Древнее двуречье религия: Религии древнего двуречья — ответ на Uchi.ru

Религия древнего Двуречья

В 1899 году немецкие археологи приступили к исследованию странных обрывистых холмов, украшавших пустыню в окрестностях Багдада. Через год он представил научному миру легендарную башню – храм бога Вавилона Мардука. Раскопки в долинах Тигра и Ефрата открыли самую древнюю из развитых цивилизаций. Место её обитания называли Двуречьем, Междуречьем или Месопотамией.

 

Территория Междуречья не раз упоминается в Библии – общей книге трёх мировых религий. Сначала здесь располагался райский сад Эдем, отсюда был родом Авраам, а позже возник город Вавилон. 

В библейских текстах новый город и его цари предстают олицетворением худших пороков человечества, постоянно навлекают на себя гнев Бога. Но исследования письменных памятников Междуречья  показали, что верования вавилонян имели много общего с библейской историей. Какая религия более древняя, библейская или вавилонская? Ответ на этот вопрос даст изучение мифологии Двуречья.

 

До открытия шумерской клинописи о некоторых богах Месопотамии было известно из Библии: Пророк Илия избивает жрецов Ваала, Иеремия обличает соотечественников за культ Астарты.

Во время раскопок Междуречья в XIX веке были обнаружены клинописные таблички и камни с изображениями богов. После расшифровки удалось подробно раскрыть мифологию шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев.

 До сих пор остаётся нерасшифрованной более древняя, протошумерская письменность. Многие таблички были утеряны или сохранились частично. Поэтому современные знания нельзя считать полными.

 

Верования менялись на протяжении трёх тысяч лет существования цивилизации Междуречья. Каждый род, поселение или племя имели своих богов-покровителей. Самые древние, шумерские письменные памятники зафиксировали общие черты сложившегося религиозного мировоззрения:

  • Мужское и женское начала, боги неба и земли, породили других богов. Они имели человеческий облик и покровительствовали земледелию, скотоводчеству, войне и т. п.
  • Все боги бессмертны, а если и умирают, то вскоре воскресают. 
  • Человек создан из глины. Его назначение – служить богам, кормить их, строить им жилища.
  • Все умения и практические знания переданы человеку богами.
  • После смерти люди попадают в ад – мрачное подземное царство. Рай существует только для богов.

 

Среди многочисленного пантеона в разные времена выделялся один, самый могущественный бог. У шумеров это был Энлиль, у аккадов – Аба, вавилоняне возвеличили Мардука, ассирийцы, последние властители Междуречья, более других почитали Ашшура. Верховные боги обычно покровительствовали столицам царств, считались творцами человека.

В пантеонах Двуречья были и женские божества. Часто они выступали олицетворением плотской любви или войны. Наиболее известна Астарта (Иштар) и Тиамат, культ которых распространялся далеко за пределы Междуречья и вызывал негодование библейских пророков.

В религиозных системах Месопотамии насчитывается 18 основных божеств, которые почитались на протяжении всей истории региона. Общее число богов определить трудно. Они появлялись и исчезали вместе с племенами и поселениями. 

 

Кочевые племена и сельские жители изготовляли божеств-покровителей из глины и дерева. Фигурки хранились в домашних алтарях и передавались по наследству главам семьи.

С развитием науки, письменности и строительства божествам стали создавать величественные храмы. Появилось сословие жрецов и жриц. Боги переселились из домов в храмы. Для них устраивали комнаты со столами и кроватями для сна. Жрецы купали и кормили божество, соблюдая определённые обряды.

Религия Месопотамии представляла развитую форму язычества и стала основой мировоззрения Древних Греции и Рима.

Добавить комментарий

Религиозная система древнего Двуречья. История религий Востока

Религиозная система древнего Двуречья

На протяжении долгих веков в культуре Двуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими (как правило, им приписывались деяния и заслуги тех, что оставались в тени или умирали в памяти поколений). Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей в этом регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя временами отдельные удачливые правители (Саргон Аккадский, Хаммурапи) достигали немалой власти и признанного могущества, централизованных деспотий в этом регионе, как правило, не было. Видимо, это сказалось и на фиксируемом религиозной системой статусе месопотамских правителей. Обычно они не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом (сохранился обелиск с изображением бога солнца Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами, которые вошли в историю как законы Хаммурапи).

Эта сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля, бога воды Эа (Энки), нередко изображавшегося в виде человека-рыбы и сотворившего первых людей. Все эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого.

К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.

Уже из древних шумерских мифов вытекает, что первым среди богов считался Энлиль. Однако власть его в пантеоне далеко не была абсолютной: семь пар великих богов, его родственников, временами оспаривали его власть и даже смещали с должности, низвергая в подземное царство за провинности. Подземное царство – это царство мертвых, где всевластно распоряжалась жестокая и мстительная богиня Эрешкигаль, которую смог усмирить лишь бог войны Нергал, ставший ее супругом. Энлиль и другие боги и богини были бессмертными, поэтому они, даже если попадали в подземное царство, возвращались оттуда после ряда приключений. Но люди, в отличие от них, смертны, так что их удел после смерти – вечное пребывание в сумрачном царстве мертвых. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям).

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых – эти два начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. И не только противопоставлялись. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, пробуждавшейся и умиравшей природы не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Пусть люди смертны и никогда не возвращаются из подземного царства. Но природа бессмертна! Она ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Эту-то закономерность природы и должны были отразить бессмертные боги. Неудивительно поэтому, что одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).

Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Инанна (Иштар), богиня-покровительница города Урука, где в ее честь был построен храм (нечто вроде храма любви) со жрицами и храмовыми прислужницами, дарившими любому свои ласки (храмовая проституция). Как и они, любвеобильная богиня одаривала своими ласками многих – и богов и людей, но наибольшую известность получила история ее любви к Думузи. Эта история имела свое развитие. Вначале (шумерская версия мифа) Инанна, выйдя замуж за пастуха Думузи, принесла его в жертву богине Эрешкигаль в качестве платы за свое освобождение из подземного царства. Позже (вавилонская версия) все стало выглядеть иначе. Думузи, оказавшийся уже не только супругом, но и братом Иштар, погиб на охоте. Богиня отправилась в подземное царство за ним. Злобная Эрешкигаль оставила Иштар у себя. В результате жизнь на земле прекратилась: животные и люди перестали размножаться. Встревоженные боги потребовали от Эрешкигаль возвращения Иштар, которая и вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Думузи.

История говорит сама за себя: Думузи, олицетворявший плодородие природы, погибает и воскресает при помощи богини плодородия, побеждающей смерть. Символика вполне очевидна, хотя появилась она далеко не сразу, а лишь в результате постепенной трансформации первоначального мифологического сюжета.

Мифология Двуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша, и, наконец, рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья, особо выделявшие среди прочих богов бога южного ветра, гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения и грозившего катастрофическими наводнениями, не могли воспринимать такого рода наводнения (особенно наиболее разрушительные из них) иначе как великий потоп. В том же, что такого рода катастрофическое наводнение действительно было реальным фактом, убеждают раскопки английского археолога Л. Вулли в Уре (в 20-30-е годы), во время которых был обнаружен многометровый слой ила, отделявший наиболее древние культурные слои городища от более поздних.

Интересно, что сохранившийся в фрагментах шумерский рассказ о потопе некоторыми деталями (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

Религиозная система Двуречья, изменявшаяся и совершенствовавшаяся усилиями разных народов на протяжении долгих веков, во II тысячелетии до н. э. была уже достаточно развитой. Из великого множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга (заметим, что кроме Иштар были еще две богини плодородия), выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитаемых. Сложилась и определенная их иерархия: на место верховного бога выдвинулся бог-покровитель города Вавилона Мардук, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона. С возвышением Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тысячелетии до н. э. Была также несколько пересмотрена мифологическая интерпретация деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира всех богов, героев и духов, включая владык подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и несчастий, в борьбе с которыми месопотамские жрецы выработали целую систему заклинаний и оберегов.

В частности, каждый человек оказался обладателем собственного божественного патрона-покровителя, иногда и нескольких, что способствовало формированию личностных связей «человек —божество». Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусферой покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».

На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Наконец, усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии и календаря, математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная) несомненна. И не столько потому, что у их истока стояли жрецы, сколько из-за того, что все эти знания были связаны с религиозными представлениями и даже опосредованы ими.

Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья обусловливались религиозными представлениями. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т. е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Она оставляла место для взглядов, поступков и порядков, не связанных непосредственно с религией, и именно эта практика могла повлиять на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья, начиная от семитских племен Сирии и Финикии и кончая крито-микенскими предшественниками античных греков. Не исключено, что она сыграла определенную роль в появлении свободомыслия в античности. На это стоит обратить внимание потому, что второй вариант древнейшей религиозной системы мира, древнеегипетский, практически одновременный с месопотамским, привел в этом смысле к иным результатам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Религиозная система древнего Египта

Религиозная система древнего Египта Основы цивилизации и государственности в долине Нила складывались в то же время и на той же материальной базе (неолитическая революция в ближневосточном регионе), что и в Двуречье. Однако древнеегипетская социально-политическая

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта :

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта : Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный «отцом истории». Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта. Манефон – египетский историк, верховный

Литература Двуречья

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

3.2.2. Религиозная система Древнего Междуречья

3.2.2. Религиозная система Древнего Междуречья Как известно, первые в истории человечества очаги государственности появились на Ближнем Востоке, в плодородной долине великих рек Нила, Тигра и Ефрата. Сложившиеся там, в первую очередь в пойме Междуречья, ранние надобщинные

3.2.4. Религиозная система Древних Сирии и Финикии

3.2.4. Религиозная система Древних Сирии и Финикии Лишь в 30-е годы XX века были найдены письма второй половины XV века до н.  э. финикийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Это значительно добавило материала

3.2.5. Религиозная система Древней Греции

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки — одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли — юг Балкан и

3.2.6. Религиозная система Древнего Рима

3.2.6. Религиозная система Древнего Рима Деление индоевропейской племенной общности привело к образованию в III тысячелетии до н. э. древнеевропейцев — условное название конгломерата племён, говоривших на древнеевропейских диалектах. Вероятным ареалом совместного

3.

2.7. Религиозная система древних кельтов

3.2.7. Религиозная система древних кельтов Древний период развития кельтов (протокельтский период) тесно связан с древнеевропейской «семьёй народов». Также как и древнегреческая и древнеримская культуры, культура кельтов оставила свой европейский след. Кельты — одна из

3.2.8. Религиозная система древних германцев

3.2.8. Религиозная система древних германцев Германцы — общее название ряда племён, происходящих также от индоевропейского корня и выделившихся из состава древнеевропейцев. О ранних этапах истории древних германцев, локализации племён, путях миграции — мало достоверных

3.2.9. Религиозная система древних славян

3.2.9. Религиозная система древних славян Стандартный академический подход к вопросу о происхождении так называемой славянской общности предполагает происхождение протославян — от одной из ветвей индоевропейского сообщества. Поскольку русские считаются по

«Земля между двумя реками», Постоянные выставки, Экспонаты, Музей Сперлока, Университет I

  • Продолжительность: Постоянно
  • Местонахождение: Галерея Ливитта Культуры Ближнего Востока

Цивилизация Древней Месопотамии выросла на берегах двух великих рек, Евфрата и Тигра. Посреди обширной пустыни народы Месопотамии полагались на эти реки, чтобы обеспечить их питьевой водой, сельскохозяйственным орошением и основными транспортными путями. На протяжении столетий пульсации Евфрата и Тигра оставили южные равнины современного Ирака с самой богатой почвой на Ближнем Востоке.

В течение 3000 лет народы Месопотамии сохраняли значительную степень культурного единства, хотя политически они были намного более раздроблены. Правители различных областей — Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии — в то или иное время господствовали над всей Месопотамией. Во времена великого политического единства короли расширили свою власть за пределы двух рек, господствуя над соседними землями и контролируя торговые пути Ближнего Востока. Самые ранние известные попытки создания крупномасштабных империй были предприняты шумерскими и аккадскими царями в конце третьего тысячелетия до нашей эры.

Известные объекты

  • Штамп Печать Ирак 700–620 гг. до н.э. 1900.53.0099А

  • Статуэтка: три богини Кюльтепе, Турция ок. 2300 г. до н.э. 1900.53.0153

  • Дверной шарнирный камень Умма, Ирак 2037—2029 гг. до н. э. 1926.13.0001

  • Фрагмент Книги Иакова Оксиринх, Египет начало 3 в. 1914.21.0025

  • Фрагмент Эпоса о Гильгамеше Ирак 1895—1712 гг. до н. э. 1913.14.1463

  • Статуэтка: сидящая женщина Ирак 2300 г. до н.э. 1900.53.0149

  • Табличка: Герой Ашур, Ирак ок. 700 г. до н.э. 1900. 53.0144

  • Уплотнение цилиндра Дияла, Ирак 28–25 вв. до нашей эры 1900.53.0112

  • Планшет с оттиском печати Умма 2050 г. до н.э. 1913.14.1165

Подробнее

Все объекты этой выставки

Коллекция месопотамских цилиндрических печатей

Месопотамия: земля между двумя реками

Скульптура Древней Вавилонии и Ассирии из Месопотамии. (Изображение предоставлено Андреа Иззотти/Shutterstock)

Месопотамия относится к обширной территории, которая может включать весь Ирак, восточную Сирию, юго-восточную Турцию, части западного Ирана и Кувейт. Слово «Месопотамия» — это древнегреческое название, которое иногда переводится как «земля между двумя реками» — это реки Евфрат и Тигр, обе из которых берут начало в восточной Турции и текут на юг к Персидскому заливу.

Некоторые из древнейших городов мира были построены на обширной территории Месопотамии, наряду с, вероятно, древнейшей системой письма в мире. Жители этой области внесли свой вклад во многие важные открытия и разработки в астрономии , математике и архитектуре. Многие культуры и империи процветали в Месопотамии на протяжении тысячелетий, в том числе шумеры, , ассирийцы, и вавилоняне. В этом районе часто происходили боевые действия; свидетельство ранняя городская война находится на территории Хамукара.

Связанный: Оживление Древней Месопотамии

Месопотамские города

Археологические исследования показали, что многие ранние города, такие как Урук, Эриду и Хамукар, процветали в Месопотамии. Древний вавилонский миф утверждает, что Эриду, место, расположенное на юге Ирака, является старейшим городом в мире и было создано богами, пишет Зайнаб Бахрани, профессор древнего ближневосточного искусства и археологии в Колумбийском университете, в своей книге. «Месопотамия: древнее искусство и архитектура» (Thames & Hudson, 2017).

«Город не был создан, живое существо не было помещено. Все земли были морем… Потом был создан Эриду», — говорится в переводе части мифа.

В то время как древние вавилоняне считали Эриду первым городом на планете, современные археологи в этом не уверены. Район был раскопан в середине 20 века; археологи обнаружили, что самые ранние артефакты и постройки датируются примерно 7300 лет назад, отметил Бахрани. Другие древние города Месопотамии, такие как Урук, также относятся к тому времени. Кроме того, другие места за пределами Месопотамии, такие как Чаталхоюк (расположенный в Турции) и Иерихон (расположенный на Западном берегу), датируются еще раньше, примерно 9,500 лет назад.

Где зародилась клинопись

В Месопотамии родилась система письма, которая, по мнению многих ученых, является древнейшей в мире и существует более 5200 лет назад. Эта система письма, написанная на глиняных табличках, часто называется современными учеными «клинописью». Надписи на этих табличках часто выглядят клиновидными и кодируют различные языки, которые менялись с течением времени, такие как шумерский, ассирийский и вавилонский.

Связанные: На фотографиях: Утерянный доисторический код, найденный в Месопотамии

Жители Месопотамии писали на самые разные темы. К ним относятся литературные произведения, такие как « Эпос о Гильгамеше , », а также тексты, в которых обсуждаются религия, торговля, наука, закон и даже некоторые запись древние загадки (откроется в новой вкладке).

Клинопись, возможно, произошла от жетонов, на которых были символы, и иногда их заворачивали в глиняный шар с изображениями. Расшифровка того, что означают жетоны внутри глиняных шариков, является предметом текущие исследования (открывается в новой вкладке).

Древняя шумерская клинопись, высеченная в камне. (Изображение предоставлено Shutterstock)

(открывается в новой вкладке)

Месопотамская наука и математика

Многие научные и математические открытия были сделаны в Месопотамии. Например, самое раннее свидетельство тригонометрии взято из вавилонской таблички возрастом 3700 лет. Недавние исследования также показали, что древние вавилоняне открыли рудиментарную форму исчисления и использовали ее для отслеживания движения Юпитера.

Математические и астрономические открытия, сделанные жителями Месопотамии, позволили разработать системы календаря и хронометража , которые используются до сих пор.

Месопотамское строительство

Жители Месопотамии также хорошо разбирались в архитектуре, инженерии и строительстве. Они построили сложную и постоянно меняющуюся систему каналов и дамб для орошения посевов, что позволило выращивать продукты питания в районах, где не было осадков. Эти ирригационные системы были особенно важны в южной Месопотамии, где часто не выпадает достаточно осадков для поддержки сельского хозяйства.

Еще одним впечатляющим архитектурным достижением Месопотамии является строительство зиккуратов — сложных пирамидоподобных башен, которые возвышались над горизонтом многих городов региона. Зиккураты, по-видимому, играли роль в религиозных ритуалах. «С архитектурной точки зрения восхождение на зиккурат представляло собой благоговейное восхождение вверх в церемониальной манере, с остановками и поворотами в определенных местах, курс, необходимый для религиозного шествия», — писал Бахрани.

Один зиккурат, посвященный богу Мардуку и построенный вавилонским царем Навуходоносором II около 2500 лет назад, возможно, вдохновил библейскую историю о Вавилонской башне: царь хвастался, что он объединил страны всего мира, чтобы построить ее.

Связанный: В фотографиях: Сокровища Месопотамии

«Я мобилизовал [все] страны повсюду, [каждого] каждого правителя, [который] возвысился над всеми народами мир [как один], любимый Мардуком…» читается надпись , написанная от имени Навуходоносора II.

Ворота Иштар , одни из восьми ворот, которые обеспечивали вход во внутренний город Вавилона , также считаются архитектурным шедевром современными учеными. Также построенный Навуходоносором II, он был построен из глазурованного голубого кирпича, на котором изображены чередующиеся ряды быков и драконов.

Другим впечатляющим архитектурным достижением являются Висячие сады Вавилона, провозглашенные несколькими древними писателями «чудом света». Греческий философ Страбон (жил в 63 г. до н.э. — ок. 24 г. н.э.) писал, что в садах среди сводчатых арок и лестниц росли деревья и растения. Насосная система позволяла воде подниматься вверх и в сады, писал Страбон. Однако археологи не нашли остатков садов, и ведутся споры о том, существовали ли они на самом деле. Одна теория состоит в том, что они существовали, но на самом деле располагались в городе Ниневия.

На этой фотографии изображен отреставрированный зиккурат в древнем городе Ур в Ираке. (Изображение предоставлено Shutterstock)

(открывается в новой вкладке)

Самые влиятельные культуры

На протяжении всей истории в Месопотамии процветало множество разных народов, культур, цивилизаций и империй. Известные примеры включают шумеров, общество, которое использовало общий язык и подобные артефакты и, возможно, было первым, кто использовал клинопись. Они процветали по всей Месопотамии в течение четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры, хотя они редко были политически объединены.

Другой известный месопотамский народ — ассирийцы. В древние времена они образовали империю, которая простиралась на большую часть Ближнего Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *