Древнеримская литература: 12. Древнеримская литература: общая характеристика

12. Древнеримская литература: общая характеристика

Римская литература является новым этапом в развитии античной литературы; древнегреческая и римская литературы создавались и развивались в условиях рабовладельческой формации. Рим в основных чертах прошёл тот же путь развития, что и древняя Греция. Преемственные связи римской и греческой культуры обнаруживаются во всех культурных проявлениях этико-эстетического порядка. Римляне заимствовали у греков множество литературных жанров, различные поэтические формы, стихотворные размеры, сюжеты, приёмы, драму.

Наиболее целесообразной периодизацией римской литературы представляется периодизация, ориентированная на основные этапы развития римского общества.

1. Долитературный период (фольклорный) (с сер. VIII-III в. до н.э.).

2. Литература эпохи республики: (III в. до н.э. –40 года до н.э.).

3. Литература становления империи и принципа Августа «золотой век» (40г до — 14 г)

4. Литература эпохи империи (1-V в. н.э.)

Комедия в Риме была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой. Паллиата – комедия с греческим сюжетом, её герои носят греческую одежду и имеют греческие имена. С паллиаты начинается литературный путь римской комедии. Представителями этого жанра были два крупных римских комедиографа: Плавт и Теренций.

Тогата – комедия с местным италийским сюжетом, её действующими лицами являются римские ремесленники. От этого вида комедии сохранились незначительные элементы фрагментов и имен авторов: Титиний, Афраний, Атта.

Тит Макций Плавт (250-184г. до н.э.) – выдающийся римский комедиограф. Биографические данные о нем крайне скудны. Ему приписывали около 120 комедий.: «Псевдол», «Хвастливый воин», «Клад». го комедии рассчитаны на широкие слои римского населения, которые испытывали потребность в развлекательных представлениях, насыщенных грубоватым народным фарсом. лавт приближает свою комедию к римской действительности: в греческий сюжет он вводит римских богов, римский форум и достопримечательности Рима.

В его комедиях звучит простонародная римская речь с характерными выражениями и поговорками. В них много смеха, шуток, веселья. Художественными достоинствами комедий Плавта следует подчеркнуть их динамичность, смену многообразных обстоятельств, неожиданность комических ситуаций. Язык персонажей комедий Плавта богат и колоритен: он близок к народному разговорному языку с его поговорками, юмором и грубыми остротами.

Публий Теренций Афр (190-159г. до н.э.) африканец, родом из Карфагена. В Рим попал в качестве раба в дом к Тернцию Лукану. Хозяин обратил внимание на одарённого юношу, дал ему образование и отпустил на волю. Он написал 6 комедий, в которых разработал благородный вариант комедий: молодые люди скромны и почтительны к отцам («Свекровь», «Братья»), старики снисходительны к слабостям своих детей («Сам себя наказывающий»). Язык комедий Теренция Цезарь назвал «чистой речью». Это язык образованных римлян, стремящихся к стилистическому совершенству. Язык Теренция считается образцом классического латинского литературного языка.

«Золотой век» римской литературы определяется периодом времени между смертью Цезаря (44г. до н.э.) и смертью Августа (14г. н.э.) этот период в политической истории Рима назывался периодом принципата Октавиана Августа.

Литература этого периода представлена двумя основными течениями официальным, поддерживающим политику Августа и оппозиционным ему.

Вергилий (70-19гг. до н.э.)Публий Вергилий Марон создал три крупных произведения дидактическую поэму «Георгики» («О земледелии») и эпическую поэму «Энеида».

поэма«Георгик» — построены по обычной схеме дидактических сельскохозяйственных сочинений. Состоят из четырёх книг: первая трактует о земледелии, вторая – о разведении деревьев и виноградных лоз, третья – о скотоводстве, четвёртая – о пчеловодстве. Поэтическая тема, воспевающая и возвеличивающая упорный и тяжёлый сельский труд, вполне соответствовала политике Августа, пытавшегося оздоровить мелкое и среднее сельское хозяйство. В поэме тесно переплетены актуально-политические мотивы с философскими мыслями о природе, отчетливо выступает и тема италийского патриотизма, восхваляется сельская жизнь с повседневным трудом на лоне природы.

Самым крупным произведением Вергилия была его эпическая поэма «Энеида».

Поэма повествует о приключениях троянского героя Энея, которому было предназначено богами остаться в живых после гибели Трои, прибыть в Италию и основать там будущее Римское государство. Уже в самом сюжете заложена тенденция к прославлению Октавиана Августа, происходящего от Иула, сына Энея. Вергилий заимствует от Гомера ряд художественных приёмов. Он сохраняет в поэме олимпийский план, вводит подобно автору «Одиссеи», рассказ Энея о своих приключениях и заставляет его спуститься в подземное царство, подобно герою «Одиссеи».

«Энеида» является результатом самобытного творчества художника, тщательно изучившего не только мифологический, но и исторический материал. Здесь наблюдается и совершенно очевидная связь мифа с современностью, соединение настоящего с легендарной историей, чего не было у Гомера. Наиболее ярко этот момент выражен в кн. 6, когда Анхиз представляет сыну, пришедшему к нему в подземный мир, своих потомков, которые будут управлять Римом.

С точки зрения композиции поэмы следует отметить влияние так называемых малых форм поэзии. Проявляется это в том, что некоторые книги представляются как бы законченным целым, и в том, что поэма может быть разбита на отдельные эпизоды, соединённые единством героя и обязательностью выполнения миссии.

Гораций (65-8гг. до н.э.) винт Гораций Флакк – поэт официального направления принципата Августа. В начале своего жизненного пути на стороне республиканцев, сражался в битве при Филиппе в легионах Брута, но после поражения, возвратившись в Рим, изменил свою политическую ориентацию и стал сторонником Августа, певцом его деяний.

Гораций писал «Эподы», «Сатиры», «Оды», «Послания».

«Эподы» («Припевы») – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером. Гораций ориентируется на древнегреческого лирика Архилоха. В сборнике 17 эподов. В них звучат темы современной поэту римской действительности. Большинство эподов имеют характер личной инициативы, но с ориентацией на разоблачение отдельных моментов социальной действительности.

Гораций обращает свой взор к патриархальным богам, что соответствовало официальной политике Августа, призывает к древнегреческим добрым нравам, к простоте жизни и к прежней доблести.

Наряду с официальным литературным направлением эпохи принципата существовало и оппозиционное направление, представители которого (поэты Тибулл, Проперций и Овидий) культивировали жанр римской любовной элегии. Родоначальником этого жанра считается Корнелий Галл. Римская элегия оформилась и достигла расцвета в тех кругах, которые пострадали от гражданских воин, относились оппозиционно к Августу и искали успокоения в уходе от активной политической жизни.

Альбий Тибулл – (ок. 50-19 гг. до н.э.) – талантливый римский лирик, обладающий поэтическим мастерством. Его элегии отличаются изяществом стиля, искренностью выражения, душевных переживаний, умением осуществлять неожиданные переходы от одних ситуаций и мотивов к другим, что получило название «скользящего стиля».Под именем Тибулла дошёл сборник из четырёх книг.

Овидий (43 г. до н.э. –18г. н.э.)

Путлий Овидий – самый крупный из римских поэтов. Родился в небольшом городке Сульмоне в 130 км от Рима в семье богатого всадника. В его творчестве можно выделить три этапа – любовная поэзия, поэзия на учено-мифологические темы и стихи и периода изгнания.

Первый сборник Овидий – «Любовные элегии». Обладая блестящим поэтическим талантом, он создает стихотворения нового типа. Он осуждает власть золота, пародирует суд и судебные порядки, скептически относится к «славному прошлому Рима».

Первый период творчества ознаменовал сборником «Послания героинь» и дидактической поэмой «Наука о любви».

Второй период творчества интересен «Метаморфозами». Поэма «Метамарфозы» — выдающееся произведение римской литературы. В ней около 250 различных мифов, объединенных в единое произведение («непрерывная песня»). Начинается поэма с мифа о сотворения мира, а заканчивается превращением Юлия Цезаря после смерти в звезду.

«Метаморфозы» сочетают в себе различные жанры: элегию, эпос, дидактику. Для неё характерна динамическая композиция материала, она насыщена глубокими образами. Вместе с тем в ней — глубокий психологизм, поэт умело передает оттенки переживаний героев.

Меткие эпитеты, искусные сравнения, аллегории, красоты и чудесные превращения природы обеспечили ей достаточное место среди памятников мировой культуры.

Третий период ознаменован «Скорбными элегиями». Это период ссылки Овидия (78-18 г. н.э.). В этих элегиях звучат жалобы поэта на свою горькую судьбу, просьбы о помиловании. В «Скорбных элегиях» и «Посланиях», проникнутых сильными, искренними переживаниями самого поэта, открывался новый жанр римской поэзии .

Древнеримская литература: общая характеристика

Римскую литературу принято делить на периоды соответственно этапам развития литературного латинского языка, в котором различают «архаическую» латынь, «классическую» («золотую» и «серебряную») и «позднюю».

I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.).

II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.).

III. Золотой век римской литературы:

а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),

б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Трояна (14 — 117 г. н. э.).

V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.).

У греков заимствовано:

жанры

поэтические формы

стихотворные размеры

сюжеты

худож. приемы

Но римские писатели развивают имеющуюся проблематику и приносят новое.

Главное искусство – красноречие.

Черты р. литры:

1. Носила практический характер

2. отражала интересы отдельного человека

3. не допускались фантазии и романтические темы

4. Главное кредо – полезно лишь только то, что выгодно-> интерес к практической стороне жизни/

УНТ связано с первыми театральными постановками.

Сатурналии = Дионисии

Жанры:

Гимны богам

Заклинания

Молитвы

Поговорки и изречения

Сказания

Арвальский гимн – единственное полностью сохранившееся произведение в стих-ной форме.

Нении – песни-плачи по умершим.

Свадебные песни – сатирический характер.

СатУра – драма театральное действие трагедийного характера.

Аттелана – фарс, комедия, с участием 4 масок. Грубый древенский характре, непристойный. Книги главных жрецов – летописи. Законы, таблицы – юридический памятники. Пророчества, предсказания, договоры, пословицы, поговорки.

Три специфические особенности римской литературы.

• Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

• Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории. Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека.

• Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы — натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

Римская литература

Римская литература в своем развитии использовала богатейший опыт греков. Римляне заимствовали греческие литературные жанры, фор­мы и сюжеты, переводили греческих авторов или подражали им.

В конце 3 века до н.э. выдвинулась целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые взяв за образец греческие эпические поэмы, трагедии и комедии положили начало римской литературе.

Наиболее выдающимся представителем ранней римской литературы был Энний, написавший по образцу гомеровского эпоса историю Рима под названием «Аннáлы». Наряду с «Пунической войной» Невия это первое значитель­ное эпическое сочинение на римском материале.

Вершиной же римского эпоса стала «Энеида» Вергилия, написанная в I веке до н.э., в правление Октавиана Августа. Это была эпоха «золотой латыни», классический период римской литературы.

В отличие от «Илиады» и «Одиссеи», которые создавались как поэ­мы о прошлом, «Энеида» – это поэма о будущем, что было для античной литературы опытом небывалым. Вергилий повествует о странствиях легендарного Энея, потомками которого считали себя римляне, о любви Энея к царице Карфагена Дидоне. По приказу Юпите­ра, предназначившего Энею стать предком основателей Рима, он покидает Дидону.

С помощью пророчицы Сивиллы Эней спускается в царство мертвых, где узнает свою судьбу и судьбу Рима. Он видит души римских царей и героев, в том числе и самого великого из них, Августа.

Прославлявшая великую миссию Рима, победы и величие Августа «Энеида» выразила самосознание римского народа, став самым популярным памятником римской литературы.

Вергилию принадлежат также «Букóлики», сборник из 10 эклог о жизни идеализированных пастухов, и «Георгики» – поэма о мирном тру­де крестьян.

Основоположником римской лирики стал необычайно одарен­ный поэт Катýлл (первая половина I века до н.э.). Среди его стихотворе­ний особенно известна любовная лирика, запечатлевшая историю люб­ви поэта к знаменитой светской красавице Клодии. Здесь отражены все оттенки любовного чувства – восторги и радость, отчаяние и мука.

От пылкой страстности Катулла далека возвышенная и сдержанная муза Горáция, который был современником Вергилия. В его творчестве римская лирика достигла своей кульминации. Поэтическую славу Горация составили главным образом «Оды» – четыре книги с самой разнообразной тематикой. Здесь и любовные стихи, и оды на темы дружбы, и житейс­кие рассуждения. Немало од посвящено политической теме: похвалам Августу, победоносному римскому оружию.

Писал Гораций и сатиры, высмеивая пороки своих современников.

Талантливейшим из римских лириков был младший современник Вергилия и Горация – Овúдий. Уже ранние стихотворения – «Песни любви» – сделали его имя знаменитым. В них не только лирические излияния восхищенной или отчаявшейся души, но и юмор, ирония.

Явно пародийные произведения – «Искусство любви» и «Средства от любви». Это своеобразное практическое руководство для влюбленных, изложенное с присущим поэту изяществом и остроумием. Октавиан Август увидел в «Искусстве любви» насмешку над своим законодательством о браке, и Овидий был отправлен в ссылку, где умер в постоянной тоске по Риму. В ссылке возникли «Скорбные элегии» и «Послания с Понта».

Венцом творчества Овидия стали две большие поэмы – «Метаморфозы» (Превращения) и «Фасты», поэтический календарь римских праздников (не закончены). «Метаморфозы» – это своеобразная стихотворная энцик­лопедия античной мифологии. Овидий пересказал около 250 мифов о пре­вращении людей в растения и животных, подчеркивая мысль о вечности и постоянной изменчивости жизни.

Обостренный интерес римлян к повседневной действительности, к «прозе жизни» способствовал бурному развитию сатиры. «Сатира – целиком наша», – утверждали древние римляне. Действительно, именно в Риме сатира достигла своей высочайшей вершины.

Здесь различали две ее формы. Одна, исключительно стихотворная, развивалась поэта­ми. Это Луцилий, Гораций, Ювенал. Другая разновидность сатиры пред­ставляла собой смесь прозы и стихов («мениппова сатира»). Ее ярчай­шими образцами явились два замечательных сочинения эпохи Нерона (се­редина I века н. э.). Это знаменитый роман Петрония «Сатирикон» и анонимный памфлет «Апофеоз Божественного Клавдия»1, где пародируется обожествление императора Клавдия, который вместо того, чтобы сделать­ся богом, превратился в тыкву.

Сатирическое изображение нравов составляет главное содержание и эпиграмм Марциала, величайшего мастера этого жанра в мировой литературе, и комедий Плавта и Теренция.

Создателем классической латинской художественной прозы стал непревзойденный римский оратор и политический дея­тель Цицерон. Его речи, переработанные для изданий, письма к друзь­ям, трактаты по риторике, философские работы (популярное изложение греческих философских теорий, казавшихся Цицерону полезными для соотечественников) явились ценным вкладом в римскую культуру.

Наиболее выдающимися представителями исторической прозы были Катон Старший, Тит Ливии, Тацит, создавшие труды по истории Рима. В жанре исторической биографии работал Светоний, автор биографий первых двенадцати Цезарей.

В специальной литературе выделяются:

энциклопедические сочинения Варрона, величайшего эрудита, признан­ного корифея в области научных изысканий, писавшего на самые различ­ные темы, начиная с сельского хозяйства и кончая историей римских культов;

архитектурный трактат Витрувия;

энциклопедическая «Естественная история» Плиния Старшего, включав­шая все области науки своего времени;

труды врача Цельса, географа Страбона, теоретика сельского хозяйст­ва Колумеллы.

Хотя в Риме и не было создано абсолютно новых философских сис­тем, он дал миру замечательных философов, по-новому осмысливших уже известные теории. Выдающимся римским мыслителем был Лукреций Кар, автор знаменитой поэмы «О природе вещей». В ней блистательное поэтическое воплощение получило учение Эпикура. Целью учения Эпикура было избавление человека от страха перед богами и смертью. Тем же стремлением пронизана поэма Лукреция, который видит путь к преодолению страха в познании истины о природе. Он одно за другим исследует явления природы, делая вывод о естественном, без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, всего живого.

Лукреций Кар был не только философом, но и поэтом. Его поэма, изложенная латинским гекзаметром, это шедевр римской поэзии. Рас­суждая о строении материи, о движении первоначал, о возникновении мира, автор разворачивает великолепную красочную картину с описани­ем рассветов и гроз, весенних ливней и тенистых рощ. Такого единст­ва философии и поэзии, как у Лукреция, в мировой литературе еще не было.

Среди наиболее значительных римских философов выделяется также Сенека – знаменитый писатель и политический деятель, ближайший со­ветник императора Нерона, впоследствии впавший в немилость и казнен­ный по его приказу. Сенека написал множество философских сочинений по вопросам практической морали в духе римского стоицизма2, полных пафоса свободы от страстей («Письма к Луцилию»).

Представителем стоицизма был и «философ на престоле» — импера­тор Марк Аврелий.

С I века н.э. в римскую литературу уверенно включаются предста­вители «провинций»:

– блестящий греческий оратор и философ из Малой Азии Дион Хрисостом, проповедовавший возврат к природе и простой жизни;

– замечательный греческий писатель Плутарх, один из образованней­ших людей своего времени, мировую славу которому принесли «Сравни­тельные жизнеописании» (биографии знаменитых греческих и римских деятелей) и «Нравственные сочинения»;

– происходивший из сирийского города Самосаты крупнейший гречес­кий писатель-сатирик и мыслитель Лукиан, насмешник и вольнодумец;

– оратор, философ и художник Апулей из Медавры (Африка) – автор едва ли не самого знаменитого романа античности «Метаморфозы» или «Золотой осел», повествующий о приключениях обращенного в осла юноши.

Во 2 веке греко-римская культура стала уже единой.

В переходный период от античности к средним векам были написаны сочинения римского философа и политического деятеля, симпатизиро­вавшего христианству, Боэция (трактаты о логике, арифметике, музы­ке, богословским вопросам). Последним произведением Боэция был трак­тат «Утешение философией», вошедший в сокровищницу мировой литера­туры.

1 Приписывается Сенеке.

2 стоицизм – философское течение, основанное на вере в провидение. Высшую цель человеческой жизни стоицизм усматривал в добродетели.

Римская литература — Энциклопедия всемирной истории

Римская империя и ее предшественница Римская республика произвели множество знаменитой литературы; поэзия, комедии, драмы, истории и философские трактаты; римляне избегали трагедий. Многое из этого сохранилось до наших дней. Однако римская литература не может стоять в одиночестве. Они в долгу перед своим соседом, греками (точнее, Афинами). Большинство образованных римлян хорошо осознавали свою литературную неполноценность, и из-за этого римские писатели могли легко копировать греческие классические темы, даже переводя многие известные греческие произведения на латынь. Однако для многих римлян в этом упражнении не было нужды, поскольку многие высокообразованные граждане могли говорить и читать как на греческом, так и на латыни. Многие молодые римляне из высшего сословия даже продолжили свое образование в Афинах. Хотя связь с греческим эллинизмом сохранится на долгие годы, римляне вскоре создадут собственную богатую литературу.

Греческое влияние

Римская литература в долгу перед греками, особенно Афинами.

Этот долг Греции признавали даже сами писатели. Гораций, один из поэтов Золотого века римской литературы, писал, что Греция привнесла искусства «в отсталый Лациум». Историк Найджел Роджерс в своей книге «Римская империя » писал, что греческие авторы создали множество философских и политических концепций, оказавших влияние на таких римлян, как Цицерон, Сенека, Боэций, Катулл и Вергилий, — «синтез греков и римлян» (258). Он добавил, что Рим не мог и не отрицал, что Греция была более утонченной и превосходной как в интеллектуальных, так и в культурных занятиях, от технологий и философии до поэзии и скульптуры. На самом деле Рим вряд ли мог отрицать близость к Греции, поскольку греческие города существовали как на нижнем полуострове, так и на Сицилии на протяжении десятилетий.

Удалить рекламу

Реклама

Комические драматурги

Согласно Роджерсу, до Пунических войн против Карфагена (264–146 гг. до н. э.) в римской литературе было немногое. Именно в это время Рим был вовлечен в македонские войны, в конечном итоге поглотив греческие города-государства. Римская литература началась ближе к концу 3-го века до нашей эры с появлением таких комических драматургов, как Плавт, Теренций и Энний. Довольно часто их спектакли ставились во время одного из многочисленных городских фестивалей, где публикой были в основном мужчины.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Первым из троих был Плавт (254–184 гг. до н. э.). Из более чем 130 его пьес сохранилось только 20 полных сочинений. Согласно древним источникам, он родился в Умбрии и начал свою карьеру плотником на сцене. Он не начинал ничего писать до среднего возраста, переводя греческие комедии на латынь. Он использовал обычные шутки, каламбуры и песни (дуэты и арии), которые утоляли тягу римлян к фарсу. Хотя он не писал по-гречески, все его персонажи носили греческие имена и жили в греческих городах. Две его наиболее заметные работы — Ауллария ( Горшок с золотом ) и Каптиви ( Заключенные ).

Удалить рекламу

Реклама

Плавт

Неизвестный художник (общественное достояние)

Публий Теренций Афер, более известный как Теренций (195–159 гг. до н. э.), и Энний (239–169 гг. до н. э.) были современниками Плавта. Теренций прибыл в Рим как раб из Северной Африки, в конце концов получив свободу и образование. Многие его пьесы, такие как комедия Евнух ( Евнух ), не понравился многим неискушенным римлянам; Современники критиковали его за «каннибализацию» греческих пьес.

Однако Энний пользовался более высокой репутацией, чем Плавтий или Теренций, и считается «отцом латинской поэзии». Родившийся в Калабрии на юге Италии (Великая Греция), он служил в римской армии на Сардинии, прибыл в Рим вместе с другим писателем Катоном Старшим около 204 г. до н. э., в конце концов получив столь желанное римское гражданство. Несмотря на то, что он утверждал, что является реинкарнацией Гомера, сохранились лишь фрагменты его работ. Роджерс отмечает, что он продемонстрировал, как латинская поэзия достигла величия, все еще подражая греческим формам. Его Annals — это история Рима от мифического троянского героя Энея до его дней. К сожалению, он умер в нищете.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Золотой век римской поэзии

Как и предсказывал Энниус, латинская литература скоро воистину обретет свою силу. Золотой век римской поэзии (ок. 70 г. до н. э. — 14 г. н. э. ) породил таких выдающихся писателей, как Вергилий, Гораций, Катулл, Проперций, Тибулл и Овидий. Согласно Роджерсу, Вергилий, Гораций и изгнанный Овидий создали классический стиль письма, сравнимый со многими великими греческими авторами.

Одним из этих выдающихся поэтов был Публий Вергилий Марон или Вергилий (70–19 гг. до н. э.). В отличие от многих последовавших за ним поэтов, Вергилий представил своей аудитории более романтизированную картину Рима. Родом из Цизальпийской Галлии и семьи скромных фермеров, многие темы Вергилия демонстрируют его любовь к сельской жизни. Его эклогов, , написанные около 37 г. до н.э., рассказывали о любви и жизни пастухов, а его георгиков, , написанные около 29 г. до н.э., восхваляли римскую деревенскую жизнь: пахоту, выращивание деревьев, уход за скотом и даже разведение пчел. Однако самая запоминающаяся его работа — «9».0009 Энеида , эпическое повествование о путешествиях Энея после падения Трои через основание Рима Ромулом и Ремом до эпохи Августа. Поскольку Эней был идеальным образцом римского образа жизни, Август считал, что поэма продемонстрировала исполнение судьбы Рима.

Портрет Вирджила

Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)

Квинт Гораций Флакк, более известный как Гораций (65 г. до н. э. – 8 г. до н. э.), был сыном вольноотпущенника. Хотя он сражался не на той стороне в битве при Филиппах (против Августа), он расположил к себе императора частично из-за своей поэзии, а также из-за своей дружбы с Вергилием. В соответствии с его эпикурейской философией стихи Горация демонстрировали радость жизни и любовь к природе. Среди его многочисленных произведений — «Сатиры», критикующие порок, свирепствовавший в Риме, Epodes, , вдохновленные греческим писателем Архилохом, и Odes, — праздник жизни в Риме в эпоху Августа. Во всех своих произведениях Гораций всегда демонстрировал глубокое уважение и восхищение греками и считал, что Рим должен признать греческое превосходство во всех интеллектуальных и культурных областях.

Удалить рекламу

Реклама

Эта новая эпоха правления Августа также породила много молодых поэтов, которые по-разному реагировали на изменения в римской политике и обществе. Лидер этих новых поэтов, Гай Валерий Катулл (84 г. до н.э. — 54 г. до н.э.), считается одним из величайших римских лирических поэтов. Избегая личного участия в политике, он искал вдохновения у своих восточных соседей, таких греческих авторов, как Сафо и Каллимах. По словам историка Роджерса, в его поэзии страсть и учтивость смешались с осознанием непостоянства жизни, и он «поднял разговорную латынь на новую высоту» (386). Точно так же историк Норман Кантор в своем Античность говорит, что Катулл признал смертность человека и обнажил другую сторону римской жизни. Его стихи раскрывали существование пессимизма, индивидуализма и глубокого чувства потакания своим слабостям в римском обществе:

Фурий, ты, у которого нет ни раба, ни копилки, ни жука, ни паука, ни огня, но у которого есть и отец, и мачеха, чьи зубы могут пережевать даже кремень, ты водишь веселую жизнь с твоим отцом и этой сухой палкой, женой твоего отца. (Катулл, стихотворение 23)

Других поэтов вдохновляла давно потерянная любовь. Первым из этих влюбленных поэтов был Секст Проперций (54–16 гг. до н. э.), сын наездника, который, в отличие от своих собратьев-поэтов, получил юридическое образование, но отказался от любой политической карьеры. Самой известной его книгой стихов была « элегий». Друг и Овидия, и Вергилия, он даже получил дом от мецената Мецената на Эсквилинском холме; однако, в отличие от некоторых своих современников, он отказался писать эпос об императоре Августе. Как и Проперций, Альбий Тибулл (50–19до н.э.), еще один сын всаднической семьи, писал о потерянной любви Делии и, подобно Вергилию, идеализировал деревенскую жизнь.

Вероятно, самым известным или печально известным поэтом той эпохи является Публий Овидий Наро или Овидий (42 г. до н. э. – 18 г. н. э.). После Овидия римская поэзия сделала небольшой перерыв. Роджерс писал, что с Овидием латинская поэзия наконец достигла «изящества и лиризма», чтобы соперничать с любой греческой поэзией. Для Овидия любовь была единственной «игрой, в которую стоило играть». В его « Amores », опубликованном в 22 г. до н. э., в очень беззаботном стиле рассказывалось о злоключениях молодого человека и его любви к недостижимой молодой девушке. Его Heroides — это серия из 15 писем, предположительно написанных греческими и римскими мифологическими женскими персонажами, такими как Пенелопа и Дидона, своим возлюбленным, которые либо жестоко обращались с ними, либо бросили их. Его Ars Amatoria отражали Ars Poetica Горация. Однако самым известным его произведением являются «15 книг мифологии Метаморфозы », эпическая поэма, в которой говорилось не только о взаимодействии человечества с богами, но также о героях и героинях. К сожалению, Август не воспринял его поэзию с восхищением и сослал его. Хотя его поэтические произведения не были оценены при жизни, его поэтические произведения оказали влияние на многих великих авторов на протяжении всей истории, включая Чосера, Мильтона, Данте, Шекспира и Гете.

Удалить рекламу

Реклама

Серебряный век римской поэзии

Двумя известными римскими поэтами, связанными с тем, что было названо Серебряным веком римской поэзии, являются Марк Анней Лукан, более известный как Лукан (39–65 гг. Н. Э.), И Публий Папиний Статий (45–96 гг. Н. Э.). Лукан, родившийся в Испании, был племянником Сенеки, советника императора Нерона. Он даже изучал стоическую философию в Афинах; однако его подозрение в причастности к заговору Писо стоило ему жизни. Pharsalia , его самая известная работа, посвящена гражданской войне в Риме I века до нашей эры. Его менее известный современник Стаций написал двенадцать книг Thebaid о проклятии Эдипа на Фивах.

Романская проза

Хотя в Риме было много поэтов, было также много и выдающихся прозаиков. Город был полон ораторов, которые выходили на сцену Римского форума, чтобы высказать свое мнение массам. Это также была платформа для юристов, которые хотели защищать своих клиентов. Одним из наиболее запоминающихся был Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.), не только блестящий государственный деятель и писатель, но и оратор, который, помимо своей 911 писем, написанных на самые разные темы, от искусства до образования. В серии едких писем он высказался против коррумпированного бывшего губернатора Сицилии Верреса, вынудившего его уйти в отставку, хотя позже Цезарь освободил бывшего губернатора. Он написал политические эссе, такие как De re publica ( О государстве ) и De legibus ( О законах ), а также пять книг на латыни по античной философии — De finibus 9бонорум и малорум . Его Epistulae ad familyes ( Письма семье и друзьям ) служат яркими историческими и культурными документами того периода и дают представление о внутренней жизни поздней республики. К сожалению, он высказался против Юлия Цезаря, чем разозлил наследника диктатора Октавиана (Августа). Будучи однажды изгнанным, Цицерон не смог спастись и был казнен до того, как смог сбежать из Рима.

Цицерон

Мэри Харрш (снято в Капитолийском музее) (CC BY-NC-SA)

Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) был учеником стоической философии и наставником императора Нерона. Не только эссеист, он написал девять пьес, основанных на таких греческих легендах, как Эдип, Геракл и Медея. Он также написал 124 эссе на самые разные темы, от вегетарианства до гуманного обращения с рабами. После того, как он был замешан в заговоре Пизона, Нерон заставил его покончить жизнь самоубийством.

Удалить рекламу

Реклама

Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) или Гай Плиний Секунд был римским администратором, писавшим о германских войнах и чей Natural History ( Naturalis Historia ) содержал информацию об известной вселенной, а также трактаты о животных, деревьях. и растений, всего в 37 томах. Том III, например, описывает географию Италии и топографию Рима: 90 003

Если бы еще принять во внимание высоту зданий, то получилась бы очень справедливая оценка, которая заставила бы нас признать, что во всем мире не было города, который мог бы сравниться по величине с Римом. (Плиний Старший, Естествознание , Книга III, 67)

Наблюдая за извержением Везувия в 79 г. н.э., Плиний Старший умер, надышавшись дымом. Его племянник Плиний Младший (61 — ок. 112 г. н. э.) сделал успешную карьеру сенатора и консула при императоре Траяне. Он наиболее известен своей длинной серией писем императору на самые разные темы.

Был также ряд римских романистов: Петроний, Апулей, Марциал и Ювенал. Петроний или Гай Петроний Арбитр (ок. 27–66 н. Э.) Был консулом и губернатором Вифинии. Его самая известная и единственная сохранившаяся работа — «9».0009 Satyricon , произведение считается остроумным, но аморальным и гедонистическим. К сожалению, как и некоторые его современники, он был замешан в заговоре Пизона во время правления Нерона и был вынужден покончить жизнь самоубийством в 66 г. н.э.

Луций Апулей (ок. 124 – ок. 170) из Северной Африки написал ряд прекрасных произведений, в том числе аморальный «Золотой осел» , который является единственным сохранившимся полным римским романом. В одной из одиннадцати отдельных книг, включенных в роман, рассказывается о приключениях молодого человека по имени Люциус, превращенного в осла. Его другие работы включают Апология , Флорида и Де Део Сократис .

Марк Валерий Мартиалис (ок. 40 — ок. 104 г. н. э.), более известный как Марциал, хотя и родом из Испании, большую часть своей жизни провел в Риме. Близкий друг императора Домициана, он писал эпиграммы на самые разные темы, некоторые из которых можно было бы назвать порнографией:

Почему бы мне не поцеловать тебя, Филенис? Ты лысый. Почему бы мне не поцеловать тебя, Филенис? Ты рыжий. Почему бы мне не поцеловать тебя, Филенис? Ты одноглазый. Кто бы ни целовал все это, Филенис, отстой. (Марциал, Эпиграмма 2. 33, у Уильямса, 128)

Деций Юний Ювеналис или Ювенал (ок. 60 – ок. 130 н.э.) считается величайшим из римских сатириков. К сожалению, он столкнулся с императором Домицианом, который считал, что он был изображен негативно в « сатирах» писателя и, возможно, был сослан в Египет; место его смерти неизвестно.

Поздняя римская литература

Распространение христианства породило новый тип литературы с 4 века н.э., когда священнослужители писали о христианской морали, что резко контрастировало с аморальными и часто откровенно сексуальными произведениями предыдущих веков. Одним из главных клириков IV века был св. Амвросий (ок. 340–39 гг.).7 г. н.э.). Амброзиус был сыном префекта претория Галлии и учился в классической греческой традиции. Он служил епископом Рима и Милана, а также губернатором Эмилии-Лигурии, несмотря на то, что часто бросал вызов императору Феодосию. Среди его работ: De officiis ministrorum , обсуждение морали и церковной дисциплины, а также De obitu Valentiniani 909010 De

9.

0010 Theodocii , который установил концепцию, что христианский император был сыном церкви.

Св. Амвросий

Отец Лоуренс Лью, OP (CC BY-NC-SA)

Децим Великий Авзоний (310–395 гг. н. э.) прибыл из Бордо и служил наставником будущего императора Грациана; он был известным грамматиком и ритором. Его меньше интересовали христианские ценности, и он писал на самые разные темы. Его наиболее известные работы: Praefatiunculae ( Предисловия ) и Eclogarum Liber (Эклоги), стихов по астрономии и астрологии. Наконец, нельзя забывать труды св. Августина (354–430 гг. н. э.). Он наиболее известен своим De civitate Dei ( Город Божий) , который он написал незадолго до конца Западной Римской империи во время вторжения 410 г. н.э., и его Признаний .

В то время как Амвросий, Августин и Авсоний представляли появление христианских писателей, на сцене также появился один языческий автор, Клавдий Клавдиан (370–404 гг. Н. Э.). Клавдиан, уроженец Александрии, был придворным поэтом императора Гонория. Он написал панегирики Гонорию и Стилихону, римскому полководцу. Под влиянием более ранних поэтов, как римских, так и греческих, он считается последним важным поэтом классической традиции.

Историки

Кроме писателей стихов и прозы были историки: Саллюстий, Тацит, Ливий и Светоний. К сожалению, большая часть ранней римской истории основана на мифах, и некоторые историки с сожалением приняли это как факт. Однако, реально это или нет, но это дало римлянам чувство идентичности. Первым известным историком был Гай Саллюстий Крисп или Саллюстий (ок. 86–35 до н. Э.), Бывший сенатор, изгнанный за безнравственность. Так вдохновленный греческим историком Фукидидом, он обратился к написанию истории. Враг Цицерона, он встал на сторону пожизненного диктатора Юлия Цезаря, который помог ему бороться с обвинениями в злоупотреблении служебным положением, когда он был губернатором Африки. Его самые известные работы включают Bellum Catilinae, , в котором рассказывается о заговоре Катилины, Bellum Iugurthinum, , книга, посвященная войне римлян против нумидийского царя Югурты, и Histories, , которая сохранилась лишь во фрагментах.

Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) написал подробную историю Рима в 142 книгах, однако, к сожалению, сохранилось только 35. Хотя многие мифы он принимал как факт, его история продемонстрировала его веру в судьбу Рима.

Римская история Ливия, 1664 г.

Энди Брилл (CC BY-NC-SA)

Работы Корнелия Тацита (58–120 гг. Н. Э.) включают De vita Iulii Agricolae , в котором говорится о времени, когда его тесть был губернатором Британии; Германия, занимающаяся войнами против германских племен; и фрагментированные Анналы и Истории .

Наконец, следует упомянуть Гая Светония Транквилла (ок. 69 – ок. 130 г. н. э.). Его De viris illustribus включал краткие биографии римских литераторов; поэты, грамматики, ораторы и философы. В его De vita Caesarum ( Двенадцать цезарей ) говорится о римских «цезарях» от Юлия Цезаря до Домициана. Используя более ранние истории в качестве источников, его работы считаются интересными, но не полностью надежными. Их больше заботят личные привычки императора, чем его политические достижения.

К сожалению, в Риме не так много философов, как в Греции; тем не менее, есть два, которые должны быть, по крайней мере, упомянуты. Марк Аврелий был не только превосходным императором, но и философом-стоиком; его Meditations было написано на греческом языке. Наконец, Т. Лукреций Кар (99–55 гг. до н. э.) написал «О природе Вселенной» , эпикурейскую доктрину, в которой говорилось, что мир механистичен, действует без божественного вмешательства, а истинное счастье достигается за счет полного ухода от общественной жизни.

Наследие

С самого зарождения римская литература много заимствовала у греков. Однако им удалось сбросить оковы и создать собственную яркую литературу; поэзия, проза и история. В последующие десятилетия и столетия римские авторы оказали влияние на бесчисленное множество других авторов — Данте, Шекспира, Мильтона и многих других. Нельзя войти ни в библиотеку, ни в книжный магазин, не увидев на полках римской поэзии и прозы; Цицерон, Тацит, Светоний, а также Вергилий и Гораций. Западная литература в долгу перед римлянами за то, что они дали миру.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Скромное начало римской литературы

Автор: Грегори Олдрет, доктор философии, Висконсинский университет

Давайте пройдемся по скромному началу и первому расцвету римской литературы, которая прошла путь от подражания греческой литературе до актуальности чтобы, наконец, обрести собственный голос.

Римский форум, центр древнего Рима и арка Септимия Севера в современном Риме, Италия. (Изображение: Алена Богданович / Shutterstock)

Если бы кто-нибудь спросил римлянина о зарождении латинской литературы, он или она, скорее всего, назвал бы 240 год до нашей эры, когда в Риме была поставлена ​​первая записанная пьеса, написанная на латыни. Автором этой пьесы был человек по имени Ливий Андроник. Он был не римлянином по происхождению, а греком из города Тарента на юге Италии, недавно завоеванного Римом.

Андроник был порабощен римлянами, но позже был освобожден своим хозяином. В конце концов он зарабатывал на жизнь в Риме учителем, обучая молодых римлян греческой и латинской грамматике, знакомя их с богатым наследием греческой литературы, а также параллельно писал пьесы на своем родном языке.

Это стенограмма из серии видео Римская империя: от Августа до падения Рима . Смотрите прямо сейчас, на Wondrium.

Подражание греческой литературе

Его смешанное происхождение вполне уместно, поскольку латинская литература находилась под сильным влиянием своего греческого предшественника. Первая волна литературы, написанной на латыни, по-видимому, состояла преимущественно из подражаний греческим произведениям, особенно пьесам. Эти произведения черпали свой сюжет в основном из греческой мифологии, такой как рассказы, найденные в 9 Гомере.0009 Илиада и Одиссея .

До 240 г. до н.э. римляне, несомненно, составляли множество видов сочинений. Они писали сложные официальные кодексы законов, контракты и договоры. Они также сочиняли более личные и повседневные произведения, такие как календари, граффити, надписи на надгробиях и песни. Были также некоторые письменные произведения, в которых записаны италийские рассказы и истории. Однако вплоть до последних двух столетий Римской республики такие местные литературные произведения не ценились очень высоко. Они оставались в значительной степени в тени блестящего корпуса греческой литературы.

Возможно, римские авторы наиболее успешно подражали грекам в театре и, в частности, в комедийных пьесах. Римляне произвели на свет несколько великих комедийных драматургов, самым плодовитым из которых был Плавт.

Комедийный драматург Плавт написал более 130 пьес. (Изображение: MScottknight/Public domain)

Узнайте больше о Римской империи.

Плавт написал более 130 пьес, большинство из которых прямо имитировали стиль и форму эллинистической новой комедии, например, пьесы Менандра. Комедии Плавта были задуманы как чисто эскапистское развлечение, они были наполнены шутками, фарсом, шутовством и содержали шаблонные и предсказуемые сюжеты, связанные с неудачными любовными отношениями, ошибочными именами (обычно с участием близнецов) и спорами о собственности или деньгах. Несколько его пьес посвящены проблемам, возникающим, когда двое мужчин, иногда даже отец и сын, влюбляются в одну и ту же женщину.

Героями его пьес были легко узнаваемые стереотипы, такие как наивный юноша, коварный раб, добродушная проститутка, неверная жена, юмористический кореша и грязный старик. Его пьесы часто назывались в честь этих персонажей, как в случае с одной из них под названием The Braggart Soldier . Совпадение и случайность занимали видное место в пьесах Плавта, и, казалось, имело место чрезмерное количество кораблекрушений и похищений пиратами или бандитами.

Поколение спустя драматург Теренция с большим успехом продолжит переделывать греческое комедийное наследие Плавта.

Узнайте больше о восстании Рима.

Первый расцвет римской литературы

Ко времени поздней Римской республики в различных жанрах появилось несколько самобытных и оригинальных литературных произведений. Интересным примером этого является поэт Катулл. Хотя темой его поэзии была любовь, его беспокойное отношение к ней отражает суматоху того времени, в котором он жил. Катулл влюбился в замужнюю женщину, которую в своих стихах называл Лесбией. Хотя более поздний автор идентифицировал Лесбию как печально известную дворянку Клодию, которая была связана со многими из самых влиятельных политиков того времени.

Самые известные стихи Катулла описывают весь ход этого романа: от восхваления страсти и головокружительной эйфории, вызванной любовью, до крайне горьких и гневных стихов, выражающих его ненависть, когда она отвергает его. Поэзия Катулла посвящена крайностям эмоций, от буйной радости до злобной ревности. Соответственно, одна из его самых известных строк, адресованных Лесбии, была: « Я ненавижу тебя и люблю тебя. Я люблю тебя и ненавижу тебя. »

Узнайте больше о восстании Юлия Цезаря.

Сильные чувства Катулла, особенно когда он в конце концов получил отпор, казалось, утомили его. Его образ жизни привел к тому, что он обанкротился перед смертью. Он умер в возрасте около 30 лет, оставив после себя небольшое, но мощное произведение, наполненное чистыми эмоциями.

Марк Туллий Цицерон был самым плодовитым писателем той эпохи. Здесь показана обложка Marci Tullii Ciceronis Opera Omnia  (1566). (Изображение: Цицерон, Маркус Туллий/общественное достояние)

Самым плодовитым писателем той эпохи был оратор, государственный деятель и философ Марк Туллий Цицерон. Помимо составления нескольких руководств по риторике и записи многих речей, которые он произносил в судах, перед сенатом и народом Рима, Цицерон написал множество работ по философии и политической теории. Он даже опубликовал семь книг, состоящих из сборников писем, которые он отправлял другим людям, вместе с их ответами.

От Цицерона сохранилось больше произведений, чем от любого другого автора древнего мира. Именно из-за него поздняя республика считается одним из наиболее изученных периодов римской истории.

Известным современником Цицерона был Юлий Цезарь. Цицерон, мастер латинской прозы, сам очень высоко отзывался о риторике и стиле Цезаря. Автобиографические рассказы Юлия Цезаря « Галльские войны » и « Гражданские войны » дают представление о его военном гении. Он также предоставляет поколениям студентов образцы ясного стиля латинской прозы.

Общие вопросы о скромных зачатках древнеримской литературы

В: Что такое древнеримская литература?

Древнеримская литература была написана на латинском языке. Он поддерживает непреходящее наследие Древнего Рима, его культуры и его людей. Самыми ранними римскими литературными произведениями были исторические эпосы, пересказывающие раннюю военную историю Рима, а более поздними произведениями были стихи, комедии, истории и трагедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *