Древний период египет: ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Древний Египет — Всемирная историческая энциклопедия

Большой сфинкс в Гизе

Jorge Láscar (CC BY)

Египет – одна из древнейших цивилизаций на Земле, располагавшиеся на самом севере Африки, омываемая Средиземноморским морем. Слово «Египет» происходит от греческого Aegyptos, и было греческим произношением древнеегипетскому слову ‘Hwt-Ka-Ptah’ и означало Храм Духа Птах, и было самым первым названием древнего египетского города Мемфис.

Мемфис был первой столицей Египта и крупнейшим религиозным и торговым центром. О его высоком статусе можно поблагодарить греков, которые в свое время назвали в его честь всю страну, но сами египтяне называли ее Кемет, что на коптском языке означало Черная Земля, так называли темную плодородную землю вдоль реки Нил, где образовались первые поселения. Позже страна обрела новое название Misr, что означало «страна»; оно все еще употребляется среди населения Египта и по сей день. Египет процветал многие тысячи лет (8000 до н.э. до 30г. до н.э.) и был независимым государством, чья культура, коренным образом повлияла на развитие человечества в различных областях, начиная от науки, и заканчивая техническим развитием и религией. Величественные памятники культуры, которыми до сих славятся Древний Египет отражает всю глубину и богатство египетской культуры, способные оказать колоссальное влияние на многие цивилизации, в том числе Грецию и Рим.

Главной причиной такой большой популярностью Египетской культуры стало величие и размах архитектурного опыта человека. Огромные памятники, гробницы, храмы, произведения искусства прославляли жизнь и были живым напоминанием того, на что способен человек и что может достичь в лучших его проявлениях. Однако, в массовой культуре Древний Египет нередко ассоциируется с загробным миром и погребальными ритуалами, там самым напоминая, что значит быть человеком, и о силе и цели воспоминаний.

Летопись Египетской истории начинается между 3400 и 3200гг н.э., когда негадской народностью было изобретено иероглифическое письмо.

.

Для египтян, мирская жизнь была всего лишь одним аспектом этого бесконечного путешествия. Душа была бессмертна и является временным вместилищем для человеческого тела. После смерти, человек отправлялся на суд в Зал Правды, и в случае, если он был оправдан, смог уйти в бесконечный рай – Тростниковое Поле или Поле Иару(Иалу), которое было живым отражением человеческой жизни на Земле. Попав в рай, человек смог жить в мире и согласии с теми людьми, с кем жил на Земле, и даже с домашними питомцами, в той же деревне, у того же ручья, около тех же деревьях, возле которых он отправился в мир иной. Но для достижения такой высокой цели, в вечный рай попадали лишь те, кто вел праведный образ жизни, чтил и исполнял волю богов в самом идеальном месте — земле Египта.

Египет насчитывает многовековую историю, которая исходит задолго до того, когда была изобретена письменность, когда люди почитали богов и сооружали во их имя памятники и храмы. Основным промыслом для египтян был развод скота в том регионе Африке, которая известная как пустыня Сахара примерно в 8000г.

до н.э. Доказательство этому служит древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, указывая на сельскохозяйственную активность в то время. Эта земля была наиболее плодородна; охотники, кочевники и собиратели зачастую страдали от жажды, и единственным местом, где они могли найти источник живительной влаги, была Долина реки Нил. Первые поселения были образованы еще до 6000л. до н.э.

Глиняной горшок эпохи Некада II

Guillaume Blanchard (CC BY-SA)

Первые поселения и организованное земледелие в этом регионе началось примерно в 6000г. до н.э, и в это же время начинают процветать первые общины, известные как Бадарийская культура. Начинает развиваться различные виды промысла, в том числе фаянцевая, обнаруженная в Абидосе примерно в 5500г. до н.э. Бадарийцев сменили амратская, герзейская и семайнийская культуры (также известные как Накада I, Накада II и Накада III соответственно), каждая из которых внесли неоценимый вклад в развитие египетской цивилизации.

Письменная история Египта начинается, когда примерно в 3400-3200гг происходит зарождение иероглифического письма, благодаря культуре Накада III. В 3500г. до н.э. в Иераконполисе стали практиковать мумификацию мертвых, а в Абидосе были найдены первые каменные гробницы. В 3100-2181г. до н.э. древний город Сакха (древние египтяне называли его Ксойс) считается одним из самых первых городских образований, запечатленным на знаменитом палермском Камне. Как и с другими мировыми культурами, небольшая сельскохозяйственная община стала централизована и переросла в крупный городской центр.

Ранняя история Египта

Во время раннего династического периода Египта (пр.3150-2613гг до н.э.) произошло объединение Нижнего и Верхнего царств под управлением фараона Верхнего Египта Менеса (также известный как Мени), а примерно в 3118 или в 3150г. до н.э. он смог подчинить Нижний Египет. Эти ранние исторические факты упоминаются в Aegyptica (История Египта), написанной древнеегипетским историком Манефоном, жившим в III в. до н.э. во время династии Птоломеев (323-20гг. до н.э.). Хотя его версия событий оспаривается более поздними историками, но все же, к нему приходят за помощью по вопросам династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.

Палетка Нармера

Unknown Artist (Public Domain)

Труды Манефона являются единственным источником информации, где упоминается Менес, однако считается, что под «Менесом» Манефон имел в виду царя-правителя Нармера, кто мирным путем объединил Верхний и Нижний Египет как единое государство. Отождествление Менеса как Нармера не совсем точно, ровно так же и Менеса можно отнести к фараону Хор-Аха (3100-3050гг. до н.э.), кто стал его приемником. Причина почему Менеса относят к его предшественнику и приемнику состоит в том, что слово «Менес» является вовсе не именем собственным, а почетным титулом, которое в переводе означало «Выстоявший» и могло использоваться для обозначения более чем одного фараона. Теория о том, что Египет был объединен военным путем фараоном Нармером также оспаривается многими историками, а тот факт, что на знаменитой Палеттке Нармера изображена сцена торжественного триумфа фараона считается как пропаганда.

Возможно сначала страна была объединена мирным путем, но ученые в это верят с трудом.

Для географического обозначения, египтяне изображали страну по течению Нила: Верхний Египет обозначался как южный регион, а Нижний – северный регион, ближе ко Средиземноморскому морю. Сначала Нармер правил из города Иераконполис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Во время правления фараонов в Раннединастическом периоде резко улучшилось торговля, для погребения своих правителей, египтяне стали воздвигать сложные мастаба-гробницы, а для фараонов более позднего периода стала использоваться техника мумификации.

Боги Египта

Начиная с додинастического периода в Египте (6000 — 3150 до н.э) поверье в богов определяло египетскую культуру. В ранних мифах говорилось о боге Атум, стоявшем в бескрайних водах хаоса еще до начала всех времен, произнося слова сотворения мира. Его сопровождали вечные магические силы хека, бог Хека в человеческом обличии и другие духовные силы, породившие мир.

Хека первозданная сила, которая породила Вселенную и все предметы, и законы бытия, по которым они подчиняются. Также, важнейшей фигурой в египетской мифологии является Ма’ат – богиня гармонии, справедливости, истины и всеобщего баланса.

Все боги обязаны своему происхождению Ма’ат и хеке. Согласно всем законам порядка и равновесия, солнце восходит и заходит каждый день, луна проходит свой путь по небосклону, времена года сменяются друг за другом, и все это благодаря этим двум божествам. Ма’ат также персонифицирована как божество в образе страусиного пера, как символ порядка и справедливости, которой каждый египетский царь обещал все свои богатства и преданность. Царь всегда олицетворялся как бог Гор при жизни и как Осирис при смерти, основываясь на самом популярном мифе в египетской мифологии.

Бог Осирис

Ali Kalamchi (Copyright)

Осирис и его сестра-жена Исида правили миром и давали людям дары цивилизации; они познакомили людей с земледелием, строительством храмов, научили таинствам ремесла и письменности, а также жить с равновесием с природой.

Брат Осириса – Сэт, завидовал его величию и убил его, но Исида воскресила его и родила ему сына Гора. Осирис стал слаб и низошел править загробным миром, в то время как Гор повзрослев, отомстил за своего Отца и убил Сэта. Этот миф показывает, как Порядок одержал верх над Хаосом и стал основополагающим мотивом для египетской религии, погребальных ритуалов и религиозных текстов, и всего искусства Египта. Не было бы такого периода в истории Египта, когда боги не сыграли бы важнейшую роль в истории Египта, что видно уже с самых ранних ее этапов.

Старое Царство

Во время периода, известного как Древнее Царство (2613-2181гг. до н.э.), в Египте стремительно развивалась архитектура почитания богов, воздвигаются самые известные архитектурные памятники, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе. Фараон Джосер, который правил около 2670г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в пустыне Сахара в 2670г., спроектированная его личным архитектором и физиком Имхотепом (2667-2600гг.

до н.э), кто также известен по написанию первых трудов по медицине, где он описывал способы лечения от более 200 болезней и называл реальные причины заболеваний, а не как воля богов, как было принято. В это время воздвигаются Великие Пирамиды (одно из Семи Чудес древности) во время правления фараонов IV Династии: Хуфу, также известного как Хеопс (2589-2566гг. до н.э.), Хафре (2558-2532гг. до н.э.) и Менкуаре (2532-2503гг. до н.э.).

Пирамиды в Гизе, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Величественные пирамиды на плато в Гизе, какими мы привыкли их видеть, облицованные белым сверкающим известняком, являются воплощением могущества и богатства фараонов. Существуют множество теорий, как были построены такие массивные пирамиды, учитывая технологию того времени, но современные историки и ученые не могут сойтись в едином мнении, некоторые даже считают, что такие памятники просто невозможно было построить физически, другие, полагают, что у египтян была передовая технология, которая со временем была утеряна.

Нет абсолютно никаких доказательств, что усыпальницы в Гизе или любые другие памятники в Египте были построены благодаря рабскому труду, ровно также как нет доказательств в пользу исторического прочтения Книги Исхода. Большинство авторитетных историков на сегодняшний день отказываются верить в то, что пирамиды были построенные за счет рабского труда. Хотя стоит отметить, что в Египте были рабы разных национальностей, которые работали в каменоломнях, а общественные работы производились за счет государства. Для воздвижения усыпальниц в Гизе использовали как работу опытных, так и не неопытных рабочих. Им всем выдавали 3 разовое питание, жилье, инструменты, а также следили за здоровьем.

Первый Переходный Период. Гиксосы.

Этот период известен как Первый Переходный Период Египта (2181-2040гг. до н.э.), во время которого наблюдается упадок власти и, как следствие, раздробленность. Фараоны в крупных независимых округах отделились друг от друга, пока не образовалось 2 больших региона со своими административными центрами: Верхний Египет и Иераконполоис и Фивы в Нижнем Египте. Этими центрами управляли отдельные династии, которые правили этими регионами независимо, которые устраивали междоусобные войны за контроль над всем Египтом. Все это происходило до 2040г. до н.э., пока фараон Фив Ментухотеп II (2061-2010гг. до н.э.) захватил власть в Иераконполисе и объединил Египет.

Среднее Царство Египта принято считать «классической эпохой», когда возрождается культура и искусство, а Фивы становятся самым значимым и богатым городом.

Такая стабильность ввиду доминирования Фив позволила Египту вновь процветать; этот период в истории известен как Среднее Царство (2040-1872гг. до н.э). Его принято считать «классической эпохой», когда создаются величайшие произведения искусства, а Фивы стали самый важным и богатейшим городом Египта. Историки Оукс и Галин говорили, что «в Двенадцатой Династии фараонов были сильные правители, кто смог взять под контроль не только весь Египет, но и соседнюю Нубию неподалеку к югу, где были построены несколько крепостей для защиты торговый интересов Египта». В эпоху Среднего Царства, в стране появилась первая регулярная армия при фараоне Амендахат I (1991-1962гг. до н.э), а при Сенрусете I (1971-1926гг. до н.э) был сооружен Храм Карнак, а также многочисленные произведения искусства. 13-я Династия была слабее чем 12-ая и постоянно отвлекалась на внутренние проблемы в стране, что позволило неприятелю в лице гиксосов, которые взяли под контроль северную часть Египта у дельты Нила.

Гиксосы – таинственный народ, выходцы из Сирии и Палестины, которые впервые появились в Египте примерно в 1800г. до н.э и основали там город Аварис. Имена гисосских правительей имели семитское происхождение, ученым не удалось определить их принадлежность к той или иной этнической группе. Гиксосы были очень могущественны и смогли подчинить Нижний Египет, фактически превратив государство Фив в своего вассала.

Карта Древнего Египта

Tina Ross (Copyright)

Следующим периодом в истории Египта последовал Второй Переходный Период (1782-1570гг. до н.э.). Египтяне ненавидели гиксосв (название гиксос означает «иностранные правители»), хотя они привнесли много изобретений, такие как композитный лук, разведение лошадей и колесницы, ротация сельскохозяйственных культур, бронзовое литье и гончарное дело. Хотя гиксосы контролировали все порты в Нижнем Египте, к 1700 г. к югу от Фив, в Нубии возникает королевство Куш (Мериотское Царство), которое контролирует южные границы. Египтяне много раз поднимали войны против гиксосов и подчинить нубийцев, но их попытки ни к чему не привели. Вскоре только фивскому фараону Яхмосу I (1570-1544гг до н.э) удалось изгнать врага и объединить Египет под контролем Фив.

Новое Царство и амарнский период

Началом это периода принято считать правление Яхмоса I из Нового Царства (1570-1069гг. до н.э), во время которого, Египет вновь процветает, подчиняет новые земли благодаря централизованному государству. Титул фараона как правителя Египта появился только в эпоху Нового Царства, до этого их называли «царями». Именно фараоны, правившие в этот период, смогли прославить Египет благодаря воздвижению множества архитектурных зданий: упокойный храм Рамзесса I — Рамессей, Абу-Симбель, храмы Карнак и Луксор, многочисленные гробницы в Долине Царей и Долине Цариц.

В промежутке между 1504-1492гг. до н.э фараон Тутмоз I (Тутмосис I) совершает удачные попытки расширить границы Египта до реки Ефрат на севере и до Сирии и Палестины на востоке. После его смерти Египтом правит царица Хатшепсу́т (1479-1458гг. до н.э). Она смогла расширить и наладить новые торговые отношения со многими странами, и самой богатой из них было Государство Пунтов.

Портрет царицы Хатшепут

Rob Koopman (CC BY-SA)

Ее приемник, Тутмос III (Тутмосис III) продолжил править Египтом. Во время своего правления, он пытался уничтожить все напоминания о своей предшествинице-фараоне, поскольку не хотел, чтобы правление страной женщиной стало общепринятым, ибо только мужчины были достойны править. Вскоре после его смерти в 1425г. до н.э., Египет вновь обретает свою былую славу и могущество: налаживается производство пива различных сортов, появляется множество мест для занятия спортом, а достижение в медицине способствовало к улучшению уровня жизни.

Купание было важным элементом ежедневного распорядка египтян, поскольку оно всячески поощрялось религией и богами. В это время строятся более крупные ванные не просто для гигиены, а, скорее всего, для развлечения. В ходе археологических раскопок был найден медицинский папирус Кахуна, написанный примерно в 1800г. до н.э., где излагается правила женской гигиены и контрацепции, и, по- видимому, часто использовавшимся лекарями в то время. Активно развивается хирургия и стоматология, а пиво стало назначаться в качестве лекарства, а также для снижения симптоматики более 200 болезней.

Гинекологический папирус Кахуна

Francis Llewellyn Griffith (Public Domain)

В 1353г. до н.э., фараон Аменхотеп IV вступил на трон и вскоре изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона») чтобы духовно приблизится к единственному богу – Атону. Египтяне, как правило, верили во множество богов, чья духовная значимость влияла на их насущную жизнь. Самыми популярными богами были Амун, Осирис, Изида Хатор. Культ Амуна. В то время, культ бога Амуна был невероятно высок, поэтому жрецы нередко отождествляют его силу и могущество с самим фараоном. Эхнатон и его супруга Нефертити перевернули привычное религиозные устои и традиции и образовали новую религию, основанную единобожии.

Эхнатон был первым правителем, кто велел построить статуи и храмы в честь Нефертити, а не только во имя его самого или богов.

Его религиозные реформы ослабили власть жрецов Амуна и передали ее в свои руки. Он передвинул столицу из Фив в Амарну, теми самым отдалился от своих предшественников. Это события ознаменовало новый период в истории Египта как Амарнский Период (1353-1336гг. до н.э), во время которого Амарна значительно процветала как столица, а многобожие было под запретом.

Среди множества реформ, Эхнатон был первым правителем Египта, кто воздвиг множество храмов и статуй не только в честь самого себя и богов, но и в честь Нефертити, использовал казенные деньги для строительства публичных мест и парков, хотя раньше они использовались на нужды храмов. Власть духовенства и жрецов резко упала, в то время как власть централизованного государства росла, что и являлось главной целью Эхнатона, но в итоге он не смог в полной мере использовать свою власть во благо народа. Согласно Амарнскому Архиву, становится ясно, что он был слишком увлечен религиозными делами и не интересовался внешней политикой или нуждами египтян.

Вскоре после его смерти, его приемником стал его сын и наиболее узнаваемая фигура во всей истории Египта – Тутанхамон, который правил с 1336 по 1327гг. до н.э. При рождении его назвали Тутанхатон, символизируя свою приверженность к религиозным взглядам отца, но когда он воцарился на трон, он поменял свое имя на Тутанхамон, чтобы почтить бога Амуна. Он восстанавил древние храмы, избавился в стране от всего, что напоминало бы ему культ своего отца и переместил столицу обратно в Фивы. Его правление было довольно коротким; на момент смерти ему было всего 19 лет. Тутанхамон был самым известным фараоном, благодаря нетронутой гробнице, открытой в 1922г. , что стало настоящей сенсацией в то время.

Погребальная маска Тутанхамона

Richard IJzermans (CC BY-NC-SA)

Величайшим правителем Египта по праву можно считать Рамзеса II (также известному как Рамзес Великий, 1279-1213гг.до н.э). Он обладал исключительными способностями в управлении государства. Во время правления Рамзесса воздвигаются самые грандиозные архитектурные творения в Египте. Хотя, известную битву при Кадеше в 1274г. до н.э (битва Рамзеса против хеттского царя Муваталли II) многие историки считают ничьей, но для Рамзеса это была победа и праздновал он свой триумф как победитель, но и как думали все египтяне, как Бог.

Рамзес, одержав победу при Кадеше, приказал воздвигнуть большой Храм Абу-Симбель на севере Египта, состоявший из двух частей, в большом храме изображены сцены битвы при Кадеше, а также малый храм, следуя примеру Эхнатона, построенный в честь жены Рамзесса 2 Нефяертари Меренмут. Во время правления Рамзеса 2 в 1258г. до н.э был подписан первый мирный договор с хеттским царством – Кадешский договор. Но Египет продолжал доминировать в том регионе, что свидетельствуют множество исторических памятников, воздвигнутых во время его правления.

Четвертый сын Рамзеса II Хаэмуасет (1281-1225гг. до н.э), также известен как «первый египтолог» за свои достижении в сохранении и написании летописей о старых памятниках, храмах и в честь кого они были воздвигнуты. Именно благодаря Хаэмуасету до нас дошли сведения о величии Рамзеса II и о многих других исторически важных местах в Египте. Он также оставил записи и о своих личных достижениях, об искомом строителе памятника или храма, а также имени своего отца.

Панорама на Абу-Симбель

Dennis Jarvis (CC BY-SA)

Рамзес стал известен будущим поколениям как «Великий Предок» и правил так долго, что пережил своих жен и детей. Со временем, всего вельможи знали только одного фараона – Рамзеса II. У него очень долгая и продолжительная жизнь в 96 лет, более в два раза превышающая среднюю продолжительность обычного египтянина. После его смерти, многие боялись что придет конца света, поскольку они не знал другого фараона, ни другого Египта.

Упадок Египта. Завоевания Александра Македонского

После нескольких приемников Рамзеса 2 Египтом управлял Рамзес III (1186-1155гг. до н.э.), который продолжает его дело. Но в это время, живописный регион Египта стал привлекать множество заморских народов, которые начали совершать набеги вдоль побережья Египта. Это были народы, подобно гиксосам неизвестного происхождения, которые приплыли из Эгейского моря. В промежутке между 1276-1178гг. до н.э. они стали реальной угрозой для Египта. Будучи фараоном, Рамзес II одержал ряд морских побед в том регионе, как и его приемник Мернептах (1213-1203гг. до н.э). После его смерти, они стали грабить египетские земли еще более чаще чем прежде, разорив Кадеш, который был под контролем Египта и опустошая прибрежные города. В 1180-1178гг до н.э., Рамзес III вел войну против них и окончательно победил их при битве за Ксойс в 1178г. до н.э.

После Рамзеса III, его приемники пытались активно участвовать в государственной поддержке территорий Египта, но столкнулись с сопротивлением его жителей в завоеванных территориях, особенно выражали недоверие жрецы. В те годы, когда Тутанхамон восстановил старую религию бога Амуна, особенно после периода процветания во время правления Рамзеса II, у жрецов и духовенства было в распоряжении колоссальное количество богатств и наделов земли (по некоторым данным, жрецы владели около трети всей площади Египта), тем самым став угрозой для суверенитета и централизованного строя страны. К этому времени, страной управлял Рамзес XI (1107-1077гг. до н.э), последний из 20-ой Династии, но египетское государство настолько ослабело, а уровень бюрократии и коррупции среди духовенства достигнул просто невероятных масштабов, централизованный строй раскололся. Начался так называемый Третий Переходный Период (1069-525гг. до н.э).

Карта Третьего Переходного Периода

Jeff Dahl (CC BY-SA)

Вскоре на египетский трон восходит царь Пианхи из Кишитского царства (752-722гг. до н.э) и Египет снова обретает централизованный строй, а его культа процветает, но это продолжалось недолго. В 671 г. до н.э ассирийцы под предводительством короля Асархадона начинают вторжение в Египет и в конечном итоге уже при участии его приемника Ашшурбанапа́ла, захватывают его в 666г. до н.э. Но ассирийцы были недальновидны и не имели никаких планов по укреплению этой территории, поэтому оставили ее в руках местных правителей, бросили Египет в руинах на произвол судьбы. Вскоре, стены Египта вновь отстроили и укрепили оборонительными сооружениями, однако, Египет ждал очередного вторжения в лице персов и его царя Камбиса II при битве за Пелизиум в 525г. до н.э. Зная религиозность египтян и как они почитали кошек (они верили, что кошки являются живым воплощением великой богини Бастет), поэтому Камбис II велел своим воинам нарисовать изображение кошек на свои щиты и собрать священных животных и пустить их перед своим войском при битве за Пелузиум. Египтяне сдались практически без боя и персы захватили Египет; он удерживал страну до прихода Александра Македонского в 332г. до н.э.

Александра Македонского тепло встретили как освободителя, который завоевал Египет без боя. Он основал город Александрия и дальше продвигался на Финикию и на оставшуюся Персию. После смерти Александра в 323г. до н.э., его генерал, Птолемей I Сотер вернулся в Александрию и основал династию Птолемеев (323-30гг. до н.э). В 31г. до н.э. последняя представительница династии, Клеопатра VII вместе со своим супругом Марком Антонием, понесла поражения от римлян в битве при Актиуме под предводительством Октавиана Цезаря и в 30г. до н.э она совершает самоубийство. Египет становится провинцией Римской Империи (30г. до н.э – 476г. н.э), а затем и Византийской Империи (527-646гг.), и в конечном итоге в 646г. окончательно переходит под власть арабов в лице Калифа Умара.

Изображение археологических раскопок

Mohawk Games (Copyright)

Вскоре в XVIII и XIX веках слава Египта была переосмыслена и оставила неоспоримый след сегодняшнее понимание древней истории и бытия мира. Историк Уилл Дуран писал о Египте:

Египту удалось достичь грандиозных успехов на самой заре истории и оказать значительное влияние на любую нацию на протяжении всего человечества. Как говорил профессор Фор, Египет благодаря единству, всевозможному разнообразию шедевров искусства, невероятной долгой историей и непоколебимому упорству, представляет собой величайшую цивилизацию когда-либо существовавшей на Земле.

Культура и история Египта всегда восхищала людей по всему миру, например, работы ранних археологов XIX века, Жан-Франсуа́ Шампольо́на, кто обнаружил Розеттский Камень в 1822г или известное открытие Гробницы Тутанхамона британским ученым Говардом Картером в 1922г. Столь сильная вера египтян в жизнь как бесконечное путешествие, созданная и сопровождаемая божественными силами магии, что в последствии вдохновляли более поздние культуры и религиозные верования. Многое из иконографии и религии Египта было заимствовано в Христианстве и многие узнаваемые символы в обеих религиях имеют одинаковый смысл. Древний Египет оставил значительный вклад в мировую историю и заложив основу для последующих культур; множество храмов, пирамид, памятников вдохновляли многих путешественников, писателей, живописцев, скульпторов на создание шедевров мирового искусства, в том числе художественных исторических фильмов и сериалов.

Алмазова Наталья Сергеевна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ

Обычная версия сайта

  • Доцент:Факультет гуманитарных наук / Школа исторических наук
  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
  • Научно-педагогический стаж: 23 года.

Образование, учёные степени

  • 2004

    Кандидат исторических наук: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, специальность 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», тема диссертации: Культура Рима эпохи перехода от Республики к Империи в отечественной историографии конца ХIХ — начала ХХ вв.
  • 1996

    Специалитет: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, факультет: исторический, специальность «История», квалификация «Историк. Преподаватель истории»

Профессиональные интересы

03.01.09 История исторической науки. Персоналия03.09.00 Всеобщая история03.09.23 Древний мир (до V в.н.э.)12.09.09 История науки

Научные интересы

  • Российская историография античности.
  • Римская история и культура переходной эпохи от Республики к Империи.

Достижения и поощрения

  • Благодарность Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ (сентябрь 2021)
  • Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)

Учебные курсы (2022/2023 уч.

год)
  • История Античности (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
  • История Древнего Востока (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
  • Латинский язык 2 уровень (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
  • Латинский язык и античная культура (Дисциплина общефакультетского пула; 2, 3 модуль)Рус
  • Архив учебных курсов

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

  • Древний Восток и Античность (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 3 модуль)Рус
  • Древний Египет (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2 модуль)Рус
  • Латинский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Латинский язык 2 уровень (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус

Учебные курсы (2020/2021 уч.

год)
  • Древний Восток и Античность (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 3 модуль)Рус
  • Древний Египет (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2 модуль)Рус
  • Латинский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Латинский язык — 2-й уровень (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус

Публикации

18
  • Статья Алмазова Н. С., Ладынин И. А. «Одна из блестящих страниц науки о классической древности»: С.Я. Лурье о Ф.Ф. Зелинском и его теории рудиментарных мотивов (СПФ АРАН. Ф. 976. Оп. 1. Д. 95) // Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2021. № 24. С. 253-278. doi

  • Статья Алмазова Н. С., Ладынин И. А. Рец.: С.Б. Крих. Другая история: «Периферийная» советская наука о древности. М.: Новое литературное обозрение, 2020 // Вестник древней истории. 2021. Т. 81. № 2. С. 509-519. doi

  • Статья Алмазова Н. С., Ладынин И. А. А.С. Шофман, В.Д. Жигунин и вопросы периодизации всемирной и древней истории // Диалог со временем. 2020. Т. 72. С. 321-334. doi

  • Статья Алмазова Н. С. Единая концепция истории древности Р.Ю. Виппера в его работах дореволюционного периода // Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2019. Т. ХХ. С. 264-287.

  • Статья Алмазова Н. С. «Варшавский период» в биографии Д.М. Петрушевского и его курсы по древней и средневековой истории // Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2018. Т. XVIII. С. 406-424.

  • Глава книги Алмазова Н. С. Дело о «наилучшей» организации архива императорского университета в Казани // В кн.: Биографии университетских архивов / Под общ. ред.: В. С. Парсамов, К. А. Ильина, Е. А. Вишленкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi Гл. 1. С. 23-34. doi

  • Глава книги Алмазова Н. С. На рубеже эпох: лекционные курсы М. М.Хвостова по древней истории в преподавании 1900–1920-х гг. // В кн.: Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. Т. VI. Т. 6. М. : Собрание, 2017. С. 313-326.

  • Глава книги Алмазова Н. С. Судьба архива императорского университета в Варшаве // В кн.: Биографии университетских архивов / Под общ. ред.: В. С. Парсамов, К. А. Ильина, Е. А. Вишленкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi Гл. 2. С. 35-47. doi

  • Статья Алмазова Н. С. «Настоящая лаборатория научной работы»: казанский семинар «Античный понедельник» в контексте понятия научной школы // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2016. № 2 (4). С. 131-160.

  • Статья Алмазова Н. С., Гребенкина Д. М. Несостоявшаяся реформа архива Казанского университета // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2016. № 1/2 (82/83). С. 123-133.

  • Глава книги Almazova N. The ‘Cultural Crisis’ in Rome on the Cusp of the Republic and Principate as Seen in Russian Research in the Late 19th — Early 20th Centuries, in: Deformations and Crises of Ancient Civil Communities. / Ed. by V. Gushchin, P. Rhodes. Stuttgart : Franz Steiner Verlag, 2015. P. 157-168.

  • Статья Алмазова Н. С. Justum et tenacem propositu virum … Два письма на латинском языке из бумаг профессора римской словесности Д.И. Нагуевскогo // Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. Т. 10. С. 418-427.

  • Глава книги Алмазова Н. С. Из писем профессора Д.И. Нагуевского: перевод «Энеиды» А.А. Фетом // В кн.: Восток, Европа, Америка в древности: Сб. науч.тр. XVIII Сергеевских чтений Вып. 3. М. : Издательство Московского университета, 2014. С. 226-233.

  • Глава книги Алмазова Н. С. «Временно исправлял должность казанского отдельного цензора…»: штрихи к портрету профессора Д.И. Нагуевского // В кн.: Историк в историческом и историографическом времени: Материалы Международного форума, посвященного 100-летию со дня рождения профессора А.С.Шофмана; Казань, 13-15 ноября 2013 г. Каз. : ЯЗ, 2013. С. 308-311.

  • Статья Алмазова Н. С. Из истории антиковедения в Императорском Варшавском университете: дело кандидата-стипендиата Алексея Косминского // Труды исторического факультета МГУ. 55. Серия II Исторические исследования. 2012. Т. 20. № 2. С. 219-228.

  • Статья Алмазова Н. С. Проблемы перевода «Энеиды» Вергилия в письмах А.А. Фета Д.И. Нагуевскому // Висник Киȉвского нацiонального унiверситету iменi Тараса Шевченка. Iсторiя. 2012. № 110. С. 5-7.

  • Глава книги Алмазова Н. С. «Первый администратор и радетель»: Д.И. Нагуевский и вспомогательные учебные учреждения в Императорском Казанском университете // В кн.: Polonia в Казани и в Волго-Уралье в XIX — ХХ вв. Каз. : Казанский университет, 2011. С. 44-56.

  • Глава книги Алмазова Н. С. «Первый администратор и радетель»: Д.И. Нагуевский и вспомогательные учебные учреждения в Императорском Казанском университете // В кн.: Polonia в Казани и в Волго-Уралье в XIX — ХХ вв. Каз. : Казанский университет, 2011. С. 44-56.


Информация

*
  • Общий стаж: 25 лет
  • Научно-педагогический стаж: 23 года
  • Преподавательский стаж: 23 года

Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

 

«>

«>

«> ауд.

Данные в системе планирования расписаний отсутствуют.
Обратитесь в учебный офис.


Показать архивное расписание
Расписание занятий по физической культуре в спортивных секциях

23–24 марта 2018 года в Риге (Латвия) состоялась международная конференция, организованная Германским историческим институтом, Латвийским университетом и университетом Майнца. Конференция была посвящена жизни и творчеству выдающегося российского историка Р.Ю. Виппера и называлась «Три жизни одного историка: Роберт Р. Виппер (1859–1954) в российской, латвийской и советской историографии». В работе конференции приняли участие преподаватели Школы исторических наук — канд. ист. наук, доцент Н.С. Алмазова и канд. ист. наук, доцент А.В. Шарова.

Проект группы студентов программы «История» и преподавателей Школы исторических наук был одобрен в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ»

древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты

Сфинкс и Великая пирамида Хуфу

Смотреть все СМИ

Дата:
3000 г. до н.э. — 332
Основные события:
Битва при Кадеше
Ключевые люди:
Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
Похожие темы:
Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
Похожие места:
Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каким другим термином называются цари Египта?

Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.

Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?

Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (ок. 3000 г. до н.э.).

Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?

Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.

Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?

Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.

Кто открыл гробницу Тутанхамона?

Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.

Введение в древнюю египетскую цивилизацию

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.

На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Орошение бассейна было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.

Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)

Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.

Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н. э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским. Лишь гораздо позже египтяне развили более ярко выраженный городской характер.

Древний Египет: история, династии, религия и письменность

Вот одна из многих статуй в комплексе Карнакского храма, Луксор, Египет. (Изображение предоставлено Джулианом Кеслером/Getty Images)

Древний Египет в Северной Африке был одной из самых могущественных и влиятельных цивилизаций в регионе на протяжении более 3000 лет, примерно с 3100 г. до н.э. по 30 г. до н.э. Он оставил после себя многочисленные памятники, документы и произведения искусства, которые и сегодня продолжают изучаться учеными.

Однако египетская цивилизация существовала задолго до этого периода, и с тех пор она выжила и процветала. В то время как правители цивилизации, язык, письменность, климат, религия и границы менялись много раз на протяжении тысячелетий, Египет все еще существует как современная страна.

Древний Египет был тесно связан с другими частями мира, привозя и экспортируя товары, религии, продукты питания, людей и идеи. Временами древний Египет управлял территорией за пределами границ современной страны, контролируя территории на территории нынешних Судана, Кипра, Ливана, Сирии, Израиля и Палестины.

Страна также была оккупирована другими державами в древние времена — персы, нубийцы , греки и римляне все завоевали Египет в разных точках.

Для Египта использовался ряд названий. Популярным древним названием Египта было «Кемет», что означает «черная земля». Ученые обычно считают, что это название произошло от плодородной почвы, которая осталась после разлива Нила в августе.

Каждый год в период с июня по август Нил разливался, и плодородная почва, которую он создавал, была жизненно важна для выживания древнего Египта, а плодородие играло важную роль в египетской религии. Погребение Тутанхамона — в котором его пенис был мумифицирован  — это всего лишь один пример того, насколько важной была роль плодородия в ритуалах и верованиях древних египтян.

Древних правителей страны сегодня называют «фараонами», хотя в древние времена каждый из них использовал серию имен как часть королевского титула, пишет Рональд Лепрохон, профессор египтологии в Университете Торонто, в своей книге « Великое имя: Древнеегипетский королевский титул (открывается в новой вкладке)» (Общество библейской литературы, 2013). Слово «фараон» происходит от египетского термина «пер-аа», что означает «Великий дом», писал Лепрохон. Этот термин впервые был включен в королевский титул во время правления Тутмоса III (год правления около 1479 г.).до 1425 г. до н.э.), писал Лепрохон.

Предыстория

(Изображение предоставлено Джоном Зада / Алами)

(открывается в новой вкладке)

Когда именно ранние гоминиды впервые прибыли в Египет, неясно. Самая ранняя миграция гоминидов из Африки произошла почти 2 миллиона лет назад, а современные люди рассеялись из Африки около 100 000 лет назад. Египет, возможно, использовался для достижения Азии во время некоторых из этих миграций.

Деревни, зависящие от сельского хозяйства, начали появляться в Египте около 7000 лет назад. Самые ранние письменные надписи этой цивилизации датируются примерно 5 200 летами и раскрывают информацию о первых правителях Египта, Живая наука ранее сообщала о . Среди этих первых правителей есть Ири-Хор, который, согласно  надписям, основал Мемфис, город, который на протяжении большей части истории Египта служил столицей. Надписи также документируют королеву по имени Нейт-Хотеп, которая правила в качестве регента молодого фараона по имени Джер. когда-то в позднем додинастическом периоде.

Как и когда Древний Египет был объединен в одно царство, является предметом споров среди археологов и историков. Одна из возможностей состоит в том, что несколько более мелких государств объединились в два царства — Верхний и Нижний Египет, — а затем эти два царства объединились. После объединения Египта фараонов часто изображали с двумя коронами — одной для Нижнего Египта, а другой — для Верхнего Египта.

В доисторические времена климат Египта был гораздо более влажным, чем сегодня, а некоторые районы, которые сейчас представляют собой бесплодные пустыни, когда-то были плодородными. Один из известных археологических памятников, где это можно увидеть, находится в «пещере пловцов», как ее называют сегодня, на плато Гильф-Кебир на юго-западе Египта. Пещера теперь окружена милями бесплодной пустыни; однако на нем есть наскальные рисунки, показывающие то, что некоторые ученые интерпретируют как плавание людей. Точная дата наскального рисунка неясна, хотя ученые считают, что он был создан в доисторические времена.

Вот один из папирусов в древнем бортовом журнале, в котором задокументировано строительство Великой пирамиды в Гизе. (Изображение предоставлено Министерством древностей Египта)

30 династий Египта

История Древнего Египта традиционно делится на 30 (а иногда и 31) династий. Эта традиция началась с египетского жреца Манефона, жившего в третьем веке до нашей эры. Его рассказы о древнеегипетской истории сохранились у древнегреческих писателей и до 9 г.0135 иероглифическое письмо было расшифровано в 19 веке, были одними из немногих исторических свидетельств, которые могли читать ученые.

Современные ученые часто делят эти династии на несколько периодов. Первая и вторая династии насчитывают около 5000 лет, и их часто называют «раннединастическим» или «архаическим» периодом. Первым фараоном первой династии был правитель по имени Менес (или Нармер, как его называют по-гречески). Он жил более 5000 лет назад, и хотя древние писатели иногда считали его первым фараоном объединенного Египта, однако археологические исследования показывают, что это не так. В недавно найденных надписях говорится о правителях, таких как Джер и Ири-Хор, которые, по-видимому, правили раньше, и были сделаны другие находки, которые предполагают, что до Менеса были фараоны, правившие объединенным Египтом 9 . 0135 Живая наука ранее сообщала о . Ученые иногда называют этих правителей до Менеса частью «нулевой династии».

Бедуин на верблюде у пирамид Хефрена и Менкаура в некрополе Гизы в Египте. (Изображение предоставлено Адрианом Поупом)

(открывается в новой вкладке)

Династии с третьей по шестую датируются примерно 2650–2150 гг. и часто объединяются в период времени, который современные ученые называют «Старым царством». За это время были разработаны методы строительства пирамид и построены пирамиды Гизы. Папирусы, которые все еще расшифровываются, предполагают, что группы профессиональных рабочих, иногда переводимых как «рабочие бригады», играли важную роль в строительстве пирамид, а также других сооружений.

С 2150 по 2030 г. до н.э. (период времени, который охватывал династии с 7 по 10 и часть 11) центральное правительство в Египте было слабым, и страна часто контролировалась различными региональными лидерами. Ученые спорят, почему рухнуло Старое Царство. 90 135 исследований 90 136 показывают, что значительную роль в этом сыграли засуха и изменение климата. За это время города и цивилизации на Ближнем Востоке также рухнули, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что период засухи и засушливого климата поразил места по всему региону.

12-я, 13-я и часть 11-й династий, которые ученые часто называют «Средним царством», существовали примерно с 2030 по 1640 год до н. э. В начале этой династии правитель по имени Ментухотеп II (который правил примерно до 2000 г. до н.э.) восстановил контроль над всей страной. Возобновилось строительство пирамид в Египте, было создано значительное количество текстов литературы и науки. Среди сохранившихся текстов есть документ, ныне известный как хирургический папирус Эдвина Смита, в котором описаны различные методы лечения, которые современные врачи считают передовыми для своего времени.

Династии с 14 по 17 часто группируются современными учеными как «Второй промежуточный период». В это время центральное правительство в Египте снова рухнуло, и к власти пришла группа под названием «гиксосы», контролировавшая большую часть северного Египта. Хотя гиксосы, возможно, изначально были из Леванта (территория, которая охватывает современный Израиль, Палестину, Ливан, Иорданию и Сирию), исследования показывают, что они уже были в Египте в то время, когда правительство рухнуло. Одной из ужасных находок того времени является серия отрубленных рук, которые были найдены во дворце в городе Аварисе, столице Египта, контролируемого гиксосами. Отрубленные руки могли быть подарены солдатами правителю в обмен на золото.

Ученые часто называют династии с 18 по 20 охватывающими «Новое Царство», период, который длился примерно с 1550 по 1070 год до н.э. Этот период произошел после того, как гиксосы были побеждены рядом египетских правителей и страна воссоединилась. Возможно, самым известным археологическим памятником Нового царства является 90 135 Долина царей 90 136 , в которой находятся захоронения многих египетских правителей этого периода, в том числе Тутанхамона (годы правления примерно с 1336 по 1327 г. до н.э.), чья богатая гробница была найдена нетронутой в1922. Фараоны 90 135 прекратили строительство пирамид 90 136 во времена Нового царства по ряду причин, одна из которых заключалась в том, чтобы обеспечить лучшую защиту от грабителей гробниц.

Династии с 21-й по 24-ю (период примерно с 1070 по 713 г. до н.э.) современные ученые часто называют «третьим промежуточным периодом». В этот период центральное правительство иногда было слабым, и страна не всегда была единой. За это время города и цивилизации на Ближнем Востоке были разрушены выходцами из Эгейского моря, которых современные ученые иногда называют «народами моря». Хотя египетские правители утверждали, что победили народы моря в битве, это не предотвратило крах египетской цивилизации. Потеря торговых путей и доходов могла сыграть роль в ослаблении центрального правительства Египта.

(Изображение предоставлено: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)

(открывается в новой вкладке)

Династии с 25 по 31 (примерно с 712 по 332 г. до н.э.) ученые часто называют «поздним периодом». . В это время Египет иногда находился под контролем иностранных держав. Правители 25-й династии были выходцами из Нубии, области, расположенной на территории современного южного Египта и северного Судана. Персы и ассирийцы также контролировали Египет в разное время в Поздний период.

В 332 г. до н.э. Александр Македонский изгнал персов из Египта и включил страну в состав Македонской империи. После смерти Александра Македонского к власти пришла линия правителей, происходящих от Птолемея Сотера, одного из полководцев Александра. Последним из этих «птолемеевских» правителей (как их часто называют ученые) была Клеопатра VII , которая покончила жизнь самоубийством в 30 г.0135 Битва при Акциуме . После ее смерти Египет был включен в состав Римской империи .

Хотя римские императоры жили в Риме, египтяне относились к ним как к фараонам. На одном из раскопок изображен император Клавдий (годы правления с 41 по 54 год нашей эры) в костюме фараона, , сообщает Live Science . На резьбе есть иероглифические надписи, говорящие о том, что Клавдий является «сыном Ра, владыкой корон» и «царем Верхнего и Нижнего Египта, владыкой двух земель».

Ни птолемеевские, ни римские правители не считаются частью пронумерованной династии.

Религия

Целая аллея статуй с головами баранов соединяла Карнакский храм с Луксорским храмом. (Изображение предоставлено Министерством туризма и древностей Египта)

На протяжении большей части древней истории Египта его народ следовал политеистической религии, в которой почиталось огромное количество богов и богинь. Одним из самых важных был Осирис, бог подземного мира. Абидос был для него важным культовым центром, и в его честь на этом месте были построены многочисленные храмы и святилища.

Амон-Ра — бог, связанный с солнцем — стал особенно важным во время Нового Царства и был связан с городом Луксор (древние Фивы). Комплекс Карнакский храм был построен недалеко от Луксора в честь этого бога.

Путешествие по подземному миру было жизненно важно для древних египтян, которые верили, что мертвые могут попасть в своего рода рай, где они могут жить вечно. Мертвых египтян иногда мумифицировали, сохраняя тело, а иногда хоронили с помощью заклинаний, чтобы помочь им ориентироваться в подземном мире. Эти заклинания включали выдержки из того, что иногда называют «Книгой Мертвых» — копия длиной 13 футов (4 метра), недавно найденная в древней погребальной шахте, Живая наука сообщила .

В древнеегипетской мифологии одним из первых шагов в путешествии по подземному миру было сопоставление деяний человека с пером Маат, бога, связанного с истиной, справедливостью и порядком. Если бы человек совершил много зла, сердце человека было бы тяжелее пера, а душа человека была бы уничтожена. С другой стороны, если их дела были в целом хорошими, они проходили вперед и имели возможность успешно ориентироваться в преступном мире.

Статуэтки, называемые шабти, часто хоронили вместе с умершими. Их цель состояла в том, чтобы выполнять за них работу умершего в загробной жизни.

Египетская религия не оставалась неизменной, а менялась со временем. Одно важное изменение произошло во время правления фараона Эхнатона (около 1353–1335 гг. до н. э.), правителя, развязавшего религиозную революцию, в результате которой египетская религия сосредоточилась на поклонении «Атону», солнечному диску. Эхнатон построил совершенно новую столицу в пустыне в Амарне и приказал стереть имена некоторых египетских божеств. После смерти Эхнатона его сын Тутанхамон осудил его и вернул Древний Египет к его прежней политеистической религии.

Когда Египет попал под власть Греции и Рима, боги и богини новых правителей были включены в египетскую религию. Еще одно крупное изменение произошло после первого века нашей эры, когда христианство распространилось по всему Египту. В это время гностицизм, религия, вобравшая в себя некоторые христианские верования, также распространилась по всему Египту, и в 1945 году на юге Египта недалеко от города Наг-Хаммади был обнаружен большой корпус гностических текстов.

Ислам распространился по стране после 641 г. н.э., когда страна была захвачена мусульманской армией. Сегодня ислам исповедует большинство жителей Египта, в то время как меньшинство исповедует христианство, многие из которых являются членами коптской церкви.

Египетское письмо

Самые ранние надписи датируются примерно 5200 летами и были написаны иероглифами.

«Древнеегипетский язык был живым устным языком, и большинство иероглифов представляют собой звуки согласных и некоторые эмфатически выраженные гласные», — писал Барри Кемп, профессор египтологии Кембриджского университета, Англия, в своей книге « 100 иероглифов: Думай как египтянин (открывается в новой вкладке)» (Granta Books, 2005). Кемп отметил, что древние египтяне также разработали «сокращенную форму письма «длинной рукой», которую мы называем «иератической». »

Египетский язык менялся на протяжении тысячелетий, и ученые часто подразделяли сохранившиеся письмена на такие категории, как «древнеегипетские», «среднеегипетские» и «позднеегипетские».

Греческий язык стал широко использоваться после завоевания Египта Александром Македонским. В конце 19 века археологи раскопали полмиллиона фрагментов папирусов, большинство из которых были написаны на греческом языке, в древнем египетском городе Оксиринх на юге Египта, датируемом первыми веками н. э. 9.0003

Коптский, египетский язык, использующий греческий алфавит, широко использовался после распространения христианства по всему Египту. По мере того, как популярность греческого и коптского языков росла, использование иероглифического стиля письма сократилось и исчезло в пятом веке нашей эры. После 641 года нашей эры арабский язык распространился в Египте и широко используется в стране сегодня.

Дополнительные ресурсы

  • В этом документальном фильме History Channel (откроется в новой вкладке) вы узнаете, как древние египтяне использовали инженерную мощь для создания империи. Видео длится около 1,5 часов.
  • Австралийский музей составил хронологию исторических и других событий в Древнем Египте, включая разбивку каждой династии и знаменательные даты этой династии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *