Характеристика Тихона из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героя Кабанова для сочинения в таблице
Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Тихон Кабанов — супруг Катерины и сын Марфы Кабановой. Это тихий, слабый, безвольный человек, сломленный деспотичной матерью. Он не способен бороться за своё счастье, и в этом заключается его главная трагедия. Характеристика Тихона необходима для более полного раскрытия пороков «тёмного царства», в условиях которого происходило становление личности героя. Все самые лучшие качества и порывы Тихона были подавлены окружающей его жестокостью, грубостью, невежеством.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Тихон Кабанов.
Возраст — не указан, молодой мужчина до 30 лет.
Род занятий
Семья — жена Катерина, мать Марфа Игнатьевна, сестра Варвара.
Социальное положение — купец.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитан в патриархальном духе.
Образование — недостаточное, малограмотный человек.
Внешность — молодой мужчина.
Характер — слабовольный, добрый, мягкий, нерешительный, трусливый, зависимый, инфантильный.
Положительные черты — добрый, любящий, жалостливый.
Отрицательные черты — трусливый, слабый, бесхарактерный, очень сильно зависим от матери.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание образа Тихона с цитатами позволит продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения героя к жизни.
Портрет
Тихон — старший сын богатой купчихи Марфы Кабановой и сам является купцом.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Источник: Действующие лица
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын».
Тихон — семейный человек, его жена — молодая красивая женщина по имени Катерина.
«До меня ли тебе: у тебя жена молодая».
Источник: Действие первое, явление 5
У Тихона и Катерины нет детей.
«Эко горе! Деток-то у меня нет…»
Источник: Катерина, Действие второе, явление 8
Черты характера и поступки
Кабанов привык во всем слушаться властную и деспотичную мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон — безвольная личность, он морально сломлен своей матерью.
«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
Источник: Действие первое, явление 5
Жизнь с матерью, привыкшей постоянно упрекать и читать нотации, является невыносимой для Тихона.
«Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»
Источник: Действие первое, явление 6
«Точит она его теперь, как ржа железо».
Источник: Действие второе, явление 2
Тихон испытывает нежные чувства к своей жене Катерине, чем сильно раздражает свою мать.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
«То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя».
Источник: Действие первое, явление 6
Тихон привык постоянно находить компромиссы с властной матерью. Он убеждает её, что любовь к Катерине никак не мешает ему быть любящим сыном.
«Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.
Кабанов. Да для чего ж мне менять-с?
Тихону очень тяжело живётся под одной крышей с вечно всем недовольной и требовательной матерью.
«…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон — мягкий, чувствительный человек, способный расплакаться в минуту сильного душевного волнения.
«А ты уж испугался, расплакался!»
Источник: Действие пятое, явление 5
«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя!»
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон не согласен с матерью в том, что жена обязательно должна бояться мужа. Он считает, что в семье должна царить любовь.
«Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».
Источник: Действие первое, явление 5
При каждом удобном случае Тихон стремиться покинуть дом. Вдали от неусыпного материнского контроля он уходит в запой. Подобные командировки он воспринимает как глоток свободы.
«Катерина. И на воле-то он словно связанный.
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
«Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то…»
Источник: Действие второе, явление 4
«На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял.
Источник: Действие пятое, явление 1
Спокойная, свободная жизнь без материнского надзора так высоко ценится Тихоном, что он ни в какую не хочет брать с собой Катерину.
«Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной».
Источник: Действие второе, явление 4
«Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Источник: Действие второе, явление 4
Причину всех своих бед Тихон видит в матери, её бесконечном грубом вмешательстве в частную жизнь.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.
Источник: Действие пятое, явление 1
Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажи ты мне на милость?»
Тихон, несмотря на советы и требования матери, смог простить свою жену-изменницу. В его сердце живет любовь и жалость по отношению к ней.
«Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот
Источник: Действие пятое, явление 1
Тихон не в силах противостоять деспотичной матери и жить собственным умом. Будучи слабовольным, ведомым человеком, он выбирает наихудший способ сопротивления и топит свою боль в вине.
«Кабанов. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а маменька-то… разве с ней сговоришь!..
Источник: Действие пятое, явление 1
Кулигин. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.
Кабанов. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Тяжёлая, безрадостная жизнь с матерью вгоняет Тихона в глухую депрессию.
«Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду: на радость, что ль, иду?»
Источник: Действие пятое, явление 1
Тихон предчувствует, что Катерина способна сделать с собой что-то страшное, и пытается предотвратить беду.
«Я, брат, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Уж так тоскует, так тоскует, что ах! На нее-то глядя, сердце рвется».
Источник: Действие пятое, явление 1
Узнав, что Катерина бросилась в реку, Тихон хочет броситься к ней, так как более не видит смысла своей жизни
«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам…
Источник: Действие пятое, явление 6
В смерти Катерины Тихон обвиняет мать.
«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Источник: Действие пятое, явление 7
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Тихон завидует Катерине, её уходу из этой унылой, безрадостной жизни. В себе же Тихон не находит силы, чтобы как-то изменить её и обречённо готов нести свой крест.
«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены)».
Источник: Действие пятое, явление 7
Характеристика Тихона другими героями
Кабаниха
Кабанову раздражает мягкий характер Тихона, его желание жить в любви с молодой женой.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова презирает сына за его слабохарактерность. Она считает, что муж должен держать в постоянном страхе свою супругу.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Марфа Кабанова считает своего сына откровенно глупым, недалёким человеком.
«Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить!»
Источник: Действие первое, явление 5
Подробная характеристика Кабанихи (Марфа Игнатьевна Кабанова).
Варвара
Варвара упрекает брата в слабоволии, подчинении воле матери, которая постоянно измывается над Катериной.
«Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену».
Источник: Действие первое, явление 6
Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Тихону живётся с матерью.
«Точит она его теперь, как ржа железо».
Источник: Действие второе, явление 2
Подробная характеристика Варвары.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Тихона вместе!
Биография
Тихон Кабанов — молодой человек родом из богатого купеческого семейства. После смерти отца воспитанием Тихона и его младшей сестры Варвары занялась деспотичная и властная мать, Марфа Игнатьевна.
Детство и юность Тихона были безрадостными. Мать полностью подавила волю своего сына, который ни в чём не смел ей перечить. Не в силах справиться с материнской тиранией, Тихон регулярно стал уходить в запой. Отдушиной ему служили и командировки, когда он мог покинуть ненавистный дом по делам и с полным правом развеяться на стороне.
Под влиянием матери Тихон женился на Катерине — молодой красивой девушке из приличной семьи. Молодые могли бы жить в любви и уважении друг к другу, если бы не постоянное грубое вмешательство Марфы Игнатьевны в их частную жизнь.
Когда Тихон в очередной раз уехал в командировку на две недели, Катерина, угнетённая тяжёлой атмосферой в доме мужа, от отчаяния бросилась в объятия другого мужчины. Однако угрызения совести были столь сильны, что Катерина призналась в измене мужу и его матери.
Мягкий, добродушный Тихон был готов простить Катерину, которая сама очень страдала из-за совершённого греха. Вот только Марфа Игнатьевна не собиралась давать ей спуску, делая жизнь невестки невыносимой. В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством. Для Тихона её смерть стала сильным потрясением. Он обвиняет во всём мать, однако полностью вырваться из-под её влияния он так и не смог.
Образ Тихона
Судьба Тихона Кабанова сложилась незавидно. С ранних лет он находился под сильнейшим влиянием деспотичной, грубой, невежественной матери, которая бесконечно донимает его своими придирками и нравоучениями. Кабаниха ловко манипулирует сыном, заставляя поступать его так, как она считает нужным. Однако Тихон не вызывает жалости, поскольку в своей слабохарактерности виноват только он сам. Оправданием не могут послужить и условия жизни, так как при таких же обстоятельствах его родная сестра Варвара находит разные способы противостоять материнскому деспотизму.
Ситуация ещё более накаляется после женитьбы Тихона. Теперь мать ревнует его к невестке, постоянно донимает супругов своими упрёками. В силу своего мягкого, незлобивого характера Тихон смог бы создать с Катериной крепкую, дружную семью, однако он не в состоянии дать отпор матери, которая постоянно вмешивается в их семейную жизнь.
Не в силах справиться с постоянным давлением, тяжело перенося гнетущую атмосферу в родном доме, Тихон находит утешение в алкоголе. И эта зависимость ещё раз подтверждает слабость его характера и нравственную деградацию.
Личность Тихона настолько подавлена матерью, что он совершенно не способен жить своим умом и даже не совершает попыток начать самостоятельную жизнь. Он привык, что все решения принимает за него мать, и кардинальные перемены пугают его. Всё, на что способен Тихон, — в момент смерти Катерины прилюдно обвинить мать в случившемся.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Тихон является одним из ключевых мужских персонажей. Отношение к нему противоречиво: в нём нет ярких отрицательных черт, однако его бесхарактерность и покорность обстоятельствам способствуют трагедии. И даже после смерти Катерины он винит во всём мать, но не самого себя.
Роль героя заключается в том, чтобы показать, насколько безжалостно «тёмное царство» способно калечить людские души, превращать их в безвольных марионеток. Цитатная характеристика Тихона позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко составить доклад или написать сочинение.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
«Гроза» герои пьесы, характеристика, внешность, характер персонажей :: Сочиняшка.Ру
Главные герои пьесы Островского «Гроза»
Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) — вдова, грубая деспотичная женщина, стремящаяся подчинить своей воле окружающих. Воспитана она по старинным обычаем, где в основе — патриархальный уклад жизни. Муж должен бить детей и жену, издеваться над ними. Хозяин должен тиранизировать своих подчиненных и не принимать в счет их мнения. Потому и Кабанова считает, что варварство и грубость — то, что непременно поможет в семейной жизни. Муж, по ее мнению, не должен любить жену, а, напротив, быть деспотом: бить жену, оскорблять и неуважительно о ней отзываться. Жена в таком случае вообще превращается в рабыню. Ее роль в семье: готовить еду и прислуживать мужу. Эти принципы Кабаниха пытается внушить собственному сыну, который боится мать и полностью подчинен ее тирании. Кабанова подчинить своим нравам невестку, жену сына, но это у нее не получается. В ее образе Островский воплощает ханжество и лицемерие патриархальной жизни, прогнившей насквозь.
Тихон Кабанов — сын Кабанихи. С ранних лет воспитывался в напряженной обстановке. Видел деспотизм, грубость, лицемерие со стороны матери. Слабохарактерный человек, не имеющий твердой воли. Загнан в угол чрезмерной строгостью и деспотизмом матери. Причем не предпринимает даже малейший попыток вырваться из под ига Кабанихи, а, напротив, безмолвно ей подчиняется. Пытается быть верным и ласковым мужем, но испытывает огромное давление со стороны Кабановой, которая желает, чтобы сын жил в семье по ее принципам. Пытается угодить и матери и жене, что довольно плохо получается. Единственную отдушину и радость он находит в пьянстве, что не осуждает Кабаниха, так как считает это признаком аристократичности и высокого дворянского происхождения. В обществе все так делают, поэтому такое поведение не вызывает осуждения. Узнав об измене жены, прощает ее, так как милосердия и сострадания в нем все же больше, чем в матери. К тому же, Тихон сильно любит ее. После гибели Катерины в каком то смысле завидует ей, ведь считает, что она принесла жизнь в жертву обществу грубых нравов и деспотизма.
Катерина — супруга Тихона. Молодая девушка с мягким характером, воспитанная в совершенно чуждом для Кабанихи духе. Очень часто Катерина вспоминает о матери и о том, насколько ласкова она была с ней, не принуждала к труду и выполнению сухих правил. Неудивительно, что деспотизм свекрови ей претит и она не может с собой ничего сделать. Она также пытается полюбить мужа, но ничего, кроме жалости к нему не испытывает. Кабаниха же изживает Катерину из дома, так как боится, что сын окажется под ее влиянием. Не выдержав все этого, Катерина заводит роман на стороне и все ночи напролет проводит с любовником. Но тут ей тоже не везет: Борис, ее новый возлюбленный, оказывается трусом и сбегает при первых же трудностях. Когда же их роман вскрывается девушка, окончательно запутавшаяся в своих чувствах, бросается с обрыва в реку и погибает. Через этот образ Островский показывает “луч света в темном царстве”. Но этот луч света никому не нужен. Общество настолько прогнило, что не способно понять человека, мыслящего не так, как большинство.
Второстепенные герои пьесы Островского «Гроза»
Варвара — дочь Кабанихи. По сравнению с Тихоном, она не безынициативная. Это сильный персонаж, научившийся прикрывать свое отвращение к принципам матери показным лицемерием и послушанием. Видно, что неусыпное бдение Кабановой и чрезмерная опека с ее стороны не смогли уберечь девушку от морального и нравственного разложения. Варваре глубоко плевать на то, что подумают люди. Она гуляет с Кудряшом, ведет распутную жизнь. Ее главный принцип — ради своего счастья можно наплюнуть на устои и все нормы приличия. Это именно Варвара подговаривает Катерину следовать зову своего сердца и делать то, что ей хочется. Позже Варвара даже организовывает тайные встречи Кати и Бориса. В конечном итоге, устав от бесконечных упреков матери, сбегает из дома вместе с Кудряшом.
Кудряш — любовник Варвары. Наглый развязный, хамоватый молодой человек. Он во многом похож на многих обитателей города Калинова, ведущих приземленный образ жизни. Все его устремления направлены лишь на то, чтобы разбогатеть и обмануть другого ради собственной выгоды.
Кулигин — механик-самоучка. Это один из немногих персонажей пьесы, которому не присуща зависть, самолюбие или тщеславие. Он не похож на многих жителей города и не готов жить по установленным нормам и правилам. Кулигин часто размышляет о всеобщем благе, равенстве между людьми, огромной роли технического прогресса. Однако, многие его мысли так и остаются на стадии идей, им не суждено сбыться. Посредством этого образа Островский выражает надежду на то, что не все потеряно в обществе. Есть еще люди креативно мыслящие, однако их время пока не пришло.
Савелий Прокофьевич Дикой — полная противоположность Кулигину. Этот человек груб, алчен и завистлив. Дикой любит причинять другим страдания. Он не склонен к размышлениям о судьбах людей и пути развития страны. Дикой живет для себя и в своем собственном мирке. Он презирает окружающих, для Дикого чье-то мнение не является ценным и заслуживающим хоть какого-то внимания.
Борис — племянник Дикого. На вид является более менее порядочным молодым человеком, но на деле оказывается таким же как и все — подлым и алчным человеком, думающим только о себе. Он соблазняет замужнюю Катерину, но потом, испугавшись ответственности за содеянное, трусливо сбегает.
Феклуша — приживалка Кабановой. Ради собственной выгоды способна втереться в доверие к любому человеку. С этой целью ей удается манипулировать разными людьми, что ей с легкостью удается. Невежлива, груба, дурно образована, так же как и сама Кабаниха. Резкие перемены пугают ее, она привыкла к стабильности, которая помогает ей дальше морально и нравственно разлагаться.
Глаша — такая же невоспитанная и необразованная девка, как и Феклуша. Несмотря на то, что она молода, у нее нет целей в жизни. Она честолюбива и не хочет учиться ничему новому.
Еще герои произведений:
Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» Островский
Александр Николаевич выделил важнейшую и особенно актуальную в то время проблему человеческого достоинства. В драме «Гроза» доводы, позволяющие считать ее таковой, весьма убедительны. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы потому, что затронутые в ней вопросы продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, и интерес к ней не ослабевает и по сей день.
В 50-60-е годы XIX века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разнородной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема — тирания денег, тирания и старосветская власть среди купцов, под ярмом которых находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме «Гроза» поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом «темном царстве».
Кого можно считать носителем человеческого достоинства?
Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» является важнейшей в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы сказать: «Это достойный человек». Большинство действующих лиц либо однозначно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Уайлд и Кабанья — идолы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон бесхребетны, способны только повиноваться существам; Кудряш и Варвара безрассудны, тянутся к минутным удовольствиям, неспособны к серьезным эмоциям и размышлениям. Из этой серии выбиваются только эксцентричный изобретатель Кулигин и главная героиня Катерина. Проблему человеческого достоинства в драме «Гроза» можно кратко охарактеризовать как противопоставление этих двух героев обществу.
Изобретатель Кулигин
Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой и стремлением бескорыстно служить людям. Он честный и добрый. Не случайно Островский доверяет ему оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калининского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хоть и вызывает сочувствие, но постоять за себя все же не способен, поэтому спокойно обрушивает хамство, бесконечные насмешки и оскорбления. Он образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь прихотью. Изобретатель уволен как алхимик. Он жаждет общего блага, хочет установить в городе громоотвод, часы, но инертное общество не хочет принимать никаких нововведений. Кабанья, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет в поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикий никогда не поймет, что молния на самом деле электричество. Он даже не знает этого слова. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы-с, в нашем городе жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.
Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует только Катерина. Несмотря на свою слабость, это все же сильная натура. В основе сюжета трагический конфликт между образом жизни и реальным чувством главного героя. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается в противовес «темному царству» и «лучу» — Катерине.
«Темное царство» и его жертвы
Жители Калинова делятся на две группы. Один из них составляют представители «темного царства», олицетворяющие силу. Это Кабаниха и Дикий. К другим относятся Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они жертвы «темного царства», ощущающие его грубую силу, но по-разному протестующие против него. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме «Гроза». Замысел Островского состоял в том, чтобы показать с разных сторон влияние «темного царства» с его удушающей атмосферой.
Характер Екатерины
Интересы и характер Катерины сильно выделяются на фоне той среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.
Эта девушка мечтательная и поэтичная натура. Ее воспитывала мать, которая баловала ее, любила. Ежедневными занятиями героини в детстве были уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы о богомольцах и странниках. Под влиянием такого образа жизни сложился внутренний мир девушки. Иногда она в реальной жизни погружалась в сны, призрачные сны. Речь Екатерины эмоциональна, образна. И эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу навязчивой опеки и лицемерия. Атмосфера этого мира холодна и бездушна. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и положением этого «темного царства» заканчивается трагически.
Взаимоотношения Катерины и Тихона
Ситуация осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не умела любить и не знала, хотя изо всех сил старалась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его нехватку, рабское обесценивание и грубость. Он с детства привык слушаться маму, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно покоряется произволу Кабанихи, не смея протестовать и возражать. Единственное его желание – хоть ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, прогуляться, выпить. Этот безвольный человек, будучи одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не смог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, так как внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предвидеть драмы, которая назревала в сердце его жены.
Катерина и Борис
Племянник Деки, Борис, тоже жертва ханжеского темного окружения. По своим внутренним качествам он значительно выше окружающих его «благодетелей». Образование, полученное им в столице в коммерческой академии, развило его культурные потребности и взгляды, поэтому этому персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе «Гроза» встает перед этим героем. Однако ему не хватает характера, чтобы убежать от их тирании. Он единственный, кто сумел понять Екатерину, но не смог ей помочь: ему не хватает решимости бороться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, подчиниться судьбе и бросает ее, предчувствуя смерть Катерина. Неумение бороться за счастье обрекло Бориса и Тихона не на жизнь, а на страдания. Только Екатерине удалось бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе Островского «Гроза», следовательно, есть и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов «темному царству». Они принадлежали только главному герою.
Мнение Добролюбова
Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» была раскрыта в статье Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве». Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры, осветила на мгновение спящее «царство», как луч солнца на фоне темных темных туч. Катерина Добролюбова считает самоубийство вызовом не только Дикому и Кабанову, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостнической стране.
Неизбежный финал
Это был неизбежный финал, несмотря на то, что главный герой был так прославлен Богом. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем упрекать свекровь, сплетнях и угрызениях совести. Она признала себя виновной перед общественностью, потому что не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует рассматривать как действия, возвысившие ее человеческое достоинство.
Екатерину можно было презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижала, не совершала недостойных, низких поступков, они только шли против нравственности этого общества. Хотя какая может быть мораль у таких ограниченных, глупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» – это проблема трагического выбора между примирением или вызовом обществу. Протест при этом грозит серьезными последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.
Композиция на тему «Гроза» Островского. Темы произведений по драме Островского «Гроза»
Пьеса Николая Островского, которую петербургские зрители впервые увидели в 1859 году, вызвала широкий резонанс. Затем последовало бурное обсуждение, которое касалось в первую очередь образа главной героини. Работа достойна внимания и сегодня. И поэтому работа над «Грозами» Островского — одно из заданий, неизменно присутствующих в школьной программе.
Критика
Критик Добролюбов подверг пьесу тщательному исследованию. Его статьи — классическая интерпретация произведения, хотя и имели ярко выраженный социальный уклон. Позже точку зрения Добролюбова частично опроверг другой литературовед, заявив, что Катерина не является представительницей нового поколения. Таким литературным героем может быть только тургеневский Базаров. Добролюбов не мог выступить в защиту своей точки зрения, так как его в тот момент не было в живых. Но все же, чтобы написать полноценный очерк о «Грозах» Островского, следует хотя бы поверхностно познакомиться с творчеством русского критика.
Анализ
Образ героини, не соответствующий традициям провинциального купечества, не случаен. Судьба Катерины, мечтающей об искреннем счастье, — следствие отживших явлений, подтачивающих основы жизни. Основным фоном в произведении стали воспоминания о старых добрых временах. Сочинение Островского «Гроза» предполагает сравнительный анализ образа Катерины с другими героями.
«Гроза» — пьеса символическая, но в ней присутствуют фольклорные мотивы. В пьесе также есть аллюзия на сказку о принцессе, заточенной страшной ведьмой в каменном замке. Однако принцу не удается спасти героиню. Борис — посторонний, приехавший из более оживленного города. Его Островский наделен качествами человека мыслящего, но не способного к действию. Борис смог разбудить «спящую красавицу», но не решился взять ее с собой в далекие края. Сочинение на тему «Гроза» Островского можно посвятить тому символизму и мотивам, которые присутствуют в произведении.
Калинов
Образ города — символ сонного царства, аллюзия на страшную народную сказку. Калининцы замкнуты в своих географических и духовных взглядах. Символичен образ странника, который говорит о стране обетованного и неведомого миров, а о других русских городах говорит как о чем-то крайне далеком и недосягаемом. Одна из тем, которую сегодня пишут школьники, — сочинение на тему «Гроза» Островского, «Провинциальное общество». И при работе над такой задачей стоит обратить внимание на образы, мотивы и аллюзии, которые присутствуют в драме.
Темные силы
В пьесе нет непосредственных виновников смерти героини. Все жители «темного царства» несут ответственность. Классической темой, которую восьмикурсники рассматривают на уроках литературы уже несколько десятков лет, является «Луч света в темном царстве», за которым следует сочинение Островского «Гроза». Жизнь в этом маленьком городке действительно уныла. Словосочетание «темное царство» символизирует как бездуховность местных жителей, так и жестокость, которые, впрочем, в данном случае — синонимы.
Всеобщее послушание
У героев пьесы нет свободы на свободу вообще. Катерина становится единственной, кто не хочет повиноваться судьбе. Героиня нарушает привычный ход событий, за что ей грозит жестокое наказание. Тема тирании — одна из главных в творчестве Островского. В городе господствует глупость и невежество, которые являются хоть и косвенной, но все же причиной трагедии.