История создания романа «Преступление и наказание» – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
История создания романа «Преступление и наказание»Истоки романа
В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.
Иллюстрация Д.Шмаринова
Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.
За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому.
Начало работы
Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.
Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно.
Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.
Читайте также:
Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»: что еще сказать о самом популярном романе из школьной программы?
Человек-эпоха в русской литературе: что рассказать ученикам о Николае Гоголе?
Поэзия и биография Сергея Есенина. Идеи для урока
Книжная полка современного старшеклассника
Процесс написания
В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться».
Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».
Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.
Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.
Иллюстрация Д.Шмаринова
Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет. Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши.
Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу».
Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе».
А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.
Итог написания романа для Достоевского
Реакция современников
Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа. Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.
Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать.
Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом. В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов. В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.
Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.
Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.
На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.
Из учебника «Литература.
Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.
#ADVERTISING_INSERT#
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» — что это, определение и ответ
10 класс
Литература
История создания произведения
Замысел романа рождается у Достоевского на каторге. Первоначально автор задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди, перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Однако в 1859 году работа так и не была начата.
В июне 1865 года у Достоевского появляется замысел романа «Пьяненькие». Он предлагает публиковать это произведение А.А. Краевскому, редактору «Отечественных записок», но получает отказ.
Оставив «Пьяненьких», осенью 1865 года в Висбадане Достоевский принялся за повесть, о которой он сам писал издателю журнала «Русский вестник» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления».
Уже в Петербурге повесть переросла в роман. В январе 1866 года на страницах «Русского вестника» появляется первая часть «Преступления и наказания», однако роман еще не был завершен. Писатель отходит от первоначального замысла и пишет роман не от первого лица (лица преступника), а в виде рассказа автора.
Работа над романом продолжалась весь 1866 год. После того, как «Преступление и наказание» было напечатано в «Русском вестнике», Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием. Двухтомное исправленное издание вышло в Петербурге уже в 1867 году.
Краткая характеристика основных персонажей:
Родион Романович Раскольников — молодой человек 23 лет. Приехал учиться в Петербург три года назад, но бросил учебу из-за бедности.
Несостоявшийся выпускник юридического факультета.Описание внешности: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно рус, ростом выше среднего, тонок и строен…».
Качества: необщительный, замкнутый, горделивый, высоко ценит себя, мрачный, надменный, мнительный, великодушный, добрый.
Авдотья Романовна Раскольникова (Дуня) – сестра Раскольникова. Красивая, умная девушка с характером. Вместе с матерью, Пульхерией Александровной, живет в бедности. Соглашается на брак с Лужиным, чтобы избавить свою семью от нищеты, готова пожертвовать собой.
Описание внешности: «Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем».
Качества: характерная, душевная, благородная, добрая, жертвенная, честная.

Петр Петрович Лужин – жених Дуни. Мужчина 45 лет, делец, богатый человек. Хочет открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. На Дуне собирается жениться по расчету (ищет бедную, благодарную и покорную жену).
Описание внешности: «Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка».
Качества: жадный, подлый, мелочный, расчетливый.
Аркадий Иванович Свидригайлов — мужчина лет 50, богатый помещик, вдовец (был женат на Марфе Петровне), бывший шулер. В его семье работала гувернанткой Дуня. Свидригайлов влюбился в девушку и пытался ее соблазнить, но всякий раз получал решительный отказ. В конце совершает самоубийство.
Описание внешности: «Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.
Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые».Качества: развратный, сумасбродный, эгоистичный, в то же время совесть и благородство еще живут в его душе.
Семен Захарович Мармеладов – спившийся чиновник, потерявший свою последнюю работу из-за пристрастия к алкоголю. Мармеладову за 50, с Раскольниковым он знакомится в распивочной и рассказывает о себе и своей семье (так происходит заочное знакомство Раскольникова с Соней Мармеладовой).
Описание внешности: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».
Качества: добрый и совестливый человек, сострадательный, но не способен справиться с собственной зависимостью (=безволие).

Софья Семеновна Мармеладова (Соня Мармеладова) – дочь Мармеладова, девушка 18 лет. «Пошла по желтому билету», чтобы прокормить свою семью (при этом малые дети мачехи Катерины Ивановны не являются для нее родными по крови). Именно ей Раскольников признался в своем преступлении.
Описание внешности: «малого роста», «белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое», «с замечательными голубыми глазами».
Качества: кроткая, добрая, терпеливая, безропотная, жертвенная, верующая.
Порфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры, дальний родственник друга Раскольникова Разумихина.
Описание внешности: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое.
Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами».Качества: умный, тонкий, хитрый, благородный, тонкий психолог, держит свое слово.
Ели и (в основном) пили с Федором Достоевским
Главная » Без категории » Ели и (в основном) пили с Федором Достоевским
‘Возьмите холодный кофе, я налью в него четверть стакана коньяка, это вкусно…»
Мужчина по моему сердцу. К сожалению, он злодей. Фёдор Камаразов является отцом Братья Карамазовы – распущенного, льстивого, самооправдательного, потакающего своим желаниям. Тем не менее, у него было правильное представление о ледяном кофе. У меня это каждое утро. Это просто. Никакие оборки. Нечего варить и печь. В напряженный, нервный полдень глоток черновика полшота бренди в очень крепком кофе творит чудеса.
Он тоже кое-что знал о луке.
Аааа… простая жизнь. Считается, что чревоугодие уходит – или нет? Зайдите в Whole Foods. Увидеть пирамиды из апельсинов и луковиц. Посмотрите, как верующие толпятся вокруг витрин, совершая паломничества по проходам. Вы говорите мне, что это не храм? Еда стала религией нашего времени и объектом поклонения.
Ничего удивительного. Мы живем, пожалуй, в первую эпоху в истории, когда еда не составляет самую большую часть нашего бюджета — ее ничтожно мало по сравнению с нашими счетами за Wi-Fi, платежами за машину, арендной платой и ипотекой. В супермаркете можно купить что угодно — от кимчи до киви. Так что теперь нам нужно не количество, а качество. Некая крошечная рыбка из Средней Атлантики, слегка обжаренная в органическом масле и листьях шалфея, подается на патта-сале. Затем мы делаем с ним селфи и публикуем их на Facebook.
Федор Достоевский ‘s «Братья Карамазовы» , пожалуй, мой самый любимый роман. Поэтому я был заинтригован, увидев Валери Стивер s последнюю запись в ее колонке «Ешь свои слова» в The Paris Review здесь .
На этот раз она «Готовим с Достоевским». Можно даже заставить научиться делать квас из перебродившего русского хлеба. Шеф-повар , а — это луковые ватрушки.
Ее отношение к русскому шедевру так себе, но она ценит достоинства хорошего лука:
«Лук» — один из самых известных заголовков глав романа Достоевского «Братья Карамазовы» и относится не к русской кухне, в которой лук является основным ингредиентом, а к истории, которую героиня Грушеньки рассказывает о злой старухе. вырвалась из адского огня, держась за луковицу, подаренную ей ангелом-хранителем. Женщина прожила плохую жизнь, но однажды дала луковицу нищему, и это единственное доброе дело может ее спасти. Анекдот призван продемонстрировать возможность Божьего прощения, а его рассказчица Грушенька говорит о себе в одной из кульминационных сцен книги: «Хоть я и плохая, но луковицу отдала», показывая готовность к спасению. (Что же касается старухи, то и другие проклятые души пытаются схватить ее за ноги и подтянуться, а она самолюбиво начинает их пинать.
Ломается луковица, «и упала баба в озеро и горит там по сей день». .»)
И это, конечно же, отправило меня к моим книжным полкам, ибо я вспомнил, что та же самая история пересказана, чуть по-другому, в другой моей любимой книге: Жизнь и судьба автор Василий Гроссман . Не нашел, а нашел вот это: «Доброта сильна только тогда, когда она бессильна. Если Человек попытается дать ему силу, он тускнеет, угасает, теряет себя, исчезает». Гроссман был репортером Красной Армии, освещавшим оборону Москвы и падение Берлина во время Второй мировой войны. Он тоже был евреем и доложил об открытии Треблинки. Он продолжает:
«История человечества — это не битва добра, борющегося со злом. Это битва великого зла, пытающегося раздавить маленькое зерно человеческой доброты. Но если человеческое в людях не уничтожено и теперь, то зло никогда не победит».
А пока наслаждайтесь грушевым тартом от Грушеньки – «Грушенька», конечно же, по-русски Достоевского означает «грушенька».
Теги: Федор Достоевский, Валерия Стиверс, Василий Гроссман
Эта запись была размещена в пятницу, 8 июня 2018 г., в 20:52, Синтия Хейвен и находится в разделе «Без категории». Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через ленту RSS 2.0. И комментарии и запросы в настоящий момент закрыты.
Reddit — Погрузитесь во что угодно
Кто-то в этом сабреддите задал этот вопрос.
Верхний комментарий хорошо выразился, u/гитарино хорошо выразился, когда сказал, что Карамазовых связывает страсть. Но, думаю, правильнее было бы сказать пьянство.
Во-первых, любой ответ слишком упрощен , Карамазовы, я считаю, блестящий аналог для ума (это дофрейдовское трио Фрейда), аналог Достоевского, конечно, и как указывают прокуроры , аналог для всей России. Но одной центральной частью русской души тогда и по сей день является алкоголизм. Зосима в речи, вызывающей мурашки по коже, говорит
То же самое мы видим и у небогатых, а бедные пока просто топят свои неудовлетворенные потребности и зависть в выпивке.
Но скоро они напьются кровью вместо вина , их ведут к тому
Выпить что-то значит выпить до конца, без осторожности, это старый символ, см. например Тристан и Изольду, где слепо принять свою страсть — это пить из чашки. И в этом проклятие Карамазовых, они опьянены своими страстями и желаниями. Это видно по старому Карамазову, он только и делает, что упивается собственным пьянством и похотью.
У Дмитрия все обыгрывается немного иначе. У Дмитрия есть все чувственные запреты Федора, но он также романтик, как и его мать (которая покончила с собой не более чем из романтической прихоти). совершенно не в состоянии разделить две формы опьянения». В конце IX книги вечеринка с поляками и Грушенькой полна символизма пьянства. В частности, Дмитрий часто говорит, что он хуже, чем пьян, он «пьяный духом». Эту ассоциацию можно увидеть в этой строке, которую он говорит Грушеньке:
«Я пьян! Все равно пьян… пьян с тобой, а теперь напьюсь вина.
» Он выпил еще стакан и — — ему самому было странно — — только от этого последнего стакана опьянел, опьянел вдруг, хотя до сих пор был трезв, он это помнил.
Иван, кажется, дорожит своей трезвостью, он кажется такой прямолинейной и уравновешенной фигурой, но вскоре мы видим, что и он «духом опьянен». Во-первых, это простое сластолюбие отца, он упивается презрением, романтической любовью, даже грубо отзывается о девушке Лизе. Наиболее значительными из этих потворств являются жалость к себе и страдание. Часто говорят, что причиной мировоззрения Ивана является негодование, когда он считает себя одним из тех бедных, забытых детей, чьи ужасные истории он одержимо собирает как боеприпасы для своего религиозного бунта. Как он упивается своими детскими страданиями, так он тешит себя собственной виной за смерть Федора, несмотря на предупреждение Алеши не делать этого. Иван настолько опьянен своей виной и идеологией, что навсегда опьянен безумием.
Отец Зосима много говорит о пьянстве в своей проповеди о русском обществе, круговороте насилия и обиды, которое оно вызывает, он говорит о «.

Несостоявшийся выпускник юридического факультета.
Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые».
Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами».
Но скоро они напьются кровью вместо вина , их ведут к тому
» Он выпил еще стакан и — — ему самому было странно — — только от этого последнего стакана опьянел, опьянел вдруг, хотя до сих пор был трезв, он это помнил.