Славянские мифологические существа
Для многих словосочетание «славянские монстры» звучит немного дико, так как в нашем представлении монстр – это что-то явно, связанное с Голливудом и фильмами в стиле хоррор. Русалки, лешие, водяные, кикиморы – персонажи, знакомые с детства, которые в большинстве случаев вызывают улыбку и напоминают о старых добрых сказках. Почему-то славянские мифические существа незаслуженно забыты и несколько обделены вниманием. Если кто-то вспоминает монстров, то на ум приходят зомби, вампиры, драконы, но если разобраться, то наши «родные» древние существа смогут дать немалую фору западным тварям, которые относительно славянских существ будут казаться Зайками из Зверополиса. В славянских языческих легендах мифические существа – это не Домовенок Кузя или Водяной из старого мультфильма, а настоящая нечисть, которую боялись и уважали.
На сегодняшний день практически нет ни одного достоверного оригинального источника, в котором бы были четко описаны славянские мифические существа. Часть источников затерялась в веках, часть была уничтожена безвозвратно после Крещения Руси. В большинстве случаев все, что до нас дошло – это легенды, сказания и образы в старых сказках. Если говорить об источниках, то некоторые упоминания о славянских существах можно встретить в работах датского историка Саксона Грамматика и немецкого историка Хелмолда. Также часть информации можно найти в сборнике «Веда Словена» — сборнике болгарских ритуальных песен. Важно понимать, что церковные источники и летописи в качестве материала, на котором можно основываться, не особо подходят, так как во времена насаждения христианства знания искоренялись. Но это не значит, что о славянских мифических существах ничего неизвестно, наоборот, легенды, былины и сказки способны рассказать очень много, если научиться читать между строк.
Книга ВелесаОдним из источников, на который часто ссылаются ученые, изучающие древнеславянскую культуру, является «Книга Велеса» или, как ее часто называют, «Велесова Книга» или дощечки Изенбека. Стоит сказать, что этот источник на протяжении длительного времени выдавался за оригинальный памятник мифологии и истории древних славян, который датировался 7-9 веками нашей эры.
Текст этой книги был вырезан или выжжен на небольших дощечках из дерева, причем часть дощечек просто сгнила. Если верить легендам, то «Книга Велеса» была обнаружена под Харьковом в 1919 году. Но в то время в стране были достаточно неспокойные времена, и Книга была вывезена в Брюссель, где ее передали для тщательного изучения слависту Миролюбову. С книги
было сделано несколько копий, но в середине 1941 года во время наступления нацистской Германии таблички были навсегда утрачены. По одной из версий «Книга Велеса» хранится в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, по другой – вывезена в США после войны, но точных данных нет или же они засекречены.
Стоит сказать, что еще с момента находки подлинность этой «книги» подвергалась сомнению, а недавно ученые смогли доказать, что те копии, которые имеются – это фальшивка, выполненная искусными мастерами в середине прошлого века. Текст книги написан на нескольких славянских наречиях, и в ней описаны некоторые моменты из жизни древних славян. Естественно, «Книга Велеса» не является достоверным источником, но многие ученые и историки основываются в своих трудах на ней.
Славянские мифические существа и их особенностиЕсли обратиться к славянской мифологии и истории, то разнообразию древнеславянских существ смогут позавидовать многие европейские культуры. По приблизительным расчетам история древнеславянского «зоопарка» может иметь возраст от 3000 до 9000 лет до нашей эры, но это гипотеза.
Интересно то, что в славянских племенах не было единой системы мифических существ, так как в каждом регионе славяне верили в разных персонажей. Из-за географического положения в мифологии древних славян практически не было горных или морских чудищ, но зато лесной и речной нечисти было предостаточно. Часть славянской нечисти появилась немного позже, после Крещения Руси, причем она была заимствована из греческих легенд и внедрена в мифологию славян, образовав при этом хитросплетение верований и мифов. В любом случае потомкам славян будет, как минимум, интересно узнать о мифических существах в славянской культуре.
АлконостОдин из примеров слияния верований – Алконост. Это сказочное существо пришло в славянскую культуру из греческой мифологии, где упоминается Алкиона, жена фессалийского царя Кеика, которая после того, как узнала о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу алкион (она больше известна нам под названием зимородок). В русской интерпретации слово звучит как Алконост, что означает «алкион есть птица».
В славянской мифологии Алконост представляет собой райскую птицу, имеющую сладкий благозвучный голос. Птица откладывает яйца на морском побережье, а затем перекатывает их в море, которое моментально успокаивается на неделю, а после того, как появляются птенцы, начинается сильный шторм. Часто Алконост связан не только с языческими верованиями, но и с православными традициями, где он считается посланником Бога, спускающимся с небес для того, чтобы сообщить людям волю небес.
Анчутка
Анчутка является мелким злым духом, ростом всего несколько сантиметров. Тело Анчуток покрыто черной шерстью, а головы – лысые. Одна из особенностей таких существ – отсутствие пяток. Наши предки верили, что вслух произносить название этого злого духа не стоит, так как он сразу же откликается и предстанет перед человеком. Обитают Анчутки практически везде – в поле, бане, около ручья, а также недалеко от людей, так как они предпочитают не встречаться с более сильными тварями. С учетом среды обитания анчутки могут быть банными, полевыми, водяными и болотными. Самыми мирными и добрыми считаются полевые духи, банные и болотные любят пошалить, хотя шутки не отличаются добротой, а иногда приводят и к смерти человека. Анчутки, обитающие в бане, пугают людей страшными стонами, могут заставить человека уснуть или потерять сознание. Болотный Анчутка способен схватить купающегося человека за ногу и утащить под воду.
Аспид
Аспид выглядит как крылатый змей, имеющий два хобота и клюв птицы. Он обитает высоко в горах и время от времени прилетает в деревни для того, чтобы поживиться. Аспиды настолько любят скалы, что не садятся на землю, а только на камень, пусть даже небольшой. Победить Аспида обычным оружием нельзя, его можно только сжечь.
АукаАука – маленький пузатый лесной дух с круглыми щеками, любящий попроказничать. Он не впадает в спячку, но любит издеваться над заблудившимися людьми в лесу – отзывается на крик «Ау!» со всех сторон. Страшен тем, что может завести путника в чащу и бросить там погибать.
БабайЭто именно тот самый Бабай, который был причиной страхов многих в детстве. Название «Бабай» происходит от тюркского «баба» — старик. В славянских верованиях (явно заимствованных из воспоминаний о набегах монголо-татарских племен) Бабай не имеет определенного облика, но при этом явно представляет опасность. В северных регионах России Бабай – это страшный злой старик, бродящий бесцельно по улицам, нападающий на всех, причем особенно он страшен для детей, так как они совершенно беззащитны. Возможно, именно поэтому мамы и бабушки так уверенно пугают непослушных детей Бабайкой, которая ходит под окнами.
Баба — ЯгаБаба-Яга – это один из самых известных персонажей славянского фольклора, не раз воспетый в сказках, причем как с отрицательной стороны, так и с положительной. Этимология имени Баба-Яга не совсем понятна, так как оно может походить из тюркского языка, а может быть образовано от древне сербского «ега» — болезнь, недуг. Традиционно Баба-Яга ассоциируется с противной старухой, с растрепанными волосами, носом крючком, «костяной ногой», редкими зубами во рту и длинными неухоженными ногтями. Сразу стоит сказать, что Баба-Яга является неоднозначным персонажем. В большинстве случаев она является отрицательным вредителем, который мечтает «полакомиться человечиной», но при определенных обстоятельствах колдунья готова помочь положительному герою, попарив предварительно в бане и одарив волшебными артефактами, но при условии выполнения определенных заданий для нее.
По сказкам Баба-Яга живет в лесной чаще, где стоит ее избушка на курьих ножках, а территория окружена частоколом из человеческих костей, «украшенным» черепами. В некоторых преданиях и сказках можно встретить упоминание, что запоры в заборе – это руки, а вместо замка используется маленький зубастый рот. Вполне логично, что избушка заколдована, и войти в нее можно только произнеся предварительно заветную фразу, знакомую всем по сказкам.
Стоит сказать, что в европейских сказаниях тоже есть аналог Бабы-Яги, но она обычно просто называется злой колдуньей. Баба-Яга умеет летать при помощи ступы из цельного ствола дерева и метлы. Довольно часто эта ведьма обитает не сама, а черным котом или говорящим вороном, которые активно помогают ей в колдовских ритуалах.
Избушка на курьих ножкахИнтересен тот факт, что избушка, расположенная в лесу, в которой нет ни окон, ни дверей – это не миф, а реальность, так как такие строения можно встретить в Сибири и на Урале, где они строятся охотниками. Такие домики с глухими стенами имеют люк в полу, они приподнимаются на два-три метра над землей и выглядят довольно мрачно. Особенность таких избушек в том, что такая конструкция позволяла защитить охотника от диких животных и спасала припасы от грызунов. В таких хижинах сибирские язычники устраивали своеобразные капища и хранилища каменных идолов. Возможно, кто-то увидел фигурку женского божества в таком строении, и затем придумал миф о Бабе-Яге, живущей далеко в лесу в избушке на курьих ножках.
БанникВполне логично, что дух, живущий в бане, носит имя Банник. В представлении наших предков Банник – это маленький старичок с длинной бородой. Он, как и большинство славянских духов, отличается проказливым нравом, который проявляется в мелких пакостях в бане – люди могут поскользнуться, обжечься, упасть в обморок от жары, ошпариться кипятком, причем в это время в парной слышен треск камней или стук в стену. Больших неприятностей от банника ожидать не стоит, исключение – неправильное поведение людей, моющихся поздно ночью или в праздники. В большинстве случаев Банник помогает людям, так как в бане часто рожали или гадали, а этот дух старался облегчить боль роженице и предсказывал будущее.
Для того чтобы задобрить Банника, наши предки оставляли ему черный хлеб с солью или же закапывали под порогом бани задушенную курицу черного цвета. В банях обитал не только Банник, но и его женская ипостась – Банница или Обдериха, выполнявшая те же функции, что и мужское воплощение.
БерендеиВ мифологии славян Берендеи – это люди, которые оборачиваются в медведя. Чаще всего это очень сильные колдуны или люди, заколдованные ими. Для того чтобы вернуть человеку первоначальный человеческий облик, необходим был магический ритуал заколдовавшего его колдуна или его смерть. В зависимости от того, кем был Берендей – колдуном или заколдованным человеком, он мог как причинять зло людям, заводя их в чащу, так и помогать в сложных ситуациях.
БерегиниНазвание Берегиня можно встретить и сегодня, но в мифологии древних славян Берегини – это добрые водные духи в облике женщин. Живут такие духи на берегах рек, способны предсказывать будущее, но самое главное – Берегини спасают маленьких детей, за которыми никто не присматривает или они упали в воду. Наши предки очень сильно верили в Берегинь (само название может толковаться двояко – и «живущие на берегу», и «оберегающие»). Сложно сказать, как они выглядели в представлениях наших предков, так как некоторые исследователи ассоциируют их с русалками, а некоторые – с бестелесными духами-помощниками. Стоит сказать, что славянские обереги тесно связаны именно с Берегинями, которые охраняли детей от неприятностей.
ВолколакВолколак – это славянский аналог оборотня или перевертыша. В самом общем случае – это человек, имеющий способность превращаться в волка (реже – в медведя). Стать таким оборотнем человек мог добровольно или против своей воли. Колдуны для того, чтобы приобрести силу и скорость дикого зверя, превращались в волколака сознательно, проведя магический ритуал или произнеся соответствующее заклинание. Традиционным ритуалом считалось, что колдун должен перекувыркнуться через пень или двенадцать ножей, которые предварительно втыкались в землю острием вверх, но при этом была одна особенность – если в то время, пока чародей находился в облике зверя, кто-то вынет хоть один нож, то колдун навсегда останется волком и не сможет вернуть себе человеческий облик. Древние славяне считали, что человек мог стать волколаком после проклятья, и в таком случае сам он не сможет вернуть человеческое обличье, но снять проклятье можно – человека необходимо накормить едой, над которой были произнесены молитвы и проведен особый ритуал, одеть на него накидку из крапивы, и при этом не боятся сопротивления волколака, старающегося сильно сопротивляться.
ВодянойВодяной – это ни злой, ни добрый дух. Он своеволен, охраняет свой водоем, но при этом он не лишен чувства юмора, так как при первой же возможности он постарается подшутить над человеком, который пришел к озеру или пруду. В представлении наших предков Водяной – это старик с длинной бородой и рыбьим хвостом вместо ног, с зелеными или синими волосами и глазами, напоминающими рыбьи. В течение дня Водяной старается не покидать дно водоема, а после того, как восходит Луна, он поднимается ближе к поверхности. По поверхности водоема этот дух любит передвигаться верхом на громадном соме. Чаще всего Водяной живет в больших пресноводных водоемах – реках, озерах, болотах, но иногда может являться в близлежащих селениях. В водоеме он отдает предпочтение самым глубоким местам или местам, где имеется сильное круговое течение, например, водовороты, участки около водяных мельниц.
Самое ценное для Водяного – его водоем, за который он готов утопить или сильно покалечить тех, кто относится к нему непочтительно. Но подобное отношение к людям не всегда – он может и наградить человека, даровав ему богатый улов, хотя нередки случаи, когда рыбак мог уйти без единой рыбки. Водяной любит и пошутить над людьми – пугает их по ночам страшными криками и стонами, может превратиться в утопленника или младенца, а после того, как его затянут в лодку и вытащат на берег, он открывает глаза и со зловещим хохотом ныряет обратно в водоем.
Водяной – это семейный дух, он имеет множество жен – русалок. Люди, которых дух утягивает на дно, служат ему, развлекают различными способами, выполняют его поручения веками, но имеется и способ, как можно откупиться от Водяного – отдать ему своего первенца. Бороться с Водным в воде бесполезно, но его можно отпугнуть железным или медным предметом, но стоит быть готовым к тому, что дух еще больше разозлится. Поэтому наши предки предпочитали не злить Водяного, а если он все же начал сердиться, то пробовали его задобрить – бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь черное животное.
ВолотУпоминания о волотах довольно редко можно встретить, но тем не менее, это малочисленная раса великанов, обладающих громадной силой, жившая на территории древней Руси. Считалось, что эта раса была преобладающей, но постепенно она была вытеснена людьми. Наши предки считали волотов своими предками, поэтому неудивительно появление исконно русских богатырей. Волоты – это народ не особо контактный, поэтому они обитали в местах, куда трудно добраться – высоко в горах, глубоко в лесах или далеко в степях. Визуально волоты очень похожи на людей, но в несколько раз больше.
ВурдалакиВурдалаки – это живые мертвецы, которые поднимаются из могил. Наши предки верили, что для того, чтобы поднять мертвецов, необходим сильный колдун, который обязательно должен провести кровавый ритуал. Вурдалаки, как и другая нежить, способны пить кровь, а если собираются в своеобразные стаи, то опустошают целые деревни и даже регионы. Изначально они нападают на своих родных и знакомых, увеличивая тем самым свое количество. Бороться с ними древние славяне предпочитали, доверяя этот процесс специально обученным дружинам и ведунам.
ГамаюнГамаюн – это сказочная женщина-птица, обладающая сверхъестественными силами. Основное предназначение Гамаюна – предсказывать будущее, поэтому в нашей культуре и имеется пословица «Гамаюн – птица вещая». Этой птице приписывалось умение управлять погодой. В преданиях наших предков была примета – если такая птица летит со стороны восхода, то за ней обязательно придет буря.
ГорынычЕстественно, каждый слышал о Змее Горыныче – во многих народных сказках есть упоминание о нем. В древнеславянской культуре Змей Горыныч является собирательным образом всех драконоподобных существ, хотя к драконам, которые упоминаются в западноевропейской или восточной культуре, он отношения не имеет, но некоторые черты все же присутствуют. Отличительная особенность Горыныча – несколько голов, причем их количество может различаться, но чаще всего упоминается три головы. Интересно то, что если у такого змея голов больше, чем три, то он обязательно участвовал в серьезных сражениях, где терял голову, вместо которой вырастало еще три. Тело Горыныча покрыто красной или черной чешуей, на лапах имеются громадные саблевидные когти, обязательно змей имеет крылья, дающие ему не только свободу передвижения, но и преимущество во время битвы. Одна из уникальных способностей такого змея – извержение огня. Чешуя – это непробиваемая броня, которую можно пробить только магическими артефактами или заколдованным оружием. Кровь змея может обжечь, а если ее пролить на землю, то можно получить эффект, как от современного напалма – на выжженной земле ничего не растет столетиями. Змей Горыныч может отращивать утраченные конечности и даже головы (этим свойством регенерации он явно походит на гигантскую рептилию). Немаловажным моментом является то, что змей обладает не просто разумом, но и многовековой мудростью, поэтому часто в сказках он может спокойно разговаривать с богатырями и даже давать им советы.
Дивьи людиУпоминания о дивьих людях можно встретить не так часто, как, например, о водяном, но все же в некоторых легендах и сказаниях можно найти информацию о том, что это полулюди с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Для того чтобы передвигаться, дивьи люди складываются пополам. Древние славяне считали, что такие существа обитают где-то на краю света, размножаются искусственным путем – они выковывают себе подобных из железа. Наши предки их не особо любили, так как дым их кузниц приносит в славянские поселения мор, оспу, лихорадку и другие опасные болезни.
ДомовойЭто, пожалуй, одно из самых известных и почитаемых до сих славянских существ, в существование которого многие верят и сейчас. Домовой – это один из немногочисленных добрых духов в верованиях славян. Он настоящий хранитель дома и всего, что в нем имеется. Выглядит он как старик ростом 20-30 см с большой бородой. Бытует мнение, что чем старше домовой, тем он выглядит моложе, так как они рождаются стариками, а умирают младенцами. Главный покровитель домовых – Велес, подаривший им ряд уникальных способностей, например, предсказание будущего, мудрость, возможность излечивать от недугов людей и животных.
Домовой живет в каждом доме, причем он выбирает укромные места – за печкой, под порогом, на чердаке, в углу. Одно из основных предназначений домового – защита семьи и всех обитателей дома от злых духов, напастей, хворей. Если в семье есть домашние животные, то этот добрый дух присматривает за ними, особенно за лошадьми. Для домового очень важно, чтобы в доме был порядок и чистота, и он терпеть не может, если в доме кто-то лентяйничает и ничего не хочет делать. Но больше всего домовому не нравится, если обитатели дома ссорятся или не уважают его. Домовой, который рассердился, сразу сигнализирует своим хозяевам, что он не в духе – стучит дверьми и окнами, не дает нормально выспаться, издает страшные звуки, а иногда просто щипает человека, в результате чего на его теле остаются синяки и ссадины. В некоторых ситуациях, когда домовой особенно рассержен, он может бить посуду, оставлять неприличные надписи на стенах и даже устраивать небольшие пожары. Но при этом особого вреда домовой не причиняет, хотя и любит проказничать без особой необходимости.
ДрекавацУпоминания об этом полузабытом существе можно найти в сказаниях южных славян. Но, увы, его точного описания нет – кто-то считает его животным, кто-то – птицей, а у западных славян существует легенда, что Дрекавац – это неупокоенная душа мертвого некрещенного младенца. Независимо от того, как его представляют, все сходятся в одном – Дрекавац жутко кричит. В это существо больше верят в Сербии, где в дрекавака верят не только дети, но и взрослые, периодически слышащие его истошный крик, от которого в жилах стынет кровь. Еще одним свидетельством того, что славяне верили в это существо, был раненый скот с ранениями, характер которых не позволял установить, какой хищник на него напал.
Жар-птицаЭтот образ знаком многим из детства – красивая сказочная птица с ослепительным оперением. Для многих героев русских сказок основная задача была добыть перо этой дивной птицы. Для древних славян птица была не совсем реальным существом, а скорее образом, олицетворявшим огонь, свет, солнце, а в некоторых случаях тайное знание. Самым ближайшим сородичем Жар-Птицы принято считать птицу Феникс, который возрождается в огне. Говоря о Жар-Птице нельзя не упомянуть о птице Рарог – огненном Соколе, который изображен на гербе Рюриковичей. Если посмотреть на изображение пикирующего сокола, то можно увидеть, что он очень сильно напоминает трезубец.
ЗдухачГоворя о мифических существах древних славян, нельзя не упомянуть о людях, которым приписывались не просто магические силы, но и возможность повелевать природой. Практически в каждом древнеславянском поселении был колдун и ведьма, защищавшие всех жителей от злых духов и нечисти. Самыми сильными и уважаемыми были здухачи – люди, обладавшие невиданной сверхъестественной силой, которую они использовали для защиты своей деревни. По мнению ученых здухачи – это несколько видоизмененные шаманы, умевшие входить в транс и налаживать контакт с потусторонними силами. Возможно они просто выдумка, но наши предки верили, что здухачи – это материализованные духи, способные как помочь, так и наказать.
ЗлыдниВ старославянском языке слово «злыдни» означает «нужда» и «бедность», а в мифологии злыдни – это небольшие демоны, которые враждебно настроены к человеку. Наши предки верили, что такие демоны невидимы и сидят на плечах человека, принося ему беды и несчастья, а также мешают принимать ему верные и осмысленные решения, в результате чего человека преследуют несчастья. Часто можно встретить упоминания о том, что синонимами или другими именами таких демонов считаются Недоля, Горе-Злосчатье, Лихо, Беда.
Злыдень невидимый, но его можно прекрасно услышать, особенно в том случае, если он поселился в доме. Важным моментом является то, что Домовой всегда старается не допустить попадания Злыдня в дом, который если попадет, то строит всяческие козни против его обитателей. Селятся злыдни группами – им так проще причинять неудобства человеку. До того, как попасть в дом, Злыдни обитают около водоемов, где сидят и ждут момента, когда мимо пройдет человек, за которым можно увязаться и попасть к нему в жилище.
Сказочные чудовища и мифические существа славянской мифологии (Фото)
Странные существа из славянского фольклора, о которых знают далеко не все.
«Славянские монстры» — согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные — все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться мелкими пакостниками.
[news_post name=» img=» align=’left’]
Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.
До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили еще давным давно. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных славянских народов?
Славянские мифические существа, которые обитают в болоте (Фото)
Существа славянской мифологии
Алконост — чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от птицы Сирин.
Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь алконост проводит в Ирии, и лишь девушки-алконосты раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца, потому в мифологии алконостов изображают именно с женским лицом.
[news_post name=» img=» align=’left’]
Яйца алконост откладывает в воду на самое дно, чаще всего выбирает берег моря, но также подходят и крупные реки. На дне яйца пребывают в течение 7 дней, после чего они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а алконост-мать поет свои чудесные песни, находясь неподалеку, скрываясь в лесной чаще.
Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле, пока молодняк не наберется достаточно сил для полета в Ирий. Нет четкого указания в какое именно время года алконосты покидают Ирий и спускаются на землю: в одних источниках указывают период зимнего солнцестояния, в других осенние месяцы.
От своего покровителя, бога Хорса, алконосты получили способность управлять погодой вокруг себя, но главная их способность — это сладостный голос. Превосходное пение алконоста способно заставить человека забыть обо всем и лишиться разума.
Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.
Рысь — вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз.
То есть матерая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.Некоторые мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят ее заботливость о своих детенышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несешь?» — ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»
Аспид — крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis — ядовитая змея.
Аука — разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик «Ау!» со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.
Баба-Яга — славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).
Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров — руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве. Происхождение имения «Баба-Яга» неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в возможно, образовано от старосербского «ега» — болезнь.
Банник — дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.
По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).
Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника — банница, или обдериха. В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.
Баш Челик (Стальной человек) — популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.
Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.
Волкодлак — в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож.
Вурдалаки — живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.
Гамаюн
— посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Дивьи люди — полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.
Домовой — в славянской мифологии хранитель домашнего очага, дедушка, хозяин, суседка, доможил, бес-хороможитель, незримый помощник хозяев.
Дрекавак (дрекавац) — полузабытое существо из фольклора южных славян.
Жар-птица — знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями («как жар горят»). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно — знание. Ее ближайший родич — средневековая птица Феникс.
Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварог — бог-кузнец). Огненный сокол, который может также выглядеть, как вихрь пламени. Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем начал походить на трезубец — так появился современный герб Украины.
Злыдни — в восточнославянской мифологии демонические существа, враждебные человеку. У малороссов злыдни это маленькие злые существа или духи, которые остаются невидимыми и приносят дому постоянные несчастья.
Кикимора (шишимора, мара) — злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.
Кощей Бессмертный (Кащей) — один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.
Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек. «Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное.
Леший — лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.
Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.
Лихо одноглазое — дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.
До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.
Песиглавцы — представители дикого и злого племени, обитающего на южных границах славян. Песиглавцы одевали на себя песьи головы и шкуры, отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью.
Русалка — в славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» — мертвец) — детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.
Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши). Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.
Сирин — одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица.
Стратим — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Ховала — существо с двенадцатью глазами, расположенными как бы на невидимом обруче вокруг головы. Когда Ховала идет по деревне, то освещает ее подобно зареву пожара. Одни считают его зловредным, другие утверждают, что лучи из глаз Ховалы способствуют росту растений и скотины.
Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) — раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125-1177) — два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» — компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.
Лучшие русские мифологические существа
FacebookTwitterPinterest
Предки современных россиян были древними славянами, чьи верования были посвящены природе и ее силам. Эти убеждения влияли на жизнь, процветание и их благополучие в целом.
Древние русские считали, что природа и ее окрестности полны сверхъестественных существ. Они верили, что эти существа принесут им удачу, проклянут судьбу, защитят их дом или помогут справиться с жизненными трудностями.
Эти поверья создали эти народные сказки и легенды в русской мифологии, т.е. русский фольклор. Есть множество русских существ и русских чудовищ, которые даже сегодня находятся в центре внимания многих славянских фольклористов.
Верования древних русских строились на темах и сюжетах, господствовавших в мифологии славян и в русских сказках. Однако они все еще присутствуют в современной культуре и религиозных практиках России [1].
Содержание
Русские мифологические существа
Русский фольклор берет свое начало от языческих верований древних славян в дохристианскую эпоху, которые нашли отражение в русских сказках.
Русские былины
Говоря о существах русской мифологии, нельзя не упомянуть былины как одно из вещественных доказательств славянской мифологии.
Былина — традиционная русская устная эпическая поэма, основанная на исторических фактах, но полная фантастических элементов и гипербол.
Слово «былина» означает «то, что было или то, что было раньше».
Большинство историков восточнославянского и русского фольклора считают, что этот жанр возник во времена Киевской Руси, примерно в 10-11 веках.
Древнейшие былины так называемого киевского цикла зафиксированы на Русском Севере. Точнее, в исторически значимом районе Карелии [2].
Перевод русского фольклора
Русские сказки были переведены на английский язык в конце XIX в.века британским ученым и переводчиком Уильямом Ралстоном в его произведении «Русские народные сказки» и писательницей Эдит Ходжеттис в «Сказках и легендах из царской страны».
Поэтические интерпретации
Некоторые русские поэты брали за основу своего творчества славянскую мифологию, создавая поэтические интерпретации классических русских сказок. Они использовали славянских мифологических существ, чтобы создать мир воображения и волнения.
Основоположник современной русской литературы Александр Пушкин также создал оригинальные стихотворения-сказки, ставшие очень популярными.
Мифологические существа и домашние духи
Духи, феи и демоны считались хозяевами леса, поля, воды или дома. Их часто представляли либо в виде стариков, либо в виде сверхъестественных существ, которые защищали людей, их общины или находились под властью злых сил, то есть дьявола.
Языческий русский славянин создал сказки, описывающие несколько видов сверхъестественных существ. Все эти сказки были классифицированы фольклористами.
Покровители дома
Домовой
Среди различных существ был Домовой Эльф, также известный как Домовой, для которого считалось, что он похож на старика, который прячется в вашем доме, но может внезапно появиться и проклясть его.
По старинному поверью, если вы вызовете гнев Домового, он проклянет ваш дом, что приведет к невезению и эпическим несчастьям.
Домовой считался существом, ответственным за все домашнее благополучие и спокойствие.
Дворовой
Дворовой дворовые духи мужского пола. Их название происходит от «dvor», что означает «двор». Так же, как и домовой, они отвечают за заботу о домашнем хозяйстве и его членах.
Дворовой считался счастливым и спокойным. Когда кто-нибудь клал в конюшню какой-нибудь блестящий предмет, кусок хлеба или овечьей шерсти, то Дворовому говорили:
Барин Дворовик, я предлагаю вам этот дар в знак благодарности. Пожалуйста, присматривайте за скотиной и хорошо кормите ее».
Кикимора
В славянской мифологии Кикимора — легендарное существо-чудовище, представленное в виде женского домашнего духа.
Когда Кикимора обитает в доме, она живет за печкой или в подвале и издает жуткие звуки, напоминающие звуки домовых мышей.
Интересен тот факт, что Кикимора была первым традиционным объяснением сонного паралича в русском фольклоре.
Читайте также: Славянские монстры
Духи природы
Считалось, что духи природы защищают людей, но они также были связаны с так называемыми дьявольскими силами разрушения.
Также духов природы часто считали переводимыми из «нечистой» силы природы, связанной с неправильным захоронением и неестественной смертью, т.е. убийством.
Большинство сегодняшних рассказов о природных духах были собраны в конце 19 века в виде сказок из вторых рук.
Баба Яга
Баба Яга — одно из эпических существ русской и славянской мифологии в целом.
Баба Яга (также известная как Баба Яя) — центральный персонаж многих русских народных сказок. Ее история присутствует и в фольклоре, то есть в сказках, которые происходят из Украины и Белоруссии.
В большинстве сказок Яга изображается как старая злая ведьма со ступкой или метлой и пестиком, которая занята погоней, окаменением и поеданием маленьких детей.
Место жительства Бабы-Яги — избушка, стоящая глубоко в лесу. На двери избы конские копыта.
Бабу-Ягу часто изображают врагом детей, но в некоторых историях она изображается как мудрая женщина, которая бросает вызов персонажам, чтобы помочь им обрести мудрость.
Развитие Бабы Яги
Важно отметить, что, по словам Ады Вордсворт, образ Бабы Яги является самым известным из всех славянских фольклорных персонажей.
Бабу Ягу можно встретить в сказках не только России, но и всей Центральной и Восточной Европы. Вордсворт считает, что в этих историях Баба-Яга утратила большую часть своей матриархальной природы после принятия христианства [3].
Леший
Фладриф /DeviantArt.comЛеший — лесной дух, известный как хозяин леса.
Несмотря на то, что во многих рассказах его персонаж имеет многогранную внешность, во всех из них Леси представлен мужчиной.
Вообще Леший изображается стариком. В некоторых случаях мы видим его в виде животного или гриба. Иногда у него даже есть хвост и крылья (как у дьявола).
Легенда о Лешем гласит, что он может принимать разные размеры (карликом или даже великаном) и именно эта сила трансформации считается его высшим качеством.
Он подходит к своему окружению в зависимости от высоты растительности в лесу, где он живет.
Некоторые сказки описывают его как семейного человека с женой и детьми, живущего в дружной семье в деревне.
Другие легенды представляют его как множество существ в лесу. В этих рассказах Леший живет в иерархии, напоминающей общество.
Леший также может упоминаться как персонаж, который не может говорить, а может только издавать птичьи звуки, звуки шелеста листьев или просто хлопать в ладоши.
Наконец, Леший описывается как злой или озорной. Считалось, что если встретишь его, то заблудишься в лесу. Леший также может делать людей больными, красть женщин и детей или есть людей.
Люди думали, что использование креста может быть хорошей защитой от него. Это было то, что классифицировало его как христианского демона или самого дьявола.
Водяной
Водяной, также известный как Водяной, водяной фея из восточно- и западнославянских сказок, который был духовным воплощением душ утонувших людей.
Водяной — водяной дух мужского пола, обитающий на дне морей или озер. Его внешний вид различается в зависимости от истории.
Так же, как и Леший, изображается в виде старика с длинной бородой, иногда белой, синей и даже зеленой.
Большинство легенд изображают его как существо, покрытое слизью с рыбьей чешуей или рыбьим хвостом.
Считалось, что Водяной топит людей и имитирует голоса, чтобы заманивать своих жертв. Считалось, что он меняет свою внешность с той же целью.
Некоторые рассказы представляют его как друга мельников и рыбаков, которые приносят ему подношения в качестве жертвы, которая принесет им удачу из вод, в которых он живет.
Водянный выглядит как злое существо, похожее на дьявола.
Полевой
Полевой — дух полей. Его внешний вид является зеркалом его окружения, что характерно для всех природных духов.
Иногда Полевого описывают как существо с темной кожей и травой вместо волос. Иногда его изображают одетым в белые одежды и сопровождаемым ветром.
Полевой также может быть разного размера (как и Леший), и может быть высоким, как летняя трава, или низким, как стерня после сбора урожая.
Характер Полевого специально не выделен как злобный, но он может заставить людей заблудиться в полях и вообще считается плохой приметой.
Говорят, что лучший способ избежать его — не ходить в поле в полдень, когда солнце слишком жаркое.
Полудница
izandra /DeviantArt.comПолудница — женский полевой дух. Она мифический персонаж, который присутствует в рассказах о славянских странах Восточной Европы.
Полудница изображалась как демоническое существо, воплощенное в образе молодой женщины, одетой в белое, которая бродит по полю и нападает на крестьян и рабочих, работающих в полдень. Считалось, что она вызывает тепловые удары и боли в шее или даже сумасшествие.
Считалось, что Полудница появлялась летом в виде облака пыли или существа, несущего такие инструменты, как коса или ножницы.
Иногда она выглядела как женщина, которая встречала жителей деревни и загадывала им загадки, на которые было так сложно ответить, что в конце концов она убивала их, потому что они не могли дать ответ.
Русалка
Русалка — водяной дух или водяная фея в славянской мифологии. Ее часто сравнивали с понятием нимфы или русалки, встречающимся в других мифологиях.
Это сверхъестественный дух, который живет рядом с водой или внутри нее и часто недоброжелателен к людям. Однако как мифический персонаж она не всегда представлялась таковой.
В первоначальных версиях языческих сказаний она представлялась благожелательным духом. В более поздних версиях русалки изображались опасными, мертвыми существами и проклятыми духами, похожими на молодых женщин.
Духами русалок считались души молодых женщин, утонувших или убитых в озерах или вблизи них. Их представляли в виде призраков с телами из воды, которые стремились отомстить за свою смерть или бродили по озерам с привидениями.
Змей Горыныч
RHADS/DeviantArt.comНазвание этого мифологического существа означает «Змей гор».
Змей Гойныч — славянский вариант понятия дракон, представленный как многочленное существо, умеющее говорить.
Слово «змей» означает «дракон». Змей как персонаж русских сказок мужского пола и живет в горах или лесах.
Тело русского змея описывается как покрытое красными или зелеными чешуйками и. Говорили, что у змея железные когти.
Гойныч мог перевоплощаться и менять свой внешний вид или свое поведение. В некоторых вариантах сказок (например, «Звериное молоко» Ивана-царевича) он превращался в красивого юношу.
В других версиях змей принимал форму объекта и становился метлой или вилкой, и таким образом обнаруживал присутствие врага.
Такой персонаж встречается и в литературе и сказках Украины, а также в сборнике слависта и этнографа Александра Афанасьева «Народные русские сказки» [4].
Источники- https://www.britannica.com/art/Russian-literature
- https://culture.pl/en/article/what-is-known-about-slavic-mythology
- https://www.pushkinhouse.org/blog/2020/5/13/a-brief-history-of-russian-folklore
- https://www.routledge.com/The-Routledge-Dictionary-of-Gods -and-Goddesses-Devils-and-Demons/Lurker/p/book/9780415340182
FacebookTwitterPinterest
Пригласите нас в свой почтовый ящик
Присоединяйтесь к 6347 другим людям интересующимся славянской культурой. Мы не спамим и будем присылать вам по электронной почте только один или два раза в месяц последние и самые популярные статьи о славянах.
Имя
Топ-15 существ славянской мифологии
FacebookTwitterPinterest
Славянская мифология — это красочный мир, полный волшебных историй и легенд. Древние славяне считали, что все ответы на вопросы, поставленные явлениями, с которыми они столкнулись, можно найти в природе, так как природа была их величайшим союзником и врагом.
Славянские мифы — это истории, главными героями которых являются люди и животные, но есть и сверхъестественные существа, которые создают препятствия или испытания для разных героев и героинь.
Эти мифологические существа представлены в различных формах и контекстах. Так был создан сборник сказок, на котором основана мифология всех славянских народов.
Большинство из них являются олицетворениями некоторых необъяснимых явлений.
У древних славян был так называемый анимистический взгляд на жизнь и окружающую природу, т. е. они верили, что все в природе живое, в том числе камни, деревья, леса, растения и т.д.
В сказках славянские мифологические существа живут в природе и многие из них имеют человеческие черты и внешность.
Спектр сверхъестественных существ и божеств в славянской мифологии достаточно широк и открыт для дальнейшего изучения историками и фольклористами.
Table of Contents
1. Полевник
Полевник — персонаж из польской мифологии, представленный в виде невероятно маленького человека, чье лицо было усеяно праздничными прыщами, которые придавали ему зернистый вид, а уши были сделаны из зерна [1].
Полевник ходил и бродил по полям целый день и пытался обмануть людей, которых он встречал. Он уводил незнакомцев в неправильном направлении, лишь бы они заблудились.
Полевник считался злым существом, которое душило и убивало людей, спящих в полях, и особенно враждебно относился к пьяницам.
2. Оборотни
Люди, превращающиеся в волков ночью, иногда в полнолуние, ревущие в темноте.
Оборотни присутствуют в историях каждой славянской страны, и они сосредоточены на существе, которое выглядит как волк, но становится достаточно злым и враждебным, чтобы жестоко убить любого, кто встанет на его пути. Оборотни не могут контролировать свою агрессию и поведение.
Считалось, что трансформация происходит, когда волк кусает человека, или что это проклятие или чары, которые можно наложить на кого-то.
Некоторые легенды представляли оборотней как жертв черной магии, которые должны отомстить за кого-то или привлечь кого-то к ответственности.
3. Русалка и Вила
Персонаж Русалка и Вила в славянском фольклоре принадлежит к царству так называемых водных демонов (или духов).
В общем, эти два существа представляют собой одно и то же существо, но Русалка является частью русской и польской мифологии, а Вила — южнославянским мифическим персонажем.
Русалка или Вила — злая женщина-водяной демон, которую изображают красивой молодой женщиной, живущей на берегу реки или внутри озер и рек.
Она была великолепна и обнажена или одета в прозрачную серебряную мантию, с зелеными, длинными, шелковистыми волосами, как водяная трава, светлой кожей и часто носила на голове цветочный венок (сделанный из трав и цветов).
Эти существа были демонизированы и, согласно многим легендам, это были женщины, которые утонули до того, как вышли замуж.
Они соблазняли мужчин своей красотой, а затем топили в озере или реке. В некоторых сказках они танцуют с мужчинами, пока не сгорят и не умрут.
Другой важной характеристикой была их способность превращаться в животных, таких как змеи, волки, лебеди, лошади или соколы.
4. Баба Яга
Баба Яга — одно из самых известных существ из славянской мифологии. Она также известна как Баба Яя и присутствует во многих русских, белорусских и украинских сказках [2].
Персонаж Бабы Яги изображается в виде старухи, похожей почти на ведьму. Она ездит на ступе или метле, у нее есть пестик, и она делает людям гадости и зло.
Баба Яга живет глубоко в лесу в домике на курьих ножках и гоняет, пугает и ест людей, особенно детей.
Маленькие дети считают Бабу Ягу очень неприятным персонажем, поэтому взрослые используют ее, чтобы отпугнуть.
У лесного домика Бабы Яги копыта на двери и соломенная крыша.
Она представлена как злодейка, хотя многие версии сказки также связывают ее с концепцией пути к мудрости, изображая ее как человека, который бросает вызовы и учит людей.
5. Домовой
Василина /DeviantArt.comДомовые — это, по сути, покровители дома в славянской мифологии, т.е. существа, которые живут в чьем-то доме и могут проклинать его или играть роль талисмана (в зависимости от дома) собственник и семья).
Домовой представлен в виде старика, который прячется в подвале или на чердаке и может защитить ваших домочадцев (но только если вы его не разозлите).
Если вы это сделаете, он проклянет дом и семью, и со всеми, кто там живет, будут происходить только плохие вещи.
С другой стороны, Домовой тоже может быть приятным существом, приносящим удачу.
Если человек хотел остаться с ним в хороших отношениях, ему следовало оставить в качестве благодарности кусок хлеба, овечьей шерсти или какой-нибудь блестящий предмет.
6. Личо
Личо — демон из польской мифологии.
Он считался ужасным существом, которое было воплощением всего зла и ужаса в мире, таких как эпидемии, болезни, беды, печаль и нищета.
Личо была представлена в виде женщины из кожи и костей с одним глазом посередине головы и в лохмотьях. Ее волосы были склизкими, а кожа ломкой.
В польском фольклоре есть много пословиц, связанных с невезением, осторожностью и неприятностями, и все они упоминают Личо как основного нарушителя спокойствия.
7. Кикимора
Кикимора — существо из легенд славянской культуры и фольклора, которое также является домашним духом, как и Домовой, но представлено как его женская версия.
Кикимора воображается живущей в доме, за печкой на кухне или в подвале, и ее присутствие обычно можно заметить по звукам, издаваемым грызущей мышью.
Кикимора была первым объяснением сонного паралича в русской культуре.
Считалось, что Кикимора проникает через замочную скважину, садится вам на грудь, пока вы спите, и пытается вас задушить.
Также были выделены два разных вида Кикиморы – одна вышла замуж за Домового и пришла из леса, а другая – из болота и вышла замуж за лесного правителя Лешего.
Последняя была описана как очень страшная уродливая горбатая женщина, одетая в одежду из мха и травы. Люди верили, что она пугает людей, сбивает с пути путников или забирает детей.
8. Поронец
Поронец был воплощением неясной силы, вызывающей страх и неожиданную смерть, часто вызванную насилием.
Поронец представлял собой духи детей, которые умерли до крещения или умерли до того, как пришли в этот мир. Как сообщается, преждевременно умершие дети завидовали так и не начавшейся для них жизни.
Согласно древним верованиям, Поронец были навеки осужденными душами и часто появлялись поздно ночью в виде птенцов, которые нападали на детей и беременных женщин.
9. Алканост
Алканост — птица в польской мифологии, которая появлялась только ночью и имела лицо очень красивой женщины.
Однако в некоторых версиях легенд Алканост рассматривается как демоническое существо, чья голова представляет собой женщин, покончивших жизнь самоубийством после того, как убили собственное потомство.
В одной из сказок Алканост красиво пела и таким образом завлекала мужчин, которых потом сводила с ума.
В другой сказке Алканост живет в подземном мире или откладывает яйца на пляже, а затем уносит их под воду, чтобы они вылупились.
Когда яйца вылупляются, приходит гроза, и море превращается в силу настолько разрушительную, что ее становится невозможно вынести.
Поэтому Алконост считается предзнаменованием бурь и путей морей.
10. Змей Горыныч
Змей Горыныч — славянский дракон, которого в мифологических сказаниях называют «змеем гор». Это существо представлено как полицефальное существо, говорящее на языке людей.
Змей — русский мифологический персонаж, который изображается как мужчина и живет высоко в горах или глубоко в лесах.
Описывается как существо с телом, покрытым красной или зеленой чешуей. У него также есть железные когти. Одной из основных его характеристик была способность перевоплощаться и изменять свой внешний вид, т.е. поведение.
Например, в некоторых сказках дракон превращался в красивого юношу. Затем он обманул бы своих врагов и сумел бы украсть молодую девушку и сделать ее своей невестой.
Кроме того, этот персонаж также фигурирует в сказках и фольклоре Украины.
11. Полудница
Полудница (также известная как Леди Полудня и Леди Рожь) была женщиной-демоном полей. Она могла напугать всех, кто работал в жару в июле и августе.
Считалось, что она всегда появлялась в полдень, когда солнце было в самом разгаре.
Полудница была представлена в виде бледной, высокой и худощавой женщины с длинными волосами, одетой в прозрачное белое платье. В одних легендах Полудница изображалась в виде скелета, в других — в образе старухи.
Говорили, что Полудница могла очаровать мужчину до такой степени, что он терял рассудок и всякий контроль над собой.
На самом деле, любой, кто после работы в поле напивался, сгорал на солнце или обессилел, считался заколдованным Полудницей.
Кроме того, считалось, что этот мифологический персонаж на самом деле был душой женщины, трагически погибшей на свадьбе или умершей незамужней.
Единственным способом защититься от Полудницы было избегать работы в поле в середине дня летом.
12. Леший
ShadeofShinon /DeviantArt.comЛеший — божество, т.е. дух леса и охоты в славянской мифологии. Его всегда представляли мужчиной с антропоморфными чертами тела.
Леший мог изменять свой размер и рост, а иногда его изображали как существо с рогами, окруженное стаями медведей и волков.
Некоторые легенды представляют его как злое божество, которое обманывает людей и сбивает их с пути или похищает их детей. Поэтому он считается злым мифологическим существом.
Считалось, что Леший забирал детей, проклятых родными, и приносил их лесным тварям. Его также называли «мужской феей» или даже «лесным карликом».
13. Додола
amberelena83 /DeviantArt.comСлавянские мифы интерпретируют Додолу как славянскую богиню дождя и жену бога Перуна, бога-громовержца и верховного божества.
Славяне верили, что небо и облака наверху — это коровы, которых она доила (и именно поэтому дождь падает на землю).
Когда наступала весна, говорили, что Додола летала над полями и лесами и украшала кроны деревьев плодами и цветами.
Кроме того, Додола стала языческой традицией, которую можно найти даже сегодня на Балканах.
Эта традиция основана на церемонии, во время которой девушка (в прошлом всегда сирота) надевала юбку из зеленых лоз и веток. Тогда девушка пела и плясала по деревне [3].
Она посещает каждый дом, останавливается перед дверями домовладений и хозяева поливают ее водой. Этот обычай относится к празднованию дождя, нового цветения природы весной и плодородия.
14. Аждая
Знаменитое мифологическое существо, известное как Аждая, является демонической версией славянского дракона, известного как Змай.
Этот персонаж был представлен в виде змеи, которая съела другую змею или прожила невероятно долго, что стала огромной.
Некоторые легенды представляют Аждаю с большим количеством голов, которые извергают огонь и издают ужасающие звуки. Этот персонаж живет в горах или пещерах и пожирает людей.
15. Чума
Чума олицетворяет чуму или Черную смерть в народных сказках. В сербском фольклоре этот персонаж изображается как страшная старуха с растрепанными волосами и большими глазами.
Считалось, что она появлялась ночью, неся в руках глиняную чашу со стрелами, которыми убивала встречных.
Источники- https://discovercracow.com/top-20-most-scary-polish-folklore-creatures/
- https://archive.