Древнеиндийские веды: Индийская философия: Веды и Упанишады

Содержание

Индийские vs славянские веды (спойлер: существуют только одни) | Языковедьма

Слово «веды» употребляется сейчас довольно регулярно. Какие-то люди учат жить «по ведам«, питаться и худеть «по ведам«, найти отношения и вступить в брак «по ведам«. Причем некоторые ссылаются на индийские веды (или просто «веды«), а некоторые — на славянские (или славяноарийские, прости господи).

Давайте разберёмся в этом вопросе с нуля.

Во-первых, веды существуют. В Индии. Сейчас они давно уже записаны, в древности передавались в устной форме. Западная наука считает, что появились веды в XVI в до н.э., при этом записывали их на древесной коре и пальмовых листах. Поэтому когда материал портился, их переписывали заново, а старые записи пропадали. На данный момент самый старый экземпляр датируется XI веком, но мы можем быть уверенными, что он не отличается от оригинала, потому что одной из главных идей в Индии является то, что в ведах божественны даже сочетания звуков в словах, поэтому их никак нельзя менять.

При этом сами индусы считают, что ведам более пяти тысяч лет. Ещё в XIX веке индийский брахман с европейским образованием Бал Гангадхал Тилак выдвинул гипотезу о том, что веды относятся к V тысячелетию до нашей эры. Он сопоставил информацию о миграции народов и об исторической астрономии. Дело в том, что если дословно воспринимать астрономические сведения, указанные в текстах, то их невозможно было бы получить, живя в Индии, такое небо можно наблюдать лишь на севере. Таким образом, тексты должны были быть созданы предками индусов, пришедшими с севера. На дату указывает упомянутое в Ригведе созвездие Ориона. На санскрите он называется Аграхайян, то есть «начало года». Поэтому Тилак утверждал, что этот эпос создавался в эпоху, когда в начале года Солнце находилось в созвездии Ориона, что соответствует середине 5-го тысячелетия до н.э.

Другие ученые раскритиковали его теорию, поскольку она не нашла археологического подтверждения. Однако если всё так, то это может говорить о том, что информация принадлежала ещё праиндоевропейцам в целом, пока те были единым народом, а после была унаследована той частью, что пошла на юго-восток и осталась в Индии.

К этой же теории относятся и соответствия названий в некоторых частях России, особенно в Карелии: Гангозеро, река Падма, озеро Сандал и множество других. Впрочем, эти слова объясняют и через местные финно-угорские языки.

Слово «веда» — санскритское (वेद), но корень этот нам с вами отлично знаком, от него у нас в русском языке существуют слова «ведать«, «видеть» и множество производных. Заметьте только, не от санскритского слова наши произошли, а от общего праиндоевропейского корня. Русский не произошёл от санскрита, санскрит не произошёл от русского. Они — братья.

Все веды относятся к категории священных текстов под названием «шрути» (श्रुति, «услышанное«). Считается, что у них не было автора, их услышали святые мудрецы, но не от людей и не от богов. Это вечное знание, которое было всегда и будет всегда. Слово «шрути» происходит от праиндоевропейского *klew, и родственно нашему «слух«.

Второй тип священных писаний — смрити (स्मृति, «запомненное«) — эти тексты созданы позже и дополняют веды, сюда относятся помимо прочих Махабхарата и Рамаяна.

Веды подразделяются на четыре части:

  • Ригведа (гимны, славящие богов)
  • Самаведа (примерно то же самое, но здесь гимны положены на музыку)
  • Яджурведа (заклинания для обрядов)
  • Атхарваведа (самая поздняя, по сути народные заговоры, в том числе привороты)

В широком смысле к ведам можно отнести также:

  • брахманы (описания обрядов, а также теории происхождения мира)
  • араньяки (книги лесных отшельников)
  • упанишады (истоки индийской философии)

Так вот.

Если кто-то в интернете заявляет, что «веды говорят«, то, как правило, не говорят они ничего ни в узком, ни в широком смысле. Если и говорят, то более поздние источники. Однако всё может быть, и если есть ссылка на конкретное место — то проверяем, и всё прекрасно.

Есть ещё один маркер достоверности: обычно если некто употребляет прилагательное «ведический«, то даже если он говорит дельные вещи, это не относится к ведам. А вот если слышите слово «ведийский«, то тут уже пахнет наукой.

В настоящих ведах вы можете найти способы разделки жертвенного животного для обряда, порядок прохождения по дороге в зависимости от вашей касты, пути познания философии, секреты строительства домов и много-много молитв индийским богам. И хотя эти тексты скорее будут интересны религиоведу, чем обывателю, покопаться в них вовсе не грех, а даже необходимость для того, кто изучает историю этого мира и хочет до чего-нибудь докопаться, то есть для нас с вами. В общем-то они на мой взгляд чем-то напоминают Ветхий Завет. Обилием неактуальных «советов на каждый день», наверное.

Это что касается индийских вед.

Но вот славяно-арийские, или просто славянские веды — это фейк и большая печаль. Веды есть только одни, и они индийские. Если когда-нибудь Арктика растает, и мы найдём там другие, будут другие, а пока есть только одни.

Славяно-арийские веды и всё, что с ними связано, относятся к идеям неоязычества. А вот идеи неоязычества родились на западе в 50х годах XX века.

В Англии некий Джеральд Гарднер основал движение под названием викканство (или «ведовство«, «witchcraft«) — якобы возрождение религии якобы древних ведьм и друидов. Он заявил, что нашёл пару старых женщин, которых никто кроме него не видел, и сказал, что те поведали ему древние тайны, хранившиеся сотни лет. Нашлось множество радостных последователей, и до сих пор виккане почитают своего рогатого бога, водят хороводы и используют пентаграмму. Многие их идеи почерпнуты от ордена «Золотая Заря» — оккультного и сатанистского общества, существовавшего в 1888-1905гг.

Дальше это дело вместе с друидами перекинулось во Францию, потом в Греции вспомнили Зевса и Афину, в Италии — Юпитера, потом всколыхнулась Скандинавия, а затем волна прикатилась и в Советский Союз. Первое зерно попало к нам из США, это была Велесова книга. Якобы когда-то она была вывезена из России, и некто Миролюбов, эмигрант, утверждал, что видел её и скопировал от руки, однако кроме него никто этого подтвердить не мог.

Чуть позже в США была организована секта РУН-вера — «Родная украинская национальная вера«. В ней также воспевалось неоязычество, а с ним и украинский национализм.

Интересно, как же это так именно во время холодной войны в США появились такие вот бомбы замедленного действия для главного политического противника?

В России основателем соответствующего движения стал «волхв Доброслав» (Александр Добровольский). Если набрать его имя в поисковике, первым вылезает его фото, где он зигует на фоне нацистского флага, что, в общем-то, избавляет от дальнейших розысков. Впрочем, если кратко — он раскрещивал, уничтожал иконы, устраивал оргии и, конечно, обильные возлияния.

Славяно-арийские веды — последняя деталь в этом ряду, созданы они ныне здравстующим человеком, который называет себя Коловратом (по паспорту Александр Хиневич, в народе «ахиневич«). В молодости он не смог закончить институт, устроился водителем, а в перестройку начал зарабатывать гипнозом. Ну, тогда таких много было. В 90е организовал общину и, насколько я понимаю, продолжает свою деятельность.

Всё это было бы просто смешно, если бы больше людей задумывались о том, что славянские боги — это лишь несколько имен, упомянутых в летописях, в договорах с Византией и в записках арабских путешественников. До сих пор ведутся споры об их сферах влияния и иерархии. Уже ни на одной берестяной грамоте нет упоминаний богов, хотя есть народные заговоры. По сути до принятия христианства Русь — это племена и города, и у каждого племени и города пантеон мог разниться.

Всё это было бы смешно, если бы больше людей знали вот такое высказывание Гитлера:

В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге. Мы это можем только приветствовать, поскольку тем самым разъединяющие тенденции в русском пространстве еще более усилятся.

Ищем здравый смысл в ведической мудрости

Веды — это та удивительная вещь, о которой все знают, но которую почти никто не видел. Ресурсы, называющие себя ведическими, предлагают весьма пёстрый контент: 5 заповедей идеального мужа, афоризмы, выхваченные из древних текстов, видео с мастер-классами по йоге и фото аюрведческих блюд. Однако центральная тема — это полезные советы для женщин, которые жаждут жить правильно, то есть в русле патриархальной традиции.

Все тропинки псевдовед, по сути, ведут к единственному большому пути — замужеству. Это ведь элементарно: жена вдохновляет мужа красотой и покорностью, а муж борется во имя добра и света, любуясь женой и зарабатывая деньги.

Чтобы эта модель исправно функционировала, женщина должна носить длинные юбки свободного кроя (это не только женственно, но и полезно: энергия не застаивается), отрастить волосы (символ силы), дарить энергию любви, говорить тихо и ласково, подкармливать бездомных и немощных, демонстрируя сердобольность.

Психолог межличностных отношений Руслан Нарушевич, ссылаясь на ведические тексты тысячелетней давности, советует родителям подбирать избранников для дочерей уже с 16 лет, в противном случае беды не избежать: девушка поступит в институт, получит образование, пойдёт работать — в общем, займётся саморазрушением.

Кстати, знали ли вы о том, что освоение научных степеней женщинами — свидетельство безбрачия? Нарушевич объясняет это просто: дама, которая пассивно ждёт принца на белом коне, растрачивает зря свою огненную энергию на бесконечное обучение.

Нарушевич сетует: «Чтоб занять себя в ожидании мужа, они начинают учиться до одури. Учатся, учатся, учатся, не заметив, что им уже 38». Кошмар!

(источник: billiart.ru)

Хотя, надо отдать должное, замужество — это, согласно ведическим учителям, вовсе не ублажение мужчины. Напротив: выйти замуж — значит подготовить себе комфортную жизнь, приручив мужчину, этого неугомонного охотника, нежностью и послушанием и заставив его содержать себя. Иными словами, бесконечные уловки и обман.

И если притворяться легкомысленной дурочкой — это мастерство ведической женщины, то обязанность ведического мужчины — быть дурачком, который клюёт на эти хитрости в обмен на возможность потешить своё самолюбие.

Любопытно, что советов о том, как поступать последовательнице вед, если все её ухищрения не помогают избавиться от рукоприкладства мужа или увеличить его доход, не существует: если у дамы есть длинная коса и длинная юбка, если она исправно готовит вкусные обеды и прихорашивается для своего избранника, таких казусов в семье возникнуть просто не может.

И вообще, если вы живёте согласно традиции, все ваши проблемы от лени — мало готовите, мало ухаживаете за собой, мало внимания уделяете мужу. Ольга Валяева степеней и званий не имеет, что не мудрено: она ведь женщина, свободная от пут профессии и трудовой деятельности. И тем не менее, писательница и путешественница (так себя определяет эта ведическая целительница душ) пускается давать ценные советы о том, как избавиться от депрессии, распространённого психического расстройства. Надо всего-навсего:

Конечно, называть весь этот паноптикум ведами можно лишь с долей иронии.

Веды — древнеиндийский литературный памятник, долгое время существоваший в устной форме: записываться веды стали лишь в конце XVI века до нашей эры. Вопреки стереотипным представлениям, веды, «формировавшиеся» почти тысячелетие, неоднородны: в четырёх основных книгах — и гимны, восхваляющие богов, и заговоры, и напевы для религиозных церемоний, и мантры для жертвоприношений. Однако мало кто читает сами тексты — в основном, довольствуются субъективными комментариями к ним, которые разъясняют, как надо понимать сложнометафорические конструкции.

Слово «веды» настолько полюбилось людям, что в 90-х годах были опубликованы мистифицированные славяно-арийские веды, ссылку на которые мы не дадим: книгу не так давно признали экстремистской.

(источник: nlo-mir.ru)

А где здесь нежная и робкая ведическая женщина? Может быть, в проклятии на лишение мужской силы из Атхарваведы? Или в аллегорических строках в духе «страстные пальцы возбуждают страстного, словно жёны из одного дома — собственного мужа. Сёстрам понравились чёрная и алая, как коровам — ярко вспыхивающая заря…»? Или в прелестном самовосхвалении женщин из Ригведы:

Я — знамя, я — глава, я грозная, за мною последнее слово. Только мою волю, покорившей (его жены), муж должен исполнять.

Мифологический образ мягкой и ласковой жены был создан не столько ведами, сколько другими религиозными писаниями, коих великое множество, да школами, толкующими веды, — коих тоже великое множество.

Любопытно, что при этом читать ведические мудрости женщинам строжайше запрещалось. Видимо, поэтому сегодня тайное знание преподносят устно, на популярных лекциях, сомнительные учителя, которые едва ли сами знакомы с текстами не то что оригинала (или ютуб-гуру знают санскрит?), но хотя бы профессионального перевода. Какая разница, о чём вещать, если людям нравится?

Так и получается, что смиренная ведическая женщина — плод вольных фантазий интерпретаторов, а истинно ведическим женщинам, кажется, жилось даже лучше, чем современным индианкам.

Но, может быть, мы зря набросились на популяризаторов ведического знания? Вдруг в их советах можно найти истину, если очистить их от эзотерики?

Мы выбрали несколько утверждений ведического специалиста и кандидата медицинских наук Олега Торсунова о работе гормональной системы, а затем спросили у специалистов клиники доказательной медицины «Рассвет», насколько эти утверждения соотносятся с медицинской реальностью. Итак:

«У женщины тело соткано из расслабления и счастья… постель — это её жизнь», — уверяет Олег Геннадьевич.

(источник: youtube.com)

Отрывок из Чарака-Самхиты, трактата по аюрведе. 

(источник: nnm.me)

Увлечение околоведическими темами в России сегодня можно соотнести с религиозным ренессансом 90-х — и по масштабу распространения, и по желанию найти в мире духовную опору, источник мудрости, который укажет, как жить правильно.

Проблема вед в том, что их последователи пытаются сделать культурный артефакт научной аксиомой. Проблема псевдовед в том, что их породили псевдоучителя, выхватив из контекста волнующие темы и переложив их на свой лад. 

И пока очередной духовный наставник бросает пренебрежительное «Чё, я не прав?» и обводит глазами полный зал жаждущих знания, ведическая женщина устало соглашается с мужем-тираном и снимает последние деньги с кредитки, продолжая отвергать феминистическую работу и уповать на брошенный во Вселенную клич о богатстве.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

зарождение философии в Древней Индии — T&P

19 сентября в культурном центре «Пунктум» прошла первая лекция из серии «История и религиозная культура Индии».

Лектор — Сергей Щербак, культуролог, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института, — рассказал о зарождении философии в Древней Индии.

Корни философского дерева


Философское разнообразие, огромное количество школ и течений в Индии уходит своими корнями прямиком в леса, куда уходили брахманы после пятидесяти лет жизни. В дальнейшем скитающиеся по всей Индии, эти мудрецы собирались в период дождей в древних храмах и там обменивались идеями и развивали их. Так складывалась философская среда, и в дальнейшем в связи с социально-политическими изменениями, появлением городов и правителей, опиравшихся на самые стройные философские учения брахманов, столь востребованная философская мысль развивалась и множилась, становясь инструментом политического воздействия и способом изменить неугодное общественное устройство, например, отменить деление на сословия.

«Услышанные» Веды


Древнейший источник философской мысли в Индии — Веды, сборник священных писаний. У Вед нет и не может быть автора, они были услышаны мудрецами как звуки космической истины. Складывается основной корпус Вед примерно за тысячелетие до VII-VI века до н.э. Веды делятся на четыре части: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. К каждой из них примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Важной составляющей Вед была музыка, ведь очень долгое время эти тексты существовали только в устной традиции и наизусть заучивались вместе с мелодиями и ритмами при помощи специальных техник запоминания.

Ритм перерождений и стремление к пустоте


В текстах Вед уже поставлены практически все основные философские вопросы и проблемы, который позднее будут развиваться и вырастать в различные религиозные и философские традиции. Например, понятие «рита» — мироустройство, «порядок вещей» — близко нашему слову «ритм». Это нечто, существовавшее до богов и управляющее миром. То, на что откликается все наше существо. «Рита» предполагает описание полного цикла, возвращение каждой вещи в свое состояние.

Отсюда исходит и понятие реинкарнации. В связи с этим, категории «хорошо» и «плохо», социально окрашенные в философии Древней Греции, наделяются индивидуальным значением. То хорошо, что поможет тебе на твоем личном пути в следующей жизни, и то плохо, что задержит твое путешествие, если ты стремишься достичь совершенства — «великой пустоты» и выйти из круга перерождений.

«Только он знает или же не знает»


В древнеиндийской философии нет четкой космогонической схемы. Десятая мандала Ригведы описывает кратко очень разные подходы к мифу о сотворении мира: здесь и описание, похожее на теорию большого взрыва, и принцип желания как основной созидательной силы, и намек на существование кого-то, кто надзирает за миром и знает об этом все или же не знает.

Учение о жертве и обществе


В Ригведе упоминается первочеловек Пуруши, который приносит себя в жертву богам через расчленение, и из частей его тела возникают сословия в обществе. Уста его становятся брахманами (высшим сословием мудрецов), плечи — кшатриями (управленцами), бедра — вайшьями (землевладельцами, скотоводами, торговцами), ноги — шудрами (низшим обслуживающим сословием).

Представители первых трех сословий называются «дважды рожденными» и обучаются Ведам, тогда как четвертому сословию это недоступно.

Ученик, обыватель, отшельник и странник


Человеческая жизнь в Древней Индии подразделяется на четыре равных периода из расчета на 100 лет жизни. Первый — Брахмачарья, ученичество, когда мальчики из трех первых сословий в 8-12 лет поступали под начало брахмана обучаться Ведам. Второй период — Грихастха, посвятить который необходимо созданию семьи, рождению детей, домохозяйству и служению личным целям: достижение богатства или удовольствий. Третий, Ванапрастха, знаменуется уходом в леса, подготовкой к отречению от мирского. И наконец при наступлении четвертого, Санньясы, примерно в 75 лет, необходимо отправиться в странствие и полностью посвятить себя только духовному развитию.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД НИЖНЕ-КАРМАДОНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Актуальность. На протяжении многих веков человечество использует источники целебных вод. Минеральная вода применяется как для лечения, так и для целей профилактики. При этом ее целебные свойства проявлялись при повсеместном использовании. Уже начиная с XV в. до нашей эры индийские Веды дают представления об уникальных свойствах минеральных вод. Воду из минеральных и пресных источников использовали для целей гигиены и лечения в Древнем мире, в частности в Египте, Вавилоне, Ассирии. Следует отметить, что всегда давалась высокая оценка именно подземным водам. Исследования обусловлены необходимостью комплексного исследования Нижне-Кармадонского месторождения для пополнения запасов минеральных вод в Российской Федерации. Цель: проведение комплексного анализа химического состава минеральных вод Нижне-Кармадонского месторождения и определение физико-химических и лечебных свойств минеральных вод месторождения. Объекты: минеральные воды Геналдонского ущелья, Нижне-Кармадонского месторождения, Казбекско-Джимарайского массива. Методы: структурно-тектонический метод, метод аналогий, метод моделирования, геофизические методы – термокаротажные исследования скважин, метод фациального анализа, геоморфологический метод, метод геометризации недр. Геотермические условия участка недр оценивались путем замеров температуры воды на устьях скважин. Результаты. По проведенным исследованиям, согласно ГОСТ Р 54316-2011 и «Основным критериям химического состава минеральных вод», воды месторождения являются мало- и среднеминерализованными, хлоридными натриевыми, борными, высокотермальными. По физико-химическим и лечебным свойствам минеральные воды участка недр ООО «Ариана» рекомендованы в лечебно-питьевых целях согласно прилагаемым медицинским показаниям. Исходя из величины постоянной разгрузки минеральных вод на площади месторождения в количестве 18200 м3/сут, запасы минеральных вод участка вполне обеспечены источниками формирования.

Ключевые слова:

Термальные минеральные и хлоридные натриевые воды, зоны разломов и трещиноватости, месторождение, комплекс трещинно-жильных вод, термокаротажные исследования скважин, зоны разломов, трещины

Индийские веды: универсальные священные знания

Индийские веды – древнейшие тексты священных писаний, записанные предположительно во втором тысячелетии до нашей эры. Веды содержат духовные знания, охватывающие все аспекты жизни и регулирующие социальную, юридическую, повседневную, религиозную жизнь. Они описывают правила, которые должны выполняться при рождении нового человека, браке, смерти и т. д.

Когда арии осваивали полуостров Индостан, у них не было письменности, соответственно, и летописей, которые бы в хронологическом порядке фиксировали события как внешней, так и внутренней жизни. Духовная же история, восходящая к незапамятным временам, дошла до нас в поэтических сборниках, которые изначально на протяжении веков передавались посредством устной традиции.

Индийские веды, записанные на особой разновидности языка, который не совпадает с санскритом и наиболее близок к авестийскому, содержат гимны, описания деталей различных ритуалов, заклинания и заговоры, которые следует использовать для защиты от разного рода болезней и напастей. В соответствии с ортодоксальной интерпретацией сочинение гимнов воспринималось как священнодействие. Их создателями являлись не просто жрецы, а провидцы. Получая знания от богов, они постигали их интуицией или «внутренним взором».

Согласно традиции индийские веды были собраны и классифицированы в четыре сборника (самхиты) мудрецом Вьяса. Он является автором эпического произведения «Махабхарата», а также «Веданта-сутры». Вопрос относительно того, был ли он единственным человеком, который разделил единый сборник на четыре части, или это сделали несколько ученых, до настоящего времени является предметом обсуждений. Так или иначе, но слово «вьяса» обозначает «разделение».

Индийские веды, содержащие сущность древней философии, — литература выдержавшая испытание временем и обладающая высокой религиозной властью для всего человечества. Следует обязательно сказать о том, что на их фундаменте возникла многообразная словесность. Это «брахманы», «упанишады», «араньяки». Целью комментариев было сделать доступным понимание священных текстов последующим поколениям. Так, «брахманы» предлагают всеобъемлющее толкование (теологическое, этимологическое, грамматическое), разъясняют, каким образом связаны между собой все веды.

Индийские знания, содержащиеся в этих сборниках, являются основой не только для местных верований, фактически все основные религии на планете в той или иной степени находились под их влиянием в процессе своего создания. Понятно, что сегодня эти корни забыты. Но среди современных религий есть одна, которая сохраняет пламя ведической мудрости, — индуизм.

На протяжении веков предпринимались серьезные шаги, чтобы сохранить величайшее наследие, даже притом, что его смысл и значение плохо понятны сегодня. Сообщения в этих священных писаниях очень глубокомысленны и остаются вне постижения обычными людьми. Безусловно, любой человек может потратить массу времени, изучая индийские веды (читать их, стараться вникнуть в потаенный смысл), но в целом это предприятие будет иметь мало успеха. Главная причина, как правило, заключается в том, что наш ориентир – современность. Но все же многие стараются постичь правду священных писаний, которые являются воротами в глубины вечности.

Мир становится более эгалитарным, и это неплохо — Российская газета

Андрей Зубов, доктор исторических наук, профессор МГИМО

— Время от времени появляются теории, которые содержат крайне оригинальные суждения. Происходит это как в России, так и в западных странах. И большей частью эти суждения так и остаются оригинальными и бездоказательными.


Андрей Зубов. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости www.ria.ru

Человечество, безусловно, меняется. Люди, которые жили двадцать пять тысяч лет назад и люди нынешние во многом ведут себя совершенно по-разному. Однако говорить о том, что человек деградирует, как в этом пытается нас убедить профессор Джеральд Крэбтри из Стэнфордского университета, о чем «РГ» пишет на 14-й полосе, нет никаких оснований. Освоение окружающей среды, которую люди всегда приспосабливали под свои нужды, сейчас идет намного более эффективно. Человек может жить и вести активную деятельность в таких районах земли, в которых во времена верхнего палеолита он не мог существовать из-за холода, отсутствия надежных источников пищи и так далее. А если мы посмотрим на уровень наших культурных достижений за последние столетия, то увидим, что он явно не уступает уровню, который был много тысяч лет назад. Например, мы не можем сказать, что труды Канта более примитивны, чем древнеиндийские Веды. Поэтому вопрос не в том, что человечество деградирует, а в том, что перед ним постоянно стоит проблема вызова собственной судьбы. И в каждую эпоху есть люди, которые отвечают на этот вызов, а есть те, которые не отвечают. Кстати, древние периоды истории имеют примеры очень глубокой деградации. Наряду с палеолитической живописью мы встречаем и факты людоедства.

Что же касается темы бытового прогресса, то польза таких достижений цивилизации, как, например, микроволновая печь и стиральная машина, которые обеспечили комфортные условия жизни, мне представляется несомненной. Ведь они могут освобождать время и труд. И я не считаю, что эти удобства людей портят, идут им во вред. В XIX — начале XX века любая семья школьного учителя обязательно имела хотя бы двух людей в качестве прислуги — кухарку и горничную. Сейчас такого уже не встретить. И не потому, что мы стали намного ловчее, а благодаря появлению стиральных машин, универсамов, полуфабрикатов и так далее. Открылось намного больше возможностей для получения хорошего образования и культурного равенства. Различия обуславливаются уже разными личными способностями, а не социальными условиями. В этом смысле мир становится более эгалитарным. И в этом нет ничего плохого. А все книги, весь интеллектуальный потенциал человечества остается вместе с ним. Осваивать его или нет — это уже вопрос личного выбора. Часто я вижу в университетах очень талантливую студенческую молодежь, которая взахлеб читает книжки и рассуждает на философские, богословские проблемы. А есть те, кому это просто неинтересно.

Веды. От тайны к знанию

Веды

Древнеиндийское слово «Веды» родственно русскому «ведать», «знать». Этим словом в Индии называют собрание священных текстов, на которых основывается одна из самых древних религий мира — индуизм. Веды так же царят над всей древней индийской литературой, наукой и философией, как царят величайшие горы мира — Гималаи над Индостаном. В виде комментариев и пояснений к Ведам писали свои труды гениальные индийские философы, логики и психологи. Образы ведийских богов вдохновляли древних художников Индии на создание бессмертных шедевров ее искусства. Анализ языка и стиля Вед позволил индийским ученым создать грамматики и труды по теории стиха, во многом предвосхитившие идеи и методы современной математической лингвистики.

Веды состоят из четырех книг. «Яджурведа» («книга молитв») и «Самаведа» («книга напевов») содержат правила богослужения и жертвоприношений, пояснения и предписания для жрецов. «Атхарваведа» («книга заклинаний») почти целиком состоит из заклинаний, заговоров, наставлений по волховству и колдовству. Четвертая книга «Ригведа» («книга гимнов») — самая большая, самая главная, самая древняя и самая интересная из всех Вед.

Первоначально гимны «Ригведы» не записывались, а передавались из уст в уста и из поколения в поколение жрецами и бродячими певцами — риши. А чтобы при такой изустной передаче не возникали искажения, самовольные вставки или сокращения, более двух тысяч лет назад ревнители священных текстов сосчитали все стихи, слова, даже слоги «Ригведы». По их подсчетам выходило, что 1028 гимнов «Ригведы» состоят из 10 622 стихов, 153 826 слов, 432 000 слогов. Древнейшие из известных нам рукописей «Ригведы» датируются приблизительно 1500 годом. Время же возникновения гимнов, по мнению большинства ученых, относится к середине второго тысячелетия до н. э., то есть отделено от нас тридцатью пятью веками.

«Ригведа» полна именами добрых богов, великих и малых, и злых демонов, с которыми борются боги, дарители света и воды. Перед первыми исследователями «Ригведы» предстал целый мир сверхъестественных существ, разделенных на два лагеря — лагерь Солнца и Дождя и лагерь Тьмы и Засухи (типичное деление для религии скотоводческих племен). Всем именам «Ригведы» было найдено соответствующее мифологическое толкование… а позднее исследователи установили, что это далеко не так! «Ригведу» нельзя рассматривать просто как собрание религиозных гимнов. Она является не только священной книгой — «Библией индуизма», но и ценнейшим источником по истории Индии.

Дешифровкой «Ригведы» вот уже много лет занимаются индологи самых разных стран мира. Имена богов и демонов были отделены от имен людей и названий народов; затем последние получили «прописку» на географической карте, были сопоставлены с индийскими именами и географическими названиями, которые встречаются в трудах античных и арабских авторов. И в результате этого огромного труда перед нами встала картина истории Древней Индии, какой она была три с половиной тысячелетия назад до наших дней.

Понимание древнеиндийской математики — Индус

Пришло время тщательно и объективно изучить наше математическое наследие.

Довольно часто я нахожу, что разговоры с людьми из разных слоев общества о древнеиндийской математике переходят в «ведическую математику», известную по «16 сутрам», которая, как предполагается, наделяет человека магическими способностями к расчету. Фактически, «16 сутр» были введены Бхарати Кришной Тиртхаджи, который был Шанкарачарьей Пури с 1925 года до своей кончины в 1960 году, связав с ними процедуры для определенных арифметических или алгебраических вычислений.Таким образом, эта так называемая «ведическая математика (ВМ)» по сути является феноменом 20 века.

Ни «сутры», ни процедуры, которым они должны соответствовать или которым они соответствуют, не имеют ничего общего ни с Ведами, ни даже с какой-либо пост-ведической математической традицией прошлого в Индии. Образ, который он может вызвать в воображении, древние риши выполняли такие арифметические упражнения, которые преподаются детям от имени В.М., и представляли решения через цепочки слов из нескольких слов на современном санскрите, практически без какой-либо структуры предложения или грамматика слишком далека от области правдоподобия.Это было бы шуткой, если бы не аура, которую он приобрел из-за различных факторов, включая общее незнание знаний в древние времена. Жалко, что давняя традиция, насчитывающая более 3000 лет изучения и поиска математических идей, стала восприниматься значительной частью населения через призму чего-то столь приземленного и столь несущественного с математической точки зрения, кроме не подлинности.

Высокие претензии

Это колоссальное пренебрежение не из-за гордости за достижения наших древних; Напротив, на эту тему существует множество работ, как популярных, так и технических, которые полны необоснованных утверждений, передающих почти высшие знания, которыми, как предполагается, обладали наши предки.Но в интеллектуальном плане очень мало понимания или оценки специфики их знаний или достижений в реальном выражении.

В колониальную эпоху эта разновидность дискурса возникла как антитеза предвзятости, которая проявлялась в работах некоторых западных ученых. Из-за безотлагательности реагирования на негативную пропаганду, с одной стороны, и нехватки ресурсов для решения проблем на более глубоком уровне, с другой, часто прибегали к сокращенным путям, которые предполагали больше напористости, чем сути. Действительно, были некоторые индийские ученые, такие как Судхакар Двиведи, которые придерживались более интеллектуального подхода, но их было меньшинство. К сожалению, старый дискурс продолжался еще долго после того, как колониальный контекст ушел в прошлое, и еще долго после того, как мировое сообщество начало смотреть на достижения Индии со значительным объективным любопытством и интересом. Пришло время перейти в режим, в котором делается ставка на суверенное и интеллектуально независимое общество, с упором на объективное изучение и критическую оценку, без системы отсчета «что они говорят» и того, как «мы должны самоутвердиться».”

Древняя Индия действительно внесла большой вклад в мировое математическое наследие. В стране также наблюдалось устойчивое развитие математики на протяжении большей части последних 3000 лет, в результате чего возникло множество интересных математических идей, намного опередившие их появление в других странах мира, хотя временами они отставали, особенно в последние столетия. Вот несколько эпизодов из увлекательной истории, которая составляет богатую ткань устойчивых интеллектуальных усилий.

Ведическое знание

Математическая традиция в Индии восходит, по крайней мере, к Ведам.Для композиций с широким охватом, охватывающим все аспекты жизни, как духовные, так и светские, Веды привлекают большое количество людей. Поскольку передача знаний была устной, числа не были записаны, а выражены как комбинации степеней 10. Было бы разумно полагать, что, когда появилась десятичная система значений для письменных чисел, она во многом обязана номера пути обсуждались в более старых сочинениях.

Десятичная система записи чисел вместе с использованием «0», как известно, распространилась в Индии в первые века нашей эры и распространилась на Запад через посредничество персов и арабов.На самом деле существовали предшественники этой системы, и различные ее компоненты можно найти в других древних культурах, таких как вавилонская, китайская и майя. От десятичного представления натуральных чисел система должна была развиться дальше в форму, которая сейчас является обычным явлением и имеет решающее значение в различных сферах жизни, с десятичными дробями, которые стали частью системы счисления в Европе 16-го века, хотя и здесь есть некоторые промежуточные формы. история с участием арабов. Эволюция системы счисления представляет собой важный этап в развитии математических идей и, возможно, внесла большой вклад в общий прогресс науки и техники.Накопленная история системы счисления преподает урок, что развитие идей — это всеобъемлющее явление, и, хотя участие в процессе должно быть предметом радости и гордости для тех, кто поддерживает соответствующих участников, роль других также должна быть оценен.

Хорошо известно, что геометрия изучалась в Индии в контексте создания веди для яджн ведийского периода. Сульвасутры содержат подробные описания построения веди и провозглашают различные геометрические принципы.Они были составлены в первом тысячелетии до нашей эры, самая ранняя Баудхаяна Сулвасутра датируется примерно 800 годом до нашей эры. Геометрия Сульвасутры не продвинулась очень далеко по сравнению с евклидовой геометрией, разработанной греками, которые появились на сцене немного позже, в седьмом веке до нашей эры. Однако это был важный этап развития и для Индии. Геометры Сульвасутры знали, среди прочего, о том, что сейчас называется теоремой Пифагора, за 200 лет до Пифагора (все четыре основные Сульвасутры содержат явное изложение теоремы), решали (в рамках своей геометрии) такие вопросы, как они нашли круг такой же площади, что и квадрат, и наоборот, и в ходе своих исследований получили очень хорошее приближение к квадратному корню из двух.

Хотя это обычно не признается, геометрия Sulvasutra сама развивалась. Это видно, в частности, из различий в содержании четырех основных дошедших до нас Сульвасутр. Некоторые изменения особенно бросаются в глаза. Например, в ранний период Сулвасутры отношение длины окружности к диаметру, как и в других древних культурах, считалось равным трем, как видно из сутры Баудхаяны, но в Манава Сулвасутре было предложено новое значение, как три и одна пятая. Интересно, что сутра, описывающая это, заканчивается ликованием, «не осталось и волоса», и хотя мы видим, что это все еще существенно не соответствует действительности, это отрадный пример достигнутого прогресса. В «Манава-сулвасутре» также можно найти улучшение по сравнению с методом, описанным Баудхаяной, для нахождения круга с той же площадью, что и у данного квадрата.

Джайнские традиции также сыграли очень важную роль в развитии математики в стране. В отличие от ведических людей, для ученых-джайнов мотивация к изучению математики исходила не от ритуальных практик, которые действительно были для них анафемой, а от созерцания космоса.У джайнов была сложная космография, в которой математика играла неотъемлемую роль, и даже в значительной степени философские работы джайнов, как считается, включают математические дискуссии. Среди тем ранних джайнских работ, примерно с V века до нашей эры до второго века нашей эры, можно упомянуть геометрию круга, арифметику чисел с большой степенью 10, перестановки и комбинации, а также категоризацию сущностей (чье множественность был признан).

Как и в традиции Сулвасутры, джайны также признали, примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры, что отношение длины окружности круга к его диаметру не равно трем.В «Сурьяпраджняпти», джайнском тексте, который, как считается, относится к четвертому веку до нашей эры, после напоминания о «традиционном» значении три для него, автор отбрасывает это в пользу квадратного корня из 10. Это значение отношения, которое достаточно близко относительно фактического значения, было распространено в Индии в течение длительного периода и часто упоминается как значение джайнизма. Он продолжал использоваться еще долго после того, как Арьябхата ввел известное значение коэффициента 3,1416. В джайнских текстах также содержатся довольно уникальные формулы для длин дуг окружности с точки зрения длины соответствующей хорды и дужки (высоты) над хордой, а также для площади областей, охваченных дугами окружностей вместе с их хордами.Средства для точного определения этих величин стали доступны только после появления исчисления. Как древние джайнские ученые пришли к этим формулам, которые являются близкими приближениями, еще предстоит понять.

Джайнские традиции

После затишья в несколько веков в начале первого тысячелетия явная математическая активность снова наблюдается в джайнской традиции с 8-го века до середины 14-го века. Ганитасарасанграха Махавиры, написанное в 850 году, является одним из самых известных и важных произведений.Вирасена (8 век), Шридхара (между 850 и 950 годами), Немичандра (около 980 года н.э.), Тхаккура Пхеру (14 век) — вот еще несколько имен, которые можно упомянуть. К XIII и XIV векам исламская архитектура пустила корни в Индии, а в году в Ганитасаракаумуди, году Тхаккура Феру, который служил казначеем при дворе султанов Хильджи в Дели, можно увидеть сочетание местной джайнской традиции с индо-персидской. литература, в том числе работы по расчету площадей и объемов, задействованных при возведении куполов, арок и шатров жилого назначения.

Математическая астрономия, или традиция сиддханты, была доминирующей и устойчивой математической традицией в Индии. Он почти непрерывно процветал на протяжении более семи веков, начиная с Арьябхаты (476–550), который считается основателем научной астрономии в Индии, и до Бхаскары II (1114–1185) и далее. Существенную преемственность традиции можно увидеть из длинного списка выдающихся имен, следующих за Арьябхатой, разнесенных на протяжении веков: Варахамихира в шестом веке, Бхаскара I и Брахмагупта в седьмом веке, Говиндасвами и Шанкаранараяна в девятом веке, Арьябхата II и Виджаянанди в 10 веке, Шрипати в 11 веке, Брахмадева и Бхаскара II в 12 веке, а также Нараяна Пандит и Ганеша из 14 и 16 веков соответственно.

Арьябхатия , написанная в 499 году, является основой традиции и даже более поздних работ керальской школы Мадхавы (подробнее об этом позже). Он состоит из 121 стиха, разделенного на четыре главы — Гитикапада, Ганитапада, Калакрияпада и Голапада. Первая, излагающая космологию, также содержит стих, описывающий таблицу из 24 разностей синусов с интервалами в 225 угловых минут. Вторая глава, как следует из названия, посвящена математике как таковой и включает в себя, в частности, процедуры нахождения квадратных корней и кубических корней, приблизительное выражение для ‘пи’ (равное 3.1416 и указано, что они являются приблизительными), формулы для площадей и объемов различных геометрических фигур и теней, формулы для сумм последовательных целых чисел, сумм квадратов, сумм кубиков и вычислений, представляющих интерес. Две другие главы посвящены астрономии: расстояниям и относительному движению планет, затмениям и так далее.

Влиятельная работа

« Brahmasphutasiddhanta » Брахмагупты — это объемный труд, особенно для своего времени, по сиддхантской астрономии, в котором две главы, глава 12 и глава 18, посвящены общей математике.Между прочим, Глава 11 представляет собой критику более ранних работ, включая Aryabhatiya ; как и в других здоровых научных сообществах, эта традиция также вызывала много и часто ожесточенных споров. Глава 12 хорошо известна своим систематическим описанием арифметических операций, в том числе с отрицательными числами; понятие отрицательных чисел ускользало от Европы до середины второго тысячелетия. В главе также содержится геометрия, в том числе, в частности, его знаменитая формула для площади четырехугольника (сформулированная без условия цикличности четырехугольника, необходимого для ее достоверности — пункт, который подвергался критике со стороны более поздних математиков в этой традиции).Глава 18 посвящена куттаке и другим методам, в том числе для решения неопределенных уравнений второй степени. Идентичность, описанная в работе, также присутствует в некоторых текущих исследованиях, где она упоминается как личность Брахмагупты. Помимо этого, в главе 21 есть стихи, посвященные тригонометрии. Brahmasphutasiddhanta значительно повлияла на математику в арабском мире и, в свою очередь, на более поздние разработки в Европе. Бхаскара II является автором известных математических текстов Lilavati и Bijaganita . Помимо того, что он был опытным математиком, он был великим учителем и популяризатором математики. Lilavati , что буквально означает «игривый», представляет математику в игровой форме, с несколькими стихами, непосредственно обращенными к красивой молодой женщине, и примерами, представленными со ссылкой на различных животных, деревья, украшения и так далее. (Легенда гласит, что книга названа в честь его дочери после того, как ее свадьба не состоялась из-за аварии с часами, но исторических свидетельств этому нет.В книге представлены, помимо различных вводных аспектов арифметики, геометрии треугольников и четырехугольников, примеры применения теоремы Пифагора, трирасики, методов куттаки, проблемы перестановок и комбинаций и т. Д. Bijaganita — это трактат продвинутого уровня. по алгебре, первая самостоятельная работа такого рода в индийской традиции. Операции с неизвестными, методы куттака и чакравалы для решения неопределенных уравнений — вот некоторые из обсуждаемых тем вместе с примерами. Работа Бхаскары по астрономии, Siddhantasiromani и Karana kutuhala , содержит несколько важных результатов по тригонометрии, а также некоторые идеи математического анализа.

Работы в традиции сиддханты были отредактированы в значительном масштабе, и доступны различные комментарии, в том числе многие из предыдущих веков, а также работы европейских авторов, таких как Колебрук, и многих индийских авторов, включая Судхакара Двиведи, Купанна Шастри и К.В. Сарма. Двухтомная книга Датты и Сингха и книга Сарасвати Амма служат удобными справочными материалами для многих результатов, известных в этой традиции.Различные детали были подробно описаны в недавней книге Кима Плофкера. Рукопись Бахшали , состоящая из 70 листов бхурджапатры (бересты), является еще одним важным трудом в изучении древнеиндийской математики, вокруг которого много нерешенных вопросов. Рукопись была найдена захороненной в поле недалеко от Пешавара фермером в 1881 году. Ее приобрел индолог А.Ф. Р. Хёрнле, который изучил его и опубликовал о нем краткое описание. Позже он представил рукопись Бодлианской библиотеке в Оксфорде, где она находится с тех пор.Факсимильные копии всех фолиантов были выпущены Кей в 1927 году и с тех пор стали исходным материалом для последующих исследований. Дата рукописи была предметом множества споров с ранних лет, предполагаемые даты варьируются от первых веков нашей эры до XII века.

Такао Хаяси, создавший, пожалуй, самый авторитетный отчет на данный момент, заключает, что рукопись может быть отнесена к периоду между восьмым и двенадцатым веками, в то время как математические работы в ней, скорее всего, относятся к седьмому веку.Углеродное датирование рукописи могло бы решить проблему, но усилия в этом направлении пока не материализовались.

Формула извлечения квадратного корня из неквадратных чисел, найденная в рукописи, привлекла большое внимание. Другой интересной особенностью рукописи Бахшали является то, что в ней используются вычисления с большими числами (в десятичном представлении).

Школа Кералы

Позвольте мне наконец перейти к так называемой школе Кералы.В 1830-х годах Чарльз Виш, английский государственный служащий в Мадрасском учреждении Ост-Индской компании, обнаружил коллекцию рукописей математической школы, которая процветала в северо-центральной части Кералы, между территориями нынешних Кожикоде и Кочи. . Школа с давними традициями учитель-ученик просуществовала более 200 лет с конца 14 века до 17 века. Считается, что он произошел от Мадхавы, которому его преемники приписывают многие результаты, представленные в их текстах.Помимо Мадхавы, Нилакантха Сомаяджи был еще одной ведущей личностью школы. Работы Мадхавы по математике не сохранились (хотя известны некоторые работы по астрономии). Нилаканта написал книгу под названием Tantrasangraha (на санскрите) в 1500 году нашей эры. Также были экспозиции и комментарии многих других представителей школы, среди которых были заметны Юктидипика и Криякрамакари Шанкары и Ганитаюктибхаша Джйештхадева, которая находится в Малаяламе. С середины 20-го века различные индийские ученые исследовали эти рукописи, и содержание большинства рукописей было изучено. Отредактированный перевод последнего произведен К.В. Сарма, и недавно он был опубликован с пояснительными записками К. Рамасубраманяна, М.Д. Шриниваса и М.С. Шрирам. Отредактированный перевод Тантрасанграха был выпущен совсем недавно К. Рамасубраманианом и М.С. Шрирам.

Работы Кералы содержат математику на значительно более продвинутом уровне, чем более ранние работы из любой точки мира.Они включают в себя разложение в ряд для «пи» и арктангенсного ряда, а также ряд для функций синуса и косинуса, которые были получены в Европе Грегори, Лейбницем и Ньютоном, соответственно, более 200 лет спустя. Некоторые числовые значения для «пи» с точностью до 11 знаков после запятой являются изюминкой работы. Во многих отношениях работы математиков из Кералы предвосхитили исчисление, которое позже развилось в Европе, и, в частности, включают манипуляции с бесконечно малыми величинами (при определении длины окружности и т. Д.), Аналогичные бесконечно малым в исчислении; некоторые авторы также утверждали, что эта работа действительно уже является исчислением.

В честь традиций

Еще многое предстоит сделать, чтобы почтить память этого богатого математического наследия. О сохранившихся рукописях необходимо заботиться, чтобы не допустить их порчи, правильно каталогизировать с должным обновлением и, что наиболее важно, их нужно тщательно изучать, а результаты помещать в надлежащий контекст на широкий холст мира математики с объективной точки зрения. Пусть празднование 125-й годовщины со дня рождения гения Шринивасы Рамануджана, глобального математика до глубины души, вдохновит нас как нацию на то, чтобы заняться этой задачей.

(Автор — заслуженный профессор школы математики Института фундаментальных исследований Тата, Мумбаи.)

Как выглядела древнеиндийская система образования?

Гурукул в ашраме Пармарт Никетан | © Parmarth Niketan Ashram / WikiCommons

Подобно культуре и традициям Индии, система образования также имеет богатую собственную историю. Находясь под сильным влиянием индуистской религии, знания, полученные людьми в древности, передавались от одного поколения к другому и находят отражение даже в сегодняшних учениях.Вот краткий обзор того, какой была система образования в первые дни индийской цивилизации.

Раньше в Индии не было формального образования. Отец передавал своему ребенку знания, в первую очередь связанные с его профессией. Гораздо позже возникли две системы образования — ведическая и буддийская. Ведическая система вращалась вокруг Вед, , Веданг, и Упанишад, , в то время как буддийская система проповедовала мысли основных буддийских школ.Языком обучения был санскрит для ведической системы и пали для буддийской системы.

Буддийские студенты сдают экзамен | © magical-world / WikiCommons

Образование в древней Индии сильно отличалось от образования в остальном мире того времени. Общество и государство не могли вмешиваться в учебную программу или администрацию. Чтобы получить образование, ребенку пришлось уйти из дома и все время учебы проживать с учителем в гурукуле . Плата за обучение не взималась; Фактически, учитель позаботился обо всем, включая еду, одежду и жилье.Согласно этой системе первостепенное значение имел физический труд. Таким образом, даже если бы ребенок был заинтересован в получении философских знаний, ему все равно приходилось бы каждый день выполнять некоторую ручную работу. Споры и дискуссии были частью образования даже в древние времена.

Студенты молятся перед обедом | © Пользователь: Rhariram / WikiCommons

Согласно ведической системе, ребенок начал свое образование в возрасте пяти лет. В ознаменование этого начала была проведена церемония Видьярамбха , которая впервые включала поклонение Богине Сарасвати и изучение алфавитов.Чтобы уйти из дома и начать жить с учителем, ребенок должен был провести еще одну церемонию под названием Упанаяна . Мальчики практиковали эту церемонию в разном возрасте в соответствии с их кастами (это делали только дети брамина, кшатрия и вайшьи).

В буддийской системе ребенок начал свое образование в возрасте восьми лет с церемонии, называемой Паббаджа или Прабраджья . В отличие от ведической системы, эту церемонию инициации могли практиковать мальчики всех каст.После этого ребенок покидал дом и отправлялся жить в монастырь под руководством своего учителя (монаха).

Образование для женщин было очень важным в древней Индии. Их обучали ведению домашнего хозяйства, а также танцам и музыке. Девочки также должны были провести церемонию Упанаяна . Образованные женщины были разделены на два класса: садьодвах , те, кто продолжал свое образование только до замужества, и брахмавадини , те, кто никогда не выходил замуж и продолжал учиться на протяжении всей своей жизни. Вед и Веданги также преподавались женщинам, но ограничивались религиозными песнями и стихами, необходимыми для ритуалов. Некоторыми известными знатоками Вед и Упанишад были Апала, Индрани, Гхоша, Лопамудра, Гарги и Майтрейи.

Картина, изображающая буддийского монаха, передающего знания своим ученикам | © terimakasih0 / Pixabay

И в ведической, и в буддийской системах образования были разные предметы. Ведическая система состоит из четырех Вед ( Ригведа, Сама Веда, Яджурведа и Атхарва Веда ), шести Ведангов (ритуалистическое знание, метрика, экзегетика, грамматика, фонетика и астрономия). , Тарка Шастра (логика и рассуждение), P урана (история) и другие.Основными предметами в буддийской системе были три питаки (V inaya , A bhidhamma и S utta ), наиболее признанные произведения всех 18 школ буддизма. Некоторыми другими предметами, общими для обеих систем, были арифметика, военная наука, право, исполнительское искусство, этика, а также искусство и архитектура.

Студент, изучающий Веду | © Рарирам / WikiCommons

Освоение одной Веды заняло 12 лет. Таким образом, в зависимости от того, сколько предметов студент хотел изучить, период обучения соответственно варьировался. Обучение могло продолжаться до 48 лет.

Чтобы заработать себе на жизнь, мужчинам нужно было знать какой-либо вид искусства. Согласно древней индийской системе образования, существовало около 64 форм искусства, включая танцы, музыку, изготовление ювелирных изделий, скульптуру, сельское хозяйство и медицинские науки. Чтобы получить профессиональную подготовку в определенном виде искусства, мужчины должны были работать в качестве стажеров под руководством мастера, чтобы получить опыт. Их обучали бесплатно, и хозяин также заботился о еде и питании.

Хотя в то время обучение в группах было обычным явлением, учителя также обучали студентов индивидуально, исходя из их способностей и способностей. Устное чтение было основным средством передачи знаний и практиковалось с помощью различных методов, таких как самоанализ (слушание, созерцание и концентрированное созерцание), рассказывание историй, запоминание, критический анализ, практическое обучение и семинары.

Так же, как сегодня у нас есть всемирно известные университеты, в древности здесь были популярные учебные заведения. Четыре из этих учебных заведений были довольно известными и имели разные специализации. Университет Наланды славился своим католическим и космополитическим характером и своим факультетом логики. Университет Такшасила, расположенный на территории современного Пакистана, был известен во всем мире своей медицинской школой и был главным учебным центром в 6 веке до нашей эры. То, чем был университет Наланды для восточной Индии, был Валлабхи для западной Индии. Это также был известный учебный центр, который специализировался на таких предметах, как право, медицина и экономика, и принимал студентов со всех концов страны.Викрамшила был еще одним уважаемым учреждением, наиболее известным благодаря тантрическому буддизму.

Руины университета Наланда в Бихаре, Индия | © я / WikiCommons

Вневременная мудрость из индийской традиции (Книга кварталов): Кумар Арья, Вирендер: 9781840224306: Amazon.com: Книги

[задняя обложка]
Книга
Вед
БЕЗВРЕМЕННАЯ МУДРОСТЬ ИЗ ИНДИЙСКИХ ТРАДИЦИОНОВ

ГОДА имеет последователей в один миллиард человек, и все же многие из его традиций едва известны за пределами Индии. Кто такие Кали, Шива и Кришна? Что такое карма на самом деле? Это глубокое изучение священных писаний Вед ​​и Упанишад объясняет причины непреходящей привлекательности индуизма.

Откройте для себя увлекательное приключение богов и богинь и их человеческих воплощений, аватаров. Погрузитесь в гипнотические тексты Махабхаруты, Рамаяны, Сутр и Пуран.

Раскройте истинные принципы йоги и ее использование для направления животворной энергии через чакры и нади тела.Используйте древнюю мудрость, чтобы обрести покой сегодня.

[копия передней обложки]
Краткое, четко написанное введение в самую сложную мировую религию, Книга Вед представляет собой вдохновляющее и простое руководство к тайнам индуистской веры. Исследуя индуистский пантеон, он знакомит с очаровательными богами и богинями, которым поклоняются в домах и храмах по всей Индии — от Шивы, аскета со спутанными волосами, до Деви, богини-матери, которая держит всю вселенную в своей утробе.

Книга Вед определяет философию, лежащую в основе индуизма, объясняя такие концепции, как возрождение, карма или «путь действия», дхарма или? правильная жизнь? и принципы, лежащие в основе истинной практики йоги. В нем обсуждаются классические тексты индуизма — Веды и Упанишады, а также его великие поэтические эпосы, Рамаяна и Махабхрата (который содержит знаменитую Бхагавад Гиту).

Книга посвящена историческому развитию индуизма с древних времен и помещает веру в современный контекст.Он исследует культурный фон индуизма: брак и погребальные обычаи, кастовую систему, паломничество, фестивали и многое другое. Этот увлекательный том с красочными иллюстрациями на каждой странице предлагает объяснения и вдохновение для всех, кто хочет узнать больше об одной из величайших религий мира.

[копия на обратной стороне пиджака]
Вирендер Кумар Арья — молодой ученый, специализирующийся на древнеиндийской литературе и философии. Он родился в Нью-Дели, окончил школу языка, литературы и культуры Университета Джавахарлала Неру.В настоящее время он живет в Лондоне, где занимается исследованиями для получения докторской степени. Диссертация о мифах и истинах в ведической традиции. Книга Вед — его первая книга.

Вед и ведическая система — Древняя индийская мудрость

За столетия накопилась обширная литература по Ведам, написанная на английском и многих других языках. Тем не менее, Веды остаются неуловимыми, поскольку они написаны символическим языком, который придает более чем одно значение. Ни один из трех великих ачарьев, Шанкара, Рамануджа и Мадхва, исследовавших все другие древнеиндийские первоисточники, не написал полных комментариев к Ведам.Этот факт примечателен и добавляет загадочности Ведам дополнительную загадку. (Шри Мадхва действительно написал короткую Ригбхьясью, но она касается только некоторых частей Ригведы, в отличие от его объемных комментариев к Упанишадам, Бхагавад-Гите, сутрам Брахмы и Махапуранам). Главный комментарий к Ведам, на который опирается большинство восточных и западных авторов, принадлежит Саяне Мадхаве, широко известному как Саяначарья. Этот объемный труд ценится во всем мире за энциклопедический охват ведических текстов; по сути, это дословный перевод Вед. Его критики сетуют на отсутствие ссылок на скрытые значения ведических догм, а также на молчание символики Вед. Это одна из причин, по которой Веды остаются недостаточно освещенными. Другая причина в том, что ведический санскрит отличается от классического санскрита, языка, на котором в настоящее время преподают, пишут и иногда говорят. Это не только мать нынешней версии языка, но и мать широко распространенной группы языков, протоиндоевропейских языков.

Значение Вед нелегко распознать и понять, отчасти из-за системы символизма, общей для многих индийских справочников, что делает реальный смысл далеким от буквального значения. Это привело к появлению ряда сочинений, таких как работы Ауробиндо, великого современного мудреца, в частности его «Секрет Вед» и «Символизм Вед». Одним из великих пионеров в этой области был Капали Шастри (1886–1953), весьма уважаемый знаток ведической науки, связанный с Ауробиндо. Эта тема включает ссылки, а также некоторые образцы этих современных видящих.

Риши предоставили Ведам инструменты для изучения или Веданги, составляющие Веды. Понимание Веданг необходимо для понимания ведических текстов. Существует шесть Ведангов: Шикша, наука произношения; Вьякарана, грамматика; Чандас, просодия и поэтическое построение; Нирукта, семантика; Джйотиша, астрономическая наука; и Кальпа, технические аспекты ритуалов.

Бхагавад-Гита широко известна как наиболее почитаемый источник ведической литературы.Это не просто главный ключ ко всем ведическим доктринам, но спутник жизни для любого, кто ищет живого, божественного руководства. Он друг, философ и проводник в этой жизни и за ее пределами. Здесь представлен общий обзор работы и более подробный общий текст Бхагавадгиты с оригиналом в тексте Деванагари, транслитерированным значением слова и общим резюме текста в другой ссылке

Священных Книг индуизма: Веды | Что такое Веды? — Видео и стенограмма урока

История Вед

Веды, также называемые священными писаниями, отличаются от других религиозных писаний тем, что многие из этих священных текстов, как полагают, были переданы людям в определенные периоды. Считается, что Веды существовали всегда и были открыты мудрыми людьми, находившимися в глубоком медитативном состоянии ума. Хотя дата этих откровений неизвестна, наиболее распространено мнение, что они произошли около 1500 г. до н. Э. Вопрос о том, кто написал индуистские веды, является предположением, в котором широко распространено мнение, что мудрецы получили Веды устно от своих учителей и что они были официально задокументированы Вьясой Кришной Двайпаяной в течение 1500-500 гг. Период .

Четыре Веды

Сколько существует Вед? Есть четыре основных Веды, которые разделены на различные типы содержащихся в них текстов. В совокупности эти священные книги содержат инструкции и информацию о жизни в целом, поведении, природе и религии.

Ригведа

Ригведа , известная как Книга мантр и самая важная из священных книг, представляет собой сборник гимнов, а также содержит информацию о культуре Ригведы и ее мифологиях.Его сочинения — самые древние из всех санскритских заклинаний, и эта книга — самая старая из всех книг, написанных на любом индоевропейском языке. В Ригведе более 1000 песен; они состоят из приблизительно 10 600 строф, каждая строфа имеет восемь адхаяй, (глав). Гимны были написаны семью главными провидцами (авторы или риши ): Вишвамитра, Канва, Вашиштха, Джамадагни, Готама, Атри и Бхарадваджа. Эта Веда содержит информацию о политике, экономике, социальных практиках и религии ригведического общества.Яджурведа, Сама Веда и Атхарва Веда считаются частью ведического периода, потому что они были составлены после Ригведы.

Сама Веда

Сама Веда

Сама Веда , известная как Книга Песни, представляет собой собрание ритуальных мелодий или саман . Поскольку все его гимны взяты из Ригведы и не содержат собственных уникальных учений, Сама Веда считается сокращенной версией Ригведы.Это серия гимнов и песнопений, используемых священниками во время жертвоприношения Сома. Он состоит из 1549 стихов и разделен на две части: arcika (стихи) и gana (мелодии). Считается, что целью этих песен является поощрение танцев, которые поднимают настроение.

Яджур Веда

Яджур Веда , известная как Книга Ритуалов, представляет собой книгу литургий, предназначенных для религиозных церемоний. Во время жертвоприношений священники поют молитвы и яджу (формулы жертвоприношения) в книге.Она очень похожа на египетскую «Книгу мертвых», и в ней есть шесть отделений: Тайттирия, Мадьяндина, Катхака, Капиштхала, Майтраяни и Канва. Книга разделена на два раздела: темная Яджурведа, которая относится к тем частям, которые неясны и плохо организованы, и светлая Яджурведа, которая относится к стихам, которые более ясны и упорядочены.

Атхарва Веда

Атхарва Веда

Атхарва Веда , известная как Книга Заклинаний, уступает только Ригведе с точки зрения социологического и исторического значения.Хотя эта Веда также содержит гимны, ее язык менее сложен, а песни другие. Есть также чары и заклинания, написанные в Атхарва Веде. Обычные люди используют их против болезней, опасностей, врагов и колдунов. В текст включены также церемонии бракосочетания и похорон, а также ритуалы инициации. Считается, что имя «Атхарва» произошло от имени Атхарвана, священника, который был широко признан целителем и пионером религии. Он содержит 20 книг, состоящих из 730 гимнов, некоторые из которых напоминают гимны Ригведы.

Подразделы Вед

Каждая из Вед разделена на подкатегории в соответствии с типом текста, содержащегося в них. Они считаются комментариями или расширениями четырех основных Вед.

Самхиты

Самхиты — старейшие части Вед и содержат благословения, молитвы, песни и хвалы различным богам. Они также включают в себя Брахман, который представляет собой описание текста, и два раздела Брахмана: Книгу пустыни ( Араньяка ), которая предназначена для изучения в лесу или удаленном открытом месте, и Упанишад , раздел, в котором исследуются экзистенциальные отношения между людьми и вселенной.

Араньяки

Араньяки — это ритуальные обряды индуизма и продолжение брахманов. Названные «Книгой пустыни», они считаются разделом Вед, в котором также делается упор на медитацию.

Брахманы

Брахманы — это ритуальные учения и наставления. Они написаны прозой и содержат пояснения к своим гимнам.

Упанишады

Упанишады называются заключением Вед. Они содержат мистические и философские хроники и диалоги, относящиеся к природе как индивидуальной души ( Атман, ), так и универсальной души ( Брахман ).Одна из Упанишад содержит самое раннее известное упоминание о переселении, перевоплощении души в разные тела. Они объясняют, как душа ( Атман, ) может быть связана с абсолютной истиной ( Брахман, ) через посредничество и размышление. Они также исследуют карму, коллективные эффекты поведения человека. Упанишады, означающие «сидеть близко» как ученик с учителем, чтобы получить частное наставление.

Веды и индийская кастовая система

Веды составляют основу индийской кастовой системы , которая основана на басне о жертвоприношении божества по имени Пуруша. Считается, что кастовая система или группы людей, основанные на экономическом статусе или рождении, произошли от песни Вед, относящейся к Пуруше, божеству, которое, как полагают, было принесено в жертву другими богами. После его жертвоприношения разум Пуруши сформировал луну, его глаза создали солнце, его голова создала небо, а его ноги сформировали землю.

После преобразований Пуруши кастовая система эволюционировала. Брахманы (священники) вышли из его уст. Кшатрии (правители-воины) вышли из его рук.Вайшьи (простолюдины, такие как купцы и землевладельцы) произошли от его бедер. Шудры (слуги и работники) вышли из его ног.

Кастовая система до сих пор существует как варна , или классовая система, основанная на первоначальных четырех кастах из Вед. Пятая каста, далитов , что означает неприкасаемые, обычно исключаются и подвергаются остракизму из системы классов варна . Варна не принимается многими людьми в Индии и была основным направлением кампаний социальной справедливости такими активистами, как Б. Р. Амбедкар, создатель Конституции Индии, и Махатма Ганди, лидер мирного движения за независимость Индии.

Краткое содержание урока

Священные книги индуизма называются Веды , и есть четыре основных книги: Ригведа , Сама Веда , Яджур Веда и Атхарва Веда . Считается, что они существовали всегда и передавались устно, пока не были написаны на санскрите в течение 1500-500 гг. До н. Э., который Вьяса Кришна Двайпаяна назвал ведическим периодом. Веды содержат песни, заклинания, стихи и религиозные ритуалы, используемые в индуистской религии. Каждая Веда делится на четыре подкатегории: Самхиты, Араньяки, Брахманы и Упанишады. Содержание Вед также содержит первую известную ссылку на кастовую систему Индии , в которой люди разделены в соответствии с их экономическим статусом и рождением. Эта система, которая теперь называется варна , или система классов, все еще используется в Индии сегодня.

индуистских националистов утверждают, что у древних индейцев были самолеты, технологии стволовых клеток и Интернет | Наука

Нью-Дели — Самый широко обсуждаемый доклад на Индийском научном конгрессе, ежегодном мероприятии, финансируемом правительством, состоявшемся в Джаландхаре в январе, не был посвящен исследованию космоса или информационным технологиям, областям, в которых Индия добилась быстрого прогресса. Вместо этого в ходе беседы была отмечена история из индуистского эпоса Mahabharata о женщине, которая родила 100 детей, и приводится это как свидетельство того, что древняя индуистская цивилизация Индии разработала передовые репродуктивные технологии.Столь же удивительным, как и заявление, была выдающаяся родословная сделавшего его ученого: химика Г. Нагешвара Рао, вице-канцлера Университета Андхра в Вишакхапатнаме. «Исследования стволовых клеток проводились в этой стране тысячи лет назад», — сказал Рао.

Его выступление вызвало насмешки. Но Рао — далеко не единственный индийский ученый, делающий такие заявления. В последние годы «эксперты» утверждали, что у древних индейцев были космические корабли, Интернет и ядерное оружие — задолго до того, как на сцену вышла западная наука.

Такие заявления и другие формы псевдонауки, коренящиеся в индуистском национализме, усиливаются с тех пор, как премьер-министр Нарендра Моди пришел к власти в 2014 году. Некоторые исследователи говорят, что они не просто смущают, а представляют собой угрозу науке и образованию, которая подавляет критическое мышление и может помешать развитию Индии. «Моди инициировал то, что можно назвать« Проектом «Нападение на научную рациональность» », — говорит Гаухар Раза, бывший главный научный сотрудник Совета по научным и промышленным исследованиям (CSIR) здесь, конгломерата почти 40 национальных лабораторий.«Религиозно-мифическая культура агрессивно пропагандируется в научных учреждениях страны».

Некоторые обвиняют в быстром росте, по крайней мере частично, Виджнана Бхарати (ВИБХА), научное крыло Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS), массового консервативного движения, которое стремится превратить Индию в индуистскую нацию и является идеологическим родителем Бхаратии Моди. Вечеринка Джаната. VIBHA стремится обучать массы науке и технологиям и использовать исследования для стимулирования развития Индии, но также продвигает науку «свадеши» (туземную) и пытается соединить современную науку с традиционными знаниями и индуистской духовностью.

VIBHA получает щедрое государственное финансирование и работает в 23 из 29 штатов Индии, организуя огромные научные ярмарки и другие мероприятия; у нее есть 20 000 так называемых «членов команды» для распространения своих идей и 100 000 добровольцев, в том числе многие из высших эшелонов индийской науки.

В консультативный совет VIBHA входит Виджай Кумар Сарасват, бывший глава отдела оборонных исследований Индии, а ныне ректор Университета Джавахарлала Неру. Бывшие председатели Космической комиссии Индии и Комиссии по атомной энергии являются покровителями VIBHA.»Структурный биолог Шекхар Манде, генеральный директор CSIR, является вице-президентом VIBHA.

Сарасват, который твердо верит в способность драгоценных камней влиять на благополучие и судьбу», гордится достижениями древней индуистской науки: «Мы должны «заново открыть для себя индийские системы, существовавшие тысячи лет назад», — говорит он. Манде разделяет эту гордость. «Мы — раса, которая не уступает ни одной другой расе в мире», — говорит он. Мир.Однако Манде настаивает на том, что VIBHA не антинаучен: «Мы хотим сказать людям, что вы должны быть рациональными в своей жизни и не верить в иррациональные мифы». Он не видит подъема псевдонауки за последние 4 года — «У нас есть всегда было так »- и говорит, что отчасти проблема в том, что пресса теперь уделяет больше внимания случайным странным заявлениям. « Если бы журналисты не сообщали об этом, на самом деле это было бы прекрасно », — говорит он.

Но другие говорят нет никаких сомнений в том, что псевдонаука находится на подъеме — даже на самых высоких уровнях власти.Моди, который в течение 12 лет был пропагандистом RSS pracharak , в 2014 году утверждал, что пересадка слоновой головы бога Ганеши человеку — сказка, рассказанная в древних эпосах — была великим достижением индийской хирургии тысячелетиями. назад и сделал заявления о стволовых клетках, подобных клеткам Рао. На прошлогоднем Индийском научном конгрессе министр науки Харш Вардхан, врач и член RSS, неправильно сказал, что физик Стивен Хокинг заявил, что Веды включают теории, превосходящие уравнение Альберта Эйнштейна E = mc 2 .«Одно дело для психа сказать что-то подобное, но для людей, обладающих властью, это очень плохой пример. Это прискорбно», — сказал Венки Рамакришнан, президент Королевского общества в Лондоне, уроженец Индии, лауреат Нобелевской премии 2009 года. лауреат по химии, рассказывает Наука. (Вардхан пока отказался объяснять свое заявление и не ответил на запрос об интервью от Science. )

Критики говорят, что лженаука проникает в финансирование науки и образования.В 2017 году Вардхан решил профинансировать исследования в престижном Индийском технологическом институте здесь, чтобы подтвердить утверждения о том, что панчагавья, смесь, состоящая из коровьей мочи и навоза, является лекарством от широкого спектра заболеваний — понятие, которое многие ученые отвергают. А в январе 2018 года министр высшего образования Сатья Пал Сингх отверг теорию эволюции Чарльза Дарвина и пригрозил исключить ее из учебных программ школ и колледжей. «Никто, включая наших предков, ни письменно, ни устно [текстами] не сказал, что они когда-либо видели, как обезьяна превращалась в человека», — сказал Сингх.

Эти замечания вызвали бурю протестов; В редком проявлении единства три ведущие академии наук Индии заявили, что исключение эволюции из школьных программ или разбавление ее «ненаучными объяснениями или мифами» было бы «шагом назад». В других случаях ученые также сопротивляются нарастающей лженауке. Но это может быть опасно. За последние 5 лет были убиты четыре выдающихся борца с суевериями и псевдонаучными идеями и практиками, в том числе врач Нарендра Дабхолкар и М.М. Калбурги, бывший проректор Университета каннада в Хампи. Продолжающиеся полицейские расследования связывают их убийц с индуистскими фундаменталистскими организациями.

Некоторые индийские ученые могут быть восприимчивы к ненаучным убеждениям, потому что они рассматривают науку как работу с 9 до 5, говорит Ашок Сахни, известный палеонтолог и почетный профессор Пенджабского университета в Чандигархе. «Их религиозные убеждения не согласуются с наукой», — говорит он, и в нерабочее время эти убеждения могут преобладать.Он добавляет, что традиция почтения к учителям и пожилым людям также может сыграть свою роль. «Свобода ставить под сомнение авторитет, подвергать сомнению писания — это неотъемлемая часть науки», — добавляет Рамакришнан. По его словам, вместо того, чтобы сосредотачиваться на прошлом, Индии следует сосредоточиться на своем научном будущем и резко увеличить финансирование исследований.

Власть индуистского национализма в индийском обществе вот-вот подвергнется испытанию. Две дюжины оппозиционных партий объединились против Моди на выборах, которые состоятся до конца мая.Потеря Моди принесет «некоторые изменения», — говорит Прабир Пуркаястха, вице-президент Всеиндийской народной научной сети в Мадурае, движения за либеральную науку, насчитывающего около 400 000 членов по всей стране и выступающего против идеологии VIBHA. Но волна лженауки не может быстро отступить, — говорит он. «Я не думаю, что эта битва скоро утихнет, потому что учреждения ослаблены и заражены».

Всемирная неделя космоса: Древняя астрономия в ведической и постведической литературе | The Weather Channel — Статьи из The Weather Channel

Галактика NGC 5861, снятая космическим телескопом Хаббла НАСА / ЕКА.

(ESA / Hubble; NASA, A. Riess et al.)

Изученная спутниками, космическими телескопами и моделями суперкомпьютеров, астрономия сейчас может показаться очень современной научной дисциплиной. Однако история астрономических наблюдений и науки намного старше, чем вы можете себе представить, даже столь же древняя, как ведические времена.

(Читайте также: Как изучение древнего мира может пролить свет на зарождение астрономии в Индии )

Ведические тексты, несомненно, являются древнейшими текстами индийской древности.Ригведа, самая старая из них, в основном посвящена ритуалам и философии, но имеет отдельное приложение по астрономии под названием «Веданг Джйотиша», что буквально переводится как «часть Вед, посвященная науке о (небесном) свете». Добавьте к этому связанные с астрономией стихи из Яджур Веды, и мы получим первое письменное свидетельство древних астрономических знаний индейцев.

Упанишады, брахманы, смрити и пураны, которые иногда называют такими же древними, как Веды, также включают рассказы и отсылки из постведической эпохи.Считается, что эти тексты развивались на протяжении веков, а некоторые из последних дополнений были сделаны всего 2300 лет назад (примерно во времена Чандрагупты Маурьи). Для краткости назовем все это тело постведической литературой.

Сколько лет Ведам и где они были составлены?

Ответ зависит от того, с каким ученым вы консультируетесь. Оценки местоположения различаются от арктического региона (Тилак) до Афганистана (Кочхар), от долины Инда до равнин Ганга.Люди ссылались на географические особенности, такие как реки, флора и фауна, а также продолжительность дня из ведических стихов, чтобы прийти к выводам, которые остаются непротиворечивыми в рамках их изучения, но, к сожалению, несовместимы друг с другом.

Точно так же с датой разные авторы приписывают Ведам разные временные рамки — в основном на основании ссылки на звезды и созвездия в этих стихах. Предполагаемые даты варьируются от 6200 лет (Орион — первая накшатра) до 4700 лет (Критика в точке весеннего равноденствия) до 3400 лет (Ашлеша в день летнего солнцестояния).

Все эти ссылки действительно существуют в Веданга Джйотиша или в таких трактатах, как Шатапатха Брахманы. Наиболее вероятным объяснением было бы то, что даже Веды включают коллективные воспоминания людей, охватывающих несколько веков, когда они двигались через разные земли, а Веды еще не были запечатаны (то есть все еще развивались) всего 3400 лет назад.

Древние наблюдения

Не говоря уже о дате и месте, Веданга Джйотиша раскрывает несколько интересных аспектов.Некоторые говорят, что эта часть Ригведы была написана человеком по имени Лагадха, в то время как другие считают, что он просто собрал существующие стихи в один текст. Тем не менее, кто бы это ни написал, заметил, что Луне требуется около 27-28 дней, чтобы облететь небо. Таким образом, на небе Луны было около 28 (в Ригведе, позже 27 в Яджурведе) обителей, и это наши накшатры. Они также заметили, что продолжительность солнечного года составляет около 365 дней.

Интересно отметить, что не обсуждается в этих ведических астрономических текстах — планеты, знаки зодиака, кометы и т. Д.Зодиак встречается только в тех текстах, которые не были запечатаны до прихода Маурьев. Отметим также, что формы и звезды всех 12 Рааши , а также божественные свойства планет идентичны в каждой цивилизации, завоеванной Александром Великим. Следовательно, разумно предположить, что идея Раашис и планет была позднегреческим импортом в индийскую астрономию — момент, который следует помнить, когда кто-то продвигает псевдонауку астрологии и гороскопов, основанную на Раашис и Грихах .

Это не означает, что индийцы (или китайцы, если на то пошло) не осознали, что есть некоторые довольно яркие небесные огни, которые падают почти по тому же пути, что и луна, и тоже меняют свое положение. Любой проницательный наблюдатель, который мог определить форму 27 накшатр, включая несколько слабых, должен был заметить эти тела, которые намного ярче. Но, по-видимому, они решили поверить, что эти тела не важны, и предпочли не упоминать о них в своих систематизированных знаниях.

Наблюдаем ли мы преемственность между ведической астрономией и тем, что ей предшествовало (скажем, харапской астрономией)? Снова на вопрос сложно ответить. Существуют определенные ключи к разгадке, такие как опора на лунные особняки (накшатры) или существование календаря саптарши, которые предполагают, что некоторые знания действительно были переданы от торговцев из городов Хараппы и распространились вплоть до южной Индии к пасторальным ведикам равнин Ганга. Утверждать что-либо большее (или меньшее) было бы нечестным с академической точки зрения.

Эта статья является частью серии из восьми статей о Всемирной неделе космоса 2020, публикуемых каждый день с 4 по 10 октября. Со всеми восемью статьями этой серии можно ознакомиться здесь:

1. Как изучение древних Мир может пролить свет на зарождение астрономии в Индии

2. Древняя астрономия в ведической и постведической литературе

3. Заглянуть в индийские и ведические календари и астрономию за ними

4. Применение астрономических методов датирования к древним индийским эпосам Махабхарата и Рамаяна

5.Как эпоха сиддханта в Индии повлияла на наше понимание астрономии

6. Вот что говорят солнечные часы и другие архитектурные чудеса об истории астрономии в Индии

7. Как создание различных обсерваторий в колониальную эпоху помогло индийской астрономии

8. Невероятная история роста Индийская астрономия после обретения независимости

**

Эта серия была произведена в сотрудничестве с Астрономическим обществом Индии, обществом, занимающимся астрономией и смежными отраслями науки в Индии. Dr Aniket Sule и Prof. Mayank Vahia из Центра научного образования Хоми Бхабха (HBCSE-TIFR), Мумбаи, и Школы математических наук NMIMS, Мумбаи, соответственно.

Эта статья является гостевой колонкой, отражающей мнение автора и не обязательно отражающей официальную точку зрения The Weather Channel.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *