Древнерусские произведения: Древнерусская литература (сборник) — Ермолай-Еразм

Содержание

Древнерусская литература в фондах Российской национальной библиотеки. Цель проекта

Открывая этот раздел Интернет-ресурса, вспомним слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни» (Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник. М., 1969. С. 9).

Литература Древней Руси, возвысив духовные ценности и нравственные идеалы, за столетия своего развития создала необходимые основы для расцвета русской литературы нового времени. Однако, при всей очевидности генетической связи, произведения древнерусской литературы, в отличие от русской литературной классики, в наше время отнюдь не находятся на пике читательского интереса. Причины этого кроются в специфических чертах литературы Древней Руси. Средневековые тексты, даже снабженные переводом на современный русский язык, сложны для восприятия, требуют культурно-исторического комментария.

Ресурс «автографы: личность в письме» содержит образцы письма выдающихся деятелей русской истории и культуры XVIII – XX вв.

Раздел «образы русского письма» содержит обзор основных исторических типов русского письма, возникших в разное время и существующих по сей день в тех или иных формах.

В разделе «Древнерусские писцы XV – XVII вв.» собраны и представлены в наиболее доступной форме датированные образцы древнерусского письма, хранящиеся в фондах Рукописного отдела РНБ.

Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.

Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.

Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.

Задача популяризации древнерусской литературы была поставлена Д.

С. Лихачевым и решалась им вместе с широким научным коллективом, который сегодня по праву можно назвать школой Лихачева. Популяризация произведений начата в рамках серии «Литературные памятники», затем в серии «Библиотека всемирной литературы» вышел «Изборник» (М., 1969), впервые открывший читателю богатый мир древнерусской литературы в его целостности. В 1978–1994 гг. под редакцией Д. С. Лихачева осуществлено издание специальной серии «Памятники литературы Древней Руси». В 12-ти томах этой серии опубликовано около 300 произведений. С 1997 г. по настоящее время в свет выходят выпуски двадцатитомной серии «Библиотека литературы Древней Руси». Публикация древнерусских текстов сопровождается профессионально выполненным переводом на современный русский язык и комментариями. Эта серия размещена на официальном сайте Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, так же как и чрезвычайно полезное и интересное энциклопедическое издание «Словарь книжников и книжности Древней Руси», выпуски которого выходят с 1987 г.

Этот массив систематизированного и адаптированного материала, в значительной своей части представленный в Интернете, позволяет конкретизировать назначение данного ресурса. Авторы проекта не ставят перед собой задач литературоведческого или текстологического исследования. Цель проекта – открыть доступ читателя к первоисточникам, дать ему возможность виртуально листать рукопись и быстро находить в ней интересующий его текст или изображение, рассматривать письмо, орнаментальный декор и миниатюры, ощутить аромат далеких времен. Представленным памятникам предпосланы краткие аннотации, которые рассказывают о рукописях и снабжены библиографическими ссылками на профессиональные Интернет-ресурсы, содержащие справочную информацию о произведениях древнерусской литературы, переводы текстов и комментарии к ним.

Новый подход к проблеме популяризации произведений древнерусской литературы стал возможен только с развитием компьютерных технологий, которые при жизни Д. С. Лихачева делали лишь первые шаги. Однако не подлежит сомнению, что цель проекта – сделать произведения древнерусской литературы органичной частью историко-культурного кругозора самого широкого читателя – находится в русле его идей.

ЕГЭ: древнерусская литература — Формаслов

ЕГЭ: древнерусская литература – изучение древнерусской литературы в рамках обязательной программы ЕГЭ сводится к анализу всего лишь одного произведения. Это «Слово о полку Игореве». Однако прежде, чем переходить к его разбору, необходимо изучить историческую и языковую ситуацию, в которой «Слово…» могло появиться на свет. То есть необходимо иметь представление о древнерусской литературе в целом. А точнее – о ее возникновении и создании письменного языка на Руси, о ее специфике, периодизации, жанрах и произведениях.

ЕГЭ: древнерусская литература временные рамки

 

Период существования древнерусской литературы – с XI по XVII века

Создание письменности

Начинать подготовку к ЕГЭ по литературе следует с прояснения вопроса «Откуда есть пошла литература русская»?

Национальная литература не могла начаться без письменности. Поэтому именно создание славянской азбуки можно считать первым ключевым событием на этапе развития древнерусской литературы.

Азбука была придумана в 862г. братьями Кириллом и Мефодием, приехавшими в Моравию (территория современной Центральной Европы) из Византии для создания письменности по просьбе местного князя Ростислава. Это позволяло вести богослужения не на греческом, а на местном языке и переводить богослужебные книги. То есть развитие письменного языка было связано с развитием христианства.

Обратите внимание, что славянский письменный язык формировался в Центральной Европе и только с течением времени был впитан жителями древней Руси, которые уже имели к тому моменту устный язык со своими особенностями. Этот письменный (или старославянский, церковнославянский) язык фактически наложился на устный язык, создав ситуацию двуязычия. Дело в том, что старославянский язык отображал особенности южнославянского диалекта.

Южнославянские языки – это целая языковая группа (болгары, македоняне, хорваты, сербы и т.д.). А устный древнерусский язык относится к языковой группе восточных славян (русские, украинцы, белорусы). Поэтому письменный язык частично отличался от устного. С этим связаны, например, сохранившиеся в современном русском языке чередования типа «город-град», «золото-злато», где полногласие – это древнерусский вариант функционирования корня, а «град» — «злато» – старославянский. Хотя, разумеется, эти два языка взаимопроникали.

Существовала ли на Древней Руси письменность до 862 г.?

Отдельные исследователи, считают, что письменность до Кирилла и Мефодия существовала, т.к. есть косвенные упоминания об этом в ряде исторических памятников, при этом трактовка этих памятников неоднозначна. Но ни одного источника с примером такой письменности не найдено. Поэтому большинство ученых считают: нет, не существовала.

Кириллица и глаголица

Многие слышали, что раньше было два алфавита: кириллица и глаголица.

Тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас называется кириллицей. Но дело в том, что в Древней Руси какое-то время параллельно в употреблении было сразу два алфавита. Считается, что один из них создал сам Кирилл. А второй – его ученики. Наиболее распространенная версия: Кирилл создал глаголицу, а уже потом была придумана кириллица, которая появилась позже, но распространилась быстрее и постепенно вытеснила глаголицу. Подтверждением такой теории служит то, что нам известны памятники письменности (палимпсесты), в которых первым слоем писали глаголицей, а вторым кириллицей (бумагу экономили, писали по счищенным слоям), но неизвестно такого, чтобы глаголицей писали по кириллице. Т.е. глаголица, вероятно, появилась раньше.

Тогда почему же мы датируем начало древнерусской литературы XI веком, если письменность появилась уже в IX в.?

Во-первых, литературных памятников более раннего времени не сохранилось.

Древнейшими русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X в. Однако их подлинники не сохранились, они известны только в списках. Известна также Гнёздовская надпись начала X в. – надпись на глиняном кувшине. Но все это не является литературными произведениями.

Во-вторых, проникновение письменности на Русь произошло не за один день, для этого понадобилось время. И основной толчок, способствовавший развитию литературы, связан с принятием христианства в 988 г.

А вот литературные памятники XI нам известны. Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Остромирово Евангелие» и др. 

 

Переходное время

В XVI веке можно выделить, например, следующие важные для литературы события. Это составление «Великих Четьи-миней»

– свода оригинальных и переводных памятников из 12 книг, где тексты были расположены по месяцам и дням. В это время жил Максим Грек, писатель, переводчик и религиозный мыслитель. Уникальными литературными памятниками являются переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского и «Домострой» Сильвестра. Естественно, важной вехой явилось изобретение книгопечатания (Иван Федоров «Апостол» 1564г.)

XVII век считается переходным временем, когда зарождалась новая литература. Это происходило под влиянием устного народного творчества. Развивалась историческая и бытовая повесть, сатира, возникал театр, зарождалась русская драматургия. В круг чтения входила переводная литература: романы, рыцарские повести, любовные приключения, забавные новеллы, анекдоты. Расцветала народная поэзия. Происходил переход к новым стилистическим нормам. Авторы начали уделять внимание индивидуальным особенностям жизни, даже в житиях. Церковно-славянский язык соединялся, перемешивался с живым просторечием. С именем

Симеона Полоцкого связано развитие книжной поэзии, назидательной комедии, написанной стихами и прозой.

 

ЕГЭ: древнерусская литература – особенности, специфика

 

Естественно, что некоторые жанровые черты литература переняла у Запада, в частности Византии, но формировалась она с опорой на русский фольклор, особенности быта и запросы общества. Особенности древнерусской литературы это:

  • Религиозный характер

Естественно, что средневековая литература (XI – XVII вв.) была основным хранилищем и источником религиозных и исторических знаний, часто носила воспитательный характер или пересказывала важные события. Она создавалась людьми воцерковленными и хранилась в монастырях. Постепенно начали появляться и светские произведения, но их было меньше.

  • Литература носила рукописный характер, что вело к вариативности, неустойчивости текстов

До изобретения книгопечатания произведения переписывались вручную. Тексты часто содержались в сборниках. Бумагу экономили, все писали сплошным текстом, без пробелов. Люди, которые переписывали (копировали) источники, могли что-то не разобрать, исправить, допустить ошибку – все это вело к изменению памятников, если они переписывались несколько раз, а также наличию «тёмных мест», т.е. непонятных фрагментов.

  • Безличность (имперсональность)

Это не значит, что у всякого произведения был неизвестен автор. Это значит, что автор на ранних этапах развития древнерусской литературы не осознавал себя в качестве автора. Он выполнял роль «проводника». Его задача была фиксировать факты. Если сейчас искусство зачастую понимается как умение выразить индивидуальность, то раньше автор не стремился выпячивать себя. Мышление православного книжника было сосредоточено на решении задачи о спасении собственной души и души читателя.

  • Историзм, монументализм, ретроспективность

Раз автор мыслил себя только проводником высшего смысла и божественной воли, то он не мог допустить вымысла. Соответственно многие произведения исходили из стремления писателя вписать и осмыслить жизнь человека или отдельного народа в общечеловеческую историю. То есть невозможна была фиксация на крохотных бытовых частных проявлениях. Важно было осмыслить полотно жизни в целом. Именно поэтому автор древнерусского произведения часто обладал особым ощущением времени, особенно чутко чувствовал связь времен, хотя сами причинно-следственные связи между событиями могут сегодняшнему читателю показаться потерянными на фоне общей картины.

  • Произведения не выделялись, как отдельный вид творчества

Литература была неразрывно связана с религией, наукой, философией.

 

ЕГЭ: древнерусская литература – жанры и примеры произведений
Повесть

Повесть (или сказание) – это рассказ о событиях. Повесть могла быть воинской, сатирической или бытовой.

Примеры произведений: «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Задонщина», «Сказание о Дракуле воеводе», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Летопись (хроника)

Запись исторических событий по годам.

Пример произведения: «Повесть временных лет».

Житие

Произведение, рассказывающее о жизни святого или святых, строящееся по определенным канонам (от рождения и до смерти героя), являющееся образцом нравственного пути, благочестивой жизни, чудес и прославления.

Примеры произведений: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского», «Житие протопопа Аввакума».

Поучение

Поучения давали образцы поведения для древнерусского человека.

Пример произведения: «Поучение Владимира Мономаха» (входит в состав «Повести Временных лет» – 1096г.).

Слово

Слово можно приравнять к речи, но необязательно рассчитанной на произнесение перед аудиторией. Тем не менее, черты слова как речи – это красноречие, стилистическая изысканность, нетрадиционные (лирические) отступления, необязательность хронологии, обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Однако, произведения в этом жанре могли сильно отличаться друг от друга. 

Примеры произведений: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Хождение

Рассказ о путешествии.

Примеры произведений: «Хождение игумена Даниила», «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

 

В следующей части урока по подготовке к ЕГЭ по литературе перейдем к анализу «Слова о полку Игореве«.

Все уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Древняя литература: описание, жанры, исторические факты

Под термином «древняя литература» понимают своеобразный пласт русской культуры, охватывающий период с XI по XVII века. Произведения, созданные в эти столетия, отличаются самобытностью и оригинальностью. Отличия связаны прежде всего с тем, что культура Древней Руси не была похожа ни на одну другую в средневековый период.

Характерные черты

Главной особенностью, которой обладает древняя русская литература, а вместе с тем и ее ключевым отличием от произведений, которые присутствуют в западноевропейской культуре, является то, что предназначалась она отнюдь не для развлечения и праздного чтения. Целью, которой задавались авторы тех лет, было в первую очередь духовное наставление. Их произведения поучали, передавали жизненный опыт поколений, воспитывали патриотический дух. Следовательно, характерные черты этой литературы – поучительность, документальность, публицистичность.

Одним из главных предметов художественного изображения в произведениях той эпохи является реальное историческое событие. Вымышленной сюжетной линии в них нет. Авторы, как правило, изображали те события, свидетелем которых они сами были. Они не могли занимать отстраненную объективную позицию.

Произведения, которые включает в себя древняя литература, пронизаны необыкновенным патриотическим духом. В них присутствует историзм, но в то же время следует сказать еще об одной характерной черте – анонимности. Совсем немногие авторы оставили свои имена на страницах этих творений, хотя писали они их, разумеется, от руки. Рукописный характер можно также отнести к отличительным свойствам, которыми обладает древняя литература. Первые печатные книги на Руси появились позже, чем в странах Западной Европы. А потому памятники культуры Древней Руси – это, как правило, рукописные тексты.

Влияние других литературных направлений

Как уже было сказано, авторы древнерусских произведений не считали необходимым развлекать своих читателей приключенческими сюжетами, легкими для восприятия. А потому в книгах того периода отсутствует какой бы то ни было вымысел. Важной функцией художественных произведений было развитие духовного сознания.

Древняя русская литература довольно самобытна. В произведениях других народов невозможно найти что-либо подобное. Однако на нее все же оказала определенное влияние житийная литература. Христианство было уже принято на Руси. И именно от этого средневекового литературного направления, берущего начало в византийских церковных трудах, авторы переняли поучительность и духовность. Но в то же время на страницах их произведений можно обнаружить оттенки национального колорита. В творениях древнерусских писателей, несомненно, прослеживается влияние устного народного творчества. Проявляется это прежде всего в образах главных героев.

Положительный персонаж

Главный критерий, соблюдением которого древняя литература отличается от прочих, является духовность и образцовая душевная красота главного героя. Он не мог быть отрицательным персонажем. Красив может быть лишь тот, кто добр. Прекрасным способен быть только человек, обладающий благородной душой. Такая установка берет начало еще в русском народном творчестве.

На писателей Древней Руси была возложена огромная ответственность. Занимая четкую гражданскую позицию, они прославляли свою родную землю и переживали о ее укреплении. По мнению современных критиков, произведение древней литературы способствовало упрочнению единства народа. Доказательством этой точки зрения является «Слово о полку Игореве».

Александр Мусин-Пушкин

Этот человек был известным в свое время общественным деятелем, скрупулезным собирателем устного народного творчества. Его необыкновенно интересовала история древней русской литературы. И «Слово о полку Игореве» впервые было прочитано именно этим человеком.

В 1792 году он работал в архивах Спасо-Ярославского монастыря и обнаружил копию древней рукописи. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года этот документ сгорел. Мусин-Пушкин перевез находку в московский архив, где она погибла в результате легендарного пожара. Таким образом, ни оригинал, ни копии не дошли до наших дней. Однако существуют доказательства подлинности «Слова». Исследователи, предметом изучения которых является история древней литературы, обнаружили в крупнейшем памятнике русской культуры «Задонщине» отрывки из текста упомянутой рукописи.

Основа сюжета

«Слово о полку Игореве» имеет, как и прочие древнерусские творения, исторический характер. В основе сюжета лежат события, связанные с походом на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича. Поход этот состоялся в 1185 году. Основными этапами сюжета, как и в других произведениях древнерусской литературы, являются завязка, кульминация, развязка. Такая схема является характерной и для воинской повести – одного из основных жанров этого культурного периода.

Сюжетная структура «Слова»

Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше. Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования. Завязка – это решение Игоря отправиться в поход.

Развитие сюжета – это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.

В сюжете присутствует множество авторских отступления и художественных зарисовок. Все эти элементы служат для усиления идеи произведения, которая заключается в призыве объединиться всем русским людям в борьбе с внешним врагом.

Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений – слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.

Житие

Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие – один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.

Житие – это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример – «Житие Сергия Радонежского».

Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.

Другие жанры

Летопись представляла собой подробную запись важных исторических событий. Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».

Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого – от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.

Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.

Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                “Шестоднев”

2.                “Физиолог”

3.                “История Иудейской войны” Иосифа Флавия

4.                “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона

5.                “Повесть временных лет”

6.                “Слова” Кирилла Туровского (1-2 на выбор)

7.                “Поучение” Владимира Мономаха

8.                “Сказание о Борисе и Глебе”

9.                “Житие Феодосия Печерского” Нестора

10.           “Киево-Печерский патерик”

11.           “Хождение” игумена Даниила

12.           “Слово о полку Игореве”

13.           «Моление» Даниила Заточника

14.           “Повесть о битве на Калке”

15.           “Повесть о разорении Рязани Батыем”

16.           “Поучения” (“Слова”) Серапиона Владимирского

17.           “Повесть о Меркурии Смоленском”

18.            “Житие Михаила Черниговского”

19.           “Слово о погибели Русской земли”

20.           “Повесть о житии Александра Невского”

21.           “Сказание о Мамаевом побоище”

22.           “Задонщина”

23.           «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»

24.           “Житие Стефана Пермского” Епифания Премудрого

25.           “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого

26.           “Сказание о князьях Владимирских”

27.           “Повесть о Дракуле” (“Сказание о Дракуле воеводе”)

28.           “Повесть о посаднике Щиле”

29.           “Хождение за три моря” Афанасия Никитина

30.           “Сказание о Магмете-салтане”, “Сказание о царе Константине” Ивана Пересветова

31.           Переписка Ивана Грозного с А.М. Курбским

32.           “Послание в Кирилло-Белозерский монастырь” И. Грозного

33.           “Послание Василию Грязному” И. Грозного

34.           “Казанская история”

35.           “Домострой”

36.           “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

37.           “Житие Юлиании Лазаревской”

38.           “Повесть об Азовском осадном сидении”

39.           “Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря” Авраамия Палицына

40.           “Новая повесть о преславном Российском царстве”

41.           “Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства”

42.           Хронограф 1617 года (статьи о “Смуте”)

43.           Летописная книга

44.           Послание дворянина к дворянину

45.           “Повесть о Горе-Злочастии”

46.           “Повесть о Савве Грудцыне”

47.           “Повесть о Фроле Скобееве”

48.           “Житие” протопопа Аввакума

49.           Сатирические повести XVII века (“Калязинская челобитная”, “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Слово о бражнике” и др. 2-3 текста на выбор)

50.           Стихотворство XVII века (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин).

Древнерусская литература. В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Специфические черты древнерусской литературы (средневековая литература начало нашей классической литературы)

В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Специфические черты древнерусской литературы (средневековая литература начало нашей классической литературы):
1
Историзм (героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица), нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте.
2
Рукописный характер произведений древнерусской литературы (древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников — хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.
3
Церковный характер произведения: основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи. Менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. (Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские).

4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин — литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях — рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т. д.). Литературный этикет есть в любом произведении.

5
Анонимичность древнерусской литературы: авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины: 1) Имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты) 2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность — божий дар.
6
Вариативность: (Основа древнерусского фольклора.) произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.
7
Традиционность в Древней Руси в литературном произведении не существовало эффекта неожиданности («Житие святого», т.е. речь пойдет в произведение о жизни святого и его посмертных чудесах)
8
В древнерусской литературе до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских). Церковный жанр главный. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.
9
Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность. Главная задача писателя прославление русской земли.
10
Символизм (Лихачев). Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима — символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна — время крещения, обновление человека; лето — символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.
11 Периодизация

русская литература | Британика

Русская литература , совокупность письменных произведений, созданных на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.

Необычный облик русской литературной истории был источником многочисленных споров. Три крупных и внезапных разрыва делят его на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; годы правления 1682–1725), который быстро вестернизировал страну, создали настолько резкую пропасть с прошлым, что в XIX веке было принято утверждать, что русская литература возникла всего за столетие до этого.Влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже назвал точный год (1739) начала русской литературы, тем самым лишив всех допетровских произведений статуса литературы. Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году привели к еще одному серьезному расколу, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 году и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический перелом.Что важно в этой схеме, так это то, что переломы были внезапными, а не постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.

Британская викторина

Еще одна викторина по русской литературе

Кто написал «Мертвые души»? Какой персонаж является главным героем в «Преступлении и наказании»? Проверьте, что вы знаете о русской литературе, с помощью этого теста.

Самым прославленным периодом русской литературы был XIX век, когда в поразительно короткий период были созданы одни из бесспорных шедевров мировой литературы. Не раз отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека, Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре по чисто концентрированному литературному блеску.

Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет определяющими характеристиками глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное осознание своего отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальному новаторству и нарушение принятых родовых норм. Сочетание формального радикализма и озабоченности отвлеченными философскими вопросами создает узнаваемую ауру русской классики.

Древнерусская литература (10–17 вв.)

Условный термин «Древнерусская литература» является анахронизмом по нескольким причинам.Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, этот термин, представляющий точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских произведений, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земли, тогда называвшейся Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также современный русский человек. Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к современной украинской и белорусской литературе.В-третьих, литературным языком, установившимся в Киевской Руси, был церковнославянский, который, несмотря на постепенное увеличение местных восточнославянских вариантов, связывал культуру с более широкой общностью, известной как Slavia orthodoxa , то есть с восточно-православными южными славянами Балканы. В отличие от настоящего, это более широкое сообщество имело приоритет над «нацией» в современном смысле этого слова. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты правильно называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения прежде всего эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.

Doyle выставит на аукцион английскую и европейскую мебель, старые мастера и произведения русского искусства

Микеле Джованни Мариески (итальянец, 1710-1743), «Венецианские каприччи: одна из пары», холст, масло, 14 1/2 x 21 7/8 дюйма. Стандартное восточное время. 30 000-40 000 долларов. дойл

Русская серебряная позолота, перегородчатая и эмалевая шкатулка En Plein, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917. Собственность из частной коллекции Западного побережья. Стандартное восточное время. 90 000–120 000 долларов. Дойл

Комод из кубинского красного дерева, ризница, 18 век.Стандартное восточное время. 10 000–15 000 долларов США Дойл

В среду, 30 января, в 10:00 Дойл проведет аукцион английской и континентальной мебели и декоративно-прикладного искусства, картин старых мастеров и русских произведений искусства из известных поместий и коллекций со всей страны.

На распродаже, охватывающей период от итальянского Возрождения до 19 века, представлен широкий выбор элегантной мебели, украшений, георгианского серебра, фарфора, скульптуры, зеркал, часов, люстр, бра, гобеленов и ковров.Выбор картин и рисунков старых мастеров предлагает широкий выбор пейзажей, натюрмортов, портретов и религиозных сюжетов. Среди произведений русского искусства представлены Фаберже, иконы, серебро, бронза и императорские реликвии.

Микеле Мариески (итальянец, 1710-1743), как и его коллеги-живописцы Антонио Каналетто и Джованни Паоло Панини, начал свою карьеру в качестве дизайнера театральных декораций. Эта подготовка хорошо видна в его ранних станковых картинах, яркими примерами которых являются две архитектурные фантазии, выставленные на продажу.Уже на этом этапе его карьеры мы можем видеть выразительную, текстурированную манеру письма, которая является одним из признаков его зрелого стиля (приблизительная цена 30 000–40 000 долларов).

Cómodas de sacristía, или комоды, предназначенные для хранения облачения священника в церковной ризнице, можно найти по всей Латинской Америке. На аукционе выставлен один из таких сундуков, который является прекрасным образцом кубинского барокко, с его массивной формой, закругленными углами и смело выступающими резными ножками.Каждая ступня сделана из цельного куска красного дерева, удерживаемого на месте деревянным штифтом (оценочная стоимость 10 000–15 000 долларов).

Антонио Сальвиати, адвокат из Виченцы, заинтересованный в спасении пришедших в негодность мозаик базилики Святого Марка в Венеции, в 1859 году основал фирму, которая разработала процесс производства мозаики. Тем самым он спас падающее состояние венецианской стекольной торговли, реанимируя и активизируя отрасль. Из поместья Марианны Шаллер находится большое микромозаичное зеркало конца 19-начала 20 века, демонстрирующее подвиги этих новых процессов, с панелями, изображающими льва св.Марк и баржа Дожа в окружении аллегорий лета и осени (оценка 12 000–18 000 долларов).

Великолепная русская серебряная позолоченная и эмалированная шкатулка (оценочная стоимость 90 000–120 000 долларов США) представляет широкий ассортимент русских эмалей Фаберже и objets de vertu из частной коллекции Западного побережья. Изготовленная Федором Рюкертом, возможно, самым талантливым из всех мастеров-эмальеров в дореволюционной России, на коробке изображена картина «Витязь на распутье» известного русского художника Виктора Васнецова (1848–1926). Другие основные моменты включают впечатляющий серебряный чайный сервиз работы Андрея Брагина, Санкт-Петербург, 1894 г., из частной коллекции Филадельфии (оценочная стоимость 25 000–45 000 долларов).

Из коллекции дворянина представлены русские серебряные и эмалированные соляные троны с образцами работ выдающихся русских мастеров-серебряников Хлебникова и Овчинникова. Используемые в традиционной русской приветственной церемонии хлеба-соли, эти народные соляные троны искусно украшены местным орнаментом и народными поговорками (прим.диапазон 500-2500 долларов).

Публика приглашается на выставку с субботы, 26 января, до понедельника, 28 января. Дойл находится по адресу 175 East 87th Street в Манхэттене. Каталог доступен в Интернете по адресу Doyle.com

.

Три процента

Заказы на перевод [Granta]

Чад Пост | 23 июня 2021 г. | Статьи | 1 комментарий

Вслед за первыми двумя сообщениями о последнем выпуске Granta «Лучшие молодые испаноязычные писатели» я решил попытаться еще раз попытаться определить успех, на этот раз через призму переводчиков, включенных в два выпуска. Это может быть наиболее противоречивый подход на сегодняшний день (I …

TMR 16.10: «Трое мужчин и женщина-конгрессмен» [2666]

Чад Пост | 13 декабря 2021 г. | Двухмесячный обзор | 0 комментариев

Чад и Брайан разбираются в переплетенных повествованиях, которыми завершается «Часть о преступлениях», обсуждая мысли Мишеля Бутора о детективных романах (из «Уходящего времени») и «правила», изложенные в «20 основных сюжетах: и как их построить против» 2666 .Несколько интересных наблюдений о том, что такое ядро…

Три процента # 186: Итальянская научная фантастика

Чад Пост | 1 июня 2021 г. | Подкаст «Три процента» | 1 комментарий

В этом специальном выпуске Чад беседует с Рэйчел Кордаско о новом проекте «Три процента», в котором кураторами являются переводчики. В течение следующего месяца мы будем публиковать посты различных типов — выдержки, профили, чтения, короткие подкасты, видеоклипы — с использованием пяти работ . ..

Эдит Брук: рассказывая о Холокосте, пока она не сможет

Чад Пост | 8 июля 2021 г. | Обзор книги | 0 комментариев

Il Pane Perduto Эдит Брук (La Nave di Teseo, 2021) Обзор Жанны Боннер Когда Эдит Брук было 12 лет, ее депортировали в Освенцим, где сразу же разлучили с матерью в жестокой сцене.В своих новых мемуарах Брук пишет, что позже, после того, как ее выдернули, другой заключенный…

База данных перевода перемещена!

Чад Пост | 31 января 2019 г. | База данных переводов | 0 комментариев

Как вы можете прочитать в этой статье Publishers Weekly, база данных переводов больше не обновляется на этом сайте. Я надеюсь время от времени загружать электронные таблицы со всеми данными, но на данный момент здесь вы можете получить самые свежие данные о том, какие заголовки публикуются в формате …

Премия за лучшую переведенную книгу 2021 года

Чад Пост | 17 ноября 2020 г. | Премия за лучшую переведенную книгу | 0 комментариев

В течение прошлого года мы (в основном я и Патрик Смит) обсуждали, как изменить награду за лучшую переведенную книгу, чтобы она продолжала служить международному литературному сообществу таким образом, чтобы дополнить другие крупные награды за перевод.Когда грянула пандемия и мир пошел дальше…

Международные аукционисты и оценщики Джексона

Сертифицированный штат экспертов компании Jackson работает на ультрасовременных объектах, поддерживаемых лучшими ресурсами, доступными в отрасли на сегодняшний день. Эти ресурсы направлены на достижение одной цели: превосходные результаты для наших клиентов.

За последние 40 лет компания Jackson’s приобрела известность на национальном и международном уровнях благодаря своей репутации, основанной на честности, опыте, надежности, учености и сердечном, эффективном, ориентированном на результат обслуживании.Имея почти полвека в аукционном и оценочном бизнесе, мы уверены в своей способности удовлетворительно удовлетворить потребности как новичков, так и опытных профессионалов. Для Jackson’s мир действительно является нашим рынком!


Российский производственный отдел


Азиатский производственный отдел

[email protected]
Азиатское производственное управление
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Департамент американского искусства

[email protected]
Отдел американского искусства
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Отдел европейского искусства

europeanart@jacksonsauction. com
Отдел европейского искусства
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Отдел старых мастеров

[email protected]
Департамент старых мастеров
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Духовный отдел

[email protected]
Церковный департамент
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Отдел художественного стекла и фарфора

artglass@jacksonsauction. com
Отдел художественного стекла и фарфора
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Отдел декоративно-прикладного искусства

декоративное искусство @ jacksonsauction.com
Департамент декоративного искусства
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Мебельный отдел

[email protected]
Отдел мебели
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Западный и военный отдел

westernmilitaria@jacksonsauction. com
Western & Militaria Department
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Отдел кукол и игрушек

[email protected]
Отдел кукол и игрушек
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Эфемерный отдел

[email protected]
Ephemera Department
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


Отдел ювелирных изделий и монет

jewelrycoins@jacksonsauction. com
Отдел ювелирных изделий и монет
Jackson’s International
2229 Lincoln Street
Cedar Falls, IA 50613
319-277-2256

Контакт

Запрос оценки


древних круглых червей якобы воскресли из вечной мерзлоты России | Умные новости

Исследователи утверждают, что они «разморозили» двух древних нематод, которые начали двигаться и есть.Если претензии подтвердятся, это будет научное открытие на века. Шатилович и др.

За последние годы в вечной мерзлоте сибирского центра России было сделано множество впечатляющих находок. В сентябре прошлого года местный житель, бродивший по берегу реки в республике Якутия, обнаружил останки вымершего львенка возрастом примерно 50 000 лет, почти идеально сохранившиеся в вечной мерзлоте. В 2015 году российские ученые наткнулись на столь же хорошо сохранившиеся останки двух древних львят Уяна и Дины.

Теперь, как сообщает Siberian Times , холодная земля Якутии сделала еще одно революционное открытие: две нематоды, или круглые черви, сохранявшиеся в арктической вечной мерзлоте около 40 000 лет, якобы вернулись к жизни после того, как исследователи «разморозили» их. Если это утверждение окажется правдой, это утверждение, недавно внесенное в журнал Doklady Biological Sciences , сделает круглых червей самыми старыми живыми животными на Земле, побив рекорд самого длительного времени, в течение которого животное может выжить при криогенной консервации.

Согласно New Atlas ’ Майкл Ирвинг, группа российских ученых, работающих в сотрудничестве с Принстонским университетом, обнаружила жизнеспособные образцы при анализе более 300 образцов почвы, взятых из арктической вечной мерзлоты. Один из образцов был извлечен из беличьей норы, расположенной в обнажении Дуванный Яр, и датируется примерно 32 000 лет назад. Более старый образец, датируемый примерно 41 700 лет назад, был найден в ледниковых отложениях у реки Алазея. Обе нематоды считаются самками.

Ирвинг пишет, что черви изначально хранились в лаборатории при температуре -4 градуса по Фаренгейту. Позже образцы были разморожены в чашке Петри вместе с культурой обогащения, предназначенной для стимулирования их роста. Проведя несколько недель, греясь в своей новой среде с температурой 68 градусов по Фаренгейту, нематоды, несмотря ни на что, начали двигаться и есть.

«Наши данные демонстрируют способность многоклеточных организмов переживать длительный (десятки тысяч лет) криобиоз в условиях естественной криоконсервации», — говорится в заявлении ученых.«Очевидно, что эта способность предполагает наличие у плейстоценовых нематод некоторых адаптивных механизмов, которые могут иметь научное и практическое значение для смежных областей науки, таких как криомедицина, криобиология и астробиология».

Робин М. Гиблин-Дэвис, нематолог и исполняющий обязанности директора Исследовательского и образовательного центра Университета Флориды в Форт-Лодердейле, говорит Эду Каре из Gizmodo , что подвиг теоретически возможен. Он сказал, что черви, если «защитить их от физического повреждения, которое может поставить под угрозу их структурную целостность во время их замораживания,… должны быть в состоянии возродиться после оттаивания/регидратации», но предупреждает, что «древние образцы» команды могли быть заражены современными организмами. .

Хотя российские ученые и признают возможность такого заражения, они считают его маловероятным. Согласно исследованию, команда следовала процедурам, разработанным для обеспечения полной стерильности, и утверждает, что глубина, на которой были закопаны нематоды — 100 футов и 15 футов ниже поверхности — исключает возможность включения современных организмов. Как объясняет Майк Макрей из Science Alert , нематоды обычно не закапываются глубоко в сибирскую вечную мерзлоту, поскольку сезонное таяние достигает глубины всего около трех футов.

Это не первый случай, когда исследователи якобы воскрешают давно умершие организмы; в 2000 году команда заявила, что возродила бактерии возрастом 250 миллионов лет, хотя это экстраординарное заявление требует дополнительных доказательств, прежде чем научное сообщество искренне примет его. Тем не менее, новое объявление, которое сосредоточено на многоклеточных организмах, а не на одноклеточных бактериях, знаменует собой важную веху для ученых. Макрей сообщает, что нематоды ранее возрождались после 39 лет покоя, в то время как их близкие родственники, тихоходки (или водяные медведи), были успешно возрождены после примерно 30 лет пребывания на льду.

Байрон Дж. Адамс, нематолог из Университета Бригама Янга, сообщает Каре из Gizmodo , что утверждения исследователей осуществимы, но он считает, что необходимо провести дополнительные испытания, чтобы окончательно оценить возраст червей. Его особенно интересует, что древние черви могут рассказать об эволюции своего вида, отметив, что «через 40 тысяч лет мы должны ожидать обнаружения значительных различий в эволюционном расхождении между древними и современными популяциями.

Если новые данные подтвердятся, они дадут реальную надежду на возрождение таких же древних организмов. Возвращение шерстистого мамонта может остаться в далеком будущем, но пока у нас есть два круглых червя возрастом 40 000 лет, которые зажгут наши мечты о возрождении плейстоцена.

Животные Моллюски, Черви, Губки, Морские звезды Россия Странные животные

Рекомендуемые видео

Российский аналитик, работавший над досье Стила, не признает себя виновным по федеральным обвинениям. по всем пяти пунктам в среду.

Игорь Данченко, 43-летний гражданин России, предстал перед федеральным окружным судом в Александрии, штат Вирджиния. Окружной судья США Энтони Тренга назначил предварительный суд над Данченко на 18 апреля 2022 года.  

После ареста на прошлой неделе Данченко был освобожден под залог в размере 100 000 долларов, и он останется на свободе до суда.

Обвинения против Данченко вытекают из продолжающегося широкомасштабного расследования специальным прокурором Джоном Даремом истоков расследования ФБР возможных связей между бывшим президентом Дональдом Трампом и Россией.

Данченко работал с Кристофером Стилом, бывшим офицером британской разведки, стоявшим за спорным досье о Трампе и России, и федеральные прокуроры заявили, что Стил «полагался в первую очередь» на Данченко в сборе информации, которая легла в основу обвинений, содержащихся в досье. .

Игорь Данченко покидает здание суда США в Александрии, штат Вирджиния, в четверг, 4 ноября 2021 года. Мануэль Бальсе Сенета / AP

Данченко предположительно солгал федеральным правоохранительным органам об источниках информации, которую он предоставил фирме Стила, которая затем была включена в досье, и пять раз делал ложные заявления ФБР в период с марта 2017 года по ноябрь 2017 года, согласно обвинительному заключению.

В одном случае Данченко предположительно солгал о своем общении с неназванным руководителем отдела по связям с общественностью относительно утверждений, содержащихся в досье. Прокуратура заявила, что Данченко анонимно направил по крайней мере одно обвинение в отчете исполнительной власти, которая, как утверждается, имела тесные связи с Демократической партией и работала советником в предвыборной кампании Хиллари Клинтон в 2008 году.

До того, как его представили Стилу в 2010 году и наняли в качестве подрядчика его следственной фирмы, Данченко несколько лет работал аналитиком в Брукингском институте, где, согласно обвинительному заключению, занимался геополитическими вопросами России и Евразии.

Так называемое «досье Стила» представляло собой сборник исследовательских заметок оппозиции, содержащих недоказанные заявления о Трампе и его президентской кампании 2016 года, некоторые из которых с тех пор оказались ложными. Некоторые из обвинений, содержащихся в документе, были процитированы следователями ФБР в ходатайстве о получении ордера на арест Картера Пейджа, бывшего советника предвыборного штаба Трампа, в октябре 2016 года, а затем в последующем возобновлении наблюдения.

Стил был нанят примерно в июне 2016 года базирующейся в Вашингтоне следственной фирмой Fusion GPS для изучения возможных связей между мистером Стилом.Трамп и Россия. Fusion GPS, в свою очередь, была нанята юридической фирмой Perkins Coie, которая представляла Национальный комитет Демократической партии.

Паулина Смолински внесла свой вклад в этот отчет.

Актуальные новости

Загрузите наше бесплатное приложение

Для последних новостей и анализа Загрузите бесплатное приложение CBS News

«Каспийское чудовище», экраноплан типа «Лун», поднимается из могилы странно, возможно, больше дома под водой, чем в воздухе.Это определенно не похоже на то, что когда-либо могло летать.

Но он летал, хотя и давным-давно.

Еще в июле 2020 года, после более чем трех десятилетий бездействия, Каспийское морское чудовище, один из самых привлекательных летательных аппаратов, когда-либо созданных, снова отправился в путь, который, скорее всего, был его последним путешествием. .

Флотилия из трех буксиров и двух судов сопровождения, медленно маневрируя вдоль берегов Каспийского моря, за 14 часов доставила свой крупногабаритный специальный груз к месту назначения — участку побережья у самой южной точки России.

Именно здесь, рядом с древним городом Дербентом, в российской республике Дагестан, 380-тонный «Экраноплан класса Лунь» нашел свой новый и, скорее всего, окончательный дом.

Последний в своем роде корабль, плававший в водах Каспия, «Лунь» был заброшен после распада Советского Союза в 1990-х годах и обречен ржаветь на Каспийской военно-морской базе, примерно в 100 километрах (62 мили) вверх по побережью от Дербента. .

Но, прежде чем он успел кануть в Лету, его спасли благодаря планам превратить в туристическую достопримечательность.По иронии судьбы, это происходит как раз в то время, когда эта необычная концепция морского корабля может вернуться.

Скорость и скрытность

380-тонный «Экраоноплан» класса «Лунь» впервые за 30 лет сдвинулся с места.

Муса Салгереев/ТАСС/Getty Images

Экранопланы, также известные как «экранопланы», представляют собой нечто среднее между самолетами и кораблями. Они движутся по воде, фактически не касаясь ее.

Международная морская организация классифицирует их как корабли, но на самом деле они получают свои уникальные высокоскоростные возможности из-за того, что скользят по поверхности воды на высоте от одного до пяти метров (от трех до 16 футов). .

Они используют аэродинамический принцип, называемый «эффектом земли».

Это сочетание скорости и малозаметности — их близость к поверхности во время полета затрудняет их обнаружение радаром — привлекло внимание советских военных, которые экспериментировали с несколькими вариантами концепции во время холодной войны.

Их размещение на огромном внутреннем водоеме между Советским Союзом и Ираном привело к тому, что они получили прозвище «Каспийское чудовище».

Экраноплан «Лунь» был одним из последних проектов советского экраноплана. Длиннее суперджамбо Airbus A380 и почти такого же роста, несмотря на размер и вес, Lun был способен развивать скорость до 550 километров в час (340 миль в час) благодаря восьми мощным турбовентиляторным двигателям, расположенным на его коротких крыльях.

Эта грозная машина могла взлетать и садиться даже в штормовых условиях, при волнах до двух с половиной метров. Его предполагаемая задача заключалась в проведении молниеносных атак с моря с помощью шести противокорабельных ракет, которые он нес в пусковых трубах, расположенных в верхней части его корпуса.

Звездный аттракцион

Люблю, когда собирается экраноплан.

Муса Салгереев/ТАСС/Getty Images

Перевезенный в Дербент экраноплан является единственным в своем классе, построенным и введенным в эксплуатацию в 1987 году. на продвинутой стадии завершения, когда в начале 1990-х годов вся программа была отменена, а существующий Лунь выведен из эксплуатации.

После 30 с лишним лет бездействия вернуть этого морского зверя в движение было непростой задачей, требующей помощи резиновых понтонов и тщательно скоординированной хореографии с участием нескольких судов.

Лунь станет звездой запланированного в Дербенте «Парка Патриот», военного музея и тематического парка, в котором будут представлены различные виды советской и российской военной техники.

Тогда, в ноябре, российское информационное агентство ТАСС цитировало местного мэра, который указал в качестве возможной даты открытия летний сезон 2022 года.

Все это время Лун буквально выброшен на берег в ожидании, когда вокруг него построят музей.

Тот факт, что этот гигантский экраноплан еще официально не открыт для посетителей, а пляж, на котором он стоит, технически закрыт, не помешал ему сразу же стать магнитом для туристов. трудно сопротивляться многим российским туристам, которые из-за ограничений на международные поездки, связанные с Covid, стекаются в Дагестан в этом году.

Лунь не только стал фаворитом в Instagram (просто отметьте #лунь), но и некоторым блогерам даже удалось проникнуть внутрь.

Денис Абрамов/Sputnik/AP

Дербентский парк «Патриот» после открытия станет не единственным российским музеем, где выставлен экраноплан. Экраноплан класса «Орленок» гораздо меньшего размера можно найти в Музее ВМФ в Москве.

В то время как экранопланы потеряли популярность в последние несколько десятилетий, эта концепция переживает возрождение в конце

Разработчики в Сингапуре, США, Китае и России работают над различными проектами, направленными на возвращение экранопланов к жизни. , хотя и с более мирными целями.

Сингапурская компания Wigetworks надеется создать современную версию экраноплана.

Предоставлено Wiget Works

Одним из них является сингапурская компания Wigetworks, чей прототип AirFish 8 основан на наработках, сделанных немецкими инженерами Ханно Фишером и Александром Липпишем во время холодной войны.

Компания Wigetworks приобрела патенты и права на интеллектуальную собственность и приступила к попыткам улучшить и обновить эти более ранние разработки, чтобы создать современный экраноплан.

Также в Азии впервые полетел китайский экраноплан Xiangzhou 1 в 2017 году, хотя об этом проекте мало что известно.

Дроны-доставщики

Компания Flying Ship разрабатывает беспилотный экраноплан.

Предоставлено компанией Flying Ship Company

В США стартап The Flying Ship Company, поддерживаемый частными инвесторами, работает над созданием беспилотного экраноплана для перемещения грузов на высокой скорости. Подумайте о беспилотных дронах-доставщиках, но над водой.

Проект находится на ранней стадии, хотя основатель и генеральный директор Билл Петерсон сообщил CNN, что его команда планирует реализовать этот проект в течение семи лет.

И Россия, родина экранопланов, не отказалась от этой концепции.

За последние несколько лет было рекламировано несколько проектов, но ни один из них еще не прошел стадию проектирования.

Бериев, создатель реактивных самолетов-амфибий, выступил с концепцией Бе-2500, а совсем недавно российские СМИ сообщили, что в разработке находится военный экраноплан нового поколения, предварительно названный «Орлан».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *