прославлял героическое прошлое Руси и первые успехи в деле христианизации страны.

  1. «Повесть временных лет»

Самый древний из дошедших до нас памятников русского летописания. Она была составлена Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 г. на основе более ранних летописей. Этот древний памятник рассказывает о возникновении древнерусского государства, о положении русичей в семье славянских, европейских и иных народов, о битвах с иноземными захватчиками, посягавшими на землю «отчичь и дедичь», о междоусобных войнах князей, ослаблявших страну, о первых успехах в развитии христианской культуры. Летописцы изображали Русь как могущественное и независимое государство, не раз вступавшее в единоборство и побеждавшее Византийскую империю, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат. Они гордились мудростью русских правителей (Ольги, Владимира, Ярослава), прославляли первых национальных святых (князей-мучеников Бориса и Глеба, основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия), формировали у современников и потомков чувство исторической памяти и патриотизм.

  1. «Поучение» Владимира Мономаха

Памятник учительного красноречия Киевской Руси. Его автор — Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125), с 1113 г. великий киевский князь, прожил долгую, яркую, полную событий жизнь. Заботясь о единстве и могуществе Руси, он боролся с половцами, организуя против них совместные походы русских князей, отстаивал на феодальных съездах принцип, согласно которому каждый князь должен наследовать отцовский удел, что предотвратило бы междоусобные войны.

Сочинение Владимира Мономаха, дошедшее до нас в составе Лаврентьевской летописи, обращает на себя внимание необычным для древнерусского книжника XII века выражением авторской позиции. С одной стороны, это объясняется тем, что первоначально произведение предназначалось для личного пользования (для современных писателю и следующих поколений князей). Отсюда более свободная форма изложения, дающая автору возможность высказаться. С другой стороны, иная эстетическая направленность сознания писателя, попытка понять прошедший жизненный путь, связать религиозное и житейское определили желание человека разобраться в собственном внутреннем мире.

Главная политическая идея «Поучения» — морально обосновать новую политику, которая должна привести к прекращению усобиц и сохранить феодальную государственную иерархию. Исходя из личного опыта и собственных убеждений, князь пытается выразить общественно-полезный идеал человеческого бытия.

Один из самых образованных и талантливых людей своей эпохи, Владимир Мономах создал «Поучение» как духовное завещание детям и тем, кто заботится о спасении души и кому не безразлична судьба родной страны. Глубина философской мысли отличает размышление князя о красоте и многообразии мира, где человек, вершина творения Бога, призван быть работником. Житейской мудростью пронизаны советы, которые Мономах дает тем, кто выбирает жену, обустраивает дом, воспитывает детей, управляет государством.

  1. «Слово о полку Игореве»

Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан, как полагает большинство исследователей, в 1185—1187 годах. Поводом для написания произведения послужил неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г.

, когда его дружина была разгромлена, сам он попал в плен, опустошительным набегам кочевников подверглись Переяславское и Черниговское княжества. Автор «Слова», рассказывая о походе князя Игоря, сумел дать философское осмысление истории Руси, поставить вечные проблемы долга и чести, личной славы и любви к родной земле, поднять важные социально-политические вопросы, среди которых самым актуальным был вопрос о княжеских междоусобицах, являвшихся общерусским бедствием, ослаблявших страну в период ее противостояния кочевой Степи.

Неизвестный творец произведения мастерски объединил в нем два художественных начала: книжное, тяготевшее к жанрам воинской повести и ораторского слова, и фольклорное, опиравшееся на традиции героического эпоса, дружинной поэзии, плача. Глубина авторской мысли, жанрово-стилевое многообразие «Слова», органический сплав эпических и лирических форм, оригинальность поэтических приемов и образов делают памятник вершинным явлением литературы Древней Руси.

  1. «Слово о погибели Русской земли»

«Слово» — гимн былому величию Русской земли, видимо, являлось вступлением к не дошедшему до нас произведению о монголо-татарском нашествии. Оно было написано в 30—40-е годы XIII в. в Северо-Восточной Руси неизвестным автором. «Слово о погибели Русской земли» воспевает красоту родной земли, необъятными просторами которой, словно с высоты птичьего полета, воинскую доблесть и мудрость русских князей, формирует чувство исторического надвигающейся беды.

  1. «Житие Александра Невского»

Житие великого полководца Александра Невского, оборонявшего Русь от нашествия шведов, литовцев и немцев, было создано в 80-е годы XIII в. в окружении митрополита Кирилла. Агиограф хорошо знал князя и располагал свидетельствами современников о его подвигах, поэтому сумел создать выразительное и достоверное повествование об этом необычном человеке — мужественном воине, талантливом полководце, мудром политике.

Это произведение не укладывается в канонические рамки княжеского жития и представляет собой первый тип агиобиографии князя-воина, т.к. подвиг защиты родины приравнивается в нем к подвигу утверждения веры. Писатель рассматривает деятельность своего героя в широком историческом контексте, ставит его в один ряд с великими римскими императорами Веспасианом, Цезарем, Константином I, с прославленными русскими князьями Ярославом Мудрым и Всеволодом Большое Гнездо.

  1. «Задонщина»

Поэтический отклик на события 1380 г., когда объединенные русские дружины под руководством московского князя Дмитрия Ивановича одержали победу над войсками ордынского хана Мамая. Произведение было создано вскоре после Куликовской битвы, в 80-е годы XIV в., при жизни Дмитрия Донского (ум. 1389).

Основная идея произведения — прославление единства русского народа в борьбе с врагом. Битва на Дону завершила время «туги и печали», начавшееся с поражения дружины Игоря Святославича от половцев в 1185 г. и «Калатьской рати», разгрома русских войск монголо-татарами на реке Калке в 1223 г. Победа на поле Куликовом стала прологом к возрождению Руси, освобождению страны от монголо-татарского ига.

Создавая «Задонщину», древнерусский писатель опирался на традицию «Слова о полку Игореве», широко используя сюжетно-композиционные построения, образы, мотивы, стилистические формулы этого литературного памятника XII в. Он сопоставлял события трагического похода князя Игоря на половцев и победу войск Дмитрия Донского над монголо-татарами, после которой «по Русской земли простреся веселье и буйство».

  1. «Житие Сергия Радонежского»

Памятник русской агиографии, созданный учеником святого Епифанием Премудрым в 1417—1418 гг. Более двадцати лет Епифаний собирал рассказы троицких старцев, воспоминания очевидцев, документальные свидетельства о Сергии Радонежском, записывая их в «свитки», чтобы сохранить память об учителе, образ которого воплотил лучшие черты русского характера и новый идеал святости, сформировавшийся в годы национального подъема после победы на поле Куликовом. Автор «Жития» прославляет Сергия Радонежского как аскета и чудотворца, основателя Троицкого монастыря, воспитателя целой плеяды русских игуменов, духовного лидера страны, благословившего Дмитрия Донского на «Мамаево побоище» и поддержавшего великого князя в деле собирания русских земель вокруг Москвы.

Прекрасно образованный человек, побывавший в Константинополе и овладевший греческим языком, Епифаний насытил житийный текст цитатами и реминисценциями из библейских книг, сочинений отцов церкви, византийских агиографов. Автор «Жития Сергия Радонежского» использовал популярный в конце XIV—XV в. стиль «плетения словес», который характеризуется обилием риторических фигур, ярких эпитетов и сравнений, конструкций с однородными членами. Усложнение стиля было связано с попыткой писателя передать богатство духовной жизни человека, текучесть его чувств и мыслей.

  1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие муромских святых Петра и Февронии было создано в 40-х годах XVI в. писателем-публицистом, известным нам как Ермолай-Еразм. Появление произведения связано с канонизацией святых на соборах 1547 и 1549 гг., проводимой митрополитом Макарием с целью упрочения авторитета русской церкви в христианском мире.

«Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от канонических житий, составлявшихся писателями школы митрополита Макария. Это не история жизни святых, а история любви князя и крестьянки, спасшей его от смертельной болезни. Автор восхищается умом и врожденным благородством Февронии, которая выходит победительницей из сложных жизненных ситуаций: когда князь нарушает данное ей слово; когда бояре, не смирившись с худородием княгини, изгоняют ее из Мурома; когда она должна выбирать между обещанием мужу умереть с ним в один день и обетом монахини. Образ Февронии становится одной из знаковых фигур литературы Древней Руси, так как связан с утверждением идей самоценности человеческой личности, бескорыстного и гуманного служения ближнему, всепобеждающей любви и супружеской верности.

  1. «Житие» протопопа Аввакума

Сын священника из села Григорово Нижегородского края, протопоп Аввакум (1621—1682) — идеолог старообрядчества. Выступал против реформ патриарха Никона, за что подвергся гонениям и большую часть жизни провел в ссылках и тюрьмах. Вместе с «соузниками» был сожжен в Пустозерске за «великие на царский дом хулы». Аввакум был страстным публицистом, автором ряда оригинальных произведений, написанных в жанре жития, послания, беседы, челобитной и др. Особенно острые споры касались вопросов власти царя, определения лидирующего положения царства или священством. Протопоп утверждает равенство людей по своей природе. В его сознании религия и жизнь неотделимы друг от друга, это единое целое, отсюда возникло слияние и двух идей: одинаковое подчинение всех Богу и одинаковое право на блага природы.

Все это тесно переплетается с христианским послушанием и аскетическим самоотречением. Признание духовного братства людей, равенства их по природе означало для Аввакума требование равного справедливого суда. Нравственные нормы, обязательные для всех, распространялись и на царя. А это давало старообрядцам возможность судить государя, отвергать его решения, приводить примеры идеального поведения какого-либо правителя в Священной или русской истории. Мысль о моральной ценности человека очень важна для Аввакума. Он подчеркивает, что совершенство достигается только «праведной» жизнью, которая может поставить любого смертного выше самого государя.

Уникальность памятника еще и в том, что он известен в нескольких авторских редакциях, что позволяет ученым проследить движение текста, изменения в идейно-художественном содержании произведения.

Русская литература — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Книги русской литературы — Пять книг Рекомендации экспертов

Художественная литература » Мировая литература » Книги русской литературы

Русская литература включает в себя одни из лучших когда-либо написанных романов, а также одни из лучших рассказов.

XIX век был «золотым веком» для русской литературы, когда были опубликованы « Война и мир » (1867 г.) и «Анна Каренина» (1878 г.), обе книги Льва Толстого, наиболее близкие, какие только можно найти (в нашем взгляд) к платоновскому идеалу того, каким может быть роман. Меньше интересовался аристократией и больше интересовался низшими слоями общества другой великий русский писатель XIX века.XX века Федор Достоевский, жизнь которого сама по себе достойна романа. Книги Достоевского входят в число самых рекомендуемых книг на Five Books.

Другая русская литература XIX века, которую часто рекомендуют на нашем сайте, — это книги Антона Чехова. Он писал в основном пьесы и короткие рассказы, хотя воспоминания о его путешествии, чтобы увидеть царскую пенитенциарную систему в действии, остров Сахалин , также заслуживают прочтения. Еще один русский писатель, которого нельзя пропустить, — Исаак Бабель, родившийся в самом конце XIX в.го века и расстрелян НКВД в 1940 году. (Примечание: пока мы говорим о русских рассказах, книга писателя Джорджа Сондерса 2021 года «Купание в пруду под дождем: в которой четыре россиянина проводят мастер-класс по письму, чтению и жизни » феноменальное введение в то, что в них такого особенного).

В 20-м веке была учреждена Нобелевская премия по литературе, и были отмечены несколько русских писателей, в том числе Борис Пастернак, автор эпоса Доктор Живаго, поэт Иосиф Бродский, автор замечательного сборника эссе, Меньше одного, и Александр Солженицын, ведший хронику жизни в ГУЛАГе. Михаил Шолохов, автор эпоса «Тихий Дон », получил премию в 1965 году (хотя биография Шолохова, Сталинский писец, пытается распутать его теперь неоднозначную репутацию. Это была одна из наших лучших книг о России 2020 года) . Совсем недавно белорусская журналистка Светлана Алексиевич, наиболее известная своим репортажем о последствиях Чернобыльской катастрофы, была удостоена Нобелевской премии по литературе в 2015 году. время.»

Другими известными русскими писателями или теми, кто занимает видное место в рекомендациях наших экспертных книг, являются Михаил Булгаков, Владимир Набоков и  Василий Гроссман. Гроссман был репортером в советских войсках во время Второй мировой войны и был свидетелем как ужасов войны на Востоке, так и раскрытия нацистских лагерей смерти. В истинно русской форме он превратил свой опыт в эпические романы, в том числе Жизнь и судьба и приквел Сталинград , только недавно переведенный на английский язык.

Это одни из лучших когда-либо написанных романов, часто обширные по своему охвату и амбициозные по своему содержанию. Некоторые длинные, другие можно прочитать за полдня. Они также являются одним из лучших способов понять историю России. Историк Орландо Файджес, автор книги «История России », рекомендует свои любимые русские романы с 19 века до наших дней.

Его отец пробрался в низшую аристократию, но Федор Достоевский предпочел жить жизнью нищего писателя. Он был приговорен к смертной казни, но его казнь была отсрочена, и вместо этого он провел годы в сибирском трудовом лагере. Его книги о человеческом сострадании, но он был трудным человеком, у которого были проблемы в личных отношениях. Алекс Христофи, автор блестящей новой биографии Достоевского, одного из величайших русских романистов, рекомендует пять книг, чтобы узнать больше об этом человеке и его творчестве, включая роман, о котором, по словам Толстого, он «не знал лучшей книги за всю нашу историю». литература’.

Советский писатель стал свидетелем ужасов Второй мировой войны и Холокоста — и заслуживает места в истории литературы, считает ученый Максим Д. Шрайер. Он рекомендует лучшие книги Василия Гроссмана и о нем.

В России писателям часто приходится бросать вызов условностям и говорить правду, говорит переводчик и биограф Розамунд Бартлетт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *