Древние мифы: «Миф» — происхождение и значение слова

Древние мифы о происхождении человека

Проблема происхождения человека неизменно привлекает внимание публики. В ряде стран этот вопрос попадает в «топ» проблем, по которым расхождения между научными и массовыми представлениями наиболее значительны (рис. 1) [1].

Рис.1. Научные вопросы, по которым расхождения представлений ученых (светлые столбики) и широкой публики в США максимальны [1]. 1 — продукты питания, содержащие ГМО, безопасны, 2 — человек появился в результате эволюции, 3 — вакцинация детей необходима.

Рис.2. Отношение к утверждению «Человек эволюционировал из ранее существовавших видов» [2].

Доля согласных с тем, что человек произошел от существовавших ранее видов приматов, в разных странах колеблется от менее 40% (Турция и США) до более 70% (Швеция, Дания, Исландия) (рис. 2) [2]. Остальные придерживаются иных взглядов либо вовсе не интересуются подобным вопросом.

Россия в этом отношении близка к Турции и США. Согласно данным ВЦИОМ, при разных формулировках вопроса лишь от 19% до 36% опрошенных считают, что человек и обезьяны произошли от общего предка  (табл. 1 и 2) [3, 4].

Среди иных версий широко известна библейская, согласно которой человек был создан творцом из праха земного. При этом в России даже большинство верующих не отрицает, что живая природа эволюционирует, однако для человека делается исключение [4]. Иногда приходится сталкиваться с утверждениями, что человек заслан на Землю инопланетянами, происхождение и цели которых достойны триллера или комедии. Понятно, что истории о пришельцах появились лишь в 20-ом веке вместе с ростом популярности фантастических романов и началом освоения космоса.

Современные представления об эволюции мира живого и человека как его части тоже относительно недавнего происхождения, хотя о возможности эволюции говорили еще античные философы. Утверждение, что человек произошел от обезьяны, сформулировал в XVIII веке шотландский юрист и исследователь Джеймс Бёрнетт, друг Роберта Бернса и оппонент Жоржа Бюффона. О человекообразных обезьянах, как и о жителях других континентов в то время знали мало. Поэтому некоторые полагали, что шимпанзе есть просто дикие люди, тогда как другие даже представителей разных рас считали разными биологическими видами. Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871)  писал происхождении человека от древних человекообразных обезьян и полагал, что местом возникновения человека был африканский континент [5].

Если история научной мысли изучена достаточно хорошо, то время появления представлений о творении человека Богом неизвестно. Наиболее древние дошедшие до нас письменные источники на шумерском и аккадском языках, в которых описано сотворение людей из глины, относятся к Старовавилонскому периоду (XX-XVI вв. до н.э.). Один из текстов повествует о боге Энки и богине Нинмах (она же Нинту). В нем говорится, что уставшие от трудов боги решили создать людей, дабы те работали вместо них. Энки лепит людей из глины, а Нинмах определяет их судьбы. Люди дефектны, но каждому находится применение – слепой годится в певцы, кривоногий может быть ювелиром и т. п. [6]. Не исключено, что Энки добавил в глину собственную кровь, как в аккадском варианте, в котором прямо говорится о крови, смешавшейся с глиной.

Один из богов да будет повергнут,
Да очистятся боги, в кровь окунувшись,
Из его плоти, на его крови
Да намешает Нинту глины!
Воистину божье и человечье соединятся,
Смешавшись в глине!
Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,
Да живет разум во плоти бога,
Да знает живущий знак своей жизни,
Не забывал бы, что имеет разум!

Отломила четырнадцать ломтей глины.
Семь она положила направо,
Семь она положила налево.
Кирпич — посредине между ними.

Семь мужей они сотворили,
Семь они сотворили женщин.
Праматерь, создательница судеб,
Соединила их попарно,
Участь людей начертала Мами.

Можно ручаться, что данный сюжет был известен в Месопотамии и в III тыс. до н.э. А в IV-ом или в V-ом? Был ли он знаком обитателям Передней Азии «от Адама» или появился позже, может быть, был от кого-то заимствован? Существовали ли представления о происхождении человека до появления мифа о творении мира божествами? Для того, чтобы попытаться  понять это, обратимся к сравнению различных мифологических традиций.

Древнейшие истории 

К настоящему времени этнографами, языковедами, фольклористами, а ранее путешественниками и миссионерами записаны многие сотни тысяч текстов преданий, мифов и сказок разных народов мира. Подавляющее большинство записей сделаны в 19-20 вв. и лишь небольшая (хотя, конечно, очень ценная) часть содержится в средневековых и древних письменных памятниках. Самые ранние шумерские и египетские тексты, передающие содержание мифов, относятся к III тыс. до н.э., семитские – ко II тыс. до н.э., греческие и китайские – к I тыс. до н.э. Однако ранние письменные источники заведомо не содержат сведений о всех фольклорных сюжетах соответствующих эпох – у их авторов просто не было такой цели, да и дошли до нас лишь фрагменты древнейших текстов. Одновременно с египтянами и греками на земле жили тысячи других племен и народов, чей фольклор никто не фиксировал. Что мы знаем о фольклоре и мифологии славян VI в. н.э., когда они начали расселяться по Балканам и Восточной Европе? Практически ничего. К тому же по сравнению с историей человечества или даже со временем, прошедшим после окончания последнего оледенения, две, три или даже четыре тысячи лет – срок не столь уж большой.

Означает ли это, что фольклорно-мифологическое наследие человечества почти целиком утрачено? Не совсем, хотя конкретные тексты предков славян, кельтов или албанцев реконструировать действительно вряд ли удастся. Но можно примерно определить время распространения определенных мифологических сюжетов, а также территории, для которых они были характерны. Используя лишь сам фольклорный материал, сделать это нельзя, но если нанести области распространения тех или иных мифологических эпизодов и образов на географическую карту, а затем сопоставить эту информацию с данными генетиков и археологов о путях и времени миграции древних людей, то некоторые предположения сделать можно.

Такая работа была проведена на основе «Аналитического каталога мифологических мотивов», который включает повторяющиеся элементы фольклора (повествовательные эпизоды и образы), выделенные из более чем 50 тысяч текстов, записанных на разных языках у народов Старого и Нового Света. Хотя каталог не включает все опубликованные и хранящиеся в архивах записи (как уже было сказано, их сотни тысяч, если не миллионы), он содержит достаточно представительную выборку данных и – что крайне важно – примерно в одинаковой степени отражает фольклорные традиции всех континентов.

Если регионы, в которых был записан тот или иной мифологический сюжет, лежат на пути известных миграций, а в других регионах этот сюжет не встречается или встречается единично, то можно предположить, что именно в ходе этих миграций сюжет и распространялся. Ключевыми для оценки времени распространения фольклорных эпизодов и образов являются время выхода современного человека из Африки и заселение Нового Света. По данным археологов и генетиков, из Африки в Евразию наши предки  проникли 50-70 тысяч лет назад. Заселение Америки началось 15-17 тыс. л.н. и продолжалось активно до 12-14 тыс. л.н. Позже отдельные группы людей из Сибири проникали лишь на Аляску и в американскую Арктику. Первые группы мигрантов в Америку продвигались, скорее всего, вдоль берега океана, а когда канадские и аляскинские ледники стали таять, в Новый Свет прошли также те, кто жил в континентальной Сибири. Датировки типа 15 или 50 тыс. л.н. приблизительны, они еще будут уточняться, но последовательность процессов и их эпохальная принадлежность установлены достаточно надежно. 

Область распространения нескольких мифологических сюжетов совпадает с путями расселения людей с африканской прародины вдоль побережья Азии и затем Америки. Большинство этих сюжетов описывают происхождение смерти и объясняют, почему люди утратили способность жить вечно или почему не люди, а змеи (или ящерицы, пауки и т.п.) стали бессмертными [7]. К наиболее распространенным историям о происхождении смерти относится сюжет смены кожи (раньше люди, подобно змеям, меняли кожу и омолаживались или способность к смене кожи должна была достаться людям, но по разным причинам досталась другим существам). Широко распространено и противопоставление смертных людей бессмертному, вечно возрождающемуся месяцу. Есть и другие сюжеты – более редкие, но распространенные на тех же территориях, т.е. в Африке, Юго-Восточной и отчасти Южной и Восточной Азии, Австралии, Меланезии, Америке. Так, согласно одному из них, персонаж бросал в воду щепки и говорил, что как щепки всплывают в воде, так и люди будут возрождаться после смерти. Однако другой персонаж бросил камень и поскольку тот утонул, люди сделались смертными. К этой же совокупности древнейших мотивов относится отождествление радуги со змеей и, возможно, тема происхождения огня. Во всяком случае только в Африке и в индо-тихоокеанском мире распространены представления, будто до того, как люди получили огонь, они готовили пищу на солнцепеке или согревали ее под мышками. В этих же регионах нередко считается, что первоначальной обладательницей огня была некая женщина. В континентальной Евразии такие представления не зафиксированы. Здесь женщина, но также нередко и мужчина – это дух огня, сам огонь.

То, что первой темой, привлекшей внимание наших предков, была смертность людей, совершенно логично – разве есть что-то загадочнее и важнее? Освоение огня было древнейшим и важнейшим шагом в развитии технологии, поэтому и здесь все закономерно.

Подчеркнем еще раз: о возрасте соответствующих мифов свидетельствует их наличие на территориях, контакты между которыми имели место лишь в отдаленном прошлом, а затем надолго прервались.. Мифы о смертности человека не просто проникли в Новый Свет, но зафиксированы в основном в Южной Америке, где лучше, чем в Северной, сохранилось культурное наследие самых ранних мигрантов. Что же касается параллелей между Африкой и индо-тихоокеанской окраиной Азии и Австралией, то они доказывают появление подобных мифов ранее 50 тыс. л.н. Судя по данным генетики, поток первых африканских мигрантов направился прежде всего вдоль южных берегов Азии и далее в Австралию. Люди, которые заселили континентальную Евразию, тоже вышли из Африки, но их культура должна была подвергнуться гораздо большим изменениям, нежели культура тех, кто направился на восток вдоль побережья Индийского океана – ведь «северные евразийцы» из тропиков попали в холодные леса и тундростепи. К тому же значительная часть этих ранних переселенцев вымерла в эпоху ледникового максимума (18-24 тыс. л.н.). В итоге от африканских культурных корней в континентальной Евразии мало что осталось, а в индо-тихоокеанской Азии древнейшее африканское наследие сохранилось относительно хорошо. 

Происхождение человека в мифах и фольклоре народов мира

Рис.3. Мотивы о происхождении человека, предположительно существовавшие более 50 тыс. лет назад. Вверху «Люди вышли изпод земли», внизу — «Люди спустились с неба».

Сюжет сотворения человека божеством в Африке южнее Сахары отсутствует, что позволяет предположить, что он появился позже 50 тысяч лет назад. Точнее сказать, в Африке, а также в Меланезии и Австралии подобные повествования хотя изредка и встречаются, однако мало похожи друг на друга, так что на их происхождение из одного центра ничто не указывает. Зато в тех же самых регионах, где распространены мифы о смертной природе человека, практически повсеместно зафиксированы истории о том, что люди не были сотворены божеством, а вышли из-под земли – одни или вместе с животными. Здесь же рассказывают, будто люди спустились с неба (рис. 3). Можно предположить, что эти сюжеты уже существовали до выхода человека из Африки, а, следовательно, их возраст – более 50 тысяч лет. Одного ли они возраста с мифами о происхождении смерти или появились раньше или позже их – об этом судить невозможно. В принципе допустимо, что какие-то мифы появились в Африке раньше 50 тыс. л.н., но ни доказать, ни опровергнуть это предположение мы не в состоянии.

Вариант с выходом людей из-под земли более показателен, чем вариант, описывающий спуск людей с неба. Согласно ему людей было много, среди них находились мужчины и женщины, дети и взрослые. Это совсем иная концепция, нежели в большинстве мифов о творении человека божеством. Что касается спуска людей с неба на землю, то там есть разные версии – как со многими людьми разного пола и возраста, так и с парой первопредков, от которых затем произошло человечество. Этот последний вариант (с парой первопредков) изредка встречается и в континентальной Евразии (например, у ханты).

Однако в целом как «спуск с неба», так и «выход из-под земли» приурочены к тем территориям, на которых зафиксированы и другие сюжеты, вероятно, возникшие еще у наших африканских предков.

Весьма древним может быть и представление о происхождении людей от растений или история о том, что люди выросли как трава. Однако конкретные варианты этих повествований сильно различаются, так что независимое возникновение подобных повествований в разных регионах вполне вероятно.

Следующая группа мифов о происхождении человека представлена в индо-тихоокеанских районах Азии и в Америке, но отсутствует в Африке и на большей части континентальной Евразии. Чтобы попасть в Новый Свет, эти сюжеты должны были быть известны в Восточной Азии как минимум 15 тысяч лет назад, тогда как отсутствие африканских аналогий указывает, что 50 тыс. л.н. подобные повествования еще не возникли. Возраст порядка 15, максимум 20, в крайнем случае 30 тыс. л.н. вероятнее, чем порядка 30-50 тыс. л.н., поскольку людей современного типа ранее 30 тыс.

л.н. в Восточной Азии, по-видимому, еще не было. Следуя вдоль берега океана они очень давно проникли в Австралию, но в фольклоре австралийских аборигенов аналогий подобным рассказам как раз не обнаружено. 

Рис. 4. Мотивы, распространение которых датируется 15–30 тыс. лет назад. Сверху вниз: «Люди из капель крови», «Люди — потомки собаки», «Люди из зерен», «Люди созданы из сошедших с кожи персонажа чешуек или грязи».

К группе мифов, вероятно, впервые распространившихся в пределах индо-тихоокеанской окраины Азии, относятся представления о происхождении людей из капель крови. На островах Адмиралтейства  рассказывают, что люди возникли из капель крови богини,  порезавшей  себе палец раковиной, у нанайцев божество укусило себе палец, у ючи на Юго-Востоке США первые люди возникают из менструальной крови Солнца, а яномами в Южной Венесуэле считают, что некий герой подстрелил Месяц, и из его крови родились прародители племени. К той же группе относятся сюжеты о происхождении людей из зерен, о сотворении их из кожных чешуек или грязи, собранной со своей груди не мывшимся долгое время богом.

В этот же период в Восточной Азии распространились истории о том, что люди вообще или отдельные родовые группы и племена – потомки собаки (рис. 4). Характерно, что в Южной Америке все эти сюжеты либо вовсе отсутствуют, либо встречаются лишь в относительно близких к Панамскому перешейку районах, но на Огненной Земле и в Восточной Бразилии их нет. В основном они характерны для западных и северных районов Северной Америки. Подобное распределение свидетельствует в пользу того, что в мифологии самых первых мигрантов в Новый Свет соответствующие сюжеты отсутствовали. В то же время в Старом Свете они характерны не для Сибири, а для Юго-Восточной Азии и, вероятно, проникли в Америку с теми переселенцами, которые шли вдоль берега океана.

К данной группе могут также принадлежать истории о том, что первые люди были созданы из непрочного, неподходящего материала  (масла, воска, снега или теста) и поэтому оказались неполноценны. Лишь со второй, третьей, а то и четвертой попытки божествам удается создать настоящих людей. Подобный мотив в мифах творения встречается, однако, редко. Он гораздо характернее для повествований, в которых говорится не о людях вообще, а о конкретном персонаже (типа Снегурочки).

Наиболее поздними могут быть сюжеты, имеющие региональное распространение, такие как происхождение людей от свиньи или истории о том, что упавшие с дерева плоды или листья кокоса превратились в женщин. Оба встречаются в достаточно ограниченных ареалах в Азии и Океании (рис. 5). Логично, что сюжет о происхождении женщин из кокоса встречается в Юго-Восточной Азии и Меланезии, то есть как раз там, откуда родом кокосовая пальма  [8]. 

Рис.5. Сюжеты с региональным распространением. Азиатские сюжеты, сверху вниз: «Люди из кусочков», «Люди — потомки свиньи», «Женщины из кокосов».

Большего внимания заслуживает характерный для Юго-Восточной Азии c прилегающими областями Индии и южного Китая миф о том, как женщина рожает тыкву, мешок с яйцами, кусок мяса и т.п. Рожденное разрезают, рубят, кусочки превращаются в людей, из тыквы или мешка тоже выходят многочисленные люди – обычно предки отдельных племен.  Как правило, этот сюжет составляет часть длинного мифологического повествования, которое начинается с рассказа о том, каким образом брату с сестрой удалось спастись от потопа и как они решились нарушить запрет и вступить в брак. Наряду с индийско-сибирско-североамериканским сюжетом добывания земли со дна океана (за чем нередко следует появление людей), миф о потопе и о «рождении людей из кусочков» – наиболее сложный и разработанный во всей мировой мифологии. Поскольку ни в Америке, ни даже в северном Китае или Индонезии он не известен, данный цикл в целом вряд ли сформировался в палеолите. Вместе с тем в его основе лежит более общая тема: порождение нынешних людей братом и сестрой, обычно спасшимися после катастрофы, уничтожившей древнее человечество. Этот мотив в Америке есть, а его распределение в Старом Свете однозначно указывает на его первоначальное появление в пределах индо-тихоокеанской окраины Азии. Соответственно его древность вполне может быть более 15 тыс. лет. Что касается мотива появления первых людей из тыквы, то, судя по изображениям древних майя и некоторых их соседей, он был известен в Мезоамерике, хотя в текстах, записанных после прихода испанцев, данный сюжет не зафиксирован.

Вряд ли отраженный на этих мезоамериканских изображениях миф исторически связан с вариантами из Юго-Восточной Азии, скорее это случайное совпадение.

Рис. 6. Сюжеты с региональным распространением. Сюжеты с преимущественным распространением в Новом Свете, сверху вниз: «Выловленные рыбы превращаются в первых людей или в женщин», «Новые люди из костей прежних», «Люди были сделаны из палочек, тростинок или стрел».

Часть сюжетов встречается только или преимущественно у американских индейцев, причем не повсеместно, а лишь в тех или иных регионах: люди возникли из палочек, или из костей прежних людей, или были выловлены как рыбы (рис. 6). Что касается Старого Света, то на огромных пространствах от Балтики до Тихого океана в недавнее время (вряд ли ранее середины I тыс. н.э.) распространился миф о том, как Бог сделал людей, оставил собаку сторожем, а сам пошел принести людям души. В это время противник Бога подкупил собаку, дав ей теплую шкуру, и испортил человеческие заготовки – оплевал их или оживил сам, лишив тем самым бессмертия.

Происхождение этого сюжета сложное и запутанное и отражает трансконтинентальные связи последних тысячелетий. Похоже, что сюжет сформировался у индоевропейцев, живших в эпоху бронзы в евразийских степях. В этом исходном варианте противником Бога являлась лошадь, пытавшаяся растоптать человеческие фигуры, а собака доблестно их защитила. В подобном виде сюжет сохранился в Индии, Пакистане, Таджикистане, Абхазии, Грузии (у сванов), Армении. Его отголоски отмечены у западных монголов, киргизов и даже на далеком севере у нганасан. После радикальной культурной и языковой трансформации второй половины I тыс. н.э., когда зороастризм (там, где он был) уступил место исламу, а иранские языки были в значительной мере вытеснены тюркскими, сюжет оказался «вывернут наизнанку»: место «дьявольской лошади» заняла ранее почитаемая собака. За «предательство» Бог заставил ее быть слугой человека и терпеть невзгоды. В индийских и кавказских вариантах подобному наказанию подвергается лошадь, а собака награждена.

Был ли миф о лошади, собаке и сотворении человека знаком большинству индоевропейцев, а не только обитателям степной зоны (вероятно, индо-иранцам)? В датском, норвежском или литовском фольклоре кое-какие параллели имеются, но касаются они в основном лишь представления о лошади как о творении черта. Дохристианская мифология населения Испании, Франции, Италии известна очень плохо (латинские источники в основном следуют греческим образцам). Так что какой-то сюжет, характерный именно для древней Европы, тем более для периода ранее неолита, реконструировать трудно.

Вернемся к библейскому мифу о творении человека. Вполне вероятно, что он принадлежит к общемесопотамской традиции, к которой относятся также шумеро-аккадские варианты. Однако о более отдаленном родстве судить невозможно – детальные совпадения практически не встречаются, а общий мотив создания из глины (в сущности из земли) слишком прост. На значительной части Евразии и Африки возможные древние местные варианты перекрыты и ассимилированы христианской и исламской традицией.

Можно лишь с высокой вероятностью утверждать, что тема творения первого человека (а не появления людей, вышедших на землю из некоего вместилища или рожденных божественной парой) не относится к числу тех, которые с самого начала привлекали внимание наших предков. Нельзя исключать, что такого рода повествования здесь и там появлялись в разное время, но в популярный, широко распространенный сюжет они долго не превращались. В западной половине ойкумены ситуация стала меняться в последние тысячелетия, когда здесь распространилось христианство (и другие авраамические религии). Не исключено, что степной индоевропейский (как мы полагаем) миф о лошади, собаке и творении человека (именно человека, может быть, пары людей, но не о появлении сразу множества людей) с переднеазиатскими версиями каким-то образом связан, однако доказать это трудно. В восточной половине ойкумены создание человека божеством из земли (глины) встречается лишь как один из множества вариантов мифов о появлении людей. При этом чаще всего сам по себе акт творения маловажен, а внимание сосредоточено на другом – противопоставлении двух творцов, чьи творения различаются, или опять-таки на том, почему созданные люди не живут вечно.

 

В целом обзор мифов и преданий в глобальном масштабе показывает, что разнообразие представлений о происхождении людей чрезвычайно велико. Помимо перечисленных версий есть еще множество локальных вариантов. В предки людям записывали карликов и гигантов, различные растения  и животных – не только рыб, собак и  свиней, но и муравьев, лягушек, червей, птиц. В  пантеоне предков нашлось место и для обезьян. Миф макуа (Мозамбик) сообщает, что создатель Мулуку сотворил мужчину и женщину и пытался учить их основам культуры, но они не захотели учиться и убежали в лес. Тогда раздосадованный творец обучил двух обезьян, которые оказались очень толковыми. Отрезав им хвосты, Мулуку превратил обезьян в людей, а хвосты приделал нерадивым людям, обратив их в обезьян. Так что люди – это потомки сообразительных обезьян, а обезьяны произошли от нерадивых людей.

Широкое распространение некоторых сюжетов о происхождении человека связано с включением их в состав мировых религий. При этом возникали новые версии, в которых местные и заимствованные мотивы образовывали причудливые комбинации. Например, в Сибири у хакасов, ханты, манси, якутов, эвенков библейская история об изгнании Адама и Евы из рая в наказание за съеденный плод, который Бог им есть запретил, получила собственную интерпретацию. Первые люди, которых и людьми-то в полном смысле слова назвать было нельзя, поели голубики, брусники или иных лесных ягод. После этого с их тел сошли шерсть или роговое покрытие и они породили многочисленное потомство. Кстати, вовсе не очевидно, что мотив запретного плода был заимствован сибирскими аборигенами от русских, он мог гораздо раньше проникнуть сюда с Ближнего Востока через Среднюю Азию.

В сказочном фольклоре, сюжеты которого широко распространились по Евразии и Северной Африке за последние полторы тысячи лет, порой встречаются те же мотивы, что и в мифах о происхождении человека. Насколько случайны подобные совпадения, сказать чаще всего нельзя. Перестав быть частью мифологической традиции, сказочные мотивы легко заимствовались и распространялись на огромные расстояния. Определить в этом случае их первоначальный ареал сложно. Вот к примеру сказка об умном мужике Гавриле, записанная 100 лет назад этнографом Владимиром Добровольским в Смоленской губернии. Формально она соответствует сюжету о появлении людей из непрочных материалов, однако эта история в данном случае воспринимается как заведомая выдумка, да и соответствующий миф вряд ли когда-либо был известен в Европе. Сказывают, что Гаврила хотел слепить глиняного человека, чтобы тот командовал мужиками. Но глиняный человек погиб под дождем. Второй вариант из ржаного теста сожрала свинья. Свинью стали бить дубовой палкой и лозой – так получились паны Дубинский и Лозинский.

Некоторые мифологические сюжеты сейчас переживают второе рождение в массовой культуре, когда в мифах разных народов пытаются найти отражение реальных событий, имевших место в глубокой древности. Сюда можно отнести попытки креационистов подвести научную базу под библейское предание о сотворении мира. Или, например, люди, спускающиеся на Землю с неба – чем не наивная интерпретация «палеоконтакта», идеи об инопланетном происхождении человека. Однако возникает вопрос: почему миф о спустившихся с неба предках отражает реальность в большей степени, чем легенды о людях, вылезающих из-под земли, из трещины в скале или из нароста на дереве? Псевдонаучные фильмы о древних гигантах – предках современных людей – демонстрировались даже по федеральным каналам российского телевидения. Здесь народные сказания о великанах переплелись с учениями мистиков XIX века и легли в основу безграмотных, но привлекательных для публики нелепых гипотез.

Традиционный фольклор, в том числе «мифы» – это ключ к прошлому. Таких ключей несколько, некоторыми распоряжаются археологи, другими – генетики, третьими – лингвисты и т.д. Сопоставление результатов, полученных этими науками, их синтез, позволяет выявить не только пути древних миграций и контакты между разными культурами, оставившими материальные следы, но и представления людей далекого прошлого об окружающем их мире, то, что их волновало и то, что они рассказывали своим детям. Фольклор остается уникальным источником данных для реконструкции элементов духовной культуры древних обществ, и на этом пути еше многое предстоит исследовать.


Статья опубликована в журнале «Природа», 2017, № 10.




Мы в Telegram:
подпишитесь!

Мы в Вконтакте:
добавляйтесь!

Наш канал
на YouTube

Мы в Дзен:
добавляйтесь!

Как помочь
проекту

Насколько правдивы древние мифы? | Мир вокруг нас

Люди конца эпохи неолита столкнулись с тем, что земли, где они испокон века жили, начала внезапно и бурно заливать вода. Мифы о потопе, существующие и в Европе, и в Азии, и в обоих Америках, основаны на том факте, что после Великого оледенения уровень морей и океанов поднялся примерно на 100−200 метров. При этом были затоплены огромные территории, которые в наше время — просто дно морей, омывающих материки.

В Северном море подводные археологи обнаружили на глубинах в несколько десятков метров селения охотников и земледельцев эпохи конца неолита, начала бронзового века. Все эти поселки находятся в великолепном не разоренном состоянии — ведь их залило водой много тысяч лет назад, вода законсервировала их, спасла от разрушения во время хозяйственной деятельности человека. И от охотников за захоронениями.

А возьмем, например, древнегреческий миф о Фаэтоне. Бог Гелиос был очень доволен своим сыном Фаэтоном и пообещал ему выполнить любое его желание. А Фаэтон попросил у отца разрешить ему разок поуправлять его волшебной колесницей. Той самой, которая для нас — Солнце.

Гелиос не решился отказаться от обещания и разрешил Фаэтону поуправлять его колесницей. Но управлять ею оказалось вовсе не так просто, как ему виделось со стороны. Он перепугался и отпустил вожжи. Кони понесли, и повозка опустилась слишком низко. На Земле начались пожары, все заволокло тяжелым дымом.
Джеймс Уорд, «Падение Фаэтона»
Фото: artchive.ru

Богиня земли Гея взмолилась о спасении, и Зевс поразил Фаэтона молнией. Бедный мальчик упал с повозки на землю где-то далеко на Севере, в реку Эридан, текущую у Рифейских гор. Скорбя по Фаэтону, Гелиос не мог управлять повозкой несколько дней — и Земля оставалась на это время во мраке и дыме. Сестры Фаэтона плакали о нем, стоя на берегу Эридана, боги превратили их слезы в янтарь…

Легенда? Да, красивая древняя легенда. Просто миф? А вот тут — ошибка.

Рифейские горы древних греков — это некие горы где-то очень далеко на Севере. Где они были, древние греки знали очень слабо. В наше время ученые считают, что Рифейскими тогда называли горы Уральские.

Но, согласно мифу, слезы сестер Фаэтона превратились в янтарь. Это намекает нам, что очень давно, но уже на памяти людей, где-то в районе Балтийского моря (янтарь) произошло некое событие, некая катастрофа, причиной которой явился огромный огненный шар, из-за которого на Земле было множество пожаров, дымом заволокло все небо и днем было темно, как ночью, даже в Греции.

Так что, скорее всего, этот миф был порожден падением на Землю огромного метеорита. Это произошло давно. Место падения — ориентировочно, Балтика. Мощные пожары вынесли в стратосферу гигантское облако сажи, которая закрыла на несколько дней Солнце, превращая день в ночь — Гелиос пропустил несколько дней своей работы, его колесница не появлялась в небе.

Простые предположения, голословная спекуляция? Нет.
Метеоритный кратер Каали на острове Сааремаа
Фото: ru.wikipedia.org

На Балтике, на острове Сааремаа 3470−3545 лет назад упал огромный метеорит. Самый большой кратер имеет диаметр 110 метров и находится возле деревни Каали. Кроме него обнаружены еще 8 кратеров, диаметром от 15 до 40 метров.

Местные жители никогда не интересовались происхождением кратеров. А вот ученые еще в XIX веке предположили, что кратер Каали имеет метеоритное происхождение. Произведенные раскопки позволили найти осколки метеорита и установить, что это был огромный железный метеорит. У него была очень пологая траектория, и он довольно долго тормозился в атмосфере, дав невольным свидетелям начала его падения повод выдумать объяснение сверхъестественного для них события.

Его начальная масса оценивается учеными от 400 до 10.000 тонн, скорость — от 20 до 45 км/сек. На высоте около 10 км он окончательно рассыпался на куски, упав на землю мощным метеорным дождем. Кратер Каали был образован куском весом до 20 тонн.

Йозеф Хейнц, «Падение Фаэтона»
Фото: artchive.ru

Очевидно, что часть метеорита упала в воду, так что его падение должно было сопровождаться огромными волнами, которые смыли в воду все побережье Балтики.

Вот так и выходит — произошла страшная катастрофа, от которой содрогнулся весь мир, и за тысячи километров люди не видели Солнца несколько дней. Наверное, в радиусе сотен километров вокруг эпицентра погибло все живое.

Но прошло время и до нас дошел только очень красивый миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса. Возможно, так же дело обстоит и с другими древними мифами?

Теги: катастрофа, древние легенды, древность, неолит, потоп, мифы и легенды, древнегреческий миф

мифов и легенд | Древние истоки

Главная / Мифы и легенды

По всему миру ходят необычные истории — истории, которые когда-то считались правдой, но сегодня ограничены сферой древних мифов и легенд. Остается вопрос, были ли эти мифы и легенды чем-то, что существовало в умах наших предков, или они были основаны на реальных событиях? Это правда, что большинство этих древних мифов и легенд кажутся научному миру вымышленными продуктами яркого воображения, цель которых состояла исключительно в объяснении явлений, находящихся за пределами их понимания. И все же не высокомерно ли обвинять наших предков в нецивилизованности и невежестве на одном дыхании, а затем возносить им хвалу и восхищение их памятниками, зданиями, искусством, скульптурами и обществами на следующем? Это лишь доказывает, что в нашем современном обществе существуют два противоречивых отношения к нашему прошлому.

В этом разделе мы рассмотрим некоторые из самых удивительных мифов и легенд со всего мира — легенды, которые могут содержать истины, способные раскрыть секреты нашего древнего происхождения.

8 марта, 2023 — 21:30 Эшли Коуи

Археологи в Дании празднуют открытие древнейшей надписи, в которой упоминается бог Один. Эта история начинается с открытия в 2021 году коллекции скандинавских сокровищ V века в…

2 марта, 2023 — 21:58 Натан Фалде

Группа австралийских исследователей выдвинула интригующую теорию о гигантском морском существе, упоминаемом в скандинавских рукописях 13 века. Это огромное море, известное в Норвегии как Хафгуфа…

2 марта, 2023 — 00:49 Алекса Вучкович

На протяжении всей истории цивилизации идея апокалипсиса была постоянной темой в истории человечества, выходящей за рамки культур и религий. Он представляет собой окончательную расплату,…

25 февраля, 2023 — 00:53 Райли Винтерс

Баба-Яга, столь же неоднозначная, сколь и отвратительная, — аномалия. В славянском фольклоре Баба-Яга является одновременно фигурой матери, матери-природы и злой злодейкой, которая похищает и ест детей. Многочисленные исполнения…

24 февраля, 2023 — 00:56 Робби Митчелл

Независимо от того, изучаете ли вы европейский, азиатский или американский фольклор, у вас всегда будут появляться разные вариации одних и тех же кошмарных существ. Из всего, что стучит ночью, самое заметное…

14 февраля, 2023 — 21:58 Сахир

Полиция Филиппин работает над тем, чтобы рассеять страхи жителей города, где циркулируют сообщения о страшном существе. Странный инцидент начался в прошлый четверг вечером в…

4 февраля, 2023 — 14:00 Робби Митчелл

Кто не любит хорошие истории о привидениях? Говорят, что исторические памятники по всему миру являются домом для призрачных событий. Отправляйтесь в любой город мира, и вы наверняка найдете достопримечательности с привидениями и…

2 февраля, 2023 — 21:51 Рафаэль Видела Э…

Задолго до царствования Инка в тех краях жили люди, похожие на великанов, столь же выращенные, как и фигуры, высеченные из камней. Педро де Сьеса де Леон Кроника де…

31 января, 2023 — 00:59 Джоанна Гиллан

Шамбала, санскритское слово, означающее «место покоя» или «место тишины», представляет собой мифический рай, о котором говорится в древних текстах, включая Калачакра-тантру и древние писания. ..

25 января, 2023 — 17:57 Робби Митчелл

Криптид — это тип животного, которого некоторые люди считают реальным, несмотря на то, что его существование оспаривается или «недоказано». Иногда это животные, которых наука считает вымершими, но…

25 января, 2023 — 13:55 Michael Le Flem

Выступая из глубокого соленого тумана посреди Атлантики, примерно в 800 милях (1287 км) к западу от Португалии, Азорские острова поражают воображение своими украшенными драгоценностями, папоротниками и инкрустированными цветами безделушками на бескрайнем синем пространстве..

23 января, 2023 — 21:53 Робби Митчелл

Многое из того, что мы знаем о скандинавской мифологии и истории, взято из их саг. Это истории, написанные на древнескандинавском языке и рассказывающие о ранних путешествиях викингов, сражениях и междоусобицах между…

23 января, 2023 — 17:58 Робби Митчелл

Земля — большое место, и нам потребовалось много-много времени, чтобы составить ее полную карту. Сегодня легко почувствовать, что последнее из великих приключений закончилось, и мы нашли все, что можно было найти…

18 января, 2023 — 17:57 Калеб Стром

Этруски, хоть и загадочны по сравнению с привычными нам цивилизациями Греции и Рима, оказали значительное влияние на развитие римской цивилизации. В результате неудивительно, что…

16 января, 2023 — 21:51 Lex Leigh

Историю дома на одну ночь, или tŷ unnos, можно услышать от друга или родственника. Валлийский обычай — причудливая традиция с интересными корнями. Устная история поддерживает концепцию,…

14 января, 2023 — 01:03 Джоанна Гиллан

Мифические существа, легендарные звери и сверхъестественные, мистические и богоподобные существа очаровывали нас с древних времен. Они наполнили фольклор, рассказы, песни и произведения искусства. Иногда…

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • следующий ›
  • последний »

древних мифов, которые оказались правдой

Мифы древнего мира до сих пор вдохновляют нас в литературе и поп-культуре. Мы склонны принимать за чистую монету то, что история называет мифом, не более чем это. Хотя есть те, кто твердо верит, что каждый миф имеет под собой реальную основу, мало что делается для расследования этого утверждения и доказательства того, правда оно или нет. Иногда случается, что мы сталкиваемся с доказательствами того, что древняя история не была просто плодом фантазии человека, писавшего художественную литературу.

10. Воины-амазонки

Одним из самых популярных и устойчивых мифов во всей греческой мифологии является миф о воинах-амазонках. На самом деле, эта идея была настолько популярна среди современных людей, что персонаж Чудо-женщины включил эту мифологию в свое происхождение.

Согласно преданиям, это было общество женщин-воительниц, живших в Малой Азии или современной Турции. Они сражались с силой и свирепостью, способными соперничать с любым человеком. В течение многих лет считалось, что это всего лишь фантастические сказки, а идея существования целого общества женщин-воинов была почти абсурдной. Как они могли выжить без мужчин? Как они могли соперничать с другими армиями в бою? Что ж, над этим стоит поработать антропологам, поскольку оказывается, что женщины-амазонки были абсолютно реальными.

Археологические свидетельства, обнаруженные в России, указывают на то, что эти воины существовали и, вероятно, были скифскими кочевниками. Исследователи обнаружили могилу четырех женщин-воинов, похороненных рядом с их оружием в 2020 году. Их возраст варьируется от 40 до 50 лет, вплоть до 12 лет.

Многие современные историки считают, что до того, как были обнаружены настоящие тела, амазонки были метафорическими, а не буквальными. Они были персами или даже просто дублерами, которых помещали в истории, чтобы греческие воины выглядели лучше. И, как и следовало ожидать, другие считали, что они были изобретены греками как способ демонизировать женщин, которые не следовали тому, что считалось общественными нормами того времени.

Настоящие амазонки кочевали от Черного моря до Монголии. Возможно, они были среди племен, для отражения которых была построена Великая Китайская стена. Гомер в «Илиаде» написал первые мифы о них и, вероятно, в племенах тоже были мужчины, и многие мифы были преувеличены и вымышлены, но они явно основывались на каком-то факте.

9. Город Троя 

Троя была одним из самых известных городов греческой мифологии, и на протяжении многих лет ее неоднократно снимали в кино. Все знают историю о троянском коне и о том, как великий воин Ахиллес сражался с принцем Трои Гектором и получил смертельную травму лодыжки. В этой истории есть все, что делает великий миф, достаточно, чтобы казалось, что ничто из этого не может быть правдой.

Хотя идея Троянского коня определенно вызывает подозрения, и маловероятно, что какой-либо великий воин был почти бессмертным, за исключением его уязвимой лодыжки, Троя была реальным местом.

Это было в 19 веке, когда немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил руины того, что он идентифицировал как древний город Троя в современном Гиссарлыке в Турции. Его методы были не такими научными, как могли бы быть, поскольку он решил использовать динамит для раскопок, что, вероятно, повредило множество исторически значимых артефактов.

Город Гиссарлык считался местом расположения мифологической Трои на протяжении тысячелетий, но обычно считался городом с таким же названием, а не городом из «Илиады» Гомера. Одна из проблем его идентификации заключается в том, что город регулярно разрушался, а затем восстанавливался на руинах. Есть свидетельства того, что на одном и том же месте было построено не менее 10 городов, которые все могли называться Троей, но не обязательно были одной и той же Троей.

8. Гигантский кальмар 

Одни из самых трудных для восприятия мифов – мифы о монстрах и гигантских тварях. Снежный человек, Лох-несское чудовище и Эль-Чупакабра, скорее всего, уходят своими корнями в область фантастики. Одно существо, которое долгое время считалось просто фантазией моряков, но оказалось реальным, — это гигантский кальмар.

Гигантский кальмар может достигать размеров не менее 33 футов и веса более 400 фунтов. Самый большой обнаруженный образец весил почти тонну и был 59ноги длинные. Хотя истории об этих существах существовали веками, первые фотографические свидетельства того, что они были настоящими живыми существами, не существовали до 2004 года. Что касается самых крупных беспозвоночных на Земле, рассказы о них легко было отбросить до того, как были обнаружены доказательства. Любой моряк, который утверждал, что видел 60-футового кальмара весом в одну тонну, был бы легко отвергнут как рассказчик небылицы.

Через два года после того, как японские исследователи впервые сфотографировали одного из этих зверей, был пойман и доставлен на поверхность живой образец, хотя это был относительно небольшой экземпляр высотой 24 фута.

7. Город Тенея 

Если вы знаете историю и мифы Трои, вы также можете знать город Тенея. Ходили слухи, что Тенея была построена троянскими военнопленными, и царь Агамемнон позволил им стать их собственными. Очевидно, что если бы существование Трои было легендой, то город, построенный ее пленниками, был бы таким же подозрительным. Но археологические данные свидетельствуют о том, что это место тоже было реальным.

Греческий археолог Элени Корка обнаружила город, известный в истории об Эдипе и других, в районе Пелопоннеса в Греции. Расположенный между Коринфом и Микенами, это был большой и процветающий город, который, казалось, бесследно исчез.

Археологи искали это место с 1984 года. Местные жители обнаружили саркофаг, не похожий ни на один из когда-либо обнаруженных, и поиски продолжались. К 2010 году Корка работал с полицией, чтобы остановить контрабандистов, которые грабили сокровища в этом районе, который все еще не был сужен до места, которое можно было законно и должным образом раскопать. Награбленные статуи доказывали, что город где-то существовал, и к 2013 году она получила разрешение на раскопки. С тех пор было обнаружено множество других саркофагов, монет, дорог, реликвий и многого другого.

6. Хлебный мешок св. Франциска Ассизского 

Монастырь Фоллони в Италии хранит любопытную реликвию, на которую не может претендовать ни одна другая церковь. Согласно легенде, в 1224 году святой Франциск Ассизский прислал им из Франции мешок с хлебом. Его доставил ангел. Тканевый мешок пролежал в монастыре 700 лет, превратившись в хрупкие лоскутья ткани, и история сохранилась вместе с ним.

Монахи позволили исследователям проанализировать фрагменты. Тестирование подтвердило, что фрагменты датируются где-то между 1220 и 129 годами.5. На фрагментах также были обнаружены следы эргостерола. Эргостерол — это своего рода грибок, который, как известно, растет на хлебе, и это указывает на то, что в какой-то момент времени в пакете, вероятно, тоже был хлеб.

Очевидно, что не существует теста, чтобы определить, доставил ли сумку в монастырь ангел, и ее происхождение также невозможно установить, но временная шкала проверяется, как и природа того, чем она была. Что касается остального, это может быть вопросом веры.

5. Семь пагод Махабалипурама

Согласно мифам Махабалипурама, под водой находились шесть храмов, а также седьмой, который давно существовал и был объявлен объектом Всемирного наследия, на берегу большого и красивого города. На самом деле так красиво, что боги завидовали и послали потоп, чтобы все это уничтожить. Это такая история, которая, конечно, звучит как фантастика. Так было до тех пор, пока цунами не изменило ситуацию.

В 2004 году землетрясение и последовавшее за ним цунами в Индийском океане вызвали отступание побережья возле храма Махабалипурам в Индии, обнажив руины легендарного города. Был ли это морской порт или храм, было предметом споров, но самой значительной находкой сразу после цунами был большой каменный лев, датируемый 7 веком. По иронии судьбы, считается, что это место изначально уничтожило цунами.

4. Покай/Орел Хааста

Если вы никогда не слышали о покаи, вы не одиноки. Говорят, что этот новозеландский криптид был гигантской птицей, способной унести человека и сожрать его. Страшные вещи, когда вы думаете об этом, и определенно то, что вы хотите, чтобы это было нереально. К несчастью для некоторых из наших предков, это существо, очень похожее на это существо, было реальным, и было бы чрезвычайно угрожающе увидеть, как оно спускается с небес.

Окаменелости существа по имени Орел Хааста, найденные в 2009 году, показывают птицу весом около 40 фунтов с размахом крыльев три метра. Считается, что около 500 лет назад он охотился на крупных нелетающих птиц, таких как моа, и, вероятно, был более чем способен подобрать маленького ребенка, улетающего с ним.

Самки этого вида были бы в два раза крупнее самых крупных современных орлов, а гигантские когти были достаточно острыми и сильными, чтобы пронзать не только плоть и мускулы, но и погружаться прямо в кости, чтобы поднять добычу с земли.

Поскольку в Новой Зеландии нет местных наземных млекопитающих, эта птица должна была быть вершиной пищевой цепи и самым ужасным существом, которое когда-либо видели местные жители.

3. Хеттеи

В Ветхом Завете часто упоминаются хетты и их конфликты с израильтянами. Многие годы их королевство было одним из самых могущественных на всем Ближнем Востоке. Говорят, что они были военной силой, с которой приходилось считаться, у них даже были прогрессивные законы и права по сравнению с тем временем, а их земли простирались более чем на 600 миль от Черного моря до Дамаска.

Несмотря на то, какой могущественной они казались, эта нация настолько исчезла из истории, что к 19 веку большинство ученых считали их существование не более чем мифом из-за отсутствия исторических справок, кроме Библии, и отсутствия археологических свидетельств.

В 1812 году Иоганн Людвиг Буркхардт путешествовал по Сирии и обнаружил несколько надписей, которые не соответствовали ни одному иероглифу, который он узнавал где-либо еще в мире. В течение следующих нескольких десятилетий другие путешественники и исследователи отправились в ту же местность, и в 1880 году кто-то, наконец, авторитетно заявил, что то, что они открыли, было землей библейских хеттов.

2. Солнечные камни викингов действительно можно использовать для навигации 

Из многих замечательных легенд о викингах, дошедших до наших дней, одна из самых интересных, но в которые трудно поверить, связана с тем, как они управляли своими лодками. Говорили, что у них был волшебный камень, известный как солнечный камень, который можно было использовать для навигации даже в самую ненастную погоду, когда солнца не было видно. Сама скала показывала, где находится солнце, и позволяла ориентироваться соответственно. Это звучит как нелепо, но, возможно, так оно и было.

В 2013 году в месте кораблекрушения британского корабля, затонувшего в 1592 году, был найден кристалл. Ни в коем случае не корабль викингов, но кристалл подтверждает легенду викингов о солнечном камне. Кристалл был чем-то, известным как исландский шпат, который имеет любопытную характеристику ромбоэдрических кристаллов кальцита. Если это звучит как тарабарщина, вам нужно знать, что эти кристаллы способны преломлять свет таким образом, что, когда кристалл выровнен с востока на запад, он создает в нем единое четкое изображение. Когда он перемещается в другом направлении, вы получаете сломанное изображение. Это может работать даже при слабом освещении, что позволит навигаторам определять их курс на восток или запад, даже когда нет солнца.

1. Усиление оружия с помощью духов мертвых

История викингов носит много дезинформации и бахвальства. Но можно с уверенностью сказать, что они были грозными воинами, когда их бросали, и их боялись враги. То, как они достигли этой репутации, более интересно, чем многие думают, включая самих викингов.

Говорят, что викинги наполняли свое оружие духами мертвых, чтобы сделать его сильнее и смертоноснее в бою. На первый взгляд это звучит как абсолютная фантастика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *